Реферат по предмету "История"


Цивилизационные образования в Африке южнее Сахары в XVI—XIX вв.

Цивилизационныеобразования в Африке южнее Сахары.XVI—XIX вв.

План
 
1. Страны ЗападногоСудана (IV-XIII в.)
2. Тукулерское государство аль-Хадж Омара
3. Государства йоруба
4. Государства бассейна Конго
5. Суахилийская цивилизация
6. Арабская колонизация

Введение
 
В Африкеюжнее Сахары существовало несколько центров политического и культурногоразвития. К каждому из таких центров тяготел ряд периферийных обществ. Большогоразвития достигли страны Западного и Центрального Судана (биля-ди эс-Судан —«земля черных»), а также Эфиопия. В Западном Судане на протяжении IV—XVII вв. сменяли друг друга в качестве гегемона вполитической и культурной жизни государства Гана, Мали и Сонгаи. Напространствах Центрального Судана существовали государства хауса и Фульбе,Канем и Борну.
Ареаломцивилизационных образований было побережье Гвинейского залива. Здесь находилисьКонфедерация ашан-ти, государства-«империи» Ойо и Бенин. В бассейне реки Конго— государства Конго, Лунда, Куба и Луба. африкаарабский колонизация судан конго
Вобласти Великих озер Восточной Африки, или Межозерья, сложились государства Китара,Буньоро и Буганда. На восточном побережье континента сформировались суахилийскаяи отдельно — малагасийская цивилизации, как и на юге Африки —цивилизация Мономотапа.

1.Страны Западного Судана (IV-XIIIв.)
Первыесведения о Гане восходят к IV в.,однако своего расцвета она достигла в IX—XI в. В этот период наследственные
Естьнесколько условных, но равнозначных названий в обозначении значительной частиконтинента (с 20° с. ш. до 20° ю. пi., от последнего градуса до мыса Игольный)— Африка южнее Сахары, Тропическая и Южная Африка, «Черная Африка». В данныхназваниях регион, в свою очередь, Условно делится на Западную, Центральную,Восточную и Южную Африку.
ПравителиГаны («гана» означает «военачальник», таков был титул правителейгосударства, впоследствии распространенный на страну в целом), опираясь наармию, насчитывавшую до 200 тысяч человек, распространили свою власть наобширную территорию, включавшую западные и центральные районы современнойРеспублики Мали, а также запад и юго-запад современных Сенегала и Мавритании.Этническую основу государства составляли Сонинке, один из народов Мандинго.
СтолицаГаны — город Кумби-Сале (на территории Мавритании) — была крупным центромкараванной торговли солью, золотом и рабами с мусульманскими странами СевернойАфрики. Если до XI в. в странепреобладали различные местные религиозные верования, то после распространилсяислам. Главным образом это было связано с вторжением в «империю» воинственныхплемен берберов. В1076 г. их вождь Абу Бекр захватил столицу Кумби и обложилпобежденных данью. Глава государства и знать Ганы приняли ислам в надеждесохранить свое привилегированное положение. Под нажимом исламизированнойправящей верхушки ислам стал быстро распространяться и среди подвластныхгосударству племен — туку лер и сонгай, сараколе и диула. Несмотряна определенные очаги сопротивления воздействию ислама, мусульманство быстрораспространилось, и многие народы Западного Судана были исламизированы.Наиболее стойкое сопротивление оказали моей, которые так и не принялиэту веру, остались приверженцами собственных верований.
Наступилпериод междоусобиц. В 1240 г. Сундьята Кейта — глава одной из провинций Ганы,вождь народа малинке, — захватил власть и основал новое государство,ставшее второй великой державой суданского пояса, — Мали.
Вовторой четверти XIII в. правителинарода Мандинго, воспользовавшись ослаблением Ганы, воссоздали государствоМали, достигшее своего расцвета к первой половине XIV в. в период правления Мусы I (1312—1337) и его брата Сулеймана (1341—1360). Власть мансы(правителя) распространилась от районов, прилегавших к Атлантическому океану,до города Гао. В этот период в империи Мали отмечались стабильность центральнойвласти, а также обилие продовольствия и развитое ткацкое производство.
Основнаямасса населения Мали жила болыпесемейными общинами. Данная организация, сиспользованием пленников, посаженных на землю, сделалась главной формойскладывания раннефеодальных отношений в государстве. Особое место в социальнойструктуре общества занимали замкнутые профессиональные касты. Каждая кастазанималась определенным ремеслом, искусство которого передавалось понаследству. Касты ремесленников не были равноправными: на первом местенаходились кузнецы, за ними следовали плотники и резчики по дереву, затем ткачии т. д. Последнюю ступеньку иерархии занимали профессиональные певцы и рас-сказчики-гриоты.В свою очередь, весь класс ремесленников находился в более низкомположении, чем земледельцы-общинники. Все возраставшую роль в жизни обществаприобретали царская гвардия, создававшаяся из рабов. Ее командиры становилисьвлиятельной частью общества.
Основуэкономики государства Мали составляли земледелия и скотоводство. Важное местозанимала караванная торговля со странами Северной Африки и Египтом. Основнымистатьями торговли служили золото и рабы, которые обменивались на соль иремесленные изделия, производимые в Северной Африке. Мали приобрело известностьпоставщика золота из Западного Судана для всего Средиземноморья. На картеАфрики XIV в. правитель Мали обозначался как «господинзолота». Крупные торговые города — Дженне, Томбукту и Гао — одновременноиграли и роль культурных центров. В них сложились мусульманские колонии,оказавшие заметное влияние на развитие Мали. Оживленный торговый и культурныйобмен с мусульманскими странами на севере Африки способствовал дальнейшемураспространению ислама в государстве. Паломничества правителей Мали в Меккупревращались в важнейшие политические акции, демонстрировавшие мощь и богатствоимперии Мали1.
В 1321 г. манса Муса I совершил хадж в Мекку. Свиту царясоставляли многочисленные придворные и рабы. Царь ехал верхом на коне,предшествуемый пятьюстами рабами, каждый из которых держал в руках золотойжезл. Сопровождавший царя караван вез сто тюков золота. Арабский историкаль-Омари, посетивший Каир через двенадцать лет после путешествия мансы,сообщает, что еще долго после этого хаджа там продолжали рассказывать о владыкеСудана. По его словам, сказочная щедрость, с которой манса Муса раздавал золотонароду, вызвала падение цен на этот Драгоценный металл.
С 70-хгодов XIV в. начинается упадок государства.Борьба за власть, дворцовые усобицы, в которых решающую роль играла гвардия израбов, непрерывные войны с соседними странами ослабляли военно-политическуюмощь Мали. Одновременно набирали силу бывшие вассалы и данники империи, преждевсего правители Сонгаи и туарегские племана. В 30-х годах XV в. Мали теряет контроль над главнымицентрами торговли — городами Дженне и Томбукту, а во второй половине века исамо попадает в вассальную зависимость от Сонгаи. Попытки правителей Мали хотя бычастично восстановить былое могущество после разгрома Сонгайской державымарокканцами (конец XVI в.) успеха неимели.
В XVII в. территория бывшей империиограничивалась небольшим районом и управлялась членами царского клана Кейта, которыесохраняли власть в своем домене до второй половине XIX в.
Сонгайскоекняжество в пору своего образования и до установления собственной гегемонии врегионе располагалось в долине реки Нигер и находилось в вассальной зависимостиот малийской «империи». Еще в VII в.сложилась первая династия правителей Сонгаи, носивших титул «дья», а сконца XIII в. — титул «ши» или «сонни».В конце XI в. при «дья» Косой государственнойрелигией в Сонгаи становится ислам.
Постепенноевозвышение Сонгаи совпадает с периодом расцвета Мали. Зависимость от Малидлилась почти два века, вплоть до вступления на престол одного из выдающихсядеятелей Сонгаи сонни Али. Основой экономики сонгайского княжества былоземледелие. Достаточно развитыми были скотоводство и рыболовство. Значительнуюроль в хозяйственной жизни играла охота. Большая часть доходов правителейСонгаи до конца XVI в. поступалаот транссахарской торговли, главным образом от обмена соли на золото из южногоСудана. Постепенно складывалась система феодальных отношений, переплетавшаяся сэлементами рабовладельческого уклада и первобытнообщинного строя.
Послевступления на престол сонни Али Бера, или Великого Али (1464—1492), Сонгаирасширяет границы своего княжества и превращается в державу. Аль захватилглавные центры торговли между Северной и Западной Африкой. Нанеся тяжелоепоражение правителю народа моей (1438), Али Бер более чем на столетие утвердилгегемонию Сонгаи в Западном Судане.
Послесмерти Али его сын и преемник сонни Бубакар Дао практически сразу был отстраненот власти (1493) бывшим военачальником отца Мухаммедом Туре, принявшего титул «аския»(царь). В период правления аскии ал-Хаджа Мухаммеда I (1493—1529) Сонгайская держава располагалась на огромнойтерритории — от верховьев рек Сенегал и Гамбия на западе до пустыни Тенер навостоке, от соляных копей Тегаз-зы в северной Сахаре до стран хауса наюго-востоке.
ПриМухаммеде I была упорядочена централизованнаяадминистративно-политическая система, созданная еще Али Бе-ром, сформированапрофессиональная армия, велись крупные ирригационные работы. Значительноеразвитие в городах, особенно в Томбукту, Дженне и Гао, ставшем столицей Сонгаи,получили ремесла и культура. Центром всей культурной жизни Сонгайской державыстал город Томбукту. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие изИспании после изгнания мавров, были приглашены на службу царями Сонгаи. Ввысшем учебном заведении Санкоре наряду с Кораном и различными другимитеологическими дисциплинами изучались юриспруденция, литература, история,география, математика, астрономия и другие науки. Наравне с Кайруа-ном, Каироми Багдадом Томбукту в XVI в.был одним из крупнейших центров мусульманского просвещения.
Хотярасширение территории Сонгайской державы осуществлялось в целях сохраненияконтроля над транссахарской торговлей, роль последней как основного источникадоходов сонгайской знати к концу XVI в.значительно уменьшилась. В период расцвета Сонгайской державы в начале XVI в. определяющую роль всоциально-экономической жизни общества стали играть внутренние факторы.
Во второйполовине XVI в. в результате закрепления наземельных участках рабов-военнопленных в зерновых районах государства ипостепенного закабаления свободных сонгаев сложился класс феодально зависимогокрестьянства. На Другом полюсе сформировался единый господствующий класс,состоявший из двух сословий — военно-административной и духовно-купеческойаристократии. Оба сословия распоряжались крупной земельной собственностью.Основным источником доходов правящей верхушки сонгайского общества сталаразвитая в масштабах всего государства система эксплуатации зависимогонеполноправного населения. К зависимым приравнивались также и рядовые воины.
Вправление аскии Дауда (1549—1582) Сонгайская держава достигла наивысшегоподъема. Однако после его смерти наступает постепенный закат «империи».Внутридинастическая борьба за власть, межэтнические междоусобицы, восстаниясоциальных низов подрывали устои державы. Ослаблением Сонгаи воспользовалисьсултаны Марокко, которых давно привлекали богатства этой страны, и в частностикрупные залежи каменной соли в Тегазза, которая вывозилась во многие страны. В 1591 г. экспедиционный корпус султана Марокко Мулая Ахмеда ал-Мансура разгромил сонгайскую армию,захватил столицу и другие крупные города. Государство аскиев распалось. Нанекогда обширной территории Сонгайской державы (около 3 млн кв. км) возниклонесколько мелких государств и среди них — Сонгай-ское княжество Денди, котороесохраняло свою независимость до 70-х годов XVII в. и затем пало под ударами туарегов. ВТомбукту же сонгайские правители сохраняли свою власть вплоть до середины XVIII в.
Спадением державы Сонгаи заканчивается период объединения большей частиЗападного Судана под одной верховной властью. После уничтожения армиисонгайских аскиев и разграбления больших городов долины Нигера единствовнутреннего Судана уже не восстанавливалось. С этого времени в истории народовЗападного Судана большую роль начинают играть народы Фульбе.
СудьбаСонгаи, а в равной мере Мали и Ганы, напоминает судьбы тех временных инепрочных военно-административных объединений, которые возникали в результатезавоеваний и скоро погибали в результате поражения.
ГосударстваФульбе
Фульбе(«рассеянные»,«распыленные») — народ, представленный в 12-ти современных странах ЗападнойАфрики. В XI—XV вв. Фульбе широко расселились в Западном Судане.
Своейродиной Фульбе считают Фута-Торо (на территории современной Гвинеи). Издавназанимаясь разведением крупного рогатого скота, Фульбе кочевали и в степяхсевернее Сенегала, и на востоке в странах Моси, и далее к озеру Чад.
В XVII—XIX вв. Фульбе были одним из наиболее активных имогущественных народов Западного Судана, создавшим в различных его районахгосударства Фута-Джаллон, Фута-Торо, Масина, Сокото, Адамауа, просуществовавшиевплоть до эпохи колониальных захватов. Наиболее значительным из них былогосударство Фульбе на Фута-Джаллоне.
В 20-х годах XVIII в. исламизированная знать Фульбе начала войну против старыххозяев края — диалонке, а также Фульбе-анимистов. Она завершиласьсозданием на Фута-Джаллоне раннефеодального теократического государства.Фульбская знать, захватившая в свои руки огромные земельные владения, сталаиграть здесь роль господствующего класса. Завоевание осуществлялось подзнаменем джихада против языческого населения области.
Созданноегосударство управлялось альмами (имамами), сосредоточившими в своихруках и светскую, и религиозную власть. При альмами существовал советстарейшин. Власть альмами до 1725 г. распространялась только на областиФу-та-Джаллона. В 1776 г. все страны горного района Фута-Джал-лона, Фута-Торо идолина реки Сенегал были объединены в один имамат. Во главе его встал вождьодного из племен Фульбе Абд аль-Кадир, объявивший себя имамом. Страна быларазделена на провинции, получившие название мисиде («мечети»). Во главемисиде стояли старейшины родов Фульбе, живших в данном районе. Власть альмамибыла ограничена верховным советом, состоявшим из представителей всех мисиде.Общественный строй имел патриархально-феодальный характер. Местное население — волоф,серер и Мандинго — обязано было работать на знать Фульбе. Вуслужении У фульбской знати были их соплеменники-бедняки. Прежний родовой стройФульбе, с его счетом родства по «хижинам» и «дверям», т. е. по родам, исчез,так как представители одного рода теперь жили в разных мисиде и подчинялись неродоначальникам, а ставленникам имама. Такой порядок просуществовал до конца XIX в. В вассальной, данническойзависимости от правителей фута-джаллонского государства оказались многие«королевства» народов Гвинейского залива.
Всоциальном отношении фута-джаллонское общество состояло из двух основных групп.Одну составляли «свободные люди», включающие правящую элиту, рядовых Фульбе идиа-лонке-мусульман. Другую — люди, находившиеся в сервильной зависимости. Вотдельные периоды их было до половины всего населения страны. Они былипредставлены рабами, крепостными и полукрепостными. Все они принадлежали ккоренным народам Фута-Джаллона и близлежащих областей. В зависимом положениинаходились члены ремесленных каст: кожевники, ткачи, красильщики, гончары,кузнецы, гриоты (музыканты, певцы, сказители).
Всредней дельте Нигера после падения сонгайской державы и недолгого господствамарокканских пашей возникло новое самостоятельное государство. В 1810 г. область между Сенегалом и Томбукту была объединена шейхом Ахмаду, Фульбе по происхождению. Онобъявил себя посланцем пророка, призванным установить новый порядок. Опираясьна зажиточных горожан Дженне и других городов области, он организовал военныеотряды и покорил весь регион средней дельты Нигера.
Вгосударстве Ахмаду сложились типично феодально-теократические отношения. Всеместное население, крестьяне-тубри (лично свободные) и не исповедовавшиеислам, были обязаны работать на полях шейху и его приближенным. Кроме тубрисуществовал еще значительный класс рабов, называемых на языке Фульбе римайбе.Они являлись собственностью либо феодальной верхушки, либо государства.Государственные рабы находились в ведении казначейства — бейт-аль-маль. Всоответствии с положениями ислама все население было обязано платить десятину сежегодного урожая и харадж (на местном диалекте — крадъе), т. е.земельную подать. Кроме того, с населения взимались особые налоги на военныенужды, налоги с рабовладельцев по числу рабов, налоги с доходов от торговли ит. п.
 
2.Тукулерское государство аль-Хадж Омара
Средипреемников Ахмаду, наибольшую известность получил аль-Хадж Омар (1797—1864),выходец из племени ту ку лер (одного из народов Фульбе). Он был одним извыдающихся политических и религиозных деятелей Западной Африки. Выходец изсреды мусульманского духовенства, в 20-е годы во время паломничества в Меккупримкнул к секте тиджанийя, в соответствии с учением которой еепоследователи могли выдвинуться в руководители секты вне зависимости отсословной принадлежности. По возвращении на родину он основалвоенно-религиозную общину. В 1840-е годы под флагом джихада возглавил походы тукулер в Сегу, Каар-ту, Масину и подчинил своей власти ряд исламизированных инеисламизированных народов. В 1848 г. им было создано новое теократическоегосударство, включавшего области расселения туку лер, бамана, Фульбе идругих народов. Столицей вновь образованного государства стал город Дингирае.
В 50-егоды аль-Хадж Омар привлек к сопротивлению французским колонизаторам многихмусульман бассейна Сенегала. В 1857 г. он осадил город Медину, занятуюфранцузами, и расширил свои владения до Томбукту. В I860 г. аль-Хадж Омарзаключил соглашение с французами, признавшими границы его владений. Погиб водном из походов против восставших фульбе Месины. Тукулерское государство былоодним из последних крупных африканских государств накануне колониальногозахвата Западного Судана.
Висторических хрониках Судана название народа хауса появляется в XVIII в. Долгое время отдельные страныхауса назывались по имени своих крупнейших городов: жители Кано называли себя канава,жители Кацины — кацинава, Жители Даура — даурава и т. д.Жители городов, населенных хауса относили себя к «настоящим хауса»1.Были и «ненастоящие хауса». К их числу относились близкие племенамхауса племена и народы, населявшие районы вокруг «настоящих хауса».
В XVIII в. города «настоящих хауса»представляли собой самостоятельные государства. Основу экономикигородов-государств составляло земледелия. Столичные города были также центрамиторговли и ремесел. В XVI в.в хаусанских государствах сложилось раннеклассовое общество: класс феодалов изслужилой знати, исламского духовенства, купечества и класс феодально зависимыхкрестьян из свободных общинников, полузависимых групп населения и рабов.Рабский труд широко применялся в ремесленном производстве и в XIX в. Сотни рабов трудились в ткацкихмастерских. Ежегодно военные экспедиции направлялись за рабами на юг, вАдамауа. Эти походы были настолько обычны, что в языке хауса имелись дажеспециальные термины, обозначающие поход или набег за рабами.
Долгоевремя самым процветающим среди городов-государств был город Кано. Он также былважным западносуданским центром мусульманской учености. В XVII в. роль главного центратранссахарской торговли среди городов хауса перешла к Кацине. Город прославилсяи тем, что в нем жил известный мусульманский ученый Дан Марина. Роль южногофорпоста системы хаусанских городов играла Зариа.
Расцветугосударств хауса в XVI—XVIII вв. во многом способствовал рядфакторов, а именно: крушение Сонгаи и перемещение транссахарских торговых путейв страну хауса, что способствовало превращению городов-государств в центрымеждународной торговли и исламской культуры Западного Судана. Между хаусанскимигосударствами не было единства, они соперничали между собой за господство вполитике и транссахарской торговле.
В1804—1808гг. в стране хауса вспыхнуло массовое народное движение, известное в историиНигерии по имени его руководителя — Османа дан Фодио (Фульбе по этнической принадлежности).Движение было направлено против знати — правителей хаусанских городов-государств.Восстание началось в государстве Гобир. Правитель и его приближенные былиизгнаны из страны. Движущей силой восстания дан Фодио были рабы и талакава, т.е. беднейшая часть населения хауса. Рядовые земледельцы, ремесленники, мелкиеторговцы выступали против должностных лиц. Кочевники Фульбе боролись противобращения их в рабство для работы в хозяйствах знати. Недовольством народавоспользовались исламизи-рованная фульбская знать и мусульманское духовенство.Они придали движению форму джихада — «священной войны» против язычников.Движение приобрело массовый характер, охватив к 1805 г. практически все государства хауса и прилегающие к ним регионы. В ходе восстания былиуничтожены и свергнуты большинство представителей хаусанских династий.
Главнымрезультатом восстания дан Фодио стало создание в 1808 г. халифата Сокото, объединившего в единое феодально-теократическое государство все городахауса. Осман дан Фодио стал первым халифом Сокото. Его ближайшиесподвижники по осуществлению джихада составили высшую группу новых правителей —нуввабов (позднее вошел в употребление титул эмир). На сменусвергнутой хаусанской знати пришло новое правящее сословие из средыисламизированных Фульбе. Одной из главных задач халифата было расширение еготерритории, в основном на юг, в области Среднего пояса, и на север — в стороны«империй» Бенина и Ойо. Расширение осуществлялось преимущественно в формевоенных набегов, в ходе которых захватывались рабы, имущество, а населениеоблагалось данью.
Османдан Фодил умер в 1818 г. Следующим халифом был избран старший сын Османа — МухаммедБелло. При нем на базе прежних самостоятельных городов-государств были созданыэмираты. Установленный внутренний строй государства Сокото требовалнеукоснительного подчинения власти эмиров власти султана. Каждый из эмиров имелв своем распоряжении военные дружины, взимал подати с населения и был обязанявляться со своими отрядами по первому требованию султана. Такие порядки царилии в конце XIX в., когда Сокото было захваченоВеликобританией и вошло в состав английской колонии Нигерия.
В конце XV в. на юго-западном берегу озера Чадвозникло государственное образование Борну, связанное исторической идинастической преемственностью с государством Канем (IX — конец XIVв.). В 1470 г. столицей Борну стала Нгазаргаму. Этническую основу государствасоставлял народ Канури. Верхушка Борну со времен Канема исповедовалаислам и поддерживала тесные торговые и религиозно-культурные связи с СевернойАфрикой.
ГосударствоБорну достигло своего могущества в XVII в. В начале XVI в. династия Сейфувавернула свои владения в некогда существовавшем государстве Канем, поставив егов вассальную зависимость. В том же XVI в. Борну вело войны за завоевание соседних государств Багирми, Кано,Рано и др. В правление маи (верховный правитель, царь) Мухаммеда(1526—1545) и его брата Али (1545—1562) широкие масштабы приобрело торговое ивоенно-политическое продвижение Борну на запад, в страны хауса.
ПодчиненныеБорну страны были поделены на четыре территории с условными названиями — Север,Запад, Восток и Юг. Во главе их ставились либо кто-то из местных правителей,находившихся в вассальной зависимости, либо из числа ближайших родственниковцаря. В завоеванных странах сохранялась власть местных правителей и вождей.Территория же самого Борну управлялась наместниками различных рангов:начальниками крупных округов, главами групп деревень и деревенскими старостами.Должности наместников (на уровне округов) по наследству не передавалась. Армия,включавшая копьеносцев и стрелков, вооруженных ружьями, подчинялась главномувоеначальнику, который управлял войсками через своих помощников. Доходыправителей Борну складывались из дани, значительная часть которой в XV—XVI вв. выплачивалась невольниками, а также из торговыхпошлин и военной добычи.
Своегонаивысшего подъема Борну достигла в период правления Идриса Алумы (1571—1603),самого известного из ее царей. Он превратил Борну в крупнейшую мусульманскуюдержаву Центрального Судана. В столице государства Нгазаргаме в этот периодпроживало около 200 тысяч человек.
Господствующийкласс Борну был окончательно исламизиро-ван. В стране утвердились мусульманскиесистемы судопроизводства и административного управления.
Политическийстрой Борну оказал большое влияние на общественное развитие окружавшей егопериферии (народы бассейна реки Комадугу, островов озера Чад, северной частиАдамауа и юго-восточной Сахары), определив, в частности, некоторые общие чертыуправления, военной организации, титулатуры и местной исламской культуры. Вконце XVII в. армия Борну сыграла решающую рольв окончательном разгроме джукун, что позволило маи Борну восстановить накороткий срок свое господство над странами хауса.
Однако ссередины XVIII в. власть маи стала ослабевать,начался период упадка Борну. В правление Али ибн Хаджа (1750—1791) его армияпотерпела несколько крупных поражений от Мандара, кочевников-фульбе иарабов шауа. При преемнике Али Ахмеде (1791—1808) войска Фульберазграбили столицу Борну. Члены правящей династии Сейфува вынуждены были бежатьна северо-восток страны, в Канем. Вооруженную помощь правящей династии оказалмусульманский проповедник Мухаммед алъ-Амин, объединивший под своимруководством все население Канема. Власть Сейфува над Борну была восстановлена,но на короткий период. В 1810 г. Фульбе вновь захватили Нгазаргаму. Сейфува вочередной раз пришлось бежать в Канем, где в 1814 г. на берегу озера Чад ими была основана новая столица государства — Кукава. Однако в 1817 г. аль-Амин лишил династию Сейфува реальной власти, а в 1846 г. окончательно сверг династию и принял титул шеху (шейх). Его преемники сохранили старую системууправления, но не смогли добиться постоянной лояльности правителей и вождейплемен, поддерживавших в свое время аль-Амина. В1880 г., после смерти шейхаУмара, Борну вступило в период распада, а в 1893 г. было завоевано Раббахом, который перенес столицу в город Диква и правил страной до 1900 г., когда потерпел поражение в битве с французами при Куссери.
 
3.Государства йоруба
Натерритории ряда современных штатов Нигерии и юго-восточной части нынешнегоБенина в XVII в. Сложилась система йорубскихгосударств, связанных отношениями дан-ничества или торгово-культурныхконтактов.
Общимичертами политической организации государств йоруба было наличие признанногоцентра в ранге столичного города — ил у алале («город короны»), гдерасполагалась резиденция главных правителей (оба), и ряда подчиненныхгородов и селений — илу эреко («города-поля»), подразделявшихся на илуолоджа (город, где есть рынок), илето (деревня) и аба (временноепоселение на период земледельческих работ). Подчиненные города были связаны состолицей обязательством ежегодных подношений, выполнения воинской повинности инекоторых видов общественных работ.
Подавляющуюмассу населения в государствах йоруба составляли лично свободные общинники.Общинная организация, точнее иерархия общин, составляла основу социальнойструктуры государств. Господствующий слой образовывал иерархию носителейтитулов, куда наряду с родовой по происхождению знатью входили ипривилегированные рабы. Существовали как кабальное рабство, так и рабствоиноплеменников.
В XVII в. возникло крупнейшеедоколониальное государство в тропической части Западной Африки — государство Ойос одноименной столицей. Важное преимущество Ойо перед большинством другихйорубских государств заключалось в том, что оно развивалось не в тропическихлесах, зараженных мухой цеце, а в лесистой саванне, благоприятной для сочетаниямотыжного земледелия со скотоводством и для создания системы коммуникаций.Южные ответвления транссахарских торговых путей находились недалеко от северныхрубежей государства Ойо.
Государствовозглавлялось священным царем (алафином), власть которого былаограничена советом родовой знати. Страна была разделена на провинции.Провинциальные города имели своих наследственных правителей или же наместниковиз числа царских рабов. Все они находились под жестким контролем центральнойвласти и были связаны со столицей отношениями данничества.
Вовторой половине XVII в. началась экспансияОйо в южном направлении, повлекшая за собой создание империи Ойо.
Важнойцелью экспансии было овладение торговыми путями и обеспечение благоприятныхусловий для участия в работорговле с европейцами. Главным инструментомзавоеваний была конница, которая на протяжении нескольких сот лет составлялаоснову военного могущества государства.
Наивысшегомогущества Ойо достигло во второй половине XVIII в. во время правления узурпатора Г ахи иалафина Абио-дуна, который восстановил значение царской власти и велуспешную завоевательную политику. В этот период Ойо подчинило себе всейорубские государства к западу от Идже-бу, Дагомею и большинствогородов-государств побережья, от границ Дагомеи до города-государства Лагос(Эко).
Период сконца XVIII в. по 30-е годы XIX в. был временем заката и распадаимперии Ойо. Аппарат насилия государства не был в состоянии длительное времяэффективно контролировать огромную, даже по современным масштабам, территориюимперии. Губительно влияние на судьбу Ойо оказал также рост сепаратистскихтенденций и политической нестабильности в прибрежных районах под влияниемтрансатлантической работорговли.
Джихад,объявленный Османом дан Фодио в начале XIX в., и образование мощного и агрессивного халифатаСокото имело самые тяжелые последствия для существования державы Ойо. В 1836 г. войска Фульбе захватили и разграбили ее столицу, разрушили многие другие йорубские города.Империя Ойо пала. Оставшееся в живых население бежало на юг, в городатропических лесов.
После 1837 г. под руководством алафина Атибы началось воссоздание «империи» на новом месте, в 130-ти кмюжнее старой столицы с центром в городе Новый Ойо. Однако могущества прежнейимперии возродить не удалось. Ойо превратилось в рядовое государство.
В леснойзоне к востоку от йорубских городов-государств развивался второй по значениюпосле Ойо центр государство-образования на территории Южной Нигерии — Бенин,или Венинское царство. Бенин был создан народом эдо. По преданию, первоначальноим управляли старейшины-огисо. Столица царства была основана около XI в. В XIII в. она стала развитым ремесленным центром. Устнаятрадиция Бенина связывает происхождение бенинской государственности и некоторыхэлементов культуры, например, искусства литья бронзовых скульптур, сгосударством Ифе. Принц Ораньян, призванный бенинцами из Ифе, стал основателемдинастии бенинских царей. С правления Эвуаре Великого и его преемника Озолуны, втораяполовина XV в., начинается создание бенинской«империи».
В XVI в. бенинцами был основан военныйлагерь на острове Эко, положившего начало росту города-государства Лагос.Основное население его составляли йоруба. К XVII в. политическое и культурное влияние Бенинараспространилось на народы Нижнего Нигера, западных игбо и юго-восточныхйоруба.
Территориясобственно Бенина включала в себя столицу и несколько сотен деревень. Группыдеревень образовывали своего рода кормления. Они даровались пожизненно царемкак награда за службу. Лица, получившие кормления, становились посредникамимежду главой государства и деревенской общиной. Они же следили и за сборомрегулярной дани. Общинники были лично свободными и владели основными средствамипроизводства. В общине существовало и домашнее рабство. Завоеванные земли былисвязаны со столицей отношениями данничества.
С конца XV в. Бенин принимал участие вевропейской работорговле. Попытки португальцев христианизировать населениеБенина закончились для них неудачей. В XVIII в. бе-нинскую «империю» потрясла многолетняямеждоусобная война. В XIX в.активность государства Нупе и образование халифата Сокото привели к разрушениюторговых связей Бенина с северными соседями, а распад империи Ойо — кдестабилизации отношений с восточными йоруба. Это способствовало ослаблениюБенина, сокращению его торговли и с европейскими купцами.
Бенинвнес великий вклад в мировое искусство замечательными художественными изделиямииз бронзы и слоновой кости. Стены дворца бенинских царей были облицованыплакетками — бронзовыми барельефами высокой художественной ценности. На алтаряхи святилищах стояли скульптуры из бронзы и латуни, отлитые способом«утраченного воска», или вырезанные из слоновой кости. Большая часть бенинскихсокровищ была разграблена в конце XIX в.англичанами и вывезена в Европу.
Самым крупнымгосударственным образованием Золотого Берега (современная Гана) было Ашанти. Онопредставляло собой конфедерацию нескольких государств, возникшую в конце XVII в. Столицей стал город Кумаси.
Конфедерациявозникла как военный союз оманов («лесные страны») Квамана, Кумаси,Нсута, Беквай, Мампонг, Джуатен и др. для борьбы с могущественным царством Денчира,вассалами которого были все мелкие государства побережья. Платили дань Денчиреи племена ашанти. Однако вскоре, в 1701 г., и это царство вошло в состав Конфедерации.
В первойчетверти XVIII в. Конфедерация ашанти боролась сюжными и западными оманами (Ассин, Васса, Сефви и др.); во второй четверти — ссеверными и юго-восточными (Банда, Гнджа, Ачем), значительно расширив к серединеXVIII в. свою территорию. Сложившеесягосударственное образование стало одним из самых развитых феодальных государствзападно-африканского побережья.
Во главеКонфедерации ашанти стояли верховный вождь (ашантпехене), егосоправительница, царица-мать (ашантпе-хема) и совет старейшин,состоявший из правителей оманов (оманхене), а также военных вождей (ашафохене).Царица-мать играла большую роль в управлении Конфедерацией. Во-первых,именно по ее совету избирался царь из членов правящей династии, утвердившейся вКумаси. Затем кандидатура верховного правителя утверждалась общим собраниемвождей и старейшин. Во-вторых, советы, даваемые царицей-матерью правителю,должны были обязательно им учитываться.
Необладая материальными ресурсами для саморазвития вследствие экологическихусловий, но занимая выгодное положение в центре региона, Конфедерациясуществовала за счет посреднической торговли, включая и работорговлю, междуевропейцами и народами внутренних районов. Охота на рабов и борьба за контрольнад районами добычи золота и производства орехов кола, а также над торговымипутями к европейским фортам на побережье Гвинейского залива,
приводилик непрерывным войнам во внутренних районах Золотого Берега. Опираясь на сильнуювоенную организацию, правители Конфедерации завоевали себе право на монопольнуюторговлю с европейцами. В течение XIX в. Конфедерация ашанти отстаивала свою независимость в борьбе сангличанами в ходе многочисленных англо-ашантийских войн.
 
4.Государства бассейна Конго
Крупныйцентр становления государственности существовал и в бассейне реки Конго, атакже к югу от него, за пределами зоны тропического экваториального леса.Отдельные общества сложились здесь в крупные государственные образования. Самымранним, восходившим еще к XIIIв., было государство Конго.К юго-востоку от него в XV—XVI вв. сформировались два других крупныхгосударства — Лунда и Луба. Во второй половине XVI в. к северу от Лунды образовалось государство Куба.
Оносложилось в низовьях реки Конго (на территории современных ДемократическойРеспублики Конго и Анголы). Этническую основу государства составлял народ баконго.Становлению единого государства предшествовало образование в пределахрасселения баконго 6-ти «княжеств». Предания связывают их объединение спереселением на южный берег. Конго в XIII в. отряда воинов во главе с Нтину Вене и завоеванием им княжества Нсунди.Позднее были подчинены и остальные княжества, составившие основу государстваКонго. Власть Нтину Вене признали также правители небольших северных раннегосударственныхобъединений, близких этнически к баконго (Каконго, Нгойо, Лоанго), а такжегосударство Ндонго. В пору наибольшего могущества, достигнутого в XV — начале XVI в., государство Конго занимало обширный регион,ограниченный с севера рекой Конго, с юга — рекой Данде, с запада — побережьемАтлантики, а его восточные границы проходили по берегу Малебо.
Государствовозглавлял правитель, носивший титул мани-конго. Управление странойнаходилось в руках знати — мфу-му, которая из своей среды и избиралацаря. В свою очередь, из среды знати царь назначал правителей областей и другихвысших чиновников.
Первоначальнонаследование шло по женской линии, от дяди к племяннику (сыну сестры). Позднееустановился отцовский счет родства и сын наследовал отцу. В Конго, как и вомногих других государственных объединениях Тропической Африки, большую роль вуправлении страной играла мать царя или жена царя, нередко бывшая его сестрой(как правило, двоюродной).
Дворцаря, отличавшийся большой пышностью, находился в столице государства — Мбанза-Конго.Это был довольно большой город со множеством построек и с населением внесколько десятков тысяч человек. Повеления царя передавались по стране припомощи барабанов или через гонцов. Постоянной армии не было. В случае войнымобилизовывалось все взрослое мужское население. Наряду с ополчением при цареимелись дружины.
НаселениеКонго преимущественно занималось земледелием. Охота и рыболовство имели лишьподсобное значение. Вся забота по обработке полей приходилась на долю женщин,мужчины выполняли только наиболее трудные работы по расчистке лесных участков ипостройке хижин, а также занимались ремесленничеством. Особое место в обществезанимали кузнецы — нгангула. Название это связано со словом нганга —колдун, знахарь. В своем лице нгангула объединял функции не только кузнеца, нои колдуна. Он же руководил и обучением юношества. Кузнечное дело,пользовавшееся большим уважением, было окутано особой тайной. Даже претендентына трон царя должны были показать свое умение в этом ремесле.
Земля вгосударстве находилась в общинной собственности, но каждая община обязана былаобрабатывать специально выделенные участки, урожай с которых поступал вгосударственную казну. Эксплуатация податного населения происходила в формеданей поскольку считалось, что верховным собственником на землю в государствеявляется его правитель. Кроме того, крестьяне должны были обрабатывать полястарейшин, начальников деревень, отдавать им часть своего урожая и. охотничьейдобычи. Наряду со свободным крестьянством в конголезском обществе существовал,хотя и незначительный, класс рабов. Их захватывали в войнах с соседнимиплеменами, а также из числа бывших свободных общинников, попавших в рабство задолги. Самым крупным владельцем рабов был сам маниконго. Его рабы добывализолото и медь на царских рудниках.
По всейстране шла оживленная торговля. Существовали специальные базарные дни иустановившиеся единицы обмена — раковины-каури и платки определенногоразмера, выполнявшие функции денежного эквивалента. Правители областей иокругов, деревенские начальники обязаны были содействовать безопасноститорговли. Они также должны были следить за состоянием дорог, сооружатьпереправы через реки, держать наготове необходимый транспорт, строить хижиныдля привалов.
В конце XV в. у берегов Конго появилисьпортугальцы. На начальном этапе европейцы не захватывали земель, не создавалина территории африканского государства своих поселений. Однако они стремилисьподчинить своему влиянию маниконго и заставить его проводить угодную им политику.И властителям Конго на первых порах было выгодно иметь такого союзника внадежде получения помощи по удержанию в повиновении вассальных государств и поотражению нападения со стороны пограничных племен. В 1491 г. в Конго прибыла группа католических миссионеров. Нзинга а Нкуву, правитель страны, принялхристианство под именем Жоао да Сильва, а столица Мбанза-Конго былапереименована в Сан-Сальвадор. Сын правителя Энрике, с 11-ти летвоспитывавшийся в Лиссабоне, стал по возвращении в 1518 г. первым епископом-африканцем.
Вовторой половине XVI в. рядвассальных областей смогли добиться самостоятельности, частыми стали инападения соседей. В 1568 г. столица Конго была захвачена враждебнымиплеменами. Обращение к португальцам за помощью в восстановлении единства страныобратилось в превращение самого Конго в вассальное от короля Португалиигосударство.
С 1665 по 1710 г. Конго потрясали междоусобные войны, борьба за престолонаследие. В 1703 г. в стране вспыхнуло народное восстание, переросшее в массовое движение. Оно проходило подрелигиозными лозунгами («антонианская ересь»). Движение охватило почтивсе провинции страны и приобрело антимиссионерский характер. Во главе движениястояла женщина по имени Беатриче, которая объявила себя посланницей «святогоАнтония». В 1706 г. войска конголезского короля Педро IV схватили Беатриче, и по настоянию придворных католическихмиссионеров она подверглась сожжению на костре. Само движение было окончательноподавлено только в 1709 г. Победа над антонианским движением не привела,однако, к восстановлению государства в его прежних границах. Обескровленноеработорговлей, обессиленное междоусобными войнами и набегами соседних племенКонго к середине XVIII в. утратилосвое могущество и распалось на ряд княжеств.
К началуXVII в. в междуречье Касаи и Санкуру сложилосьсамое северное из государств внутренних районов бассейна реки Конго — Куба(Бушонго). Оно возникло на основе союза племен, мигрировавших с побережьяАтлантики. Этническое ядро государственного объединения составили бушонго, которыевобрали в свою орбиту и другие разнородные этнические элементы. В своемустройстве Куба сочетала архаические черты с развитой структурой управления.
Во главегосударства стоял священный правитель — нъими, жизнь которого былаобставлена разными запретами. Он не имел права касаться земли, проливать кровь,показываться народу и др. Власть наследовал по нормам матрилинейного права (отстарших братьев к младшим, а затем к сыновьям дочерей королевы-матери, т. е.племянникам правителей). Глава королевского рода — королева-мать — такжеявлялась священной личностью и считалась стоящей выше самого ньими. Ее советаобязательно спрашивали при решении важных вопросов, ее обязательно должны былидержать в курсе всех событий, происходивших в стране, хотя прямого участия вуправлении она не принимала.
В иерархиивласти, помимо верховного правителя — ньими, значительную роль играли двасовета — Малый и Большой. Особенность государственнойорганизации заключалась в том, что ньими делил власть с Малым советом,состоявшим из высших должностных лиц государства. Среди них выделялись главасовета — камикаубу, четыре военачальника, верховный судья, главафискального ведомства, сыновья ньими. Сам правитель не имел права участвовать вего работе. Но на его заседаниях присутствовала, занимая самое почетное место,королева-мать. Принимаемые на совете решения через сыновей ньими передавалисьему, а он, в свою очередь, опять же через своих сыновей передавал совету своипожелания и решения. Большой совет состоял из всех должностных лиц государстваи насчитывал до ста человек. В его состав входили представители ремесленныхкорпораций, «княжеств» — данников и пигмеев-батпва, штат, обслуживавшийсудебные и податные ведомства, несколько женщин (сестры и дочери правителя),придворные «историки», хранители легенд и преданий старины. Все они составлялизнать государства.
Помимосословия знати в государстве Куба было еще три основных социальных слоя:свободное крестьянство, организованное в земледельческие общины; корпорацииремесленников и несвободное население. Ремесленные корпорации, сложившиеся наоснове «родовых ремесел», представляли собой замкнутые группы, принадлежность ккоторым передавалась по наследству. Несвободное население включало в себядомашних рабов и лично зависимых людей, живших и работавших на земляхверховного правителя.
Ковторой половине XVII в.завершилось территориальное складывание государства Куба. Помимо изначальносоюзных территорий, в состав государства вошли земли покоренных монго,балубакасаи, лесных и оседлых пигмеев-батва. Все эти «княжества»-данники пользовалисьбольшой автономией и управлялись наследственными правителями. Они неслинатуральные или денежные (раковинами каура) повинности.
С 30-хгодов XVII в. государство Куба переживаетпериод своего расцвета. При правлении Шьяма а Мбул в Нгоонга (1630—1640) вземледелие были внедрены культуры маиса, маниоки, табака. Выращивание сахарноготростника и земляного ореха, а также бобов сделало сельскохозяйственноеразвитие в стране весьма эффективным. Оно способствовало широкому развитиюторговли и ремесла.
С конца XVII в. положение дел в государстве сталоухудшаться. Страну потрясали восстания и бунты, со стороны соседних племен инародов предпринимались неоднократные попытки вторжения на ее территорию.Особенно сильный удар могуществу государства был нанесен вторжением в 1770 г. народа балуба. На несколько лет Куба оказалась в состоянии анархии. И хотя государствовышло из борьбы с вторгнувшимися балуба победителем, оно уже никогда необретало впредь своего былого величия.
На протяжениивсего XIX в. страну потрясали восстанияплемен, она страдала от междоусобиц. Государство Куба, хотя и в сократившихсяразмерах, сохраняло статус независимого образования до конца века, пока в 80-хгодах не была включена в так называемое «Независимое государство Конго» подуправлением бельгийского короля Леопольда П.
Ядромгосударства издревле служили территории между истоками рек Луалаба и Ломами (современнаяпровинция Шаба в Демократической Республике Конго), населенные народностью балуба.В своей многовековой истории это государство знало и периоды подъема ипериоды упадка. Наивысший расцвет страны приходится на время правления мулохве(титул верховного правителя) Кумвимба Нгомбе (1785— 1805). При немокончательно оформилось государственное устройство Лубы, хотя элементы егосложились задолго до XIX в.Мулохве К. Нгомбе присоединил к своим владениям обширные области на восток изапад от реки Луалаба. На востоке границы государства подошли к берегам озера Танганьика,на западе они проходили по реке Бушимае. На севере страна стала граничить собластью Маниема, а на юге — с государством Казембе.
Всятерритория была разделена на провинции, которые делились на округа, апоследние, в свою очередь, на более мелкие территориальные единицы. Однипровинции напрямую подчинялись мулохве, другие лишь зависели от него, новозглавлялись назначенными мулохве правителями. Округа управлялись принцамикрови или знатью (бафума). Мелкие территориальные единицы находились подуправлением чиновников или, как правило, традиционных вождей. Должности всехправителей, за редким исключением, были наследственными.
Высшийслой общества составляла аристократия балуба и верхушка покоренных племен инародностей. Они признавали верховную власть мулохве, получали от него символывласти, наследственные права на управление землями. Верховные правителипроводили политику «территориального» расселения балуба во вновь завоеванныхпровинциях, отказавшись от сохранения принципа расселения по кровнородственномупризнаку. В деревне преобладающей являлась соседская община. Рабовладение вобществе существовало как уклад. Власть самого мулохве ограничивалось советомзнати.
Населениеплатило верховной власти регулярные подати, которые вносились либонепосредственно в центре государства, либо передавались через зависимыхправителей на местах. Распространенной формой взимания податей было полюдье.
Одной изважнейших причин упадка государства Луба к середине XIX в. стали бесконечные войны за престол, между братьямии сыновьями умерших правителей, приводившие к частой гибели только что ставшихмулохве от рук других претендентов на власть. Немалую роль в расшатываниигосударственных устоев сыграла и европейская работорговля, источавшая людскиересурсы в обществе.
Вправление последних балохве (множественное число от мулохве) шла войнамежду государством Луба и племенами байеке, пришедшими с верховьев Луапулы.И хотя они не смогли покорить Лубу, тем не менее упадок этого государства из-замеждоусобий давал преимущество его противникам. К концу XIX в. Луба распалась на ряд независимыхтерриториальных объединений. В начале 1890-х годов территория Лубы (Шаба),несмотря на сопротивление населения, была завоевана бельгийскими колонизаторамии включена в состав «Независимого государства Конго».
ГосударствоЛунда сложилось на территории от берегов Кванго до верховьев Замбези и былонаселено в основном народом балунда. В литературе это государство большевстречается под названием царства Мвата-Ямво (по титулу главы государства).Лунда существовала с конца XVI в.и до второй половины XIX в.и представляла собой раннегосударственное образование. Особенностьюгосударства, отражавшего еще не изжитые порядки матриархата, было своеобразноеразделение власти: наряду с королем, как называли мвата-ямво европейскиепутешественники, пользовалась властью и королева — лукокеша.
Советзнати избирал короля из числа сыновей двух главных жен умершего правителя, а лукокешу— из числа дочерей этих жен. Таким образом, правители государства Лунда —мвата-ямво и лукокеша — были всегда братом и сестрой (двоюродной или сводной).Вступление на престол сопровождалось сложными и пышными церемониями. Всяпридворная жизнь была строжайше регламентирована. Особа мвата-ямво считаласьсвященной, и он никогда не показывался народу, ему запрещалось принимать пищуна глазах своих приближенных и т. п. Мвата-ямво, как и лукокешу, окружалбольшой штат придворных.
Правителипользовались верховными правами на землю, которую они раздавали своимприближенным за службу. Однако эти владения могли быть отобраны и переданыдругому лицу. В провинции контроль над землепользованием осуществляли главыпровинций и округов. В пределах общины эти функции выполнял потомок первыхпоселенцев — «владыка земель», а глава деревни осуществлял толькоадминистративные и судебные функции.
Регулярнаяармия отсутствовала. Во время войн происходила мобилизация населения.Отдельными подразделениями, действующими на постоянной основе, были такназываемый офицерский корпус и гвардия, охранявшие правителя и его двор.Порядок в провинциях обеспечивали специально предназначенные для этого военныеотряды.
Лундабыла разделена на территории, находившиеся под верховенством мвата-ямво, ипровинции, где правили потомки военачальников-завоевателей. Ежегодная подать,которую они платили правителю Лунды, выражала верховную власть последнего надвсеми землями. Провинции-«княжества» повторяли административную структуру ядрагосударства со всеми его архаичными чертами. Столица государства — Мусумба(буквально «лагерь») не имела определенного местоположения, и каждыйновый мвата-ямво создавал себе новую резиденцию. По степени централизациивласть Лунда представляла собой самое слабое государственное объединение врегионе, прежде всего по сравнению с Лубой и тем более с Кубой.
Основуэкономики Лунда составляло натуральное хозяйство земледельцев. Сохраняласьобщинная собственность на землю в сочетании с семейным пользованием.Экстенсивность подсечно-огневого земледелия обусловливало отсутствие крупныхпоселений и постоянную текучесть населения, частое перемещение деревень впределах территории, отведенной кровнородственному объединению.
Важноеместо в экономике занимали также охота и ремесла. Все виды торговли вгосударстве являлись монополией мва-та-ямво. С конца XVII в. правители страны активно участвовали в европейскойработорговле, выполняя посреднические операции. Доходы государства, егоправящей верхушки, знати составлялись из податей, дани, собираемой сподвластных народов и из награбленного имущества соседних племен. К началу XIX в. государство Лунда фактическираспалось на отдельные «княжества».
Обществарегиона Великих озер в Восточной Африке в средние века развивались безнепосредственного контакта со средиземноморско-ближневосточным миром. Однако,мигранты-скотоводы, появившиеся в Межозерье не ранее XVI в., застали здесь уже сложившиеся государственныеобразования.
Наиболееранним государственным образованием на севере Межозерья была Китара (территориясовременной Уганды). Данное протогосударство возникло на базе большогоплеменного объединения еще в XIII в. ивключало в себя земли Южного Уньоро, Восточного Торо, Западной Буганды и СеверногоНкоро.
Напротяжении короткого времени сформировалась политическая надстройка, выделиласьверхушка общества во главе с правителем — омукамой. В период правлениядинастии Бачвези (XIV—XV вв.) Китара стала самым крупнымгосударством Межозерья. Усиливалась власть правителя, укреплялась исовершенствовалась политическая и административная структура в виде созданияиерархии назначавшихся чиновников. Имелась постоянная армия, возводилисьфортификационные сооружения.
Происходилизаметные сдвиги и в хозяйственной жизни Китары. В земледелии стало применятьсяорошение, ремесленники освоили производство разнообразных железных икерамических изделий, одежды из луба. Расцвет государства пришелся на первуюполовину XV в. Однако к концу века Китара сталатерять свое могущество.
В конце XV в. власть в Китаре перешла кдинастии Баби-то. Государство получило новое название — Буньоро (Уньоро). Этопроизошло в результате частичного распада государства Китара, а такжевосхождения к власти династии, основанной скотоводами лу о. До середины XVII в. Буньоро играло рольправопреемника Китары («Буньоро-Китара»).
Напротяжении своего существования в Буньоро продолжилось развитие исовершенствование государственной структуры. Правитель (омукама) приобрелнаследственный статус. В управлении государством ему помогал совет, в составкоторого входили наиболее влиятельные вожди. Страна делилась на 24 провинции воглаве с назначавшимися и подотчетными правителю наместниками. Омукама былверховным командующим армией, самой сильной на то время в Межозерье.
НаселениеБуньоро подразделялось на три категории: ба-кама — правящая элита, бахума— скотоводы («знать») и земледельцы баиру, имевшие более низкийсоциальный статус. Существовало домашнее рабство (баиру рубале). Основухозяйства составляли мотыжное подсечно-огневое земледелие и разведение крупногорогатого скота. Большую роль играли охота, рыболовство и добыча соли.
К началуXVIII в. в государстве Буньоро сталипроявляться центробежные тенденции. Усилившиеся наместники все чаще сталиподнимать мятежи против центральной власти. Междоусобицы вели к утрате обширныхтерриторий с многочисленным населением, к экономическому и политическомуупадку. В то же время происходило усиление соседних стран Нкоро и Буганды, бывшихбуньорских провинций.
Нкоро отделилось от Буньоро еще в начале XVI в. Правитель (омугабе) ввозвысившемся государстве обладал неограниченной властью — и светской, идуховной. Общество имело сложную общинно-кастовую систему. Население делилосьна две большие группы: на нилотоязычных скотоводов (бахила) ибантуязычных земледельцев (баиру). При этом первая группа возвышаласьнад второй. Именно владение скотом, который считался не только мериломбогатства, но и показателем социального престижа, определялось место человека вобществе. Баиру запрещалось владеть скотом, быть администраторами и воинами. Ихуделом оставалось земледелия и ремесло, они выполняли тяжелые повинности впользу верхушки бахима.
В XVIII—XIX в. в Нкоро происходило усиление власти правителя,укрепления эффективной военно-бюрократической системы. В этот период оноуспешно противостояло соседним государствам — Буньоро и Буганде.
ВБуганде процесс формирования раннефеодального государства занял период с XV по XVIII в. Этническую основу страны составлял народ ганда.Экономической основой являлось земледелия в сочетании с присваивающими видамихозяйства. К концу XVIII в.окончательно сложились административно-территориальное деление и государственныйаппарат.
В ходемноговековой трансформации общества род постепенно утратил свое значение илишился своих прав. На смену ему пришла сельская община. Родовых старейшин (батака)оттеснила на второй план служилая знать (бакунгу). Правитель Буганды(кабака) уже не выбирался как прежде родовой знатью, его трон стал переходитьпо наследству к одному из членов правящей династии. Кабака становится верховнымсобственником земли. В обществе постепенно складываются феодальные поземельныеотношения.
Еще в XVIII в. ненаследственное служилоесословие бакунгу стало получать землю, доходами с которой оно моглопользоваться при условии выполнения определенных обязательств перед верховнымправителем. С начала XIX в.возникает новый тип феодалов — батонголе, которым разрешалось передаватьсвои права пользования землей по наследству. Кроме батонголе обширнымиугодьями, стадами скота владели жрецы, оказывавшие огромное влияние на всюжизнь государства. По всей стране существовали святилища и храмы богов.
Основнуюмассу населения страны составляли свободные крестьяне-общинники (бакопи). Онижили на общинных землях и управлялись старейшинами, выбираемыми из их же чреды.Но пользовались они землей до тех пор, пока ее обрабатывали, и утрачивали нанее всякие права, если переселялись в другую местность. Бакопи платили налогинатурой, но со второй половины XIX в.уже деньгами — раковинами-каури. Бакопи привлекались, кроме того, к выполнениюразных общественных работ — прокладке дорог, строительству домов и другихпостроек для кабаки и всех его вельмож. Имелась и другая категория крестьян,которые жили и работали на землях светских и духовных феодалов. Они платили имдань и обрабатывали их поля. Но они не были прикреплены к земле и моглисвободно покинуть ее, уйдя к другому владельцу или поселившись на общинныхземлях.
ВБуганде, как и в соседних с ней странах, существовало и рабство. Рабамистановились бывшие военнопленные. Они использовались на различных работах вхозяйствах знати всех рангов, на землях общинников. Им разрешалось заключатьбраки со свободными. Дети от таких браков приобретали все права свободныхбуганда. Рабом мог стать и лично свободный крестьянин-арендатор, если он нерасплачивался с феодалом в срок.
Ядромгосударственного строительства были области на северо-западном побережье озера Виктория.Долгое время
государствобыло не велико. Расширение его территории относится к XVII—XVIIIвв. Кабака Буганды Кьябагу завоевал страну Бусога, расширив тем самым пределыстраны до озера Кьога. Его преемник Джунджу присоединил страну Буду, лежавшую кюгу от Буганды. К началу XIX в.границы владений государства вновь значительно расширились. Этомуспособствовало и наличие крупных вооруженных сил, которыми не обладала ни однастрана в Восточной Африке. Общая численность бугандийской армии составлялаоколо 150 тысяч воинов. В ее рядах несли службу 131 военачальник различныхрангов. В личном отряде, окружавшем кабаку, было 3 тысячи воинов с 23-мявоеначальниками. При дворе была особая тайная полиция, во главе которой стоял сабангази,старший из братьев матери кабаки. Он пользовался полным его доверием. Омогуществе царей Буганды можно судить по наличию и размерам военного флота. Вего состав входило до ЗОО военных кораблей.
Ксередине XIX в. Буганда достигла наивысшегорасцвета и стала крупнейшим государством Межозерья. Владения царей Бугандыпростирались от озера Кьога на севере до реки Кагера на юге; на западе онидостигали озера Альберта; на востоке были покорены племена багешу и элъгуми,жившие на склоне горы Эльгон. Кабаке Буганды были подчинены и острова всеверной части озера Виктория — архипелаги Сессе и Увума.
Всястрана была поделена на десять областей — саза. Стоявшие во главе ихнаместники (басаза), собирали налоги, следили за прокладкой дорог,наблюдали за порядком в области, организовывали военные отряды и т. п. Области,в свою очередь, делились на округа (гомбололо), главам которыхподчинялись деревенские старейшины. Во всех областях и в столице существовалибазары. За порядком ведения торговли наблюдали особые лица, которые устанавливалицены и собирали торговые налоги. Они же разбирали тяжбы и споры, штрафовалипровинившихся. На всех переправах водных путей взимались пошлины.
 
5.Суахилийская цивилизация
Своеобразныйхарактер носило историко-культурное развитие прибрежной океанской зоныВосточной Африки. Первые поселения на побережье были местного, т. е.африканского происхождения. Арабы их называли «страной зинджей* (странойчерных).
«Страназинджей» не была, однако, централизованным государственным образованием. Этобыли отдельно развивающиеся общества на побережье, находившиеся на разныхстадиях развития — от родоплеменных до раннеклассовых.
Еще всредние века на Восточном побережье Африки сложилась суахилийскаяцивилизация — цепь «городов-государств», протянувшаяся от современного Сомалина севере до Мозамбика на юге. Она возникла в результате длительныхисторических (торгово-экономических, культурных, политических) контактов междуместным африканским населением, с одной стороны, и пришельцами из Аравии,районов Персидского залива и Индии — с другой.
Первыми,кто стал создавать свои поселения на побережье, были персы, позднее их сменилиарабы, которые появились в регионе еще до ислама. С VII в. арабские поселения стали приобретать большоезначение и из малых торговых факторий превращались в крупные городские центры.Это было связано с переселениями целых родов и племен, бежавших из Аравиивследствие междоусобных войн. Было несколько «волн» переселений с Востокавплоть до XII в., когда на восточноафрикан-скомпобережье началось активное распространение ислама. Переселения стимулировалиразвитие прибрежных городов прежде всего как центров торговли с внешним миром.
В 975 г. арабы-сунниты построили город Килву, ставший впоследствии столицей всех арабских поселенийВосточной Тропической Африки, когда они объединились в один султанат. Позднее вКилву прибыло много персов из Шираза. Весь восточный берег Африки был усеянарабскими поселениями. Наиболее значительными из них были Пате, Момбаса,Занзибар, Ламу, Малинди, Мафия, Пемба, Чоле, Софа ла и др. Известно 175восточноафриканских прибрежных городов и поселений, свыше 65% из них были прямосвязаны с морской торговлей.
Арабскиепереселенцы, выстраивая города, обносили их стенами, разводили вокруг них плантации,на которых в основном использовался рабский труд. Рабовладение былораспространено во всех султанатах. Рабов использовали не только на месте, но ибольшими партиями вывозили в Аравию,
Персию,Индию и другие азиатские страны. С восточного побережья Африки также вывозиласьслоновая кость, черепашьи панцири, а из Малинди и Момбасы, ставших к XII в. главными торговыми центрамипобережья, и железо местной выплавки. Ввозились же ткани разных типов,керамика, стекло, другие товары.
В VII—VIII вв. на побережье начала складываться новая этническаяобщность — суахили («васуахили», «васвахили» — «береговые жители»). Ееместную основу образовано бантуя-зычное население побережья, частичноассимилировавшее пришельцев с Востока. В X—XIII вв. на восточноафриканском побережьепоявляется письменность, основанная на арабской графике. Возникает язык суахили,вобравший в себя многие элементы языков банту и арабского языка.
Этносоциальнаяструктура суахилийских городов-государств и поселений выглядела следующимобразом. Низшую общественно ступень занимали рабы (ватумва) —военнопленные или купленные; над ними располагались домашние рабы (вазалиа),считавшиеся «младшими членами» семьи или клана; на верхней ступенинаходились свободные горожане (васвахили) — свободнорожденные или детиот браков свободных и рабов, а также ширазы и арабы (ваширази и ваара-бу)или их потомки. Правили городами-государствами местные независимыеарабо-суахилийские династии. Каждый город имел обычно своего правителя(султана). В XIII— XVI вв. суахилийская цивилизация вступила в периодрасцвета, который был прерван португальским завоеванием.
В началеXVI в. португальцы осваивают морскойпуть вокруг Африки в Индию, утверждаются в суахилийских городах-государствах. К 1513 г. все города от Могадишу до Мозамбика оказываются в руках захватчиков.Для управления ими учреждаются подчиненные вице-королю португальской Индии дванаместничества — в Малинди и на острове Мозамбик. В 1593 г. португальцы построили в Момбасе цитадель — форт Иисус и перевели туда из Малинди северноенаместничество.
ГосподствоПортугалии на восточноафриканском побережье было неустойчивым. Связь с метрополиейи Гоа (португальская Индия) поддерживаласьнерегулярно. Большая часть исламизированного населения побережья относилась кпортугальцам крайне враждебно.
В 30-егоды XVII в. начинают нарастатьантипортугальские выступления. Одним из наиболее крупных было восстание 1631 г. в Момбасе под руководством Юсуфа ибн Хасана (Чин-гулиа), проходившее под знаменем джихада. Кэтому времени численность португальских гарнизонов была доведена до 4 тысяччеловек. В ходе подавления антипортугальских выступлений уничтожались целыегорода с населением, осуществлялись массовые вырубки кокосовых пальм — основыхозяйственной жизни побережья.
Всевозрастающую роль в антипортугальском сопротивлении в XVII в. начинает играть Омано-Маскатский султанат, правителикоторого в 1650 г. вытеснили португальцев из Маската. Между имамами Омана и Набаханскойдинастией Пате, возглавившей сопротивление на побережье, сложился устойчивыйсоюз. Во время восстаний в Пате в 1637, 1660, 1678, 1686 и 1687 гг. Оман каждыйраз оказывал поддержку этому городу. В декабре 1698 г. после длительной осады оман-цы захватили форт Иисус — последний укрепленный португальскийпункт в северной части восточноафриканского побережья.
 
6.Арабская колонизация
УтверждениеОмана на побережье положило начало арабской колонизации восточноафриканскогорегиона. Территория побережья к северу от реки Руфиджи была разбита напровинции во главе с губернаторами (вали). Был введен натуральный налог,в крупных населенных пунктах размещены арабские гарнизоны. Жизнь местногонаселения стала регламентироваться законами и распоряжениями, издаваемыми вОмане.
В 1741 г. к власти в Омане пришла династия Бусаиди, которая встретила сильную оппозицию на побережье. Втом же году в Момбасе утверждается местный арабо-суахилийский клан Мазруи, провозгласившийнезависимость от Омана. Мазруи на протяжении 50-ти лет фактическиконтролировали часть побережья и остров Пемба. Бусаиди сохранили за собой лишь Занзибар.
В началеXIX в. влияние Мазруи на свой регионослабевает. Воспользовавшись этим обстоятельством правитель Оманавосстанавливает власть Бусаиди над побережьем и жестоко расправляется соппозицией и членами клана Мазруи. К1840 г. правитель Омана Сеид Саид ибнСултан переносит свою столицу на Занзибар. В 1861 г. образовался самостоятельный Занзибарский султанат, в состав которого вошла значительная частьвосточноафриканского побережья и прилегающие к нему внутренние территориирегиона.
Присутствиеарабов на побережье, с одной стороны, сопровождалось развитием работорговли инеэквивалентного торгового обмена, а также нарушением ранее сложившегосябаланса этнополитических сил. С другой стороны, одновременно с арабскойколонизацией происходило внедрение новых для глубинных районовсельскохозяйственных культур и интенсивное распространение языка региональногообщения — суахили, письменной культуры и знаний.
Народ Машона,расселившийся в районе междуречья Замбези-Лимпопо, создал высокоразвитую «культуруЗимбабве» (сер. I тысячелетия XVIII в.), названную так по названию одного из самыхзначительных памятников — архитектурного комплекса — Большого Зимбабве. Всегоже в районе междуречья находится около тысячи сооружений из камня.
В началеII тыс. н. э. предводителю племени карангаудалось создать крупный союз племен машона, упоминаемый арабами ипортугальцами в их хрониках под названием Мвене Мутала, или Мономотапа. Этополитическое образование просуществовало с XII до XVIIв. Период его наивысшего расцвета приходится на XIV—XV вв.
Согласнолегендам, примерно в XIV в.жил полумифический-полуисторический вождь каранга Соко-Чиронго, который сначалауправлял северной частью современной Зимбабве, а затем присоединил к ней и ееюжные земли. После
длительнойполитической борьбы в начале XV в. квласти в стране пришел Ньятсимба Мутота (1420—1450), реальное существованиекоторого зафиксировано в письменных источниках. Он совершил несколько военныхпоходов, в результате которых к 1450 г. под его контролем оказались огромныеземли, охватывающие почти все междуречье. За свои военные достижения Мутотаполучил титул «мвене му тапа» (господин, хозяин присоединенных земель,собственник рудников), который затем переходил ко всем последующим верховнымвождям каранга. Его сын Матопе (1450—1480) к завоеваниям отца сумелприсоединить новые владения, в результате чего территория «империи» простерласьот реки Замбези до северной части Трансвааля и от пустыни Калахари до Индийскогоокеана. «Она велика, как море» — так писали о Мономотапе очевидцы. Карты этоговремени под таким названием показывают почти половину Африки южнее экватора.
В этотпериод Мономотапа достигла наивысшего расцвета в области земледелия, ремесла,строительства и торговли. Весь внешний и внутренний обмен осуществлялся подконтролем верховного правителя через арабских купцов. Добыча золота, железа,меди, а также выплавка металла находились в ведении мвене му тапа, которыйсосредоточивал в своих руках и всю политическую, военную, юридическую ирелигиозную власть, символами которой являлись ассегай (или дротик) сзолотым наконечником, золотая мотыга, лук и две стрелы. Все подчиненные вожди иплемена вынуждены были платить ему дань. Время от времени верховный правительво главе своей военной дружины сам отправлялся в покоренные области собирать«излишки» сельскохозяйственных продуктов, часть добычи, полученной общинникамина охоте, изделия ремесла и т. п.
Столицей«империи» было Большое Зимбабве, а резиденцией мвене мутапа —монументальное сооружение, впоследствии названное археологами «Храмом». Здесьже, на 30-метровой скале возвышалось другое внушительное сооружение,обозначенное как «Акрополь», украшенное каменными монолитами сизображениями птиц, символизирующих сверхъестественную силу. Между «дворцами»располагались мелкие каменные постройки — поселения знати, а также хижины изсоломы и глины простых общинников, снабжавших верхушку общества плодами своеготруда. Вторым важным военным и религиозным центром Мономотапы была крепостьМапунгубве, расположенная на высокой скале на первом берегу реки Лимпопо.
Личностьмвене му тапа считалась священной. Он был, по мнению его почитателей,представителем верховного божества Мвари на земле и поэтому выступал какраспорядитель культовых церемоний общеплеменного значения. Его имели праволицезреть лишь самые близкие придворные, в состав которых входили управительдвора верховного вождя, барабанщик, телохранители, придворные поэты имузыканты. Са-крализованный правитель выступал скорее как лицо ритуальное июридическая власть строго контролировалась обычным правом и советом знати.Согласно обычаю, одряхлевший правитель или правитель, нарушивший, по мнениюсовета знати, законы, должен был быть смещен (когда-то его убивали).
Доминирующуюроль в обществе Мономотапы играли мужчины. Однако, как отголосок когда-тосуществовавшего матрилинейного счета родства, отдельные женщины имели высокоеположение в семейно-родовой иерархической структуре. К ним относились мать иглавная жена верховного вождя, сестры вождей и патриархов семейных общин. Этиженщины контролировали право наследования. Верховный вождь каранга могвойти в свою резиденцию только с разрешения своей главной жены. В военныхпоходах принимал участие специальный женский отряд.
Рабовладениесуществовало лишь как уклад: рабский труд не играл существенной роли впроизводстве и чаще всего рабов использовали как телохранителей, челядь,носильщиков. В общественной жизни и управлении сохранялось немало черттрадиционной организации (вожди, тайные общества, возрастные классы и т. п.),были сильны кровно-родственные отношения.
Добычаруд и обработка металла занимала важное место в системе хозяйства. Очень высокоценилась медь, ее сплавы (латунь и бронза), а также олово. Из них делалинаиболее дорогие украшения, они же до середины XVII в. являлись всеобщим ценностным эквивалентом (дляэтой цели выплавлялись слитки в форме вытянутого кресла). Золото не игралоникакой роли внутри страны, но продажа его за пределы Мономотапы давалазначительный доход центральной власти.
Внутренниесвязи отдельных областей Мономотапы были весьма слабы, не сложилось еще единогорынка, сохранились натуральное хозяйство и экономическая самостоятельностьпровинций. Правителям приходилось сдерживать стремление к независимостипокоренных вождей, отражать набеги соседей, которые то признавали вассальнуюзависимость, то активно выступали против центральной власти, удерживатьвосточноафриканских купцов, стремившихся к непосредственному контролю наддобычей железа, золота и меди.
При сынеМатопе Ньяхуме в результате усилившейся династической и межплеменной борьбы иотсутствия экономического единства от «империи» отделился ряд областей. Воглаве отколовшихся районов стал вождь (мамбо) племени розви Чанга, поднявшийв 1490 г. восстание против верховного правителя каранга. Ньяхума был убит.Наследники мвене мутапа удерживали свое политическое господство лишь всеверных и восточных районах страны.
Вразжигании противоречий между каранга и розви большую рольсыграли проникшие в междуречье в начале XVI в. португальцы, которые всеми силами пыталисьвытеснить арабов из сферы торговли с местными племенами. Однако мвене мутападолгое время препятствовал продвижению европейцев в свою страну. Лишь в 1575 г. вождь каранга позволил им торговать во внутренних районах «империи». При мвене мутапа Мавури(1629) в междуречье появляются уже и военные отряды португальцев. Однакопопытка военного проникновения в страну и старания католических миссионеровраспространить там христианскую веру закончились в конечном итоге неудачей. Ноэто не остановило португальцев в их посягательствах на территорию Мономотапы.Началось антипортугальское движение. Вскоре выдвинулся деятель, который сумелсвести воедино отдельные очаги сопротивления. Им стал мамбо ЧангамиреДомбо, правитель народа розви, южного соседа и бывшего вассала мвенемутапа. Он начал открытую борьбу против португальцев. Первое серьезноестолкновение произошло в 1684 г. у Маунгве. Португальцы отступили и укрылись втрех оставшихся в их руках фортах: Сене, Тете, Мозамбике. Чангамире поддержалновый мвене мутапа Нья-камбира.
Дальнейшеенаступление войск Чангамире приостановила его смерть в 1685 г. Но восстание, возглавленное им, было столь сильным, что португальцы так и не оправились отпоражения: больше они никогда не пытались подчинить своей власти глубинныерайоны материка.
В ноябре 1693 г. произошло еще одно значительное сражение. Объединенные силы мамбо розвии мвене мутапа разбили португальские отряды у фортов Сена и Тете изахватили их. Таким образом, у португальцев остался только форт Мозамбик.Однако многолетние войны на территории Мономо-тапы, в результате которых былиизгнаны чужеземцы, в то же время расшатали и центральную власть. МогуществоМономотапы было подорвано. Некогда «великая империя» распалась на рядгосударственных образований. Наиболее крупное возглавила династия Чангамире.Мамбо розви сумели объединить вокруг себя большинство районов бывшей «империи»Мономотапа, распространили свою власть почти на все междуречье (в пределахсовременного Зимбабве) и северный Трансвааль. Так на смену династии мвенемутапа пришла династия Чангамире. Наследники мвене мутапа былинизведены до положения провинциальных вождей, сохранивших под своим контролемлишь некоторые северо-восточные районы современной Зимбабве. Здесь титул мвенемутапа переходил из поколения в поколение. Последним, кто им обладал, былверховный вождь каранга Барве-Чиоко Дамбамупуте (1887—1902).
Придинастии Чангамире продолжали успешно развиваться земледелие и скотоводство,выплавка металлов и другие ремесла, внутренняя и внешняя торговля. БольшоеЗимбабве по-прежнему осталось политическим центром и резиденцией верховноговождя. О процветании новой династии говорят относящиеся к XVIII — началу XIX в. каменные сооружения, отличающиеся сложными и болееизящными формами, богатым декором. Сфера торговли португальцев теперь целиковзависела от волеизъявления мамбо, диктовавшего пришельцам свои условия.
К началуXIX в. в междуречье Замбези-Лимпопоучастились миграционные волны африканских племен с севера и юга. Особенносильными по своему разрушительному воздействию на культуру и хозяйство машонабыли миграции племен Ндебеле. Они разрушили Большое Зимбабве идругие сооружения. В ходе другого крупноговторжения Ндебеле во главе с вождем Мзиликази «империя» розви в 1837 г. пала. Члены семьи мамбо бежали на восток страны.
Однако,оправившись от вторжения, машона продолжали развивать свое хозяйство иторговлю, сохраняя сформировавшиеся на протяжении многих столетий культурныетрадиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Советская и зарубежная наука
Реферат Смутное время в России в конце XVI - начале XVII веков. Патриотизм русского народа в борьбе против иноземных захватчиков
Реферат Проблема счастья в романе «Война и мир»
Реферат Производственный план по изготовлению коллектора арочного типа
Реферат Партия социалистов-революционеров и ее участие в Первой русской революции
Реферат Савёл Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его,     молодой человек, порядочно образованный
Реферат Финансовая система Германии
Реферат Sex Preselection Essay Research Paper Sex Preselection
Реферат Sound Waves Essay Research Paper In this
Реферат Исторические корни итальянцев
Реферат Home Schooling Essay Research Paper Motivation of
Реферат «Целуют всегда не тех»
Реферат Українські легенди та перекази про небо і світила небесні
Реферат История экономики
Реферат Методологія конституційного права