Центросоюз РоссийскойФедерации
Образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Чебоксарский Кооперативный Институт»
Кафедра государственно-правовыхдисциплин.
Реферат на тему:
Известный русский юрист.
Чичерин Борис Николаевич
Выполнила:
Научный руководитель: Яковлев С.П.
Чебоксары 2005
Содержание
TOC o «1-1» u Введение… PAGEREF _Toc121656563 h 3
Биография Б.Н.Чичерина… PAGEREF _Toc121656564 h 4
Чичерин о праве… PAGEREF _Toc121656565 h 6
Чичерин о понятии исущности государства… PAGEREF _Toc121656566 h 11
Заключение… PAGEREF _Toc121656567 h 15
Списокиспользованной литературы… PAGEREF _Toc121656568 h 16
Введение
Данныйреферат написан с целью рассказать о видном российском правоведе, историке,философе и общественном деятеле, основоположнике «государственной школы» висториографии. Крупнейшей фигуре в либеральной философской мысли второйполовины XIXвека ипросто известной исторической личности – Борисе Николаевиче Чичерине. Это былвсесторонне развитый, гениальный человек, который был знаком со многимиизвестными людьми своего времени писателями, царями, послами, политиками,учеными, которые уважали его, ценили, в чем то поддерживали во взглядах, аможет в чем то и нет, но, безусловно, при этом отдавая должное этомунеповторимому человеку.
Конечно,реферат, какой бы он по объему ни был, мы не в состоянии передать всю широтумысли, насыщенность жизни Бориса Николаевича Чичерина, мы лишь попытаемсяповерхностно ознакомиться с биографией, творчеством и взглядами на право игосударство этого человека.
Биография Б.Н. Чичерина
Чичерин Борис Николаевич (1828, с. Караул Тамбовской губ. — 1904, Москва) — один из идеологов либерализма. Родился в дворянской семьепомещика. Получив основательную домашнюю подготовку, в 1845 поступил наюридический ф-т Московского университета, где стал одним из лучших учениковТ.Н. Грановского, С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина; был оставлен при университетедля подготовки к профессорскому званию. С сер. 50-х гг. Чичерин деятельноучаствовал в общественно-политической жизни. Его первые историко-юридическиепроизведения «Опыты по истории русского права», «Областныеучреждения России в XVII веке», «Очерки Англии и Франции»,публикация в «Голосах из России» А. И. Герцена статьи «Современныезадачи русской жизни» (1858) принесли ему славу одного из главныхидеологов либерализма в России. Встреча в Лондоне с А.И. Герценом в 1858, когдаЧичерин попытался убедить «Искандера» в необходимости изменитьнаправление пропаганды «Вольной русской типографии», закончиласьразрывом их отношений. Чичерин, убежденный, что «у нас можно действоватьтолько через правительство», считал самодержавие силой, способной сплотитьвокруг себя сторонников преобразований, среди которых не должны были находитьсяни реакционеры, ни радикалы. Эта мысль являлась основой его программы«либерального консерватизма». Приветствовал отмену крепостного праваи резко отрицательно отнесся к революционным демократам и их оценкам реформы. С 1861Чичерин начал преподавать на кафедре государственного права юридического ф-таМосковского университета. Разработанная Чичериным программа преобразованияРоссии «сверху» встретила поддержку А.М. Горчакова, оказывавшегобольшое влияние на АлександраII. С 1863 Чичерин стал читать курс государственногоправа наследнику престола Николаю Александровичу, надеясь на реформистский курсбудущего императора. Однако в 1865 наследник умер, а будущий Александр III былполной противоположностью брату. В 1866 Чичерин защитил докторскую диссертацию«О народном представительстве». В 1868 вместе с группой профессороввышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава(«Где есть беззаконие, там должен быть и протест. Он может бытьпрактически бесполезен, но он всегда нравственно необходим», — таквпоследствии объяснил Чичерин свое поведение). Занимался наукой, написал труды,имевшие важное значение в развитии рус. либерализма («Конституционныйвопрос в России», 1878; «Задачи нового царствования», 1881),участвовал в работе тамбовского земства. После убийства Александра II Чичеринпредпринял последнюю попытку повлиять на формирование политики новогоцарствования и был избран Московским городским головой. Противоречия между К.П.Победоносцевым, готовившим контрреформы, и Чичерин становились все болееострыми. В 1883 одна из речей Чичерина была истолкована как требованиеконституции, после чего последовала отставка. Понимая, что ограничениесамодержавия «становится насущной потребностью», Чичерин тем не менееписал: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйствареволюционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенныхпреобразований». Выступил с критикой марксизма: «Социализм — естьбессмысленное отрицание всего существующего общественного строя во имяфантастического будущего». Он призывал отказаться от России «рабов игоспод» и начать движение к цивилизованному обществу, но не смог найтиобщественного признания, и полит, судьба Чичерина не состоялась. Живя в своемимении, занимался математикой, естественными науками (по рекомендации Д. И.Менделеева Чичерин был избран почетным членом Рус. физико-химическогообщества), подготовил фундаментальные труды по философским проблемам(«Наука и религия», 1879; «Философия права», 1900;«Вопросы философии», 1904, и др.). Чичерин — автор «Воспоминаний»,являющихся ценным источником по истории России 40 — 80-х гг. XIX в.
Чичерин о праве
Либеральнаямысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традицийсамодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности.Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признаниеза индивидом права на достойное существование. Одной из центральных темлиберальной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву.
После либеральных начинанийАлександра I и обсуждения этой темы в литературе (Сперанский, Карамзин)малочисленная группа российских либералов последующих периодов — «Эпохи великихреформ» и «отката реформ» — сочетала свои либеральные устремленные с большойдозой просвещенного консерватизма. Эта группа могла быть представлена преждевсего именами Чичерина, Муромцева, Коркунова, Ковалевского.
Крупнейшейфигурой в либеральной философской мысли второй половины века был БорисНиколаевич Чичерин (1828 — 1904), автор пятитомника «История политическихучений» (1869 — 1902), а также ряда фундаментальных работ в областигосударствоведения и философии права — «О народном представительстве» (1866),«Курс государственной науки» (3 части, 1894 — 1898), «Философия права» (1900).Активный защитник «великих и прекрасных реформ» начала царствования АлександраII и сторонник в отдаленной перспективе, Чичерин — после непродолжительнойпрофессиональной карьеры в Московском университете (1861 — 1867) — оказался вопале и долгие годы провел в уединении родового поместья.
Воспринявмногие идеи российского западничества, Чичерин пошел дальше по пути усилениятаких аспектов их доктрины, как приоритетная роль государства в осуществленииреформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина «правового государства»,и тому подобное. Чичерин считая, что главным конструирующим элементом культурыявляется центральная государственная власть, оттесняющая на второй плансословные и корпоративные интересы и влияния.
В Россииособенностью государственного строя оказалось большее, по сравнению с Западом,развитие монархической власти и абсолютизма. Отсутствие сильных феодальныхсоюзов и слабость буржуазии этому способствовали: «Историческое значениесамодержавной власти дало ей такую мощь, какой она не имела ни в однойевропейской стране и перед которой должны были низвергнуть всякиепредставительные учреждения».
Гегелевскаяфилософия была одним из основных факторов при формировании воззрений Чичерина.Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало определенные изменения, онвсе же постоянное ориентировался на основные философско-методологическиеположения немецкого мыслителя. При этом Чичерина более привлекала самаглобальная система немецкого философа, именно поэтому его часто называлисторонником правового, или консервативного гегельянства. Его магистерскаядиспозиция, ставшая новым словом в русской истории и правоведческой мысли,относится к истокам государственной школы в русской историографии. Во-первых,разделяя традиционные западнические воззрения на особенности русской истории,он склонен к утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории.Во-вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства висторическом процессе. Сравнивая историю России с западноевропейской, Чичеринподмечает, что в России многое учреждалось государственными мерами, тогда какна Западе те же процессы совершались без активного вмешательства государства. Сдеятельностью государства Чичерин связывает практически все явления и процессыобщественной жизни России — от оседлости народонаселения до придания общинамнекоторой юридической определенности. Устройство русского государства по егомнению, организовывалось «сверху». Сам же факт создания государства он считаетвеликим и историческим подвигом русского народа. В-третьих, для Чичеринахарактерно особое видение личности на Западе и в России. В западноевропейскойистории он отмечает ту большую роль, которую играет личность и созданныеблагодаря ее развитости различные союзы. Отличительные черты русскойисторической жизни — чрезмерная слабость представительного начала, практическикрепостное состояние всех сословий, отсутствие политических свобод. все этоявляется результатом личностного начала государству.
К 60-м гг.относятся выход в свет его работы «О народном представительстве» и подготовкатрехтомного «Курса государственной науки», в то время Чичерин пишет пятитомную«Историю политических учений» и двухтомную работу «Собственность игосударство». В этих, а также других работах Чичерин разрабатывает своюполитическую платформу, которую можно охарактеризовать как классическийлиберализм. исходя из понимания свободы личности как основного принципаобщественного развития, благодаря которому человек только и может осуществлятьсвои стремления к абсолютному (а это составляет ядро его понимания роли ипризвания человека в мире), он полагает, что условия для осуществления этогопринципа обеспечивают только последовательные либеральные преобразования. Егоконкретная программа для России состояла в требовании свободы совести, свободыот крепостного состояния, свободы общественного мнения, свободы книгопечатания,свободы преподавания, публичности всех правительственных действий, публичностии гласности судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайнеймере для России) он считал конституционную монархию.
Государство,по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одноюридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Частноеблаго есть цель не государства, а гражданского общества. Государствообеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно жеопределяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются правагражданские, а не так называемые естественные права.
Сама областьестественного права — в отличие от права положительного — это областьтребований правды, справедливости, это «система общих юридических норм,вытекающих из человеческого разума долженствующих служить мерилом ируководством для положительного законодательства». справедливость как общееразумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается областьсвободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цельсоциально-политического развития — избежать крайностей индивидуалистическогоанархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное игосударственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.
Право несводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой какиндивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право с этой точкизрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Посколькузакон определяет права и обязанности, то есть «свободу с ее границами» ивытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное начало права какидеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует Гегелевскую трактовкуправа как развития идеи свободы, но критически относится к ее статическим иантииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает вследующих ступенях развития — внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественнаясвобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит вобъективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественныхсоюзах — семье, гражданском обществе, церкви, государстве.
Чичеринчрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и необходимогоэлемента человеческого общежития. свобода составляет краеугольный камень многихего определений, относящихся к области общественных отношений, и самавозможность развития общества связывается им с принципом свободы человеческойличности. свобода устанавливает только формальное, а отнюдь не материальноеравенство. Последнее вообще неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщееравенство не может быть даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещейи человека. Цель истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а вобщем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единствечастей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств.Необходимым требованием к государству Чичерин полагает принципы экономическойсвободы, осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Ноименно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития общества.
Чичерин о понятии и сущности государства
Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность(финальность) государства на основе гегелевской философии, интерпретированной сбольшой дозой мистицизма и кантианского индивидуализма. Вслед за Гегелем онрассматривал государство как высшее развитие идеи человеческого общества ивоплощение нравственности. Идею государства, то есть начало, во имя которогооно существует и которое призвано осуществить, Чичерин считая априорнымначалом, проявлением Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику,«не в состоянии ничего понять в государстве».
Русский мыслитель сводит бытие кчетырем началам, или причинам: производящей, формальной, материальной иконечной. В обществе этим причинам соответствуют: производящей — власть,формальной — закон, материальной — свобода, конечной — цель или идея (общаяпольза, общее благо). Власть, закон, свобода и общее благо присущи любомусоюзу, но в каждом из них преобладает один из этих элементов. А так как,рассуждает Чичерин, общественных элементов четыре, то им соответствуют четыресоюза: семья, гражданское общество, церковь и государство.
По теории Чичерина государствоявляется не средством эксплуатации трудящихся, непосредственным результатомнепримиримых противоречий «гражданского общества», а арбитром междуправовой и моральной областями жизни, призванным не допустить поглощение ихдруг другом, водворить мир и общее благо.
С юридическими теориямигосударства Чичерина сближают понимание государства как правового союза;определенное преувеличение юридического аспекта государства. Однако в целом онвыходит за рамки этих теорий.
Понятие государства, по Чичерину,многопланово. Государство, есть, во-первых, проявление Абсолютного (влияниегегелевской философии права); во-вторых — юридический союз (отражениеюридического мировоззрения буржуазии); в-третьих — опытный факт, реальныхсубъектов власти (социологический подход). Чичерин различал следующие науки огосударстве: философию права (познание априорных начал государства и права), государственноеправо (изучение государства как юридического союза), социологию (государство всвязи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику (наукао действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий и групп).
Государство рассматривается Чичеринымпрежде всего как союз народа, а не просто учреждения, аппарат. «Народ,устроенный в государство, образует одно целое, в состав которого входят, содной стороны, объединяющиеся лица, с другой — система учреждений, которыеслужат ему органами. Все это вместе составляет одно юридическое тело, состоящееиз лиц и учреждений; как таковое оно должно иметь название, и это название естьгосударство».
Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а закономернымявлением, не зависящим от субъективных устремлений. Государство представляетсобою «объективный организм, который воплощает в себе мировые идеи,развивающиеся в истории человечества».
На базе либеральной платформыЧичерин выдвигает учение о двух этапах развития «государства новоговремени». Идея государства состоит в установлении высшего единстваобщественной жизни и в соглашении всех входящих в состав его элементов. Это дверазные задачи. первая ведет к закреплению частных зависимостей и упрочениюгосподствующих элементов, вторая ведет к ограждению низших от притеснениявысшими. первая является насущной потребностью государства на низших ступеняхразвития, там, где приходиться создавать общественное единство. Возникающеегосударство. естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя имостальные и тем стараясь скрепить общественную связь. Когда этотгосударственный организм окреп, с особенной силой выступает вторая задача.«Государство, по своей идее, есть представитель всех интересов и всехэлементов общества… Чем независимее государственная власть от общественныхэлементов, тем это призвание проявляется с большей силой». Здесь со всейотчетливостью проявились две характерные черты воззрений Чичерина нагосударство: во-первых, взгляд на развитие государства как движение к заранеенамеченной цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельностигосударства, взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается исуществует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества, лавируямежду различными группами, классами.
Чичерин отождествляетцентрализованную феодальную монархию и буржуазное государство. Поэтому онговорит не о государстве периода сословного строя и государстве периодаобщегражданского (как следовало бы из его тезиса о том, что каждому гражданинустрого соответствует строй политики), а только о едином «государственового времени», которое лишь меняет свои формы. Таким образом, развитиегосударства с XV века рассматривается как единый процесс нарастания, укреплениемощи государства и соответственно его независимости от общественных сил. Темсамым в угоду либеральному реформизму ученый отрицает революционную смену однойобщественной формации другой. Следовательно, констатируя кризис феодальногообщественного строя, он не признает кризис феодального государства. Не смотряна связь с гражданским обществом, государство в его теории получаетсамостоятельное бытие, становится первичным фактором по отношению к обществу,отрешается от падающего сословного строя и переходит на сторонуобщегражданского.
Позиция либерального компромиссаво многом определила особенности учения Чичерина о государстве:
во-первых, формальное определениегосударства как «всеобщего союза воля», исключение из негоматериальной основы;
во-вторых, объединение феодальнойцентрализованной и абсолютной монархии в один тип с формами буржуазногогосударства под именем государства «нового времени»,«воздвигающегося» над обществом в качестве первичной практическойсилы истории;
в-третьих, положение о государствекак трансформаторе феодального строя в капиталистических, а потомупреувеличение надклассовой роли государства, обоснование его всемогущества,определяющей силы в движении общества, особенно в переходные эпохи;
в-четвертых, стремление сочетатьтезис об «абсолютизме» государства с доктриной буржуазноголиберализма эпохи свободной конкуренции.
Классовый компромисс взначительной степени предопределил противоречивость теории Чичерина о государстве:с одной стороны, гегелевское положение о государстве как самоцели и проявлениеАбсолютного духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношенииграждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства какассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы исобственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государствасвященными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.
Заключение
Борис Николаевич Чичерин прожил долгую,насыщенную жизнь, много сделав не толькодля поприща, которое он выбрал длясебя в жизни – юриспруденции, но и для многих наук, таких как политология,математика…
Б.Н.Чичерин написал бесчисленное количество книг, оставив нам, потомкам, свои бесценныенаучные труды, которым он посвятил свою жизнь, и многие из которых были либо неприняты, либо не поняты. Этот человек, безусловно, заслуживает уважения ипочитания, и нам потомкам стоит даже пусть и не поддерживая его взглядовнаучиться у него жить полноценно, с пользой.
Список использованной литературы
1. Государственная школа: концепция К.Д.Кавелина и Б.Н. Чичерина. – М.: ОГИ, 2004. – с. 512
2. Б.Н. Чичерин. Автор: Зорькин В.Д. –М., 1984