Подводная лодка «Минога»
Тип«Морж
Опытиспользования подводных лодок в русско-японской войне показал, что подводныелодки небольшого водоизмещения могут быть использованы только в прибрежных районах.Поэтому Главный морской штаб пришел к выводу, что в составе флота нужно иметьподводные лодки двух типов — прибрежные, водоизмещением 100-150 тонн икрейсерские для действия в открытом море водоизмещением 350-400 тонн.
В1905 году И.Г. Бубновым были разработаны два проекта подводных лодок,водоизмещением 117 и 400 тонн. Подводные лодки, построенные по этим проектам,получили впоследствии названия „Минога“ (малая) и „Акула“(большая). Обе лодки Морской технический комитет (МТК) положил считать»опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитиюотечественного подводного строительства".
Проектподводной лодки «Минога» был одобрен МТК 20 сентября 1905 года, анаряд на строительство подводной лодки Балтийскому заводу был выдан 9 февраля1906 года. В том же месяце была заказана сталь для корпуса и была начатаразработка рабочих чертежей.
Цистерныглавного балласта (две) размещались в оконечностях, заполнялись центробежнымипомпами; внутри прочного корпуса находились две средние цистерны по 2 тонны,заполнявшиеся через отдельные кингстоны; имелись также две палубные цистерны,заполнявшиеся самотеком через шпигаты. При незаполненных палубных цистернахподводная лодка плавала в позиционном (тогда оно называлось полуподводным)положении, когда на поверхности оставалась только рубка. Средние и дифферентныецистерны продувались сжатым воздухом.
Дватрехцилиндровых четырехтактных двигателя Дизеля и гребной электромоторсоставляли с помощью фрикционных муфт одну линию вала с винтом регулируемогошага, лопасти которого устанавливались в соответствии с мощностью работающихдвигателей. Для наблюдения в подводном положении были установлены перископГерца и клептоскоп (панорамный перископ, позволяющий наблюдателю при осмотрегоризонта оставаться на месте).
Вовторой половине сентября 1906 года состоялась закладка подводной лодки. Фирме«Л. Нобель» в Санкт-Петербурге был выдан заказ на изготовление двухдвигателей Дизеля морского типа, мощностью по 120 л.с. каждый. Главныйэлектромотор был заказан заводу «Вольта» в Ревеле, аккумуляторнаябатарея — заводу «Травайль Электрик де Мэто» в Париже. Первыйдвигатель Дизеля был изготовлен в июле 1908 года, второй — в октябре того жегода. Завод «Вольта» справился с изготовлением электромотора лишь виюне 1908 года. В ночь на 21 марта 1908 года пожаром была уничтожена готовая кустановке аккумуляторная батарея. Спуск подводной лодки на воду состоялся 11октября 1908 года (гидравлическое испытание прочного корпуса было произведено23 октября 1907 года). 23 октября 1908 года «Минога» в первый развыходила в Морской канал под одним из двигателей Дизеля (второй еще не былдоставлен). 26 октября лодка была готова к началу испытаний, но, выйдя из дамбМорского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод,где 7 ноября, несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружениеу причальной стенки. Во время испытаний выяснилась необходимость установкисвинцового киля, т.к. необходимое количество балласта не удалось разместить втрюме подводной лодки. После установки киля в конце апреля 1909 года«Минога» выходила на предварительные пробеги в Морской канал поддвигателями Дизеля. В начале июля лодка ушла в Бьерке на заводские испытания,которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был смененгребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы. В октябребыли произведены приемные испытания и 31 октября Морской технический комитетрекомендовал принять «Миногу» в казну. Первым командиром подводнойлодки «Минога» был лейтенант А.В. Бровцын.
Осенью1912 года командиром подводной лодки был назначен лейтенант А.Н. Гарсоев,командовавший до этого подводной лодкой «Почтовый». По ходатайствуГарсоева команда «Миноги» была заменена командой подводной лодки«Почтовый», к которой Гарсоев привык и с которой хорошо сработался.Новая подводная лодка в ремонте не нуждалась и команда больше отдыхала, нежелиизучала подводную лодку; сверхсрочнослужащие полностью полагались на свой опытподводного плавания, приобретенный на других подводных лодках.
23марта 1913 г. «Минога» вышла из Либавы в практическое плавание. Приотходе от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу ипотеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов днякомандир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору освоем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажкии засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапаншахты судовой вентиляции.
Приподготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляциине закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе вентиляции вмашинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров.Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй.Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, какпользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции.После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился стревожными гудками в гавань.
Трубувентиляции разрубили, после чего попытались забить ее — пошел в ход кителькомандира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды неудалось. Гарсоев принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что ибыло выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виденкормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки ивыделение хлора из аккумуляторов уменьшилось.
Наместо аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особоотличился при спасательных работах мичман К.Ф. Терлецкий. Водолазы завелистропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки была поднята и наповерхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманомТерлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь.
БоцманГордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка былаподнята выше и можно было открыть рубочный люк — его состояние оказалось лучше,чем у остальной команды.
Послеоткачки воды «Минога» была отбуксирована в порт и восстановлена.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 14 боевых выходов, несколько раз пыталасьатаковать неприятельские корабли. В 1918 г. после ремонта на Балтийском заводеперевезена по железной дороге в Саратов, откуда своим ходом дошла до Астрахани,приняла участие в гражданской войне. 10 ноября 1918 г. перечислена в составВоенного флота Астраханского края (ВФ АК), с 31 июня 1919 года входила в составВолжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года — в Морские силыКаспийского моря. 21 ноября 1925 года сдана в ОФИ для разборки на металл.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 32,6 Ширина, м 2,75 Осадка, м 2,75 Водоизмещение надводное/подводное, т 123 / 152 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х120 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11 / 5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 900 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале мировой войны) 1 Торпеды в трубчатых носовых торпедных аппаратах калибром 45 мм 2
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/