Реферат по предмету ""


Курс на обновление, основные тенденции развития в Казахстане

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ТЕМА: КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
                                                      ВЫПОЛНИЛА:   СТРОЕВА  ВИКТОРИЯ
                                                                                    ГРУППА КК(ДИЗ)05-1
                                                           ПРОВЕРИЛА:    БОГЕНБАЕВА А.К.
АЛМАТЫ 2006
СОДЕРЖАНИЕ
1.    Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение……………..3
2.      Декабрьскиесобытия 1986 года в Казахстане: причины и следствие…...4
3.      Характерсобытий 17-18 декабря 1986 года……………………………….....6
4.      Противоречивостьхода перестройки. Празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистическойреволюции………………………………..7
5.      Реформасоветской политической системы…………………………………8
6.      Iсъезд народных депутатов СССР……………………………………………8
7.      Внешняяполитика СССР: процессы, тенденции, проблемы……………12
8.      СССР:непрекращающийся кризис экономики…………………………...13
9.      ЭкономикаКазахстана: проблемы и последствия………………………...14
10. Социальноеразвитие сел Казахстана в 80-90-е годы…………………..…15
11. Списокиспользованной литературы………………………………………..17
КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Предкризисноесостояние общества. Апрельская ситуация. Курс на ускорение. Рост национальногосамосознания. События в г. Алматы. Разгон демонстрации. Курс на перестройку.Экономическая реформа. Реформа политической системы. Съезд народных депутатовСССР. Обострение социальных противоречий. Общественно-политические движения.Новое политическое мышление в международной жизни. Вывод войск из Афганистана.События в странах Восточной Европы. Углубление экономического кризиса.
К началу 80-х годов в СССР практически во всехреспубликах сложилось удручающее социально-экономическое положение.Политическая организация общества, не оправдавшая себя система экономических отношенийвплотную поставили страну перед серьезным кризисом. Предкризисное состояниепроявилось в неспособности прежнего руководства не только осуществить назревшиепроблемы, но даже осознать их необходимость; в централизованном руководствевсей экономической жизни, в слиянии функций партийного и государственногоаппарата и его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласностипо важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Все это вынуждало искатьновые концепции развития общества.
Закостенелые экономические формы, застывшееполитико-организационное устройство общества блокировало разрешение назревшихпротиворечий. СССР нуждался в новых концепциях развития.
Апрельский(1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение.
В марте 1985 года, после смерти К.У.Черненко, на постГенерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. На состоявшемся вапреле Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка по-новому рассмотреть вопросысоциально-экономической жизни. Был провозглашен курс на ускорениесоциально-экономического развития. Этот рывок политическое руководство намеренобыло осуществить за счет преодоления снижения темпов экономического роста исосредоточения основных усилий в этом направлении. Первой акцией новогоруководства стало обсуждение на крупном совещании в ЦК КПСС проблем структурнойперестройки экономики на основе научно-технического прогресса.
Этот курс был поддержан и развит XXVIIсъездом КПСС, состоявшимся в феврале 1986 года.Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества,той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. Радикальныеизменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривалиськак средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромныхпреимуществ и возможностей социалистического строя. На съезде не разподчеркивалось, что «мировой социализм – мощное международное образование, онопирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежныйвоенно-политический потенциал… Возник новый, основанный на принципахсоциалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ниугнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежитнароду».
Как видим, налицо прежние подходы решения многихсложных проблем общественно-экономической жизни. Поэтому ни апрельский (1985г.) Пленум, ни последующие пленумы, ни XXVIIсъезд КПСС не сумели, да и не могли вывести СССР из надвигающегосяглубокого кризиса. Курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научнойконцепции, без четкой и ясной программы. Новому руководству виделось, чтоэкономическое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер,повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всейгосударственной системы. Поэтому вполне закономерными кажутся случаи, когдавиновниками неудач ускорения объявлялись отдельные руководители-коммунисты,например, Гришин В.В. в Москве, Романов Г.В. в Санкт-Петербурге, Кунаев Д.А. иГ.Алиев в национальных республиках. Затем стали говорить о тормозящем влиянииработников партийного аппарата. Такие идеи высказывались в статье «Очищение»,опубликованной в «Правде». Потом стали винить советских людей, которые, якобы,не хотели «хорошо трудиться».
Между тем, источник торможения обновления крылся всуществовании прежней командно-административной системы, неэффективности иотчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ееэкономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться.Отставала от потребности развития общества и наука. В стране еще очень слабозвучали голоса ученых-обществоведов, подвергнувшихся серьезному научномуанализу причины и истоки кризиса. Раньше других в этот период о пороках системызаговорили писатели. Например, о закостенелости административной системы,ломающей человека, заставляющего его становиться «винтиком», говорилось вромане А.Бека «Новое назначение».
Результатом серьезных противоречий между первоначальнопровозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события 1986года.
Декабрьскиесобытия 1986 года в Казахстане: причины и следствие
Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажилиимевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы впланировании и размещении производительных сил.
Уродливые формы приобретала отраслевая структуранародного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения,Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерствообороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики. При составленииразличных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчетпрактически не брались. От много-миллиардных доходов, которые доставалисьведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего. Болеетысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60 процентовтоваров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики. Редко какаястрана в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».
Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принципфинансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовногомира человека. Науки, в том числе и общественные, превратились в покорных«служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальнымикорнями, становилась серой и безликой. С 1954 года по 1986 год в республикебыло закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В особо сложномположении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многихобщественных местах и превращался в сугубо бытовой. Узкой стала и сама базаязыка, потому что немалое число молодежи стало забывать его, более того относитьсяк родному языку с пренебрежением. И этот длительный процесс отчуждения отнациональной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов.Вследствие этих факторов состояние казахского этноса оказалось очень тяжелым.
Многие люди свои надежды на положительные изменениясвязывали с объявленным в стране курсом на перестройку общественно-политическойжизни. В феврале-марте 1986 года состоялся XVIсъезд Компартии Казахстана. Но и XVIсъезд Компартии Казахстана не сумел глубокопроанализировать причины социально-экономического кризиса, поразившегореспублику. Как и в прежние времена, наблюдались случаи славословия,некритически оценивались результаты.
Долгие годы во главе руководства республики стоялД.А.Кунаев. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и трижды Герой Социалистического труда.Человек, несомненно, одаренный и талантливый, он стал заложникомкомандно-административной системы, как и вся КПСС. Работать ему приходилось вусловиях, когда суверенность республик провозглашалась лишь на словах. Наиболееважные политические решения принимались в Москве и доводились в качестведиректив до национальных республик. Любое возражение или несогласие с верхамимогло быть расценено как «нарушение партийной дисциплины» или же как«национализм». Кроме прочего, административная система создавала культы икультики «вождей» не только в Москве, но и в республиках и областях.
В ближайшем окружении Д.А.Кунаева оказалось немалолиц, злоупотреблявших служебным положением в корыстных целях. На глазах уруководства Казахстана погибал Арал, суживалась сфера применения казахскогоязыка, шли бесконечные взрывы на Семипалатинском и иных полигонах, процветаливечные спутники административной системы: взяточничество, протекционизм,растущие алкоголизм и социальная апатия населения. Остались незамеченными,более того, скрытыми от широкой общественности массовые волнения и в 1979 годув г.Целинограде (Астане).
Для людей, воспитанных на коммунистических идеях,исторический поворот апреля 1985 года дался совсем нелегко. Перестроечныйпроцесс в Казахстане, так же, как и в других регионах страны, столкнулся смногочисленными трудностями и препятствиями. Судьба Д.А.Кунаева решилась вКремле.
16 декабря 1986 года утром состоялся VПленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоялодин вопрос – организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. Застоль короткий срок был решен один из важнейших вопросов – смена политическогодеятеля, который возглавлял республику без малого четверть века. ВместоД.А.Кунаева был избран Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретаремУльяновского обкома КПСС, до избрания в республике не работавший и абсолютномубольшинству населения не известный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстансталкивался не первый раз.
Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовыеволнения, которые позже перекинулись в другие города республики. Но назначениеГ.В.Колбина на пост высшего руководства республики было лишь поводом дляволнений. Причинами для них послужило то недовольство, которое копилось годами.Возмущение вызвало явное противоречие между традиционно командными действиямиЦентра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.
Характерсобытий 17-18 декабря 1986 года
Выступление казахской молодежи в декабре 1986 года небыло националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер.С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале группа рабочей иучащейся молодежи г. Алматы. Демонстрация была мирной и носила политическийхарактер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадовпротив других народов.
Привыкшие к администрированию, руководство республикив самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью ивыслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу власти, оноотреагировало на него приведением в готовность Алматинского гарнизона иоцеплением площади силами, во много раз превосходящими количестводемонстрантов. В ЦК КПСС полетела депеша, где события получили превратноеистолкование. После незаконных и настойчивых просьб республиканскогоруководства министром внутренних дел СССР А.В.Власовым было принято решение опереброске из разных регионов страны в Алматы спецчастей внутренних войскМинистерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности. При разгонедемонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки.В Постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрациипротеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилиемруководителей республики, их неумение и нежелание найти мирный выход из остройситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Следует сказать, чтои действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения,оказывая неповиновение силам охраны порядка, молодежь сама нередко нарушалаобщественный порядок. Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическимпоследствиям, которые выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов,так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Грубые нарушения законности со стороны партийныхкомитетов, советских властей были допущены при задержании демонстрантов.Установлено, что доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники,следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около8,5 тысяч человек.
Многочисленные и грубейшие нарушения законности былидопущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденнымуголовным делам против участников событий. Следствие, как правило, велосьспешно, некачественно и с обвинительным уклоном. Например, из 99 осужденных 46человек через некоторое время были реабилитированы.
За короткий срок за участие в декабрьских событиях 1986 года 787 человек былиисключены из членов ВЛКСМ, 1138 получили комсомольские взыскания, 271 –отчислены из учебных заведений, а сотни людей были вынуждены уволиться с местаработы. В июле 1987 года ЦК КПСС, принимая постановление «О работе Казахстанскойреспубликанской партийной организации по интернациональному и патриотическомувоспитанию трудящихся», оценил декабрьские события 1986 года в г. Алматы как«проявление казахского национализма». В средствах массовой пропаганды по указкепартийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов».Бюрократия вновь снимала с себя вину и находила очередного «виновника». Однакопосле настойчивых просьб общественности содержавшиеся в постановлении ЦК КПССобвинения в казахском национализме признаны ошибочными.
По мере укрепления гласности и демократии в республикебыл объявлен своеобразный мораторий на декабрьские события. Между тем десяткиневиновных людей томились в тюрьмах, в силе было Постановление ЦК КПСС, принявшеесилу Закона, на своих креслах восседали те, кто был повинен в допущенныхбеззакониях. Своеобразный заговор молчания был прерван выступлением народногодепутата СССР М.Шаханова на 1-м съезде народных депутатов СССР. И понадобилосьнемало времени, чтобы восторжествовала справедливость.
Противоречивостьхода перестройки. Празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистическойреволюции
Претворение в жизнь и конкретизация решенийапрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVIIсъезд КПСС оказалось делом совсем не простым. Недавали ощутимой отдачи крупные перестановки кадров, критически направленнаяработа печати и телевидения. Привычно мысля, многие партийные работники,хозяйственные деятели считали, что можно управлять обществом как в старыевремена – с помощью директив и указаний. Ярким проявлением такого мышлениястали наиболее крупные кампании, развернувшиеся в стране: борьба с пьянством иалкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Благородная цель,преследовавшаяся при проведении этих кампаний, была дискредитирована методамиее реализации. По указаниям партийных комитетов вырубались целые виноградники.Села, совхозы и районы устроили между собой чуть ли не социалистическое соревнование,объявляя себя безо всякого основания «безалкогольными зонами». Стализакрываться кафе, перепрофилироваться рестораны. Нередкими явлениями сталивторжения в частную жизнь людей. Непродуманные меры властей привели к усилениямтаких явлений, как самогоноварение, рост наркомании, увеличились хищения,бытовое пьянство, укрепилась «теневая» экономика, пьянство приняло болеескрытый и более опасный характер.
В ЦК КПСС, на местах предпринимались попытки понятьистоки кризиса. Такая попытка, например, была предпринята на январском (1987г.) Пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос: «О перестройке и кадровой политикепартии». На этом пленуме было объявлено, что главной целью деятельности партиии всего общества является перестройка. Несмотря на то, что ЦК КПСС открытопризнал свою причастность за деформации предшествующего периода, тем не менееПленум ЦК вновь не смог указать причины наступившего кризиса. Вновь, как и курсна ускорение, перестройка становится символом бесконечных и повсеместныхперемен. Наделение же ее неким особым концептуальным смыслом привело кторжеству механических взглядов на развитие общества: «больше социализма»,«больше демократии», «больше динамизма и творчества», «больше законности ипорядка», «больше научности», «больше патриотизма» и т.д. Как результат,половинчатость решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного проблемамкоренной перестройки управления, а также принятый в русле решений Пленума«Закон о государственном предприятии».
Между тем, положение в народном хозяйстве страныстановилось все более тревожным. Из прилавков магазинов стали исчезать многиетовары повседневного спроса, ухудшился и без того небогатый ассортиментпродовольствия. Прежняя эйфория людей стала сменяться массовым недовольством. Втакой, уже не простой, обстановке прошло празднование 70-летия Октябрьскойреволюции. С докладом на юбилейном заседании выступил М.С.Горбачев. В докладе многиестраницы истории, ее «белые пятна» были рассмотрены с новых позиций. Последолгих лет молчания сталинизм оценивался как преступное явление.
Накапливавшееся недовольство людей ходом перестройки,медлительностью проводившихся реформ проявилось в выступлении на октябрьском(1987 г.) пленуме ЦК КПСС первого секретаря Московского горкома партии,кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Б.Н.Ельцина. Но привыкшие к единомыслиючлены ЦК КПСС восприняли, в общем-то правильное, выступление Б.Н.Ельцина как«удар в спину перестройки». Стенограмма Пленума, как и в прежние годы, была«засекречена». Источником информации для советских людей стали радиоголоса, атакже многочисленные слухи. Выступление Б.Н.Ельцина после настойчивых требованийкоммунистов и беспартийных было в полном объеме напечатано лишь весной 1988года. На примете с Б.Ельциным было четко показано, что будет с руководителемлюбого ранга, если он хоть на минуту усомниться в «правильности инепогрешимости избранного курса».Следующая попытка анализасоциально-экономической системы общества была предпринята на XIXпартконференции, состоявшейся летом 1988 года. Врешениях партийной конференции было подчеркнуто, что социализм долженрассматривать как общественный строй, при котором «всестороннее развитиеличности выступает условием, средством и самоцелью развития производства». Но,пожалуй, самым важным явилось признание того факта, что преобразование всоциально-экономической жизни невозможно осуществить без реформы политическойсистемы. Универсальными средствами включения народа в активный политическийпроцесс объявлялись демократизация и гласность, борьба с бюрократизмом,проведение правовой реформы и осуществление принципов социальнойсправедливости.
Реформасоветской политической системы.
Iсъезд народных депутатов СССР
Острый, критический и требовательный анализсуществующего положения в политике, экономике и социально-духовной сфереобщественной жизни был сделан на I-м съезденародных депутатов СССР, который проходил в мае-июне 1989 года. Былапредпринята попытка анализа причин кризиса, постигшего советское общество.Съезд специально коснулся вопроса о разграничении функций партийных игосударственных органов всех уровней.
Острота полемики по важнейшим вопросам общественно-политическойжизни неизбежно вела к образованию депутатских групп, придерживавшихся прямопротивоположных позиций. Уже с начала работы Iсъезда народных депутатов возникла межрегиональнаядепутатская группа. Заявили о своем существовании и другие группы, объединившиедепутатов по политическим и профессиональным интересам.
Многие решения Iсъезда народных депутатов впоследствии оказались непретворенными в жизнь. Тем не менее, значительно ослабла власть партийныхкомитетов. В отличии от прежних времен, стала подвергаться интенсивной критикедеятельность руководителей КПСС и государства: Е.Лигачева, П.Соломенцева исамого Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. Постепенно от диктатапартии стали освобождаться Советы, профсоюз, комсомол. Крупные пораженияпотерпели лидеры партийных комитетов во время демократических выборов, Но,вместе с тем, в обществе усилились конфронтационные процессы, непримиримостьсреди политических противников, наклеивание ярлыков. Людей демократическихубеждений нередко упрекали в «очернительстве», «продажности», «двуличии».Знаменем сопротивления консервативных сил стала публикация статьи научногоработника из Ленинграда Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами» (в«Советской России»).
Начало перехода к демократическому обществу привело,естественно, к пересмотру сложившейся практики отношений между союзнымиреспубликами, ее государственно-правовых форм. Вопрос о возможности заключениянового союзного договора начал ставиться уже в 1988 г., прежде всего,представителям национально-демократических движений в Прибалтике. Этот жевопрос поднимался в некоторых выступлениях и на Iсъезде народных депутатов СССР. Но на съездевозобладало стремление видоизменить ситуацию, более характерную для унитарногогосударства: насыщение сложившихся структур «новым» содержанием,перераспределение отдельных прав и обязанностей между центром и республиками.
Отстаивая свою самостоятельность, парламент республикПрибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли декларацию оГосударственном суверенитете. В октябре 1990 года свою Декларацию огосударственном суверенитете провозгласил Казахстан. Принимая декларации осуверенитете, большинство союзных республик включили специальные разделы,указывающие на приоритет республиканского законодательства.
Стремление республик самостоятельно решать своивопросы не получило должного понимания во всесоюзных инстанциях. За каждымтребованием республик о расширении своей самостоятельности руководителейвсесоюзных ведомств видели сепаратизм местничество. В 1989 году еще былареальная возможность реформировать СССР на принципах конфедерации. Но этого неслучилось. Тогда республики более решительно заявили о своем самоопределении.Центральное телевидение, газеты «Правда», «Советская Россия» стали усиленнонагнетаться страсти против республик Прибалтики, обвиняя их в нарушении правчеловека. Центральное руководство применило в отношении этих республикэкономические и политические санкции.
Неспособность руководителей СССР понять и оценитьновые реалии, пойти навстречу жителям республик подорвало их авторитет. О своемсуверенитете заявила Российская Федерация. Это был очень крупный удар посоветск4ой системе, так как именно Россия считала «становым хребтом СССР». Темне менее, вопрос о будущности СССР не был окончательно решенным, он продолжалфункционировать как крупная страна.
Общественно-политическиедвижения.Демократические процессыпривели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся.
Одним из первых и наиболее массовых движений вКазахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск». Созданное поинициативе поэта О.Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечнойцелью закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территорииКазахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомствснятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. Сэтой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научныеконференции – международные и республиканские.
По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощижителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитетсделал очень много для привлечения внимания мировой общественности иправительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многихгородах – Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие заэкологическую чистоту региона.
В июле 1990 года оформилось гражданское движение«Азат». На первых порах движение объединялось в своих рядах представителейразличных политических партий. Главной своей целью «Азат2 ставил обретениегосударственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движениесоздало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организоваласьновая общественно-политическая организация – социал-демократическая партияКазахстана (СДПК). Из небольшой группы молодых людей образовалась партия«Алаш». В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство».Его организаторами стали, в основном, представители научно-техническойинтеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьскиесобытия 1986 года, организовали свою партию «Желтоксан».
Кроме организации политического направления былисозданы и союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному,профессиональному и другим признакам – организация воинов-афганцев, «Адилет»,мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат»,«Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. Всего к началу ноября 1990года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественныхформирований, из них около 40 – в столице республики. Но все же длительноевремя численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, быланевелика.
В апреле 1989 года создано казахстанское добровольноеисторико-просветительское общество «Адилет» – «Справедливость», членов которогообъединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония,дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствоватьформированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия каксредства решения общественных проблем и социальных конфликтов.
Надо сказать, что многие из вышеназванных политическихпартий и общественных движений находятся на стадии становления как в планеорганизационных, так и в плане определения своих стратегических и тактическихзадач. Отдельные организации (например, движение «Невада-Семипалатинск»,«Азат», «Қазақтілі») по своему составу довольно многочисленны, владеют определеннымифинансовыми средствами (за счет спонсоров и добровольных пожертвований граждан)и выпускают свои газеты.
По своим целям и задачам, а такжепо эффективности деятельности все эти организации существенно отличаются другот друга. Некоторые из них, как говорилось выше, уже успели завоевать большуюпопулярность в народе, пользуясь значительным авторитетом у населения и, визвестной степени, влияют на парламент и правительство Республики Казахстан.
Наиболее многочисленнойполитической силой являлась Коммунистическая Партия Казахстана, в рядах которойк концу 1990 года насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. По-прежнемудействовали все областные, городские и районные комитеты партии. Тем не менее,процессы, происходящие во всей стране, не обошли стороной и Казахстан. Всредствах массовой информации развернулась яростная критика КПСС, прошлыхошибок и провалов ее руководителей, проявляющихся в подборе и расстановкекадров, идеологической работе. Ощутимо падал авторитет и Коммунистическойпартии Казахстана. Например, за 1990 год численность республиканской партийнойорганизации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими случаями сталипримеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 год добровольно изрядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2 процента от общегочисла коммунистов республики. В начале 1991 года выход из рядов партииувеличился.
Тем не менее, Коммунистическаяпартия Казахстана в республике пользовалась большим влиянием. Среди депутатовСоветов всех уровней коммунисты составляли 52,7 процента. В отличие отРоссийской Компартии, Компартия Казастана гораздо меньше проповедовала набившиевсем оскомину идеологические догмы, не препятствовала развитию демократии вреспублике.
В целях упорядочения деятельностиполитических движений на IVсессии (4-27июня) Верховного Совета Казахской ССр был принят закон «Об общественныхобъединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитетеКазахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода созданияобщественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач,реализация которых отвечала бы интересам общества. Этот закон устроил не всехлидеров общественных движений, так как явно отражал особенности«постсоциалистического» общества. Особую активность развернули общественныедвижения в октябре 1990 года, когда на сессии Верховного Совета республикипринималась «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».
Ежедневно на площади В.Н.Ленина, перед зданиемВерховного Совета республики собирались многочисленные толпы людей. С утра довечера шли митинги. В Алматы сложилась напряженная обстановка. В этих условиях Алматинскийгорком партии сумел посадить за один стол практически всех лидеров общественныхдвижений и ввести дискуссию в цивилизованное русло.
Нередкими фактами были случаи, когда молодежьорганизовывала пикеты, голодовки перед Алматинским горисполкомом, зданиемВерховного Совета республики с требованием немедленного решения социальныхвопросов, быстрейшего реформирования Советской Армии.
На гребне истории республики оказался и такой слойнаселения, как казачество. Это военно-политическое сословие, возникшее на Русиво времена распада Золотой Орды. В течение многих лет казачество служило царю инередко использовалось как полицейская сила во время колониальных захватов.
В республике никто не был против того, чтобыказачество восстанавливало свои утраченные традиции и обряды, тем более, чтоказаки всегда отличались трудолюбием. Но совершенно непонятным было решениенекоторых руководителей казачества отметить 15 сентября 1991 года в г. Уральске400-летие своего служения царю и отечеству. Попытки областных инстанцийобразумить или воспрепятствовать такому, явно тенденциозному, празднеству успехане имели.
Лидеры движения «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценилиэто как ущемление достоинства народа. За несколько дней до празднества членыэтих формирований съехались в Уральск, чтобы не допустить такого события. Ониорганизовали на центральной площади г. Уральска митинг с пикетами и плакатами.
Одновременно в город прибыли представители и казачьихвойск – из Краснодара, Дона, Челябинска, Самары. Атмосфера стала накаленной ибыла очень близка к массовым столкновениям. И только благодаря действиямправоохранительных органов и лидеров движения правоохранительных органов илидеров движения «Азат» столкновений удалось избежать.
События в Уральске еще раз наглядно показали, чтонеосторожность действий любых общественных формирований или заигрывание с нимимогут обернуться большим человеческим горем.
Внешняя политикаСССР: процессы, тенденции, проблемы
Мировое сообщество 80-х годов представляло собой оченьсложный, динамичный и, вместе с тем, тесно взаимосвязанный организм. Вступили вдействие новые экономические, политические, научно-технические факторы. Инымистали и межгосударственные отношения. Новые социальные и политические сдвигизначительно видоизменяли условия дальнейшего общественного развития. Пониманиестоль сложного положения настоятельно требовало налаживания конструктивного,созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты.Требовалось сотрудничество в общемировом масштабе.
Гораздо решительнее М.С.Горбачевым и его окружениембыли пересмотрены принципы внешней политики СССР. Внешняя политика стала болеегибкой, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. Появились новые,непривычные понятия: «новое политическое мышление», «глобаль


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современное развитие социологии труда
Реферат Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
Реферат Понятие юридического лица 3
Реферат Понятие занятости населения
Реферат Понятие и признаки типологии права
Реферат Периодическая система элементов. Периоды, группы, подгруппы. Периодический закон и его обоснование
Реферат Проблеми адміністративно-правового регулювання застосування спеціальних засобів адміністративного
Реферат Правовий статус депутата
Реферат Преступления в сфере безопасности производства
Реферат Проект управленческого решения по повышению производительности труда специалистов организации
Реферат Предупреждение преступлений среди персонала ОВД Украины Организационно-управленческий аспект
Реферат Правовое регулирование банковской деятельности 2
Реферат Can Plato Adequately Respond To Thrasymachus
Реферат Проект разработки и принятия управленческого решения по эффективной организации маркетинговой
Реферат Правовий статус приватного підприємства