Реферат по предмету "История"


Язычество и христианство германских племён

Содержание
Введение
1. Язычество германскихплемён
2. Христианское миссионерствов VII-VIII веках
3. Принятие христианства германскимиплеменами
4. Христианизация приКаролингах
ЗаключениеСписокиспользованных источников и литературы

Введение
Средневековье– большой и необычайно интересный период в истории западноевропейскойцивилизации, насыщенный многообразными событиями. Ознаменованный возникновениеми развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни,значительным прогрессом в развитии материальной и духовной культуры посравнению предыдущими историческими эпохами, этот период человеческого развитияотличается противоречивыми достижениями. Наряду с проявлением феодальногонасилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованиеминакомыслия, голодом и опустошительными эпидемиями, достижениями средневековьяявляются ранние проявления свободомыслия, выдающиеся произведения писателей,поэтов и мастеров архитектуры и искусства, памятники народного творчества. Кконцу эпохи относится переворот в развитии естествознания, расцвет гуманистическоймысли, появление шедевров Ренессанса.
Одним изсамых главных моментов в развитии Средневековья стало торжество христианства,распространившееся в сравнительно короткий срок почти по всей территорииЕвропы. Как мировая религия оно окончательно оформилось в феодальном обществе. Внедрениеновой религии было процессом сложным, медленным и несинхронным, язычествоотступало не сразу. Христианство стало политической доктриной, идеологическим иэтическим регулятором жизни средневекового общества, формой его сознания и самосознания,основой культурной общности Европы. В становлении европейских государствосновным звеном являлся процесс христианизации германских народов, так какименно христианство способствовало организации германского мира, а затем сталодуховным стержнем средневековой цивилизации.
При написанииработы были использованы Гракова Б. Н. («Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльскойвойне», «Практикум по истории средних веков»), Гергей Е. («История папства») идругих авторов.

1.Язычество германских племён
Мир германцевязыческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающейприроды, мир в котором нет ничего потустороннего. На стадии родового строярелигиозные представления древнегерманского человека были неотъемлемо связаны сприродой.
Юлий Цезарь,столкнувшийся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I века до н.э., в«Записках о галльской войне» отмечает, что «в качестве богов они почитают лишьсолнце, огонь и луну, то есть только те силы природы, которые они видятсобственными глазами и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочиюубедиться; об остальных богах они даже не слышали»[1].Обряды богослужения у них не отличались сложностью и пышностью, «у них нетдруидов (жрецов) и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях»[2].В вопросах особой важности большую роль играли, по всей видимости, гадания различногорода. Цезарь описывает следующий: «матери семейств на основании гаданий пожеребьёвым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать вбитву или нет»[3].
По мереразвития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцыверили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвыизображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у нихсуществовал особый напев без слов, так называемый «бардит», который исполнялсяв виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.
Не отделяясебя в своем сознании от природы, германцы не сооружали культовых зданий, потомучто «…считают не соответствующим величию божественных существ заключать их встены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; онипосвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, чтосозерцают только с благоговением»[4]. В тех жерощах и дубравах они отправляли религиозные культы.
Древнийгерманский человек свое земное существование своеобразно проецировал на областьдуховных представлений. В его сознании мир земной и мир божественный не былиоторваны друг от друга, одно являлось отражением другого. Бытие, согласно данным«Старшей Эдды», – это примитивное человеческое общество, дикое племя, котороевоюет с соседним племенем, применяя силу или хитрость, совершает походы, беретпленников или заложников, похищает у соседнего племени имущество, но, преждевсего, борется со злыми силами, со всем тем, что угрожает его жизни и жизненнымценностям. Злые силы в мифологических песнях – это великаны (ётуны, турсы) ивеликанши – «могучие девы из Ётунхейма»[5]. Причемвеликаны существовали задолго до возникновения мироздания: «великанов я помню,рожденных до века, и древо предела, еще не проросшее»[6].
Древо предела– ясень Иггдрасиль – это символический образ мироздания, Вселенной. На ярусахэтого ясеня расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди ивсе, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Главные боги – асы– обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла – ад.Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге – мир огня, на севере – мирхолода и туманов, на востоке – мир великанов, на западе – мир ванов. Возникшиеиз этого дерева богини судьбы – норны, занимались тем, что «судьбы судили,жизнь выбирали детям людей, жребий готовят»[7].
Вдревнегерманских верованиях существовало странное и внушительное представлениеоб окончательной гибели богов, о разрушении всего существующего мира, которыйдолжен поглотиться громадным пожаром, описываемое в строках «Старшей Эдды»: «Солнцепомеркло, земля тонет в море, пламя бушует, жар нестерпимый до неба доходит»[8];и вновь возродиться в измененном и уже неразрушимом виде.
Реальнееэто можно выразить следующим образом: их религиозные представления, насколькоони известны, были лишены той устойчивости и твердости, которые придавалагреко-римскому миру богов мифология, украшенная фантастическими и поэтическимивымыслами, а также искусство своими чудными образами, в позднейшее время ифилософия со своей символикой, не говоря уже о влиятельном жреческом сословии.Верование в бога небес Тиу принесли в Европу со своей прародины первыегерманские переселенцы; не особенно обширный круг божеств возник впоследствиина основе этого главного верования и существовал наряду с ним. Так, например, такимже, как Тиу, божеством, но под другим наименованием и при несколько иномвоззрении, был Водан, бог облачного неба и солнца, которое не слишком частопроглядывало из-за облаков в пасмурной стране германцев. У воинственного народапонятие о подобном божестве легко связывалось с различными представлениямивоенного быта, точно так же, как атрибуты воинственности были приписаны имногим другим божествам. Этому богу войны были посвящены волк, ворон и коршун,как животные, питающиеся на поле битв; оружием ему служил меткий, разящийиздали дротик; за ним толпой несутся души павших героев, и зычные клики этогоВоданова войска слышатся ночью в завываниях вихря. Военнопленные приносятся вжертву в честь Водана. Другим видным божеством был Донар, бог грозы: молния,сверкающая в небе – его молот, который он мечет в своих врагов.
Ноне все боги представлялись германцам в таких ужасающих и страшных образах. Былиу них и женские, благодатные божества, являвшиеся под именами Фригги и Нертус.Наряду с богами довольно значительную роль в народном мифе играли созданныефантазией народа богоподобные существа в виде великанов и карликов. Леснуюглушь, ущелья гор и их голые вершины, по представлению народа, населяличудовищные великаны; в недрах земли и в расселинах скал жили карлики, вбесчисленном множестве распространявшиеся по земле, всюду внося свою таинственнуюсилу (по их желанию то зловредную, то благодетельную), и проникавшие даже вжилища людей, вступая в близкие отношения с ними и с домашними животными.
Такимобразом, духовный мир древних германцев характеризовался простотойпредставлений, своеобразной «приземленностью», но в то же время яркостьюобразов и насыщенностью действий.
2. Христианское миссионерство в VII-VIIIвеках
Ещев конце IV века после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населенияРимской империи хотя бы формально стало христианским. Многочисленные контактыгерманских племен с галло-римским населением, а также знакомство с их порядкамии культурой приводили к изменениям во многих сферах жизни и самих германцев. Тогдаже среди них стало распространяться и христианство, и первое племя, котороеприняло его, были готы. Иордан в книге «О происхождении и деяниях готов» указываяна движение на запад гуннских племен, пишет: «…напуганные страхом, колебались,на что им решиться в отношении гуннов; они долго размышляли и, наконец,направили послов к императору Валенту с тем, чтобы подчиниться его законам… Крометого, чтобы больше было им веры, они обещают стать христианами»[9].От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам,которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскомуобряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселениягерманских племен в пределах Западной Европы и основания там германскихгосударств.
Пребываяв условиях постоянных нападений со стороны германцев, «церковь и папство пришлик пониманию, что могут сохраниться лишь в том случае, если приспособятся кскладывающемуся феодальному миру. Поэтому обращение германцев-язычников и арианв католичество стало позже основным стремлением римских епископов»[10].
Развитиюидей церковного, религиозного универсализма способствовало монашество. Возникшеев Египте, оно до VI века считалось чисто восточным явлением. Европейская формамонашества возникла как протест против сделки церкви с господствующим классом,против обмирщения ее. Первый монастырь был создан Бенедиктом Нурсийским в 529году в Монте-Кассино. В Италии, ставшей на путь феодализма, монашествообъединилось в орден, по форме напоминавший объединения военизированныхкрестьян, находившихся на самообеспечении. Составленный Бенедиктом длямонастыря устав предусматривал принятие обетов: самообеспечение, проживание водном месте, совместная работа в монастыре, а также совместная молитва, безбрачие,отказ от имущества и повиновение. Бенедиктинцы также включили в свой жизненныйраспорядок умственную работу; они создавали в монастырях школы, библиотеки,мастерские-скриптории, в которых переписывались книги. Эта форма монашествапрочно внедрилась в церковную жизнь, поставив перед ним новую цель – обращениеязычников в христианство. Отцы церкви, используя институт монашества дляреализации верховной власти папства, превратили его в передовой отрядформирующейся феодальной государственной и общественной организации. «Бенедиктинскийустав и культурный быт монашества недолго удерживали границы Альп. Уже с VI века они перекочевываютв Трансальпийскую Европу, неся за собою духовные представления не только набарские поместья, но и на культуру деревень»[11].Распространение устава св. Бенедикта в Европе заняло несколько столетий.

3.Принятие христианства германскими племенами. Принятие христианства франками вэпоху Меровингов
 
В486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возниклоФранкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвигиз рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Изтрех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самымсильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские королизавершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией – отнизовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.
Прочностьвласти обосновавшихся в Галлии германских племен зависела от того, насколькоудастся им, не растворяясь полностью в массе прежнего римского населения,объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническоеединство. Успешно эту задачу решили франки, вестготы и бургунды потерпелинеудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности ихобщинного уклада, но и в различии религиозной политики их королей. Расселяясьна римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследиюантичной цивилизации. Но в христианстве того времени царил раскол: большинствостароримского населения исповедовало католическую веру, признаннуюортодоксальной вселенскими соборами, меньшинство – арианскую веру, официальноосужденную как ересь. Вестготы и бургунды приняли христианство раньше, но вформе арианства. Франки в лице короля Хлодвига и его дружины, явившись в Галлиюпозднее, приняли христианство в форме католичества, что обеспечило им поддержкуримской церкви против бургундов и готов за власть над Галлией.
Крещениефранков не было процессом простым и быстрым. Хлодвиг долго не соглашалсяотречься от богов своих предков и его обращение в новую веру ярко показываетистинные мотивы, которыми руководствовались правители варваров, становясьхристианами. Григорий Турский в «Истории франков» пишет, что «королева женепрестанно увещевала Хлодвига признать истинного бога и отказаться отязыческих идолов. Но ничто не смогло склонить его к этой вере до тех пор, поканаконец однажды, во время войны с алеманнами, он не вынужден был признать то,что прежде охотно отвергал»[12]. За своеобращение Хлодвиг потребовал от Христа и его служителей немедленной победы вбитве: Главным образом практические соображения и политические мотивы, а некакие-либо высокие духовные устремления побуждали варварских королей приниматькрещение. В отличие от своих конкурентов вестготов, придерживавшихся арианства,Хлодвиг мог рассчитывать на поддержку местного римского населения, ранееподчиненного вестготами.
Понимаявыгоды от союза с церковью, Хлодвиг жаловал католическому духовенству из владенийфиска земли для основания монастырей. Эту практику поддерживали его сыновья. Вовремя завоеваний Хлодвиг распоряжался, чтобы имущество и рабы, захваченные уцеркви и клириков во время военных конфликтов, были им возвращены. В ответдуховенство освящало власть королей, утверждая представление о короле как озаконодателе и суверене, стоящем над подданными. Но король в глазах подданныхдолжен быть их защитником.
Переходк христианству совершался в основном в городах, процесс охватывал все болееширокие слои населения. В период правления Хлодвига, епископы появились почтиво всех главных городах, а если их не было, то причиной тому был упадок города,вынуждавший его слиться с соседним. Епископы, обосновавшиеся в центрахпровинций, требовали, чтобы метрополия отдавала им предпочтение перед прочимиколлегами. Таким образом, установилась поддерживаемая императорской властьюцерковная иерархия, копировавшая порядки иерархии гражданской. Связи между тойи другой устанавливаются самые тесные: обычно епископы подбирались из членов семейсенаторов и только в исключительных случаях были выходцами из курий. Следовательно,власть епископов во многих случаях заменяла слабеющую светскую, и некотороевремя спустя церковь оказалась в положении силы поддержавшей легитимностьсветской власти.
Такимобразом, городское население под духовным водительством священнослужителей,возглавляемых епископом, стало в эту эпоху воспринимать основные положенияхристианских догматов. Что касается сельского населения, то и здесь епископы стремилисьраспространить новую веру за пределы родного города.
Нодаже после обращения Хлодвига и его приближенных христианизация сельскогонаселения шла медленнее. В течение всего VI века абсолютноебольшинство крестьянства оставалось языческим. Положение изменяется лишь в VII-VIII веках. Постояннаяподдержка, оказывавшаяся франкскими королями христианской церкви, позволила ейпостепенно укрепить свои позиции. Меровинги раздают им щедрые пожалования.Представители знатных родов создают в своих владениях новые церкви, содействуяпроникновению христианства в отдаленные уголки страны. Увеличивается влияниеепископов, назначавшихся королями. Облеченные также политической властью, ониусердно насаждали новую религию, либо запрещая, либо христианизируя языческиеобряды и обычаи. Кроме того, особенности социального и этнического развитияналожили отпечаток и на характер распространения новой религии – числоприверженцев христианства росло на юге значительно быстрее, чем на севере.
Яркимотражением изменяющегося мира в сознании людей эпохи франкского господстваявилось искусство. По своему характеру оно сильно отличается от искусствапериода господства на этой территории Рима. Почти полностью исчезла скульптура.Неузнаваемо изменилась живопись. Главная тема – человек – была забыта. Подвлиянием церковной идеологии всячески подчеркивалось превосходство духа надплотью. Но не меньшее значение имела и специфика «варварского» видения мира.Лишь в VII веке начинается возрождение антропоморфного искусства.Изображение человекоподобного божества и библейских сюжетов стало доминирующимитемами искусства.
4. Христианизация при Каролингах
 
Представителидома Каролингов правили Франкским государством с конца VII века до середины IX века. Этот периодназывают каролингским. В правление Каролингов во франкском обществе сложилисьосновы феодального строя, шло социальное расслоение общины, дальнейшеерасширение государства путем захвата новых территорий, представители династииактивно содействовали распространению христианства и увеличению владений церквина покоренных территориях.
При КарлеМартелле отношения с церковью осложнились проведением секуляризации ее земель,что способствовало укреплению центральной власти. Но Пипин Короткийурегулировал взаимоотношения с церковью путем признания розданных в бенефициицерковных земель собственностью последней. Со времени этого компромиссаКаролинги находились всегда в тесном союзе с католической церковью и ее главой– римским папой. Превращаясь в крупного земельного собственника, церковь шларука об руку с государством. Здесь нужно отметить, что каролингские правителинаряду с прагматическими целями, по всей вероятности, верили в то, чтодействительно исполняли «волю небесную», приводя окружающий мир в соответствиис «замыслом Божьим».
Теснимыйлангобардами папа все свои надежды возлагал на помощь франков, поэтому онсанкционировал присвоение Пипином королевского титула. В 751 году на собраниифранкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашенкоролем франков. Последний меровингский король Хильдерик III был заключен вмонастырь. В свою очередь по призыву папы Стефана II Пипин силой оружия принудиллангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города римской области иземли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г возниклоПапское государство.
При сынеПипина Короткого Карле, прозванном Великим, Каролингское государство пережилонаивысший расцвет. Карл Великий, опираясь на союз с папой и используяхристианство как средство идеологической консолидации упрочения центральнойвласти, значительно расширил границы Франкского государства и укрепил его.Духовенство в руках Карла стало, наряду с мечом, оружием против языческогомира. В 800 г Карл был провозглашен императором Священной римской империи, ипапа Лев III возложил на него в соборе св. Петра в Риме императорскую корону,тем самым подчеркнув, что светская власть, сколь бы могущественной она ни была,обретает законность лишь с благословения папы. Император мыслился как продолжательдела Римской империи, защитник церкви и всех христиан, а его властьпредставлялась священной.
Продолжаязавоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г совершил поход вИталию и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. Но наиболеедлительные, кровопролитные и тяжелые для франков войны Карл вел в Саксонии.Саксонские племена находились еще на стадии военной демократии, классы еще несложились, не было королевской власти, господствовало язычество. Саксыотличались свободолюбием, особой приверженностью своим богам, что не моглосказаться в дальнейшем на их судьбе. По мнению А.П. Левандовского, франкский монархв начальный период своих завоеваний, скорее всего, не имел определенного плананасчет Саксонии. «Видимо, план стал зарождаться, когда завоевания в основномзавершились, и когда сын короля Пипина почувствовал себя вдруг хозяиномогромной державы»[13]. Врезультате «…началась война против саксов, которая велась непрерывно в течение33-х лет с великим ожесточением с обеих сторон, но с большими потерями длясаксов, нежели для франков».
Саксы,особенно их основная масса – фрилинги, отчаянно сопротивлялись франкам, которыенесли им потерю земли и свободы, насильственную христианизацию. Там, где саксыотбивали нападения франков, они восстанавливали язычество как символнезависимости. Упорное сопротивление саксов Карл пытался сломить крайнежестокими мерами. Подобные меры способствовали уничтожению этнической общностисаксонских племен, делали невозможным в дальнейшем их сопротивление. Послепобеды над ними на Везере в 782 г. он приказал казнить 4500 саксонскихзаложников. Тогда же он издал «Капитулярий по делам Саксонии», угрожавшейсмертной казнью всем, кто будет выступать против церкви и короля, ипредписывавший саксам платить десятину церкви. Вскоре сложил оружие и принялхристианство Видукинд, один из немногих эделингов, возглавлявших саксонскоесопротивление после 777 года. За это он получил богатые дары и земельные пожалования.Время обращения Видукинда многие историки считают концом войны. Но саксы доконца не смирились. Несколько лет спустя вспыхнуло восстание более значительноеи кровавое, чем взрыв 782 года. Взрыв 793 года охватил не только Саксонию.
После смертиКарла Великого западный мир в целом был уже христианским. Распространение своихидеалов и концепций церковь (а вместе с ней и королевская власть) проводилачерез все сферы общественной жизни. Не последнюю роль в этой борьбе за души иумы людей играло развитие письменности. Главное, чтобы это затрагивало, преждевсего, личность короля.
В периодварварских нашествий и дальнейшего кризиса муниципальной системы епископпревращается фактически в правителя города. Центром города постепенно делаетсясобор, развиваются культы местных святых — покровителей города. Кроме того, вовновь образованных варварских королевствах епископат стал своего родапредставительством галло-римской аристократии, сосредоточенной в городах.Сотрудничество королей с епископатом являлось затем одним из факторов упрочениягерманской государственности, расширения ее базы. Еще императоры предоставлялицеркви налоговый иммунитет. Во франкском королевстве всем епископам жаловалсятакже судебный иммунитет (т. е. епископ на своих землях мог отныне сам собиратьналоги в пользу государства и вершить суд).
Собразованием варварских королевств, происходил разрыв прежних церковных связейв рамках римских провинций, падала роль митрополитов, а также провинциальныхсинодов. Возникли так называемые королевские церкви, объединявшие епископаткаждого королевства. За королем, как некогда за императором, закреплялось правосозыва церковных соборов и законодательного утверждения их решений. Новажнейшей прерогативой короля явилось участие в выборах епископов. С первойполовины VII в. Меровинги все более рассматривают епископов как своихуполномоченных на местах.
Созданиекоролевских церквей нарушало и, начавшие было складываться, контакты римскогопапы с епископствами Запада. С конца V до начала VIII в. власть неограничивалась лишь непосредственно римской церковной провинцией в Средней иЮжной Италии. Вне всякой связи с Римом фиксировались местные традиции влитургии и церковном праве. Папство же сначала, с 493 г., оказалось под властьюариан-остготов, затем с середины VI в. – Византии. Выборы папы были поставленыпод жесткий контроль императора, а неугодных пап в лучшем случае ожидалолишение сана. Поддержка часто далекой от ортодоксии церковной политикивасилевса углубляла отчуждение папства от других церквей даже в Италии.Положение римской кафедры особенно ухудшилось с появлением на полуостровелангобардов-ариан, постоянно угрожавших самому Риму.

Заключение
 
С моментаобразования первых варварских государств, христианство становится орудиемзавоевания в руках франкских правителей. Отойдя от высоких духовных устремлений,церковь начинает руководствоваться практическими соображениями и политическими мотивами,оправдывая захватнические войны борьбой против врагов католичества. Государство,поддерживая церковь, превратило ее в иерархизированную социальную, политическуюорганизацию.
ХристианизацияЕвропы была долговременным и сложным процессом, сочетавшим миссионерскуюдеятельность церкви с завоеванием и обращением в новую веру не толькопроповедью, но и силой оружия – саксам христианство было принесено на острияхкопий воинов Карла Великого, а обращение прусов и балтийских племен носилохарактер истребительной войны. На плечи проповедников ложилась в этот смутныйпериод нелегкая ноша: то здесь, то там снова возрождались старые верования,кое-где варвары добивались восстановления германских языческих культов илиарианства — этого весьма распространенного среди них с начала IV века течения вхристианстве. Попытки массового крещения нередко встречали более или менееявное сопротивление значительной части населения, остававшейся тайно вернойпрежним богам, не понимавшей новую религию. Протест мог обретать острые формы,убийство миссионеров (яркий пример – убийство св. Бонифация и его собратьевязычниками-фризами) и христианских священников, разрушение церкви и часовни.
Обращениеварварских народов в новую веру в основном осуществлялась сверху, в сознаниимассы населения долгое время продолжали жить языческие представления и образы. Нередкои королей к крещению подталкивали чисто политические мотивы, либо же стремлениеприобрести покровительство более сильного бога, способного обеспечить удачу. Формирующийсягосподствующий класс обретал в новой религии мощное идеологическое средствовлияния на массы и оправдания существующего порядка.

Списокиспользованных источников и литературы
 
1. Гай Юлий Цезарь.Записки о Галльской войне. VI. 21 / Практикум по истории средних веков //Сост. Б.Н. Граков и др. – М., 1971.
2. Гергей Е. Историяпапства. – М.: Родиола Плюс, 1996.
3. Глебов А.Г. Англия враннее средневековье. – Воронеж: НПО «Модек», 2004.
4. Добиаш-РождественскаяО.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.
5. Иордан о происхождениии деяниях готов / Практикум по истории средних веков. Ч. I // Сост. Б.Н. Граков идр. – М., 1971.
6. Лебек С. Происхождениефранков. IV-IX вв. – М.: Фолио, 2003.
7. Левандовский А.П. КарлВеликий. Через Империю к Европе. – М.: Канон, 1995.
8. Лозинский С.Г. Историяпапства. – Изд. 3-е, дораб. – М., 1986.
9. Практикум по истории среднихвеков. Ч. I /Сост. Б.Н. Граков и др. – М., 1971.
10. Старшая Эдда.Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. – М., 1963.
11. Тейс Л. НаследиеКаролингов. IX-Xвв. – М.: Наука, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.