Реферат по предмету "История техники"


Позолоченная ручка

Михаил Ковальчук
Неамериканец Джордж Паркер изобрел современную авторучку — «отцом» ее принятосчитать его соотечественника Льюиса Уотермена. Паркеру принадлежит достижениеиного рода: он превратил утилитарный «канцтовар» в шедевр высоких технологий, апроизводство авторучек — в процветающий бизнес
МОЖЕШЬЛУЧШЕ — СДЕЛАЙ САМ
Получивв 1889 году патент на свое изобретение, учитель из американской глубинки ДжорджСаффорд Паркер вряд ли предполагал, что изобрел один из нынешних эталоновкачества и престижа. С тех пор в мире выпускались и более дорогие авторучки, ноболее «эталонных» не было и нет.
Ихпрообразы появились в Европе еще в XVIII веке. Ранние авторучки трудно былоназвать практичными — чернила то не желали вытекать на бумагу, то, наоборот, всамый неподходящий момент разбрызгивались и на нее, и на одежду. Лишь к концуследующего столетия были изобретены относительно надежные и безопасные вупотреблении пишущие средства. Одними из самых безопасных — и, уж безусловно,самыми статусными — стали авторучки, изобретенные и запатентованные ДжорджемПаркером.
Матерьюизобретения, в полном соответствии с пословицей, стала суровая необходимость.Читая в колледже Джейнсвилля, штат Висконсин, курс телеграфного дела, Паркер посовместительству подрабатывал в качестве агента фирмы John Holland Fountain Pen— на то время крупнейшего в США производителя перьевых ручек.
Своимученикам Паркер сбывал, разумеется, не эксклюзивную продукцию с золотымиперьями, а обыкновенный ширпотреб — в ту пору некачественный и ненадежный. Поконтракту ремонт и замена негодных образцов ложились на плечи агента — пришлосьПаркеру обзавестись ремонтным оборудованием и разобраться в устройстве ипринципе действия продаваемого товара.
Разобравшись,Паркер наладил бойкий постпродажный сервис авторучек. И вскоре пришел к мысли,что пора заканчивать с починкой чужого товара, а вместо этого выходить на рыноксо своей продукцией, не требующей ремонта. Лозунг «Сделай что-то лучше, и этобудет продаваться» на целый век стал корпоративным девизом компании Parker Pen,созданной на паях со страховым агентом Уильямом Палмером 8 марта 1891 года (подругим данным, 1892-го).
СЧАСТЛИВЫЙВИТОК КАРЬЕРЫ
Первойзнаменитой паркеровской моделью, принесшей компании известность не только вСША, но и в мире, стала Lucky Curve (буквально «счастливый виток»). В основе еележал запатентованный в 1894 году принципиально новый одноименный фидер (капиллярнаясистема подачи чернил), практически устранявший главную на то время беду всехбез исключения авторучек. А беда заключалась в том, что их, как и сейчас,мужчины носили в нагрудном кармане рубашки — вертикально.
Нагретыеот соприкосновения с телом чернила вытекали на перо, а после открытия колпачкас неизбежностью пачкали руки. В новой ручке чернила не высыхали и непроливались.
Следующимлогическим шагом стала бесстыковая модель 1899 года — Jointless, в которойотсутствовали наиболее подверженные поломке или протечке резьбовые соединения,а все важные элементы были заключены в непроницаемую гильзу. Далее последоваликнопочная система заправки Button Filling System (до того чернила в ручкузаливали пипеткой) и колпачок повышенной надежности Safety Cap. Последний, посути, состоял из двух колпачков: внешний накручивался на корпус ручки, авнутренний герметично запечатывал полость вокруг пера.
Казалосьбы, сущие мелочи — но именно из таких мелочей складывается репутация. К 1908году фабрика Parker Pen, расположенная на Мейн-стрит в Джейнсвилле,превратилась в крупнейшее производство перьевых ручек — не только в Америке, нои в мире. Причем о безопасных в употреблении ручках заговорили как раз в техкругах, для которых репутация была главным и решающим аргументом. ВсеVIP-персоны Старого и Нового Света, чей высокий ранг не допускал и мысли оконфузе, немедленно записались в клиенты новой компании.
Вканун ХХ века на авторучки перестали смотреть как на чисто утилитарнуюканцелярскую принадлежность — теперь обладание дорогими и «навороченными»пишущими средствами подчеркивало высокий статус их владельца. Компания Паркераодной из первых взяла стратегический курс на выпуск «эксклюзива» с золотыми исеребряными перьями и инкрустированными золотом, серебром и перламутромкорпусами. Мечтой всех коллекционеров по сей день остается одна из раннихмоделей паркеровских авторучек — Gold Snake («Золотая Змейка»), корпус которойобвивало золотое пресмыкающееся с изумрудным глазом.
Нокроме роскошных моделей для состоятельных клиентов Parker Pen продолжалаудивлять мир практичными технологическими новшествами. Первая мировая войнабросила вызов не только оружейникам, но и производителям исключительно мирныхканцтоваров. В 1917 году компания Джорджа Паркера получила выгодный заказ отамериканского военного ведомства на изготовление особых «окопных ручек» сотсеком для хранения чернильных гранул, активируемых с помощью обычной воды.Десятки и сотни тысяч писем, написанных в окопах американскими солдатами, сталилучшей рекламой продукции Parker Pen, годовой оборот которой к окончанию войныпревысил заветный рубеж в $1 млн.
РУЧКАПРОВИДЕНИЯ
Кэтому времени компания все еще оставалась семейным бизнесом. Сначала отцупомогали сыновья Расселл и Кеннет, позже к ним присоединились и внуки — ДжорджII и Дэниел. Под их руководством Parker Pen не только без ощутимых потерьпрошла через «ревущие двадцатые» и сменившее их десятилетие Великой депрессии иВторой мировой войны, но и сохранила свои лидирующие позиции. В 1921 году нарынке появилась очередная паркеровская новинка — модель Duofold. Прозванная засвой вызывающий ярко-оранжевый корпус Big Red (что можно вольно перевести и как«Рыжий верзила»), она шокировала публику и розничной ценой — $7, что былопримерно вдвое дороже продававшихся тогда массовых ручек. Однако деловаяинтуиция Паркера вновь не подкачала: он раньше других понял, что эпохе джаза,всеобщего щегольства и подпольного (сухой закон!) алкогольного угара болеевсего подходит именно такая статусная авторучка — яркая, легкомысленная ивызывающая.
Неслучайнов качестве испытательного полигона для рекламной кампании Parker Duofold былвыбран Чикаго — город гангстеров и подпольных салунов. А главной изюминкойстало невиданное в те годы предложение 25-летней гарантии. Успех был такой, чтодоходы от продаж в первую же неделю полностью покрыли расходы на рекламнуюкампанию. Чуть позже, когда появились сверхпрочные пластиковые корпуса,гарантия стала «вечной». В Parker придумали неотразимый рекламный ход — дляпроверки ручек на прочность их сбрасывали с самолетов, летевших на километровойвысоте, в Большой Каньон! Расширилась и цветовая гамма — к мандариновым Duofoldприбавились яшмово-зеленые и лазурные. В результате успеха «Рыжего верзилы »объемы продаж к середине 1920-х выросли вчетверо, выведя компанию в мировыелидеры по производству дорогих авторучек.
Кконцу десятилетия Parker Pen, ставшая публичной компанией, не только обладаладистрибьюторской сетью в Европе, Азии и Австралии, но и открыла первые филиалыза пределами США — в Канаде и Великобритании.
В1927 году компания перешла на производство корпусов из модифицированногоударопрочного целлулоида — перманита, который не только был прочнееиспользуемого до этого эбонита, но и позволял существенно расширить цветовуюгамму корпусов. Спустя четыре года появились фирменные «паркеровские» чернила —Quink, позиционировавшиеся как самые быстро сохнущие и самые легко смываемые (содежды и рук, а не с бумаги).
Наконец,в 1933 году на корпусе новой модели Parker Vacumatic появился всем известныйсегодня зажим-стрела, придуманныйнью-йоркским дизайнером Джозефом Платтом.Правда, это яркое корпоративное событие совпало с трагедией в семье Паркеров —умер старший сын Расселл. Его смерть так потрясла отца, что он потерял всякийинтерес к бизнесу и добровольно покинул все свои посты в компании. А спустячетыре года — и сам этот мир.
СТРЕЛЫЛЕТЯТ В ЦЕЛЬ
Нои после смерти основателя компании сотрудники Parker Pen остались верныстремлению сделать свою продукцию еще лучше.
Следующимхитом стала модель 1941 года Parker 51 с удлиненным корпусом и закрытым пером,принесшая компании приз американской Академии моды. За тридцать лет таких ручекбыло продано на $400 млн. Корпус их изготовлялся из синтетического материалалюцита, а в конструкции был впервые использован наполнитель Aerometric,позволявший писать ручкой даже в самолетах во время взлета и посадки.
Популярностьновинки превзошла все ожидания, и компании впервые в ее истории пришлосьпублично извиниться перед потребителями — выполнить все заказы она была не всостоянии. Чтобы не упускать сложившейся на рынке выгодной конъюнктуры, Parkerсрочно выпустила в продажу удешевленную 21-ю модель, вскоре занявшую более 60%мирового рынка авторучек «дороже $5». А с завершением первой послевоеннойдекады началась эпоха шариковых ручек. После открытия в 1953 году новой фабрикиЭрроу-Парк в Джейнсвилле, оснащенной самым передовым на то время оборудованиеми автоматикой, Parker Pen постепенно начала экспансию на более демократичныйрынок «шариков». При этом компания, откровенно говоря, не спешила во что бы тони стало запрыгнуть в уходящий поезд — жертвовать качеством ради немедленногоуспеха было не в ее традициях. И только когда специалисты компании разработалипервый усовершенствованный «шарик», на рынке появилась непревзойденная в своевремя модель Jotter. Ее отличал и необычайно емкий стержень — новая технологияпозволяла ему работать впятеро дольше, чем в ручках конкурентов. Успех былочевиден — за первый год было продано более 3,5 млн. ручек Parker Jotter. Средидругих послевоенных хитов компании можно назвать модели Parker 45 и Parker 75.Выпуск первой был начат в 1960 году, и за первые два десятилетия удалосьпродать более 75 млн. экземпляров. Вторая, выпущенная четырьмя годами позже,установила рекорд уже в первую  пятилетку — было продано 11 млн. таких ручек,принесших компании $111 млн. В 1962 году компания перестала быть семейнымбизнесом. После ухода в отставку Кеннета Паркера на его место пришел первый«сторонний» топ-менеджер — Брюс Джеффрис. К тому времени логотип дополнилсяпочетной надписью «эксклюзивный поставщик британского королевского двора». Еслибы ведущие мировые политики могли раздавать подобные рекомендации, кпаркеровской авторучке пришлось бы прикреплять длинную ленту с именами глав государств— места на корпусе явно не хватило бы.
Ксвоему 75-летию компания выпустила эксклюзивную ручку Parker 75 с корпусом изчистого серебра и 14-каратным золотым пером. На ней впервые фирменный логотиппоявился в сопровождении новой эмблемы — креста, составленного из уже знакомойстрелы и сплюснутого овала, видимо, символизирующего земной шар. Parker Penмогла себе позволить такую аллегорию — в то время в мире авторучек существовалодин-единственный брэнд-эталон, и все знали, какой именно. А в следующем десятилетииParker Pen провела одну из самых экстравагантных рекламных кампаний в своейистории. «Фишка» состояла в том, что на рекламном листе с помощью«паркеровской» ручки рука неизвестного выводила некую математическую формулу:
Вответ компания получила вал писем от математиков, физиков и химиков с просьбойобъяснить, что означает сей бред. Parker Pen выдержала театральную паузу, азатем разъяснила, что просто пошутила — записала рецепт знаменитого коктейляDry Martini (не путать с одноименной маркой итальянского вермута) с помощью«математической» формулы. Что касается рецепта, то он, разумеется, был известенвсей пьющей (да и трезвой) Америке. Смешать 3,5 части джина с 0,5 части вермутана 4 кубика льда (вода, возведенная в куб!), а затем взболтать тремя движениямиблендера (три раза по 360°). На сей раз среди откликов нашелся только одинкритический: «Интересно, где это вы отыскали рецепт приготовления Dry Martiniдаже без упоминания об оливке?» Странно, что не нашлось никого, ктопоинтересовался бы, чем размешивать — ручкой Parker?
ЧТОНАПИСАНО ПЕРОМ
Болеевека авторучки Parker служили символом не столько дороговизны, сколько престижаи социального статуса. Список именитых клиентов Parker открыл еще в 1896 годувеликий итальянский композитор Джакомо Пуччини, с помощью одной из первых«паркеровских » моделей создавший партитуру оперы «Богема». Спустя три года ужеупомянутой Parker Jointless Lucky Curve был подписан мирный договор, положившийконец испано-американской войне. В 1922 году автор всемирно известных историйпро Шерлока Холмса в письме одному из членов совета директоров Parker Penпризнался, что с появлением Duofold обрел наконец «родственную душу средиавторучек».
Прошлоеще 23 года, и командующий силами союзников в Европе генерал Эйзенхауэр, зная,что сам не сможет присутствовать на церемонии подписания капитуляции Германии,настоял на отправке двух личных экземпляров Parker 51 в пригород БерлинаКарлхорст, где должно было состояться историческое событие. Имеются сведения отом, что и представители советского командования во главе с Георгием Жуковымзаинтересовались американской ручкой. (Сам акт о капитуляции Германии былподписан фельдмаршалом Кейтелем кондовой советской авторучкой, которуюпредоставил ему Жуков, попросивший ее на время у первого подвернувшегосякрасноармейца.) Во всяком случае, после войны советское руководство велопереговоры с фирмой Parker о налаживании собственного производства качественныхавторучек.
Нов мире шла уже новая война — холодная, и американцы решили не связываться с«Советами».
Спомощью такой же Parker 51, принадлежавшей командующему американскими силами наТихом океане генералу Макартуру, был подписан и акт о капитуляции Японии. Позжеперьями Parker американцы подписывали и акт о перемирии в Корее, и Парижские соглашения,положившие конец Вьетнамской войне. А президенты Рейган и Буш-старший —договоры об ограничении ядерных вооружений с Горбачевым и Ельциным.
Ктому времени компания успела сменить «гражданство» — ее основное подразделение,выпускавшее пишущие средства, в 1986 году перешло под контроль британскогоподразделения Parker UK, и штаб-квартира Parker Pen переместилась изДжейнсвилля в английский Ньюхэйвен. А в 1993-м компанию купил другой мировойлидер — компания Gillette, к тому времени уже владевшая брэндом PaperMate.Спустя всего семь лет Gillette продала все свое «ручечное хозяйство» компанииNewell Rubbermaid, ставшей обладательницей едва ли не крупнейшей в миреколлекции «пишущих» брэндов (кроме Parker это еще и Rotring, Sharpie, Reynolds,PaperMate, Waterman и Liquid Paper). Старая фабрика в Джейнсвилле пустовала до2003 года, когда на ее месте решено было построить технопарк Arrow Park.Однако, меняя владельцев, компания оставалась верна своему главномукорпоративному принципу, заложенному отцом-основателем. О том, что Parker неперестает стараться «сделать лучше», свидетельствует простой факт: сегодняпродукция компании продается в 120 странах, а «паркеровскими» ручками пишут навсех языках мира.
***
ParkerPen Company
Основанав 1891 году в Джейнсвилле (США). С 2000 года — подразделение компании NewellRubbermaid, оборот которой в 2008 году составил $6,5 млрд
Список литературы
Свойбизнес 09 (86) ноябрь 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.