Реферат по предмету "История"


Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация по курсу "Россия в мировой истории" (Учебно-методическое пособие)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Московский  государственный  институт электроники и математики
(Техническийуниверситет)
Кафедраистории и политологии
ЭПОХАВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.РЕФОРМАЦИЯ
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО КУРСУ
“РОССИЯ ВМИРОВОЙ  ИСТОРИИ”
МОСКВа  1998

Составитель канд. ист. наукПопова Т.Г., Оганесян М.Н.
Эпоха Возрождения и ее рольв истории человечества. Реформация: учебно-методическое пособие по курсу“Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники иматематики; Сост. Попова Т.Г., Оганесян М.Н. М.,1998.
В учебно-методическомпособие  даются  рекомендации по изучению источников и исторической литературы  по теме, дается общая характеристика ЭпохиВозрождения. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории”для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам иэкзаменам.
Эпоха Возрождения и ее рольв истории человечества. Реформация
  В процессесамостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучить следующие вопросы:
1. Европа на пороге Новоговремени. Великие географические  открытияи их последствия.
2. Эпоха Возрождения впоисках новой личности.
3. Смысл и результатыРеформации в Европе.
Из прошлого материала Вамизвестно, что закат средневековья начался в 15 веке. Не случайно этот периодназывают временем великого прорыва. Хотя для многих историков границей,отделяющей одну эпоху от другой, является английская буржуазная революция, во времякоторой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путьдля развития капитализма. Тем не менее, именно с 15 века кардинальные измененияохватили все сферы государственной и общественной жизни. Поэтому историческийпериод, о котором пойдет речь, правильно назвать этапом перехода к Новомувремени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основысовременной западноевропейской цивилизации,  буржуазного производства. Благодаря техническим нововведениям ускорилисьтемпы экономического развития. Великие географические открытия раздвинулиграницы западного мира, ускорился процесс формирования национальных рынков,общеевропейского и мирового. Появился новый социальный тип, представленныйдельцом, предпринимателем. В религии, литературе и искусстве происходилиизменения, разрушавшие систему средневековых ценностей.
Это не означает, чтосредневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционныепредставления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используясредневековое средство — инквизицию. Идея свободы человеческой личностипродолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала доконца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, вЦентральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная системапроявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживалаее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое времясуществовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и вдеревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность сталаотступать в прошлое.
  Обратите внимание на следующее высказывание: “… На Западепроизошел тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьиследствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще непроявилось полностью.” (К. Ясперс. Истокиистории и ее цель, 1948 г.)
Огромную роль в этом прорывесыграли Великие географические открытия. Назовите главные из них ( В 1456 годупортугальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диасаобогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваиваяпобережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. Врезультате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и островаМадейра. В 1492 г. свершилось великое событие — Х. Колумб, итальянец,перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан ивысадился у Багамских островов, открыв новый континент — Америку. В 1498 г.испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел своикорабли к берегам Индии. С XVI  в. европейцы проникают в Китай и Японию, окоторых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинаетсязавоевание Америки. В XVII  в. была открыта Австралия.)
Изменилось представление оформе земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522)подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.
Границы мира как быраздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывая между собойконтиненты. Так благодаря Великим географическим открытиям началась первая фазасоздания глобальной цивилизации.        
Для самой Европы эта бурноразвернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Сместились торговыецентры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая местоГолландии, а позже — Англии. Важнейшим следствием открытия и колонизации новыхземель явилась “революция цен”, их резкое повышение на товары в связи с ростомдобычи золота и других благородных металлов и снижения их стоимости. Онапонизила реальную заработную плату рабочих, ускорила первоначальное накоплениекапитала в Европе, вынуждая множество лишенных средств  к существованию людей дешево продавать свою рабочую силу. Усложнилисьфинансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульсразвитию промышленности и торговли .
Вместе с тем, важно понять,что социально-экономические последствия Великих географических открытий далеконе однозначны. Племена майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели своюгосударственность, но по уровню цивилизованности неизмеримо отставали от Европы.В процессе колонизации, которая продолжалась примерно до середины XVII в.,эти древние цивилизации погибли.
Из-за недостатка рабочих рукв Америку стали ввозиться негры. Португалия, а вслед за ней Голландия, Англия иФранция реанимировали, казалось бы, давно отжившее явление — работорговлю.Численность населения Африканского континента резко сократилась, особенно взападных его районах; распадались сложившиеся внутри континента торговые связи,замедлялось социально-экономическое и политическое развитие.
Несколько иначе сложились вту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая,Японии и Индии. Китай и особенно Япония “закрыли” свои страны, запретив въездиностранцам. В течение некоторого времени, пока сохранялся определенный баланссил между этими странами и Западом, европейцам приходилось мириться с такойситуацией. Гораздо большего успеха португальские, а потом английские,голландские и французские купцы добились в политически раздробленной Индии, гдеприходила в упадок некогда сильная держава Моголов. Европейские компанииутвердились там к середине XVII в., постепенно добившись иполитического влияния, что во многом определило дальнейшую судьбу древнейцивилизации.
В разрушении средневековогомира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям втехнике и естественных науках. Аргументируйте это положение фактическимматериалом. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха,одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Этогелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), котораядала новое видения Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека.Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее  светилами. Теперь точка отсчета сместилась;Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картинамира стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвердили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей(1564-1642).
Какое же впечатлениепроизвели эти открытия на современников? Смелые теории рождались в рамкахсредневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв,сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивалисьдля ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика,и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, вкоторых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг. Прочитайтедокументы Хрестоматии №44,45, подтверждающие это положение .
Огромное влияниеестествознание оказало на философию: новая картина мира требовала философскогоосмысления. Для многих ученых успехи науки являлись подтверждением безграничныхвозможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создалновую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом оносновывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мирпредставлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом — “великим геометром”, как называл его Декарт.
Английский ученый и политикФ. Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом труде “Новый Органон” доказывал, чтоокружающий мир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научномуэксперименту. Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую рольв интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука дастчеловеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.
Вступление в новую эпохусопровождалось своего рода революцией в духовной жизни Западной Европы. Это дваявления в культуре XIV-XVI вв. — Ренессанс и Реформация. Казалось бы, междуними мало общего. Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирскогоначала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплескомглубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушалистарую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд начеловеческую личность.
Изучение этого разделатемы  поможет  знакомство с содержанием отдельных глав изкниг и монографий А… Ф. Лосева “Эстетика Возрождения” ( М. 1978) C. Д. Сказкина“Из истории социально-политической и духовнойжизни Западной Европы в Средние века ”(М.1981), C. М. Стама“Гуманизм и церковно-реформационная идеология”, М.Т.Петрова “Окритериях сопоставления Возрождения и реформация”  (М.1981), “Историиполитических и правовых учений” под редакцией В. С. НерсесянцаМ.1997 (“Политические и правовые идеи Реформации” ).
Культура Ренессансазародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться напротяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая однуза другой все страны Европы. Возникновение  культуры Возрождения было подготовлено рядомобщеевропейских и локальных исторических условий .
В XIV — XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно — денежныеотношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалойстепени способствовали: высокий  уровеньурбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленногопроизводства, финансового дела , ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием,изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии.Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово — промышленного ифинансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненнойпрактикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам,накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленнойверхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости вделовых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей.Складывалась мораль, оправдывающая“честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считалисьпрестиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков .
Этот процесс имел  наряду ссобственно историческими  и историко — культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры сталовосстановление преемственной связи  свысокоразвитой культурой античности. У культуры Возрождения были исредневековые корни-светские традиции городской, народной, рыцарской культуры.
Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски — рационалистическое  по  своей главной направленности мировоззрение .Оно лишь частичноотражало  интересы и насторениясоциальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим,антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных,церковно-схоластических пут, способствовало активной, деятельной жизни .
Ранние гуманисты: поэтфилософ Ф. Петрарка  (1304-1374),писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) — хотели создать прекрасную человеческуюличность, свободную от предрассудков средневековья, ипоэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввестив нее гуманитарные науки, сделав акцент на изученииантичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдьне ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь иее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместитьдве шкалы ценностей.
В своей “Исповеди” Петраркаписал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но неменее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков иримлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти идуха. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в апологиикрасоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть мириначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневековогоискусства уступили место трехмерному, рельефному,выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали  своим творчеством совершенную личность, вкоторой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии стребованиями античной эстетики.
Человек с его земнымистрастями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотскойлюбви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однакоплотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создатьгармонию двух начал, или, по крайней мере, ихуравновесить (см.: документы №42,46,47 Хрестоматии ). В знаменитом“Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются страгическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетахПетрарки, посвященных прекрасной Лауре,небесной любви приданы земные черты, но и земные чувствавозвышены до небесной гармонии.
Рисуя идеал человеческойличности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм,способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием дляэтого итальянские гуманисты Лоренцо Валла(1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленныезнания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокоепредставление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли:личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а неположением в обществе: “Благородство — словно некое сияние, исходящее от добродетели иозаряющее ее обладателей, какого бы происхождения онине были.” ( Из “Книги о благородстве” Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XV в.)
Наступала эпоха стихийного ибуйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся отсредневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивидацелому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и вжизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, исамого их творца — поэта,художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело илиЛеонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничныхвозможностей человека.
Принципиально важно обратитьвнимание на предупреждение выдающегося русского ученого А.Ф. Лосева онеобходимости избегать узкой одноплановости, абсолютизированной точкизрения на содержание искусства и литературы Ренессанса.
“Эстетика Ренессанса,- пишетА. Ф. Лосев,- базировалась начеловеческой личности, но она прекрасно понималаограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческогосубъекта и требовала его освобождения — и духовного, идушевного, и телесного, и вообще материального. Ноэстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством,которого не было в последующей эстетике буржуазно-  капиталистического мира: оназнала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. Иэто навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихиювозрожденческого индивидуализма”.
По мысли Лосева, самуюглубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир,титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения. ГероиШекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как возрожденческийиндивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность и свою трагическуюобреченность. Ренессанс, который так глубокопронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедиипревращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничемнеодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, — утверждаетЛосев, — колоссальное детищевозрожденческого индивидуализма, на заре буржуазногоиндивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотятолько в XIX и XX вв. стали понимать всю егоограниченность и невозможность.
Лосев приводит и иныепримеры, из другой области человеческих знаний эпохи Ренессанса.Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно — пишет он, — основаны вовсе не навыдвижении вперед цельной человеческой личности, напротив, натолковании человека, да и всей той планеты, на которой он обитает вкачестве незаметной “песчинки” в бесконечном мироздании. Коперник, Кеплер,Галилей отнимают у человека его жизненную почву в виде неподвижной Земли, аготика заставляет человеческую личность рваться вверх вплоть до потери своейземной тяжести и веса. Разве это стихийное самоутверждение человеческойличности?
А. Ф. Лосев делает в высшейстепени важный вывод, касающейся самой тенденции исторического развития: самРенессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ееподготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частнойсобственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы вэпоху Ренессанса начиналась, но она здесь была еще слишком юной и наивной, иона все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красотучеловеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В дальнейшем,после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующийсвою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своейотдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости ижестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему.
Иначе вопрос обиндивидуальной свободе решала Реформация (от понятия “реформа”,“преобразование”). Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считаютсобытия 1517г., когда доктор богословия МартинЛютер (1483-1546) выступил со своими 95тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительныйпоединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась вШвейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформациясопровождалась Крестьянской войной,которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальноедвижение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии,где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформилреформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали “женевским папой”.
Прочтите документы Христоматии №29,30,31,32,33,34, ксерокопию раздела“Политические и правовые идеи Реформации” из “Исторических, политических иправовых учений” (М.1997). Выделите следующие основные направления Реформации идайте им характеристику:буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединяющее требование упразднения католическойцеркви с борьбой против феодализма, за установление равенства (Томас Мюнцер,анабаптисты);королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов,стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви.
В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве,которое стало духовной основой западной цивилизации — протестантизм. Откатоличества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция,Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т. д. Да и всамом католичестве происходили существенные изменения.
Протестантизм освободиллюдей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным деломчеловека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиознаяобрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особойроли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом.Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за своипоступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформациявозвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общенияс Богом через устроенное соответствующим образом общество.
Кальвин учил, что знакБожественного благоволения к человеку раскрывается в его практическойдеятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие илиблагодарность лежит на человеке. Трудоваяэтика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что былонаиболее адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… былопрежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значениемирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайновыросли”. (М. Вебер. Протестантская этика).
Продумайте вопрос осоотношении Ренессанса и Реформации. Разными историками он решается по-разному.Изучение литературы, которая вам предложена для самостоятельной работы,позволяет сделать вывод, что и Реформация и Ренессанс поставили в центрчеловеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярковыраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующеевоздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали,основанной на религиозных ценностях.
Есть и другие различия. ТакС. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во всем еемногообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна.Более того, гуманизм далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское:Сократ, молись за нас!). Реформация же в своей основе – буржуазное явление. Онавызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещенияцерковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобысамостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия”.Она борется только против специфической формы феодальной эксплуатации, но непротив феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство длянее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма политическойорганизации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религиив виде католической церкви, и лишь против католической религиозности икатолической религиозной организации она выступает революционно.
Сопоставьте эту оценку сточкой зрения С. М. Стама, который утверждает противоположность двух идейныхсистем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и теи другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатурыкатолической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизнии практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможноотрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения,а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественногоизбранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем“призвании”).
На этом сходствозаканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилосьограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремилсяее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума,напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. “Пусть никто недумает, — писал Лютер, — что он может постичь веру разумом…. То, что говоритХристос, — истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человекпонять это”.
 Гуманистам был ненавистен аскетизм,составляющий стержень религиозной морали. Человек может достигнуть совершенстване в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом иволей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественныхспособностей.
Напротив, Лютер исходил из“коренной и общей испорченности человеческой природы”. Снискать божью благодатьчеловек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом,подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантойренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинствоопределялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но тольколичной доблестью, благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человекаобъективно противостояло феодально-сословной дискриминации как программачеловеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеологияраннебуржуазная, т. е. антифеодальная, народная. Напротив близостьцерковно-реформационной идеологии к массам и тем более ее революционностьпредставляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе христианина, Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Сопоставьте точки зренияС.Б.Сказкина и С.М.Стама. Какая из них вам ближе? Аргументируйте свою позицию.Разберитесь, чем отличается индивидуализм реформации от индивидуализмаВозрождения.
Реформация оказала огромноевлияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новуюсистему ценностей. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, сталиобразовываться новые, реформированные церкви. Однако утверждение новых религиозныхидеалов влекло за собой инквизицию, кровопролитные гражданско-религиозные войны, религиозный фанатизм.Прочитайте документ №36 Хрестоматии “Устав орденаиезуитов”. Имейте представления о религиозных войнах во Франции, Англии,Испании, Нидерландах .
Ответьте на вопросы длясамопроверки:
1.Расскажите означениях и последствиях Великих географических открытий.
2.Чтопривлекало гуманистов в культуре античности?
3.Что такоеРеформация? Какие новые представления о роли церкви, вере и смысле жизни онавыработала?
4.Оказало ли Европейское Возрождение влияние на культурно-историческое развитие России?
  Как итог самостоятельной работыпо изучению данной темы вы должны приобрести соответствующие знания и умения:
а) понимать последствиявеликих географических открытий для Европы и мира в целом ;
б) иметь представления о том, что в эпоху “Европейской гегемонии”,прологом которой стало открытие Нового света, шел процесс первоначальногонакопления капиталов;
в) уметь оценить основные достижения эпохиВозрождения и результаты Реформации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.