Подводная лодка «Форель»
Индекс Построенав 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа «Германия» в Киле по собственнойинициативе в качестве «живой» рекламы для привлечения вниманиягерманского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы наморе. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшаярубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильноразвитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовыегоризонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служилэлектродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпусаустанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса быларазмещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность — она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки.Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитиюподводного кораблестроения в Германии.
Впереписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводныхлодок типа «Е» указывалось, что в случае получения заказа фирмаподарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт настроительство трех подводных лодок типа «Е» («Карп») былподписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальнаялодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием «передвижнойпредохранительный буй» «Форель» отправили по железной дороге изКиля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы икоманда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
Командиромлодки был назначен лейтенант Т.А. Тиллен. Малые размеры лодки и простота ееконструкции вызвали поначалу недоверие у подводников и только после плавания 25июня на лодке капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева, который дал высокую оценкулодке, нашлись матросы, желающие служить на ней.
Впериод до 5 июля лодка выходила в море для обучения экипажа, после чего былаподнята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодкапроизвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21августа 1904 г. лодка была зачислена в списки флота под наименованием миноносец«Форель», а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток,куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность послетранспортировки потребовалось всего два дня.
Довесны 1905 г. «Форель» была единственной действующей подводной лодкойна Дальнем Востоке. Хотя ей не пришлось входить в боевое соприкосновение спротивником, она, тем не менее, сыграла важную роль«психологического» оружия, поскольку японская сторона знала опоявлении в составе русского флота этого нового средства борьбы на море. Вноябре 1904 г. лодка была поднята на берег и помещена в ангар, а 29 марта 1905г. вновь была спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия воВладивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией узавода «Шварцкопф» в Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевоепатрулирование в море с подводной лодкой «Дельфин», имевшей на бортурусские торпеды. В этот период командир лодки лейтенант Т.А. Тиллен давал такуюоценку подводной лодке: «Считаю миноносец „Форель“ одним изсамых простых по устройству и, вместе с тем, одним из самых удачных типовподводной лодки». К 1908 г. лодка уже характеризовалась как«небоеспособная, немореходная» и использовалась в учебных целях.
17мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухтуНовик. Плавая в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, онаразрядила аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться набуксире у борта подводной лодки «Бычок». В подводной лодке«Форель» находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодкине был задраен. При буксировке лодка стала зарываться носом, и напором водывходной люк открыло. Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого иперебраться на палубу подводной лодки «Бычок», но сама лодка затонулана глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом траления и при помощиводолазов и плавучего крана подняли на поверхность. Было решено перевезти«Форель» в Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной,однако, отправка в Либаву не состоялась. В 1910 г. лодка была переведена вразряд вспомогательных судов.
О дальнейшей судьбе подводной лодки«Форель» достоверных сведений нет. Известно, что в период гражданскойвойны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпеднымиаппаратами хранилась на берегу во Владивостоке. По другим источникам в 1912 г.лодка была продана в Маньчжурию и там разобрана на металлолом.
Тактико-технические элементы
Длина, м 12,5
Ширина, м (без съемных торпедныхаппаратов) 1,65
Осадка, м 1,1
Водоизмещение надводное/подводное, т 17 /18
Мощность двигателей надводного/подводногохода, л.с. 1х65 / 1х65
Скорость надводного/подводного хода, узл.4,5 / 3,5
Дальность плавания надводным/подводнымходом, миль 20 / 18
Глубина погружения, м 30
Вооружение
Торпеды в съемных наружных аппаратахУайтхеда 2
Запасные торпеды 2
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/