Содержание
Введение
Глава1. Государственная власть в средневековье
1.1 Государственное управление вгосударствах XI – XIIвв. на территории Казахстана
1.2Государственная власть в монгольскую эпоху
1.3Государственное управление в Казахском ханстве
Глава 2. Изменения в вопросахгосударственной власти в Казахстане в составе Российской Империи
2.1Ханская власть в условиях колонизации
2.2Ликвидация ханской власти
Заключение
Списокиспользуемых источников
Введение
Актуальность. Понятие власти является одним из центральных в вопросах управления. Онодает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самойполитики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшеезначение для понимания природы государства.
Власть появилась с возникновениемчеловеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать егоразвитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческогорода. Семейно-родоваяформа власти наблюдалась у кочевых народов. С развитием оседлости постепенноутверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостьюорганизации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всехучастников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношениймежду людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитетстарейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась отобщества и встала над ним.
В мировой истории современноепонимание власти в целом, государственной в особенности, является результатомиспользования разных концептуальных подходов. Согласно западной традициипервичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественногоправа на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно.Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции,отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскомуподходу основу определения власти составляет признание асимметричностиотношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одногосубъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.
В данной работе мы рассматриваемэволюционные изменения государственной власти в Казахстане со средневековья допериода вхождения Казахстана в состав Российской Империи.
Таким образом, объектомисследования мы определяем государственную власть в Казахстане.
Предметом исследования являетсяпроцесс эволюции государственной власти на протяжении XI – XIX вв.
Цель исследования– рассмотреть процесс изменения основных принципов государственной власти вКазахстане.
В связи с поставленнойцелью были определены следующие задачи:
1)рассмотреть процессосуществления государственного управления в средневековом Казахстане вдомонгольский и монгильский периоды, а также в период образования Казахскогоханства;
2)изучить особенностиосуществления государственного управления в период колонизации КазахстанаРоссийской Империей.
Глава 1.Государственная власть в средневековье
В данной главерассматривается эволюция института управления государством в средние века,начиная с периода существования на территории современного Казахстанасредневековых государственных объединений, включая период монгольскихзавоеваний, до периода образования и возвышения Казахского ханства. Следуетотметить, что эволюция государственной власти в данный период прошла путь отформирования административно-территориальной системы, в которой еще только складываласьединая централизованная власть, до того периода, когда главой государства сталхан, который в вопросах управления опирался на представителей правящей верхушкии предводителей родов и племен.
1.1 Государственноеуправление в государствах XI– XIIвв. натерритории Казахстана
Осуществлениегосударственной власти предполагает одну общую закономерность — формированиеадминистративно-территориальной системы без которой невозможно выстроитьгоризонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мыпонимаем так же формирование административно-территориальной системы, котораяявляется первым признаком разрастания социума до такого уровня, когда требуетсясегментировать первоначальную государственную власть для более эффективнойорганизации управления над обществом на местах в регионах.
Государственноеустройство средневековых государств характеризовалось, наличием развитых формудельно-племенной системы, что не способствовало централизованной формеправления. Власть верховных правителей (каганов, эльтеберов, джабгу и т.д.)была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен,стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения.Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственныйхарактер. Военно-административная система управления в средневековыхгосударствах на территории Казахстана отражала специфику их кочевого иполукочевого быта.
Средневековоеобщество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми былибедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массунаселения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали вовнеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей.
Рельефновыражалась не только строгая иерархическая система
господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей
социальной значимости роды и племена. Правящая знать кочевых племен владела нетолько пастбищами, угодьями, но и городскими центрами.
Такимобразом, средневековые государственные объединения заложили основуполиаспектной системы государственной власти. Дуальное разделение верховнойвласти, при сохранении ценрализованного характера власти правителя. Системасоправителей, мошный бюрократический аппарат, многовидовая армия и т.д.
Приформировании административно-территориальной системы в средневековыхгосударствах мы констатируем учет ими не только народа в виде конкретных родовобъединенных в административную единицу во главе с назначаемыми правителямиродов, но и территории обитания. Для удобства управления важно иметь дело не сразобщенными родами, каждый из которых по степному праву имел суверенитетныеправа, а с объединениями таких родов, с податным и военно-мобилизационнымхарактером.
1.2 Государственная властьв монгольскую эпоху
Государственноеустройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные иадминистративные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан.Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела,одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитическоговедомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственноеуправление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти- диуан, в который входили дамиры — секретари, битакчи — писцы, салыкчи — налоговые чиновники, казначи — чиновники финансового ведомства и их помощники — туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территорияделилась на улусы. Данная система управления государством называласьвоеннно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственныепосты, одновременно являлись командующими различными по численности военнымиотрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военнаядисциплина.
На территорииКазахстана монголы ввели в действие правовые нормы — «Джасак» или«Яса», созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялисьправа и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи сусилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно сталораспространяться мусульманское право — шариат.
Местноенаселение было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войскоделилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлсядесяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи(мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен).Командовании военными отрядами осуществляли:
-туменбасы(десятитысячники),
-мынбасы(тысячники),
-жузбасы(сотники),
-онбасы(десятники).
Кроме того,в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местногонаселения: к
1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:
-«копчур» — одну голову со ста голов скота,
-«тагар» — налог для снабжения войск, делившийся на двечасти — «азук», сбор продовольствия и «алык» — сбор фуража.
2) земледельцы платили налог «харджи-хараджат».
3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:
-«коналга», содержание войск на постое,
-«джамалга», обеспечение гонцов и административных лиц,
-уртонную повинность — содержание почтовых станций.
4) купцы уплачивали пошлины с товаров — «тамга».
5) русские княжества платили «выход» — дань в размерепроцентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.
Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. — черезоткупщиков и местную знать.
Населениебыло полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основнаяих масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территорииКазахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.
1.3 Государственноеуправление в Казахском ханстве
В управлении Казахскимханством сохранялась, основа, заложенная монгольскими завоевателями. Казахскоеобщество состояло из двух основных социальных групп:
-ак суек – белая кость(чингизиды и ходжи);
-кара суек – всеостальное население.
Чингизиды по правурождения приобретали титул султана, также употреблялись титулы оглан и торе,означавшие нецарствовавших потомков Чингиз-хана по мужской линии. Чингизидымогли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдалисьтрадиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.
Управление казахскимобществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которыесобирались осенью на курултай для решения государственных вопросов.
На вершине социальнойиерархии находился хан. Согласно обычаю, право на ханский престол имел старшийв династийном роде. Хан выполнял следующие функции:
-был верховнымглавнокомандующим;
-объявлял войну и заключалмир;
-определялвнешнеполитический курс;
-был главнымдействующим лицом в дипломатических отношениях;
-являлся верховнымзаконодателем и судьей.
Нецарсвующие султанынаделялись улусом и были его полновластными правителями. Территория улуса, егопередача или отчуждение определялись ханом. Султан при этом управлял и улуснымвойском. Султаны не имели никаких повинностей, кроме военной. Они не подлежалисуду биев, судить их мог только сам хан.
В составе черной костиособыми правами обладали бии – предводители родов и племен. Их влияниеопределялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемыхими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная ивоенная власть. Бии играли политическую роль наряду с султанами, как предводителиродов они участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельныеиз них входили в совет биев при хане.
В казахском обществесуществовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые, и кедей –бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не составлялиособое сословие. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других социальныхгрупп. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но недавало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладалвсеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендоватьбай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения.
Подводя итогсказанному, следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периодасредневековья участи в управлении государством зависело от происхождениягосударственного деятеля. Власть передавалась по наследству, во главегосударства стоял единоличный правитель, который опирался в правлении напредставителей знати. Таким образом, существующую в средневековье системугосударственной власти можно отнести к монархии.
Глава 2. Изменения ввопросах государственной власти в Казахстане в составе Российской Империи
В данной главеосвещается процесс государственного управления в Казахстане в периодприсоединения к Российской Империи, и как следствии этого, колонизации края.
Данная глава содержитописание процесса первоначального ослабления ханской власти со стороныправительства Российской Империи, а также дальнейшей ликвидации ханской властив Казахстане.
2.1 Ханская власть вусловиях колонизации
В середине XVIII в. вЦентральной Азии произошли серьезные перемены. Усиление колониальнойнаправленности политики царизма осложнило внутриполитическую обстановку в Казахстане,проявлявшуюся в различных формах неповиновения старшин ханам.
В 1756 г. был изданцарский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правыйберег Урала. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивновоздвигал особенно по р. Урал, призванные оборонять русские селения от набеговкочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. В зависимостиот конкретных условий и целей царские власти не считались и с позициями ханов,которые выражали недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов сродовых кочевий.
Следующим этапом борьбыс остатками казахской государственности явилась попытка внедрения новой исистемы российского управления в Младшем жузе, которая должна была привести котмене ханской власти.
Утверждением в 1797 г.ханом престарелого султана Айчуака правительство пресекло все попытки болеевлиятельных султанов добиваться ханской власти. После смерти Айчуака ханомМладшего жуза был утвержден его сын, послушный, маловлиятельный султан Жанторе.
Отстранением в 1821 г.от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. -Шергазы Айчуакова заканчиваетсятрадиционная государственность в Младшем жузе. Принятие в 1824 г. Устава об«Оренбургских киргизах» обусловило отмену ханской власти в Младшем жузе и заменуее системой административно-политического управления, сходного с российской.
Несколько иначескладывалась ситуация в Среднем жузе, непосредственно примыкавшем на востоке кЦинской империи, что вызвало особую заботу правящих кругов Российской империи.Создание имперского наместничества Синьцзян из земель, преимущественносоставляющих владения уничтоженной цинами Джунгарии — внесло немало изменений вказахско-русские и казахско-китайские отношения и в значительной степениускорило проведение военно-административных акций царизма в регионе.
Создание укрепленийограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность междусибирской администрацией и казахскими султанами.
Усиление военных акцийцаризма в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудиливлиятельных султанов во главе с Абылаем принять сюзеренитет Цииского богдыханапри сохранении российского подданства.
Политика двойногоподданства была обусловлена жизненными интересами Казахстана. Глубокиепреобразования, осуществленные во многих сферах укрепили казахскую феодальнуюгосударственность, обеспечив проведение независимой политики.
Политика лавированиямежду Россией и Цинской империей, которую проводил и преемник Абылая Уалихан,утвердила правящие круги России в мнении об упразднении ханской власти и вСреднем жузе.
После ликвидацииханской власти в Среднем жузе царское правительство, опираясь на «Устав осибирских киргизах», ввело новую систему управления. Территория казахскойстепи, занятая под кочевья Среднего и частью Старшего жузов, получила названиеОбласть Сибирских киргизов и вошла в состав вновь созданного Западно-Сибирскогогенерал-губернаторства.
В целях ускореннойколонизации края вводилась постепенно российская система управления, чтовызвало протест большей части казахского населения, вылившийся в ряд восстаний.Самым крупным из них явилось движение под
Подчинение основнойчасти Старшего жуза происходило в следующих условиях.
Часть казахских родовЮжного Казахстана приняла российское подданство добровольно. Взятие царскимивойсками Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты, других городов и поселений,сопровождавшееся применением крупных воинских сил, завершило завоевание ЮжногоКазахстана Россией.
ПрисоединениеКазахстана, начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце серединыXIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом.
Присоединение казахскихжузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. Приэтом, Российская империя преследовала цель полной колонизации края. Дляуспешной реализации этого плана, в первую очередь необходимо было изменитьсистему управления территориями Казахстана, ликвидировав власть ханов иподчинив государственной управление интересам Российской империи.
2.2 Ликвидация ханскойвласти
Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.
Вопрос упразднения ханской власти имел большое значение для российской администрации как элемент глобальной трансформации политической системы казахского общества и в перспективе — редуцирование правоположения социальных групп казахов к российской социально-правовой структуре.
Чтобы придать процессу колонизации целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и отвечающее интересам метрополии.
Вся территория Казахстана делилась на генерал-губернаторства. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора. Данные изменения значительно усилили колониально управление государством, а также наделили генерал-губернаторов практически неограниченной властью. Генерал-губернаторства делились на области, области делились на уезды. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно – атаманами казачьих войск. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел по согласованию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов Российской Империи. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Уезды возглавляли уездные начальники – офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников — старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять только лишь должность младшего помощника уездного начальника.
Уездному начальнику подчинялась полиция, военные части. Уезды делились на волости, а волости – на административные аулы, состоявшие их хозяйственных аулов. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. При этом, колониальное управление усиливалось тем, что военный губернатор имел право утвердить или не утвердить волостного правителя или кандидата на эту должность, а также в любой момент мог назначить новые выборы. При этом министр внутренних дел мог разрешать замещение должностей волостных управителей без производства выборов. Таким образом, выборные начала в управлении Казахстанскими территориями в XIX веке приобрели формальный характер. Соответственно, аульные старшины и кандидаты на данную должность утверждались уездным начальником.
Судебное устройство имело несколько уровней. Сохранились суды биев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.
Со временем власть генерал-губернаторов все более усиливалась. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах вводились судебные приставства.
Самым тяжелым следствием проведения колониальной политики было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской Империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелы бременем легли на плечи народа налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Население Казахстана отказывалось принимать новые порядки.
Заключение
В процессе написанияданной работы были реализованы следующие задачи:
1)рассмотрен процессосуществления государственного управления в средневековом Казахстане вдомонгольский и монгольский периоды, а также в период образования Казахскогоханства;
2)изучены и описаныособенности осуществления государственного управления в период колонизацииКазахстана Российской Империей.
На основаниисказанного выше, можно сделать следующие выводы. На протяжении всегорассматриваемого периода государственная власть в Казахстане имела формумонархии.
В период существованиясредневековых государственных образований, объединявших на своей территориимножество различных племен, во главе государства, как правило, вставалправитель, являвшийся выходцем из наиболее влиятельного рода. При этомгосударственная власть была слабо централизованной, так как удельные правители, стоявшие во главе крупных племен,стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения,при этом междоусобицы были довольно частым явлением.
Вмонгольский период на территории Казахстана усилилась централизованная власть.Во главе государства стоял единоличный правитель – хан, который осуществлялуправление государством с помощью чиновников.
Управление казахскимобществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которыесобирались осенью на курултай для решения государственных вопросов.
В период вхождения Казахстанав состав Российской Империи в вопросах государственного управления произошликардинальные изменения, связанные с проведением колониальной политикиуправления. Российская Империя с целью полной колонизации края, проводилаполитику, итогом которой явилась полная ликвидация ханской власти в Казахстане.
Таким образом, мыдостигли цели исследования — рассмотрели процесс эволюции государственнойвласти на территории Казахстана в XI– XIX вв.
Список используемыхисточников
1 ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней. – т.1. – Алматы: «Атамура», 1996.
2 ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней. – т.2. – Алматы: «Атамура», 1997.
3 ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней. – т.3. – Алматы: «Атамура», 1999.
4 ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы, 1993
5 КайназаровА.Е. История Казахстана. – Алматы: «Рауан»,1992.
6 КанГ.В. История Казахстана. Алматы. «Казитеграф», 1998.
7 КляшторныйС.Г., Султанов Т… И. Казахстан: летопись трех тысячилетий. – Алматы: «Атамура»,1992.
8 ПрошлоеКазахстана в источниках и материалах. Под ред. С.Д. Асфендиярова и П.А Кунте.Алматы. «Казахстан», 1997.
9 СадыковТ.С. История древнего Казахстана. – Алматы: «Мектеп», 2006.