Реферат
Тема:Ярмарки и их роль в развитии торговли в России и Европе
Содержание
Введение
1 История развитияярмарок
2 Ярмарки в России: ихроль в развитие торговли
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Ярмарки имеют давние традиции, восходящие еще к средневековью.
«Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка». Этоизречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, чтосамо слово «ярмарка» русского происхождения.
Но его германские корни очевидны — jahr-markt — ежегодный рынок.Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездовторговцев и привоза товаров.
Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, воФранции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой —и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII вв. они стали не только местомоптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль онисохраняли до конца XVIII века.
Достоверные исторические свидетельства о российских ярмаркахотносятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В.И.Далю,«ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время,годовой торг, длящийся неделями».
Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе —торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем ипобывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмундфон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этотторг привычным для себя словом «jahrmarkt» — «ярмарка».
Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихсяобстоятельств приняли в России две ярмарки — Макарьевская, переименованнаяпозднее в Нижегородскую и Ирбитская.
Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливомугеографическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и сталапроизводить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород.
Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Цель данной работы – проследить историю ярмарок в мире и России.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и спискаиспользуемой литературы.
1История развития ярмарок
Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье в условияхгосподства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговляносила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественносостоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими идорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговыхпутей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли,концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замкаили монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: напересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большиецерковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье,особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмаркииграли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена.
Значение ярмарок возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитиемгородов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннегорынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей исредств сообщения.
Наряду с крупными ярмарками — центрами оптовой торговли, где всёбольшее место занимали т.н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль,сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные ярмарки, гдесбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).
Необходимость регулирования ярмарочнойторговли привела к возникновению особого ярмарочного права. Ярмарки даваливладельцу территории, на которой они располагались, большие доходы (в видеторговых пошлин и поборов). Поэтому право устраивать или разрешать ярмаркистало одной из важных феодальных привилегий. Её получали (обычно от короля)отдельные города, духовные или светские сеньоры.
Нередко ярмарки имели определённуюспециализацию. Так, итальянские ярмарки славились дорогими тканями и восточнымитоварами, французские — вином и сукном, английские — шерстью, грубым сукном,свинцом, оловом, углем, южногерманские — вином, датские — сельдью, шведские —железом и медью.
Крупнейшие ярмарки были центрамимеждународной торговли. В 13- середине 14 вв. такими ярмарками, гдесосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали шампанские ярмарки.К середине 14 века большую известность приобрели ярмарки в Северной Франции иНидерландах. В конце 14-15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром сталБрюгге (Фландрия).
В начале 15 века общеевропейское значениеполучили ярмарки Женевы (первое упоминание — 1262), в 15-16 вв. — ярмарки вЛионе (куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка;устраивались с 1420, пользовались покровительством французского короля).
В 16 веке международным ярмарочным икредитным центром (особенно для южно-европейских стран) стал Йен.г.Медина-дель-Кампо, начали проводиться ярмарки в Антверпене. В 18 в.международное значение приобретают известные ещё с 13 века ярмарки в Лейпциге.
Ярмарки сыграли важную роль в развитиисредневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На нихрасполагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. Всвязи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностьюперевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на ярмаркивсё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмныеи доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя.
В период становления капитализмаярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товарасменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 века крупныеоптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговляпроизводилась, как на товарной бирже.
Наибольшую известность в Западной Европе в19 — начале 20 вв. приобрели международные лейпцигские ярмарки (весенняя иосенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. Сразвитием оптовой торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочнаяторговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных,главным образом с/х., товаров) и местные регулярные торжки. Крупныерегиональные ярмарки почти исчезли.
После 2-й мировой войны 1939-45 получилиразвитие международные ярмарки, представляющие собой выставочные мероприятиякоммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаровзаключаются торговые сделки в национальном и международном масштабе. По своемухарактеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческихвыставок и салонов.
Различают ярмарки универсальные (вПловдиве — Болгария, в Измире — Турция), многоотраслевые (в Познани — Польша иПариже — Франция), специализированные (спорттоваров в Мюнхене — ФРГ,транспортного оборудования в Базеле — Швейцария).
Для современной ярмарки характернатенденция к переходу от общих универсальных ярмарок к отраслевым, чаще всеготехническим, и ярмарки товаров широкого потребления с использованиемразнообразных технических средств для демонстрации экспонатов и с проведениемнаучно-технических конгрессов и симпозиумов.
Так, Лейпцигская ярмарка в 1969 былареорганизована из универсальной в многоотраслевую и стала не только местомвстреч деловых кругов, но и крупнейшим международным центром научно-техническойи экономической информации. Основные направления деятельности международных ярмарокрегламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж) сцелью более эффективной организации работы международных ярмарок (выставочныхмероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена. СМЯобъединяла (1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей намеждународной ярмарки СМЯ превышает 50 млн. человек.
Наиболее крупные международные ярмаркипроводятся в городах: соцстран — Лейпциге (ГДР), Познани (Польша), Загребе(Югославия), Брно (Чехословакия), Пловдиве (Болгария), Будапеште (Венгрия),Бухаресте (Румыния); развитых капстран — Ганновере (ФРГ), Лионе и Париже(Франция), Милане (Италия), Торонто (Канада), Вене (Австрия); развивающихсястран— Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Алжире (Алжир), Багдаде (Ирак), Каире(Египет), Боготе (Колумбия), Лиме (Перу), Касабланке (Марокко).
2 Ярмарки в России: их роль в развитие торговли
Ярмарочная торговля вРоссии имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельствао российских ярмарках относятся к XVI в., однако ряд исследователей определяетпоявление ярмарок еще ко временам Киевской Руси.
В России ярмарки обычноприурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя считается ярмарка — Арская (близ Казани) известна с середины 13 века. В связи с грабежами русскихкупцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал вВасильсурске в 1524 новую, которая позднее была переведена к Желтоводскому(Макарьеву) монастырю (Макарьевская ярмарка).
На северо-западе территории Древней Руси(XI-XII век) местом торговли служили погосты (в то время так назывались центрысельской общины), а также торжки, особенно монастырские, на которые стекалисьпомимо жителей соседних деревень купцы из дальних городов и сел. Однако нипогосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное населениевозможностью покупок и продаж, не обладали еще в то время характернымиособенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению сперечисленными организационная форма периодической торговли, предполагалавтягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдаленныхобластей.
На погостах же и торжках торговля носила,как правило, местный, локальный характер. И только позже, с развитием болеешироких рыночных отношений, с вовлечением в торговый оборот продуктов сельскогохозяйства и изделий городских ремесленников, расширяется зона действия иместных торжков, радиус их влияния. Значение их как торговых центров начинаетпростираться далеко за пределы данной местности.
Оказав большое влияние на дальнейшееразвитие русской торговли, торжки подготовили переход к формам более сложным — стационарной рыночной и периодической базарной. Были созданы необходимыепредпосылки для возникновения уже и ярмарочной торговли, которую отличали отпредшествующих форм не только крупные размеры торговых оборотов, но и присущиеей две тенденции — центробежная и центростремительная.
Ярмарка аккумулировала огромную массувсевозможных товаров, привозившихся из разных концов страны. И являясь, с однойстороны, центром притяжения этих товаров, она, с другой стороны, рассеивала ихв различных направлениях по местным рынкам внутри страны и за ее пределами. Этидве тенденции определяли активную роль ярмарки и ее значение в развитии русскойторговли на протяжении нескольких столетий.
Первые русские ярмарки как организационнаяформа периодической оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, вначальный период ликвидации феодальной раздробленности и образования единогонационального русского государства. С развитием торговых связей и образованиемрусского централизованного государства число ярмарки и их оборотыувеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка.Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главныепредметы торговли — сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные ипромышленные изделия, пушнина, кожи и т. д.
К началу XVII векапроцесс территориальной и политической централизации в России закончилсяслиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызваноусиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением,концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок.Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.
Купцы — первоначальнолюбые люди, покупавшие или продававшие товар, посредники между производителем ипокупателем — постепенно становятся «купечеством». Это слово означает уже не отдельных,порой случайных людей, а среднее сословие в русском средневековом обществе,начинающее играть роль торгово-промышленного движителя. Купечество какпрофессионально обособившийся общественный класс своим происхождением обязаноцеликом развитию торговли. Сосредоточившие в своих руках крупную внутреннюю ичастично внешнюю торговлю, русские купцы были активными участниками ярмарочноготорга. Они совершали на больших ярмарках крупные торговые сделки, скупалитовары, продажа которых на внешний рынок не составляла царской монополии ипоэтому не была запрещена правительством.
Особенно широкоераспространение в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этомувремени относится возникновение в России мануфактурного производства,оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе иярмарочной, торговли. Петр.I, придавая ей большое значение, всяческисодействовал развитию ярмарок. Он, например, считал, что эта форма не толькоспособствует развитию внутреннего товарооборота, но и является также одним изспособов развития торговых связей с иностранными государствами.
В регламенте Главномумагистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат обязан «стараться обумножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше втаких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки иторги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходитчерез то довольство в народе». В 1755 году, с установлением особого процентногосбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили правобеспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы третьейгильдии.
Рост мануфактурногопроизводства в первой половине XIX века оказал большое влияние на развитие нетолько внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особеннобольшое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают такие крупныесубъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев,Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие.
В этот же периоднаблюдается быстрый рост числа ярмарок в России и значительное увеличениеторговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами.К концу первой половины XIX века в России их насчитывалось свыше 5,5 тысяч, идействовали они почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около5,2 тыс.) приходилось на уезды и сельские местности. Обороты крупных ярмарокисчислялись десятками миллионов рублей, а удельный вес ярмарочной торговли вовнутреннем товарообороте страны с каждым годом возрастал.
Большую роль играли онии во внешней торговле. Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI вековпривлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- изападноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV векахна крупную русскую ярмарку в Холопьем городке, на месте слияния Мологи сВолгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы.Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и посуду наизделия русских ремесленников, а также на сырье, мед и т.д.
Во второй половине XVIII и в первойполовине XIX века роль ярмарок во внешней торговле особенно возросла. Ониспособствовали продвижению русских товаров на внешние рынки, а импортных — навнутренние рынки России.
Мы признательны добротной российскойстатистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране кконцу прошлого столетия.
В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я.,из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших ярмарок —уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно идр.). В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2-7 дней- 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны поразмаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.)приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние,оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки,привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.
С началом широкого ж/д строительства во2-й половине 19 века значение ярмарки во внутренней торговле России начинаетпадать, их товарообороты уменьшаются. Коренная ярмарка в Курске стоварооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 годах имела оборот только 800тыс. руб. Но в целом по России число ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. ярмарокс общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие ярмарки,устраиваемые в сёлах в дни церковных праздников. Крупных ярмарок с оборотомсвыше 1 млн. руб. было 23.
На первом месте по величине оборота стоялаНижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й — Меновническая близ Оренбурга.Большое значение особенно в 19 в. имели украинские ярмарки, среди которыхвыделялись харьковские — Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская,продолжавшиеся 3-4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб.,в 1913 — около 36 млн. руб. На Севере крупной ярмаркой была Маргаритинская вАрхангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911 году.
Существовали также специальные конные,скотские, лесные ярмарки. Особый характер имела киевская Контрактовая ярмарка,возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплюи продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т.п. Существовало специальноеярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных ярмароксоздавались ярмарочные комитеты.
К началу XIX в. в России сложиласьразветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки способствовали развитию страны какединого хозяйственного организма. Наибольшее значение в этом отношении имела Нижегородская ярмарка,которая уже в 20-х годах XIX века по своим оборотам являлась крупнейшей в мире.Она была учреждена по Высочайшему повелению 15 февраля 1817 года. В то время вНижний Новгород приезжали со своими товарами купцы из многих стран Востока иЗапада, поэтому здешнюю ярмарку называли «меновым двором Европы с Азией», ккоторому стекались «до пятидесяти племен» для сбыта своих товаров. ОдновременноНижегородская ярмарка именовалась и «всероссийским торжищем», куда прибываликупцы со всех концов России, Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа.
Европейские купцыпоставляли на ярмарку сукна, бумажные и шелковые ткани, льняные и пеньковыеизделия, краски, москательные товары, кофе, красное и сандаловое дерево, разныенапитки, кораллы, часы, серебряные и галантерейные изделия, косметическиетовары, стальные изделия, различные инструменты, модные уборы. Приобретали ониздесь также широкий спектр товаров. Особенным спросом пользовались хлеб исельскохозяйственное техническое сырье — лен, пенька, конопля, кожи, щетина.Таким образом, Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века являласьосновным поставщиком сельскохозяйственного сырья для западноевропейских иотечественных текстильных фабрик.
Привлекали европейцев итовары, доставляемые на ярмарку с Востока. Купцы азиатских стран привозилипреимущественно колониальные товары и изделия восточных мастеров. Из Китаяпоставляли чай, из Бухары — хлопчатобумажную пряжу, ковры и различные ткани. ИзПерсии везли в большом количестве шелк, жемчуг, сушеные фрукты. Турецкие купцыпродавали на ярмарке шали, драгоценные камни, табак.
Большая частьэкспортируемых на азиатские рынки товаров проходила также через Нижегородскуюярмарку. Особый интерес азиаты проявляли к русским хлопчатобумажным тканям,составлявшим в 30-е годы XIX века главный предмет русского экспорта в страныСреднего Востока. Наиболее активную роль играли в этом бухарские купцы,занимавшие первое место среди среднеазиатских купцов, торговавших с Россией.
Первая и особенно вторая четверть XIX векахарактеризуются быстрым ростом в России числа крупных предприятий. Увеличение всвязи с этим выпуска продукции почти во всех отраслях как тяжелой, так и легкойпромышленности отразилось и на ярмарочной торговле, особенно на торговлеНижегородской ярмарки, считавшейся барометром экономической жизни страны. Онастановится одним из крупных центров оптовой торговли.
Среди прочих ярмарок, накоторых происходили крупные торговые сделки с иностранными купцами,известностью пользовалась также Ирбитская ярмарка в Пермской губернии,учрежденная в 1643 году. По своему экономическому значению и размеру оборотаона по праву занимала второе место в России. Основное значение этой ярмаркисостояло в том, что она служила главным центром торговли Урала и Сибири. Здеськупцы запасались тканями, галантерейными и бакалейными товарами на целый год.
В свою очередь, онидоставляли на ярмарку сибирские товары — меха, кожи, рыбу, щетину, мед, воск,коровье масло, конопляное и льняное семя. Имели здесь сбыт также товары изКитая и Средней Азии, а через Архангельск и Москву сюда поступали сахар, кофе,сукна, виноградные вина. Здесь осуществлялся сбыт купцами для перепродажипромышлявшему охотой населению предметов личного потребления и промысловыхпринадлежностей — оружия, пороха, зверобойных и рыболовных снастей и т.п.
В XVIII и особенно вXIX веке Ирбитская ярмарка приобретает большое значение как крупный центр по торговлепушниной. Отсюда шел в Северную Америку, европейские и азиатские странызначительными партиями мех горностая, соболя, бобра, чернобурой лисицы, песца ибелки. Оборот Ирбитской ярмарки в 30-х годах XIX века исчислялся 10 млн руб., ак концу второй половины XIX века он достиг 85-90 млн руб. По мере общего ростаоборота в Ирбите происходило увеличение закупок пушнины для вывоза за границу.
В числе других крупныхярмарок, действовавших на территории Сибири в XIX и начале XX века, следуетназвать Крестовско-Ивановскую (Пермская губерния), Меновническую (близОренбурга), Мензелинскую (Уфимская губерния) и Кяхтинскую (Бурятия). Вчастности, Меновническая ярмарка специализировалась на торговле рогатым скотом,лошадьми, верблюдами, а также ходкими азиатскими товарами. Мензелинскаясчиталась наиболее крупной в России конной ярмаркой.Существовали и другиеспециализированные ярмарки… лесные (на Волге, Лене, других реках), сырьевые,ярмарки скота (в Харьковской и Воронежской губерниях, области войска Донского).
Крупной ярмаркой севераРоссии стала Маргаритинская ярмарка в Архангельске, на которой торговали восновном рыбой, мануфактурой, предметами промыслов и хозяйственного обихода.Популярность приобрела Курская ярмарка, куда купцы привозили украинское стекло,сало и деготь, овчину и мерлушку, пригоняли рогатый скот и лошадей с уральскихи подмосковных заводов. Следует отметить, что по закону 1862 года всероссийские ярмарки были разделены на пять классов относительно уплаты особоготоргового обложения. Причем последний класс был освобожден от этого сбора. А позакону о промысловом налоге 1898 года из него были исключены мелочной торг иприказчичий промысел на всех ярмарках, продолжающихся менее 14 дней. Для прочейторговли оставлялись налоги прежних размеров.
В период своегодействия ярмарки становились центрами не только торговли, но и общественной икультурной жизни. На их территории устраивались парадные гулянья, театральные идругие зрелищные представления, в том числе медвежьи потехи. Существовалоспециальное ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал их открытияи закрытия. Для руководства торговлей, установления правил и порядка на крупныхярмарках создавались специальные комитеты. Высшее наблюдение, например заНижегородской ярмаркой, поручалось губернатору, получавшему на время ее работычрезвычайные права. Для поддержания общественного порядка на ярмарках туданаправлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск.
История ярмарок в России закончилась среволюцией. С началом 1-й мировой войны 1914-18 число ярмарок сократилось,уменьшился их товарооборот. В годы Гражданской войны 1918-20 в условиях «военногокоммунизма» ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к новойэкономической политике ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около7,5 тыс. ярмарок, в УССР — 15,2 тыс., в БССР — 417. Они делились на всесоюзные,республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская иБакинская ярмарки. Основной оборот Нижегородской ярмарки составляли продажа пообразцам и контрактовые сделки. Бакинская ярмарка играла большую роль вторговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих ярмарках не превышала1/3 оборота.
В начале 1930-х годов ярмарки в СССР былиупразднены, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «помере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппаратаобобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили своезначение как центры сбыта и закупки товаров».
И лишь в послевоенное время они быливосстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовойпродажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует вработе международных ярмарок. Но, кроме названия, они имели мало общего страдиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключениясделок между государственными предприятиями, производящими товары, игосударственными же торговыми организациями.
Традиционные российские ярмарки — торги иторжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними людине просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд.
Одновременно для них исчезли средаприобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. Врезультате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.
Таким образом, ярмарки, с одной стороны, представляли собой четкоорганизованное и структурированное в соответствии с законодательствоммероприятие, призванное обеспечить условия товарообмена. Однако другой сторонойярмарки была ее стихийность: ярмарка жила собственной жизнью, в соответствии страдиционными представлениями населения, и заключала в себе механизмудовлетворения всех основных его потребностей.
Ярмарка являлась моделью, «микромиром» российскойдействительности, включавшим экономический, социальный, культурный ирелигиозный элементы, и стала универсальным средством для целостного и многостороннегоразвития не только отдельных регионов, но и всей страны.
Результаты исследования свидетельствуют, что ярмарки России неслина себе печать всех происходивших в стране политических исоциально-экономических изменений. Однако ярмарки не только отражалиисторическую действительность, но и формировали ее. Зародившись вследствиеисторической необходимости, ярмарки стали прогрессивным явлением, выполнявшимфункцию по объединению отдельных регионов и целой страны в единое экономическоеи информационно-культурное пространство.
Заключение
Таким образом, подводя итог, отметим, чтоосвобождение Руси от монголо-татарского ига и начавшийся процесс созданияединого Русского государства благотворно повлияло на хозяйственное развитиестраны. Существенные изменения происходят в сельском хозяйстве и торговле, идетинтенсивное развитие промыслов и ремесла, складывание рыночных товарно-денежныхотношений, оживление внешних торговых связей.
Отделение ремесла от торговли приводит кпоявлению торговых рядов, торжков, рынков и ярмарок в крупных городах: Москве,Новгороде, Пскове, Рязани. Иностранцы поражались размерами московских торгов.Английский путешественник Ченслер был поражен размерами московской ярмарки иотметил в своих записках: «длинный обоз ежедневно везет в Москву до 700 – 800саней с хлебом. Из Колмогор в Новгород, Вологду везут скот и соленую рыбу. ИзВологды в Ярославль везут кожу, сало, хлеб и воск».
В старой России ежегодно устраивалосьмножество ярмарок. Они различались по профилю (лесные, хмелевые, конные,степные, так называемые скотские), по продолжительности (от 1 до 30 дней иболее), по значению.
На протяжении XVI-XVIII вв. развитие торговлиРоссии характеризовалось постепенным расширением внутреннего рынка.Катализаторами данного процесса выступали ярмарки, число и торговые оборотыкоторых неуклонно возрастали. Надо сказать, что петербургская«Торгово-промышленная газета» (1893- 1918 гг.) — регулярно публиковала прогнозысвоих экспертов по наиболее крупным отраслям ярмарочной торговли, следила за ееходом, подводила итоги сезона, выявляла «анормальности», сообщала о новыхвеяниях. В центре внимания этого правительственного издания неизменнонаходились три самые крупные ярмарки: Ирбитская (25 января — 1 марта), Киевскаяконтрактовая (1 февраля — 1 марта) и, конечно же, Нижегородская (15 июля — 25августа).
Важно, учитывать, что ярмарки, помимосвоей главной функции (места торговли), играли важную роль в обменеинформацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны,— и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках. Очень частовыставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и наоборот.Поэтому и оставили такой след в истории страны наиболее богатые ярмарки.
Списокиспользованной литературы
1. АгаповаИ.А. Тематические праздники по истории России / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. — М.Творческий центр Сфера, 2004. – 144 с.
2. БогородицкаяН.А. География торговых связей, состав торгующих и число участниковНижегородской ярмарки / Н.А.Богородицкая. — Новгород: НГУ, 1997. – С 33.
3. ВладимироваА. История длиною в пять веков // Российской газеты. — 2006. — №22. – С.12.
4. Годунский Ю.Ехал на ярмарку ухарь-купец… [Электронный ресурс]:ТПП РФ «Партнер» 12.06.2006. — Режим доступа: www.tpp-inform.ru/ partner/ arhive_215.html?Number=1206, свободный
/>5. ЖеребцоваИ.И. Ярмарка как микромир Российской действительности / И.И.Жеребцова // Тезисыдокладов: В 2 т. / XV Коми республиканская молодежная конференция. — Т.1.– Сыктывкар:Изд-во Коми научного центра УрО РАН, 2004. – С. 262-263.
6. ЖеребцоваИ.И. Ярмарки: познание явления через анализ структуры / И.И.Жеребцова //Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежныхстран: Тезисы докладов. / IX Всероссийская научная конференция студентов иаспирантов. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2005. — С. 90-91.
7. КазарезовВ.В. Крестьянский вопрос в России (конец XIX первая четверть XX в.) /В.В.Казарезов. — М.: Колос, 2000. Т.1. — 472 с.
8. ЛейманИ.И. Ярмарочная торговля в России XIX – начала ХХ века глазами современников /И.И.Лейман // Известия Общества изучения Коми края: Научно-популярныйкраеведческий журнал. — № 1 (7). — Сыктывкар: Изд-во: ГОУ ДПО КРИРОиПК, 2006.-С. 15-24.
9. ФилатовН.Ф. Макарьевско-Нижегородскаяярмарка / Н.Ф.Филатов — Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003. – 512 с.