Прошлоеи настоящее российского парламентаризма.
Выполнила:Власова С.
Учащаяся:10 класса
Руководитель:учитель
социологииКокухин В.Ф.
План:
Введение
I. Прошлоероссийского парламентаризма.
История зарожденияроссийского парламентаризма.
Избирательный закон иполитический состав первых Государственных Дум.
Основные вопросы, обсуждаемыев первых Государственных Думах.
Последние попыткиустановления парламентаризма, разгон Учредительного собрания.
II. Возрождениероссийского парламентаризма.
Перестройка и еёпоследствия.
Конституция 1993 года.
Опыт деятельностисовременной Государственной Думы: достижения и противоречия.
Заключение.
Примечания.
Приложения.
Списокиспользуемой литературы.
Введение.
Первыйпарламентаризм в мире возник в 1285 году. Однако в России он возник намногопозже – в 1905 году. Его предпосылкой стала революция 1905 года.
Какизвестно, парламентаризм являетсяклассической формой представительной демократии. Он строится на принципахнародного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственностипарламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.
ВремяРоссийского парламентаризма можно разделить на 2 части: «прошлое» и«настоящее». Я считаю, что переломный момент в парламентаризме произошел вовремя «Перестройки». У каждого из парламентаризмов есть свои достоинства инедостатки. Если у «прошлого» не хватало власти, чтобы можно было осуществитьсвои замыслы, то «настоящее» более усовершенствованно в этом плане.
Но,как известно, в мире нет ничего совершенного, так и в «настоящем»парламентаризме есть свои недоработки. В своём исследовании я попытаюсьответить на вопрос: совершенен ли современный парламентаризм?
История зарождения Российскогопарламентаризма.
Поучебнику Данилова, да и многих других, история зарождения парламентаризманачинается с революции 1905-1907 гг.
Вовторой половине дня 9 января 1905 г. в ответ на увольнения началась забастовкана крупнейшем в Петербурге Путиловском заводе. Её поддержали рабочие другихкрупных предприятий, требуя повышения зарплаты, введения 8-часового рабочегодня и отмены сверхурочных работ. 10 января бастовал весь рабочий класс столицы.
Поинициативе зубатовской легальной организации фабричных и заводских рабочих,возглавляемой священником Г.Гапоном, была принята петиция (обращение). В неёбыли включены требования политического характера – немедленного объявлениясвободы слова, печати и собраний, равенства всех перед законом, отделенияЦеркви от государства, прекращения войны с Японией, созыва Учредительногособрания, отмены помещичьего землевладения и др. Петицию предполагалось вручитьНиколаю II.
Мирноешествие рабочих Петербурга и членов их семей к Зимнему дворцу в воскресенье 9января 1905 г. было расстреляно войсками. Это событие, получившее название«Кровавое воскресенье», вызвало возмущение в стране и стало поводом для началареволюции.
Волненияохватили армию и флот. 14 июня 1905 г. восстали матросы на новейшем броненосце«Князь Потемкин Таврический». 12 дней корабль под красным флагом шел по Черномуморю, затем сдался румынским властям в порту Констанца. Солдаты, выводившиеся сманьчжурского фронта после завершения войны с Японией, отказывались подчинятьсяофицерам, громили станции вдоль Транссибирской железной дороги.
Вконце сентября 1905 года, в Москве началась городская общеполитическая стачка.Наряду с требованиями введения демократических свобод – слова, собраний,демонстраций, установления 8-часового рабочего дня все чаще выдвигался лозунг«Долой самодержавие!». В первых числах октября стачка распространилась набольшинство городов страны и стала всероссийской. Участились крестьянскиевыступления, заполыхали помещичьи имения.
НиколайIIназначил Председателем Совета министров С.Ю. Витте,который был убеждён в необходимости проведения реформ. По его инициативе 17октября 1905 г. Николай IIподписалМанифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Провозглашалисьдемократические свободы – неприкосновенность личности, свобода слова исобраний, создание профсоюзных, политических и иных объединений. Было обещаноучреждение высшего представительного органа, обладающего законодательнымифункциями, — Государственной Думы.
Сконца 1905 года революционный подъём пошел на спад. Энергия общественности быланаправлена на создание политических партий, борьбу за места в Думе (выборыпрошли в марте-апреле 1906), а затем – за влияние на характер принимаемыхрешений.
Новсё же революция 1905 г. имела незавершенный характер, ведь она не смогларазрешить все проблемы, которые её породили.
Избирательный закон и политическийсостав первых Государственных Дум.
Разработказаконопроекта об учреждении Думы – высшего представительного органа – иположений о выборах в неё была поручена Министерству внутренних дел, котороепосле отставки П.Д. Святополк -Мирского возглавил А.Г. Булыгин.
Дажес первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он несоответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишьзаконосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишеноизбирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган изаставили власть предложить более радикальный вариант.
Выборыв Государственную Думу предполагалось проводить на основе неравногопредставительства сословий и в несколько этапов. Выделялось четыре группыизбирателей (курии): землевладельческая, городская, крестьянская, и рабочая. Откаждой из них избирались выборщики. При этом один выборщик представлял 2 тыс.землевладельцев, или 4 тыс. горожан, или 30 тыс. крестьян, или 90 тыс. рабочих.
Праваголоса не получили женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы– всего более половины населения страны. Не были они и равными: каждое сословиеимело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были непрямыми: для крестьян – четырёхстепенные, для рабочих – трехстепенные, длябуржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались на5 лет.
Стремясьсоздать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, наделивего такими же законодательными функциями. Теперь любой законопроект утверждалсясначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подписьк царю. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной черезответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой,армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы ираспускать Думу до истечения срока её полномочий.
Положениео выборах в IГосударственную думу былоопубликовано 11 декабря 1905 года. В IГосударственной думе, заседания которой открылись 27 апреля 1906 г., одна третьдепутатских мандатов принадлежала кадетам (179 из 486), пятая часть (97) –Трудовикам (крестьяне), представители национальных окраин («автономисты») – 63,октябристы -16. Социал-демократическая фракция насчитывала 18 депутатов(таблица №1). Состав Думы был благоприятен для проведения реформ. Депутатыстремились к их скорейшему осуществлению, прежде всего решению земельноговопроса. Однако законопроекты, рассматриваемые Думой и включавшие предложениянемедленного наделения крестьян землёй за счет казенных, монастырских ипомещичьих землевладений, правительство категорически отвергло.
Обострялсяконфликт между Думой и императорским Кабинетом министров. Многие депутатывыступали с резкой критикой правительственной политики. Однако в условиях спадареволюционного движения она не встретила отклика. 9 июля 1906 г. проработавшаянемногим больше двух месяцев Дума была распущена царём.
Однакоразгон Думы не вызывал непосредственных выступлений со стороны населения – нипассивных, ни активных. Не получило серьёзного отклика и выборгское воззвание.Подобное безразличие к судьбе Думы, на которую совсем недавно возлагались такиебольшие надежды, лишний раз свидетельствовало о том, что революция постепенноугасала.
Выборыво IIДуму прошли в конце 1906 – начале 1907 г. Председателемеё был избран кадет Ф.А. Головин. Депутатский корпус значительно полевел. 516мест в парламенте поделили между собой трудовики, эсеры, энесы (157),социал-демократы (65), кадеты (98) и правые (52). Число беспартийныхуменьшилось вдвое. Сформировалась казачья группа (17). Выросло числопредставителей от национальных окраин (76) (т. №1). Резкое сокращение числакадетов (почти вдвое) сопровождалось увеличением числа социалистов (в 10 раз).
Дума,по-прежнему почти наполовину крестьянская по своему составу, никак не моглаобойти аграрный вопрос. В ней снова начались бурные «аграрные прения», причёмлевое большинство все решительней настаивало на конфискации помещичьих земель впользу крестьян-землевладельцев.
Вэто время власть уже достаточно поверила в свои силы, чтобы распустить Думусовершенно безбоязненно. Однако не желая лишний раз подчеркивать своёстремление сохранить помещичьи земли в неприкосновенности, правительство,воспользовавшись данными охранки, обвинило социал-демократическую фракцию в «военномзаговоре» и потребовало, чтобы Дума лишила 16 ее представителей депутатскойнеприкосновенности. Дума создала специальную комиссию для ознакомления сдоказательствами заговора. Однако Столыпин не стал дожидаться её выводов.
3июня 1907 года был издан манифест о роспуске IIДумы.
IIIДума, открывшая свои заседания 1 ноября 1907 г.,политической сплочённостью от Iи IIДум, отнюдь не отличалась. 154 места из 446,принадлежали октябристам, 147 – монархистам, 108 – кадетам, 26 – эсерам, 18-социал-демократов, 13 – трудовикам (т. №1). Подобный состав Думы в целомустраивал правительство. Главное отличие IIIДумы от предыдущих заключалась в том, что силы,оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютного большинства. В IIIДуме устанавливалось неустойчивое равновесие междуправыми – черносотенцами, центром – октябристами и левыми фракциями. Из левыхнаиболее значительной была фракция кадетов, которых, как правило, поддерживалипредставители новой, созданной в 1907 г. партии прогрессистов. Эта партия включалав себя представителей крупной буржуазии (текстильная, пищевая промышленность),тесно связанных с рынком, меньше нуждавшихся в казенных заказах и потомуотносительно независимых от правительственных сфер. Как правило, вместе соппозицией голосовали и 26 депутатов от национальных окраин.
Врезультате с первых же заседаний IIIДумы в нейзаработал нехитрый, но действенный механизм, получивший название октябристскогомаятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционногохарактера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образовываяправооктябристское большинство (292 голоса). Когда же на повестке дня стоялзаконопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временныхсоюзников, образовывая левооктябристское большинство (256 голосов). Такимобразом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин тем не менее сумелразвязать себе руки и проводить ту политику, которую считал необходимой. Приэтом Дума успешно играла и предписанную ей роль отвлекающего фактора: в нейхватало и острых депутатских запросов, и шумных скандалов, в которых наряду ссоциал-демократами и трудовиками с большой охотой участвовали и черносотенцы.Особенно усердствовали по этой части лидеры правых — Н.Е. Марков и В.М.Пуришкевич.
Выборыв IVГосударственнуюдуму (1912-1917) практически не изменили расстановку фракций в Думе.Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184голоса, октябристы (правые центристы) – 99 голосов, левые центристы образовалиблок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты(47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) сталив оппозицию царизму. Николай IIнеоднократноставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические иразоблачительные речи с думской трибуны.
Основные вопросы, обсуждаемые в первыхГосударственных думах.
В IГосударственной думе центральное место в обсужденияхзанял аграрный вопрос, рассматривались два проекта: кадетский и «трудовиков». Кадетыпредложили из казенных, монастырских, других земель создать «государственныйземельный фонд», помещичьи земли в основном не трогать, лишь часть их отдатькрестьянам за выкуп. Трудовики предлагали всю землю передать в «общенародныйземельный фонд» безвозмездно и из этого фонда наделять крестьян землей поуравнительной трудовой норме. По существу, это означало национализацию земли,ликвидацию помещичьего землевладения. Помещики должны получить некоторуюкомпенсацию за потерянную землю. Острые дебаты в Думе по аграрному вопросувызвали живейшую реакцию крестьян. В Думу поступила масса крестьянских наказовс требованием радикально решить крестьянский вопрос – вплоть до конфискациипомещичьих земель. Из правительства стали раздаваться реплики, дескать, Думувыбирали для успокоения народа, а она «разжигает смуту». Но правительствоотвергло агарные проекты Думы.
20февраля 1907 года начал работу IIГосударственная дума. В начале марта в Думе выступил председатель Советаминистров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральныхреформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты онеприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек,реформах в народном образовании и т.д. Как и раньше, центральным был аграрныйвопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовалирадикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли ипревращение всего земельного фонда страны в общенародную собственность. Ввысших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательныйзакон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главногосовета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспускаДумы.
В IIIГосударственной думе так же, как и в двух первыхДумах, центральное место занимал аграрный вопрос. В последствии его решили припомощи реформ Столыпина.
Последние попытки установленияпарламентаризма, разгон Учредительного собрания.
Вставв оппозицию к большевистской власти, меньшевики и эсеры до поры до времени непредпринимали попыток ее вооруженного свержения, так как первоначально этотпуть был бесперспективным ввиду явной популярности большевистских лозунгов вмассах. Ставка была сделана на попытку перехвата власти законным путем – припомощи Учредительного собрания.
Требованиесозыва Учредительного собрания появилось ещё в ходе первой русской революции.Оно входило в программу почти всех политических партий. Свою кампанию противВременного правительства большевики вели в том числе и под лозунгом защитыУчредительного собрания, обвиняя правительство в оттягивании выборов в него.
Придяк власти, большевики изменили свое отношение к Учредительному собранию, заявив,что Советы являются более приемлемой формой народовластия. Но так как идеяУчредительного собрания была очень популярна в народе, да к тому же все партииуже выставили свои списки для выборов, большевики не рискнули отменить их.
Итогивыборов глубоко разочаровали лидеров большевиков. Им отдали голоса 23,9%, акадеты – 4,7% голосов. Членами Учредительного собрания были избраны лидеры всехкрупнейших российских и национальных партий, вся либеральная и демократическаяэлита.
ВсероссийскоеУчредительное собрание открылось в Петрограде в Таврическом дворце 5 января1918 г. По воле большинства депутатов его председателем стал лидер правыхэсеров В.М. Чернов. Центральное место в многочасовой острой дискуссии занялвопрос о том, кому должна принадлежать власть в стране.
5января, в день открытия Учредительного собрания, в Петрограде прошладемонстрация в его защиту, организованная эсерами и меньшевиками. По приказувластей она была расстреляна.
Учредительноесобрание открылось и проходило в напряжённой атмосфере противостояния. Залзаседаний был наводнён вооруженными матросами, сторонниками большевиков. Ихповедение было далеко от норм парламентской этики. Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» ипредложил принять её, узаконив тем самым существование советской власти и еёпервые декреты. Но Учредительное собрание отказалось утверждать этот документ,начав дискуссию по предложенным эсерами проектам законов о мире и земле. 6января рано утром большевики огласили декларацию о своём уходе с Учредительногособрания. Вслед за ними заседание покинули и левые эсеры. Продолжавшееся послеухода правящих партий обсуждение прервал поздно ночью начальник охраны матросА. Железняков сообщением о том, что «караул устал». Он настойчиво предложилделегатам покинуть помещение.
Вночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительногособрания.
РоспускУчредительного собрания, который произошёл так обыденно, не вызвав ни малейшегонамёка на взрыв народного негодования, произвел ошеломляющее впечатление напартии революционной демократии. Они связывали его с деятельностью определенныенадежды на мирный путь устранения большевиков от власти. Теперь они все большестали склоняться к необходимости вооруженной борьбы с большевиками.
Возрождение российского парламентаризма.
Перестройка и её последствия.
Вдекабре 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшегоСоюза вступила на путь самостоятельного существования.
Падениесоюзного центра требовало от российского руководства срочно определить целивнешней и внутренней политики России, отношение к наследию Союза, решитьпринципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а такжегосударственного устройства.
Вобласти внутренней политики руководство России определило несколькоприоритетных задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход крыночным методам хозяйствования. В октябре 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. Ельцинвыступил с программным заявлением, где указал, что «период движения мелкимишагами завершен… Есть уникальная возможность за несколько месяцевстабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления». Онизложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен;приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве;антимонопольная и «разумная» налоговая политика; сокращение необоснованныхрасходов; адресная система социальной помощи; разрушение «железногоэкономического занавеса» в отношениях с миром.
Ихотя Б.Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провестиреформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний для страны инарода в полной мере оценены не были. На сложное экономическое положение,доставшееся России в наследство от СССР, наложился поспешный раздел союзнойсобственности между бывшими «братскими республиками».
Вянваре 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике –освобождены цены на большинство цен и услуг, упразднена в основномцентрализованно-фондовая система распределения ресурсов.
Вусловиях сохранявшейся предельной монополизации производства это привело крезкому взлёту цен: к концу 1992 г. примерно в 100-150 раз (при ожидаемомреформаторами уровне в три-четыре раза). Повышение зарплаты во многом отставалоот новых цен.
Сконца 1992 г. началась приватизация госсобственности. К осени 1994 г. онаохватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли иуслуг, а спустя два года в негосударственном секторе экономики производилосьуже свыше 60% валового внутреннего продукта. Первый её этап производился наоснове ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всемгражданам России, включая младенцев. Их можно было вкладывать в акцииприватизируемых объектов.
Вдеревне происходило преобразование колхозов в производственные паевыетоварищества и фермерские хозяйства.
Темвременем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройкенародного хозяйства, углублялся. Правительство пыталось проводить жесткуюкредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби исепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве изних российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах (лишь решениеЦентрального банка РФ изъять из обращения казначейские билеты образца 1961-1992гг. с 26 июня 1993 г. повлекло за собой введение национальных валют всемичленами СНГ).
В1996 г. объём промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократилсявдвое. Нарастающий спад (от 70% и выше) охватил выпуск как военной, так игражданской продукции высокой технологии, в наибольшей степени затронувпромышленность средств связи, электронную и электротехническую промышленность,станкостроение машиностроение для легкой промышленности, строительства итранспорта.
Труднуюпору переживает и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила две третиот уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как следствие –производство мяса (в два раза) и молока (в три раза). Вдвое меньше вноситсяудобрений, что ведет к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Почтипрекратилось обновление машинно-тракторного парка.
Единственное,что стабильно растет в России, кроме цен, — это внешний долг. Ныне он достиг130 млрд. долларов (правда, его львиная доля унаследована от распавшегосяСССР). Только на обслуживание долга, т.е. выплату процентов по займам, странадолжна выделять до трети своего годового дохода.
Дело,однако, практически не сдвинулось с мертвой точки. Объяснение надо искать,во-первых, в размерах управленческого аппарата (в СССР в 1991 г. на всехуровнях насчитывалось 715 тыс. госслужащих, сейчас их в одной России – 921тыс.), в пронизывающей его системе круговой поруки, во-вторых, всверхполитизированности самой борьбы с коррупцией: одна часть высших чиновниковстарательно собирает «компромат» на другую аппаратную группу и как только таоказывается поверженной, все выявленные «концы» сразу уходят в воду.
Одновременнов новой экономической ситуации быстро нарастает социальное расслоениероссийского общества. Уже к 1993 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10%наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз (в1995 г. – в 12 раз). Ниже черты прожиточного минимума находилось около 44%жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных.
Изприведенных выше цифр видно, что пока правительству не удалось остановить общийспад производства, хотя его темпы существенно замедлились (3% в промышленностиза 1995 г. против 21% в 1994 г.). Снизились и темпы инфляции: с 18% в январе1995 г. до 0,7% в июле 1996 г. Появилась надежда на вывод экономики изкризисного пике, на увеличение инвестиций в промышленность и сельское хозяйствосо стороны российских и иностранных предпринимателей, до последнего временипредпочитавших вкладывать деньги в торговлю и посреднические услуги. Перелому всфере производственных капиталовложений должен способствовать, по мнениюправительства, и начавшийся с осени 1994 г. второй этап приватизации – черезсвободную куплю-продажу акций частных и акционированных предприятий на биржахпо рыночному курсу. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров должендополнится рынком капиталов.
Конституция 1993 года.
Принятиеновой Конституции РФ явилось важнейшим этапом демократического обновленияРоссии.
Б.Н.Ельцин ускорил разработку проекта новой Конституции. На это повлияло то, чтоРоссия была на грани гражданской войны.
21сентября 1993 г. Президент подписал указ о роспуске народных депутатов РФ иВерховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственнойвласти и референдума о новой Конституции.
Противпрезидентского указа выступило руководство Верховного Совета во главе соспикером Р.И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда,признавших действия Президента неконституционными и объявивших его низложенным.
ЗданиеВерховного Совета России, где народные депутаты начали собираться на свойвнеочередной съезд, стало центром сопротивления Президенту Ельцину, которыйпредъявил ультиматум – покинуть «Белый дом» до 4 октября.
2октября в Москве прошли организованные оппозицией демонстрации, вылившиеся вмассовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад. Это вдохновилозащитников «Белого дома» на активные действия. 3 октября к 18 часам зданиямэрии и гостиницы «Мир» были захвачены восставшими. Попытка штурма «Останкино»привела к кровопролитию, но была безуспешной. В ответ на эти действия Президентобъявил в Москве чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября в 9 часовначался артиллерийский обстрел «Белого дома», вызвавший сильный пожар и гибельлюдей. В результате здание Верховного Совета было занято войсками, аруководители сопротивления арестованы.
12декабря 1993 г. был проведён референдум. 58,7 % участвовавших в нем одобрилипрезидентский проект Конституции. В Конституцию были включены положения обазовых правах человека и гражданина – свободы слова, печати, собраний и др.Учреждался демократический принцип разделения законодательной, исполнительнойи судебной ветвей власти. Полномочия Президента значительно расширялись. Онформировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховнымглавнокомандующим, определял основные направления внешней политики, имел правораспускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшимпроблемам жизни страны.
Законодательныморганом стал двухпалатный парламент – Федеральное Собрание. Его верхняя палата– Совет Федерации – представляла субъекты федерации. В 1990-е гг. в её составвходили губернаторы, президенты автономных республик, главы местныхзаконодательных органов, мэры Москвы и Санкт-Петербурга.
Нижняяпалата Федерального Собрания – Государственная Дума – избиралась гражданами,имеющими право голоса. Голосование проводилось как за кандидатов,представленных политическими партиями, так и за отдельных кандидатов поодномандатным округам (они получали 50% мест). Это обеспечивало прохождение вГосударственную Думу как наиболее популярных, ярких политиков, так и фигур,выдвигаемых партиями. (Выборы в Государственную Думу прошли одновременно среферендумом.)
Третьявласть, по новой Конституции, принадлежала Конституционному суду. Главной егообязанностью стало толкование положений Конституции и осуществление контроля заеё исполнением.
Возможностьимпичмента Президента в новой Конституции сохранялась, но его процедураусложнялась. Для принятия решения о проведении импичмента требовалось согласиеобеих палат Федерального Собрания.
Основноезначение произошедших в 1993 г. событий состояло в том, что России в условияхобостряющегося социально-экономического кризиса и роста противоречий в обществеудалось избежать полномасштабной гражданской войны и удержаться на путидемократического развития.
Опыт деятельности современнойГосударственной думы: достижения и противоречия.
Составдепутатского корпуса Госдумы в основном отражал реальное отношение сил инастроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Думе не имела решающегоперевеса. Коммунистические и националистические фракции в лучшем случае моглирассчитывать при голосовании на поддержку 180-230 депутатов, «буферные фракции»- 110-130, демократические – 100-120. В нижней палате были созданы и официальнозарегистрированы 8 фракций и депутатская группа «Новая региональная политика».Их состав и политические ориентации в течение срока работы Госдумы неоднократноменялись.
Наиболеепоследовательную антипрезидентскую и антиправительственную позицию в VГосдуме занимала фракция Коммунистической партииРоссийской Федерации во главе с её председателем Г.А. Зюгановым. Имея солидноепредставление в Думе (45 человек), фракция коммунистов инициировала обсуждениенаиболее конфронтационных вопросов – о Комиссии по расследованию событий 3-4октября, о денонсации Беловежских соглашений, о начале процедуры импичмента(отрешения от должности) Президента. Тем не менее коммунистической оппозициитак и не удалось обеспечить думского большинства по наиболее важным вопросамповестки дня.
Приголосовании в VДуме чаще всего проходиликомпромиссные решения. Нижняя палата сумела избежать бессмысленногопротивостояния реформистских и антиреформистских сил. Во многом благодаряконструктивной позиции И.П. Рыбкина, избранного Председателем нижней палаты отлевых сил, в Думе образовалось так называемое «здравомыслящее» большинство. Витоге депутаты сумели подняться над фракционными интересами и занятьсязаконотворческой деятельностью. Тем более что с принятием новой Конституциивозникла необходимость кардинального обновления правовой базы российскогообщества. Несмотря на острую борьбу, VДумаприняла новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о выборах Президента,депутатов Государственной думы, об общих принципах устройства государственнойвласти, о местном самоуправлении, об основных гарантиях избирательных правграждан России.
Ссамого начала становления парламентаризма в России, отношения и Госдумы иСовета Федерации с исполнительной властью складывались непросто. Обе палатыпарламента постоянно пытались расширить сферу своих полномочий, повысить свойвластный статус, стать реальным противовесом исполнительной власти, поэтому напрактике эти усилия имели в основном антипрезидентскую илиантиправительственную направленность.
Спервых шагов Федеральное Собрание по многим вопросам занимало позицию, отличнуюот позиции правительства и Президента. Не случайно палаты Федерального Собраниясвою деятельность начали с ряда символических актов, направленных на укреплениеДумы, превращение ее в самостоятельный центр власти. Аналогично действовали исенаторы верхней палаты, лишь с третьей попытки утвердив председателя палатыВ.Ф. Шумейко, чью кандидатуру поддержали Президент Б.Н. Ельцин ипремьер-министр В.С. Черномырдин.