Реферат по предмету "История"


Школа в годы войны.

Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Центральной задачей было обеспечение всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища.
Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства.
Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ).
Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы блокады у ленинградских учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не отапливалось, а полуголодные подростки продолжали заниматься после работы.
По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52 школы рабочей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта. Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. жира и 300 г. овощей.
Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров квалифицированных рабочих.
В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет - военное дело.
С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году "Правил для учащихся". В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6-х и 8-9-х классах. Стала применяться цифровая пяти-бальная система оценки знаний. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы.
В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров, среди которых составляли более 70%. Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории.
В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое по сравнению с довоенным периодом. Нехватка учителей приводила к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавались. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. В 1943 году была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы и был учрежден почетный знак "Отличник народного образования". Стали восстанавливаться педагогические вузы и училища, возросла численность студентов заочных отделений педагогических вузов.
Признанием значения народного образования и педагогической науки было решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, принятое правительством осенью 1934 года.
Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелейшие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.
Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. В 1942 году 77 тысяч учащихся старших классов заменили ушедших на фронт механизаторов. За 4 года войны в сельскохозяйственных работах приняло участие более 14,5 млн. учащихся.
Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и продуктовых посылок воинам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, собирали средства в Фонд обороны страны. В прифронтовой полосе школьники трудились на строительстве оборонительных сооружений, создавали санитарные дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены орденами и медалями.
В чрезвычайно сложных условиях работали коллективы ленинградских школ. При каждой школе было от 1 до 6 групп учеников младших классов, которые занимались в бомбоубежищах. В декабре 1941 года положение в школах крайне осложнилось. Не было электричества, дров, керосина. От голода умирали учителя и ученики. К январю 1942 года в младших классах осталось 36 тысяч учеников, а в последующие два месяца их число резко сократилось.
В конце 1941- начале 1942 годов большинство школ вынуждены были прекратить занятия. В зимние месяцы 1941/42 учебного года они продолжались в 39 школах. Чтобы не срывать уроки из-за артиллерийских обстрелов, занятия проводились в бомбоубежищах. Учителя и ученики, не прекращавшие занятий, получали в школе тарелку супа без вырезки талонов из продовольственных карточек.
С 1 по 10 января 1942 года для ленинградских школьников были устроены новогодние елки. На них побывало около 50 тысяч детей.
С мая 1942 года возобновились занятия в 148 школах, в которых насчитывалось более 65 тысяч учеников - практически все школьники, находившиеся в Ленинграде. Многие дети сначала не имели сил, чтобы учиться, и, благодаря регулярному 3-кратному питанию, организованному в школах, они постепенно втягивались в учебу. В 1942 году 10 класс в осажденном городе окончили 542 ученика. Для них 30 июня был устроен общегородской праздник во Дворце пионеров.
Во время 1942/43 учебного года в Ленинграде работали 84 школы, в 863 классах которых учились 26584 ученика. В 1943/44 учебном году число школ достигло 124, и в них занимались 36 тысяч учеников. В 1944/45 учебном году работало уже 200 школ, а число учащихся превысило 100 тысяч.
Свыше 5 тысяч школьников города за активное участие в его обороне было награждено медалью "За оборону Ленинграда".
В самые трудные для страны моменты школа стремилась не только уберечь от опасности, обогреть их, накормить, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Администрация муниципального образования «город Черемхово» Обзор социально-экономического развития за 9 месяцев 2007 года октябрь 2007г. Итоги развития территории
Реферат Особенности становления государственности и социально-политического развития древней Руси 9- начало
Реферат Экономический анализ банковской деятельности
Реферат Анализ в кабинете врача и на дому
Реферат Эллипсометрия, как метод неразрушающего контроля
Реферат 10 лютого 2009 року Контактна особа
Реферат Формирование государства
Реферат Налоговая система Японии и Российской Федерации
Реферат Drunk Teen Drivers Essay Research Paper Teenagers
Реферат Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийская Хартия
Реферат Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста
Реферат Татьянин день
Реферат Диагностика системы электрооборудования и регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля ГАЗ-3110 Волга
Реферат The New Age After The 1500S Essay
Реферат Утворення держави у первіснообщинному ладі