8
Содержание
Введение
Одна из особенностей Российского государства, и Москвы в частности, - наличие огромного количества храмов, соборов, крупных монастырей и церквей, которые начали появляться после принятия в 988 году христианства.
Как правило, московские князья, затем цари, а позже императоры считали необходимым возвести либо храм, либо собор, либо церковь во имя победы в каких - либо военных действиях. Также они возводились в честь различных чудодейственных икон.
Теми же причинами обуславливалось и появление монастырей, которые впоследствии чаще всего представляли собой форпосты на подступах к столице - своеобразные средневековые крепости. Так появился и Новодевичий монастырь, построенный во время царствования Василия III - в память об освобождении Смоленска от литовских интервентов и возвращении этого города в состав русских земель.
Позже, став богатейшим женским монастырем, он стал жилищем для некоторых представительниц царской семьи. Все церкви, храмы, соборы и монастыри не только Москвы, но и всей России, всегда отличались богатством внешнего и внутреннего убранства, так как играли немаловажную роль в жизни государства. Например, Архангельский собор использовался в качестве царской усыпальницы, в Благовещенском соборе Кремля российские государи принимали крещение, исповедовались, в Успенском - венчались на царство и оглашали важнейшие указы и решения.
В наши дни соборы, храмы во многом потеряли свое былое значение, но, все же, по-прежнему, являются хранилищем уникальных произведений иконописи, стенописи и архитектуры. Москва, первое упоминание которой относится к XII веку, имеет на своей территории множество достопримечательностей, сохранивших в себе облик и атмосферу старинного города. Неудивительно, что до сих пор эти места представляют интерес не только для людей, увлекающихся историей, но и для простых обывателей, ценящих красоту и изящество древних памятников архитектуры. Особо хочется выделить Новодевичий монастырь, сравнительно редкая для русского зодчества сохранность и целостность которого делает его одним из наиболее интересных и значительных памятников древней Москвы. Новодевичий монастырь является филиалом Государственного Исторического Музея - крупнейшего национального музея России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времен до наших дней.
Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года Государственный Исторический Музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утвержденным правительством РФ 11 июля 1994 года, музей определен как научно - исследовательское и культурно - просветительское учреждение; за ним закреплена роль головного научно - методического центра для исторических и краеведческих музеев России.
Задачами данной работы являются ознакомление с историей возникновения Новодевичьего монастыря, изучение его архитектурных особенностей и определение историко-культурного значения монастыря для многонациональной России.
1. Из истории возникновения Новодевичьего монастыря
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до этого дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с середины XI века. Греческий император Константин Порфирородный в 1046 году выдал свою дочь Анну за князя Черниговского Всеволода Ярославича и благословил ее в путь святой иконой Божией Матери. Образ этот получил название Одигитрия - Путеводительница. Сын Всеволода - Владимир Мономах принес Одигитрию в начале XII века в Смоленск и поставил ее в построенном им соборном храме в честь Успения Божией Матери. С того времени икона Богоматери Одигитрия стала именоваться Смоленской. В 1404 году князь Смоленский Юрий Святославич, спасаясь от нашествия литовских войск, бежал в Москву, куда принес с собой и святую икону. Она была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1456 году князь Московский Василий II Темный, вняв просьбе смолян, вернул им святыню, сделав с нее точную копию. Список с иконы был поставлен на том же месте, где стоял чудотворный образ.
Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду. Существует и другое предание. Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда, полагают, и название монастыря Девичий. Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. В 1524 году, в память о возвращении Смоленска Российской державе (1514 год), в Москве был основан Новодевичий монастырь во имя Пречистой Одигитрии, куда в 1525 году 28 июля из Кремля была принесена Смоленская икона Одигитрия. В честь этого чтимого образа в обители был построен большой собор. С тех пор ежегодно этот день - 28 июля/10 августа отмечается в Новодевичьем монастыре как большой церковный праздник.
По некоторым данным, строительство главного собора монастыря приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских: угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Говоря о Новодевичьем монастыре, нельзя не упомянуть о том, что монастыри выполняли функцию форпостов на подступах к Москве. Именно поэтому Новодевичий строился как настоящая средневековая крепость: монолитные стены, башни с зубцами, стены с бойницами - отверстиями для стрельбы.
Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец, была сожжена паном Гонсевским.
Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 году заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 году под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 года. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был "знатным" - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При Петре I управление монастырскими делами перешло в ведомость Преображенского приказа, Новодевичий постоянно находился под охраной солдат.
В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был захвачен французами и использовался в качестве хранилища армейского провианта. Для укрепления обороны монастыря был создан внутренний вал у северной стены, а также уничтожена церковь Иоанна Предтечи.
Когда французы подожгли монастырь и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Имена этих женщин позже были вписаны в памятную книгу героев-участников Великой отечественной войны. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.
Восстановление пострадавших зданий началось после изгнания захватчиков, в XIX веке.
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (умерла 18 ноября 1548 года), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных такие громкие имена, как А.П. Чехов, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. В 1898-1904 годах было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.
Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале ХХ века.
В 1922 году монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем "Музей раскрепощения женщины". В 1926 году его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 годы в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем. Тем не менее, с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 здесь снова был учрежден женский монастырь. Монастырской общине были переданы не все здания - часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
2. Новодевичий монастырь глазами современника
2.1 Ансамбль Новодевичьего монастыря
Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.
С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.
В монастыре сохранилось 6 храмов: Смоленский собор, Успенская церковь при трапезной, Амвросьевская церковь при Ирининских палатах, 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 - по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.
Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 - 1686 годах мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым "со товарищи", резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.
После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.
Успенский храм Новодевичьего монастыря. Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь "храм, достойный Богоматери". Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника, и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.
Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительских монастырях. По завещанию Преподобного Сергия Радонежского у монашествующих ничего не было собственного, одежда и обувь получались "из казны", пища вкушалась за общей трапезой. Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно и то же время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов - столовых.
Такие, предназначенные для удовлетворения потребностей иноческой общины, помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм - трапезная.
Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 году) длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.
Храм имеет 2 этажа: внизу помещается "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.
Обе церкви и трапезная построены в 1685 - 1686 годах по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле.
Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации). В 1976 году здание сильно пострадало от пожара, и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.
Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.
Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.
В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки). Надвратные храмы - Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 - 1688 годах) - над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) - над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри - восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г). К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) - жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь.
Колокольня Новодевичьего монастыря относится к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных колоколен подобного типа она поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся по рисунку. Необычно расположив колокольню за алтарными апсидами собора, зодчий, таким образом, завершил и объединил все постройки архитектурного ансамбля и одновременно четко определил центральное положение Смоленского собора - архитектурной доминанты Новодевичьего монастыря.
2.2 Новодевичий монастырь - ценный объект историко-архивного наследия российской культуры
После закрытия Новодевичьего монастыря в 1922 году в его стенах был открыт музей, который с 1934 года стал филиалом Государственного Исторического Музея. Именно тогда, в 20 - 30-е годы сформировалась музейная коллекция, в которую вошла богатейшая ризница монастыря и уникальный ансамбль XVI - XVII веков. Некоторое число памятников поступило в фонды музея из закрытых церквей и монастырей Москвы через Государственный музейный фонд.
На протяжении 80 лет большую и кропотливую работу по изучению, описанию и систематизации коллекции музея вели несколько поколений научных сотрудников. Особенно можно отметить первого директора музея Елизавету Сергеевну Кропоткину, которая сумела остановить изъятие "бывшего церковного имущества" в Гохран в 1922 году. Более 30 лет хранителем фондов была Лидия Сергеевна Ретковская.
В целом, собрание музея насчитывает более 12000 единиц хранения. Основными являются коллекции древнерусской живописи, тканей XVI - ХХ веков, изделий из драгоценных металлов и камней и документальная коллекция, состоящая из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг. Ризница монастыря пополнялась за счет многочисленных вкладов частных лиц, наследства знатных монахинь. Учитывая, что в XVI - XVII веках монастырь занимал особое привилегированное положение, над вкладными иконами, богослужебными предметами и облачениями трудились лучшие художники, ювелиры, вышивальщицы того времени.
В коллекцию древнерусской живописи входят иконы из многочисленных церквей Новодевичьего монастыря, из надгробных иконостасов царевен - родственниц Петра I, из келий монахинь. Так, в 1600 году царь Борис Годунов подарил 70 икон для иконостаса Смоленского собора. В 1680-е годы по заказу правительницы Софьи Алексеевны обустраивались семь церквей в монастыре, иконы для них писали Симон Ушаков, Федор Зубов, Василий Пахомов и другие известные мастера Оружейной палаты. Особую художественную ценность имеет икона "Иоанн Предтеча" (XV век) в "черном" окладе конца XVI столетия из келийного собрания царицы Ирины Годуновой.
Коллекцию тканей составляют "построенные" из драгоценных привозных тканей священнические облачения (фелони и стихари), шитые шелками, золотом покровцы и пелены. В самом Новодевичьем монастыре с XVI века работала прекрасная мастерская, в которой была вышита мастерицами Ирины Годуновой пелена "Похвала Богородице", шитая икона "Богоматерь Смоленская" (конца XVII века). Сохранились работы из мастерских боярынь Одоевской, Милославской.
Ценнейшую часть музейного собрания составляют предметы с вкладными надписями. Среди них имена вкладчиков: Иван Грозный, его невестка Ульяна Удельная, царевна Софья Алексеевна, Петр I, боярин Б.М. Хитрово, игуменья Палладия Дурова и многие другие исторические личности.
В музее Новодевичьего монастыря развернуты 2 постоянные выставки: экспозиция произведений прикладного и изобразительного искусства XVI - XVII веков, которая размещается в Смоленском соборе, и выставка изразцов XI - ХХ веков - в "Певческих" палатах.
Заключение
С монастырями России связано много в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни, и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей и потребностей верующих, но "духовно - историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.
Ознакомившись с историей возникновения Новодевичьего монастыря, изучив его архитектурные особенности, мы смело можем говорить о том, что Новодевичий монастырь - это выдающийся памятник архитектуры XVI - XVII веков, а историко - культурное значение просто огромно, благодаря огромным коллекциям ценнейших раритетов. Новодевичий монастырь включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, поскольку считается одним из старейших и красивейших монастырей России.10 августа 2009 года Новодевичьему монастырю исполнится 485 лет. Статус объекта ЮНЕСКО может быть присвоен только тогда, когда постройку удается сохранить в первозданном виде, а таких объектов в России не так много - всего 21 (Московский Кремль, Красная площадь, архитектурный ансамбль Троице - Сергиевой лавры, Китайгородская стена и др.) И, конечно же, Новодевичий монастырь по праву включен в этот список.
Список использованной литературы
1. Архитектурно - строительные термины / сост. Ю.Н. Белов - СПт.: Каро, 2006.
2. Борисенко И.Г. Новодевичий монастырь. - Изд.2-е - М., Северный паломник, 2005.
3. Миронов О.В. Словарь религиозных терминов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
4. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. -М.: Изд-во Московской патриархии, 2001.
5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: "Изд-во АСТ", 2003-2005.
6. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и автор А.В. Никольский) М.: Изд-во Московской Патриархии: Издат. дом "Российский писатель", 2003.
7.А.Ю. Петров. Старообрядческие храмы Москвы. Краткий справочник - путеводитель. М., 1998.
8. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3т.М., 1993-1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Педагогика кн.1 |
Реферат | Абабков Василий Тарасович |
Реферат | Двигатель 2 |
Реферат | Двигатель ЗМЗ 513 53 |
Реферат | Гидравлика гидропневмопривод |
Реферат | Платежі, як економічний інструмент ресурсокористування |
Реферат | Этический аспект смерти |
Реферат | Діагностування і технічне обслуговування газорозподільного механізму автомобіля ГАЗ-24 Волга |
Реферат | Анестезия в сердечнососудистой хирургии |
Реферат | Was The French Revolution Revolutionary Essay Research |
Реферат | Anorexia Nervosa Essay Research Paper What is |
Реферат | Алгоритм решения задач |
Реферат | The Crucible Essay Research Paper The purpose |
Реферат | Грузовые автомобильные перевозки |
Реферат | Андрей Рублев и его Троица |