Реферат по предмету "История"


Шпоры по истории Узбекистана

1. Теоретико-методологические основы изучения истории.Предмет науки «Истории Узбекистана». Функции истории.
В воспитаниидуховности, одним из важнейших её истоков является историческая память, безкоторой как отмечал наш президент, нет осознания настоящего и будущего. Именнопоэтому курс Истории Узбекистана преподается во всех ВУЗах республики.
Понятие «история» впереводе с греческого языка означает: повествование о том, что узнано иисследовано. История человеческого общества – это наука, изучающая развитиецивилизации во всей её конкретности и многообразии, познающая закономерностиразвития человечества в его прошлом и настоящем.
Предметом наукиназывается круг основных изучаемых вопросов. Для Истории Узбекистана наиболееважными проблемами являются:
1.     СредняяАзия как один из древнейших очагов человеческой цивилизации.
2.     Первыегосударственные образования в регионе.
3.     Развитиедуховности народа региона.
4.     Этническоеформирование узбекского народа.
5.     Возрождениенауки, культуры, богословия в средние века и настоящее время.
6.     РазвитиеТуркестана как колонии царской России (сер. 19в. — 1917г.).
7.     Проблемытоталитаризма в советский период (1917-1991гг.).
8.     Годынезависимости.
Каждая наука имеетсвой метод изучения. Два основных принципа при изучении истории Узбекистанаявляются основополагающими: принциписторизма и принцип социальногоподхода. Сущность принципа историзма сводится к тому, чтобы анализ каждогоисторического явления и исторических фактов рассматривались:
1.     во-первых,исторически, т.е. в развитии от прошлого к настоящему. Нельзя выводы из одногоисторического времени переносить на другое.
2.     Во-вторых,во взаимосвязи со всем, что параллельно и одновременно происходит в другихгосударствах и регионах мира, поскольку человеческое общество – это системноепонятие.
3.     В-третьих,правильные выводы можно сделать, лишь учитывая конкретный опыт истории.
Принцип социальногоподхода  предусматривает переход к призмеобщечеловеческих интересов, т.е. к восстановлению принципа гуманности висторическом анализе.
Одной изсоставляющих теоретико-методологических основ изучения курса ИсторииУзбекистана является также выбор подхода к оценке  исторических явлений и фактов:
1.     Агностический,утверждающий, что познать историческую сущность и деятельность человека висторических реалиях невозможно.
2.     Мифологический(религиозно-теологический).
3.     Гуманистический(гуманитарный).
4.     Формационныйподход (общественно-экономические формации).
5.     Цивилизационныйподход
Исторически первыедва изжили себя. Остальные с соответствующими корректировками  могут успешно использоваться, поскольку ониво многом взаимо-дополняют друг друга. Их нельзя противопоставлять, наоборот, их нужно синтезировать, незабывая об их неоднородности.

2. Произведение И.А. Каримова «Без исторической памятинет будущего».
В основу произведенияИ.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» (1999г.) легло интервьюПрезидента в 1998 году в июне с историками и журналистами, в котором Президентанализировал состояние исторической науки, выдвинул ряд проблем в этой сфере,подчеркнул важность изучения правдивой истории в период духовного возрожденияобщества, выделил те вопросы, на которые должны ответить историки.
История воспитываетличность. Желание знать свое прошлое, свои корни присуще каждому человеку.Историческая память необходима для возрождения духовности. Человек, знающийисторию своей страны, своего народа – человек, который может мыслитьсамостоятельно, его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю.Уроки истории воспитывают волю, учат бдительности.
Узбекистан с обретениемнезависимости получил возможность восстановить свою правдивую историю. Всоветское время многие исторические события, деятельность историческихличностей искажались, анализировались через призму классовогоидеологизированного подхода; многие имена были забыты. Для написания правдивойистории сначала надо определить целостную концепцию, т.е. программуисследований, выделить научные методы изучения, поставить конкретные задачи,вопросы на которые необходимо найти ответы. Это начало сложной и длительной работы.Далее в связи с требованиями времени необходимо пересмотреть деятельностьинститута истории, археологии, Востоковедения при академии наук РУз, подойтикритически к деятельности историков, ученых, оказать им материальную помощь.Учебные заведения необходимо укомплектовать исторической литературой. Созданиенаучной правдивой истории должно стать актуальной задачей для широкойобщественности. В 1998 году принято постановление РУз «О совершенствованиидеятельности Института истории Академии наук РУз», в котором говорится, чтоцелью института является восстановление подлинной истории и государственностиузбекского народа, достижение признания значимости научных трудов различныхисторических деятелей Средней Азии мировой общественностью, разработка историческихкниг на основе анализа исторических документов. Основная задача историковУзбекистана – создание правдивой истории с научной точки зрения.
В своем произведенииИ.А. Каримов говорит, что о народе узнают не по его названию, а по егокультуре. Узбекский народ имеет все основания, чтобы называться духовно богатойи независимой нацией, т.к. мы наследники великих мыслителей Востока (Улугбек,Ибн Сино, Беруни, Навои, Фараби и др.), которые внесли неоценимый вклад вразвитие мировой культуры и науки; мы обладатели уникальных архитектурныхпамятников, множества исторических ценностей, сложившихся традиций. Богатоекультурное наследие – один из источников идеологии национальной независимости.Очень важно знать, как шел процесс развития культуры, какие факторы способствовалиэтому. Культура – результат деятельности ни одного народа, а многих этническихгрупп, проживающих на данной территории. Народ и его культура остаютсянавсегда, а переселенцы и покорители уходят.
В своей работе И.А.Каримов поднимает вопрос и об истории государственности на территорииУзбекистана, которая насчитывает 2700 лет, вспоминает великого политическогодеятеля Амира Темура и его произведение «Уложение Темура» — азбука искусствауправления; определил, что основным критерием оценки
роли личности вистории являются дела, которые она совершила для своего народа, процветаниясвоего государства, тот след, который она оставила после себя. Также в работеПрезидент заостряет свое внимание на очень сложном вопросе – этническоеформирование узбекского народа, подверг критике такие взгляды на эту проблемукак рассмотрение начала истории узбекского народа с появления и распространенияэтнонима «узбек» в 16 веке. А ведь наш народ появился на мировой аренедавным-давно, своей культурой, своей жизнью, историей он известен уже сдревнейших времен.
Впроизведении «Без исторической памяти нет будущего» И.А. Каримов говорит, чтозадача историков – воссоздание правдивой истории; люди должны знать историю;желание изучать свое прошлое – естественно; мы обладатели богатого культурногонаследия, потомки великих исторических личностей, которыми по праву можемгордиться. Знание истории помогает строить наше будущее, воспитывать гармоничноразвитую личность; осознать, что истинная ценность для народа – это независимость,без нее нет будущего, это естественная необходимость.

3. Понятие цивилизации. Узбекистан – один из очаговдревней цивилизации.
Цивилизация – этоотносительно цельная система общественно-государственных связей и отношений,существующая в определенных исторических, пространственно-временных границах иобладающая устойчивыми особенностями.
Цивилизация – этоустойчивая социосистема. В разных регионах мира цивилизация имеет своиособенности. Локальная цивилизация изучает:
1.     Большиеисторически сложившиеся общности.
2.     сопределенной территорией.
3.     сосвоими устойчивыми особенностями социально-экономического и культурногоразвития (своя экономика, своя политическая жизнь, свои законодательства,литература, традиции, быт и т.д.)
Примером локальнойцивилизации является Средняя Азия.
Процесс формирования человека и развития первобытно –общинного строя во всех регионах, в том числе в Средней Азии, проходилнесколько этапов. В основе данной периодизации лежит материал, из которогоизготавливались орудия труда. Наиболее длительным считается так называемыйКаменный век, который делится на следующие этапы:
А) раннекаменный век(палеолит)
-     Ашель(ранний/нижний) – 700/500 ― 100 тыс. лет тому назад.
-     Мустье(средний) — 100― 40 тыс. лет тому назад
-     Поздний — 40― 12 тыс. лет. До н.э.
Б) Мезолит (средне-каменный век) 12 – 7 тыс. лет. Дон.э.
В) Неолит (ново-каменный век) 6 – 4 тысячелетие до н.э.
Г) энеолит (медно-каменный век) 4 – 3 тысячелетие дон.э.
Д) Эпоха бронзы 3 тыс. – нач. 1 тыс. до н.э.
Е) Раннежелезный век нач. 1 тыс. – 1 в. н.э.
Заселение территории Узбекистана происходило в эпохураннего палеолита(700/500 ― 100 тыс. лет тому назад). Древние люди,заселившие территорию Узбекистана были в родстве с синантропами, населявшимиЮго-восточную и Восточную Азию.
Вот стоянки древних людей соответствующие данномупериоду. Пещера Селенгур в Ферганской долине (найдены зубы, плечевая кость,задняя часть черепа антропоида, названного “фергантропом”) и Кульбулак в районеАнгрена (обнаружены орудия труда и кости животных). Антропоиды жили в то времястадами, занимались охотой и собирательством.
Период “мустье” (100-40 тысяч лет тому назад). Вусловиях смены климата меняется вид антропоида. Это — неандерталец (появляетсяпрямохождение, образуется центр речи в подкорке мозга). Археологические находки- грот Тешикташ, где были обнаружены останки неандертальского мальчика 8-9 лет,около 300 каменных орудий труда и останки костров. Вокруг умершего быливоткнуты рога чёрных козлов, чтобы защитить умершего от злых духов на томсвете. Это свидетельствует о зарождении религиозных представлений у древнихлюдей.
“Верхний палеолит” (40-12 тыс. лет тому назад).Формируется человек современного типа — кроманьонец. Стоянки — Самарканд,Ферганская долина и долина реки Ангрен. Там найдены останки древних людей иболее совершенное орудие труда, свидетельствующее об эволюции как самогочеловека (изменился не только его внешний вид, но и появилась способность его кумозаключениям, обобщениям), так и образа его жизни — начали создаватьсяродовые общины, племена. Люди стали заниматься коллективной охотой, строитьжилища, изготавливать одежду из шкур животных. Появляется первое искусство — наскальные рисунки в ущелье Зараутсай. Известны такие поселения как Мачай,Обишир, Кушилиш.
Эпоха “мезолита” (среднекаменный век) — 12-7 тысячелетий до н.э.
            Каксчитают учёные, изменение климатических условий и животного мира (экологическийкризис) заставили людей от малопроизводительной охоты перейти к поискам новыхисточников питания — к земледелию и скотоводству. Для помощи в охоте сталиприручать животных. Земледелие требовало оседлого образа жизни, скотоводы тожеисчерпали ресурсы пастбищ. Отсюда — переход к мотыжному земледелию. Известноболее ста стоянок эпохи мезолита, обнаруженных в предгорных и горных районахФерганской долины и юга Узбекистана. Родовые общины и в этот период являютсяобъединениями людей, проживающих на одной территории. Управлялись родыстарейшинами.
Эпоха “неолита” (новокаменный век) — 6 — 4 тыс. лет до н.э.
Очень важный этап в развитии человека. Происходятизменения, которые принято называть “неолитической революцией”, т.е. переход отприсваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие искотоводство). Поселения первых земледельцев 6 — начала 5 тысячелетия до н.э. — это Чакмалы (около Ашхабада) и Джейтун (“Джейтунская культура” — одна из первыхземлевладельческих культур в Средней Азии). В то же время на севере региона натерритории современного Каракалпакистана люди занимались охотой и рыболовством(“Кальтаминарская культура”).
В период неолита происходят первое и второе общественноеразделение труда. Первое — выделение земледелия и скотоводства в отдельные видытруда. Второе — выделение ремесла. Впоследствии происходит третье общественноеразделение труда (с появлением территориальных общин — новые специальности:строительные мастера, архитекторы), а затем четвёртое разделение труда,связанное с социальным расслоением общества — появляются вожди, жрецы, воины.
С выделением социальных слоёв начинается социальноерасслоение с присвоением лучших земель и пастбищ. В областях оседлогоземледелия формируются крупные межобщинные объединения (племена). Становятсячастными военные столкновения между ними.
Период энеолита ( меднокаменный век) — 4-3 тыс. лет до н.э.
Вместе с общественным разделением труда и появлениемремесел идёт угасание матриархата. Родство стало вестись по отцовской линии.Наступает эпоха патриархата, формируется патриархальная семья. Обнаруженонесколько поселений этой эпохи. Одно из них – поселение земледельцев в бассейнереки Зеравшан( 3-2 тысячелетия до н.э.). Еще одно поселение земледельцев эпохиэнеолита – около кишлака Саразм, недалеко от Пенджикента. Здесь найдены остаткимногокомнатных домов, орудий труда, печи для плавки металлов. Следы древнихземледельческих поселений найдены также в нижнем течении Амударьи(2 тыс.лет дон.э.) и около Амирабада. В этот период большую роль в жизни людей начинаетиграть металл. Но месторождения его ограничены. Отсюда — более ожесточённыевойны, растущая хаотичность, неупорядоченность в обществе. Господство общиннойсобственности и уравнительного распределения начинают тормозить прогресс(лучшие работники не имеют стимула к труду). Итогом является кризис: втехнологии, в экономике, в социальной жизни. Эпоха “бронзы”-с середины 3 тысячелетия до середины 1 тысячелетиядо н.э.
            Этостоянки — Джанбас — кале и в Хорезмской области. Они свидетельствуют ораспространении и развитии земледелия и скотоводства, о технических достиженияхлюдей. Оружие в Средней Азии изготавливали из бронзы (меди), а украшения — иззолота. Была развита горная добыча меди, литейное производство, ювелирное дело.Развивалась ирригационная техника, искусственные каналы оросительной системы.Широко была развита внутренняя и внешняя торговля. Зарождается письменность.
            Ноглавное изменение в “эпоху бронзы” — это возникновение государства, классов,частной собственности, денежного обращения (как эквивалент торговли) и переходот матриархата к патриархату (в связи с войнамми, потребностью охраныимущества, повышением социального статуса мужчины). Особенностьсоциально-экономических отношений — это превращение в объект собственностирабов (военнопленных) и возникновение в Средней Азии патриархального рабства,характерного для древневосточных цивилизаций.
Эпоха “раннего железа” (с середины 1 тысячелетия дон.э. по 1век н.э.).
            Это — стоянки в Хорезме, в правопобережье Амударьи (святилище Айртам), в горной частиФерганской долины. В этой эпохе появляется новый пласт исторических источников- письменные источники. Один из наиболее древних письменных памятников — “Авеста”, сборник священных гимнов первой монотеистической религии зороастризм.Появляются ахеменидские надписи, греко-римские источники VI — IV вв. до н.э.(Геродот, Страбон, Ктессий, Ксенофонт и др.), появляются собственные надписи натерритории Средней Азии.
            С эпохи“бронзы” в регионе в первом тысячелетии до н.э. начинается т.н. городскаяреволюция, в городах развивается ремесло, торговля. Наличие городов и городскойкультуры является одним из признаков цивилизации и определенным шагом кразвитию государственности.


4. Первобытно-общинный строй. Важнейшие историческиепамятники на территории Средней Азии.
Дляизучения истории человечества, необходимо в самом ее начале определитьпервоистоки ее возникновения. Для этого необходимо изучить древнейшую историючеловечества. Этим занимаются ученые различных отраслей наук: археологи,антропологи, этнографы, лингвисты и многие другие.
Первобытныйстрой – это самая первая эпоха в истории человечества, когда все орудия трудабыли общими, все трудились совместными усилиями и были равны. В самом началеразвития человечества происходит объединение древнейших людей в коллектив.
Постепенноколлектив стал распадаться на группы по родственному признаку.
Историячеловечества включает следующие периоды:
1.Палеолит (древнекаменный век). Он считается самым длительным из всех трех. Всвязи с чем, этот период, в свою очередь, делится на 3 этапа:
• Ранний(ашель) – 800/500-100 тыс. лет назад. Этот период характеризуется наличиемдревних стоянок антропоида – пещера Селенгур, которая располагалась вФерганской долине. Здесь были найдены плечевая кость, зубы, задняя часть черепаантропоида. Следы обитания антропоида также были найдены в Кульбуке близАнгрена. Этому свидетельствуют найденные орудия и кости животных. Известно, чтоантропоиды жили стадами. Основная деятельность: охота и собирательство.
•Средний (мустье) – 100-40 тыс. лет назад. В этот период меняется внешний образантропоида. Появляется неандерталец. Его отличие от антропоида было наличие вмозгу речевых рецепторов. Неандерталец изготавливал различные орудия труда,мастерил себе одежду из шкур, охотился на крупных животных. В районе Тешикташбыли обнаружены останки неандертальского мальчика 8-9 лет, около 30 каменныхорудий труда и остатки костров. В этот период зарождаются религиозныепредставления у древних людей.
•Верхний (поздний) – 40-12 тыс. лет назад. Представитель этого периода –кроманьонец. Следы его обитания – Самарканд, Ферганская долина и долина рекиАнгрен. Раскопки свидетельствуют о наличии в этот период болееусовершенствованных орудий труда, которые являются доказательством того, чтошел процесс развития человека (его эволюция). Менялась его внешность,появляется мышление, формируются родовые общины, племена. Появляется первоеискусство – наскальные рисунки в ущелье Зараутсай.
2. Эпоха«мезолита» (среднекаменный век) – 12-7 тыс. лет до н.э. В этот периодпроисходит резкое изменение образа жизни людей: от охоты они перешли кземледелию и скотоводству. Появление мотыжного земледелия сыграло огромную рольв развитии человека. Потепление в климате дало возможность расширять территориисвоего обитания. В эпоху мезолита существовало около 100 стоянок в Ферганскойдолине и на юге Узбекистана.
3. Эпоха«неолита» (новокаменный век) – 6-4 тыс. лет до н.э. происходит «неолитическаяреволюция». Переход к производящему хозяйству – земледелие, скотоводство.Развивается ткачество, ремесла. Изготавливаются микрометы. Формируются оседлыепоселения родовых общин. Расцвета достигает матриархат. На территории СреднейАзии в зависимости от природно-климатических условий и типов хозяйства выделяют3 вида культур: поселения первых земледельцев – «Джейтунская культура» – 6-5тыс. лет до н.э.; культура охотников и рыболовов – «Кальтамиранская культура» — конец 5- начало 4 тысячелетия до н.э.); культура земледельцев горных,предгорных районов – «Гиссарская культура».
4. Вэнеолит (меднокаменный век) – 4-3 тыс. лет до н.э. основной материал для орудий– медь. Развивается поливное, орошаемое земледелие, скотоводство. Оседлыеземледельческие поселения развиваются в предгорных районах и в дельтовыхбассейнах больших рек (Заманбаба в бассейне реки Зарафшан). Население приаральязанимается разведением домашних животных (лошади, коровы, овцы). Нехватка медипривела к войнам, господство общинной собственности тормозит прогресс.
            5. Эпоха «бронзы» — с середины 3тысячелетия до начала 1 тысячелетия до н.э. Происходит отделение скотоводстваот земледелия (первое
общественноеразделение труда), социальное расслоение общества (общинники, воины, жрецы,вожди) с присвоением земель, пастбищ; появление излишков – прибавочногопродукта приводит к имущественному неравенству, развитию обмена междуплеменами. Наступает патриархат, родство по мужской линии (мужчина – добытчик,защитник, воин); имеет место рабство. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э.формируется протогородская культура в областях Бактрии, Маргианы с центром вДжаркутане (признаки города – цитадель, храм, дома). Во 2 тысячелетии до н.э. –культура земледельческо-скотоводческих племен – Тазабагьябская на территорииХорезма; начало 1 тысячелетия до н.э. поселения земледельцев – чустскаякультура на территории древнего Хорезма 2,5 тысяч лет назад появиласьписьменность.
6. Эпоха«раннего железа» (конец VIII век до н.э. – I век до н.э.). развиваетсяметаллургия, изготавливаются орудия из железа. Развиваются древнейшие городскиецентры (Узункыр, Афросиаб).
Важнейшимисторически памятником этого периода является письменный источник «Авеста» — священная книга зороастризма. А также ахеменидские надписи (VI – IV вв. дон.э.), Греко-римские источники (Геродот, Страбон, Ктисий, Ксенофот и др.).
Такимобразом, древняя история Средней Азии говорит о том, что Узбекистан – это одиниз очагов древнейшей цивилизации на Востоке.

5. «Авеста» — исторический источник изучениядревнейшего периода истории Средней Азии.
«Авеста» —собрание религиозных текстов зороастрийцев. Зороастризм — это самая древняярелигия, в основу которой положена вечная борьба добра и зла. Она не стала мировой,но оказала большое влияние на такие мировые религии, как буддизм, иудаизм,христианство, ислам.
Название религииидет от имени пророка Заратуштры. "Aвеста"является не только священным писанием зороастрийской религии, но и одним изосновных источников по истории древности, культуры, социальному и политическомуcтроюдревних народностей, проживавших когда-то в нашем регионе.
Свидетельства обоседлом (земледельческом) населении и о племенах, занимавшихся скотоводством,упоминание о вышеприведенной структуре общества позволяют предположить, чтоболее приемлемой в определении хронологии «Авесты» является точказрения, относящая «Авесту» к началу I тысячелетия до н.э. Именно вначале 1го тысячелетия до н.э. на громадной территории от северных границсовременного Узбекистана до Афганистана на юге, от ферганской долины на востокедо западных границ современного Туркестана складывалась общность, котораясоответствует отраженным в Авесте географическим понятиям Турана и Ирана. Этоследующие очаги культурной общности: Ферганский, Согдийский и др. Также Чачский– Ташкентский (бурлюкская культура). Это были ранне городские организмы сосложной внутренней организацией, возникшие на базе осёдло-земледельческогохозяйства, основанного на искусственном орошении. Данная стадия развитияобщества и нашла своё отражение в «Авесте».
Заратуштра — единственный основатель религии, который был сначала священнослужителем старойязыческой, протозороастрийской культовой религии, а потом, после полученияоткровения от всевышнего — пророком монотеистического учения.
В свободном выборемежду Добром и Злом активная роль отводится самому человеку. И поэтому вовремена Заратуштры основной долг человека, этика его поведения сводилась нестолько к молитвам и обрядам, сколько к справедливому образу жизни, выраженномув триаде: .«добрая мысль — доброе слово — доброе дело». Согласнозороастризму огонь, земля, вода и воздух – священны и их нельзя смешивать спредметами, предс зло.
Дошедшая до насАвеста состоит из книг: «Ясна» — «жертва», «моление», свод текстов,сопровождающих основные обрядовые церемонии;
«Яшты» — «почитание», «восхваление», гимны божествам зороастрийского пантеона;
«Видевдат» — «законпротив девов (демонов)»;
«Виспрат» — «всевладыки», собрание молитв и литургических текстов. Кроме этого в Авесту входитряд других разделов меньшего объёма и значения.
Из 72 глав «Ясны» 17составляют «Гаты» Заратуштры
Авеста содержитдуалистическую теорию о мироздании человеческой жизни.
Для историковбесценными являются сведения Авесты, характеризующие структуру авестийскогообщества и проблему древней государственности в регионе.
Древнейшие частиАвесты определяют структуру общества оседлых земледельческих племён начала 1готысячелетия до н.э. Это – иерархическое общество с чётко выраженной соподчиненностью:семья(«имана»), род(«вис»), племя(«занту»), страна(«дахью»), т.е. общество былочетырёхступенчатым.
По Авесте, можноохарактеризовать общественный строй на территории Ср. Азии как переходный отпервобытно общинного к классовому. Намечалось уже территориальное деление.Создавались мелкие «страны» во главе с правителями(но и родоплеменные отношенияещё существовали). Многие правители были фактически племенными вождями.Существовали и другие органы власти – народные собрания, и вероятно – советы старейшин.Выделялась родовая знать. Наименьшей общественной ячейкой была патриархальнаясемья. Существовали элементы патриархального рабства. Росла рольвоенноначальников.
Характеризуя Авестув целом как единый исторический источник, можно отметить, что она содержит всебе обширный и разнообразный материал по истории самой древнеймонотеистической религии – зороастризму, которая на протяжении столетийвоспитывала в своих приверженцах мужество, надежду на будущее и готовностьтворить добро. Помимо этого «Авеста» даёт очень ценные сведения о самомавестийском обществе, его социальной структуре, и тех социальных процессах,которые проходили в регионе в первой половине I-готысячелетия до н.э.

6. Древнейшие государственные объединения на территорииСредней Азии (Древне-бактрийское царство, Большой Хорезм).
В эпоху “бронзы” В Средней Азии появляются первыегосударственные образования.
            Государство- это организация политической власти, признаками которой являются: наличиеединой территории и единой административной системы; наличие организующихвластных структур (публичной власти, чиновничьего аппарата); появления права (свода законов); единая налоговая система; возможность защиты территории.
            СредняяАзия – часть древне-восточной цивилизации. Устоячивые признаки древне-восточнойцивилизации:
1.     Высокая степень зависимости от природы => отпечатокна мировоззрение, хозяйство, политическое устройство и все сферы жизни.
2.     Стремление людей к чрезвычайной стабильности и традициям(уважение старших, культ предков).
3.     Ирригационное земледелие: строительство общественнойжизни на коллективных началах.
4.     В политическом устройстве – единовластие.
5.     Государственная собственность на землю.
6.     В социальной жизни общества:
Верхушка:  правитель
Серединка: чиновничий аппарат
Низ: крестьяне-общинники, древние ремесленники и др.
Особенностью среднеазиатской государственности являетсято обстоятельство, что государства здесь появились ещё до возникновения классови эксплуатации. Они сформировались как небольшие территориальные структурныеединицы, представлявшие собой культурно-хозяйственные районы в древнихземледельческих оазисах, размером в 5-10 квадратных километров. Ирригационныестроительные работы требовали контроля. Это определяло у первых государствопределённые функции: общественные (регулирование внутренних взаимоотношений),хозяйственные, торговые, военные, религиозные. Кто-то эти функции должен былвыполнять. В дальнейшем эти должности передавались определённым лицам вкачестве традиции, потом они стали наследственными, затем были закреплены вправовых канонах. Члены общины вынуждены были подчиняться им в силунеобходимости.
Характерной чертой такого общества было то, чтосуществовавшие на низком уровне автономные и самоуправляемые общины не моглисуществовать без крепкой централизованной организующей власти.
Перечисленные признаки вполне соответствовали функциямсамых древних государственных образований в регионе. С конца III — середины II тысячелетий до н.э. в Сурхандарье (Саразм, Соппали-тепа, Джаркутан)возникли сложные организации с самостоятельной регуляцией производства,распределения, обороны, развитием культурных традиций и земледельческойкультуры. Самые древние города в регионе насчитывают большое количество лет:Кизыл-тепа в Сурхандарье и Афрасиаб под Самаркандом -2700, Хива, Ташкент,Самарканд — по 2500.
Со второй половины II тысячелетия до н.э. ускотоводческих племен в зоне степей на базе развития интенсивного скотоводствастали возникать первые эфемерные (мимолётные, призрачные) объединения спризнаками государственности. Главным для них была защита скота. Отсюда,военно-демократические функции этих объединений (вожди выбирались, также, как ивоеначальники на время военных действий).
Специфика исторических процессов в Средней Азии надолгие времена заключалась в постоянном взаимодействии этих двух типовзарождающейся государственности.
В эпоху поздней “бронзы” и “раннего железа” (начало I тысячелетия дон.э.), по данным археол


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.