Реферат по предмету "История"


Хозяйственный и общественный строй древних славян

Содержание
Введение… 2
1. Хозяйственный иобщественный строй древних славян… 4
1.1. Общаяхарактеристика древних славян… 4
1.2.Хозяйственный и общественный строй восточных славян… 7
1.3.Хозяйственный и общественный строй западных славян… 14
1.4.Хозяйственный и общественный строй южных славян… 16
Заключение… 19
Литература… 20

Введение
Славянскиенароды разделяется на три группы:
1. Восточныеславяне − это русские, белорусы и украинцы.
2. Западныеславяне − это поляки, чехи, словаки, лужичане.
3. Южные славяне – это болгары, македонцы, сербы, хорваты,словены.
Вопросо происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварскойхронике» (XIII век), предками славян были древниеираноязычные народы – скифы, сарматы и аланы.
Началонаучной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого временипоказали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. Наэтом основании было высказано предположение о существовании индоевропейскойобщности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян ииндоиранцев.
Российскийученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась вбассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейскаяобщность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскуюи славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие наюг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне,расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальнойтерритории Восточной Европы.
Естьи другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерскогомонастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территориейрасселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Ша-фарик,проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историкаИордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов былоПрикарпатье.
В XX в. американские исследователи Г.Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существоваладревнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты ироманские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейскойобщности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученыйЛ. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славянс германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянамиПоднепровья и района озера Ильмень.
В VI−VII вв. происходит постепенное формирование трехэтнических групп − западных, южных и восточных славян. К этому времениотносится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одниученые подразумевают всех восточных славян, а другие − лишь юго-западнуюих часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Некоторыеисследователи считают, что слово «анты» тюркского происхождения и переводитсякак «союзник». Другие полагают, что это иранское слово и переводится как«край».
Вработе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристикатрех этнических групп древних славян − западных, южных и восточных.
 

1.Хозяйственный и общественный строй древних славян
1.1.Общая характеристика древних славян
Слово«славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римскими греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторовпочти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний иПтолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы идалее к востоку, вплоть до Балтийского моря на севере и до Карпат и Дуная наюге. С VI в. у византийских писателей для этихплемён появляется название «славинов» или «склавинов». Одновременно с этимпоявляются известия о родственных им племенах, живущих в Причерноморье, а такжепо Днепру и Днестру. Эти племена обозначаются общим названием «антов».
Антыи племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхнейОке и Волге, − это восточнославянские племена.
Кконцу VI в. славяне занимали уже огромнуютерриторию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийскогопоморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров.Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали началозападным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие квостоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дунаяславяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев.[1]
Собщественным строем и бытом славян нас знакомят главным образом восточноримские(византийские) писатели, в первую очередь историки VI в. − Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, ИоаннЭфесский, и военный трактат конца VI −начала VII в., так называемый «Стратегикон»Псевдо-Маврикия. Особенно ценными являются сведения, содержащиеся в III книге «Готскойвойны» Прожигая. Немало интересных сведений о славянах имеется уготского писателя VI в. Иордана. По данным источников,земледелие у славянскихплемён было издавна основной отраслью хозяйства; наряду с земледелием славянезанимались и скотоводством. Известное значение в хозяйственной жизни славян имели также рыболовство, охота ибортничество. Псевдо-Маврикий прямо указывает на наличие у славянмногочисленных стад скота и большого количества «плодов земли», «в особенностиячменя и проса». О занятии славян земледелием говорят и другие источники.
Археологическиенаходки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг сжелезным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшиебронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.
Основнойхозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии уюжных славян называлась «задругой».
Задругапредставляла собой единый хозяйственный организм, состоявший иногда изнескольких десятков человек, живущих вместе и владеющих всем имуществом сообща.Энгельс указывает, что эта патриархальная домашняя община с общимземлевладением и совместной обработкой земли была необходимой «переходнойступенью, из которой развилась сельская община, или марка, с обработкой землиотдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательнымразделом пахотной земли и лугов» Наряду с домашней общиной у славянраспространяется и соседская община. Несколько общин образовывали племя. Каждоеплемя занимало особый округ, который у южных и западных славян носил название«жупы».[2]
Прокопийдаёт нам представление об общественном строе древних славян. «Эти племена,славяне и анты, − говорит он, − не управляются одним человеком, ноиздревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье инесчастье в жизни считается общим». Однако тот же Прокопий и другие историкиговорят о выделении у славян аристократической верхушки общества, родовойзнати, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или союзанескольких племён. Но власть князей была ограничена народным собранием −вечем. Первобытно-общинный строй был для славян VI − VIIвв. уже пройденным этапом, и они теперь подходили к истокам своейгосударственности. Источники говорят о наличии у славян в этот период рабства,однако рабство носило ещё патриархальный характер. По словам византийскихписателей, славяне не держали военнопленных в вечном рабстве, а по истеченииизвестного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право«оставаться, где они находятся, на положении свободных и друзей». Такимобразом, в это время у славянских племён, находившихся на стадии военнойдемократии, начинается процесс классообразования и складывания государства.
Дляобщих предприятий славянские племена объединялись под предводительствомвыбранного князя. Уже в IV в.у антов был большой союз племён, во главе которого стоял князь Бож. Одинвизантийский писатель говорит: «Так как у них много князей и они между собойнесогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону илипосредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые пососедству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и непоступили под начальство одного».
Вооружениеславян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумядротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом.Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблятьих внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славянескоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённыегорода. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённыеморские походы.[3]
Славяне издавна былизнакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологическиеданные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особыхкладовых зерна.
ПоМаврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетиянашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашниеремесла.
Уславян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелияи скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство,бортничество).
В славянской религии особенно ярко отразились двамомента, характерные дляпервобытных земледельческих народов: обожествление сил природы − славянеобоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба − Сварог, бог грома имолнии − Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья,воды (водяной, русалки) − и поклонение предкам (домовой, шур, или чур).Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было.[4]
1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян
Географиярасселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повестивременных лет». В VI−VIII вв. восточные славяне для защиты отвнешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний иверхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов);дреговичи (Полесье между Припятью и Березиной); вятичи (верховья Оки); северяне(Десна, Сейм, Сулла); радимичи (между Сожем и Ипутыо); древляне (Тетерев, Уж);дулебы (Волынь); хорваты (Карпаты); уличи и тиверцы (Буг, устье Дуная).[5]
Политическойосновой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военнойдемократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие ивоенные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», вкотором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») ещеносила потестарный (догосу-дарственный) характер. Она была не столькопривилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью иавторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль вуправлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.
Восточные славяне жили по берегам рек в поселках,обнесенных землянымвалом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составлялисоседскую общину, основой которойбыли социально-экономические связи. Поселки-общины располагались«гнездами» и были удалены друг от друга на десятки километров.
Основным занятием восточных славян было земледелие: влесной части − подсечно-огневое, в лесостепной −переложное. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовалисьдеревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственнойдеятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, вчастности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означалотакже «деньги». Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество.
Кэтому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятийвыделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения,возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей,например, «из варяг в греки».
Интеграциятерриториально-племенных союзов восточных славян во главе с«городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитическихцентров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западесловене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этихцентров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества,как Древнерусское государство с центром в Киеве.[6]
В IX − начале XII в. во главеДревнерусского государства стоял великий князь, в облике которогопостепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светскимправителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлениикняжеского суда, организации торговли.
Князьправил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия изнаемников, вначале варягов, а затем, в киевский период, − племенногообъединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков,берендеев, осевших на реке Рось).
Отношениямежду князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер,однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическимиактами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первымсреди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военныхпоходов.
Государственныефункции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собиралдань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал ввоенных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшаякнязю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Онасостояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»).Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные ккнязю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ниодного решения.[7]
В период расцвета Древней Руси (конец X − перваяполовина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» быласосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военнойвласти. Эта власть целиком принадлежалакиевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет(верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети иродственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князюрусских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному княземВладимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако напрактике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбеза великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передатьпрестол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутрикняжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики сталисозывались съезды князей.
ВДревнерусском государстве еще не было четкого разделения междуадминистративным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабобыли развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычноеправо, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.
Всуде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и куголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из нихстаралась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве игралипоказания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторыхделах − поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, ихпосадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебномпроцессе, взимая за это определенную сумму («виру» − штраф за убийство,«продажу» − штраф за другие виды преступлений).[8]
ВДревнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племеннойсходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решалисьвопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные иадминистративные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы,церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городскойзнатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролемсо стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носилидемократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Русиэлементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей. Так,из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народнымисобраниями.
Помере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческогоаппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. Ссередины XII в. исчезает практика приглашениявечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектованиянародного ополчения и выбора его предводителей − тысяцкого, сотских,десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, сталназначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове иНовгороде.
Помере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство.Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная прикиевском князе Ярославе Мудром. В источниках имеются ссылки на более древний«закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», котораяпотом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен УставВладимира Мономаха (1113−1125 гг.). «Русская Правда» регулировала впервую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусскомгосударстве.[9]
Частноеземлевладение в Древней Руси появилось только во второй половине XI в. С одной стороны, представителикняжеского рода обзаводились собственным хозяйством, с другой − местнаяплеменная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такоечастное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» − отцовскоевладение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственникомстановилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные имонастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась иотработочная рента, или барщина.
Возникновениечастной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникамправа сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли беззаключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание заслужбу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). Кначалу XII в. земельными владениями обзаводятсяи младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазахобщества все большую ценность, становится символом процветания, богатства имощи.
Древнерусскоеобщество было традиционным, основным социальным элементом которого выступалатерриториальная община. Каждый член этой общины занимал отведенную емусоциальную «нишу» и являлся исполнителем определенной социальной функции.Поэтому традиционное общество в Древней Русибыло строго упорядоченным и иерархичным. Основу этого общества составлялэволюционный тип развития, представлявший собой такое естественно-историческоеразвитие, в ход которого люди сознательно не вмешивались. Поэтому традиционноеобщество было «закрытым» и перемены в нем происходили крайне медленно.
Древнерусскоеобщество было многоукладным. С одной стороны, Русь была страной аграрной,земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получилоподсечно-огневое земледелие. С другой стороны, Древнюю Русь называли«Гардарики» − страной городов, в которых большое развитие получилиремесленное производство и торговля.[10]
Крестьянскоенаселение Древней Руси жило общинами, основную часть которой составляли личносвободные общинники − «люди». Древнерусская соседская община («вервь»)владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведениесвоих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя,поскольку последний являлся номинальным верховным собственником всей русскойземли. Эта зависимость выражалась в выплате дани на нужды князя, его дружины исодержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе«полюдья» (объезда князем подвластной территории). Постепенно на смену«полюдья» пришел «повоз» (доставка общинниками дани в административные центры −«погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.
Помере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйствакрестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость отвладельцев земли. Феодально зависимых, но юридически свободных общинников вДревней Руси называли «смердами».
Вовторой половине XI в. появляются«закупы» − крестьяне-смерды, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочимскотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами.«Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так какдо возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Если же«закуп» пытался бежать от своего господина, то его превращали в холопа (раба),хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу.[11]
Прикняжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов»,«рядовичей» − так назывались различные категории лично зависимогонаселения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, вкоторых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и«закупы». Однако рабство на Руси, хотя и получило широкое распространение, вцелом носило патриархальный характер. Более того, в отличие от античных рабов,челядины и холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывалсяза убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде).«Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») сгосподином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников,тиунов) или занимались сельскими работами.
Городскиепоселения у восточных славян появились еще в догосударственный период. Онизарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияниянескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесносвязаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находилсякнязь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание(вече); жрецы, а позже православное духовенство исполняло культовые обряды. Этобыли «правящие» города с зачатками публичной власти.
Всвязи с образованием Древнерусского государства родоплеменные связи в X−XI вв. окончательно уступают место территориальным, а городастановятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурнымицентрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельскимхозяйством.[12]
1.3.Хозяйственный и общественный строй западных славян
Многочисленныезападнославянские племена занимали обширную территорию по бассейнам рек Вислы,Одры (Одера) и Лабы (Эльбы). Они делились на несколько племенных групп. Вбассейне верхней Лабы, а также рек Влтавы и Моравы жили чешско-моравскиеплемена, в бассейне Вислы и Варты, до Одры и Ниссы на западе, − польскиеплемена. Полабские славяне жили в бассейне средней и нижней Лабы вплоть доБалтийского моря; у них образовалось несколько племенных союзов. Между Салой иЛабой и далее к востоку жили племена, входившие в сербо-лужицкий союз; земли посредней Лабе и далее на северо-восток были заселены союзом лютичей; на нижнейЛабе был расположен союз ободритов. Территории, занятые ободритами и лютичами,простирались до Балтийского моря. К востоку от них, по берегу Балтийского моря,жили племена поморян, принадлежавшие к польской группе западнославянскихплемён. Ободритов, лютичей и поморян часто объединяют общим названием«балтийские славяне».
В V−VIII вв. западнославянские племена достигли ужесравнительно высокого уровня социально-экономического развития. Основнымзанятием западнославянских племён являлось оседлое плужное земледелие. Онииздавна знали огородничество и садоводство. Наряду с земледелием значительнуюроль в хозяйственной жизни западных славян играло скотоводство, а у поморскихславян − рыбный промысел. Известное значение сохраняла охота на пушногозверя, бортничество. Западные славяне умели добывать и обрабатывать железо иизготовлять металлическое оружие и различные орудия; им было известно ткачествои гончарное производство. К VII векуи в более поздний период значительного развития достигла торговля, особенновнешняя. Франкский хронист Фредегар сообщает, что в начале VII века существовали торговые связимежду западными славянами и франками. На развитие торговых связей западныхславян с другими народами указывает наличие богатых кладов монет, найденных приархеологических раскопках. В Прибалтике, например, были обнаружены большиеклады арабских монет VIII−IX вв., что указывает на торговые связиПрибалтики с районом Волги и − волжским путём − с арабскимистранами. Связи между западнославянскими и арабскими странами поддерживалисьрусскими купцами. Торговля шла также с германскими областями, особенно ссоседней Саксонией, а также с Данией и скандинавскими странами.[13]
В V−VIII вв. у западных славян совершается переход отпоследней стадии доклассового общества − «военной демократии» − кклассовому обществу и начинается процесс развития государства. На основе общегоразвития производительных сил у западных славян начинает интенсивноразвёртываться процесс социальной и имущественной диференциации, происходитвыделение знати − панов, владык и князей, начинают складываться болеекрупные хозяйства представителей родовой знати, применяющие труд посаженных наземлю рабов. По мере роста могущества знати происходит упадок старинногонародного веча, мало-помалу теряющего своё значение. Власть в племени переходитк совету представителей знати. К этому же времени складывающиеся у западныхславян союзы племён делаются всё более прочными.
В VII веке под предводительствомславянского князя Само (? – 658, князь с 623 года) возникает держава Само,распавшаяся после смерти князя.
В IX веке возникает Великоморавскаядержава (Великоморавское, Богемское княжество), просуществовавшая до покоренияее кочевниками-венграми в 906 году.
Вконце X века возникло раннефеодальноепольское государство, ставшее с 1025 года Польским королевством.
Такимобразом, общественный и политический строй западных славян достигает в своёмразвитии той стадии разложения первобытно-общинных отношений, когда органывласти «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органыгосподства и угнетения, направленные против собственного народа», − ворганы зарождающейся государственности.[14]
1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян
К середине VII в. славянами был занят почти весьБалканский полуостров заисключением юга Пелопоннеса, древней Аттики, части Фракии, непосредственноприлегавшей к Мраморному морю и проливам, и некоторых сравнительно небольшихрайонов вокруг крупнейших византийских городов, например Солуни (так славяненазывали Фессалонику). На западе южные славяне проникли в долины Альпийскихгор, а севернее − в районе современной Австрии − онинепосредственно смыкались с чешско-моравской группой западного славянства.Южным славянам, кроме того, принадлежали тогда также обширные области к северуот нижнего течения Дуная, на востоке граничившие с землями восточных славян(уличей и тиверцев).
Навсей этой огромной территории сохранились, конечно, и остатки старого,дославянского, населения. Но славяне почти всюду явно преобладали, и именно ониблагодаря сравнительно высокому уровню своего социально-экономического развитиясмогли ассимилировать другие племена и сыграли поэтому решающую роль вэтногенезе большинства современных народов европейского юго-востока.Сравнительно высокий уровень материальной культуры славян, расселившихся впределах Византийской империи, помог им быстро освоиться и с достаточносуровыми природными условиями земель их новых поселений. Многое здесь, конечно,зависело от особенностей того или иного района, но тысячелетние навыки оседлогоземледельческого народа способствовали тому, что и на Балканах земледелие былоу славян господствующей отраслью хозяйства.
Иззерновых сеяли преимущественно рожь, ячмень, просо. Во многих районах привиласькультура льна и конопли, необходимых для изготовления одежды. Постепенно всёбольшее значение получало садоводство и виноградарство, а на юге и разведениеоливковых рощ.
Значительногоразвития достигло и скотоводство, особенно в гористых районах и районах,покрытых дубовыми лесами, например в Боснии, Старой Сербии, на севереМакедонии.
Былиразвиты у славян также и ремёсла. Они хорошо знали технику обработки кож и гончарное дело. Ещё до переселенияна Балканы они добывали болотные руды и умели изготовлять металлическоеоружие, хозяйственные орудия и украшения. В некоторых районах, главным образомв прибрежных и расположенных вблизи таких городов, как Константинополь илиСолунь, начинала развиваться торговля сельскохозяйственными продуктами.[15]
Хозяйствовелось уже не родовой общиной, а отдельными семьями, чаще всего патриархальнымибольшими семьями − «задругами». Несколько живших в одной деревне −«веси» − или по соседству «больших» и «малых» семей были объединены всоседские или территориальные общины, называвшиеся «братством» или, как и вдревней Руси, − «вервью». Именно такие общины и стали основой внутреннейорганизации южно-славянских племён. Племенное деление в дальнейшем сменилосьтерриториальным. Возникли территориальные объединения, называемые «жупами».
Еще в 5 веке до н.э. на территории Балканскогополуострова существовала Македония, потерпевшая поражение от Рима в 148 году дон.э. и превращенная в римскую провинцию.
В 681 году на территории южных славян складываетсяБолгарское царство.
В 10веке образовывается Болгария Волжско-Камская – феодальное государство болгарволжско-камских.[16]

Заключение
Славянесыграли свою роль в ликвидации античного рабовладельческого общества, вобразовании новой, феодальной средневековой Европы. Прежде всего, самопередвижение германских племен с востока на юг и запад было отчасти результатомнатиска на них славян, как об этом довольно ясно свидетельствует готскийисторик Иордан. Затем часть славянских племен участвовала вместе с германскимиплеменами в завоевании Римской империи. В дальнейшем, в VI−VII вв., славяне постепенно передвигались все дальше назапад от Вислы к Эльбе, занимая те территории, которые ранее населялигерманские племена, переселившиеся на территорию Римской империи. Наконец,славяне вторглись на Балканский полуостров, на территорию Восточной Римскойимперии − в так называемую Византию, куда они в конце концов внедрились вбольшом количестве, оказав громадное влияние на перемену социального строяВизантии, на ускорение перехода ее от рабовладельческого строя к феодализму.
В V−VIII веках у славян совершается переход от последнейстадии доклассового общества − «военной демократии» − к классовомуобществу и начинается процесс развития государства.
К XI веку у большинства древних славянуже складываются государства, многие из которых существуют и поныне, анекоторые остались только в памяти народа и истории, оставив свой культурныйслед.

Литература
1.    Виппер Р.Ю. История средних веков. –СПб.: ООО «СМИОПресс», 2007.
2.   Громов Ф.Д.Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.
3.   Кислицин С.А.История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс», 2007.
4.    Косминский А.Е. История среднихвеков. − М.: Издательство «Просвещение», 2007.
5.   Кулаков А.Е.Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 2007.
6.   Платонов А.Н.Полный курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.
7.    Семенов В.Ф. История средних веков. −М.: Издательство «Просвещение», 2007.
8.    Шевелев В.Н. История Отечества.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2007.
9.   Чернобаев М.В.История средних веков. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство«Феникс», 2007.
10.  Яковец В.М. История цивилизаций. –М.: Мысль, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. В. Хасаншина Приказ № от 2011г. Программа
Реферат Sales promotion связи с общественностью и спонсорская деятельность
Реферат Формы правления в США, Франции, Японии
Реферат А. П. Чехов: Ах, дорогой моему сердцу город…Пестрый южный люд населял его: украинцы, греки армяне, итальянцы. Греческие негоцианты, купцы, врачи. Маклеры торговцы, франты в длинных пальто, кавалеры, барышни
Реферат Компьютерная практика 2
Реферат Возникновение маркетинга. Принципы маркетинга
Реферат "Противодействие распространению наркотиков: новые вызовы и угрозы национальной безопасности России"
Реферат Концепция ментальности по С.В. Лурье
Реферат Обов’язкові платежі підприємств у державні цільові фонди
Реферат Философия чата
Реферат Академик Н.И Вавилов
Реферат Панофский, Эрвин
Реферат Незаконное получение и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну
Реферат Анализ ассортимента, экспертиза качества хлебобулочных изделий, вырабатываемых пекарней колхоза "Россия"
Реферат Aspects Of City Life