Московский психолого-социальный институт
Брянский филиал
Юридический факультет очно — заочноеотделение
Реферат
Предмет:История отечественного государства и права
Тема: «Юридическая система Древней Руси»
Выполнила:
Студентка группы
№03/ЮВ– 12
Чвелёва Е. Н.
Проверила:
Мартьянова Г. В.
Брянск 2003
План
1.Общественный строй
2.Государственный строй
3.Правовая система
Заключение
Литература
1. Общественный строй
Социальная структура Древнерусского государства быласложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальныхотношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическаяоснова феодализма. Соответственно складывались основные классы феодальногообщества — феодалы и феодально зависимые крестьяне.
Наиболеекрупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел,где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором егоприказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевымиработами. Крупными феодалами были и бояре —феодальная аристократия, богатевшаяза счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.
С введением христианства коллективным феодаломстановятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретаетземлю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, втом числе судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники ислуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногдадаже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали поройземли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Ст. 91 Русской Правдыприравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляеттех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было право наземлю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственностьэксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. Запосягательство на них устанавливалась высокая мера наказания,дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегаласьи честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влеклоза собой также серьезные наказания.
Основную массу трудящегося населения составлялисмерды. Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельскиежители (Б. Д. Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смерды — это частькрестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зренияпредставляется более предпочтительной.
Смерды жили общинами-вервями, которые выросли изродового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный,а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой,системой взаимопомощи.
В Древнерусском государстве появляется фигуратипичного феодально зависимого крестьянина — закупа. Закуп имеет свое собственноехозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет уфеодала купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязанработать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает какбы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закупне может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закупотвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства отгосподина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет икража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу правовотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивогозакупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп в отличие от холопа имеет некоторыечеловеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться нагосподина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде онавтоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), унего нельзя безнаказанно отнять имущество.
В многоукладном древнерусском обществе существовала и«невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом иличелядином, а несвободную женщину — робой, объединяя тех и других общим понятием«челядь».
Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правдаприравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота» — говорит одна из еестатей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античныхрабов, которых в Риме называли «говорящим орудием». Однако на Руси холопы несоставляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным,домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которыхзащищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персоналкняжеского и боярского двора — слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. Стечением времени развивается и процесс превращения холопов в феодальнозависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.
Для Древнерусского государства характерно ещеотсутствие закрепощения крестьян: Феодальная зависимость может существовать вразных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствиеприкрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-тоизловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своегогосподина.
В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленныегорода. Уже в IХ — Xвв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированнойкатегорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю.В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники,возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие,украшения и т. п.
Города были центрами культуры. Древнерусская деревнядолгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространенашироко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этомсвидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписина бытовых предметах.
Как видим, в Древнерусском государстве ужескладываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единствомправового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторымиотечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй былсвойствен только западному феодализму.
Древнерусское государство было полиэтничным, как ужеотмечалось, притом с самого начала. «Повесть временных лет», перечисляяплемена, которые якобы приглашали варяжских князей, называет и явнонеславянские племена — чудь и весь. По мере продвижения славян насеверо-восток они неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однакоэтот процесс проходил в основном мирно и не сопровождался покорением коренногонаселения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало места,и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением христианстваэтому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех язычников — и славян ифиннов. Русский митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати» (XIв.) говорит о равноправии всехправославных народов, отнюдь не подчеркивая приоритета русского народа. Взаконодательстве мы также не встретим никаких преимуществ для славян, дляРуси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества всфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из принциповтрадиционного русского гостеприимства.
Идеи интернационализма, отсутствие всякого шовинизмапронизывают и древнерусскую литературу. В «Послании к князю Изяславу»говорится: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия… аще то буде жидовин, илисарацин, или болгарин,… или ото всех поганых — всякого помилуй и от бедыизбави».
2. Государственный строй
С. В. Юшков полагал, что Древнерусское государствовозникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современныеисследователи в большинстве своем считают это государство с самого началараннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенныехарактерные черты.
Древнерусское государство было относительно единым,так как подчинялось воле одного монарха. Однако форма государственногоединства Древней Руси была своеобразной и в то же время типичной дляфеодализма. Ее сущность составляли отношения сюзеренитета — вассалитета, когдався структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассалзависит от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховногосюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего участвовать вего войске, а также платить ему дань. В свою очередь сеньор обязан обеспечитьвассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. Впределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в еговнутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассаламивеликих князей были местные князья. Главными иммунитетными правами были: правовзимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.
Некоторые дореволюционные, да и современные авторывидят в Древнерусском государстве уже федеративную форму государственногоединства. Думается, что это вряд ли обоснованно. Федерация свойственна болеепоздним типам государства, прежде всего буржуазному. В нашей стране она возниклатолько после Октябрьской революции.
Древнерусское государство было монархией. Во главе егостоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть.Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: УставВладимира, Правда Ярослава и др. Великие князья сосредоточивали в своих руках иисполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполнялитакже функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили ратьв бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах.Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.
Внешние функции государства великие князья выполнялине только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла наевропейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного родамеждународные договоры — военного, торгового и иного характера. Как тогда былопринято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в Xв. Древнерусское государство вступилов договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также свенграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры вели самикнязья и направляемые ими посольства. Иногда посольство возглавлял и саммонарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством вВизантию. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя родилась из племенного вождя, но князьяпериода военной демократии были выборными. Став главой государства, великийкнязь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. ототца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиняОльга.
Хотя великие князья были монархами, все-таки они немогли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложилсясовет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние намонарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины— княжи мужи.
Иногда в Древнерусском государстве созывались такжефеодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские — споры инекоторые иные важнейшие дела. По мнению С. В. Юшкова, именно на таком съездебыла принята Правда Ярославичей.
В Древнерусском государстве существовало и вече,выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенностивеча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активностьвеча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники непозволяют ответить на этот вопрос однозначно.
Первоначально в Древнерусском государстве существоваладесятичная, численная система управления. Эта система выросла из военнойорганизации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские,тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства.Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городскимсудебно-административным должностным лицом.
Десятичная система еще не отделяла центральноеуправление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральномуправлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она вырослаиз идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственнымуправлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшиеудовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр.Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так илииначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этогонеобходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем,администратором.
Система местного управления была проста. Кроме местныхкнязей, сидевших в своих уделах, на места посылались также представителицентральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали отнаселения «корм». Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государствасоставляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это былипрофессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависели он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда былиготовы в любые походы, в которых искали добычи и развлечений. Дружинники былине только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собойверхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалывеликого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг икрестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в товремя. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня,а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.
Города или во всяком случае их центральная часть быликрепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжескойдружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны отпеченегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для нихгарнизоны из северных русских земель.
Князья нередко прибегали к услугам наемников — сначалаварягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).
В Древней Руси еще не существовало специальныхсудебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителямиадминистрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однакосуществовали специальные должностные лица, помогавшие в осуществленииправосудия. Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравшихуголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелкихдолжностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Существовалтакже вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей.Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетныхправ.
Государственное управление, войны, да и личныепотребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кромедоходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян князьяустановили и систему налогов, дани.
Дани предшествовали добровольные дары членов племенисвоему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и самауплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный,т. е. находящийся под данью.
Первоначально дань собиралась путем полюдья, когдакнязья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходынепосредственно со своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря,убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгуупорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила такназываемые погосты, т. е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют идругие представления о погостах.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, атакже торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, ноэто не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки былиопределенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, ихценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжескийзнак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своихместорождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIIIв. в оборот входит наряду с мехамииностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта валюта часто переплавляласьв русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусскогообщества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально ВладимирСвятославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главес богом грозы и войны — Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболееудобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественноепроисхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т. д.
В науке существует спор о том, откуда пришла к намновая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религиипредков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарскогокаганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство,приехали апологеты этой религии. Из Волжской Булгарии прибыли защитникимусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великогокнязя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумийВладимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники.Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однаконекоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам изДунайской Болгарии, Моравии, даже Рима. Есть версия и о том, что введениехристианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае современныеисследователи видят в древнерусском православии не только южное, но изападноевропейское влияние.
Не случайно поэтому введение христианства вызвалоупорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, чтокрещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, вНовгороде. Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в другихгородах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозныемотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимыхпричин от нее отступаться. Особенно это имело место в северных районах Руси.
Во главе православной церкви стоял митрополит,назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельныхрусских землях церковь возглавлялась епископами.
3. Правовая система
Возникновение Древнерусского государства естественносопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первымисточником его были обычаи, перешедшие в классовое общество изпервобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с Xв. мы знаем и княжеское законодательство.Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие — важныенововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупнымпамятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая своезначение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. ИсторияРусской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшейчасти в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VIIв. Однако большинство современныхисследователей связывают Древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно иместо издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, номногие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.
Первоначальныйтекст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава вовторой половине XIв. существенно дополнили и изменили его, создав такназываемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярославаи Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции РусскойПравды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона.В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавалисьновые редакции Русской Правды, которых С. В. Юшков насчитывал в общей сложностидо шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридическихсборников, разумеется, рукописных. Таких списков Русской Правды в настоящеевремя найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные снаименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список(Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).
С введением христианства на Руси стало складыватьсяканоническое право, основанное в большой мере на византийском законодательстве.
Вся совокупность законов и правовых обычаев создалаоснову довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальноеправо, оно было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривалнеравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп неимел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособностьсмерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального обществаохранялись в усиленном порядке.
Древнерусское законодательство знало довольно развитуюсистему норм, регулирующих имущественные отношения. В законе отражаютсяотношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так идвижимого имущества. Феодализм характеризуется наличием полной собственностифеодала на средства производства и неполной собственности на работника. Приэтом феодально зависимый крестьянин также наделен определенными средствамипроизводства. Феодальная собственность на Руси возникает на базе распада первобытнообщинныхотношений.
Обязательства возникали из причинения вреда и издоговоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кромеуголовного штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услугиврача. Правда, С. В. Юшков полагал, что в древнерусском праве обобязательствах из причинения вреда нельзя говорить, ибо они сливаются спреступлениями. Думается, однако, что это не совсем так. И преступления, игражданско-правовые деликты существовали как самостоятельные правовые институты.Просто иногда, как в вышеуказанном примере, гражданская ответственностьдополняла уголовную.
Для древнерусского обязательственного права характернообращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, апорой даже на его жену и на детей. Так, злостного банкрота можно было продать вхолопы.
Русская Правда знает определенную систему договоров.Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстаниякиевских низов в 1113г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванныйбоярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов подолгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков. Закон в виде объекта займапредусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа:обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощеннымиформальностями, заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваютсяразличные виды процентов в зависимости от срока займа.
В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи.Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденогоимущества.
Русская Правда упоминает также о договоре хранения(поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной ине требовала формальностей при заключении договора.
Феодализмуне свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одномслучае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человекпоступал на такую работу без специального договора, он автоматически становилсяхолопом. В законе упоминается также о наймите, однако некоторые исследователиотождествляют его с закупом.
Можно, очевидно, говорить о существовании вДревнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правдав ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужойтовар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо видендоговор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскомупродать на местном торге свои товары.
Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урокмостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонтмоста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но игородские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянныемостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник вНовгороде раньше, чем в Париже.
Надо полагать, что на Руси существовал такой древнийдоговор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказатьи об имущественном найме.
Порядок заключения договоров был преимущественнопростым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символическихдействий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовалисьсвидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формызаключения договора о недвижимости.
Наследственное право характеризовалось открытоклассовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли идочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным ипоступало в пользу князя. В науке был спорен вопрос о существовании в ДревнейРуси наследования по завещанию. На наш взгляд, следует согласиться с темиавторами, которые решают данный вопрос положительно. На это указывают законодательство,а также практика. Завещания были, конечно, устными.
При наследовании по закону, т. е. без завещания,преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего.На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж.Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имелпреимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав неимели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней получалисвободу.
В законодательстве нет указаний на наследованиевосходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестер).Другие источники дают основание предполагать, что первое исключалось, а второедопускалось.
Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены.Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством,пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делитьсямежду наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Есливдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первогомужа.
Семейное право развивалось в Древней Руси всоответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовалиобычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест,многоженство. По «Повести временных лет» тогдашние мужчины имели двух-трех жен.А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколькосотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципысемейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачныхдетей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.
По византийскому праву существовал довольно низкийбрачный возраст: 12—13 лет для невесты и 14 — 15 лет для жениха. В русскойпрактике известны и более ранние браки. Не случайно, очевидно, выдвигалосьтребование согласия родителей на брак. Заключению брака предшествовалообручение, которому придавалось решающее значение. Брак совершался ирегистрировался, в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейшихактов гражданского состояния — рождения, смерти, что давало ей немалый доход игосподство над человеческими душами. Следует отметить, что церковный браквстречал упорное сопротивление народа. Если он быстро был воспринят господствующейверхушкой, то среди трудящихся масс новые порядки приходилось вводить силой, иэто заняло не один век. Впрочем, в полной мере византийское семейное право наРуси вообще не применялось.
Вопрос об имущественных отношениях между супругами несовсем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущественнуюсамостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущественные споры междусупругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и моглапередавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей,особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Древнерусское законодательство большое вниманиеуделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовыенормы есть и в княжеских уставах.
Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления:преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку,его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления —«обида». В княжеских уставах можно встретить и более широкое пониманиепреступления, охватывающее и некоторые формальные составы. Это заимствовано извизантийского канонического права.
Соответственно пониманию преступления как «обиды»строится в Русской Правде и система преступлений. Русская Правда знает лишь дварода преступлений — против личности и имущественные. В ней нет нигосударственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало,конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Простов таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия.Вспомним, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
В уголовном праве особенно ярко проявляется классоваяприрода феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса ипренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотренииотдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления можетбыть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечает его господин.Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться схолопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийствахолопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает еще возрастного ограниченияуголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения неисключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянениепо Русской Правде смягчало ответственность (убийство на пиру). Вдействительности при убийстве в драке имеет значение не состояние опьянения, аэлемент простой ссоры между равными людьми. Больше того, Русская Правда знаетслучаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность. Так, если хозяинбьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами;купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в гражданском,но и в уголовном порядке, притом весьма строго.
Русской Правде известно понятие соучастия. Этапроблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределениефункций между ними пока не отмечается.
Русская Правда различает ответственность в зависимостиот субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом инеосторожностью, но различаются два вида умысла — прямой и косвенный. Это отмечаетсяпри ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей меройнаказания — потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) — тольковирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственностьзависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое— это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может бытьоправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается иответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство.Состояние аффекта исключает ответственность.
Что касается объективной стороны состава преступления,то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьманемногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительноеневозвращение долга).
Наиболее ярко классовая природа древнерусского прававыступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственностьрезко различается в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.Так, за убийство основной массы свободных людей платится вира в 40 гривен.Жизнь представителей верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен.Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже неназываются вирой.
Русская правда знает лишь два родовых объектапреступления — личность человека и его имущество. О