Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и цивилизация в ХХ столетии



Культура и цивилизация в ХХ столетии

Двадцатый век уходит в историю. Следы его еще не остыли, процессы в нем кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - всегда есть некий магический соблазн (есть в самих подобных числах и цифрах что-то генерирующее его) подведения какой-то (пусть предварительной) черты и вглядывания в нечто, оставшееся по ту сторону... Тем более, что ушедшее столетие - достойный объект для такого вглядывания и некоего подытоживания. Оно во многих смыслах оправдывает свое пограничное положение в истории; в истории культуры особенно, на которую мы попытаемся взглянуть здесь сквозь многогранную призму искусства, художественной культуры, эстетического сознания...

Так что же такое культура и цивилизация в ХХ столетии?

Пожалуй, однозначно на этот вопрос ответить невозможно. На этот счет существует множество различных мнений. Одно из них то, что Культура как таковая исчезает и вырождается. И отчасти это верно, так как многие обычаи и традиции либо уже исчезли, либо близки к этому. Изменилось даже отношение к ценностям истории и культуры, которые собственно появились в процессе формирования истории. Как впрочем, изменился и менталитет людей, их этические и моральные принципы. Во всяком случае, наиболее охваченная техногенной цивилизацией евро-американская часть человечества пребывает ныне в состоянии неумеренного потребления и безудержного производства соблазнов; человек превращается в бездумную «машину желания», пестующую свою чувственность и исключительно телесные интуиции. Излишне напоминать, что всё сие стало возможным при господстве принципа вседозволенности на базе научно-технического прогресса и полной бездуховности и глобальной безнравственности.

Теперь уже считается нормальным попросить у официантки побыстрее приготовить «моё» кофе, или новогодние праздники провести в «Сочах» и так далее. Но это всего лишь орфография, есть и гораздо более ужасные вещи. Например: эротика и порнография, заполонившая нашу жизнь, достаточно взять в руки или включить любое средство массовой информации.

Да, раньше тоже было преклонение перед обнажённым телом (достаточно вспомнить полотна всем известных живописцев таких как: К. Брюллов. Вирсавия, Рембрандт. Даная, П.-О. Ренуар. Обнажённая) но, оно не вызывало (как мне кажется) такого похотливого, животного желания и не превращалось в культ. Молодые девушки не изводили себя жесточайшими диетами, доводящими до анарексии, а в последствии часто приводящими к смерти в погоне за идеальным как им кажется телом.

Но всё же было и что-то хорошее в ХХ-ом веке. Например: кинематография, музыка, художественная фотография, поэзия, театр, балет, и так далее. Но всего этого создано так мало, что порой сложно это всё заметить, выделить из массы основной «грязи». Возможно, наши потомки не будут так строги к моим суждениям, ведь по прошествии многих десятков лет проще судить более объективно.

И исходя из выше сказанного рождается второе мнение, что Культура не исчезает как таковая, но перерождается в нечто более современное. Что в наше время многие выдающиеся люди считают не иначе как ПОСТ-культурой.

ПОСТ-культурой названо то подобие Культуре, которое интенсивно вытесняет Культуру в современной цивилизации (особенно активно, начиная с середины ХХ столетия) и которое отличается от Культуры своей сущностью. Точнее отсутствием таковой. ПОСТ-культура - это будто-культурная деятельность (включая ее результаты) людей, сознательно отказавшихся от Духа и, что трагичнее, оставленных Духом. Это "культура" с пустым центром, оболочка культуры, под которой - пустота. Но «современность» использующая опыт восточных культур древности, уже вряд ли было бы правомерным считать пустоту негативной категорией. К примеру, М. Фуко понимает под пустотой лишь то «развертывание пространства, где, наконец, снова можно мыслить». Впрочем, это мнение можно считать правильным, хотя бы потому, что культура, которая ещё не сформирована, не может называться собственно Культурой. А в век цифровых технологий и зачастую полной свободы слова этот процесс и вовсе может не только остановиться, но и деградировать.

Но рассмотрим более подробно, что же такое Культура, уходящая и культура современная.

Культура уходящая формировалась на протяжении многих столетий оставляя нам в наследство мировые культурные ценности. И оставившая в истории множество выдающихся имен, на которые стоит если не ровняться, то хотя бы просто прислушиваться. Ведь такие вещи как стихи А.С. Пушкина, картины Л. Да Винчи, музыка П.И. Чайковского, и ещё многое другое навсегда оставят свой след в истории. Во всяком случае, стоит на это надеяться.

В культуре ХХ века наибольшее развитие, пожалуй, получила художественная среда, в которой сформировалось несколько направлений таких как: авангард, модернизм, постмодернизм и - параллельно с ними на протяжении всего столетия их антипод - консерватизм. Первые три поддаются, хотя и достаточно условной, хронологизации.

Авангард - вся совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, манифестарных, новаторских направлений первой половины века. В качестве основных включает кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и некоторые другие.

Модернизм - своего рода академизация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия без бунтарско-скандально-эпатажного задора авангарда.

Постмодернизм - начавшаяся тоже где-то в середине столетия своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями и феноменами Культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма.

Консерватизм - нечто другое. Это вся пестрая и бескрайняя охранительно-академически-коммерческая сфера художественной культуры, стремящаяся (иногда сущностно, чаще формально) к сохранению и поддержанию жизни классики путем подражания традициям художественной культуры прошлого (прежде всего ближайшего - реалистического искусства XIX века) с включением каких-то новаторских элементов, часто механически заимствованных у авангарда и модернизма.

Как бы банально не звучала, “культурная эпоха”, меняется вместе с цивилизацией, то есть, развитие технологий вносит свои коррективы в видах культуры и порождает новые их разновидности (в частности, кино, электронная музыка и т. д.). ХХ век можно разделить на 3 основные части:

До 40-ых.

Бурное развития технологии, всеобщее увлечение различными летательными аппаратами, машинизация всего, смена сознаний человека, возможность получения образования, ощущение вседозволенности, появление новых слов и понятий меняет не только облик общения, но и не самым положительным образом влияет на культуру, как совокупность ценностей с прошлых веков. Резкая смена идеалов, повлекла за собой смену в мышлении и идеалах (пионер, комсомолец, партийный), фактический оставив человека наедине со своими амбициями, отрицания всех ценностей, на чем строилась общество прошлых веков (восприятие красоты, вера в Бога)

50-е - 70-е.

Эпоха восстановления, сплошной оптимизм везде и во всем, покорения морских глубин и космоса, появления новых направлении в музыке (рок-н-ролл и многое другое), урбанизация населения, появления умных машин. Кино и телевидение постепенно вытесняет театр. Архитектура и быт меняют свое лицо, города с одинаково-безликими зданиями. В доме начинают преобладать изделия из пластика. Мода в одежде переходит на искусственную ткань. Частичный возврат к прошлым ценностям, эра спокойной равномерной жизни, оптимизм, вера в будущее. Трудовые подвиги, рабочие отряды, покорение целины и т. д.

80-е - 99-ый.

Эра компьютерных технологий. Книги и живое общение заменяет электронная почта и сотовый телефон, прочно вошедшие в нашу жизнь. В лексиконе появляются новые слова (смайл, смс, чат, саит). Общение в “инете” заменили разговор тет-а-тет, а живые глаза собеседника на бездушный монитор. В эти же годы возникло множество различных по своей сущности направлений в музыке, таких как: хип-хоп, хард-рок, панк-рок и так далее. В киноиндустрии появились новейшие технологии позволяющие создавать, впечатляющие спецэффекты.

Что же касаемо культуры современной, то здесь достоверно можно утверждать лишь то, что она действительно развивается. Хотя зачастую и не так как мы привыкли это понимать и видеть. Но уже сейчас на рубеже веков появляются мировые шедевры и люди их, создавшие которые со временем станут в один ряд с теми, чьи имена уже в вехах истории. Плохо то, что в наш век цифровых технологий даже порнографию в глобальной сети интернет начинают возвышать как искусство. То, что нецензурная лексика плотно вошла в нашу жизнь. Ведь это все несет глобальные изменения в менталитет современной молодежи и наших детей. И на это влияет даже качество образования. Ведь раньше образование в нашей стране считалось, бесспорно, одним из лучших, а сейчас оно изрядно потеряло свои позиции. В связи, с чем развитие Культуры современности оказалось, как бы на перепутье трех дорог. Или же этот процесс качественно улучшится (на что хочется надеяться), или остановится полностью, или же пойдет процесс деградации (что в принципе вряд ли возможно, но полностью не исключено).

Заключение

Какой же вывод из всего сказанного? На самом деле все просто. Если мы хотим видеть Культуру в мире то, прежде всего мы должны понять и осознать, что же такое эта Культура для каждого из нас. Ведь в наше время этот вопрос наиболее актуален, так как от нашего восприятия этого вопроса и того, как мы сможем пояснить его следующему поколению, и будет напрямую зависеть развитие культуры мира современного. Появятся ли новые герои истории, или и старые забудутся и исчезнут. Появятся ли новые духовные ценности, изменится ли качественное отношение к жизни и культурным ценностям прошедших веков и многое другое.

Все эти выводы сделаны на основе наблюдений за современным миром и прочтением некоторых работ посвященных этому вопросу.

Список литературы

1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.

2. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3. Материалы из Википедии - свободной энциклопедии.

4. Назаров В. Н., Сидоров Г. П. «Разум сердца - мир в высказываниях и афоризмах»

5. Интернет сайт WWW. Teoria-rultury.ru




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Юридические лица в Республике Беларусь
Реферат «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» Астрахань, 5-9 сентября 2012 г
Реферат Американский офисный сленг
Реферат Царская резиденция в Александровской слободе
Реферат Оперативный текущий та этапный контроль за уровнем физической подготовки спортсмена на примере
Реферат Проблемы молодежной преступности
Реферат Древнегреческие мыслители
Реферат Развитие бюджетных отношений в 1985-1998 годах
Реферат Фінансовий стан підприємства та шляхи його поліпшення
Реферат Ядерная программа Исламской Республики Иран во внешней политике США
Реферат Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи
Реферат Бунтарский характер ранней лирики Маяковского
Реферат Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека
Реферат Моделирование ЭВМ
Реферат 3. Требования к ресурсному обеспечению инновационной образовательной программы