Вопросык экзамену по Отечественной Истории.Россия и ее место в мировом цивилизационном процессе. История календаря в России. Первые славянские просветители. Восточные славяне (расселение, быт, верования). Начало русской государственности. Первые Киевские князья. Киевская Русь. Этапы древнерусской государственности. Возвышение Москвы. Образование русского цивилизационного государства. Правление Ивана Грозного. Опричнина. Смутное время в начале 17 века. Россия в 17 веке. Эпоха Петра I (Великого). Эпоха дворцовых переворотов Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Россия в конце 18 – первой половине 19 веков. Реформы Александра II. Россия в конце 19 – начале 20 веков. (3 русские революции до октября 1917 года).
Россия и ее место в мировом цивилизационном процессе.
Четкогоопределения «цивилизации» нет, нопод ней понимается уровеньобщественного развития, материальнойи духовной культуры (определяемыйуровнем развития производительныхсил), достигнутый данной общественно-экономической формацией (историческиопределенная ступень в развитиичеловеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства иобусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; основные общественно-экономическиеформации: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, капиталистическаяи коммунистическая (первая фаза которой — социализм)).
Атрибутыцивилизации:
1)
2)
3)
Историякалендаря в России.
Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своегокалендаря первоначально положилипериод изменения лунных фаз. Но ужеко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русьпользовалась лунно-солнечным календарем.
Календарьдревних славян. Установить, чтопредставлял собой календарь древнихславян, окончательно не удалось.Известно только, что первоначально счет времени велсяпо сезонам. Вероятно, тогда жеприменялсяи 12-месячный лунный календарь. Вболее поздние времена славянеперешли к лунно-солнечному календарю, в котором 7 раз в каждые 19 лет вставлялсядобавочный, 13-й месяц.
Древнейшиепамятники русской письменностипоказывают, что месяцы имели чистославянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которыхобитали различные племена, получали разные названия.Так, январь назывался где сечень (времявырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилосьстудено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы);март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвестибереза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадкамив древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель —цветень (цветение садов), березень (начало цветенияберезы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень,цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»),млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явлениязапаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (отглагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, авозможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь— вересень (цветение вереска); руень (от славянскогокорня слова, означающего дерево,дающего желтую краску); октябрь —листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь— грудень (от слова «груда» — мерзлаяколея на дороге), листопад (на югеРоссии); декабрь — студень, грудень, просинец.
Годначинался с 1 марта, и примерно сэтого времени приступали к сельскохозяйственнымработам.
Многиедревние названия месяцев позже перешли в рядславянских языкови в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском ипольском, что наглядно видно изтабл.1.
Таблица1. Названия месяцев на некоторых славянскихязыках
Современные русские названия
Наиболее распространенные древнеславянские названия
Современные украинские названия
Современные белорусские названия
Современные польские названия
Январь
Сечень
Сiчень
Студзень
Styczen
Февраль
Лютый
Лютий
Люты
Luty
Март
Березозол
Березень
Сакавiк
Marzec
Апрель
Цветень
Квiтень
Красавiк
Kwiecien
Май
Травень
Травень
Май
Маj
Июнь
Червень
Червень
Чэрвень
Сzerwiec
Июль
Липец
Липень
Лiпень
Lipiec
Август
Серпень
Серпень
Жнiвень
Sierpien
Сентябрь
Вересень
Вересень
Верасень
Wrzesien
Октябрь
Листопад
Жовтень
Кастрычнiк
Pazdziernik
Ноябрь
Грудень
Листопад
Лiстопад
Listopad
Декабрь
Студень
Грудень
Снежань
Grudzien
Основоположникрусской научной хронологии. Наши предки интересовались не только астрономиейвообще, но и календарными вопросами в частности. Основоположником русскойнаучной хронологии следует считать Кирика (1110 — ?) — молодого ученого, всовершенстве изучившего вопросы теории календаряи глубоко разбиравшегося в них.Кирик жил в древнем Новгороде и являлсядиаконом Новгородского Антониева монастыря.В 1136 г. Кирик написал оригинальный труд под названием «Учение..., имже ведатичеловеку числа всех лет», т. е. «Наставление, как человеку познать счислениелет». Этот трактат по вопросам хронологии, явился первым па Руси трудом, рассматривающим вопросыизмерения больших промежутковвремени. В нем изложено учение о високосном годе, о вычислении пасхалий, олунном годе и другие вопросы. В работе Кирика решаютсятакие задачи, как определение числа лет, месяцев,недель и дней, протекших от «сотворениямира» до эпохи составления рукописи.Он обнаруживает хорошее знакомство с такими хронологическими понятиями,как эпакта (возраст Луны в какой-нибудь определенный день года, например 1 января,т. е. число дней, протекшее от последнего новолунияпредшествующего года до 1 января текущего года), индикт (15-летний период),«солнечный круг» (28-летний период), «лунный круг» (19-летний цикл) и «великийиндиктион» (цикл в 532 года). Рукопись труда Кирика впервые была опубликована в1828 г. в «Трудах и летописяхОбщества истории и древностей Российских» (ч. IV, кн. 1, стр. 122-129).
Вруцелето.Около XV в. в церковно-славянскомизложении календарных вопросов было создано несколько новых хронологическихэлементов. Важнейшим из них являлось «вруцелето» (Способ удерживать в памяти различные календарные и пасхальные таблицы,располагая числа таблицы по суставампальцев руки, т. е. «держать лета в руке». Были «руки» на разные случаи, например«рука рождению и ущерблению Луны», «рука Иоанна Дамаскина — круг Солнцу» и т.д. ) — термин, применявшийся в православных церковных календарях и имевший большое значение при составлениипасхалий. В этих календарях каждомудню года была приписана одна из семи букв славянскогоалфавита:
А(аз), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), Е (есть), Z (зело) и 3 (земля). При атом буквы были расположены по особомупринципу, для понимания которого надо знать следующее. В соответствии срелигиозными преданиями предполагалось,что первым днем от «сотворения мира»являласьпятница 1 марта. Тогда 2 марта будетсубботой, а 3 марта — первым воскресным днем. Это воскресенье было обозначенопервой буквой алфавита А. Последующие дни недели получили для своего обозначенияостальные буквы алфавита, по в обратном порядке.Так, 4 марта (понедельник) — 3, 5 марта (вторник) — Z, 6 марта (среда) — Е, 7марта (четверг) — Д, 8 марта (пятница)— Г, 9 марта (суббота) — В, 10 марта (воскресенье) опятьбуква А. Таким образом, буква А являлась вруцелетом дляпервого года от «сотворения мира»,так как она соответствовала в этом году всем воскресным дням.
Таккак в году 52 недели и 1 день, то во втором году от «сотворения мира» первое воскресенье приходилось па 2 марта, ипотому вруцелетом являлась буква В. На третьем году вруцелетом являласьбуква Г, так как 1 марта падало на воскресенье. После високосных лет имеетместо скачок через одну букву.
Такимобразом, вруцелето дает возможность определить воскресные дни любого года, атем самым узнать день недели любого днягода. Это особенно важно при чтении русских летописей, так как по упоминаемомувруцелету облегчается возможностьустановить точную дату.
Установлениехристианского летосчисления вРоссии. В конце Х в. Древняя Русь принялахристианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшеесяримлянами, — юлианский календарь(основанный на солнечном годе), с римскими наименованиямимесяцев и семидневной неделей. Счетгодов в нем велся от «сотворения мира», которое якобыпроизошло за 5508 лет до нашего летосчисления.Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принятав VII в. в Греции и. долгое времяприменялась православной церковью.
Втечение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., всоответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1сентябряи отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очереднойНовый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19декабря 7208 г. был подписан иобнародован именной указ Петра I о реформе календаряв России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новаяэра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).
Петровскийуказ назывался: «О писании впредьГенваря с 1 числа 1700 года во всехбумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворениямира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворениямира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа былапринята без осложнений, указзаканчивался благоразумнойоговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».
Встречапервого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I ореформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является нетолько началом нового года, но и началом нового века ( Здесь в указе допущенасущественная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIIIв. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни. ), указ предписывал отметить этособытие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канунНового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигналк открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звони пушечная пальба, раздались звукитруб и литавр. Царь поздравлялнаселение столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнеенебо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространствоесть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.
Домажителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых иможжевеловых». Целую неделю дома стоялиукрашенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольшихпушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья»,а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А«людям скудным» предлагалось«каждому хотя по древцу или ветве навороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей странеустановился обычай ежегодно 1 январяпраздновать день Нового года.
Переводдат с древнерусской (византийской) эры на современную. Мартовские и сентябрьские календарные стили. Мы ужо знаем, что до1492 г. на Руси за начало года принималось 1 марта, а затем до петровскойреформы — 1 сентября. Поэтому в русских летописяхприменялись два «стиля»: мартовский и сентябрьский.При чтении летописей или других исторических документов прежде всего следуетустановить, в каком стиле идет датировка. Только после этого можно приступить кредукции, т. е. переводу летописной даты на современное летосчисление.
Приредукции летописных дат надо придерживатьсяследующих правил:
1.Если неизвестно, в каком стиле датируетсясобытие, то задача может быть решена только приближенно: из летописной датынадо вычесть 5508. Например, в источнике указана дата 6125 г. от «сотворения мира». Тогда имеем 6125 — 5508 = 617 г. н. э.
2.Если событие датировано с указанием месяца,то в мартовском и в сентябрьском стилеиз летописного года вычитается 5507,5508 или 5509, сообразно с данными табл. 2.
Таблица 2. Перевод дат с древнерусского лето счисления на современное
Месяцы, па которые падает датируемое событие
Число, подлежащее вычитанию при
мартовском стиле
сентябрьском стиле
Январь
5507
5508
Февраль
5507
5508
Март
5508
5508
Апрель
5508
5508
Май
5508
5508
Июнь
5508
5508
Июль
5508
5508
Август
5508
5508
Сентябрь
5508
5509
Октябрь
5508
5509
Ноябрь
5508
5509
Декабрь
5508
5509
Введениегригорианского календаря в России.Широкое общение с европейскими государствами после того, как Петр I «прорубилокно в Европу», вызвало необходимость применятьв международных отношениях и внаучной переписке григорианский календарь. Внутри страны жизнь протекала постарому стилю. Такая двойственностьбыла связана с большими неудобствамии назревала необходимость во введении единого способа счисления времени.
В1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в Россиинового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князьК. А. Ливен отрицательно отнесся кэтому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущеепроизвести нежелательные волнения исмущения умов». Он указывал, что «выгодыот перемены календаря весьмамаловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднениянеизбежны и велики». После получениятакого «доклада» царь написал на нем: «ЗамечаниякнязяЛивена совершенно справедливы».
В1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений,ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианскийкалендарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссиивеликого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействияцарского правительства и церкви. Стремясьпарализовать активность комиссии, «императорская»Академия наук срочно создала своюкалендарную комиссию на основе высочайшего разрешения,в котором было сказано, чтобы новаякомиссия при Академии наук в своейдеятельности «приняла во внимание соображениябывшего министра народного просвещениякнязяЛивена по вопросу о введении в России григорианского стиля».Эти «соображения» нам уже известны исводились к явному запрету проведения календарной реформы. В «академическую» комиссиюпоступило и мнение святейшегосинода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введениенового календаря несвоевременным.
Окончательновопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января1918 г. Совет Народных Комиссаров принял«Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным иопубликован 25 января 1918 г… Он начиналсясловами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурныминародами исчисления времени, СоветНародных Комиссаров постановляетввести по истечении января месяцасего года в гражданский обиход новый календарь».
Таккак к этому времени разница между старым и новым стилямисоставляла 13 дней, то декретпредписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля,а 14 февраля. Этим же декретомпредписывалось до 1 июля 1918 г.после числа каждого дня по новомустилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраляи т. д.
Долгожданная реформа с большим удовлетворением была встречена встране. Только представители православной религии встретили ее враждебно. Они идо настоящего времени продолжаютпользоваться юлианским календарем.Следует помнить, что разница в 13 дней должна учитыватьсятолько для событий, происшедшихначиная с 1 марта 1900 г. и до дня реформы. Так, день Октябрьскойреволюции 25 октября 1917 г. по старому стилю соответствует 7 ноября поновому стилю. В прошлом веке разница составлялатолько 12 дней. Поэтому день рожденияВ. И. Ленина 10 апреля 1870 г. постарому стилю соответствует 22 апреляно новому стилю.
Первые славянские просветители. Восточные славяне (расселение, быт, верования).
Славяне – это древнейшийэтнос на европейском континенте. Они относятся к индоевропейской языковойгруппе, их прародиной были северные склоны карпатских гор, где они под именемвенедов, славян или антов упоминаются в византийских источниках. Отсюда славяне заселили юг, северо-запад и восток, образовав 3ветви славянских племен: южные(балканские славяне), западные(чехи, моравы, поляки) и восточные.Восточные славяне в 6-7 вв. пришлина Днепр и, постепенно расселяясь, дошли до озера Ильмень и до верховей Оки.Восточнославянские племенарасселились следующим образом: поляне,древляне и дреговичи основались направом берегу Днепра, северяне,радимичи и вятичи перевалили заДнепр и расселились на его левобережье, причем вятичипродвинулись даже на Оку, кривичи тоже далеко проникли на север и заняли территории в верховьяхВолги и Западной Двины, славянеобосновались вокруг озера Ильмень. На передвиженияславян влиялидругие народы. Это, прежде всего, литовские и угрофинские племена. Ранняя история славянзависела и от перемещения кочевыхнародов (готы – 3 век, гунны – 4 век). С 6 века в степной зоне усиливается активность тюрко-язычныхплемен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине 8 векаприднепровские славяне вынужденыподчиниться хазарам, которые прочнообосновались в степях Прикаспия и Причерноморья.В Хазарское государство (каганат) входили разноязычныенароды, отличающиеся друг от другапо верованиям и занятиям, ногосподствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм.Установив свое господство над низовьямиДнепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно заниматься торговлей. Отношениязавоевателей-хазар и покоренных ими славянне были спокойными. С возникновением у славянгосударственности противостояниемежду ними усилилось.
К числу соседей восточныхславян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитиевосточнославянских племен. Именем«варяг» славянеи другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С 9 века они ввиде военных и торговых дружин появилисьв землях восточных славян. Их привлекала Византия(торговля с греками и арабами, простовоенные набеги за добычей). Варягипостоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землямкоторых проходил знаменитый торговый путь «из варягв греки».
Быт и занятиявосточных славян в древности.
Длительное время у славянсохранялсяпатриархальный племенной быт. Каждое племясостояло из родов – совокупностиродственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью иуправляемых своими старейшинами.Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече(совете) решали все племенные вопросы. Постепенно с обособлением хозяйственной деятельностисемей на смену родовой общине пришла община соседская(вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избиралидля решенияобщих дел