Ñûêòûâêàðñêîåâûñøååïåäàãîãè÷åñêîå
ó÷èëèùå(êîëëåäæ)
èì.È.À.Êóðàòîâà.
Êîíòðîëüíàÿðàáîòà ïîïðåäìåòó:
Èñòîðèÿãîñóäàðñòâàè ïðàâàÐîññèè.
Êóðñ:2
Øèôð:610
Âàðèàíò:10
Èñïîëíèòåëü:Õîòåìîâà Í.Ì.
Ïðåïîäàâàòåëü:
Äîìàøíèéàäðåñ: 167000ã.Ñûêòûâêàð,
óë.Êîììóíèñòè÷åñêàÿ,
ä.7, êâ.3
1999 ã.
I.Нормы гражданского права вПсковской судебной грамоте.
В период феодальной раздробленности Руси наряду сосновным источником права – “ Русской правдой “- использовалисьтак называемые местные правовые акты. К ним относится и законодательныйсборник- Псковская судная грамота, которая сформулировала ряд новых норм иоказала большое влияние на развитие русского права. Она датируется 1397 годом,хотя ученые считают, что она составлена в несколько приемов, т.к. в нее вошлаграмота князя Константина Дмитриевича, бывшего князем в Пскове в 1407-1414г.г.,а весь сборник утвержден при участии священства пяти соборов, из которыхпоследний относится к 1462 году.1Источники сборника указаны в его заглавии. Он составлен на вече на основанииграмот князей Александра и Константина и записанных обычаев.2 Под князем Александром Ю.К. Красновпризнает Александра Невского, спасшего в 1241 году Псков от немцев. Однако естьверсии, что это могли быть и Александр Тверской, княживший в Пскове в 1327-1330г.г., и князь Александр Ростовский, трижды побывавший в Пскове в 1410-1434г.г.Как бы там ни было, нормы Псковской судной грамоты стоят на одном уровне посвоей развитости с нормами большинства западноевропейских юридических сборниковXIV-XV в.в., а по богатству содержания этот сборникпревосходит даже позднейшие законодательные сборники московской эпохи.
Грамотавключает в себя 120 статей, посвященных судебному процессу, гражданскому инаследственному праву, уголовному праву. Главная ценность ее состоит вразработке институтов гражданского законодательства, основанного на обменных итоварных отношениях, что обусловлено, видимо, высоким их развитием в Псковскомгосударстве. Больше половины статей Псковской судной грамоты посвящено нормамгражданского права, которые регулировали право собственности, обязательственноеправо.
В научной литературе указывается, что вещи, согласноГрамоте, делились на движимость –“живот” и недвижимость — “отчина” (в первую очередь это была земля) – ст.14,88 и т.д. Для недвижимости устанавливался особый режим владения. Князья немогли отдавать землю в собственность по своему усмотрению, им разрешалосьвыделять ее в управление гражданам с согласия администрации. Это было как бы “временным держанием”.3 Существовал и институт пожизненногопользования имуществом (ст.72), именуемый “кромлей”.Пользователь имел право надоходы, но не мог распоряжаться имуществом и отчуждать его. Попытка продатьрыболовное угодье или земельный участок, находящийся в условном держании,приводила к потере каких-либо прав на него.1Недвижимым имуществом владели и женщины (стр.288), причем имущество супругов считалосьраздельным, с самостоятельным правом распоряжения. Имущество сбежавшего зарубеж зависимого шорника переходило к его господину в качестве компенсации занедополученные выгоды от его работы (стр.76). Предусматривала Грамота ипроцедуры истребования вещей из чужого законного и незаконного владения (вслучае находки, приобретения краденных вещей). Приплод от скота после егопокупки принадлежал новому собственнику (ст. ст. 110, 118).
Защитаправа собственности осуществлялась уголовно-правовыми мерами, путем возвратаобъектов собственности и возмещения убытков. Грамота не устанавливаласпециальных штрафов в пользу государства по спорам о собственности (кромесудебных издержек), это считалось частным делом самих субъектов. В тяжбах особственности решающая роль принадлежала документам и вещественнымдоказательствам, затем – свидетельским показаниям; могли назначаться судебныепоединки.2
Тесносвязано с правом собственности обязательственное право. В Пскове сформироваласьсистема обязательственного права с развитой имущественной ответственностью,основанной на товарно-денежном обмене. В самой Грамоте к обязательствам относятоколо 40 статей. Давая общую характеристику обязательствам в ПСГ, В.А. Роговпишет, что законодатель здесь явно отдает предпочтение имущественнойответственности должников;письменным формамзаключения сделок; равенству положения сторон в договорах без учетасословного положения. Свободные граждане не имели различий вгражданско-правовых отношениях и вступали в договоры на основе свободноговолеизъявления и частной инициативы. Ничего в Грамоте не сказано о возрастелиц, вступающих в обязательства, а также о правомочиях холопов и женщин призаключении сделок. Однако известно, что зависимые от господина шорники иполковники не теряли гражданских прав и могли предъявлять иски своим хозяевам.
СуднаяГрамота различала три способа заключения договора: запись, доска, устное соглашение.
Записьпредставляла собой письменный документ, копия которого сдавалась на хранение вархив Троицкого Собора.
Доскабыла простым домашним документом, написанным на доске или бересте. Копия его вархив не сдавалась, поэтому достоверность его могла быть оспариваема. Денег подоске можно было давать в долг до 1рубля включительно. Если кто-нибудь предъявлял иск на сумму свыше 1 рубля и подтверждал свое требование доской,то такой документ не имел силы.
Призаключении устных соглашений требовалось присутствие людей сторонних,т.е. свидетелей.1
Рассмотрим подробнее виды договоров, которые были отражены в Псковскойсудной грамоте:
Договор купли-продажи: согласнограмоте, проданные вещи должны быть доброкачественными. Например, еслиоказывалось, что купленная вами корова больна, сделка расторгалась, и деньгивозвращались покупателю(ст.118).Вещи должны принадлежать продавцу на законномосновании. При предъявлении иска о краденных вещах со стороны третьих лицобязанность доказательства законности сделки лежала на продавце (ст. ст. 46,47, 56). Сделка, заключенная в пьяном виде, считалась недействительной и моглаоспариваться стороной (ст.114). Сделки о недвижимости должны были заключаться вписьменной форме при свидетелях.
Договор заклада: недвижимостьбыла предметом заклада, оформляемого соответствующим актом. Заключение подобныхдоговоров свидетельствует о наличии индивидуального частного хозяйства.
Договор займа: займна сумму до одного рубля мог совершаться в устной форме при свидетелях и беззалога. При сделке свыше рубля представлялся имущественный залог, без которогоиск запрещалось рассматривать (ст.30). Разновидностью займа была денежная ссуда(ст.101), она не требовала заклада, но должна была письменно оформляться спередачей копии администрации. При ссуде могли устанавливаться проценты.
Договор дарения: собственникмог дарить движимое и недвижимое имущество родственникам (ст.100) в присутствиисвященника и свидетелей. При составлении соответствующих документов новыйсобственник вступал во владение подаренным имуществом и в том случае, если онне был упомянут в завещании.
Договор поклажи: призаключении договора поклажи (хранения) требовалось его письменное оформление спередачей копии властям (ст. ст. 14,16,17 – 19, 45, 103). В документах опоклажах должно было подробно перечисляться имущество, без чего иск о хранениине применялся.
Договор поручительства:привозникновении нужды в наличных деньгах поручитель обязывался за нуждающегося.Закон устанавливал, что подобные сделки могут заключаться на сумму не свыше 1рубля (ст.33). Поручитель отвечал за доверенное лицо собственными средствами.
Договор найма:в немопределялись права и обязанности сторон и заключался он при поступлении вобслуживание, обучении ремеслу, в хозяйственную зависимость (шорничество). Также был довольно распространен имущественный найм земли, лесов, водных угодий вформе аренды на несколько лет. Условия этих договоров и плата оговариваласьсторонами.
Обобщаявышеуказанное, можно сказать, что по части норм гражданского права Псковскаясудебная грамота “далеко ушла”от своей предшественницы “Русскойправды”, так как здесь можно встретить ряд гражданско-правовых институтов, неотраженных в “Русской правде”:институт давности; правооткупа отчужденной земли, право пользования чужой вещью;два вида обеспеченияобязательств:порука и залог;дарения движимых инедвижимых вещей и т. д…
II.Судебная реформа 1864 года.
Судебная реформа, как и другие реформы 60 – 70-хгодов (крестьянская, земская, городская, военная), была следствиемопределенного кризиса российского общества, в том числе и как называемогокризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующими классами,правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система ктому времени находилась в плачевном состоянии. Дореформенный суд основывался назаконодательстве ПетраIи ЕкатериныII, а вотдельных случаях использовались даже нормы Соборного уложения 1649 года.Естественно, все они были, мягко говоря“немного устаревшими”. Кромеэтого, дореформенный суд обладал рядом других”пороков”:множественность судебных органов (особые суды для дворян, горожан, крестьян,специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды;рядсудебных функций выполняли губернские правления, органы полиции и другиеорганы);поголовное взяточниство;крайне низкая общая июридическая грамотность судей;принцип письменности (судрешал дело, опираясь лишь на письменные материалы, полученные во времяследствия);признание как основание для окончательногоприговора и так далее.1
Работа поподготовке судебной реформы началась ещё в 50 – е годы. К началу 1861 года нарассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектовпредполагавших различные изменения в структуре судебной системы исудопроизводства. В итоге 1862 году в судебные инстанции был разослан проект “основныхположений, преобразований судебной части вРоссии”созданный специальной комиссией, работу которой возглавлял известный юрист,статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Он состоял из трёхчастей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовномусудопроизводству. Здесь были сформулированы новые принципы: бессословностьсуда, отмена системы формальных доказательств и определения об “оставлениев подозрений, отделение суда от администрации, установление состязательности,гласности, отделение судебной власти от обвинительной, введение институтаприсяжных заседателей и адвокатуры.1
Итогомдальнейшей работы по судебной реформе стали утвержденные императором 20 ноября1864 года четыре закона:Учреждение судебныхустановлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданскогосудопроизводства и новый, отсутствовавший в“Основных положениях ” Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В целом судебныеуставы исходили из принципов и идей, заложенных в “Основных положениях”.
Согластносудебным уставам, создавались две судебные системы:местные и общие. К местнымотносились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; общие-окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные ( погражданским и уголовным делам)палаты, распространявшие свою деятельность нанесколько губерний и областей, и кассационные (по гражданским и уголовнымделам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы,кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,крестьянских судов.
Мировые судьи избирались уездными земскимисобраниями и городскими думами. Мировой округ включал в себя, как правило, уезди входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которыхосущестлялась деятельность мировых судей. На созывающиеся съезды мировых судейложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а такжеокончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.
Мировым судьям были подсудны дела “О менее важных преступленияхи проступках”, за которые предусматривались такие санкции, каккратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей. В сфере гражданско –правовой на мировых судей возлагалась рассмотрение дел по личным обязательствами договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб насумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установленииправ на владение.
Окружныесуды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новыминститутом, введенным судебной реформой, были присяжные заседатели. На судприсяжных предлагались дела “о преступлениях ипроступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех правсостояния, а так же всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающиецензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными профессиональные юристы,священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. При окружных судахучреждался институт следователей, осуществляющих под надзором прокуратурыпредварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках.Таким образом, реформа отделила предварительное следствие от судебногорасследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, безпредъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).
Насудебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружногосуда, также дела о должностных и государственных преступлениях по первойинстанции. Дела рассматривались при участии сословных представителей:губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернскогогорода и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качествеапелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участияприсяжных заседателей, и могли заново рассматривать уже решённое дело.
Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты нанарушение ”прямого смысла законов”, просьбы о пересмотре повновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и делао служебных преступлениях. В 1872 году было учреждено также особое присутствиеСената, рассматривающее политические дела особой важности. Департаменты Сенатабыли кассационными органами для всех местных и общих судов России и моглирассматривать любое дело, решенное в низких инстанциях с нарушениемустановленного порядка.
Кроме вышеперечисленныхнововведений, был также создан новый специальный институт – адвокатура.Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.
Дляудостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждаласьсистема нотариальных контор в губернских и уездных городах.
Однако,несмотря на все нововведения, реформа несла на себе ряд пережитков прошлого.Эффективность проводимой реформы ослаблялась тем, что компетенция судаприсяжных была ограничена, должностные лица предавались суду в особом порядке,независимость судей от администрации была относительной (министр юстицииназначал судей по своему усмотрению).Эти и другие изъятия из общего судебногопорядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.
III.Изменения в уголовном правепосле принятия уголовного Уложения 1903 года.
Допринятия уголовного Уложения 1903 года система уголовного права пореформенногопериода строилась на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 годах. Разработканового уголовного Уложения была стимулирована рядом существенных недостатков,содержавшихся в прежнем. К ним И.С. Таганцев относил противоречия,формализацию, неполноту, неопределенность санкций и отсутствия четкой иерархиинаказаний.
Новоеуголовное Уложение принималось довольно долго. Разработка его проекта былазакончена уже в 1895 году.1 До 1897году проект обсуждался в министерстве юстиции, а в 1998 года он был направлен вГосударственный совет. Здесь было создано Особое совещание, которое дополнило иисправило проект, и в конце 1901 года он поступил на рассмотрение Особогоприсутствия департамента Государственного совета. В конце 1903 года проект былподписан императором. Вступление в силу Уложения было отложено, но в действиепостепенно вводились главы и статьи, содержащие новые составы политическихпреступлений. Законом 1904 года были введены в действие статьи о бунте противверхней власти, о государственной измене, о смуте. В целом же уголовноеУложение состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений былосокращено с 2 тысяч до 615.
В новомУложении были четко разграничены Общая и Особенная части. В Общей частидавались такие понятия, как преступление, умысел, неосторожность, приготовление,покушение, соучастие. Содержала она следующие главы:
1)опреступлениях и преступниках вообще;
2)онаказаниях;
3)обопределении наказания по преступлениям;
4)осмягчении и отмене наказания;
5)опространстве действий постановлений настоящего Уложения;
ВУложении давалось следующее определение преступления:“деяние,воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания”.Принцип, присутствовавший в прежнем Уложении и позволявший суду заполнять законв случаях пробелов в праве, отвергался:“нетпреступления, нет наказания без указания на то в законе.” Как и прежде, преступления делились на тяжкие преступления,преступления, проступки.
Субъектом преступления было физическоевменяемое лицо достигшее десятилетнего возраста (ранее субъектом преступлениямогло быть лицо достигшее семилетнего возраста, а также юридические лица –крестьянские общины). Законодатель предусматривал ситуацию “уменьшенной” вменяемости,относящейся к лицам в возрасте от 10 до 17 лет.
В отличииот старого, новое Уложение не делило умысел на заранее обдуманный и внезапновозникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность (преступник не предвидел последствий, хотямог и должен был их предвидеть) и преступную самонадеянность (предвидел наступление последствий, нолегкомысленно предполагал их предотвратить).Приготовление к преступлению (приобретениеили приспособление средств для приведения в исполнение преступного умысла)наказывалась лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ отпреступления исключал наказание. Покушение на преступление (действие, которым начинается исполнениепреступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящимот вашего виновного) наказывалось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяжкое преступление – вовсех случаях).
Давалосьздесь и понятие соучастников: “лиц, действующие заведомосообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами”. Крометого, закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.
Присовершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе ишайке наказывалось особо.
Превышением пределов необходимой обороны признавались чрезмерность илинесвоевременность защиты.
Впервые вуголовном Уложении 1903 года давалось определение пространства действия закона.Он распространялся навсю территорию России,одинакого на всех лиц, на ней прибывающих.
По упрощенной системе наказания ониделились на главные, дополнительные, заменяющие. В Уложении предусматривалисьвосемь родов главных наказаний и восемь дополнительных. Сословнаяпринадлежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении наказания(предложение отменить сословный критерийбыло отвергнуто Государственным Советом). Смертная казнь совершалась черезповешенье, публично и не применялась к лицам моложе 17 лет и старше 70 летнеговозраста. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иныхправ. Каторга назначалась бекссрочно или на срок от 4 до 15 лет (ранее до 20 лет);ссылка назначалась безсрока, но с правом досрочного освобождения за хорошее поведение (ранее – на различные сроки в зависимости отудаленности от центра). Заключение в крепость назначалась на срок до 6 лет,в тюрьму – до 2 лет, арест – на срок до 6 месяцев, помещение в исправительныйдом – до 8 лет.
Особеннаячасть Уложения состояла из 36 глав, большинство которых включали нормы,предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностныепреступления.
IV. Изменение в государственномстрое после 1956 года.
Смерть И.В. Сталина в 1953 году привела к серьезнымизменениям в общественной и государственной жизни Советского Союза, открылановый период в истории нашей страны. Изменились с сторону либерализации и демократизацииутверждения законности внешняя и внутренняя политика Советского государства,государственный механизм и форма государственного единства, общие принципы иотдельные отрасли права.1
Тенденцияк наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизациигосударственного управления,идея социалистической законности, практикареабилитации нашли своё отражение в решениях XXсъезда КПСС (февраль 1956года), на котором был прочитан “секретных доклад”Хрущева, посвященный анализу феномена “культа личности”.2 Доклад разоблачал культ Сталина, в немговорилось о фактах массовых репрессий и нарушений законности. Решения съездадали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и “коллективногоруководства”страной. Началась либерализация общественныхотношений, наступили годы так называемой “хрущевской оттепели”;период реформ, протянувшийся до 1964 года – октябрьского Пленума ЦК КПСС, накотором Н.С. Хрущев был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС.Реформирование велось в трех направлениях:экономика, право,государственный аппарат.
С точкизрения развития государства период характеризуется как разумными реформами, таки надуманными. Общей тенденцией являлось стремление децентрализовать управлениегосударством, что привело к расширению прав союзных республик и местных органоввласти и управления.3
Врешениях XXсъезда КПСС указывалось на необходимость устраненияизменений централизации народным хозяйством. В целях реализации решений съездаЦК и Совет Министров СССР 30 мая 1956 года приняли постановление одополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тысячи предприятий иорганизаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производствапродовольственных товаров, строительных материалов, некоторых других отраслейнародного хозяйства, автомобильного транспорта, речного флота.4 Следует, однако отметить, что ведущиеотрасли экономики оставались в строго централизованном управлении Союза.
Врассматриваемый период были расширены, а фактически восстановлены права союзныхреспублик в области законодательства и осуществлению правосудия. В 1957 годубыл принят Закон “Оботнесению к ведению союзных республик законодательства об устройстве судовсоюзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов”. Он позвалял обновлятьзаконодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовыеособенности. Вместе с тем, с учетом федерального устройства государства, заСоюзом СССР было сохранено право установления основ уголовного,гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства вобласти правосудия.
Ещё одноправо, право регулирования областного, краевого, административно — территориального движения перешло от Союза СССР к союзным республикам.Соответствующий закон был принят Верховным Советом СССР в 1957 году. За Союзомсохранялось лишь право по утверждению новых автономных республик и автономныхобластей.
Изменилсяи состав союзных республик. В 1956 году была ликвидирована искусственносозданная Карело-Финская ССР, а на её место была воссоздана Карельская АССР всоставе РФ.
Важноезначение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годыОтечественной войны народов. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую,Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую, образована КалмыцкаяАССР, восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Однако были и такие народы, чьиправа небыли восстановлены (Крымские татары, немцы Поволжья).
Стремление преодолеть сложившейся чрезмерный централизм привела и кперестройке государственного механизма.
Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение вмерах, направленных на повышение роли Советов. В январе 1957 года ЦК КПССпринял постановление “об улучшении деятельностиСоветов депутатов трудящихся и усилении их в связи с массами”.Результаты сказались скоро – деятельность Советов оживилась:регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросыразвития хозяйства и культуры, активизировать деятельность постоянных комиссийСоветов, теснее стали связи Советов с населением. Однако следует отметить, чтонекоторые политические компании не имели здравого смысла, к ним можно отнести иразделение в 1962 году краевых, областных Советов депутатов трудящихся напромышленные и сельскохозяйственные районы, в результате чего нарушилосьединство власти, началась неразбериха в управлении.
Управление народным хозяйством было также малоэффективным, так какпривычная централизованная система сковывала инициативу предприятий. Поэтому всоответствии с решениями, принятыми в мае 1957 года, отраслевой принципуправления промышленностью и строительством был в большой мере заменентерриториальным. Были упразднены многие министерства, ведавшие промышленностьюи строительством. Всю страну разделили на 105 экономических административныхрайонов. В каждом из них Совет народного хозяйства (Совнархоз), которыйруководил предприятиями и стройками. Однако радикальных изменений в развитиипромышленности и строительства так и не произошло. Главная причина неудачностиэксперимента была в том, что в основу управления промышленностью истроительством не были положены экономические методы.
Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 годаиз МВД СССР выделился комитет государственной безопасности при Совете МинистровСССР. В октябре 1956 года управления МВД и управления милиции в областях икраях были реорганизованы в единые управления внутренних дел, исполнительныхкомитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.
В 1960году было ликвидировано МВД СССР. Однако это лишь усложнило координацию работыреспубликанских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанскийобмен опытом борьбы с преступностью. Существенно были реорганизованы органыправосудия. Принятом в феврале 1957 года Положении пересматривались полномочияи объем деятельности высшего судебного органа страны надзорные функцииВерховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республикрасширены.
В декабре1958 года в соответствии с Основаниемзаконодательства о судоустройстве Союза ССР, участковая система народных судовбыла заменена единым Народным судом города или района.
Закономот 25 декабря 1938 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя вединую систему судебных органов страны, руководствуясь единым для всех судовпринципами правосудия, трибуналы учитывали организационную структуруармии.
Литература:
1.И.А. Исаев. История государства и права России. М,1996.
2.Ю.К.Краснов. История государства и права России. М, 1997.
3.В.А. Рогов.История государства и права России IX – начало XXв. М,1994.
4.Историяотечественного государства и права /под ред. О.И. Чистякова, Ч-II. М.1997.
5.Памятникирусского права. М, 1953.
6.Российскоезаконодательство X – XX веков /под ред. О.В.Чистякова,
Т-8, М, 1991.
ПЛАН:
I.Нормы гражданского права вПсковской судной грамоте.
II.Судебная реформа 1864 года.
III.Изменения в уголовном правепосле принятия Уголовного уложения 1903 года.
IV.Измененияв государственном строе после 1956 года.
1 Ю.К.Краснов. История государства и права России. М., 1997. Стр.35.
2 Памятникирусского права. М… 1953. Стр.302.
3 В.А. Рогов.История государства и права России IX-нач.XX веков.М., 1994. Стр.184.
1 Памятникирусского права. Историко-правовой обзор.стр.364.
2 В.А.Рогов…стр.185.
1Ю.К.Краснов…стр.63.
1 И.О.Чистяков. Б.В. Виленский. Введение// Российское законодательство X – XX веков/под редакцией О.В. Чистякова. Том 8, Москва, 1991, стр. 7.
1 И.А. Исаев.История государства и права России. Москва, 1996, стр 261.
1 И.А. Исаев.История государства и права России. Москва, 1996, стр 283.
1 Р.С.Мулукаев. Период либерализации общественных отношений//История отечественного государства иправа / под редакциейО.И. Чистякова. Часть 2, Москва, 1997, стр 351,
2 И.А. Исаев…стр 482.
3 О.И.Чистяков….стр 369.
4 Р.С.Мулукаев …354 и далее.