Реферат по предмету ""


Военная реформа Петра I. Управление армией и флотом

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
Истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента(ки)           4            курса         4176        группы
УгольниковойЛюдмилы Константиновны
Военнаяреформа Петра I.
Управлениеармией и флотом
Научныйруководитель
_______________________________________
________________________________________
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
2007 г.
Содержание
Введение                                                                                                      3
Глава 1 Военная реформа
1.1           Реформавооруженных сил                                                               4
1.2           Реформированиестрелецкого войска                                               9
1.3           Рекрутские  наборы                                                                           12
1.4           Военноеобучение                                                                              15
1.5           Офицерскийсостав армии                                                                 19
1.6           Управлениеармией                                                                           21
Глава 2 Создание регулярноговоенно-морского флота                          24
Заключение                                                                                                  29
Список литературы                                                                                     30

1.7          Введение
Начало реформированиявооруженных сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первыерейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е.добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных силвсе еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотястрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование,получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся имльготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постояннымместам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни посвоей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству.Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран,а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения внешнеполитическихзадач.
Поэтому Петр 1, придя квласти в 1689 г.,столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы иформирования военно-морского флота.

Глава 1 Военная реформа
1.1Реформа вооружённых сил

 В ходе Северной войны в стране были созданымощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того временивооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабымвооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что войну – держателюпоместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства.«Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой вотсутствии «распоряжения» — чёткой организации, «регулярства» (понятие,охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)».
 «С 1705 года правительство делает следующийшаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемыерекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Этобыло вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не моглиудовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностьюотвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Еслирекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всейармии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётрокончательно убедился в правильности выбранных решений.
Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета былав единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (доПетра Первого оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои).Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существеннооблегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI — XVII веках, пушкиотливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армияобучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.
Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс.человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны,насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ былиобразованы ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) в составе нескольких конных иррегулярных полковобщей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьиукраинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские)общей численностью 105-107 тыс. чел.
Радикально изменилась система военного управления. Вместомногочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военноеуправление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию дляруководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управлениебыло строго централизовано. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. приимператрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общееруководство войной. В 1763 г.образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Непосредственноеуправление войсками в мирное время осуществляли командиры дивизий. Во второйполовине XVIII в. в русской армии было 8 дивизий и 2 пограничных округа. Общаячисленность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек, и ониполностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счетотечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей инесколько сот артиллерийских орудий).
Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание,т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска.Ведь в начале этого века казармы были только у гвардейских полков, а основнаямасса войск располагалась в домах обывателей. Постойная повинность была дляподатных сословий одной из наиболее тяжелых. Армия, которая комплектоваласьпутем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты,выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостнымигосударства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет.Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостническийхарактер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армийряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовалисьиз наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже. Не случайно вПолтавском сражении шведский король Карл XII, обращаясь к солдатам, говорил,что впереди их ждут слава, грабеж, вино и женщины. Петр 1 перед этой же битвойсказал своим воинам, что они сражаются “не за Петра, но за Отечество, Петруврученное”.
Основу армии составлялапехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки, солдатыкоторых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшиеизменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков,укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.
Гордостью русской армии сталабыстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся наполковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петроминженерные части. Они сторожили опасные южные границы. Детально и глубоко быларазработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданыцентральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский,Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная иАдмиралтейская коллегии.
Высшей тактической единицей,как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – вдивизии.
Действия армии направлялисьеё мозгом – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Быловведено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск:пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией — генерал от кавалерии,артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армиейбыло функционирование военного совета – совещания всех высших генералов поважнейшим вопросам ведения военных действий.
Соответственно новымстратегическим и тактическим принципом была изменена концепция подготовки войскк боевым действиям. На смену прежним смотрам раз в год, редким учебнымстрельбам приходит постоянная подготовка, которая не кончается с превращениемрекрута в «правильного» солдата. Эта подготовка ориентирована на активныевоенные действия.
         В основе тактического обучения войскПетра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитаниеответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, безчего не может существовать армия.
        Особое значение в этих условияхприобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права.Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, даи всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» АлексеяМихайловича в начале XVIII века пришли новые уставы:«Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.
        В 1716 году был издан знаменитый «Уставвоинский», которым определялись не только организация и устройство армии,обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но ивоенно-уголовные, административные законы».
        Петр оставил после себя военнуюорганизацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну избесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организацииармии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций.Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, таки штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх послужебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.
         Табель был объявлен 24 января1722года. Указ о табеле не допускал каких-либо нарушений в порядке прохожденияслужбы.
Чины военные
Штатские чины
Классы
Морские
Сухопутные
Канцлер
I
Генерал-адмирал
Генералиссимус
Фельдмаршал
Адмирал
Генерал по артиллерии
Ответственный тайный советник
II
генерал от кавалерии
генерал от инфантерии
Вице-адмирал
Генерал-лейтенант
Тайный советник
III- IV
Контр-адмирал
Генерал-майор
Действительный статский советник
Капитан-командор
Бригадир
Статский советник
V
Капитан I ранга.
Полковник
Коллежский советник
VI
Капитан II ранга
Подполковник
Надворный советник
VII
Флота
капитан-лейтенант
Майор
Коллежский асессор
VIII
Артиллерийский капитан.
III ранга
Флота лейтенант
Капитан
или
ротмистр
Титулярный советник

Артиллерийский капитан
Артиллерийский лейтенант
Штабс-капитан или штабс-ротмистр
Коллежский секретарь
Х
Сенатский секретарь
ХI
Флота мичман
Поручик
Губернский секретарь
ХII
Артиллерийский констебль
Поручик
Сенатский регистратор
ХIII
Прапорщик или корнет
Коллежский регистратор
ХIV
       «Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собойПётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своегогосударства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было длянего первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела,некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединовена Оке был спущен первый русский корабль «Орёл».

1.2 Реформирование стрелецкого войска.
Довзятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касалисьвсей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинаетсявсеобъемлющая полномасштабная военная реформа.
Стрельцыучаствовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецкихполков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, нотогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москвук привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости былиоставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На нихвозлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернутькрепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.
Летом1697 года стрельцам, перезимовавшим в Азове, было велено идти к Москве. Но ужев пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскуюграницу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания –жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду. «А в Луцком уезде для прокормленияхлеба по миру многие просились, и нас не отпускали; а которые наша братьяходили кормиться именем Христовым, и те от нас многие батоги биты передРазрядом», — писали челобитчики-стрельцы в июне 1698 года.
Средистрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и чтострелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считают бояр ииностранцев (Петр I  в это время в составе «Великогопосольства» был в Европе). Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге ихвстретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона,Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек). После этого Шеинпроводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр,было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам ввозрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом.
Этотпоследний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и страх Петра кстрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить «воров и изменников икрестопреступников и бунтовщиков». Всего за участие в бунте было казнено более1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другиеполки.
Такимобразом, некогда знаменитое имя стрельцов жило еще около трех лет («…стрельцов, которые уже 3 раза 19 лет бунтовали и воистинно только пакостники, ане воины были, которых мы при возвращении своем иных казнили, иных наказаниемсмирили, прочих же с двадцать тысяч принуждены были отставить, опасаясь впредьсмятения, и по отставке оных новых лутчайших в службу, выбирать, которых уженыне нарочитое число при помощи Божией имеем, и едва сего году в доброесостояние привести возмогли», — писал Петр летом 1700 года). А позже и верныецарю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратилосуществовать.
Вместонего в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – Автомона Головинаи Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1дивизию – под командованием Никиты Репнина. На укомплектования этих дивизийбыли направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (восновном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяксоздаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточныхлюдей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»).
Самуклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйских заботах, нежели ввоенных, способствовал выполнению ими полицейских функций в столице. Но даже вкачестве полицейской силы стрельцы показали себя ненадежными – потому что превратилисьв орудие дворцовых интриг. Именно поэтому замена стрелецких полков новымивоенными частями представлялась Петру Iмерой неотложной. Стрелецкий бунт1698 года только ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. В это женадо понимать, что стрельцы принимали незначительное участие в активных военныхдействиях (А.В. Чернов, изучавший вооруженные силы России XVIIвека, считал: «в походах участвовало5-10% всех стрельцов, которые составляли от 4 до 12% общей численности войска»)и их расформирование вряд ли ослабило обороноспособность страны.

1.3 Рекрутские наборы.
В1699-1700 гг. Петр Iпровел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явисьпредпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705году). Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развитиянациональных особенностей русского военного искусства. Ее появление былоисторически подготовлено наборами даточных людей еще в XVIIвеке.
Юридическиначало регулярной армии Петра Iположено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, гдебыли определены источники формирования новых полков:
первыйисточник – «охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий,служивших за высокое звание – 11 рублей в год (это почти вдвое выше бывшего стрелецкогожалования). Это высокое денежное жалование должно было позволить заниматьсятолько военной службой;
второйисточник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноябряот монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне,находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50дворов 1 рекрута  давали дворяне,служившие в армии.
Дляпроведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селеПреображенское была учреждена комиссия («Генеральный двор») во главе с ФедоромГоловиным и Вейде (вместе с ними работал и Иван Суворов – дед будущегополководца). В штатах «Генерального двора» числилось 76 дьяков и подьячих. Витоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунскихполка (общая численность – 32.000 человека). Их свели в 3 дивизии (командиры –Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селеПреображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирамдивизий – это день принят русской военно-исторической наукой как датаучреждения регулярной армии России (это официально было подтверждено даже приНиколае Iв «Хронике Российской Императорской армии 1852 года»).
Заметим,что реформа на этом этапе не коснулась конницы: она, как и прежде, состояла издворянского ополчения.
 «Теперь он (Петр I) весь ушел в дело организации своейармии; свою инфантерию он желает довести до 50.000 человек кавалерию – до25.000», — писал в 1700 году датский посол Пауль Гейнс.
С 1705до 1713 года (разгар Северной войны на суше) было проведено 10 рекрутскихнаборов, которые дали армии 337.196 человек, что полностью удовлетворялопотребности армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводилисьежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинностина самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширилобазу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной ипостоянной.
Новаясистема комплектования давала большое преимущество русской армии передзападноевропейскими, основанными на базе наемно-вербовочной системы (какправило, вопрос о том, что это преимущество достигалось путем насилия в расчетне принимался – дескать «Россия – страна огромная и люди в ней никогда некончатся»).  Она позволила создать армиюс однородным национальным составом.
  Рекрутские наборы забирали из народногохозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями.
Новаясистема комплектования позволила в ходе Северной войны создать не толькобольшую регулярную армию, но и подготовить обученный людской резерв для ведениядолгой кровопролитной войны. Так, перед Полтавской битвой, когда Карл XIIиспытывал сильные удары русскойармии (Лесная, Веприк), в крупных городах России проходило обучение 40.000рекрутов для пополнения регулярных полков.
Дляруководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чемнаемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до40.000 трудоспособных молодых мужчин.
Судьбарекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам.Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для нихстанции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем),клеймили специальными наколками, которые староверы называли «печатьюантихриста»:
«А длязнаку рекрутам значить на левой руке накалывать иглою кресты и натиратьпорохом. И сказать всем губерниям, в уездах явственно, в городах и по церквам,и на торгах, кто, где увидит такого человека, который имеет на левой рукеназначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человекаувидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет,яко изменник и беглец и может потерять все свое имение, и написан будет сам врекруты. А для образца послать в губернии начертанные руки с назначеннымикрестами, каков образец вложен в сем письме», — говорилось в правительственномпредписании.

1.4 Военное обучение.
Военноеобучение Петр Iвозложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдатпроводилось уже не по ратному обычаю (как в XVIIвеке), а по  «артикулу», по единому строевому уставу.Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже подназванием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевымуставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевыхправил:
во-первых,были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;
во-вторых,было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;
в-третьих,были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.
В1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составленыеще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и  «Статьи воинские, как надлежит солдату вжитии себя держать, в строю и учении как обходиться».
«Ротныечины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочнымармиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение».Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером длясолдат, «доброго жития и смелого сердца», «себя при знамени дать в частиизрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». «Ротныечины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины ибеспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
«Статьивоинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главноетребование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемыестатьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействияна солдат.
Этотпервый русский строевой устав и положения, регламентировавшие внутреннюю жизньармии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями: в1704 году Меншиков составил «Статьи во время воинского похода» (трактовалисьвопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения), фельдмаршалШереметев составил «Уложение»…
Соответственнос изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск кбоевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясьпревратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые идисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебнымстрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведениебоевых действий.
Большоезначение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержаниютвердой дисциплины. «Всякий начальный человек и солдат должен и обязан бытьимеет товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять ипрапорец и знамя свое, елико возможно, боронить так, коль ему люб живот и честьего», — говорится в «Воинских статьях». Особо указывалось на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должныбеспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась оченьсурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били);отрезание ушей и носа; каторга.
Врегулярной армии Петра Iслужба стала пожизненной. Отставка давалась только больным иувечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от неебыло обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно былав бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталосьтолько 8.000, остальные – разбежались.
На«станциях» постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдатыпоступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненыеофицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодымсолдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразногообучения солдат.
Современем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва длядействующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии(так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов,о вооружении их и обучении строевой службе). Рекрутов, прошедшихпредварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков иформирование новых.
Петровскаясистема подготовки солдат устанавливала принцип последовательности инаглядности в обучении. Инструкция «Учреждении к бою» требует раздельного обученияновобранцев и старослужащих. Молодой солдат должен был уметь зарядить ружье ипроизвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат «когда гораздо знатистанет…» этот же прием проделывал в 3 темпа.
Устав1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, нов то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов).Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем. «…А ежеликто из солдат погрешит, то сержант пошлет капрала, который возьмет свое ружьепод нижний конец, и подошед, исправит его, и по прежнему в свое местоприступит».
Обучениепроходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причемпроцесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самогоофицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности: «Надлежиткаждого офицера и унтер-офицера главным генералом в выше писанных делахискушать и на поле оном велеть так делать порознь, якобы к самому делу, а ежеликоторый в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить наниз, а нижнего – наверх, через которую юстицию охота и страх прирастет».
Кофицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителемвоинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойствомофицера. В то же время он был обязан «учиться и примечать, что во времякампании случилось». Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучениемвоенного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но иартиллерию и фортификацию.
Петрпонимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, ктоимел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военныешколы для подготовки офицеров.
В 1700году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военнаяшкола. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии,правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополняласьпрактическими занятиями).
Вянваре 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук».В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 годувоенно-морская академия в Петербурге.

1.5 Офицерский состав армии.
Готовясьформировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерскихкадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командныекадры гвардейских и солдатских полков.  В1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского составаПреображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Передотъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры иучения начальных  людей и солдат,пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 годуунтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так вПреображенском полку бы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Леонард Эйлер как философ
Реферат Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг
Реферат Расчет эффективности предприятия по изготовлению полиэтиленовых труб
Реферат Циклическое развитие экономики 2
Реферат Комплексне дослідження ринку легкових автомобілей рівня бізнес-класу приватного підприємництва (на прикладі легкових автомобілів OPEL на ринках м. Харкова, України та Росії)
Реферат Кто главный героя романа Евгений Онегин
Реферат Биологические ритмы как способ существования живой материи
Реферат Ученые внесшие вклад в лечение и изучение сердечно сосудистой системы
Реферат Разработка модели конструкции женского плаща на индивидуального потребителя.
Реферат Пространство и время: истоки и содержание понятий
Реферат Специфика реализации полномочий органов управления ВУЗа
Реферат Goals Essay Essay Research Paper In the
Реферат Англия Шотландия Уэльс
Реферат Адреса и оказываемые услуги ритуальных организаций на территории городского округа Балашиха
Реферат Англия при Генрихе II