5
Московский Гуманитарный Институт имени Е.Р. Дашковой
Факультет психологии
Реферат
по антропологии
на тему
Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека
Преподаватель: Григорьева М.А.
Студент: Федорова О.Ю.
(1курс, заочное отделение, московская группа)
Москва, 2005
План
I. Гипотезы происхождения искусства
Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.
Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком. В свое время антропологов озадачил вопрос: "почему люди начали рисовать?" В глобальном смысле этот вопрос звучит так: "Почему, зачем, человеческие существа захотели изображать нечто на стенах своих пещер, что явилось первоосновой того мира, в котором мы сейчас живем - мир, где знания о мире передаются через искусство.
Предполагаю, что озадаченность антропологов может быть непонятна. Казалось бы, что тут неясно? Это же приятно, красиво и позволяет реализовать себя. Но, это нам приятно и красиво, современным людям. А буквально сто лет назад в крестьянских избах не было никаких украшений, кроме тех, что связанны с различными культами и верованиями. Не наслаждались крестьяне красотой. Не до этого им было. Они работали и самого понятия "наслаждение красотой" не знали. Ну, радуга. Ну и что? К солнцу, значит. Они не вздыхали так, как мы сейчас, что вот, мол, красота какая. Богатые люди, те да, те понимали искусство и умели ценить прекрасное, а крестьяне нет. Им некогда было.
Вот и получается, что 25000 лет назад, в эре палеолита, а именно столько лет назад появились первые наскальные полноцветные и объемные изображения животных, у человека тем более не было времени на любование красотой. Он еще бегал с палкой и привязанным к ней камнем. У человека сознание весь день было занято одним - поиском пропитания, борьбой за выживание и продлением рода. Когда на радугу любоваться?
Но между тем рисовать человек начал и, что самое интересное, рисовать начал животных. Животные изображены очень реалистично.
Как, с чего, человек вдруг бросил все и начал рисовать? А надо сказать, что изображения нарисованы в таких местах, куда не всякий здоровый достанет, так что гипотеза о том, что это инвалиды баловались от нечего делать, отпадает.
Чтобы ответить на вопрос: "ПОЧЕМУ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО и предтечи его, наскальные рисунки?", надо представить, в чем заключалась жизнь древнего человека. Охота - для мужчин. Пещерное хозяйство - для женщин. А теперь вообразите себя древним охотником. От Вас зависит жизнь всей стаи. А Ваша способность продлить жизнь стаи зависит от зверя и Вашего искусства охоты. Зверь для Вас это неотъемлемая часть жизни, такая же, как искусство для современного человека.
Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживаясь в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.
Есть предположение, что это ассоциирование с животным развивает в древнем человеке ассоциативное мышление, что позволяет ему рисовать трехмерный мир на плоской стене, штрихами придавая рисункам трехмерность. Больше никакие животные не могут создавать трехмерных изображений. Только люди - Homo Sapiens sapiens.
Возможно, древний человек так же ассоциировал животного с членами своей стаи. Получается, что, убивая животное для пропитания, он убивает члена своей семьи, но и не убивать он тоже не может - это пища.
Видимо из-за этого противоречия - надо убивать и не надо убивать, и возник ритуал поклонения убитым животным. Цель ритуала - попросить прощения за убийство, чтобы животное не обиделось и в другой раз дало себя убить. А для того, чтобы животное не боялось смерти, древний человек совершил поразительное открытие - он придумал, как можно подарить животному вечную жизнь. Он изображает его образ на скале.
Нарисованный образ дает возможность поклоняться "до того как", чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.
Обращаю внимание на то, что первые изображения, а до них разного рода каменные и глиняные фигурки, служили для поклонения и задабривания, то есть искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. А для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина. Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Средство для избавления - ритуал поклонения, то есть что-то похожее на религиозные ритуалы настоящего.
Одна из причин возникновения древнего искусства - страх, вина и проистекающее из этого желание задобрить, извиниться.
Надо добавить, что это не единственная причина. Если кратко, то существуют так же еще и следующие гипотезы:
1. искусство служит для привлечения полового партнера;
2. искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке; ну и наконец прелюбопытнейшая гипотеза Я.Я. Рогинского.
3. искусство связанно с деятельностью организма, с аритмией мышления человека, но религиозный мотив в его древней интерпретации, на мой взгляд, был сильнее всего.
II. Зачатки искусства у неандертальцев
Итак, с чего же все началось? Вместе с остатками жизнедеятельности наших ископаемых предков появляются сначала краски, а уже позже изображения. Мустьерское использование охры для пятен на камнях, для отпечатков пятерни и ориньякско-солютрийские насечки и полоски, графические и скульптурные изображения животных и людей, - все это не имеет ни малейшего отношения к категориям эстетики (на первый взгляд) и отвечает столь ранним ступеням подготовки специфической человеческой психики, что эти явления должны быть поставлены в порядке эволюции у самых истоков возникновения речи. И все таки тут налицо нечто высоко специфичное для становления человека (возможно, я опять повторюсь и тем не менее): если и мыслимо животное, которое применяет элементарную окраску, то ни одно животное не создает изображения чего-либо.
Давно уже известно, что неандертальцы могли сооружать и при необходимости сооружали из костей крупных животных и других материалов наземные жилища, очень похожие на те, в которых люди Верхнего Палеолита обитали еще 12-15 тысяч лет назад. Остатки таких жилищ были обнаружены археологами, например на мустьерской (то есть среднепалеолитической) стоянке Молодово I на Украине, а так же на французских стоянках Ле-Пейрер, Жетон и др., относящихся к тому же периоду. Известны и многочисленные неандертальские погребения, по поводу которых десятки лет не прекращаются споры ученых. Теперь уже нет сомнений, что по крайней мере часть этих погребений - результат преднамеренных захоронений.
Процесс труда воспитывал в человеке понятие целесообразности и соответствие формы предмета его назначению и содержанию. С усложнением функций орудий труда они приобретали более целесообразную и изящную форму. Ритм трудовых движений воссоздавался в искусстве в повторяющихся линиях, формах. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности, что имеет важное значение в искусстве.
Уже в некоторых каменных плитах, найденных в пещере Ля-Ферраси во Франции (период Мустье, предшествующий верхнему палеолиту), можно видеть элементы эстетического характера - ритмически повторяющиеся красочные полосы и пятна.
Наконец, имеется и достаточно доказательств способности неандертальцев к созданию символов, то есть к изобразительной деятельности вообще. На некоторых из их стоянок были найдены изделия, не имеющие прямого утилитарного назначения, а выполнявшие, скорее, декоративные или символические функции. Это костяные подвески (Ля Кина и ряд шательперронских стоянок), каменные и костяные предметы с ритмически сгруппированными искусственными нарезками на их поверхностях (Ля-Ферраси, Бачо Киро), плитки известняка с выбитыми на них углублениями, покрашенными охрой (Ле Мустье), и целый ряд других вещей.
Мной был проведен маленький эксперимент (выводы, конечно, могут быть ошибочны, но тем не менее, я решила их поместить ниже). Суть сего эксперимента состоит в следующем: я дала краски своему девятимесячному ребенку и стала наблюдать - что же он станет делать. Конечно, карапуз не растерялся, а запустил свою ладошку в банку с краской и стал "рисовать". Самое любопытное в том, что его "рисунки" очень, ну просто очень напоминали те самые волнистые линии, которые оставили после себя неандертальцы. В последствии ребенок использовал для своей "наскальной" живописи, все, что ему попадалось под руку: помада, гуталин, манная каша, земля из цветочных горшков, и так далее. Он оценил всю прелесть искусства, и ничто уже не способно было его остановить. Мне подумалось, что неандертальцы были по своему разуму, в чем-то как девятимесячные дети. С той лишь разницей, что им никто не "подсовывал" краски, они дошли до всего сами, за что честь и хвала им!
Итак, мы приходим к выводу, что у неандертальцев был большой культурный потенциал. И кто знает, как сложились бы обстоятельства культурного развития, не появись на "сцене" неоантропы.
III. Искусство Палеолита
Живопись. Первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.
Итак, настоящее первобытное искусство, как уже было сказано, возникло около 30-го тысячелетия до нашей эры, в позднем палеолите, когда и появился кроманьонский человек. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и все более возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
Произведения первобытного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность кроманьонца на заре его жизни в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах.
После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат. Не имея постоянных жилищ, люди часто ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры животных; но они умели строить и наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.), знали огонь, заботились о погребении сородичей.
Древним охотникам были свойственны огромная энергия и отвага. Жестокая и упорная борьба с противостоящими и грозными неведомыми силами природы поглощала сознание и волю коллектива, она определила основную тему искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практическую ценность. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства палеолита.
Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ля-Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда кроманьонцы прибегали к технике рельефа.
Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (ок. 20-10 тысяч лет до нашей эры). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.
В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.
Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.
Поражает разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, полных напряжения поз. Таковы экспрессивные изображения бизонов - пасущихся, бегущих, лежащих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом).
В памятниках мадленского периода встречаются большей частью единичные изображения животных, почти не связанных действием в единую композицию. Однако к этому же периоду относятся зачатки более сложных решений - композиций, объединяющих фигуры действием, передающих конкретный жизненный эпизод. Примером может служить самый совершенный цикл классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита в пещере Ляско (Франция, 18 тысяч лет до нашей эры), доисторической "Сикстинской капелле". Наряду с изображением сцен жизни животных (быков, диких лошадей, коровы с теленком, баранов, бизонов) в так называемой апсиде черной краской запечатлена трагическая сцена гибели охотника (с птичьей маской на голове), пораженного смертельно раненным бизоном или убегающим носорогом. Попытку дать обобщенный образ стада оленей можно наблюдать на костяной пластинке из мэрии в Тейжа (Франция) средствами гравировки, крайние фигуры животных произведены полностью - стадо дано в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и черточками намеченных линий ног, что рождает впечатление множественности.
На камне из пещеры Лимейль (Франция) запечатлено не только стадо, но и повадки каждого оленя. В костяной пластинке из грота Лортэ (верхний палеолит, мадленский период, Франция) показаны олени, переходящие в брод реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета обусловила поиски компактного композиционного расположения фигур на плоскости; здесь сделана попытка воспроизвести пейзажную среду - река обозначена изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства и графики.
Скульптура. В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных - медведей, львов, лошадей - отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например, шерсти. С культом "прародительницы" и "владычицы стихии" связанны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных "Венерами". В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление об единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередование.
В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявилась его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В тоже время его отличает известная узость содержания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя, не случайно в первобытных "Венерах" черты человеческого лица не изображались, внимание сосредотачивалось на анатомических особенностях тела. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира.
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на Украине (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), в Сибири (Буреть, Мальта).
При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. А как известно младенец рано или поздно вырастает, так стало быть человечество оказалось на тот момент на верном пути.
IV. Мезолит
Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступил с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век). Он совпадал с установлением современной геологической эпохи (после отступления ледников). Группирующиеся небольшие коллективы люди осваивали большую, чем прежде, территорию. На морском побережье, у рек и озер они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, рыболовством и собирательством, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, облегчавшими охоту, приручили собаку и некоторых других животных. Под воздействием этих перемен жизненный опыт человека и представления об окружающем мире расширились, более развитым стал процесс мышления. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Появившиеся в захоронениях этого времени предметы быта свидетельствуют о возникновении верований в загробную жизнь.
Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В поле зрения человека вошли новые явления, делались попытки раскрыть взаимосвязи, освоить общие закономерности жизни. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве элементы схематизма, в живописи исчезает много красочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. Одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир - события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, его поражений или побед над силами природы во время охоты или военных столкновений.
Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную композицию на плоскости. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в прибрежных горных районах Восточной Испании и в Северной Африке. Нанесенные динамичными штрихами мчащиеся фигуры разъяренных воинов (Испания, Морелли ля Вилла) показаны как бы с высоты птичьего полета, они исполнены решительности, целенаправленны в своих действиях. Эта полная экспрессии сцена сражения - свидетельство напряженной жизни древних людей. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов, меда, загон скота). В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданные легкие изящные движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объединяющего три фигуры.
Обще принято относить к первобытному искусству не только эпоху палеолита и мезолита, но также еще и неолит, и эпоху бронзы. Я умышленно не стала описывать последующие эпохи после мезолита, поскольку они не являются эпохами возникновения искусства - они являются эпохами развития и продолжения искусства. По большому счету и мезолит не относится к эпохе зарождения, но я осветила некоторые его аспекты лишь, для того чтобы проследить каким же путем последовало человечество, а в след за ним и искусство.
V. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции
Сущность искусства, на мой взгляд, есть не что иное, как синтез положительных эмоций от содеянного, если ты автор или же от увиденного, если ты зритель. Что движет творцом? Донести свое мироощущение до окружающих его людей, любым возможным для него способом и средствами. Что движет зрителем? Найти в произведении художника частичку самого себя или своего мироощущения, тем самым, приобщившись к искусству. И зародились подобные отношения не сегодня и не вчера. Зародились они тогда, когда неоантроп (а может, все таки неандерталец) впервые взял в руки "кисти и краски" и оставил свой неизгладимый след в мировом наследии и развитии всего человечества. Первобытный человек смотрел на творенье рук своих и оценивал результат творчества по принципу "нравится-не нравится", приятно смотреть или нет. Он не мог анализировать свое творчество, в силу не достаточной развитости своего интеллекта. А его соплеменники вряд ли задумывались глядя на рисунок "а что же этим хотел сказать автор?". Но тем не менее именно этот инстинктивный посыл и зародил в человеческом интеллекте эстетическое чувство, которое эволюционировало вместе с homo sapiens на протяжении всего существования, начиная с эпохи верхнего палеолита и до наших дней.
"Таким образом, человек предстает перед нами не только как объект эволюции, но и как субъект, формирующий самого себя через механизм эстетического отбора. Любые исследования эволюции современного человека и прогнозы относительно облика человека будущего будут несовершенными без учета именно этого типа отбора, который связан с эстетическими предпочтениями и представлениями современного человечества."
Список использованной литературы
1. Б.Ф. Поршнев "О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии". Москва, 1974г.
2. А.П. Окладников "Утро искусства". Москва, 1966г.
3. М.А. Дерягина "Эволюционная антропология" Москва, 1999г.
4. Л. Вишневский "Мог ли венец творения быть иным?" Журнал "Мифоскоп".
5. М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева "История зарубежного искусства" Москва, 1980г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |