Оглавление:
Введение…………………………………………………………..………...3
Основная часть:
1. Предпосылкивозникновения древнерусского государства…..5
2. Образованиедревнерусского государства…………………....13
Заключение………………………………………………………….……23
Список использованной литературы…………………………………...24
Введение
Актуальность темы исследования
Момент возникновения Древнерусского государстванельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенноеперерастание политических образований в феодальное государство восточных славян- Древнерусское государство. В литературе разными историками это событиедатируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, чтовозникновение Древнерусского государства следует относить к 9 в.
Внимание к периоду становления раннегогосударства и права на Руси является сегодня вполне обоснованным с точки зрениягосударственно-правового подхода еще и потому, что институциализацияполитических и правовых структур происходила здесь на протяжении длительногоисторического периода, а условия, способы и механизмы властеотношений именно вэтот период приобретали системообразующее значение.
На нынешнем этапе исследованийгосударственно-правовой истории созрела необходимость и сложились условия дляперехода от изучения отдельных политических и правовых реалий Древней Руси ких комплексному, системному анализу. Такому анализу политико-правовой системыДревней Руси в отечественной историко-правовой литературе формально посвященоограниченное количество исследований. Но фактический объем работ, в которыхтак или иначе затрагиваются различные аспекты российского историческогогосударствоведения и правоведения, очень широк.
Здесь следует назвать работы П.И. Беляева, М.Ф.Владимирского-Буданова, А.А. Горского, Б.Д. Грекова, И.Н. Данилевского, М.А.Дьяконова, А.А. Зимина, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.Ф. Котляра, В.В.Мавродина, Е.А. Мельниковой, А.В. Назаренко, А.П. Новосельцева, В.Т. Пашуто,А.Е. Преснякова, О.М. Рапова, В.А. Рогова, Б.А. Рыбакова, А.Н. Сахарова, М.Б.Свердлова, В.И. Сергеевича, С.М. Соловьева, М.Н. Тихомирова, П.П. Толочко,А.П. Толочко, А.Н. Фи липпова, И.Я. Фроянова, Л.В. Черепнина, З.М.Черниловского, О.И. Чистякова, Б.Н. Чичерина, Я.Н. Щапова, С.В. Юшкова и др.
Многиефундаментальные положения изучаемой проблемы вплоть до настоящего временипродолжают оставаться дискуссионными. В частности, не существует единогомнения относительно времени, характера и конкретно-исторических условийперехода восточно-славянского общества к государству.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении возникновения древнерусского государства.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть предпосылки возникновениядревнерусского государства;
2. рассмотреть образованиедревнерусского государства.
Объектисследования – возникновениедревнерусского государства.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения древнерусскогогосударства.
Основнаячасть
1.Предпосылки возникновения древнерусского государства
Расположенное на великойВосточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента егообразования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важнуюроль в истории не только народов России, но и народов Центральной и ЗападнойЕвропы.
Древнерусскоегосударство образовалось в итоге длительного процесса развитиявосточнославянских племен. Славянские племена — одно из важнейших этническихобразований Европы.
Самыеранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к 1—2вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогдатерритории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря[1].
Начинаяс 6 в. источники о славянах становятся многообразными и достаточно содержательными.Это находится в прямой связи с той ролью, какую к тому времени начинают игратьв Восточной Европе славянские племена и их борьба с Византией, которая, так жекак и Римская империя, но от Рождества Христова, вполне может считать себяродоначальницей всех последующих больших и малых имперских притязаний.
Историяне знает славянских нашествий, как и не знает имен тех народных вождей,которые, возбуждая у соплеменников триумфальный восторг и заражая их идееймирового господства, оставили бы, подобно римским императорам, великое, еслис завоевательных позиций, и страшное, если обратиться к людским страданиям,наследие отгремевших эпох.
Уславянских племен не было ни триумфальной столицы, ни триумфальной дороги кней, по которой въезжали бы покорители мира, ведя пленных и неся трофеи, тоесть чужое богатство, отобранное для своих нужд. А что касается Третьего Рима(чем и ныне кое-кто пытается еще попрекнуть Москву), то, во-первых, это быловсего лишь желание, а не воплощенная действительность, а во-вторых, желание,связанное, скорее, с византийскими привнесениями, чем с идеей доморощенной,тем более народной, которое потому и не могло прижиться на русской земле.
Историяне знает славянских нашествий, но зато в ней четко обозначены другие —нашествия гуннов, аваров, печенегов, половцев, татаро-монголов, наконецфранцузов и немцев — и это уже в наше, просвещенное время. Однако по злой ливоле судьбы, по исторической ли заданности воинственными и агрессивными, как ипрежде, считаются славяне, русские, Россия, но никак не те народы игосударства, на совести которых кровь миллионов загубленных жизней, грабежи,жестокость, вандализм. Испанцы, англичане, французы, открыв и захватив длясебя огромный континент и истребив или почти истребив жившие на нем племена инароды, видят в этом акте истории Божье провидение и, поставив себя во главемиролюбивых сил планеты, готовы диктовать, да и диктуют мировому сообществусвою волю[2].
Россияже распространила свое влияние на Сибирь, которое сопровождалось не стольконасилием, сколько тихой, мирной, бескровной, религиозной экспансией. Однако Россиязначится не иначе как в списках агрессоров и преступников, и от нее всеявственней требуют чуть ли не самоубийственного покаяния. А славянству, междупрочим, есть что сказать и предъявить мировому сообществу. Ведь Россия, кпримеру, только в 20 столетии дважды подвергалась экономическому и духовномуограблению. Да и сегодня идет не прикрытое ничем ограбление от века будто бывоинственного, агрессивного, но отчего-то вдруг растерявшего весь свой агрессивныйи воинственный пыл русского народа, России. Русский человек, веками терпевшийкабалу и насилие над собой, и сегодня в силу как раз своего историческогохарактера и в ущерб себе продолжает терпеть, страдать и молчать.
Историяславянства как общности, если без предвзятости посмотреть на нее, скореенаводит на мысль, что вовсе не от воинских доблестей и победоносных шествий почужим землям, а от понятий «славный», «добросердечный», «сговорчивый»,«миролюбивый», более склонный к самопожертвованию, чем на бесчеловечность по отношениюк другим, на насилие и жестокость, — от этих составляющих, характеризующих лишьдружелюбие по отношению к соседствующим народам, и происходит или, по крайнеймере, должно было происходить наименование славян.
Повизантийским источникам установлено, что славяне в 6 в. занимали огромнуютерриторию от Дуная до Вислы и делились на три большие группы: склавинов,антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная иверховьями Вислы, вторые — в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении ив Причерноморье, третьи — в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение,что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: южную(склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Однако источники 6 в. несодержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот,объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов[3].
Единствославян находило выражение в их общественном устройстве. Славяне в 6 в.переживали последнюю стадию развития общинно-родового строя. Основойобщественной организации у славян стала патриархальная семейная община. Государствау славян в 6 в. еще не было. Наряду с народным собранием существовалиплеменные вожди или князья. Вожди славянских племен принадлежали кзарождавшейся родоплемен-ной знати, выделявшейся по своему имущественномуположению из основной массы населения. В 6 в. племенная раздробленность ещене была преодолена славянами. Однако тенденция к созданию более прочногоединства у них уже имелась. Этому в немалой степени способствовала таобстановка постоянной войны, которую вели славяне против Византии напротяжении почти всего 6 века. В ходе этой борьбы создавались союзы славянскихплемен.
Основнымзанятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным.Обработка земли велась с помощью тягловой силы орудиями плужного типа,возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобовые иволокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особенно всеверных районах, начинали вытесняться двух- и трехпольной системой с паровымклином. Большое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота ирыболовство были распространены повсеместно.
Распространениепашенного земледелия на всей территории расселения славян означало огромныйпрогресс по сравнению с подсечной системой, бытовавшей прежде[4].
Другимважным показателем роста производительных сил у восточных славян было развитиеремесла. В некоторых славянских поселках обнаружены десятки домниц, в которыхвыплавлялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занималисьпрядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, частьпроизведенного продукта шла на обмен.
Ремесленноепроизводство создало предпосылки для возникновения городов как центровремесла. К началу X в. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев,Чернигов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленногопроизводства.
Вместе стем 7—9 вв. явились временем развития внешних экономических связей восточныхславян со странами Востока, Византией, а также со странами Прибалтики. ВеликийВолжский торговый путь связал землю восточных славян с племенами СреднегоПоволжья и дальше — через Хвалынское (Каспийское) море — с Востоком.Днепровский путь связал восточных славян с Византией. А к концу 9 в. какВолжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» получили своепродолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговыепути общеевропейского значения.
Поархеологическим данным, существенной чертой общественного строя славян 8—9 вв.является наличие уже повсеместно сельской или территориальной общины как союзаиндивидуальных хозяев (малых семей), в собственности которых находятся жилище,орудия труда, продукт труда обрабатываемый участок земли. Небольшой размержилища на 4—5 человек, размещение и размер хозяйственных построек, небольшойзапас продуктов — все это свидетельствует об индивидуальном характерехозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то естьдома. Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить вславянской общине 8—9 вв. наличие коллективной собственности на землю, визвестных случаях — коллективный труд и пережитки родового строя в быту, вправосознании и идеологии.
Частнаясобственность и основанный на ней индивидуальный труд с неизбежностью вели кимущественному, а значит, и социальному неравенству. Выделение из общины имущественнойверхушки свидетельствовало об образовании экономически сильной группы, котораястремилась ослабить роль народного собрания и передать власть своимпредставителям.
Этотпроцесс нашел свое выражение в появлении к концу 9 — началу 10 в. богатыхславянских погребений наряду с бедными, обнаруженных археологами в крупнейшихславянских городах, и в образовании на территории славянских поселенийобособленных укреплений — замков, где жили выделившиеся из общины представителиэкономически могущественной верхушки. Все эти явления отразились взамечательном памятнике древнерусского права — Древнейшей Русской Правде, записаннойв 11 в. при Ярославе Мудром, но в своей основе относящейся к канунуобразования Древнерусского государства.
ДревнейшаяРусская Правда рисует нам, несомненно, общество правящего слоя и остальногонаселения, еще не освободившееся до конца от оболочки родового строя. Существуетеще такой важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговаяпорука. Но родовые связи уже начинают заменяться связями территориальными.Основная общественная организация, с которой имеет дело Древнейшая Правда, —это «мир», территориальная сельская община (слово «мир» сохранило в русскомязыке значение территориальной сельской общины вплоть до 20 в.). Однаконаселение этих «миров» уже перестало быть однородным по своему социальномусоставу[5].
ДревнейшаяПравда ярко отразила появление внутри славянских «миров» привилегированногослоя. Основное внимание она уделяет защите интересов «мужей» — термин, которымв Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка общества славян. «Муж»тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но в противоположность рядовымобщинникам «муж» не является человеком труда — земледельцем. Этопреимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженныймногочисленной «челядью», которая работает на него.
Основнуюмассу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется инерабов из числа общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу ипопали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «мужей»,но и центром владений земель, лугов и различных угодий, на которые накладывалсвою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственнуючастную собственность — «отчину» (термин, от которого произошло слово «вотчина»— обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростомэкономического богатства росла и политическая мощь «мужей». Возникновениеимущественного неравенства у славян шло одновременно с образованием государства.
Извизантийских источников можно заключить, что у антов 6 в. государства еще небыло, их князья являлись военными предводителями, не нарушавшими прерогатив иправ народных собраний, их войска составлялись из всего вооруженного народа.Дружина у князей еще отсутствовала. Военная добыча в основном доставаласьвоинам: ценности и пленные делились, а завоеванная земля заселяласьпобедителями.
Впроцессе дальнейшего развития славянских племен в 7—9 вв. наВосточно-Европейской равнине постепенно изжились элементы народоправства.Выделившаяся верхушка из славянской общины — «мужи» (по терминологии ДревнейшейРусской Правды), захватила в свои руки органы племенного самоуправления.Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину,с помощью которой князь мог уже противопоставить свою власть пережиточныморганам родового самоуправления и использовать их в интересах народившихсягоспод. Нормы обычного права, сложившиеся в общине, изменились применительно кновым условиям. Защита складывающейся феодальной собственности — главная цельэтих изменений. Рядовой общинник, ведущий свое мелкое хозяйство, потерял чертывоина и стал земледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в ходедлительного развития складывались отдельные элементы государственногоаппарата.
В целомимеющиеся источники (Русская летопись, арабские источники) делят славянскиеплемена на две группы: южную, состоявшую из полян, северян и вятичей, исеверную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряд неславянскихплемен. Эти два союза славянских племен явились ядром складывавшегосяДревнерусского государства.
2. Образование древнерусского государства
Последнийэтап создания Древнерусского государства источники связывают с образованием«Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, — «русами» или«росами».
Известияо «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различных источниках начиная с 6века. Еще более многочисленны свидетельства источников о Руси и русах 8—9веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила, обладающая политическойорганизацией, возглавляемой князьями; они получают широкую известность далекоза пределами своего обитания. Свидетельства источников позволяют определить иместо обитания русов в 6—9 веках. Это — район среднего течения Днепра и егопритока — реки Роси. При впадении реки Роси в Днепр на высоком неприступномберегу стоял главный город русов — Родня. Эту область издревле называли Русью,или Русской землей. Позднее, когда первенствующее положение в союзе племенПриднепровья заняли поляне, наименование Русь, Русская земля было перенесенона более широкую область с центром в Киеве, а затем усвоено и Древнерусскимгосударством[6].
ВДревнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседниефинские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого началабыло этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусскаянародность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских(великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни содним из этих народов в отдельности. Однако разработанная в конце 19 в. такимивыдающимися профессорами Львовского университета, как М.П. Драгоманов, М.С.Грушевский, и киевским историком В.Б. Антоновичем концепция украинской историипыталась изобразить Древнерусское государство украинским. Названные ученыеделали акцент на извечной различности племен юго-западной и северо-восточнойРуси.
Их излюбленнымисточником являлось то место из «Повести временных лет», где преподобный Несторрассказывает о «кротких, тихих и стыдливых» полянах (славянское племя, живущеена грани I и II тысячелетий в окрестностях Киева и вниз по Днепру до порогов),противопоставляя их жившим «звериньским образом» древлянам, радимичам, вятичам,северянам, кривичам и прочим «паганим», не ведущим закона Божия, — речь идет ославянских племенах, живших к северу и востоку от полян.
Эта жеидея подхвачена в наше время в националистических кругах «незалежной Украины»,старающихся обособить украинские, великорусские и белорусские земли, в которыхполитическая и культурная гегемония будто бы принадлежала и принадлежитэлементу украинскому, южному.
Междутем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало ссовременной Украиной, у них была лишь общая столица — город Киев. В 9в. и дажев 12 в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и т. д.Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессовдревнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.
Изъянукраинской исторической школы в том, что ни о каком особом украинском народе,равно как великорусском и белорусском, в древних летописях нет упоминания.Имеется множество восточнославянских племен, большую или меньшую родственностькоторых друг другу, безусловно, признают летописцы: поляне, древляне, хорваты,волыняне, уличи, тиверцы, дреговичи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи,при-ильменские славяне. Все они к 11—13 вв. сложились в культурно-политическуюцелостность, которая, если верить преподобному Нестору, «начася прозыватиРуска земля» с княжения Олега, «рускаго князя» (881 г.). Кстати, до сегодняшнего дня западные соседи Киевской Руси, поляки, именуют украинцеврусинами.
Одновременнос образованием ядра Русского государства, путем объединения южной частивосточнославянских племен вокруг Киевского центра во главе с полянами, происходилпроцесс объединения северной части восточнославянских племен вокруг Новгородаво главе со словенами[7].
Завершающиммоментом в этом процессе явилось объединение южной и северной группывосточнославянских племен в единое Древнерусское государство с центром в Киеве.Этот заключительный этап протекал в обстановке борьбы: на юге — с хазарами, насевере — с варягами.
Славянскиеплемена стояли на более высоком уровне социально-экономического развития, чемкочевники-хазары. Хазарам не удалось надолго подчинить себе славян. Раньшевсего ликвидировали свою зависимость от хазар поляне.
Несколькоиначе развивались события на севере. Походы варягов «из заморья», то есть изСкандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойничьих набеговваряжских дружин, для которых славянские племена были новым объектом грабежаи разбойничьей торговли. Русские летописи сообщают о насилиях варягов вотношении славян и других племен. Это привело к тому, что словене, кривичи идругие племена восстали на варягов, изгнали их «за море» и стали сами «владетьсобой».
В этовремя Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывавшейсяславянской государственности. Новгородская летопись сохранила предание о«старейшине» Гостомысле, правившем другими старейшинами в Новгороде. Однако вНовгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело кострой борьбе за власть между родовыми старейшинами Новгорода и других городов.
В этойобстановке междоусобной борьбы в Новгороде и появляется пресловутый Рюрик —легендарный родоначальник правящей династии на Руси.
На этотсчет, казалось бы, имеются надежные источники, в том числе летописноепроизведение — наш древнейший летописный свод «Повесть временных лет», гдеподробно описано, как возникло государство у славян. Это знаменитая легенда опризвании варягов: жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоелаим такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навелижеланный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потомони уступили настоятельным просьбам славян, пришли к ним, сели в трех городах в 862 г. на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко отПскова), Си-неус — в Белоозере — и учредили государство. Таким образом, этособытие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Сказочностьэтой истории очевидна. Тем не менее такого материала оказалось достаточно,чтобы создать печально знаменитую Норманнскую теорию происхождения Русскогогосударства. Этим занялись еще в 18 в. немецкие историки, приглашенные дляработы в Российскую Академию наук, — Байер, Миллер, Шлецер. Материал был,конечно, очень соблазнительным, а параллели очевидны: русские — народ, ни начто не пригодный. В 9 в. германцы создали им государство, в 18 в.— науку.Норманнская теория имела большой успех: начиная c Петра I пошла мода на всезападное, половина царей и цариц того века были если не чистокровными немцами,то с изрядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что придворнаякамарилья была в значительной степени иноземной.
Норманнскаятеория происхождения Русского государства, выдвинутая историками-немцами,жившими в России в 18 в., получила широкое распространение как в дореволюционнойрусской, так и в современной зарубежной историографии. Смысл все тот же:показать русских полностью зависимыми от Запада в интеллектуальном отношении.
Сторонникиэтой теории — «норманнисты»: американские ученые З. Бжезинский, Ж. Вьежинский,Х. Дэвидсон, Р. Пайпс — тенденциозно искажая историю, изображают славян какпримитивные дикие племена, находившиеся на чрезвычайно низком уровнеисторического развития и неспособные сами создать свою государственность. Сточки зрения Норманнской теории «варяги» (то есть скандинавы, норманны) явилисьодновременно и завоевателями славян, и создателями Русского государства. Вдействительности же государственность у славян начала складываться задолго до 9в., к которому относятся походы варягов-норманнов в Восточную Европу.Грабительские набеги варягов были лишь помехой в развитии общества игосударства у славян.
Несостоятельнымиявляются и стремления норманнис-тов представить легенду «о призвании варягов»как истори чески достоверное свидетельство о реальных событиях. Рассказ «опризвании варягов» представляет собой творчество летописца-новгородца 11 в.,пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси, исходяиз современных ему порядков в Новгороде в 11 в., куда новгородцы самиприглашали угодных им князей.
Дело втом, что история, во всяком случае, была классовой, партийной наукой. Онавсегда служила господствующему классу. Новгородский летописец и его поздниередакторы (автор «Повести временных лет», написанной в начале 12 в., какдумают историки, киевским монахом Нестором) служили той власти, которойтребовалось обоснование своей правомерной, общественной необходимости,законного происхождения. Все это давала легенда о призвании варягов. Еслиизложить идею этой легенды современным языком, то она сведется к следующему:во-первых, власть князя, государственная власть есть представитель порядка вбеспорядке; во-вторых, она установлена по воле самого народа, уставшего отбеспорядка; в-третьих, она явление надклассовое, в равной мере необходимоевсем членам общества. Таков был социальный заказ летописцу, и он его выполнил.
Проблемахарактера взаимоотношений легенды «о призвании варягов» и реальных событийтребует, очевидно, дальнейшего осмысления. Исследование раннего периодарусской истории затруднено недостатком сведений из источников, относящихся ковремени, предшествующему составлению первых отечественных летописных сводов(вторая половина 11 — начало 12 в.). В силу этого достаточно поставить подсомнение сведения Начального свода конца 11 в. и «Повести временных лет» начала12 в. о Рюрике, Аскольде и Дире, о приходе в Киев Олега и Игоря, посколькуизвестия эти явно записаны на основе устных преданий. Не менее важным факторомявляется также и то, что, по мнению историка А.Е. Преснякова, Олег — фигура нелегендарная, а историческая. Как преемник Рюрика, новгородский князь Олегорганизовал поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева, убийством имкиевских князей Аскольда и Дира и перенесением центра объединенного государствав Киев. Это событие, относимое летописью к 882 г., традиционно считается датой образования Древнерусского государства.
Тем неменее, в историографии существуют расхождения по поводу того, что представляетсобой в первой половине 10 в. этническое образование под названием «Русь».Одни авторы исходят из того, что речь следует вести о государстве с четко оформившейсяцентральной властью, включавшем в себя большую часть территории, заселеннойвосточными славянами, и имеющем столицей Киев. Другие полагают, что единоегосударственное образование еще не сформировалось, Киев не приобрел значениябесспорно главного центра, на территории Восточной Европы одновременносуществовали разные варяжские группировки с независимымиконунгами-предводителями. Выдвинуто, в частности, предположение, что Киев сталрезиденцией русского князя только в 30-е годы 10 века. [Конунги (по-славянски«князья») — варяжские предводители, стоявшие во главе военных дружин. Конунгинанимались на службу в городах или захватывали власть в городах и становилисьгородскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчиняласьокружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество[8].
Суммируяуказанные данные, можно предположительно заключить, что складывание государстваРусь завершилось только к концу 10 в. с ликвидацией местных княжений ипереходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевскойдинастии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств былипосажены наместники киевского князя. Сам Киев к этому времени был признанглавным центром Руси, власть принадлежала княжескому роду, контролировавшемуогромную территорию непосредственно и, по меньшей мере, такую же — черезпризнающих верховенство киевского князя местных князей.
Приэтом, если «… характерные признаки и свойства древневосточнойгосударственности, существенно отличающиеся от институтов античных обществ,были вызваны к жизни спецификой как действовавших здесь экономических исоциальных факторов, так и типологическими особенностями последовательно сменявшихдруг друга администативно-политических структур», то особенности формированияДревнерусского государства были обусловлены следующими факторами:
1. Географический фактор — огромные слабонаселенныепространства, не имеющие четких природных границ, которые могли бы статьгосударственными границами (горные хребты, моря), обусловили возможностьвозникновения огромной (по западноевропейским меркам) страны.
2. Этнический фактор — на территории Восточно-Европейскойравнины проживали восточнославянские, финно-угорские, балтийские племена.Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие,рыболовство, охота), языческих верований, отсутствие территориальных притязанийобусловили возможность образования государства с полиэтническим составомнаселения.
3. Экономический фактор — прохождение через территорию,населенную восточнославянскими племенами, путь «из варяг в греки», выгодасосредоточения которого в одних руках была очевидна (централизованная охрана,отсутствие таможенных пошлин) ускорили объединение Новгородской и Киевскойземель в единое Древнерусское государство с центром в Киеве (882 г.).
4. Религиозный фактор — господство сходных языческихверований в момент возникновения государства не противопоставило одни племенадругим, а принятие православия не обострило противоречий между различнымиэтносами, поскольку оно постепенно, при очень терпимом отношении к язычникам(сравни: крестовые походы) приблизило народ к христианству.
В силуисторических особенностей возникновения государственной организации на Русиисходным ее типом была авторитарная система. В своей основе она представляетсобой групповую властную структуру с несколькими относительно независимыминесамодостаточными субъектами управления. Каждый из них выступает какотносительно закрытая группа людей, объединившихся для реализации своих особыхинтересов, или властная корпорация.
Авторитарнаягосударственная организация Киевской Руси основывалась на родовых отношениях.Порядок княжеского владения определялся в соответствии с генеалогической итерриториальной общностью обычно-правового уклада, разработанного в теорииВ.О. Ключевского о «лествичном восхождении» князей с одного стола княжеского надругой по известной очереди. «Очередьэта определяласьстаршинством лиц и устанавливала постоянно колебавшееся, изменчивое соотношениеналичного числа князей с количеством княжеских волостей или владений. Всеналичные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическуюле-ствицу. Точно так же вся Русская земля представляла лествицу областей постепени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался наточном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной,лествицы лиц и лествицы областей».
На верхулествицы стоял старший из князей, великий князь киевский. Правя Русью иродичами, великий князь в особо важных случаях принимал решения не один, асобирал князей на общий совет, действовал как представитель и исполнитель всегодержавного княжеского рода.
Князькиевский считался всего лишь старшим среди других князей и в отличие от князейместных назывался «великим князем русским». Местные князья были относительносамостоятельными в своих владениях. А все вместе они нераздельно владелиРусской землей всего княжеского рода. Таков был порядок авторитарнойгосударственной организации в Киевской Руси, его корпоративная структура.
Целостногои достоверного освещения авториторизма, во всяком случае российского, историяеще не получила. Однако его признаки хорошо известны на уровне имеющихсясовременных знаний. К их числу прежде всего относятся: 1) отчуждение народа отвласти; 2) значительный централизм в руководстве обществом; 3) руководство иуправление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется восновном командно-административными, приказными методами; 4) доминирование вполитической системе одной правящей партии; 5) наблюдается во многомнеправовой характер деятельности власти; 6) ущемление прав и свобод граждан; 7)армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционныхсил, выступающих против режима; 8) все средства массовой информации и само еесодержание берутся под строгий контроль государства.
Указанныевыше признаки свидетельствуют, что авторитаризм был действительно присущДревнерусскому государству — Киевский Руси до завоевания ее татаро-монголами.
Заключение
Итак, мы рассмотрелипредпосылки возникновения древнерусского государства, а также образованиедревнерусского государства.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Древнерусскоегосударство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и егососедей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времениевропейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, анаселение — 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияниена судьбы мировой истории.
Древнерусскоегосударство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трехкрупнейших славянских народов — великороссов, украинцев и белорусов.
ДревняяРусь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие,продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставшихее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили своюэтническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
ВДревнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, котораясохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Громадноезначение имело древнерусское право, памятники которого, особенно РусскаяПравда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для правасоседних народов.
Объективныеисторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмираниеДревнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее ДревнююРусь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установленияфеодальной раздробленности в 12 в.
Списокиспользованной литературы:
1. Данилевский И.Н.Древняя Русь глазами современников и потомков (9-12 вв.). М., 2001. С. 340.
2. Гордиенко Н.С.«Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1986. С. 27.
3. Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. История России 7-15 вв. — М., 2001. С. 240.
4. Ключевский В.О.Избранные лекции «Курса русской истории». – М., 2002. – С. 672.
5. Ключевский В.О.Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997. – С. 1792.
6. Кутьина Г.,Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. –М., 2003. – С. 544.
7. Ловмянский Х.Русь и норманны. М., 1985.
8. Мавродина Р.М.Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.
9. Тихонов А.И.История отечественного государства и права. – М., 2003. – С. 120.
10. Фортунатов В.В.История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь).Учебное пособие. – М., 2000. – С. 144.
11. Цечоев В.К.,Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. – М.,2003. – С. 480.
12. Чистяков О.И.История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. – М., 2001. – С.430.
13. Чистяков О.И. Хрестоматияпо истории отечественного государства и права. 1917-1991. – М., 2005. – С. 592.