Министерство образования РеспубликиКазахстан
Семипалатинский ГосударственныйПедагогический Институт
Кафедра: “Основ прав и экономики”
Курсовая работа.
На тему: “Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. иполитико-правовые последствия для казахов”.
Выполнила студентка
Головинская Н. Ю.
Группы ДИП 12
Руководитель
К. И. Н. доцент
Искакова Г. Т.
План:
Введение.
I.Административные реформы 1867-1868 гг.
1.1 Органы управления по реформам 1867-1868гг.
1.2 Правовая система.
II. Судебное устройство, налоговая иземельная политика по реформам 1867-1868гг.
2.1 Изменения вадминистративно-правовой системе Казахстана в XIX веке.
Заключение.
Список используемой литературы:
Введение.
Целью данной курсовойработы является раскрытие темы: Введение«временного положения» 1867-1868 г. И политико-правовые последствия для казахов. Показать суть реформ и последствия ихпроведения в жизнь. В задачи курсовой работы входят такие, как: объяснить назревающие проблемыи показать плюсы и минусы данных реформ, а также подвести итоги
последствий.
К середине 60-х годов 19 века завоеваниеКазахстана было завершено, фактически были разгромлены Коконадское и Хивинскоеханства. Настоятельной задачей колониальных властей с тала унификация системыуправления в разных регионах Казахстана и приспособление её к общеимперской административной системе. Этосовпало по времени с буржуазными реформами 60-70-х годов в самой России,приведшими к превращению военно-феодальной империи в буржуазную. Росло значение центрально- азиатских владенийне только в стратегическом, но и в экономическом плане, в первую очередь какрынков сбыта неконкурентоспособных в Европе русских товаров и источник дешевогосырья. Эксплуатация ресурсов Казахстана требовала введения новой системыуправления и распространения общеимперского законодательства на всю территориюновых колоний.
Завершение присоединенияКазахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношенииказахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и ЮжныйКазахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм. Воспользовавшисьблагоприятной обстановкой, Российскаяимперия, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами,установила в Казахстане колониальный режим. Богатый природными ресурсами,животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание не толькоРоссии, но также другие страны. Однако освоение огромного региона с разнымиприродно-географическими условиями требовало от правящих кругов проведенияадминистративно-территориальных, судебных и других нововведений'. Уставы осибирских, оренбургских казахах 1822-1824 гг., по существу ликвидировавшиеханство в Казахстане (за исключением Букеевской, или Внутренней орды), открылипростор для правительственной и частной казачьей колонизации, но не смоглиуничтожить веками сохранившиеся формы правления. Родоплеменная структураказахского общества (суд биев, власть султанов) в основном продолжала сохранятьбылое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с векаминасиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного укладаавтономного населения.
Проведению административной системыуправления благоприятствовало и положение разросшейся в своих границах империи.Вслед за отменой крепостного права правительство России провело ряд реформ,коренным образом изменивших течение социально-политической жизни: земских,судебных, городских и др. Развитие капитализма шло «в глубь» и вширь.
В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системыуправления Казахстаном.
При подготовке реформ настроение широкихмасс не было принято во внимание.
Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный уклад жизникочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ1867-1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилосьна их правовом, экономическом и политическом положении.
Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главеобластей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военнымиокругами), сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти.Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административногоустройства Казахской степи по новой реформе.
Большой научный интерес представляет исследованиеполитико-административной реформы,проводившийся в Казахстане в 1867-1868 гг., вызвавшей, как известно, значительные изменения в социальной,политической и правовой жизни казахскогообщества этих лет.
Рассмотрениеподлинных мотивов и устремлений господствующих социальных групп иправительственных кругов, заложенных в этой реформе, воссоздание целостнойполитико-административной конструкции преобразований в управлении краем и егорегионами, а также историко-сравнительный и социологический анализ содержания реформыпредставляют актуальную проблемуисторической науки. Реальные последствия реформы управления 1867/68 гг. нуждаются в дальнейшем изучении, в частности их политические последствия. Именно вэтом плане изучение указанной реформы способно дать глубокое знаниеисследуемого предмета.
Политическое развитие, функционирование и практическая,
деятельность административно-политической системыуправления
Казахстаном в XIX веке с их негативны и позитивным опытом, несомненно,имеют значение и в наши дни и в известной мере могут дать ответы на проблемысегодняшнего дня.
Из истории создания и принятия реформы 1867/68 гг.
После завоевания юго-восточного Казахстана иприлегающих, областей Средней Азии в правительственных кругах Российскойимперии остро встал вопрос о системе управления национальными окраинами. Особенно сложной эта проблема была в отношении СреднейАзии и Казахстана с их этнически пестрым составом населения, различным уровнемсоциального и экономического развития.
Опыт прежнего административного управления в Казахстане и результатыуправленческих экспериментов на Кавказе были использованы царскимзаконодателем в подготовленных реформах.
5 июня 1965 года Александр II утвердил проект министерств, который предусматривал: «… для изучения начал и составления проекта будущего устройства киргизского управления, командировать в степь особую Комиссию в составе двух чинов, по одному от каждого министерства, делопроизводителя и двух депутатов от Западной Сибири и Оренбургского края...»
В состав комиссии были включены, следующие лица: «состороны МВД — действительный статский советник Гирс-председатель комиссии; со стороны военногоминистерства -полковник Гейнс, со стороны Оренбургского края - полковник Гутковский, от Западной Сибири — капитан Проценко.
4 июля 1967 года состоялось заседание Комитетаминистров, которое рассмотрело все представленные проекты, и предпочтение было отдано проектукомиссии Гирса.
Последний вариант проекта комиссии Гирса был передан на
рассмотрение Государственного Совета, где он обсуждался с 3 мая по 30
сентября 1868 года.*
[«О преобразовании управления степных областей, Оренбургскогои Западно-Сибирского генерал-губернаторства»Департамент законов. Опись дел архива Государственного совета. Т.7. СПб.1911. С113.]*
В Государственном Совете были сделаны небольшие замечания, которые некасались его основных положений, и проект был передан на рассмотрение Комитетаминистров.
Комитет министров на заседании 8 октября 1868 года пришел к заключению, что «ввиду засвидетельствования главных местных начальство совершенной необходимости безотлагательного введения в действие настоящего проектаположения»* он может быть одобрен в общих чертах.
Но Комитет министров, утвердил проект комиссии Гирса не какпостоянно действующий, а временный закон, действующий в течение двух лет,«имея ввиду, что в делах, подобных настоящему, один лишьопыт может служить безошибочным и вполне надежным руководителем». 21 октября1868 года решение Комитета министров было утверждено Александром II.
Так был разработан и утвержден проект «Временного положенияоб управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», который, несмотряна его временный характер и неоднократные попытки переработки, проект просуществовалболее 20 лет.
Основные социально-политические направления реформ1867-1868 гг.
Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. был переходот опоры на султанов, крупных биев к ориентации на более многочисленнуюсоциальную группу: биев и баев, экономическая роль которых резко возросла с проникновением вэкономику казахского аула некоторых торгово-капиталистических элементов.
___________________________________________________________________*История гос-ва и права Астана, 1999г.
Этот аспект реформы ярко выражен в системе формированияорганов местного самоуправления казахов по положениям 1867-1868 гг.
Одним из главных направлений реформ 1867-1868 гг. было создание
большой военно-бюрократической машины в Казахстане. Аппарат
колониальной администрации, с некоторыми исключениями,формировался из малообразованных людей, главным образом, офицеров, состоящих на
действительной военной службе, и отставных офицеров, которые
рассматривали свою службу как хорошую возможностьбыстро разбогатеть.
Следующимнаправлением реформ 1867-1868 гг. было стремление
царизма превратить Казахстан во внутреннюю провинцию империи и
плацдарм для дальнейшего присоединения территории Средней Азии.
Положения реформы усиливали координацию действий колониальной
администрации по превращению Казахстана в базовыйлагерь царизма, так как они унифицировали военное и гражданскоеуправление на всей территории казахской степи.
В реформах 1867-1868гг. было отражено стремлениеколониальной администрации к интенсивной колонизации казахской степи. Все земли казахов, за редким исключением, были объявленыгосударственной собственностью и передавались казахам в пользование.
I.Административные реформы1867-1868 гг.
Подготовка реформы.Последняя треть XIX в. — важный и во многом переломный период в историиКазахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизацииКазахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территорияКазахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал сбуржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитиюкапитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссиюдля изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана,существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. Всостав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые.Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известныйисследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проектреформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проектареформы административного управления, Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г.был создан комитет, во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г.было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской иСырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временноеположение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирскогогенерал-губернаторства».
Главной и основной задачей реформы былообъединение подвластных России народностей под одно управление, устранение отвласти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенногослияния киргизских [казахских] степей с прочими частями России». Реформыбыли вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодныеусловия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природныхбогатств края.
Реформа управления. На основании реформы всятерритория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которыесостояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайскаяобласти. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства,одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области — городУральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омскеподчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппаратАкмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинскойявился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошлиСемиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центркоторой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всейтерритории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в составАстраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведениеКавказского военного округа, несколько позже — в состав Закаспийской области.
Генерал-губернатор, стоявший во главегенерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной,гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военногоокруга. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также былнаделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областяхвозлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьихвойск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалосьобластное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный,хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Воглаве отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальникикоторых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторовобластей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из средыказахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска,расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должностьуездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах властьбыла коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось.Отмечалось, что «если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренныхрусских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, напреданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейскойвласти должны осуществляться особенно энергией и быстротою». Функцииполицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Такимобразом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточениевсей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установлениевоенно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей, во главе которыхставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовомупринципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена ихцифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборныестаршины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть натерритории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царскоеправительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи.Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником.Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешенияродового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульныестаршины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя.Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областнаяи уездная администрация имели право отменять результаты выборов.
В каждом волостном управлении предусматриваласьдолжность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.
Таким образом, введение новой системы управленияпозволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата.На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избиралисьавторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождалисьподкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал в своих рукахраспорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имелитакие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенныйпункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он такжеутверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населениемразделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальныеаксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях насходках выборщиков были учреждены также «общественные хозяйственныеуправления», цель которых — раскладка податей, всяких сборов и заведованиеобщественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пятичеловек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждалсягубернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления,деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы иуправления, являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения.Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительствошироко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформироватьугодное царизму управление.
Реформа административного управления наносилановый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, втом числе и султаны, были отнесены к «сельским обывателям».Правительство, лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий.Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятиевыборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия всилу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большоевлияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшеесяростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскуюаристократию [султанов] и родовую знать [биев, батыров]. Нанося удар по правами привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставилобольшие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычноиз баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим вКазахстане.
1.1Органы управления по реформам 1867-1868 годов.
Областное и уездное управление. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор,имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственныеполномочия. Он имел право непосредственно апеллировать к царю, получая лично отнего особые указания и поручения. В его функции входило следующее:
-прямой и косвенный надзор над местнойадминистрацией и другими органами власти, в том числе казенными палатами,земледельческими управами, отраслевыми департаментами государственных имуществ,налоговыми и другими ведомствами, включая учреждения, не подчинённые емуадминистративно [учебные заведения, суды, таможни, банки и т.п.];
-командование войсками соответствующеговоенного округа;
-кассационное решение дел, рассмотренныхсудами нижестоящих инстанции;
-назначение начальников отделений областныхправлений, уездных начальников, представление к должности военного губернаторапо согласованию с Военным Министерством;
-дипломатические контакты с приграничнымигосударствами, по согласованию с Министерством иностранных дел.
В целом генерал-губернатор был посредникоммежду центральными министерствами и областными учреждениями.
Вся власть в области принадлежала военномугубернатору и областному правлению, возглавлявшемуся вице-губернатором. Военныйгубернатор назначался императором и обладал гражданской, военной,административной и судебной властью. Он являлся командиром всех воинскихчастей, расквартированных на территории области, возглавлял областнойадминистративно-полицейский аппарат, осуществлял надзор за деятельностьюобластных учреждений, утверждал в должности волостных управителей.
Областное управлениесостояло из трёх отделений – распорядительного,хозяйственного и судебного. Членами областного правления были дивизионныйдоктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.
В функции распорядительногоотделения входило:
-административное деление и устройство вобласти;
-обнародование указов и распоряженийправительства;
-служебные и отпускные дела административногоаппарата области;
-выборы в низовую администрацию волостей иаулов;
-контроль над духовной жизнью населения;
-принятие в подданство иностранцев;
-административная ссылка лиц и возращение их;
-руководство учреждениями здравоохранения иобразования;
-сохранение порядка в области.
Функции хозяйственногоотделения были следующими:
-учёт земель и распределение их междужителями;
-организация ярмарок и базаров;
-сбор статистических сведений;
-сбор платежей и налогов.
В функции судебногоотделения входила подготовка к слушанью уголовных и гражданских дел, иведение переписки по судебным и следственным делам.
В целом, областное правление совмещалофункции губернской канцелярии, судебной и казённой палат губернского правления.
Вся административно-полицейская и военнаявласть в уезде принадлежала уездномуначальнику, назначавшемуся изчисла русских офицеров. В его функции входило:
-наблюдение за сохранением порядка в уезде;
-сбор податей;
-сбор статистических сведений;
-выдача торговых документов купцам и мещанам втех городах, где не существовало городских управлений;
-контроль за состоянием здравоохранения иторговли;
-определения места и времени волостногосъезда;
-утверждение аульного старшины.
Кроме того, уездный начальник имел правовременно отстранять волостных управителей, налагать административные взысканияна должностных лиц низового звена и рядовых казахов, а также подвергать ихаресту до семи суток.
Местноеуправление. Представителиказахского населения допускались к власти на низовом уровне административнойсистемы, причём здесь был узаконен принцип выборности. Волостные управители избирались на три года из лиц моложе 25 лет,не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением идоверием народа, волостным съездом, члены которого в свою очередь выбирались откаждых 50 хозяйств волости. В функции волостного управителя входило следующее:
-наблюдение за порядком в волости;
-сбор податей;
-приведение в исполнение судебных решений;
-присутствие на аульных сходах и контроль завыборами аульного старшины;
-выполнение решений волостного съезда;
-присутствие на съезде баев и приём исковыхзаявлений.
Кроме того, волостной управитель имел правоподвергать аресту до трёх дней или штрафу до трёх рублей за неисполнение требованийвластей, драки и т.п. Они же представляли свидетелей и обеспечивали явкуответчиков на суд биев.
Большие полномочия, которые давалисьволостному управителю, особенно в фискальном деле, делали эту должность лакомымкуском для корыстолюбивых представителей торгового-ростовщической верхушкиказахского общества. Выборы сопровождались ожесточённой борьбой соперничающихгруппировок, в которой использовались как законные, так и недозволенные методы.Уездный начальник обязательно присутствовал на выборах, и его мнение игралорешающую роль. Практически всегда уездные начальники входили в сговор сопределёнными кандидатами, получая за это щедрые взятки. На уездном и волостномуровне пышным цветом расцветать коррупция.
Волостнойсъезд избирался на три года аульным сходом, выборные же изберались откаждых десяти хозяйств аула. Старшина в ауле выполнял те же функции, что иволостной управитель. Аульный сходвыбирал старшину, распределял пастбищя между хозяйствами, решал земельныеспоры, раскладывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки поналогам. В осёдлых районах юга Казахстана каждый населённый пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков. Большие селения и города с кореннымнаселением делились на кварталы, воглаве которых находился аксакал. В городах и селениях на сходе выборщиковутверждались также общественные, хозяйственные управления, в задачи которыхвходило «заведование общественнымхозяйством городов и селений» и раскладка податей и сборов. Управлениесостояло из трёх-пяти человек с представителем во главе, утверждающимся военнымгубернатором. В целом, система низового звена управления в осёдлых районах несильно отличалась от кочевых областей.
Таким образом, царское правительство вместе сорганизацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство,чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Реформа наносила непоправимый удар по правам ипривилегиям султанов, так как относило их, как и остальных казахов, к «сельским обывателям».
В целом, главная задача реформы – объединениенеподвластных России народов под единое управление, устранение от властиместной аристократии, ослабление «родовых»начал с целью постепенного слияния казахских степей с прочими частями Империи,была достигнута.
1.2 Правовая система.
Реформы 1867-1868 годов предусматривалираспространение на территорию Казахстана общеимперской судебной системы иобщеимперского законодательства. Все сколько-нибудь важные гражданские иуголовные дела изымались из поля действия обычного права, кроме того,проводилась целенаправленная политика на разрушение традиционной правовойсистемы.
Измененияв правовой системе. Одним из существенных нововведений правовой системеКазахстана стало появление нового источника права – имперского законодательства.Все нормы имперского права состояли из двух групп: норм права, общих для всейтерритории Российской империи и норм права, установленных специально дляКазахстана и учитывающих особенности региона. В связи с прогрессирующимразложением общины и проникновением новых социально-экономических отношений,значительные изменения претерпело обычное право. Основным источником егостановится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.
Сохранилось и даже упрочнилось разделение науголовные и гражданские правонарушения, причём перечень составов преступленийотнесённых к уголовным постоянно расширялся. Так, в середине XIXвека вводятся такие составы преступлений, как допускв аул мусульманских священнослужителей из сопредельных стран Азии, разрешениежить у себя бродягам и нищим, умысел на воровство, снятие шкуры с павшегоскота, умышленное или неумышленное содействие побегу арестантов, нарушениеобщественного порядка и т.п. Широко стали практиковаться в уголовном праветакие виды наказания, как арест, телесные наказания, принудительные работы ит.п. кроме того, целый ряд преступлений, таких как убийство, барымта, разбой,грабёж, преступления против денежной системы, государственная измена, явноенеповиновение властям, антиправительственная агитация, нападение на порчу итранспорт, убийства христиан и лиц, желающих принять христианство, убийстводолжностных лиц, вообще изымались из ведения суда биев и передавалисьобщеимперским судам.
Значительные изменения потерпело и правособственности. Прежде всего, Положение 1867-1868 годов объявило всю землю,занимаемую казахами государственной собственностью, только передавшейся впользование аульных общин. Эта правовая норма стала юридическим основанием длямассового изъятия земель у казахов в конце XIXвека. Фактически у казахов осталось лишь правопользоваться землёй, причём часть земельного фонда постоянно изымалась изгосударственной собственности и передавалась в частую путём наделения русских иукраинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом,происходит расширение прав собственника на основе общероссийских норм права.
Семейное-брачное право больших изменений непретерпело, однако под воздействием российского законодательства и в обычноеправо казахов через ереже входили новые нормы. Так, расширились права женщин,детально рассматривался порядок наследования имущества и т.п.[1]
[1]Еркин Абиль История гос-ва и права А.2000г.
Более серьёзно трансформировалосьобязательственное право, так как именно оно регулировало те новые социально-экономическиеотношения, которые возникли в Казахстане под влиянием проникновениятоварно-денежных отношений и распада общины. Кроме того, появилисьправоотношения между казахским населением и русскими переселенцами.
Договорааренды были в основном двух видов: сдача в аренду казахскими общинамиземель русским крестьянам или промышленникам, и сдача в аренду земель казачьихвойск казахским общинам.
Волостные и аульные сходы по временнымПоложениям 1867-1868 годов получили право сдавать в аренду земли общины русскимкрестьянам, купцам и промышленникам. Договора заключались в письменной форме насрок не свыше 30 дней. К концу XIXвека варенду начинают сдаваться земли зимних пастбищ, находившиеся в пользованииотдельных богатых казахских семей без приговора аульного схода.
Другой вид арендных отношений был связан свыделением крупных земельных участков казачьим войскам, что создало дефицитземель для казахов в пограничных районах. В то же время казачьи офицерыполучали участки из общевойскового фонда в частную собственность. Не имеявозможности и желания самостоятельно обрабатывать эти земли, офицеры сдавали ихв аренду малоземельным казахским общинам. В конце XIXвека более6700 хозяйств с населением 436000 человекарендовали земли Сибирского казачьего войска. Арендная плата постоянно росла ик концу XIXвека достигла 13 рублей 25 копеек в среднем нахозяйство. Каких либо юридических гарантии защиты интересов арендатора нисуществовало.
Совершенно новым явлением в обязательственномправе казахов стал договор личногонайма. Основной причиной его возникновения был распад общины и ростимущественной дифференциации в казахском ауле. Проникновение товарно-денежныхотношений привело к формированию торгово-ростовщической верхушки – баев с однойстороны и обнищавшей группы байгушейи консы с другой. Ослаблениепринципов внутриобщинной взаимопомощи и совместной трудовой деятельности наоснове коллективной собственности повлекло за собой распространение договоровличного найма обедневших казахов в качестве работни