Волчкова В. Б.
Вэтом году исполнилось 175 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Всезнают его знаменитую периодическую таблицу, некоторые помнят со школы законМенделеева – Клапейрона, кто-то слышал, что он изобрел новый вид пороха, изучилсвойства спирта и особенности его растворения в воде, но, наверное, лишьнемногие представляют себе широту его интересов и огромный вклад в развитиенауки и промышленности.
Читаяего «Заветные мысли» — книгу, написанную им незадолго до кончины, поражаешьсяглубине понимания процессов, происходящих в обществе. А Дмитрий Иванович,будучи истинным патриотом своего отечества, душой болел о России, еепроцветании и не мог не печалиться о разрушительных процессах в государстве,свидетелем которых он был.
Вотцитата из этой книги: «Не могу, даже просто смелости у меня такой не хватает,закончить изложение своих «Заветных мыслей», не попытавшись передатьсвоих исходных положений, выработавшихся всею совокупностью испытанного иузнанного в жизни, так как этими положениями не прямо, а косвенно определяетсявсе мое изложение. Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явнозанято «переоценкою» и сосредоточенным стремлением найти вновь как-тозатерявшееся «начало всех начал», исходя то из субъективнойсамостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь оноэнергия вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное — только, недревнее исходное начало, Богом наименованное. От физики до метафизики теперьстараются сделать расстояние до того обоюдно ничтожно малым, что в физике,особенно после открытия радиоактивности, прямо переходят в метафизику, а в этойпоследней стремятся достичь ясности и объективности физики. Старые богиотвергнуты, ищут новых, но ни к чему сколько-либо допустимому и цельному недоходят; и скептицизм узаконяется, довольствуясь афоризмами и отрицая возможностьцельной общей системы».
Какактуально сегодня написанное Д. И. Менделеевым более ста лет назад! Еще и ещераз убеждаешься, что «настоящее» вырастает из «прошлого». Процессы измышления«научной истины», как учеными мужами, так и людьми далекими от науки, протекаливо все времена (хотя раньше люди были скромнее, чем в наше «свободное» время).
ДмитрийИванович только в конце своей жизни дерзнул написать и опубликовать свои«заветные мысли». И в послесловии пишет, что «…молчание (от скромности! – В.В.)ведь привычно, хоть не в моде, и, кстати, отвечает несомненному русскомубольшинству, с которым оставаться желаю…». И это после того, как он в своейкниге проанализировал в десяти разделах сложнейшие проблемы промышленности иторговли, японской войны и народонаселения, образования и управлениягосударством. Коротко коснемся этих вопросов, останавливаясь подробнее навопросах образования.
О государственном устройстве и законодательстве
Менделеевпишет, что правительства монархические, республиканские или иные, только тогдамогут достичь общего блага, если разумность сочетается с общей народной волей!И добрыми отношениями с другими странами. Поскольку между верховной властью игражданами неизбежно присутствуют исполнители выборные или назначенные, но изтех же граждан взятые, в них-то из-за их многочисленности всесильно действуетдух народа. И от них зависят успехи государственные. Это давно кратко выраженоизречением: «Всякий народ достоин своего правительства».
Государственныйуклад определяется не случайными обстоятельствами, а всей народной историей…Развитие «блага народного», определяясь нравственными началами (христианскимиценностями в России), сильно зависит не только от прав граждан, но и отобязанностей. Пожелания к членам Государственной Думы, которые были написанысто лет назад, можно почти без изменений отнести к нашим современным депутатам.…«Надобно оглянуться на себя и подать личный пример: порядка, трудолюбия, немногоглаголания, снисходительности, деловитой разумности и постепенности в действияхи реформах». Перечисляя конкретные меры правительства по решению вопросовразвития экономики, не забывает автор и кооперативные (артельные) предприятиякак исключительно важные и настаивает на создании для них благоприятных условий– уменьшение налогов в частности. А также уменьшение налогов на жизненно важныепродукты и увеличение – на «предметы роскоши», как бы мы сейчас сказали. Немалое место отведено и похвалам в адрес простого российского предпринимателя!
Касаясьвопросов законодательства, Дмитрий Иванович пишет, что непрактичный и дажевредный закон появиться может, потому что законы – творение рук человеческих,но надо иметь способы изменять и исправлять их. И сам себе никто не судья!Корень дела в выборе лиц администрации. Самые совершенные законы всегопредусмотреть не могут и пишутся, в сущности, для устранения зла, а возбуждатьдобра не могут.
Длякоррекции деятельности администрации следует создать суды, совершенноотделенные от нее, чтобы каждый человек или организация могли обжаловать еедействия, если они незаконны или неполезны. Администратор, не сумевшийприобрести личный авторитет или не соблюдающий законы, плох, и его удаление,как показывают многочисленные примеры, только на пользу дела.
Русскийпатриот Менделеев призывает нас направить все свое трудолюбие на разработку (ане распродажу!) природных запасов нашей богатой страны, не вдаваясь вполитиканство, которое … «сгубило латинство и евреев». Прочно и плодотворнотолько приобретенное своим трудом! … Законодатели много благого сделают длясвоей страны, если примут меры, поощряющие труды всякого рода, если трудолюбиюпомогут всего более…
«Доброесогласие, стройный порядок, упрочение душевного настроения и материальнаяобстановка воинов составляют неизбежную необходимость выполнения ими долга иуспешности войн… и это не «эгоистические» соображения, а единение правительстваи народа. Желая мира, будь готов к войне! Завоевательных войн Россия сама незатеет. В этом уверены не только мы, но и весь мир. И заниматься научной ипрактической разработкой взрывчатых веществ, пушек, минных приспособленийнеобходимо, причем следует дать место русским изобретателям, а из-за границы мыполучаем лишь жалкие поскребки… Наше вооружение и армия должны быть таковы,чтобы никто и не пытался затеять с нами войну!…»
«…Тольколюбящие отнесутся мягко к существующим недостаткам, только они найдут выход изтого, что страху и совести покажется безысходным…. Могу сказать, что знал насвоем веку много государственных мужей, которые в Россию не верят и Россию не любят,народ ее мало понимают, хотя и действуют и мыслят без страха и за совесть, норуководствуются «теоретическими» системами. Я, будучи сам всю жизнь научнымтеоретиком, отрицаю достаточность теоретичности в таком строго практическомделе, как законодательство, особенно русское. Оно бесспорно необходимо, но безтакта и любви действительной ничего тут не поделаешь!…
Чтоже, кроме настоящей, сознательной и взвешенной любви к России, побуждало Петраотворить окно в Европу, Александра Освободителя делать его дела, императораНиколая П согласиться на мир с Японией? Воля-то руководствуется не толькоинстинктами, но превыше всего Любовью, ею просветленный разум диктуетединственно верные поступки. Выход дает только любовь!»
Укреплениесемьи, отцовства, увеличение народонаселения, предоставление отцам семействправ быть представителями в законодательных органах, осторожность с пресловутой«Декларацией прав», которая, прикрываясь красноречием, заслоняет действительнуюсложность смеси добра со злом, – вот о чем пишет Менделеев. И просвещениенарода, открытие пути образованной части общества в промышленность – вотважнейшие сферы деятельности. Но! Знание без образования – меч в рукахсумасшедшего. Кроме того, мировая трагедия на том и основана, что духовное,внутреннее и личное существуют не сами по себе, без материального, внешнего иобщественного, а взаимосвязаны и, к сожалению, материальное возникает раньше,начальнее и назойливее духовно-внутреннего, и должно быть удовлетворяемо.
Мысли о школьном образовании
Обратимсяк вопросам образования. Менделеев считал, что именно образование может и должнооздоровить общество и в будущем привести к процветанию страны: какматериальному, так и духовному. Первое и главное в этом сложнейшем деле –создание педагогических институтов, способных удовлетворить спрос навысококвалифицированных школьных учителей. Нельзя терять ни минуты ввидуобратной зависимости хода просвещения от течения дел промышленных иправительственных. Так как именно «среднее» звено – школа – формирует личностьшкольника, а затем и взрослого человека. «И главное – дать школьнику твердые иглубокие знания по основным предметам: русскому языку и математике, не забываяи о ручном труде, пении, рисовании, законе Божием. В старших классах по историии естественнонаучным дисциплинам». Иностранный язык Дмитрий Иванович относит ккатегории дополнительных предметов, впрочем, не умоляя его важности, но, дажене сравнивая его с русским языком – основой основ для каждого русскогочеловека. Многократно во всех разделах своей книги он подчеркивает, что Россия всилу своего географического положения – евроазиатского, и многочисленностинародностей ее населяющих, и особенностей своего исторического развития, неможет следовать ни европейским, ни каким-то иным схемам. Россия – странасамобытная и может идти только своим путем. Народ наш необыкновенно талантлив,добр, трудолюбив, хотя и не лишен своих недостатков, которые следует «покрыватьлюбовью». Школа должна развивать в учениках патриотические чувства. Основное жевнимание должно уделяться именно вопросу обучения и отбору наиболее талантливыхучеников, которые хотят и могут получить высшее образование, чтобы впоследствиирешать сложнейшие научные и практические задачи. При этом образованный человекнайдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениямибудут нуждаться; иначе он лишний и про него написано «Горе от ума». Начальное ивсе среднее образование должны иметь дело преимущественно со словом, а высшее — с делом, с общественной жизнью.
Вотношении к среднему образованию мысли Дмитрия Ивановича сводятся в основном кследующему. Нормальным возрастом для получения среднего образования он считаетпериод от 10 до 16 лет. Ранее 10 лет должно идти обучение грамоте, счету,первым правилам жизни, приучением к труду и началам религиозным, без которыхнельзя приступать к среднему образованию.
Всреднем образовании должно преобладать развитие в учениках индивидуальныхсторон их личности, их талантов, так как именно на этом фундаменте возможнопоследующее плодотворное взращивание общественных отношений, обеспечивающихвысокую самоотдачу людей, посвятивших свою жизнь труду на благо общества,своего народа. Решить эту задачу можно только радикально улучшая среднееобразование. В этом еще детском возрасте человек только предчувствует своеместо в жизни всего общества, однако он не способен осознать весь круг вопросови взаимоотношений. Личное проще и понятнее общественного. Но начало социальногообучения заложено в школе, которая и есть большая семья; и как важно, чтобы онабыла дружной и любящей!
Ещеи еще раз Менделеев подчеркивает роль глубокого изучения родного, а неиностранного языка в формировании личности: именно родной язык и математикадолжны составлять основу среднего образования. Естествознание, физика,география, история, понятия о государственных законах и закон Божий должнысоставлять второй ряд предметов, развивающих личную сознательность. Третий рядобразуют дополнительные предметы, такие как рисование, черчение, один изиностранных языков (включая латынь, которую он предлагает изучать по желанию,за дополнительную плату и только в старших классах) и ручной труд. Кто-то можетне согласиться с Дмитрием Ивановичем относительно места, отведенногоиностранному языку. Но кто может быть согласен с навязываемой нам тенденциейвытеснения всеми способами русского языка и литературы иностранными языками – иматериальными, и с помощью рекламы, направленной на принижения значения родногоязыка в развитии личности?
Выпускниксредней школы успешно ее завершивший может и должен обладать совокупностьюзнаний, которые позволят ему продолжать образование в высшем учебном заведениии углублять знания уже по более узкой специальности. Очевидно, что выполнениеэтой задачи сильно зависит как от знаний учителя, так и от влияния самой еголичности на учеников, а не только от количества учебных часов. С другой стороныдаже самый лучший учитель не добьется успеха, если обучение идет без общегообдуманного плана и ученик не располагает достаточным временем длясамостоятельных занятий.
Продолжатьсреднее образование после 16–17 лет даже вредно, так как в этом возрасте юношауже способен понимать философские начала и достаточно впечатлителен, чтобыувлечься в надлежащей мере интересами избранной специальности, а жизненныетребования взрослого возраста старше 20 лет еще не набрали силу и не отвлекаютего от учения. Менделеев подчеркивает, что процент преданных науке людей изчисла «бородатых» студентов очень мал, а горячо предаются науке именно юноши.Поэтому отсрочка от армии для студентов, собирающихся посвятить жизнь науке,оправдана! Конечно, исключения есть из всех правил, но чтобы создатьоптимальные условия для формирования специалистов надо следовать указаннойсхеме. И не следует в общих курсах уделять излишнее внимание латыни ипереводным экзаменам. Переводные экзамены, если придавать им слишком большоезначение и отрывать на их подготовку время, необходимое для основательного,глубокого изучения предмета, только вредят освоению наук. Их можно с успехомзаменить итоговыми контрольными работами и решением педсовета, выражаясьсовременным языком. Дмитрий Иванович считает переводные экзамены выражениемформализма, т.к. учитель прекрасно знает своего ученика.
Окачестве подготовки учителей можно много говорить, не забывая и материальныестимулы, так как низкие заработки вызывают отток талантливых людей из сферыобразования. Увеличение числа часов, которые вынужден взваливать на свои плечиучитель, чтобы прокормить себя и свою семью, приводит к ухудшению качествапреподавания и к потере здоровья. Желание «выкладываться» на уроках постепенноугасает, и, несмотря на любовь к своей профессии и к детям, учитель в силуистощения телесных и духовных сил может начать уставать и покрикивать научеников… Менделеев пишет: «…сам я когда-то выносил 4-5 (!) уроков в день наплечах и знаю, что выносить долго никому не под силу, если только следить зауспехами излагаемой науки. Трудно даже правильно влиять на учеников, вникая вих особенности». Впрочем, простым увеличением жалования, которое должно растисо стажем преподавания при условии успешного обучения школьников, эту проблемуне решить! Любовь к делу может и черствый хлеб сделать мягким! ПоэтомуМенделеев «кричит» об этом важнейшем условии успеха преподавания. Главнаязадача института, в котором обучаются будущие учителя, — дать им живой примерлюбви к народному просвещению.
Менделеев о высшем образовании
Помнению Дмитрия Ивановича, именно высшее образование определяет успешное решениегосударственных задач в целом. Высшее образование давно перестало бытьпривилегией определенного сословия и доступно всем, кто может его вместить.Изменения в понимании целей и самого понятия «высшее образование» происходили стечением веков. Когда-то высшее образование пыталось охватить всю совокупностьзнаний своего времени, сейчас оно признается только за специалистами в узкойобласти знаний, искусств или науки. Менделеев считает, что такая переменасвязана не только с объемом накопившихся знаний, но со «смирением» человечестваперед невозможностью охватить начало всех начал и признанием существованиянедоступного познанию. При этом наблюдения и опыты позволяют установитьнепоколебимые законы, при помощи которых легче овладевать природой. И «вечныеистины» таким образом, находятся в согласии с научными знаниями, которые вполнеконкретны и могут быть проверены на опыте. Это и придало высшему образованиюхарактер специализации. При этом Дмитрий Иванович не считает, что глубокоезнание математики или литературы достаточно для управления государством: каждаясфера деятельности требует своей подготовки. И цель подготовки в возможностиумелого приложения узнанного к конкретным частностям «…будут ли это пушки,мосты через реку, образование, управление государством, лечение органическойили нравственной болезни или письменные памятники…Объединениеабстрактно-бесконечного с конкретной действительностью невозможно в раннемюношеском возрасте, дается не каждому!». Акцентирует внимание Менделеев на том,что высшее образование должно начинаться с базовой подготовки, фундамента. Онприводит пример артиллерийских академий, инженерных институтов и т. п., вкоторых образование на младших курсах начинается с высшей алгебры,дифференциального и интегрального исчисления, физики на базе высшей математики,а уже на старших курсах появляются специальные предметы. Казалось бы, можнолечить, чинить и строить мосты и без высшей математики, но опыт показывает, чтоэто не так. В наше время такие вопросы уже не обсуждаются, это очевиднопрактически всем. Однако, далеко не всем очевидно, что высшее образование безруководства знанием нравственных законов может привести к неверным и пагубнымдеяниям.
«Люди,способные видеть хоть немного вперед, нужны стране и чем их больше, тем лучше»– не знал Дмитрий Иванович, что большинство именно таких людей в Советскоевремя окончит свою жизнь в Гулаге…. Можно еще дальше перечислять общие и болееконкретные шаги, которые необходимы для совершенствования высшего образования,но только все это упирается в краеугольный камень общественного устройства… «Нетолько учреждение, но и содержание высших учебных заведений и их организациядолжны составлять одну из первейших забот правительства, пекущегося о полнотеблага народного, о сохранении самобытности страны и о всех основных началах еесуществования…Все управление высшим учебным заведением должно быть вверяемосовету профессоров-руководителей, избранных на определенные сроки. Причемизбраны могут только имеющие общий стаж преподавания не менее 10 лет, в томчисле 2-3 года в данном учебном заведении». Изучив последовательность реформ вобразовании современного общества, кажется, что чья-то злая воля направляет этодвижение в совершенно иное русло. Можно еще и еще приводить советы ирассуждения Менделеева, но наша реальная жизнь, по крайней мере, в настоящийисторический момент, не позволяет им следовать…
Чтоже делать нам современным учителям, родителям, гражданам нашего Отечества? Каки чему учить детей? Ответ один во все времена! Каждый должен делать свое делона том месте, на которое он поставлен. Не ужасаться, не падать духом. Каксказано в Евангелии: «… претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24. 12-13).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru