Реферат по предмету ""


Просвещенный абсолютизм в России: особенности, содержание, противоречия

Микерин Антон
Пол-Д-1-2
«Просвещенный абсолютизм в России:особенности, содержание, противоречия».
Просвещённый абсолютизм – это политикаабсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIIIвека. Выражалась в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов «сверху» абсолютнойволей монарха: упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церквигосударству, реформы – крестьянства, школьного обучения, смягчение цензуры ит.п. Представители просвещённого абсолютизма, используя популярность идейфранцузского  Просвещения, представлялисвою деятельность как «союз философов и государей». Просвещённый абсолютизм былнаправлен на укрепление господства дворянского слоя, хотя некоторые реформыспособствовали развитию капиталистического уклада. Одним из самых известныхмонархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала российскаяимператрица Екатерина II(1762-1796гг.). Её правление принято считать эпохой российского просвещённогоабсолютизма и Золотой эпохой дворянства.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна,супруга Петра III, стала императрицей России врезультате дворцового переворота, совершенного 28 июня 1762 г. Переворот прошёлпочти бескровно, жизнью поплатился только император.
Петр III, по сути дела, ничего не сделал, чтобы не допуститьсвоего свержения. В итоге Екатерина IIстановится императрицей России.
Те 17 лет, что Екатерина ждала престола,она употребила на подготовку к царствованию – ни до нее, ни после в России уруля государства не было столь образованного человека. «Дух законов» Монтескьё,«Опыт о нравах и духе народов» Вольтера, «Анналы» Тацита – вот настольные книгимолодой Екатерины. Императрица была не только знакома с произведениямифранцузских философов-просветителей, но знала их лично. Переписываясь сВольтером и Дидро, настойчиво приглашала их посетить Россию. Еще важнее, чтоона потратила эти 17 лет на то, чтобы понять эту чужую для нее страну.
22 сентября 1762 г.  в Москве, после свержения Петра III, состоялась коронация Екатерины II. Каково было состояние страны явствует из того, чтоуже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, какостановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложныегосударственные нужды – русская армия в Пруссии уже 8 месяцев не получалажалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» — те, чтосчитались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды.Членов Сената тронуло то, что императрица считает все принадлежащее ейсобственностью государства и в будущем не намерена делать различие междуинтересами государственными и своими собственными. Для ЕкатериныIIподобный шаг был естественным. Воспитанная на идеяхфранцузских просветителей, она считала государство целостным, обладающимсобственными интересами организмом, где властвуют рационально устроенныезаконы, а подданные трудятся на общее благо. Себя же она видела служительницейОтечества, призванной привести подданных к этому общему благу.
Это было нечто новое на Руси. Властьбольше не грозила подданным дыбой и плахой, а предлагала вместе трудиться дляобщего блага, говорила о «правилах богоугодных, человеколюбие вселяющих идобронравие к сохранению блаженства и спокойствия рода человеческого». Преждевласти достаточно было держать подданных в страхе, теперь она хотела завоеватьих любовь. «Наше искреннее и нелицемерное желание есть прямым делом доказать,сколь мы хотим быть достойны любви нашего народа», — говорилось в Манифесте,опубликованном 6 июля.
Очень скоро Екатерина поняла, как малоона знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ееизучить. В первые 5 лет  своего правленияЕкатерина IIсовершила несколько поездок поРоссии. Это позволило ей узнать как живут ее подданные.
Но Екатерина не забывала о главном — обучреждении таких государственных установлений, которые действовали бы в рамкахзакона, что было обещано еще в Манифесте 6 июля. Для этого требовалось привестив порядок все костное российское законодательство – по сути дела, создать егозаново. Екатерина думала об этом с первых дней своего правления.
С 1765 года Екатерина IIначала писать свой «Наказ» — рекомендации комиссии повыработке нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назреладавно.  В 1754 году Елизавета ужеповелела сочинить «ясные законы», но дело с места  так и не сдвинулось. Такие же попыткипредпринимала Анна Иоанновна, а до нее – Петр I. Но Екатерина твердо решила довести дело до конца.
В 1767 году в Москву собрались депутатыот всех сословий (за исключением крепостных крестьян и духовенства) с тем,чтобы начать выработку нового Уложения. Екатерининский «Наказ» сталруководством. Большую часть его статей Екатерина IIзаимствовала из книги Монтескье «Дух закона» и трактаитальянского юриста Беккария «О преступлениях и наказаниях». Краеугольнымкамнем государства, по мысли Екатерины, оставалось самодержавие, но всеостальное было настолько новое и непривычное, что многих этот документ попростуиспугал. А ведь Екатерина опубликовала «Наказ» лишь после обсуждения со своимиприближенными, которые переделали или сократили больше половины из написанногоимператрицей. Что же так потрясло русских людей второй половины XVIIIстолетия?
Вот основные положения «Наказа»:
1.                                        Все гражданеравны перед законом.
2.                                        Они вправе нетолько делать то, что законы дозволяют, но и все, что не запрещено законом.
3.                                        Законом следуетзапрещать лишь то, что может принести вред отдельной личности или обществу.
4.                                        Частоеупотребление казней не исправляет людей.
5.                                        Слова невменяются в преступление, если не соединены с действиями.
6.                                        Пытка –установление противное здравому рассудку.
7.                                        «А ежели найдетсястрана, где люди инако не воздерживаются от пороков, как только суровымиказнями, опять ведайте, что сие проистекает от насильства правления».
8.                                        Дозволение верить«по своему закону» смягчает сердца, а в Российской империи веротерпимостьнеобходима уже потому, что русские подданные исповедуют разную веру.
Екатерине, однако, пришлось отказатьсяот всяких напоминаний о необходимости освободить крестьян из крепостногосостояния, хотя она считала рабство противным христианской религии исправедливости. В «Наказе» она вынуждена была признать, что «не должно вдруг ичерез узаконение делать великого числа освобожденных».
Депутаты, собравшиеся в Москву дляработы над новым Уложением, показали Екатерине, что Россия куда дальше отстоитот новейших европейских идей, чем она думала. 564 человека, среди которых быличиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы не были представителямирусского общества, потому что общества в тогдашней России не было. Каждоесословие пеклось только о своих собственных интересах. Благо народа онипонимали только как свое собственное, государственные интересы – как интересыгосударыни. Каждое сословие требовало себе исключительных привилегий за счетдругих и желало нести никакой ответственности. Ясно, что никакого Уложениясоздать так не удалось, и в 1768 году комиссия по его выработки была распущенапод предлогом начавшейся войны с Турцией.
Надо сказать, что в практическойдеятельности Екатерина IIдалекоотступала от своих высоких идеалов. Она знала, что обязана своей властьюрусскому дворянству и понимала, что лучший способ завоевать его любовь – этораздавать поместья, деньги и привилегии. В 1765 году (работая на «Наказом») онаразрешила помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда «по продерзостномусостоянию» (подтвердив указ Елизаветы 1760 г.). А в 1767 году, получив во времяпутешествия по Волге около 600 челобитных от крестьян с жалобами на помещиков,приказала вернуть их без рассмотрения, а позже выпустила специальный указ,запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на помещиков. К моментувосшествия Екатерины на престол на Украине еще существовала право свободногоперехода крестьян, но уже в 1763 г. она резко ограничила его, а через 20 летотменила вовсе.
Крестьяне ожидали, что вслед заМанифестом о вольности дворянства свободу получат и они. «Наказ» Екатерины ещеболее подогрел их надежды. Способствовала этому и терпимая политикаправительства по отношению к раскольникам и перевод монастырских крестьян наположение государственных (последнее, впрочем, позволяло свободно жаловать ихкому угодно). Но изменений в жизни крестьян так и не наступило. Напротив, кначалу работы комиссии по выработке Уложения крепостные, вопреки всем законам,негласно признавались рабами – хотя еще при Петре Iкрепостные могли брать казенные подряды.
Важнейшим событием внутренней жизнистраны стало Жалованная грамота дворянству, обнародованная в 1785 году, вкоторой официально признавалось, что:
- дворянство есть особая привилегированная корпорация, которая самаопределяет свой состав;
— дворянство есть звание потомственное инаследственное;
— дворянин не платит никаких податей;
— дворянин избавлен от телесныхнаказаний;
— имеет право служить или не служить посвоему желанию;
— имеет исключительное право владетьнаселенными землями.
Тем не менее служба по-прежнему открывала путь вдворянство человеку всякого звания.
Страна менялась на глазах – к середине1780-х гг. уже выросло поколение екатерининской эпохи, для которого понятие «общество»или «благо человечества» были вовсе не пустым звуком.  В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг.в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице поповелению Екатерины IIбыли подготовлены учителя и напечатаны учебники.Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так былоположено начало российской системе классического образования.
Были открыты учебные заведения для девочек– институты для благородных девиц. Главный из них, в Смольном монастыре, началработать в 1764 г.
В январе 1783 году была созданаРоссийская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.
Последние годы правления Екатеринузаботила одна проблема – как уберечь Россию от вредоносного, как она полагала,влияния французской революции.
Что касается французской революции, топротивостоять ее влиянию было очень сложно, но Екатерина IIделала все возможное. Она обязала всех французов,проживавших в России, дать подписку в том, что они не принимают принциповреволюции, ограничивала ввоз «вредных» книг, боролась с масонскими ложами,которые считала корнем зла.  В ссылкуотправились первые вольнодумцы – Екатерина II, когда-то призывавшая свободно высказывать всякоемнение и говорить ей в глаза самую неприятную правду, с одобрением встретиласмертный приговор Радищеву, вынесенный за официально разрешенную к печати книгу«Путешествие из Петербурга в Москву» (казнь все же была заменена ссылкой). Всущности, он поплатился за стремление ограничить крепостничество.
Екатерина IIзащищала право владеть людьми не как таковое, но какглавную привилегию дворянства – политической опоры всего ее царствования.
В целом, последние годы правленияЕкатерины мало походили на расцвет ее царствования. Напуганная французскойреволюцией, Екатерина перешла к репрессивной политике. Воспоминания о недавнейпугачевщине только усугубляли ее опасения. Своим правлением Екатерина IIхотела показать себя просвещенной государыней,заботящейся о своих подданных. В сущности, всё правление Екатерины IIстало правлением исключительно во благо дворянства,поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Дени Дидро, всё-такиприехавший в Петербург и проживший там пять месяцев,  понял, что слова о народном благе, столькораз написанные и произнесённые Екатериной II, остаются только словами. Это и есть главнаяособенность просвещённого абсолютизмав России.Обычное лицемерие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.