Реферат по предмету "История"


Экономическое и военно-политическое сотрудничество СССР и Анголы в 80-е годы

Содержание
Введение
Раздел 1. На пути к независимости
Раздел 2. Военное сотрудничествоАнголы с СССР
Раздел 3. Экономическоесотрудничество Анголы с СССР
Раздел 4. Перспективы отношений внынешнее время
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Ангола – африканскаястрана, которая расположена на юго-западе континента. Площадь 1,2467 м2;население 10,276 млн. чел., столица – Луанда с 1,2 млн. жителями.
Государственный язык –португальский. Впервые португальские колонизаторы высадились на побережьеАнголы в конце 15 в. Соглашения 1885-95 гг. между Португалией, Бельгией,Германией и Англией определили границу португальской колонии Ангола.
Около 6 века нашей эры натерритории современной Анголы поселились представители бантуязычных племен,которые уже знали искусство изготовления железных орудий труда и оружия.
В XV веке Анголу захватили португальцы,которые правили страной в течение 500 лет.
На протяжении всейистории колонизации страны народ Анголы не прекращал сопротивлениепортугальским захватчикам. Национально-освободительное движение усилилось послевторой мировой войны. В декабре 1956 года было создано народное движение заосвобождение Анголы – МПЛА. МПЛА выступала за единство всех национальных сил,за ликвидацию колониализма, за установление в Анголе «республиканского, демократическогои светского» режима. Путь к освобождению организация видела в вооруженнойборьбе. К 1973 г отряды МПЛА контролировали треть страны.
Союз населения СевераАнголы, позже переименованный в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА).Эта организация, сложившаяся по национально- этническому и религиозномупризнаку, проводила собственный курс.
Национальный союз заполную независимость Анголы (УНИТА), созданный в 1966 г при опоре на народностистраны. УНИТА выступал против МПЛА, пользуясь поддержкой ЮАР.
Целью данной курсовой работы являетсяисследование анголо–советских и анголо-российских взаимоотношений в военной иэкономической сфере. Определить значимость такого сотрудничества в укреплениидобрососедских отношений не только между двумя странами, но и во всем регионе.Определить значимость таких союзов в укреплении национальной безопасностигосударства.
Актуальностьисследования.
Исследованиев данной области актуально в том плане, что развитие взаимовыгодногосотрудничества позволяли расширять сферу влияния СССР и их союзников в данномрегионе, позволяли делать взаимовыгодные контракты в области торговли иэкономики, что немаловажно и в нынешнее время.
Задачиисследования: на примере Анголы показать противоречия восвободительном движении и политической жизни африканских стран.
Объект исследования: причины раскола в освободительномдвижении Анголы и роль СССР и России в экономической и военно-политическойсфере;
Предметисследования: экономическоеи военно-политическое сотрудничество СССР и Анголы в 80-е годы.
Гипотезаисследования:изучение данной проблемы позволит выявить причины раскола восвободительном движении ангольского народа против колониального гнета, о ролисоветских военнослужащих и политиков в регулировании внутриполитическихконфликтов.
Новизна и значимостьданной работы: взаимовыгодноесотрудничество Анголы и России востребованы и сегодня. Российские компаниипроявляют интерес к сотрудничеству с Анголой в области разведки, добычи итранспортировки нефти. Поэтому, изучение аспекты сотрудничества в военном иполитическом плане между этими двумя государствами представляет не тольконаучный, но и практический интерес.
В Анголе узкая прибрежнаяравнина поднимается к обширному покрытому скудной растительностью плато, вцентре которого возвышаются горы. Тропические леса простираются на северестраны и в маленькой провинции Кабинда, отделенной от остальной Анголытерриторией Заира. На юге страны лежит пустыня. Пахотные земли составляюттолько три процента от всей площади Анголы, однако, большая часть местныхжителей добывает средства к существованию, выращивая сахарный тростник илиманиок. Ангола поставляет на внешний рынок алмазы и нефть, однако долгие годыгражданской войны подорвали экономику страны.
В 1960 году две крупныеорганизации ангольских партизан начали борьбу против жестокого колониальногорежима. В 1975 году страна получила независимость, однако, между партиямиповстанцев завязалась борьба за власть. В начале 90-х годов ОрганизацияОбъединенных Наций следила за ходом выборов и мирных переговоров в Анголе,однако, гражданская война в стране продолжается и по сей день. 04.02.1961 подруководством МПЛА началось вооруженное восстание. Несмотря на репрессии состороны португальской армии и деятельность агентуры колонизаторов,патриотическим силам удалось освободить обширную территорию страны на востоке июго-востоке страны. В течение многолетней борьбе с колонизаторами МПЛАпользовались поддержкой СССР и других стран социалистической ориентации.

Раздел 1. На пути кнезависимости
В 60 гг. в ходеразвернувшейся национально-освободительной войны ангольского народа противколониального гнета, в борьбу были вовлечены з политические силы: МПЛА –Народное движение за освобождение Анголы, УКНИТА — Национальный союз за полноеосвобождение Анголы, ФНЛА – национальный фронт освобождения Анголы. К началу70-х годов этим организациям удалось добиться определенных успехов. В июне 1972года Ангола получила статус штата с правом местной автономии. Однако, онаоставалась независимой от Португалии территорией как в политическом, так и вэкономическом отношении. После апрельской революции 1974 года новоеправительство Португалии опубликовало конституционный закон, которымпризнавалось право Анголы на самоопределение и независимость. В соответствии сдостигнутой договоренностью вооруженная борьба в стране была прекращена. В 1975году было создано переходное правительство на основе договоренности сПортугалией. В него вошли представители МПЛА, УНИТА, и ФНЛА. Однако, в результатенепреодолимых противоречий между тремя национально-освободительными движениямилетом 1975 деятельность правительства прекратилась. Между МПЛА, ФНЛА и УНИТА возобновилисьбоевые действия. В этих условиях МПЛА, контролировавшая столицу и рядпровинциальных центров страны по согласованию с правительством Португалиипровозгласила независимость Анголы.Против молодой республики была развязанаоткрытая агрессия. Правительство Анголы обратилось к Кубе с просьбой оказатьпомощь. При активной поддержке кубинских военнослужащих реорганизованные национальныевооруженные силы к концу марта 1976 года изгнали с территории Анголыподразделения наемников и южноафриканской армии. Однако, из ЮАР и в последующиегоды предпринимались вооруженные акции против Анголы – широкомасштабныевторжения имели место в 1981, 1985 и 1987 гг. В мае 1988 г начались переговорыАнголы, Кубы, ЮАР и США о политическом урегулировании на Юго — Западе Африки,которые завершились в декабре 1988 г подписанием соглашений, открывших путь кпрактическому осуществлению с 01 апреля 1989 г резолюции Совета БезопасностиООН по Намибии. Были осуществлены вывод из Анголы войск ЮАР и поэтапный выводкубинских войск.
Португалия,присутствующая на африканских берегах с 15 в, поздно начала колонизациюогромной империи (в 25 раз превосходящую площадь метрополии), которую позволилией создать в Черном континенте внутриевропейские раздоры. Эта поздняя иповерхностная оккупация не устраняла, конечно, ощущения зависимости отколонизаторов у населения этих территорий. Организации, некоторые начали в 60-хгодах вооруженную борьбу за освобождение, опирались на антиколониальные чувствацветного населения, более сильные, чем их национальные стремления.
На довольно компактнойтерритории тропической Африки возникло 40 государств, границы которых совпадаютс границами бывших колоний. В не столь давнем прошлом эта часть континента былазаселена множеством первобытных и полупервобытных племен, среди которых кое-гдевстречались очаги ранней, незрелой государственности. В Африке и сегоднянасчитывается до 500 различных этнических групп (от многомиллионных до совсеммалочисленных), с собственным языком и самоидентификацией, т.е. со своего родаделением мира на «своих» и «чужих».
В этой многоликости икроется источник почти непрерывных внутренних конфликтов, которые сотрясаютмолодые африканские государства, где бок о бок сосуществуют этническинеродственные племена, враждующие между собой. Власти этих стран находятся вкрайне сложном положении: ведь они вынуждены постоянно поддерживать хрупкийбаланс сил. Самым распространенным типом государственности стал парламент спрезидентской формой правления, с обязательным представительством в парламентевсех представителей племен и этнических групп. Без этого невозможнаполитическая нестабильность, механизмы поддерживания которых еще до конца неотработаны. Поэтому перевороты и гражданские войны в этом регион остаютсяобычным явлением, а демократические формы правления не всегда наполнены среальным содержанием и способны спасти от военной диктатуры.
В Анголе гражданскаявойна началась вслед за уходом португальских войск.
Уже в ноябре 1975 г. навласть в стране стали претендовать три основные политические группировки,активно боровшиеся в свое время с португальским колониальным режимом: Народноедвижение за освобождение Анголы (МПЛА), Национальный фронт освобождения Анголы(ФНЛА) и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА). Все тридвижения имели долгую историю борьбы, различные цели и идеологическиепрограммы, так же как и свою специфическую территорию базирования, что привелок накоплению между ними комплекса противоречий. В создавшихся условиях всепопытки Португалии создать в 1974–1975 гг. подобие коалиционного правительстваиз представителей различных политических движений потерпели неудачу.
МПЛА, руководимое Анто́ниу Агошти́нью Не́ту,придерживалось в целом промарксистской ориентации. В составе движенияпреобладали сельские жители, частично — интеллигенция, которые до апреля 1974г. находились преимущественно в эмиграции. Будучи наиболее организованным извсех национальных движений, МПЛА поддерживалась в основном народностямицентральной Анголы, где располагалась и столица страны Луанда. От другихорганизаций МПЛА также отличалась разносторонними международными контактами — спортугальскими левыми организациями, с политическими группировками Швеции. Онобыло признано в качестве ведущего политического движения также ФРЕЛИМО(Мозамбик) и ПАИГК (Гвинея-Биссау).
Именно на это движение вразворачивавшемся гражданском противостоянии сделал ставку Советский Союз.
ФНЛА во главе с Робертоимел в распоряжении небольшое количество партизанских отрядов, а егополитическая организация была недостаточно оформленной. Основной социальнойбазой ФНЛА являлась народность баконго в северной Анголе и большое количествобеженцев из числа этой народности, осевших в Заире. У X. Роберто установилисьтесные связи с правительством ЮАР, от которого он получал значительную военнуюи финансовую поддержку. Из США ФНЛА стало получать финансовую помощь — ссередины 1974 г., вооружение — с середины 1975 г. Определенную поддержкуоказывала ФНЛА и КНР.
Во главе УНИТА находился Жо́наш Малье́йру Сави́мби, порвавшийв свое время с Роберто и образовавший самостоятельное движение. Его отрядынаходились преимущественно на самообеспечении и добывали оружие в ходестолкновений с португальскими войсками. Это движение в основном поддерживалосьнаиболее крупной народностью овимбунду, проживающей в южной Анголе. Внешниесвязи УНИТА в тот период фактически были не развернуты, в результате чегодвижение испытывало острой недостаток в финансовых средствах и вооружении.Несмотря на это, Савимби пользовался популярностью среди значительной частиангольского населения и мог реально претендовать на роль главы правительстваАнголы после обретения страной независимости. До предоставления Анголенезависимости эти три движения, несмотря на взаимные противоречия, направлялиосновные усилия на борьбу с португальским режимом правления.
После паденияправительства Кастано в апреле 1974 г., Лиссабон подписал с ФНЛА и МПЛА соглашениео прекращении огня (УНИТА в тот период не оказывала серьезного военногосопротивления) и официально признал право Анголы на независимость. В январе1975 г. руководители трех повстанческих движений встретились в Момбасе (Кения)с тем, чтобы выработать общую позицию на переговорах с Португалией. Позже вподписанном соглашении, признающем их как «единственных законных представителейангольского народа», содержалось решение о формировании временногоправительства и проведении свободных выборов до конца октября. Было приняторешение создать на базе всех партизанских отрядов единую национальную армию.
Однако в связи спретензией руководителей политических движений на единоличную власть в странеэто соглашение было нарушено. В Луанде произошли вооруженные столкновения междуотрядами МПЛА и ФНЛА.
К августу 1975 г. МПЛА,опираясь на советскую военную помощь (которая возобновилась в конце 1974 г.после краткого перерыва) и на устойчивую социальную и территориальную базу назападе страны, позволявшую удерживать твердый контроль над Луандой, развернулинаступление на остальной части Анголы. К концу августа МПЛА контролировала 11из 15 провинциальных центров, включая богатую полезными ископаемыми провинциюКабинда. Успех МПЛА вынудил Савимби и Роберто пойти на нежелательную в другихусловиях коалицию. В октябре 1975 г. их совместные вооруженные силы снезначительным успехом предприняли ряд наступательных действий против МПЛА.
В стране складываласьпатовая в военном отношении обстановка, которая резко изменилась после вмешательстватретьих стран. На стороне ФНЛА-УНИТА активно выступила ЮАР, оказавшая им нетолько финансовую, но и непосредственно военную помощь, и США. В свою очередьМПЛА стала опираться на поддержку СССР, Кубы, ряда восточноевропейских стран.
 
Раздел 2. Военноесотрудничество Анголы с СССР
Военно-политическийкризис в Анголе начался 28 октября 1979 г, когда южноафриканские войскапересекли границу с целью оказания помощи ФНЛА-УНИТА. В результате ФНЛА-УНИТАсовместно с войсками ЮАР было захвачено пять административных центров, а ксередине ноября позволили установить контроль на всей южной половине Анголы.
Итак, что же сталопричиной разногласия и раздоров в национально-освободительном движении Анголы.Сплоченные в борьбе против португальских колонизаторов народ Анголы вступил вгражданскую войну под флагами ФНЛА-УНИТА с одной стороны и МПЛА, с другой.
После второй мировойвойны, и особенно после распада колониальной системы, многие страны оказалисьперед выбором пути развития.
«Выбор» оказался небольшим:«социалистический путь», «социалистическая ориентация» или капиталистическийпуть. При любом варианте определяющими оказываются культурно — цивилизационныхособенности и традиции.
К этому времени НароднаяРеспублика Ангола была признана СССР, рядом восточноевропейских и африканскихстран. Правительства Савимби и Роберто не получили должного признания, но ихподдерживали: ЮАР, Замбия, Заир, КНР и ряд других африканских государств.Военная обстановка сложилась не в пользу МПЛА. Воинские формирования ФНЛА -УНИТАв поддержке с военнослужащими ЮАР, и военной помощью США приблизились к столицеАнголы – Луанде.
В Москве и Гаване былопринято решение направить в Анголу кубинские войска. Эти меры помогли МПЛАстабилизировать ситуацию, спасти столицу государства Луанду и обеспечитьконтроль практически, над всей страной. ФНЛА потерпела поражение в основныхполитических и военных центрах.
Видя бесперспективностьдальнейшей военной помощи Анголе, ЮАР в январе 1980 г вынуждена вывести войска.Войска ФНЛА-УНИТА вынуждены уйти на территорию Заира. Бои продолжались сфевраля по март 1980, но победа МПЛА была обеспечена.
С этого времениправительство Народной Республики Ангола (НРА) стало получать повсеместноемеждународное признание. В апреле она была принята в ООН. Тем не менее,вооруженные формирования УНИТА при поддержке Южной Африки продолжалипартизанскую войну против нового правительства. Регулярные вооруженные рейды стерритории ЮАР в Анголу, в которых нередко принимали участие и южноафриканскиевоеннослужащие, приводили в последующем к неоднократным военно-политическимкризисам с участием Анголы, ЮАР и Заира.
В 1976 г. Ангола былапринята в ООН в качестве независимого государства. Однако США не признавализаконное правительство этой страны и продолжали делать ставку на приход квласти в Луанде своих марионеток в лице Савимби и УНИТА. В ООН они вели упорнуюборьбу за изоляцию законного правительства Анголы и поддерживали лишь терешения Совета Безопасности, которые, в зависимости от обстоятельств, быливыгодны сепаратистам. Ангола, приобретшая в 1974 г. независимость, несколькодесятилетий не могла достичь состояния мира, несмотря на многочисленныесоглашения и протоколы, подписывавшиеся правительством страны с основнойсепаратистской группировкой УНИТА. В течение этого времени основные поставкивооружений и военной техники в страну осуществлялись из СССР и включали в себявесь спектр современных вооружений: танки, артиллерийские и зенитные системы,истребители, бомбардировщики, вертолеты, военные катера… Однако далеко невсегда современное оружие использовалось эффективно. Так, по словам одного изнаходившихся в 1980-х в Анголе советских инструкторов, «большинство ангольскихлетчиков — выпускников летного отделения Краснодарского училища,специализировавшегося на «экспортных» пилотах для стран Азии и Африки, сбольшой натяжкой можно было назвать летчиками: они могли лишь выполнить взлет иоблет аэродрома по кругу в пределах видимости, хотя и с этим у многих былипроблемы. О самостоятельном полете по маршруту, в группе, боевом применении ивовсе не приходилось говорить...»… Поэтому основная роль в боевых операцияхпринадлежала кубинским военнослужащим, количество которых в Анголе в отдельныегоды достигало 35 тысяч. Также в Анголе проходили службу более 11 тысяч советскихвоеннослужащих, а 7 тысяч ангольских военнослужащих учились в военных вузахСССР.
В марте 1975 года первыесоветские и кубинские представители высадились в Анголе. Фидель Кастро высказалпозже следующее: «Африка сегодня – слабое звено империализма. Здесь существуютпрекрасные перспективы, чтоб перейти от почти первобытнообщинного строя ксоциализму, минуя различные этапы, которые должны были пройти некоторые другиерегионы мира.
После паденияправительства (8-11 августа) к берегам Луанды подошло судно Vietnam Heroico. На его борту было множество солдат. Когда 23 октябряЮАР вступила в борьбу на стороне УНИТА, названного «Правдой» «марионеточнойсилой, вооруженной наемниками Китая и ЦРУ при помощи южно-африканских иродезийских расистов», солдат было уже 7000.
В 80 – е годы Анголастановится ареной выяснения «Отношений» двух сверхдержав. Если на национальномуровне борьба велась между двумя национально-освободительными движениями МПЛА иУНИТА – ФНЛА, на региональном между Анголой и апартеидом ЮАР, то намеждународном между СССР и США. В эпоху «холодной войны» вопросгеополитического влияния не только в масштабе этой страны, но и в регион вцелом стоял таким образом, какая держава будет иметь больше влияния, тотполучит «ключ» ко всей Южной Африке. Почему же Ангола стала центромпреткновения и центром сфер влияния двух сверхдержав. Почему же каждая из двухсверхдержав СССР, его союзники и страны социалистической ориентации с однойстороны, США и его союзники-страны НАТО стремились получать наибольшую выгоду вэтой политической игре.
Активизировавшаяся вусловиях научно-технической революции интернационализации производства и обменаспособствуют более быстрому вызреванию материальных предпосылок социализма вовсемирном масштабе. С другой стороны, эта интернационализация сопровождаетсяразвитием многонациональных корпораций, представляющих собой наиболееагрессивную реакционную силу. Как правило, они являются составной частьюраковой опухли современного капиталистического мира – военно-промышленныхкомплексов. Капитализм с его частнособственническим отношениями тормозитрешение возникших мировых проблем, хотя технические условия для их решениясозрели.
Успешно проходиладеколонизация Анголы, возглавленная патриотической организацией МПЛА. Началосьформирование новых органов власти, подразделений национальной армии, массовыхорганизаций. Однако в стране началась гражданская война, провоцируемаяимпериалистами, в которой ударными силами против МПЛА выступили ФНЛА и УНИТА.
Империалисты и расисты,разжигая войну против молодого государства, прикрывались демагогическойфразеологией о «единстве национальных сил», «О коалиционном правительстве» ит.д. Не все африканские деятели сразу разобрались в этой демагогии. Многиеискренне заблуждались.
Социалистические страны ипрогрессивные государства Африки пришли на помощь ангольскому народу. «Народноесопротивление, руководимое МПЛА, своевременная помощь, оказаннаясоциалистическими и прогрессивными странами, в особенности Советским Союзом иКубой,-писала газета «Юманите», — не позволила Претории «проглотить» Анголу. Таксчитали и писали советские политологи и коммунистические СМИ в ту пору. Так чтоже «притягивало» сверхдержавы и их союзников в этом регионе?
Во-первых, Ангола –аграрная страна со сравнительно развитой по африканским масштабампромышленностью, основой которой являются нефтяная и горнодобывающая отрасли.
Во-вторых, алмазы посленефти являются первым по значимости источником валютных поступлений в казнугосударства.
В-третьих, по запасамполезных ископаемых Ангола – одно из богатейших государств Африки. В странедобывается нефть (общие запасы – 1,6 млрд.т., промышленные – 420 млн.т.), газ,алмазы (300-350 млн.карат), имеются месторождения железной (0,2-0,5 млрд.т.),медной (125-280 млн.т.) руд, фосфоритов (60-150 млн.т.), кварца (800-1000млн.т.), гранита (1200 млн.т.), флюиритов, золота, серебра, редкоземельныхэлементов, гипса, каолина, сырья для производства цемента. Ангола обладаеттакже значительными гидроэнергетическими ресурсами.
В-четвертых, военно-морскиебазы Анголы поступили в распоряжение советской оперативной эскадры, аэродромыбыли предоставлены для посадок нашей стратегической, разведывательной,транспортной и противолодочной авиации. А для создания национальных ВС в этустрану направлены тысячи военных советников.
В-пятых, руководствоСССР, не считаясь со средствами, стремилось превратить Анголу в эталонафриканского социалистического государства, целиком и полностьюориентирующегося на Советский Союз.
Имея богатейшие ресурсы,Ангола не могла не представлять интерес других государств, тем болееинтегрирующимся по политическим блокам, и стремительно развивающие собственныеэкономические, военно-политические выгоды. Военное противостояние в Анголе,длившееся почти тридцать лет, завершилось. Но, несмотря на прошедшие годы, темавойны в этой далекой африканской стране и участия в ней наших военнослужащихпродолжает оставаться в центре внимания. Председатель Союза ветеранов Анголы,региональной общественной организации (РОО), объединяющей участников оказанияинтернациональной помощи Республике Ангола, полковник Вадим Сагачкосвидетельствует: «Масштабы нашего вовлечения в ангольский конфликт каксоветского, так и российского периода – до сих пор тайна за семью печатями. Каки точные данные о погибших в этой войне».
Только за периодофициального военного сотрудничества СССР с Анголой с 1975 по 1991 год в этойафриканской стране с целью оказания помощи в строительстве национальной армиипобывали около 11 тысяч советских военнослужащих: из них 107 генералов иадмиралов, 7211 офицеров, более 3,5 тысячи прапорщиков, мичманов, рядовых, атакже рабочих и служащих СА и ВМФ, не считая членов семей советскихвоеннослужащих. Кроме того, в этот период у берегов Анголы несли боевую службутысячи советских военных моряков, в том числе и морских пехотинцев, которыенаходились на борту заходивших в порты Анголы боевых кораблей. А были ещелетчики, врачи, рыбаки, специалисты по сельскому хозяйству. Всего, по подсчетамСоюза ветеранов Анголы, через эту страну прошли не менее 50 тыс. советскихграждан.
Официально опубликованныецифры советских потерь в Анголе меньше афганских или корейских. В Афгане армия,КГБ и МВД СССР потеряли 14 433 человека и 287 военнослужащих считалисьпропавшими без вести, а война в Корее, по официальным данным, унесла жизни 142офицеров и 133 человек рядового и сержантского состава. В Эфиопии, например, поофициальным данным, погибли 79 советских военнослужащих, а во Вьетнаме – 16человек.
Считается, что в Анголе впериод с 1975 по 1991 год в ходе боевых действий погибли и умерли 54 советскихгражданина, в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата срочной службы идвое служащих. За этот период были ранены 10 человек. Однако приведенные цифры- это официальные данные. Они не учитывают интенсивность боевых действий истепень вовлеченности в них советских советников и специалистов, а также потеригражданских специалистов. Они также гибли и попадали в плен наряду с военными –ангольская война не щадила никого. Тем более что многие раненые и погибшие втой войне оформлялись как «умершие от естественных причин» либо «заболевшиетропическими болезнями». Поэтому Вадим Сагачко уверенно заявляет: «Естьоснования считать, что погибших советских граждан в тот период в Анголе былогораздо больше». Сколько? Это еще предстоит выяснить, так как архивы повоенно-политическому сотрудничеству с Анголой до сих пор засекречены.
В Анголу широким потокомпошла советская военная помощь. Так в Анголу с принятием независимости 11ноября 1975 г, из СССР прибыло 27 крупнотоннажных транспортов из СССР и Кубы сбоевой техникой, автомобилями, оружием и боеприпасами. Также оружие ибоеприпасы поставляли Югославия, ГДР, Алжир.
До апреля 1976 года вМПЛА из СССР поставлено: 30 вертолетов МИ-8, 10 истребителей МиГ – 17 и МиГ-19, 70 танков Т-34, 200 танков Т-54, 50 плавающих танков ПТ-76, более 300 БТР– 152, БТР-60 ПБ, БМП -1 и БРДМ, около 100 установок залпового огня БМ-21 иБМ-14, отправлены 122 мм артиллерийские системы Д-30, минометы, зенитныеустановки ЗИС-3-76, ЗПУ-1, ЗУ-23-4, ЗУ-23-2, ПЗРК «Стрела-2» и современноестрелковое оружие.
ЮАР сосредоточил награнице с Анголой 101 «черный» батальон, батальон «Буффало», 61механизированную бригаду ВС ЮАР. На границе с Анголой насчитывались около 20000солдат иофицеров, до 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий, 80современных боевых и транспортных самолетов и вертолетов.
В «Битве заКуиту-Куанавале» (получивший кодовое название «Модулар» в ЮАР), было уничтоженооколо 1400 унитовцев, захвачено более 1380 единиц артиллерийского и стрелковогооружия, сбито около 40 самолетов и вертолетов ВВС ЮАР. О масштабе боевыхдействий говорит тот факт, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 г. помай 1988 г. совершили 2950 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале иМенонге. Около 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесениюракетно-бомбовых ударов по наземным войскам, в ходе которых были уничтоженысотни унитовских и южноафриканских солдат и офицеров, а также десятки единицбоевой техники.
Согласно данным ЮАР,самолеты ВВС ЮАР «Мираж F-1AZ» и «Буканир» совершили около 700самолето-вылетов и сбросили на позиции ангольских и кубинских ВС 3068 бомб:1 658 250 кг осколочных, 872 250 кг фугасных, 433 120 кг осколочныхи 105 120 кг фугасных авиабомб.
В 70-80 гг. в «битве засекретами» Ангола занимала особое место. Советским военным советникам ивоенному атташе нередко удавалось отслеживать к противоборствующей стороныновых образцов оружия и боевой техники. Эти трофеи отправлялись в Москву итщательно изучались.
Причем среди захваченныхобразцов оказалось оружие не только западного производства. Например, в 1979году, в одном из боев в 200 км от Луанды был захвачен китайский танк Т-59.Участник операции советский военный специалист капитан Владимир Заяц былнагражден медалью «За боевые заслуги». Лидер УНИТА Жонас Свамиби первый излидеров повстанческих движений имел на вооружении американский ПЗРК «Стингер».Приказом главного военного советника в Анголе генерал-лейтенанта Г. Петровскогов начале 80-х годов был создан оперативный штаб для руководства поиском изахватом образцов этого комплекса. В войска ФАПЛА была отправлена секретнаядиректива с указанием оказывать советским специалистам «любую помощь»в захвате комплекса либо его составляющих. Однако Генштаб ФАПЛА не разрешил самостоятельнодействовать в опрерации по захвату этого новейшего комплекса. Поиск и захват«Стингера» осуществляли кубинские и ангольские военные. В 1982 г были захваченынесколько новейших ПЗРК «СТИНГЕР ПОСТ». Образец нового американского ПЗРК сталнастоящим подарком для советских летчиков в Афганистане. Его изучение позволилопринять адекватные меры по снижению потерь авиации ОКСВ в ДРА.
Советские военныесоветники отслеживали и передавали в Генштаб ВС СССР также информацию о новыхтипах и видах оружия, применяемых южноафриканскими войсками в Анголе. Так, в1987 году южноафриканские ВВС впервые в своей практике стали использовать такназываемые умные бомбы. Широко применяли южноафриканцы и оригинальные шариковыебомбы. Их убойная сила на порядок превосходила стандартную бомбу ?Mк-81. В120-килограммовой кассете заключалось 19 тысяч стальных шариков диаметром 8,5мм, занимавших пространство между внутренней и внешней фиберглассовымиоболочками. При подрыве одной такой бомбы накрывался участок 40 на 70 метров. Впервыеэто смертоносное оружие было использовано в 1985 году против двух бригад ФАПЛАи советских советников на берегу Ломбы.
Также нашим военнымудавалось схватить и рассекретить образцы новейших мин. Советские морякиразминировали и рассекретили диверсионную мину производства ЮАР. Этимзанималась группа морского спецназа под руководством капитана 1 –го ранга ЮрияПляченко, за что он был награжден орденом «Красной звезды», а группа — медалями«За отличие в воинской службе».
Высокая эффективностьсоветского оружия была достойно оценена и военными ЮАР. Так, например, во времяпроведения операции «Саванна» в 1975-76 гг. был захвачен советская реактивнаяустановка залпового огня БМ-21 «Град». Но в условиях жесткой экономическойблокады и эмбарго на поставку в ЮАР оружия и его компонентов они испытывализначительные технические трудности. Советская же установка в Анголе показалаисключительную эффективность.
Впервые эту установкуприменили а ноябре 1976 года в местечке Кифангонду. Всего несколько залпов издвух машин БМ-21 вызвали ужас и панику не только среди партизан УНИТА и ФНЛА,но и солдат регулярной армии ЮАР. Вскоре военные ЮАР на основе этого оружиясоздали свой собственный комплекс под названием 127 мм реактивной системызалпового огня «Валькирия».
Морально устаревшие, нопринятые на вооружение Анголой зенитная установка ЗУ-23-2 была захваченавоенными ЮАР и принята на вооружение, модернизированная под видом ЗРК «Зумлак».
С 1982 года на вооруженииЮАР появились винтовки «Вектор», переделанные из советских военных трофеев. Влинейке «Векторов» есть и короткоствольная модель – автомат R-6«Компакт» с длиной ствола 280 мм, который является почти полныманалогом 5,45-мм советского автомата АКС-74У. В 1986 году промышленность ЮАРстала выпускать ручной пулемет SS-77 «Вектор», который по своемупринципу действия да и внешнему виду очень напоминает советский пулемет системыГорюнова (СГ). Интересно, что сегодня военные инженеры ЮАР с удовольствиемсотрудничают с Россией.
Нашим военнослужащим,носившим чужую форму и не имевшим при себе никаких документов, удостоверявшихличность, нередко приходилось жить в палатках и землянках, постоянно испытываясерьезные бытовые неудобства и лишения: отсутствие воды, электричества,полноценного питания и медицинского обеспечения. Но это были настоящие военныепрофессионалы, много сделавшие для создания Вооруженных Сил Анголы. В том, чтоангольская армия начиная с середины 80-х годов XX века стала практически наравных «вести разговор» с самой боеспособной в то время армиейафриканского континента – армией ЮАР, огромная заслуга тысяч советских офицерови генералов, в разное время работавших в Анголе.
За 14 месяцев боев вангольской саванне стороны пришли к выводу, что военным путем невозможно решитьвсе проблемы и начали переговорный процесс.
После длительныхпереговоров было принято решение о поэтапном выводе кубинских и южноафриканскихвойск из Анголы. Это соглашение было подписано в Нью-Йорке 22 декабря 1988года. Конечно же, нельзя умалчивать тот факт, что этот процесс был ускорен иполитическими процессами в СССР. Действующий Президент СССР М.С.Горбачев и егополитика «нового мышления» начали процесс разрядки и смягчения напряженности врегионах «горячих точек», тем самым лишая поддержки кубинских войск и войскМПЛА. Тем более новое правительство СССР более не было заинтересовано в военномприсутствии в данном регионе. Также были сделаны и последующие шаги в связи «сотказом от трансформации социализма» и с других «горячих точек» мира.
Но еще более 10 лет встране продолжалась гражданская война. Главным ее генератором стал лидер УНИТАСавимби, не хотевший идти на уступки ангольскому правительству. Однако успехиВооруженных Сил Анголы в наступлении против позиций УНИТА в центре страны входе операции «Восстановление» заставили отряды УНИТА отступить.Части и подразделения ангольской правительственной армии (ФАА) провели в2000-2001 гг. ряд операций по зачистке территории от вооруженных оппозиционеровв провинциях Уамбу, Бие, Маланже, Мошику, Северная и Южная Лунда, в ходекоторых достигли существенных успехов. Наконец в феврале 2002 г. в ходеоперации ангольских войск «Киссонде» в провинции Мошику, недалеко отграницы с Замбией, лидер УНИТА Савимби попал в засаду и был уничтожен. Военноепротивостояние в Анголе, длившееся почти тридцать лет, завершилось.
 
Раздел 3.Экономическое сотрудничество Анголы с СССР
На первом съездеНародного движения за освобождение Анголы были определены перспективыдальнейшего революционного развития страны. Ангола выбрала путь социализма.Съезд народной ангольской Республики принял «Основные направленияэкономического и социального развития». Был взят курс на развитиегосударственного сектора экономики, восстановление уровня производства 1973года, улучшения условий жизни народа, подготовку национальных кадров.
В 1978-80 гг. был взяткурс на ускорение восстановления экономики. Была установлена государственнаясобственность на все природные ресурсы, о вкладе иностранного капитала вразвитие экономики, о заработной плате и труде. 1-й съезд МПЛА принял решение опреобразовании Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) в МПЛА – Партиютруда.
В сентябре 1979 годаскончался первый президент Анголы Анто́ниуАгошти́нью Не́ту. Председателем партии был избран Жозе Эдуарду душСантуш. Под его руководством продолжали последовательно претворяться вжизнь намеченные партией задачи по демократизации общественной жизни в Анголе.В конце 1980 года были проведены выборы в органы народной власти. Революционныйсовет сложил с себя полномочия высшего законодательного органа страны.
Успехи Анголы встроительстве нового строя были бы значительными, если бы не агрессия ЮАР, приподдержке УНИТА. В этих условиях многие задачи поставленные 1 съездом МПЛАпартии труда оказались, невыполненными. Ангольский народ оказывал решительноесопротивление широкомасштабным вторжениям ЮАР в 1981, 1985, 1987 годах, а такжепопыткам УНИТА приходу к власти. В декабре 1980 г был созван первыйчрезвычайный съезд МПЛА ПТ. Съезд рассмотрел сложившуюся ситуацию в народномхозяйстве, рассмотрел итоги развития страны за 1978-80 гг. На съезде былиприняты «Основные направления экономического и социального развития НРА на1981-85 годы».
Внешнеэкономические связиСССР с Анголой начали развиваться со второй половины 70-х годов. Этомуспособствовали в решающей степени также договорно-правовые акты, как Договор одружбе и сотрудничестве между СССР и Анголой от 8 октября 1976 года и советско-ангольскоеторговое соглашение от 26 мая этого же года. Статья 8 договора гласит:«Придавая большое значение экономическому, техническому и научномусотрудничеству между ними. Высокие Договаривающиеся стороны будут и дальшерасширять и углублять такое сотрудничество и обмен опытом в промышленности,транспорте, земледелии, животноводстве, рыболовстве, эксплуатации природных ресурсов,развитии энергетики, связи, коммуникаций, в подготовке национальных кадров, атакже в других областях экономики. Стороны также будут расширять торговлю имореплавание между ними на основе принципов равенства, взаимной выгоды инаибольшего благоприятствования. В торговом соглашении также отмечено положениео взаимном предоставлении наибольшего благоприятствования, с некоторымиизъятиями из него в пользу приграничной торговли и преимуществ, которые Анголапредставила развивающимся государством. Цены на поставляемые товары в рамкахторгового соглашения будут устанавливаться по ценам основных мировых товарныхрынков, а платежи, связанные с товарооборотом, будут производиться в любойсвободно конвертируемой валюте.
Одновременно в 1982 гподписана Программа экономического, технического сотрудничества и торговли на1981-1985 гг. и на перспективу 1990 года, положившая начало новому этапу вразвитии советско-ангольских отношений. В ней выражено стремление сторон вестикурс на устойчивое развитие торговли, продолжать практику заключения долгосрочныхконтрактов и соглашений по отдельным товарам и направлениям сотрудничества,добиваться увеличения объема и расширения номенклатуры взаимопоставляемыхтоваров, принимать меры к совершенствованию техобслуживания экспортируемых изСССР машин и оборудования. Большую роль в развитии и укреплении сотрудничестваиграет созданная в 1977 году Межправительственная советско-ангольская комиссияпо экономическому и научно-техническому сотрудничеству и торговле.
Ангола к этому временипредставляла слаборазвитое в экономическом отношении государство. Около 80 %населения связано с сельхозпроизводством, которое до провозглашения республикиделилось на два сектора: натуральное хозяйство крестьян – африканцев и крупныеплантации и фермы, принадлежавшие в основном европейцам. Иностранный капиталзанимал ключевые позиции в плантационном хозяйстве и горнодобывающейпромышленности, являющихся основными отраслями экономики Анголы.
На экспорт производился:кофе, сизаль, кукуруза, хлопок, сахарный тростник, рис. Для местногопотребления выращивался фасоль, сорго, бананы. Животноводство развито слабо, восновном в южных районах( крупного рогатого скота – 3 млн. голов, овец – 0,2млн., коз – 2,1 млн., свиней 0,3 млн.)
С того времени, когдаправительство удалось отделить городской рынок, подпитываемой нефтяной рентой,от местных производителей, государство не обращало никакого внимания надеревню, страждущую от войны и поборов, производимых обоими враждующимилагерями. Слово «голод», которое не старались употреблять до сих порофициальные круги появилось в 1985 году в предостережении FAO (Продовольственнаяи сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций). В процессе широкой компаниисамокритики, спровоцированной советской перестройкой, ангольское правительствопризнало серьезность ситуации, которая в начале 1987 года указал на сообщениеЮНИСЕФ, в предыдущем году гибели многих десятков тысяч детей от голода. Например,анголец живет в среднем 38 лет! Это не нонсенс, а закономерность. Ведь после получениянезависимости перед народами встал вопрос, а что делать с этой независимостью? Теоретикирасового превосходства начинают обвинять чернокожих братьев в неумении вестинормальную жизнь в свободной(для них) в стране, что без «белой расы Африканичто»! Но, что пережил африканский континент после тотального освобождения отколониального ига. Это постоянные межплеменные и межэтнические войны,отсутствие национальных кадров, нет технической базы. А что оставилистраны-метрополии после ухода. Горделивая Европа рассудила так: хотитенезависимость — получайте… со всеми вытекающими последствиями. Так что в этомплане СССР оказывал не только военную, но и техническую, кадровую и другуюпомощь. А ведь проблем в СССР и у себя хватало! Страна, пережившая гражданскую,первую мировую, разрушительную Великую Отечественную войны!!!
Солиднаядоговорно-правовая основа экономических связей оказала непосредственное влияниена развитие советско-ангольской торговли и других форм экономическогосотрудничества. В течение 1976-1986 гг товарооборот между странами возрос с 19,7 млн. до 158, 2 млн. руб., т.е. более чем в 8 раз, в том числе экспорт в 29,8раза при сокращении импорта почти в 4,4 раза.
В экспорте Анголу в 1986году 72%, 111,5 млн.руб. приходилось на машины, оборудование и транспортныесредства, в том числе 39% на грузовые автомобили, 44,5% — авиационную технику,было поставлено 832 легковых автомобилей на 3,4 млн руб. — 14,2%, экспорт рыбысоставили 105 млн. тонн, 2,4 млн. банок молочных консервов на 442 млн. руб. Вотдельные годы в Анголу были поставлены суда, судовое оборудование,сельхозмашины и оборудование.
Широкое развитие получилосотрудничество в технико-экономическом сотрудничестве, рыбного и сельскогохозяйства, строительстве, транспорте, нефтяной промышленности.
В учебных заведенияхАнголы с помощью советских специалистов было подготовлено более трех тысячквалифицированных рабочих и специалистов.
В Москве 26 фев. 1999 г.было подписано соглашение между правительствами РФ и РА о безвизовых поездкахпо дипломатическим и служебным паспортам, однако оно пока не вступило в силу,т.к. должно пройти ратификацию в Национальном ассамблее.
Ангольскимзаконодательством установлены следующие типы виз: въездные, выездные,въездные-выездные и транзитные. По категориям они подразделяются надипломатические, официальные (служебные) и консульские. Консульские визы в своюочередь различаются по целям поездки: транзитные, с коротким сроком пребывания,обыкновенные, рабочие и для постоянного жительства. По кратности они подразделяютсяна однократные, двукратные, трехкратные и многократные.
Многократные визы имеютправо выдавать Департамент консульских и юридических вопросов МИД Анголы иНациональное управление эмиграции и границ (ДНЕФА) МВД РА. В исключительныхслучаях многократные визы могут быть выданы дипломатическими или консульскимиучреждениями Анголы за рубежом для владельцев дипломатических и служебныхпаспортов, но только по указанию МИД Анголы и после уведомления ДНЕФА. Во всехостальных случаях многократные визы выдаются вышеупомянутыми ведомствами тольков Луанде.
Многократные визывыдаются ДНЕФА МВД после обращения заинтересованной организации или частноголица с мотивированной просьбой. Как правило, такие визы выдаются иностраннымжурналистам, аккредитованным в нескольких странах региона, представителям иработникам иностранных неправительственных организаций, культурным ирелигиозным миссиям, предпринимателям, рабочим и служащим действующих в Анголеиностранных экономических структур. Предоставление многократных виз иностраннымпредпринимателям, представителям инофирм всячески тормозится. Как правило, впаспортах этой категории лиц ставится рабочая виза, не дающая права намногократное пересечение границы, и обязывающая всякий раз, когда возникаетнеобходимость выезда/въезда, получать соответствующее разрешение в ДНЕФА, безкоторого пограничники не выпускают из страны. Это объясняется необходимостьюболее жесткого контроля в отношении иностранцев, занимающихся в Анголеэкономической деятельностью. Многократные визы по срокам действияподразделяются на визы сроком в 180 дней и на один год.
В Анголе существуют тритипа вида на жительство: временное, тип «А» и тип «Б». Временное выдается на 1год и продлевается ежегодно до 5 лет пребывания в стране. Вид на жительство –тип «А» – выдается иностранцам, прожившим в стране 5 лет подряд, срокомдействия на 2 года и продлевается на аналогичные промежутки времени. Вид нажительство – тип «Б» – выдается иностранцам, прожившим в стране свыше 15 летподряд и является пожизненным.
Вид на жительство можетбыть аннулирован, если иностранец в течение года находится на ангольскойтерритории менее 6 месяцев подряд или в сумме, не выполнял требований дляпроживания (несвоевременная регистрация въезда-выезда и пр.), не осуществлялкакой-либо, соответствующим образом подтвержденной, полезной деятельности,посягал на внутренний порядок и безопасность в Анголе.
Вид на жительствоявляется в Анголе документом идентифицирующим личность иностранца иподтверждающим законность его пребывания на национальной территории. Хотя егоналичие освобождает иностранца от необходимости предъявлять на ангольскойгранице въездную визу, этот документ не является разрешением на многократноепересечение границы. Каждый раз, когда возникает необходимость выезда, иностранныйгражданин обязан получать в ДНЕФА разрешение на выезд из страны, а по приездевновь проходить процедуру регистрации. В противном случае ангольскиепограничники не разрешат ему выехать из страны.
Предоставлениемногократной визы в МИД Анголы осуществляется бесплатно. В ДНЕФА получение видана жительство и (или) оформление многократной визы обходится официально в 200долл., однако заинтересованное лица обязано внести на счет ДНЕФА в Национальномбанке Анголы сумму, равную стоимости авиабилета до страны происхождения напредмет возможной депортации. Для российских граждан сумма залога составляет1800 долл. При добровольном выезде из страны эта сумма должна возвращатьсяиностранцу, однако ее возврат обставлен выполнением в сжатые сроки такогоколичества формальностей, что делает получение этих средств весьмамаловероятным.
Многократные визыроссиянам, владельцам общегражданских загранпаспортов, как всем остальныминостранцам, выдаются весьма ограниченно и по срокам от 3 месяцев до года,требуют предоставления многочисленных документов, обосновывающих такуюнеобходимость. С янв. 1999 г. к таким документам стали относиться справки оконсульской регистрации и об отсутствии судимости. В ДНЕФА существует ежегодноустанавливаемый лимит на выдачу иностранцам многократных виз и список структур,представителям которых они выдаются. На 1999 г. установлен лимит 450-500 виз.Многократные визы подписываются только начальником ДНЕФА и его заместителями.
ангола освободительныйсоветский сотрудничество
Раздел 4. Перспективы отношенийв нынешнее время
Согласно резолюции ООН602 войска ЮАР должны были покинуть территорию ЮАР под наблюдением Генеральногосекретаря ООН. Согласно этих соглашений в январе и декабре 1988 г припосредничестве СССР и США начались переговоры между Анголой, Кубой и ЮАР ополитическом урегулировании на Юго-Западе Африки.
21 декабря 1988 г вНью-Йорке был подписан ряд соглашений, которые начали процесс вывода войск Кубыиз Анголы, и вывода войск ЮАР из Намибии. Президент Анголы Ж.Э. Душ Сантуш ируководитель УНИТА Ж. Савимби подписали отдельное соглашение в г. Гбадолите(Заир), о прекращении огня с 22 июня 1989 г. При посредничестве Португалиистороны подписали ряд мирных соглашений, где под контролем ООН проводятсясвободные выборы в 1992 г. Руководитель УНИТА Савимби признал душ Сантушапрезидентом Анголы. В декабре 1990 года на 3 съезде МПЛА — Партия Трудаотказывается от монополии одной партии на власть, и взят курс на«демократический социализм». 30 мая 1991 г в Анголе начинает действоватьконтрольная миссия ООН. Члены КМОО. На численностью 500 военных, полицейских игражданских наблюдателей контролируют ход выполнения соглашений о прекращенииогня и демократических выборов. (резолюция 696 КМООНА-2).
Состоявшиеся в сентябре1992 г. под строгим наблюдением КМООНА-2 общенациональные свободные выборыпривели к убедительной победе правящей партии МПЛА — Партии Труда и президентаЖ.Э. душ Сантуша. Однако УНИТА и ее лидер Ж. Савимби, не набравшие на выборах и40 процентов голосов, отказались признать их результаты и возобновили военныедействия против правительства Анголы. Соответственно мандат КМООНА-2 былизменен: теперь он стал предусматривать содействие обеим сторонам в достижениипрекращения огня и завершении мирного процесса.
Постепенно политика США вотношении Анголы начала изменяться. Продолжающаяся консолидация власти в Луандев руках центрального правительства побудила правительство США установить 19 мая1993 г. дипломатические отношения с Анголой, что, конечно, далеко не означалоих полной нормализации. Тем не менее США сочли за благо не препятствоватьпринятию Советом Безопасности ООН резолюции 864 от 15 сентября 1993 г., котораяставила под запрет поставки оружия и нефтепродуктов в районы,контролировавшиеся УНИТА, а также учреждала Комитет Совета Безопасности дляконтроля за выполнением санкций.
Впоследствии, согласнорезолюции 976 Совета Безопасности ООН от 8 февраля 1995 г., в Анголе быларазвернута Контрольная миссия ООН в Ан- голе-3 (КМООНА-3), целью которойявлялось оказание помощи правительству Анголы и УНИТА в восстановлении мира идостижении национального примирения на основе Мирных соглашений от 31 мая 1991г., Лусакского протокола от 20 ноября 1994 г. и соответствующих резолюцийСовета Безопасности ООН. Численный состав КМООНА-3 в. апреле 1997 г. увеличилсядо 5250 человек военнослужащих и сотрудников гражданской полиции.
В марте 1996 г. в ходепродолжавшихся переговоров между правительством Анголы и УНИТА было достигнутосоглашение о национальном единстве и примирении, в соответствии с которымСавимби должен был получить пост вице-президента страны при условии роспускасвоих вооруженных формирований. Однако и это соглашение не было выполнено. Всвязи с ростом напряженности в ряде провинций Анголы и участившимисянападениями войск УНИТА на посты и персонал КМООНА-3 эта операция былазавершена, и резолюцией Совета Безопасности 1118 от 30 июня 1997 г. КМООНА-3была преобразована в миссию наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА). В задачи МНООНАвходило оказание помощи ангольским сторонам в упрочении мира и углублениидоверия между ними, в создании условий, способствующих долгосрочнойстабильности, демократическому развитию и восстановлению страны.
Правительство душ Сантушабыло заинтересовано в восстановлении мира в регионе, в ликвидации очагов напряженности,сто повысило авторитет в глазах ООН. Политический авторитет лидера УНИТАСавимби явно померк.
Здесь же прослеживаетсяполитико-дипломатическая игра правящих кругов США. Сначала их целью былопокончить социалистической Анголой поддержкой расистской ЮАР и того же лидераУНИТА Сваимби. Но, когда позиция Сваимби начала ослабевать, это и понятно,потому что, не получала поддержки со стороны ЮАР, начали «путь национальногопримирения» ипутем внедрения «своего человека» в руководящую партию Анголы послушногоагента Сваимби и его группы. Когда поняли, что авторитет УНИТА совсем не имеетполитического веса при помощи Совета Безопасности ООН начали процесснормализации отношений, применяя санкции в отношении ангольских сепаратистов(против бывшего союзника и агента в лице Сваимби). Правительство США явно неотказывалось упустить шанс «прихватить лакомого куска» в виде богатогоресурсами этой страны.
Теперь же душ Сантушполучает поддержку США и других западных держав и начинает подавлениеангольских сепаратистов. МНООНА оказывается ненужной, и обвиненной в«бездействии» душ Сантушем покидает Анголу в марте 1999 г.
Сепаратисты Сваимбипродержались еще почти три года. Но большая часть этнических групп УНИТАовимунда, бывшие союзники Сваимби отклоняются от УНИТА и начинают новоедвижение «УНИТА-Обновление», которое начинает сотрудничать с режимом в Луанде.
Сильный удар по позициямСавимби был нанесен устранением от власти в Заире в мае 1997 года режимаМобуту, всегда поддерживавшего сепаратистское движение в Анголе. Но и вдальнейшем Савимби продолжал получать военную помощь «в обмен на алмазы»,теперь уже в основном из стран Восточной Европы и Украины.
В феврале 2002 г в одномиз боев с правительственными войсками погибает Сваимби. Таким образом устраненопасный лидер и оппозиционер, и 4 апреля 2002 г в Луанде подписываетсясоглашение между душ Сантушем и фактическим лидером УНИТА Паоло Лукамба Гато,которое положило конец 30-летнему конфликту. Подписание соглашения происходитпод наблюдением Генерального Секретаря ООН, и послов «тройки» (США, Португалиии России).
По решению правительствабыли демобилизованы 50 тысяч бойцов УНИТА и получили амнистию. Все члены УНИТАобеспечивались равными правами, в том числе и свободой слова и политическихубеждений. Были отменены все санкции Совета Безопасности ООН, начиная срезолюции ООН 864 от 15 сентября 1993 года и кончая резолюцией 1173 от12.06.1998г.
При этом стратегическаяцель США и других западных держав остались прежними, это окончательноеподавление социалистической ориентации Анголы и установить угодной Западурежим.
В последние годы эту цельпытаются достигнуть путем «демократизации» Анголы и размывания ееантиимпериалистической политики. Понятно, что услуги ООН в этом деле длясовременных неоколонизаторов необходимы. Наконец, ничто не говорит о том, чтоСША и другие западные державы прекратили связи с бывшими влиятельными деятелямиУНИТА; эти связи и теперь используются в качестве рычага давления направительство и президента Анголы.
Дипломатические отношениямежду СССР и Анголой были установлены 11 ноября 1975 г. Ангола признала РФ вкачестве государства-правопреемника СССР 28 декабря 1991 г.
До 1991 г. отношениямежду нашими странами, строившиеся главным образом на идеологизированнойоснове, развивались достаточно активно, осуществлялись регулярные контакты навысоком партийно-государственном уровне. В этот период был подписан целый рядсоглашений, охватывающих практически все сферы межгосударственных отношений, втом числе и Договор о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1976 г. После 1991г. интенсивность нашего сотрудничества заметно снизилась, но двусторонниеотношения сохранили традиционно дружественный характер.
Начиная с 1998 г.,активизировались контакты в политической области. Этапным событием в наших двустороннихотношениях стал официальный визит в Москву в июне 1998 г. президента АнголыЖ.Э. душ Сантуша. Была подписана Декларация об основах дружественных отношенийи сотрудничества, заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ио сотрудничестве в развитии алмазных комплексов. В результате московскихдоговоренностей в авг. 1998 г. Луанду во главе межведомственной делегациипосетил спецпредставитель президента РФ, министр обороны И.Д. Сергеев.
В феврале 1999 г. вМоскве с рабочим визитом находился Мининдел Анголы Жоау Бернарду де Миранда.Была достигнута принципиальная договоренность об активизации подготовительнойработы по проведению заседания Смешанной межправительственной комиссии поэкономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле.
Торгово-экономическиесвязи. Функционирует алмазодобывающее предприятие «Катока» с участиемангольского, российского («Алмазы России-Саха»), бразильского и израильскогокапиталов. В 1998-99 г. добыто 2,5 млн. кар. В ближайшем будущем добычасоставит 3-6 млн. карат в год.
Остается в силесовместный российско-анголо-бразильский проект строительства крупнейшей врегионе ГЭС «Капанда» (520 мвт.) на реке Кванза. Выполнено 80% проектных истроительных работ, поставлено 50% технологического оборудования. До янв. 1999г. на объекте работали 37 российских специалистов. Однако, в связи собострением военно-политической обстановки они были направлены в отпуск народину. Работы пока приостановлены.
Российские компаниипроявляют интерес к сотрудничеству с Анголой в области разведки, добычи итранспортировки нефти. Проработку этих вопросов ведет компания «ЮКОС», котораяв авг. 1998 г. согласовала с национальной топливной компанией «Сонангол»протокол о намерениях.
В экономической зонеАнголы ведут лов рыбы 14 российских судов. Создано несколько СП. Общий уловэтого флота составляет около 20 тыс.т. в год.
Есть интерес квозобновлению сотрудничества у минобразования Анголы, в том числе и накоммерческой основе. Начиная с 1996 г., ангольцам выделяется ежегодно 20 госстипендийдля обучения в российских вузах. В Анголе работают 30 российских преподавателейв системе высшего и специального образования, а также 50 медиков из России, поиндивидуальным контрактам.
Ангола занимает одно изпервых мест на африканском континенте по количеству самолетов из бывшего СССР,участвующих во внутренних перевозках. Всего в Анголе работает около 30самолетов из стран СНГ, в т.ч. 7 из РФ. ФАС России ввел запрет на полеты нашихсамолетов над этой страной в связи с обострением там военно-политическойситуации.
Российский частный иакционированный капитал представлен в Анголе в 10 национальных илизарегистрированных в стране иностранных коммерческо-посреднических компаниях.Российские специалисты работают по индивидуальным контрактам во многих ангольскихфилиалах фирм третьих стран.
В ноябре 1996 г.заключено соглашение о реструктуризации задолженности по государственным икоммерческим кредитам, предоставленным бывшим СССР Анголе (5 млрд.долл.). Частьдолга списана, остальная должна быть выплачена в течение 20 лет с 5-летнимльготным периодом. Общая сумма ангольских платежей (с процентами) составит 2,9млрд.долл. Объем двусторонней торговли в 1999 г. составил 47 млн.долл.
Посол России в Анголе — Андреев Сергей Владимирович. Посол Анголы в России — Луиш Докуй Паулу де Каштру(верительные грамоты вручил 1 апр. 1994 г. В авг. 1999 г. дан агреман на новогопосла Анголы Роберту Леала Рамута Монтейру.

Заключение
 
Итак, что мы имеем. Начинаяс октябрьского переворота, в СССР на протяжении несколько лет проводился понекоторым современным политическим оценкам социальный эксперимент в видестроительства коммунистического общества. На протяжении нескольких десятилетийбыли попытки строить «коммунистический рай», отвечающий многовековым мечтам и чаяниямне только российского (советского) народа и всего человечества. Удался ли этотэксперимент. Частично, да. СССР добился значительных успехов в экономике. Былсовершен прыжок из «лапотной России» в космическую державу. Но, какой ценой?Еще раз можно и нужно взглянуть в историю. Россия пережила несколькоразрушительных войн. Но воля народа, его стремление строить «светлое будущее»было таким желанным, что не считаясь потерями вынесли все тяготы и невзгоды вэтом святом деле. Сначала была попытка развернуть мировую революцию, подлозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Но, этот лозунг впоследствиибыл сменен на установку в «победу социализма в отдельно взятом государстве, ибо«пролетарии всех стран» не хотели, или не могли соединиться в строительстве«царства небесного» в виде мирового коммунистического общества. Мир живетдиалектическим законом «борьба двух противоположностей». В Германии в 1933 годук власти пришли национал-социалисты, последствия их политики мы пожинаем до сейдень. Но, стремления национал-социалистов ведь были аналогичны, это тоженародно (национальное) благоденствие и процветание. Но к чему пришла фашистскаядиктатура и развязанная Гитлером Вторая мировая война? Стремление советскогонарода строить коммунистическое будущее осталось лишь призывами и лозунгами,далее именованные «тоталитаризмом», «застойными явлениями», «кризисом всоциалистической экономике», взятием курса на ускорение, далее переход врыночную экономику, суверинизацию и демократию. Могли ли правители СССРпредвидеть такой поворот в ходе истории? А если даже могли, отказались ли ониот идей трансформации социализма? Ведь новое общество, именуемое коммунизмомпугало и ту же сверхдержаву – США и других западных стран. Сейчас их называютцивилизованным Западом. Ведь эти страны называли во время «холодной войны» СССР«империей зла», пугали «коммунистической заразой». В чем причина? Почемумолодые государства, только что завоевавшие кровью миллионами своихсоотечественников стали ареной и площадкой политических игр двух сверхдержав? Иесть ли победители? Если да, кто победитель? Здесь уместно было бы упомянуть,что СССР делали намного больше тех западных господ, которые сначала дали политическуюсвободу, а потом наблюдали, как эти «туземные народы» будут распоряжаться этойсвободой. Так, какая сторона поступила более честно и гуманнее, СССР строящийкоммунизм, и протягивающий руку помощи молодым развивающимся странам, или«ожиревший» и «алчный демократичный» Запад? Однозначно на все эти вопросыответить нельзя. Все точки над и расставит история.
Да, в виде африканскогогосударства две сверхдержавы пробовали на «прочность» все свои ресурсы идипломатические и военные и экономические. Но, почему же страна, богатейшаянефтью и алмазами и другими природными ресурсами? А если страна не имела бытаких природных ресурсов, имел бы интерес со стороны других государств, и темболее сверхдержав? Вопрос спорный. Ибо, иметь ресурсы недостаточно, нужно уметьумело ими распоряжаться. А могли ли народы так называемых «третьих стран»добывать, перерабатывать, продавать эти ресурсы. Вот и получается переплетениеинтересы. И эти интересы затрагивали стран соцлагеря во главе с СССР с однойстороны и стран западной цивилизации во главе с их лидером США, с другой. Так,какая же сторона выиграла и проигрывала в конечном счете. В попыткетрансформации социализма, СССР проделывал несколько экспериментов, это иподавление оппозиции в Венгрии в1968 году, Польше в 1980 г, попыткитрансформации социализма в некоторые страны Латинской Америки, Афганистан, встраны Африки. Но, был ли социализм в самом СССР? Рожденная революцией, подлозунгами «диктатуры» пролетариата, борьбой с контрреволюцией, борьбой противдуховенства (с попыткой воспитать нового человека с коммунистической моралью);с ликвидацией народных институтов власти – Советов, с уничтожениеммногопартийной системы, с отходом от принципа демократического централизма идемократических выборов, с прижатием в «идеологические рамки» все сферыэкономики (отталкивая людей от свободного предпринимательства и рыночной экономики),с неприятием многих достижений науки в области генетики и психологии. И так, сразвитием тоталитаризма и «культом личности», с расплодившимся бюрократическимаппаратом и чиновничьего произвола, с застойными явлениями экономики, котораяне раз привела к кризисным явлениям в сельском хозяйстве (голод в 20-е и 30-егоды). Нужен ли был такой социализм и такое всенародное счастье? Кто изправителей задумался над этим? Если и даже задумались, могли ли изменитьсистему? Так ведь многие государства, принявшие социалистическую модельстолкнулись аналогичными явлениями и кризисными ситуациями в своей стране. Нет,здесь не нужно красить все в черный цвет. Конечно, было много и положительного.Но, выставив военную мощь, ядерный щит против мирового империализма, достигаяэтого, ведя борьбу против собственных граждан, навешивая ярлык«контрреволюционера», «врага народа»,«белого», «черносотенца» и т.д. Так был лисчастлив народ? Простой народ? А тем более, чужой народ, чужого государства?Имея богатейший опыт в развитии экономики, в внедрении новейшей технологии,прислушивающиеся в умы своих ученых мужей и простого народа, западнаядемократия достигла большего. В результате более высокий уровень жизни, болеекачественные и конкурентоспособные товары, завоеванный рынок.
Необходимо отметить, чтотретьи страны нередко становились ареной не только политической борьбы, но иполигоном испытания новейших видов оружия. А виноваты ли простые люди, втянутыев бессмысленную гражданскую войну, постоянно живущие под ударами фугасов,осколочных и зажигательных авиабомб. В этом аспекте преуспели и страны Запада(война во Вьетнаме французских колонизаторов и США), постоянные агрессии противарабских стран, используя третьи страны в виде Израиля, и тот же ЮАР и УНИТАпротив Анголы. И этот пример можно привести множество. Так что имперскиеамбиции оправдать нельзя, ни с точки зрения западной демократии, ни с точкизрения распространения коммунистического строя. Когда же человечество научитсяжить в гармонии? Когда же перейдет к решению общечеловеческих проблем сообща?Ведь кризисы мирового масштаба угрожающие. Проблема экологии, питьевой воды,голода, энергетические и многие другие.
Почему же наступил периодзастоя и кризис общественно-политической системы? Прикрываясь ленинскими лозунгами,не развивая социологические и политологические учения, не применяя новыепередовые методы и технологии во всех сферах, наши партийные руководителипородили процесс стагнации. Командно-административная экономика, безразличие кобщечеловеческим и общественным ценностям, нежелание и неумение видеть, чтосилой и давлением, призывами, в экономике невозможно добиться успехов. И этинегативные процессы перекочевали с трансформацией в другие странысоцориентации.
Этими недостатки резкокритиковались со стороны стран Запада, но все же положительное они переняли.Например, страна жила в союзе с 15 республиками, с единой валютой, с единымэкономическим пространством, а потом наступил развал. А так называемыекапиталистические страны Запада объединились в Евросоюз, с единой валютой евро.Многократно критикуемая колхозная система в нашей стране тоже оказаласьвостребованной. Ведь многие фермеры Канады, США, Австралии, стран Европыобъединяются в ассоциации, объединяя усилия в производстве, хранении ипереработке, реализации сельхозпродуктов.
Был светлый период вобласти экономического развития, но он продлился недолго. В экономическойобласти был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добитьсянеплохих показателей экономического развития за всю историю страны
Во внешнеполитическойобласти неплохой авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельностьСовета Экономической Взаимопомощи — союза социалистических государств, иметьпрочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения скапиталистическими государствами на основе паритета.
В военной области былодостигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД, чтоспособствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны.
Вместе с тем, темпы экономическоеразвития стали неуклонно снижаться, подходя к критической черте, многиепередовые позиции в научно-технической области оказались утраченными.
Советская внешняяполитика осуществлялась по следующим основным направлениям;- развитие отношенийс социалистическими странами;- поддержание отношений с развитымикапиталистическими странами;- укрепление отношений со странами «третьего мира»- развивающимися государствами;- борьба за предотвращение мировой войны,сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.
Внешнеполитическаядеятельность в 70-х — годов была направлена на обеспечение наиболееблагоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждениенового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера«застоя» сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезныепросчеты.

Список использованнойлитературы
 
1. Агарышев А.А. и др. «Ангола».Краткий политико-экономический справочник/ М.: изд-во политическая литература –1988.
2. Алескашкина Л.Н. «Страны Азии иАфрики». Новейшая история 20 в./М.: Мнемозина -2001.
3. Барышев Александр. МИРОВАЯПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 1945–2009 / Операции ООН в Анголе иМозамбике / материалы из сайта www.barichev.ru
4. История России с начала XX век /Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д.; Ред. Сахаров А.Н. — М.: АСТ, 2000.
5. Крахмалов С.П. Ангола и ее армия.М.: Воениздат, 1980. С. 26-30.
6. Лавренов С.Я, Попов И.М. СоветскийСоюз в локальных войнах и конфликтах/ Военная история. Материалы из сайтаhttp://militera.lib.ru/h/lavrenov_popov/app.html.
7. Мунчаев, Ш.М. История России:учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. — М.: НОРМА-ИНФРА – М., 2000.
8.Маркум. Военный прокурор. /Анатомияангольского революционного взрыва (1950-1962 гг)./ Кембридж: Прессакембриджского университета, 1969. Стр. 84.
9. Международная жизнь, 1976, №4, с. 57.
10. Надыч Николай ИвановичВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами /материалы из сайтаКВКУРЭ ПВО.
11. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация: в 2-х т. — М.: Издательство Терра, 1996.
12. Пособие по истории Отечества /Под ред. Курицина В.М. — М.: Простор, 2000.
13. Портер B.Д. СССР в мировых конфликтах третьих стран. Советское оружиеи дипломатия в локальных войнах 1945-1980. Лондон: Пресса Кембриджскогоуниверситета, 1984. Стр. 148.
14. Октябрь, историческая миссиясоциализма и современный мир/Крушение колониальных империй в Африке // ин-тмарксизма – ленинизма при ЦК КПСС; редкол. А.Д. Педосов и др. – М.: Политиздат,1978. — с. 295.
15. Смирнов В.П… Мир в 20 веке. М.:«П»., — 1999.
16. Сергей КОЛОМНИН «ЧТО ДЕЛАЛИ НАШИВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В ДАЛЕКОЙ АНГОЛЕ?»/ Военно-промышленный курьер, №21 (287), 03 — 09 июня 2009 года. Постоянный адрес статьи — www.centrasia.ru
17. Страны мира. Краткий политико-экономическийсправочник/ М.: изд-во политической литературы – 1988.
18. Стефан Куртуа и др. / Афрокоммунизм:Эфиопия, Ангола, Мозамбик/Черная книга коммунизма // М.: «три века истории» — 2001.с. 638.
19. Хачатурян В.М. История мировыхцивилизаций с древнейших времен до конца 20 в. Пособие для общеобразовательныхучебных заведений/ под ред. В.И. Уколовой.- М.: Дрофа-1999.
20. Ramarani R.K. Iran'sForeign Policy, 1941–1973: A Study of Foreign Policy in Moderni/.ing Nations.Charlottesville, VA: University Press of Verginia, 1964. Pp. 111–115.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.