Реферат по предмету ""


Советская наука в годы Великой Отечественной войны

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«»
_____________________________________________________________________________
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
ТЕМА:
«Советская наука в годы ВеликойОтечественной войны»
Выполнила ст. гр.
З. С. И.
Консультант
Москва 2005 г.
Содержание:
I.Введение……………………………………….………………………………2.1
II. Наука в годы ВеликойОтечественной войны……………………………….3
1.      Линия научной обороны……………………………………………6
2.      Советская историческая наука…………………………………….15
3.      Книгоиздание……………………………………………………….16
III. Заключение. Их доля победы………………………...……………………..21
Литература……………………………………………………………………….22
I.Введение
В этом году исполняется 60 лет со дня великой победы.Сколько было пролито слез сколько сказано торжественных речей, но не иссякнетнаша благодарность великим освободителям, людям которые не щадя своей жизни шлив атаку, сутками не спали  изобретаяболее мощную броню или стоя за конвейером завода. И хотя исторические реалиизаставляют нас пересмотреть и без того несладкую пилюлю победы, количество жертв,методы достижения победы, да и ее цели, сталинские лагеря, несправедливость, нопростой солдат, ученый, труженик – не заслужили того отношение которое сейчас кним практикуют. Они делали все для победы, все для свободы своей родины. Ихподвиги затрагивают самые великие  чувстваблагодарности, тем миллионам известным и безымянным героям, ратно трудившимсяво благо единого дела.
Явыбрала эту тему,  чтобы попытаться реабилитироватьв  нашей памяти, осужденных ирасстрелянных ученых, интеллигенцию. Высказавших свое,  независимое от партии мнение, а то и простооклеветанных анонимкой неизвестного завистника. Не имевших тогда никаких правкроме как умереть за родину. Ни один маршал и генерал не был столь патриотиченкак они. Работая день и ночь в лагерных казематах, в болотах испаряющих смрад,не видя поощрений и элементарной благодарности, но уверенных  в победе, пусть даже и «…одну на всех…»!
Сегодняих вклад, особенно на западе, историки сильно занижают, хотя в таких условияхкак они работали, было невозможно жить, не то что творить. Они — же создавализаделы на десятилетия вперед, они внесли огромный вклад не только в советскую,но и мировую науку.
Склоняем голову перед их подвигами, хотя они не былина передовой, не бежали с криком «УРА» на дзот противника. У них была своявойна, не столь заметная на первый взгляд, но не мене жаркая и драматична,ведь и на полях научных сражений особенно с нашей стороны было множество жертв.Чья броня крепче, чьи самолеты летают быстрее, вот что было их передним краемобороны. На полях сражений полегло десятки миллионов солдат, а, сколько ученыхбыло расстреляно или умерли в лагерях. Когда мы знаем имена отличившихся героеввоинов, имена этих героев со стороны науки будут надолго скрыты грифомсекретно, а то и стенами лагерей.
Сколь много ими было сделано: ученые внеслизначительный вклад в решение таких оборонных проблем, как создание новыхвзрывчатых веществ и бронебойных снарядов, высокопрочной брони для танков,более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков иподводных лодок, увеличение скорости и дальности полета самолетов,усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств, новые способыполучения горючего и пластмасс. Но их успехи не заканчивались изобретениемновых, более эффективных способов убийств, несмотря  на все запреты, они вносили свою в мирнуюжизнь, создавая проекты с расчетом на будущую мирную жизнь. Проекты поисследованию космического пространства, философские выкладки, теории «мирногоатома». Несмотря на все трудности, они не опустили руки, не поддались паникецарящей в первый год войны. Не попытались бежать, они делали все, что бы хотьна немного приблизить день победы.
Так усвоим же уроки истории и попытаемся сделать всеот нас зависящее, чтобы не дать трагедии 20-го века повториться.
II. Наука вгоды Великой Отечественной войны
Освещение этого вопроса в наибольшей степениперестроено в соответствии с требованиями времени. Цена победы — узловаяпроблема истории Войны. Однако наша историография  все еще сводит делолишь к значению победы.  Не изжиты пока и известные по военнымвременам  представления:  «какая  война безжертв»,  «война спишет все», «победителей несудят». Какие бы жертвы не были: великие умы того времени, высказывающиесвоё, непохожее на мнение правящих верхов мнение, или простой солдат отдавшийсвою жизнь за будущее своей родины. И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедитьв том,  будто  не  было  грубых просчетов  руководстваСССР накануне и в ходе войны,  неоправданных репрессий в отношении работниковнауки и интеллигенции, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ееистории под высокими словами «героическое и трагическое». Наукой оказалаисключительную роль, исключительное мужество армии и народа, их способностьпревзойти противника в науке, технике и военном искусстве.  До сих порнеизвестны точное число погибших военнослужащих, умерших в лагерях ученых,расстрелянных оппозиционеров, хотя в годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад вразвитие оборонного потенциала СССР.Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков,182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельностьнаправлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед ученымив условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явилисьразработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности,мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии икомитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсовУрала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стоялиакадемики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученыенашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья сталивысокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднееспециальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важныепредложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаряученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим былиразведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти вБашкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был вкладученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н.И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И.Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В.Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель идругие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. быларазработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г.под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы сосферическим подрывом “внутрь”, а в начале 1945 г. был пущен комбинат попроизводству плутония.
Ученые СССР достигли значительных успеховв области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новыерастительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышенияурожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районахстраны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромноезначение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н.Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А.В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечениябольных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал рядважных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ватыцеллюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей идр.
Необходимым условием успешного развитиянародного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах.В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5раза, а сроки обучения составили 3—3,5 года. Однако к концу войны численностьстудентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась кдовоенному уровню.
Вгоды войны плодотворно трудились создателиоружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованиюкачества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслугапринадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я.Крупчатникову, и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения былидостигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, В. А. Дегтярева, С.Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина. Советским ученым удалось во многораз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так,хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовленав 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половинывсех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцовартиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г.,были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой ипротивотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемостьснарядов — примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодовоговыпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковыхорудий — в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих иинженеров уральского “Танкограда”, сравнительно быстро было преодоленопреимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастатьперевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийскихустановках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикамзначительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их созданиипринадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В.Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С.Троянову и др.
Со второй половины 1942 г. неуклоннонаращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетомсоветских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетовпревосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны всерийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), атакже 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машинвнесли вклад авиаконструкторы, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А.И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н.Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С.К. Туманский.
1. Линиянаучной обороны

Музей истории КГУ. С А.П.Александровым — академиком, президентом АН СССР. 1985г.
Вмае 1985 года, в дни празднования 40-летия Победы, в Музее истории Казанскогоуниверситета открылась выставка, названная нами «Линия научнойобороны». Она была посвящена научному подвигу ученых московских иленинградских институтов Академии наук СССР, эвакуированных в Казань в годыВеликой Отечественной войны.
Первыми посетителями выставки стали участники 42-й выездной сессии Академии.наук СССР во главе с ее президентом А.П.
Александровым и вице-президентами В.А. Котельниковым, А.Л. Яншиным и К.В.Фроловым. В книге почетных гостей музея сохранился их отзыв: «Сердечноблагодарим коллектив музея и за создание такой интересной впечатляющейэкспозиции и за прекрасную демонстрацию ее нам. Удивительно, что буквально вовсе периоды существования Университета через него прошло столько выдающихсялюдей. Математики, физики, химики, политические, общественные и литературныедеятели, выдающиеся медики — вся эта когорта показывает, что в Казанскомуниверситете царила творческая обстановка, рождалось новое. И до сих пор школаЗавойского-Альтшулера родила одно из важнейших направлений -резонанснуюрадиоспектроскопию. Если учесть и ранние направления наук, рожденные здесь — неевклидова геометрия, выдающиеся химические исследования и медицинские, томожно сказать, что Казанский университет является выдающимся не только в нашейстране, но и в мировой науке. Желаем коллективу музея дальнейших творческихуспехов, думаем, что было бы хорошо создать передвижную экспозицию дляознакомления всей нашей страны».
Созданию выставки предшествовал большой исследовательский и поисковый трудсотрудников музея. Два с лишним года мы работали в архивах Академии в Москве иЛенинграде, в архивах академических институтов и лабораторий, встречались ипереписывались с известными учеными, родными и близкими тех, кто не дожил дотех дней.



О.Ю.Шмидт
А.Ф.Иоффе
Л.А.Орбели
Заинтересованностьи поддержка руководства президиума Академии наук и архива Академии, директораархива Б. Левшина, многих москвичей, ленинградцев, казанцев и бескорыстныхнаших помощников (скажем, Н.Е. Завойская в те годы была «чрезвычайным иполномочным представителем» музея в Москве) способствовали успеху нашейработы, позволили собрать богатейшую коллекцию, насчитывающую свыше пятисотединиц. В ней -документы, фотографии, книги и рукописи, письма и воспоминания,личные вещи академиков А.Ф. Иоффе, С.И. Вавилова, Л.Д. Ландау, И.Е. Тамма, К.К.Марджанишвили, А.Н. Фрумкина, И.И. Толстого. Эта коллекция легла в основуэкспозиции, раскрывшей неоценимый вклад ученых Академии наук СССР в Победу. Виюле W года было принято решение об эвакуации учреждений АН СССР из Москвы иЛенинграда. 19 июля в Казань вылетел вице-президент О.Ю. Шмидт, на которогобыло возложено руководство размещением академических учреждений, сотрудников иих семей. В музее хранятся командировочное удостоверение и авиабилеты О.Ю.Шмидта.



С.И.Вавилов
П.Л.Капица
Н.Н.Семенов
С23 июля в Казань начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием. Городгостеприимно принял эвакуированных. Большую роль в их размещении сыграл А.Е.Арбузов, назначенный уполномоченным президиума по их устройству. Впоследствииакадемик А.Н. Несмеянов, возглавлявший Институт органической химии, вспоминал:«Он встретил и наш эшелон, устроил на ночлег в здании университета, и мысразу же почувствовали тепло и заботу. В считанные дни все были устроены сжильем, институты получили здания для размещения, закипела работа по ихприспособлению. В центре всей этой кипучей деятельности стоял А.Е., всегдаспокойный, благожелательный, распорядительный».
Центром академической жизни стал Казанский университет, который предоставилАкадемии свои аудитории, лаборатории, все подсобные и служебные помещения.Временно под общежития были оборудованы актовый и физкультурный залы. В музее,в его основной экспозиции, демонстрируется рисунок «Актовый зал в годы войны»- этот дружеский шарж был помещен в один из номеров стенгазеты Ленинградскогофизтеха.

Н.М.Эмануэль
Яхорошо помню физкультурный зал в 43-м году, так как жила там с мамой,сотрудницей Ленинградского ботанического института. Сейчас трудно представитьзал университетского музея в военные годы: сто пятьдесят кроватей, отгороженныхдруг от друга простынями или картонками; проходов между ними нет, раздеватьсяили одеваться можно только пригнувшись или на корточках, в зале полумрак,несмолкающий гул голосов и шум примусов...
В главном корпусе университета находился президиум Академии, возглавляемыйвице-президентами О.Ю. Шмидтом и Е.А. Чудаковым, а с 1943 года — А.Ф. Иоффе иЛ.А. Орбели. Здесь же размещались несколько крупных академических институтов, втом числе ФИАН, Институт физпроблем и Физтех.
И.М. Франк, в то время старший научный сотрудник одной из лабораторий ФИАНа(впоследствии академик, лауреат Нобелевской премии), рассказывал мне оневероятно трудных условиях жизни и быта эвакуированных ученых. Институт вывезиз Москвы почти все научное оборудование. Места для его размещения не хватало — лаборатории была предоставлена одна комната — и большая часть его оставалась вящиках, загромождавших коридоры университета. Когда требовалось достатькакой-нибудь прибор, приходилось переставлять множество больших тяжелых ящиков,затем снова их заколачивать и взгромождать друг на друга. Помещение плохоотапливалось — температура была близка к нулевой, а иногда и ниже, поэтомузимой работали в пальто. Питались очень скудно. Заботы о пропитании, оботоваривании продовольственных и хлебных карточек, очереди в столовой,обработка крошечных огородов занимали уйму времени, отвлекая от научной работы.
АкадемикИ.Е. Тамм (не знаю, в шутку или всерьез) вспоминал, что один из сотрудниковФизтеха, размещенного в помещении Этнографического музея, использовал экспонатмузея по его прямому назначению:
добытую где-то горстку ржи он смолол с помощью примитивных жерновов,принадлежавших какому-то индейскому племени. Большой популярностью пользовалиськотлеты и шашлыки из моллюсков, которых ловили в Казанке. В их честь быласочинена песнь (автор — член-корреспондент АН СССР Л.А. Галин).
                           ПЕСНЬ О МОЛЛЮСКАХ
Вслед Господу начнем мы песню о скользких моллюсках,
Тех, что питаньем служили мужам благодарной науки.
Много моллюсков живет в морях, Посейдону подвластных,
В странах заморских они доставляют блистательный жемчуг.
Также другие известны, из коих божественный пурпур
Раньше могли добывать для окраски порфир венценосцев.
Но не о них наша песнь. Во владениях бога Иерея,
Коему тоже подвластны в долинах текущие реки,
Племя иное живет.
Ни жемчугом ярким не славны,
Не доставляют и пурпур они, но в пищу однако пригодны.
Ясно для каждого, как их готовить. Описывать это не будем:
Скажем лишь только, что мы из моллюсков съедобных котлеты
Ели и ими остались довольны и всякого есть призываем.
В реке сарматской Казанке мы много моллюсков ловили.
Очень больших и превкусных.
Но так ли в Москве это будет?
То мы не знаем, и ныне мольбу посылаем Нерею,
Дабы и там он снабдил нас моллюсками этими вволю.



Е.В.Тарле
И.М.Франк
Я.И.Френкель



Б.Г.Галеркин
Г.М.Кржижановский
Н.Е.Кочин
Вэтих тяжелых условиях академические институты направляли все свои усилия напомощь фронту. Ученые проявляли самоотверженность и мужество, работая подвенадцать часов в сутки.
Уже в августе-сентябре 1941 года был разработан первый план работы Академиинаук в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных сзадачами обороны страны. В конце сентября — начале октября в Казани состоялосьрасширенное заседание президиума с участием директоров институтов, на которомобсуждалась тематика научных исследований; было принято постановление осоздании Тематической комиссии в целях дальнейшего совершенствованияпланирования оборонных работ, в состав которой вошли О.Ю. Шмидт, Е.А. Чудаков,А.Ф. Иоффе, Н.Н. Семенов, В.П. Никитин и другие ученые.
В фондах музея хранятся текст постановления президиума от 2 октября 1941 года,а также планы и отчеты академических учреждений за 1941-43 годы.
О работах Физического института им. П.Н. Лебедева академик С.И. Вавиловвпоследствии писал: «Без всякого принуждения, лаборатории изменили темысвоих работ так, что они помогали Красной Армии, военной промышленности,госпиталям».
С.И. Вавилов, руководивший одновременно двумя институтами — ФИАНом иГосударственным оптическим институтом, эвакуированным в Йошкар-Олу, сумелобъединить их усилия для решения важнейших оборонных задач. В 1942 годусотрудники лаборатории люминесценции, которой непосредственно руководилВавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. Наодном из казанских предприятий было организовано производство светосоставовпостоянного действия. Новые средства светомаскировки отправлялись наавиационные пороховые заводы, использовались при маскировке пристаней на Волге.Вместе со свои" сотрудником С.А. Фридманом Вавилов разработал выпущенную наказанском заводе серии люминесцентных ламп особой конструкции дляВоенно-Морского Флота. Были изготовлены специальные оптические устройства дляведения прицельного огня в ночное время.
Созданием акустических тралов — эффективного средства борьбы с вражескими минами- успешно занималась другая лаборатория ФИАНа, которой заведовал Н.Н. Андреев.Значительную часть работ он вместе с сотрудниками своей лаборатории проводил набоевых кораблях Черного и Балтийского морей. С их помощью акустическими траламибыло оборудовано около сорока военных кораблей.
Важные военные темы, связанные с радиолокацией, разрабатывались в лабораторииН.Д. Папалекси. В лаборатории Б.М. Вула был сконструирован прибор для борьбы собледенением самолетов. Г.С. Ландсберг зимой 1941 -42 годов организовалоптические мастерские в одной из комнат Краеведческого музея, где было налаженоизготовление стилоскопов. Приборы немедленно передавались представителямоборонных заводов и фронтовых ремонтных частей Красной Армии. Всего во времявойны до возобновления промышленного производства было изготовлено около стаприборов.
Одним из самых крупныхдостижений Ленинградского физико-технического института, руководимого А.Ф.Иоффе, явилась работа по защите боевых кораблей от магнитных мин и торпед.Известно, что ни один корабль, снабженный системой противоминной защиты, неподорвался на вражеской мине. Инициатором этой работы были А.П. Александров иБ.А. Гаев, а наиболее активными участниками внедрения этого метода — И.В.Курчатов, П.Г. Степанов, В.Р. Регель и В.М. Тучкевич, работавшие на разныхфлотах. В 1942 году ученые были удостоены Сталинской премии первой степени.Рядом с фотографиями ученых на выставке экспонировалось командировочноеудостоверение И.В. Курчатова, направленного в Севастополь для выполнения срочногоспецзадания на Черноморском флоте.
«Мне очень грустно, что жизнь не очень складывается легко, — писал ИгорьВасильевич в Казань жене, — но не грусти, настанет время и опять придутсчастливые дни для нашей работы, а значит и для нас».
Привожу полностью письмо А.Ф. Иоффе в Молотовский райвоенкомат Казани — ходатайство о награждении А.П. Александрова медалью «За оборонуСталинграда»: «Зав. лабораторией Ленинградского Физтех. института АНСССР, лауреат Сталинской премии, проф. Александров Анатолий Петрович вавгусте-сентябре 1942 г. находился по специальному заданию зам наркома ВМФ в г.Сталинграде, где осуществлял руководство защитой кораблей Волжской ВоеннойФлотилии. Работа проф. Александрова протекала непосредственно в боевойобстановке на кораблях ВВФ, часто в условиях бомбежки и обстрела. Четкая исамоотверженная работа проф. Александрова обеспечивала успешное выполнениезадания, жизненно-важного для обороны Сталинграда. Проф. Александров выбыл изСталинграда только по приказу командующего ВВФ, контрадмирала тов. Рогачевапосле окончания всех необходимых работ».
Помню волнение и слезы на глазах Анатолия Петровича, когда он прочитал этописьмо на выставке в музее.
Один из крупных отделов Ленинградского физико-технического института,руководимый А.Ф. Иоффе, изучал электрические и тепловые свойстваполупроводников. Его исследования использовались в изготовлении«партизанского котелка» — термоэлектрического генератора, которыйпредназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательныхгруппах. При встрече с Анной Васильевной Иоффе, вдовой Абрама Федоровича, мыпопросили ее рассказать, что из себя представляет этот «котелок» (АВ.Иоффе — физик). По ее совету нашли и описание, и фотоснимок «котелка»в журнале «Наука и жизнь» за 1965 год, и снимок его появился в нашейэкспозиции. Анна Васильевна передала в дар музею фотографии выдающегося физикав разные годы жизни, монографии, статьи военных лет, его личные вещи.
Выдающимся событием в научной жизни Академии стали работы П.Л. Капицы по созданиюновых методов достижения низких температур и получения жидкого кислорода.Прибыв в июле 1941 года в Казань, Институт физических проблем сразу жеприступил к монтажу оборудования. И скоро кислород стал поступать в казанскиегоспитали. «Война обостряет нужду в кислороде, — говорил П.Л. Капица,выступая с докладом на собрании президиума 18 мая 1943 года. — Нам надо было
действовать энергично, чтобы использовать для нашей страны все возможности,которые открывает для промышленности наш метод получения кислорода». ВКазани Капица создал самую мощную в мире турбинную установку для получения егов больших количествах, необходимых в военной промышленности. «В этихработах сочетались научный и инженерный талант, может быть, гениальность ПетраЛеонидовича», — заметил В.Ф. Иоффе.
Два с лишним года находился в Казани Институт химической физики, руководимыйакадемиком Н.Н. Семеновым, впоследствии лауреатом Нобелевской премии. Институтглубоко изучал процессы горения и взрывов. Ценные исследования в области теориигорения и детонации в газах проводил молодой ученый профессор Я.Б. Зельдович,впоследствии академик, трижды Герой Социалистического Труда. Исследованиемгорения порохов реактивных снарядов для «катюш» занимался другойсотрудник института — профессор Ю.Б Харитон, также позднее академик и триждыГерой Социалистического Труда.


А.Н.Несмеянов
В.Г.Хлопин


И.В.Курчатов
А.Н.Крылов
Изархива Института химической физики мы получили два замечательных документа — соцобязательства Я.Б. Зельдовича и Ю.Б Харитона на II квартал 1942 года. На одномиз них рукой Якова Борисовича написано, что он обязуется полностью, в срок и навысоком качественном уровне выполнить важнейшие пункты квартального плана:выяснить природу аномалий горения пороха посредством вмешательства в процесс;исследовать воспламеняемость пороха в различных условиях; оформитьрасчетно-теоретические расчеты.
Нетрудно понять, какое огромное значение для обороны страны имели этиисследования, удостоенные Сталинской премии.
Я показала этот документ Зельдовичу при встрече с ним в Москве в 1984 году. Онмного шутил и смеялся, но не возражал против демонстрации его на выставке. ЯковБорисович подарил музею фотографию, написав на ней «40 лет спустя»:Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович и В.И. Гольданский. Сорок лет назад совсем молодымиони жили и работали в Казани.
Радиевый институт возглавлял основатель научной школы радиохимиков, создательрадиевой промышленности В.Г. Хлопин. В Казани он разработал способ получениясветосоставов с применением радиотория. При его непосредственном участии проводилисьпереработки государственных запасов радия с целью выделения радиотория дляпроизводства светосоставов, необходимых оборонной промышленности. В 1943 годуза эту работу Хлопин и его коллеги были удостоены Сталинской премии.
Важнейшие исследовательские работы, направленные на достижение скорейшейпобеды, вели сотрудники всех химических институтов. В институте органическойхимии профессором И.Н. Назаровым, впоследствии академиком, был разработанкарбинольный клей, нашедший широкое применение для ремонта боевой техники назаводах и в полевых условиях. Рядом с уникальным экспонатом — клеем Назарова навыставке в музее были помещены фотографии сотрудников института, обучающихпользоваться клеем военных инженеров и техников, книги по применению клея дляремонта автодеталей и танков, а также письма с фронтов, сообщающие обэффективных результатах его применения в армии.
В условиях военного времени ученые Академии жили полнокровной творческойжизнью: не прекращались и фундаментальные теоретические исследования, во всехинститутах успешно проходила защита кандидатских
и докторских диссертаций. Результаты изысканий обсуждались на научныхконференциях. Совместно с Казанским университетом были проведены юбилейныесессии, посвященные 100-летию синтеза анилина Н. Зининым, 300-летию И. Ньютона,150-летию Н. Лобачевского.
Многое сотрудники академических институтов одновременно работали в Казанскомуниверситете. Очень повезло в эти годы студентам историко-филологическогофакультета, они слушали лекции академиков ЕВ. Тарле, БД. Грекова, И.И.Толстого. Бывший студент Н. Муньков сохранил пригласительные билеты на лекцииакадемиков и передал их в музей. Лекции студентам физмата и химфака читаливидные ученые Б.Н. Делоне и Л.С. Понтрягин, АН. Несмеянов, АФ. Капустинский, ПАРебиндер, АА Гринберг. Активно участвовали сотрудники Академии наук влекционной пропаганде среди населения города. Бюро научно-техническойпропаганды возглавлял академик А. М. Деборин. Только с 1 ноября 1941 года по 1марта 1942 года было прочитано свыше двухсот лекций.
Заметный вклад в историю отечественной науки внесли труды, созданные учеными вКазани. Это «Крымская война» Е.В. Тарле, «Заметки по теориитурбулентности» академика АН. Колмогорова, известная «казанская»работа другого видного математика П.С. Александрова, статьи Д.С. Лихачева,публиковавшиеся в 1943-44 годах в «Историческом журнале» и журнале«Звезда»: «Культура Руси на рубеже XIV-XV веков»,«Культура Киевской Руси при Я. Мудром», «Военное искусстводревней Руси...». В 1943-44 годах член-корреспондент Я.И. Френкель писал вКазани свою широкую известную монографию «Кинетическая теорияжидкостей». Сын Якова Ильича Виктор Яковлевич прислал в музей первоеиздание книги и фотографию дома на улице Шмидта, где жил физик. В садике,прилегавшем к дому, находился маленький сарай, который Яков Ильич приспособилпод рабочий кабинет, — в нем за столом из куска фанеры, положенном на колени,писал он этот труд.
Замечательную книгу «Мои воспоминания» выдающийся математик, механик,кораблестроитель академик А. Н. Крылов написал в Казани в 1941 году. СергейПетрович Капица, внук А.Н. Крылова, в своем письме в музей рассказывает:«Я хорошо помню, как дед по вечерам читал свою рукопись, а мы с братом идругими домашними, затаив дыхание, слушали. Чтение иногда заходило поздно,иногда гасли свечи, и оно продолжалось при неровном свете керосиновой лампы,придавая этому еще более необыкновенный вид». В музее хранятся несколькостраниц рукописи Алексея Николаевича, первое издание книги 1942 года савтографом автора. Более позднее издание книги музей получил в подарок отдочери А.Н. Крылова Анны Алексеевны Капицы с ее дарственной надписью: «Этакнига была написана Алексеем Николаевичем в Казани в 1941 году, как хорошо, чтоона будет в музее КГУ».
Встреча с Анной Алексеевной надолго запечатлелась в моей памяти. В конце 1984года во время очередного приезда в Москву П.Е. Рубинин, референт П.Л. Капицы,созвонившись с Анной Алексеевной, проводил меня и сотрудницу музея Н.В.Пельникевич к красивому двухэтажному особняку на территории Институтафизических проблем. Здесь с 1956 по 1984 год жил ПЛ. Капица. В доме всесохраняется в том виде, в каком он был при его жизни (сейчас в нем мемориальныймузей).
Анна Алексеевна встретила нас очень приветливо и гостеприимно. Но нас непокидало чувство волнения и трепета — мы находились в доме, где жил и творилодин из самых выдающихся ученых XX века, человек огромного мужества,непререкаемого авторитета во всем научном мире (тот же трепет мы ощущали и вквартире А.Ф. Иоффе). Анна Алексеевна тепло вспоминала Казань, говорила олюдях, которые ее окружали, о казанских друзьях, с благодарностью говорила овраче-гинекологе М.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.