Реферат по предмету "История"


Ханство Абулхаира

План.
Введение
1.  Распад ЗолотойОрды и образование постмонгольсокого государства на   собственно тюркскойоснове.
2.  Формирование«государства кочевых узбеков» во главе с Абулхаиром.
3.  Распад государствакочевых узбеков.
Заключение.
Введение.
Становление иразвитие собственно казахской государственности в исторической литературепринято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложныхотношениях с правителями соседних государств и народов собирали воединоказахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единойгосударственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурнымразвитием населения Казахстана.
Начальный этап этогосложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольскихулусов – владений Чингизидов в Дешт-и Кипчаке и Средней Азии (Мавераннахре);конечный – образованием собственно казахского государства, Казахского ханства.Эволюция форм политической жизни населения региона в это время шла черезобособления на его территории нескольких государств – Ак-Орды, Могулистана,Ногайской Орды, а также государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира, ролькоторого заключалась в том, что при его расколе обитатели степей, с тех пор названныеказахами, отделились от остальной части народа.
 
            В конце 20-х годов XV в. набольшей части степной территории Ак-Орды, еще с XIV в. объединившей население(улусы) и земли (юрты), подвластные потомкам Орда-Еджена и Шайбана, происходитсмена правящей династии: власть в результате ожесточенной борьбы Чингизидов икочевой знати переходит от наследников первого к наследникам второго.Возникновению и расширению этой борьбы способствовали ослабление и упадокАк-Орды, обусловленные многими причинами политического исоциально-экономического порядка. Среди первых были главными: продолжавшийся со2-й половины XIV в. распад Золотой Орды и агрессивная политика эмира Тимура иТимуридов. Среди вторых важнейшее место занимала утрата городов на Сырдарье.Средневековый автор Махмуд ибн Вали правильно связал факт прихода Шайбанидов квласти в Ак-Орде с развалом Золотой Орды в целом: «Так как с начала 758года хиджры (1356-1357 гг. н.э.), который был крайним пределом временизавершения [жизни] Жаныбека-хана, и до середины 835 г. хиджры (1431-1432 гг.н.э.), явившегося началом выступления Шайбанидов, трон государстваДешт-и-Кыпчака оставался лишенным умного падишаха и энергичного правителя, поэтой причине возник беспорядок в устройстве дел религии и государства, нить, [связывающая]общество на той территории, порвалась, и единство исчезло». Сами Шайбанидыне правили на золотоордынском троне, о чем и упомянул Махмуд ибн Вали: «Ис того дня [т.е. со времени выделения Бату-ханом его брату Шайбан-хану четырехомаков и территорий для кочевья] все лица, происходящие от Шайбан-хана,опоясавшись поясом повиновения потомкам Бату-хана, не позволяли себепреступного желания и стремления оставить обычаи подчинения».
В отличие от ханов Ак-Орды Шайбаниды не растрачивалисвои материальные и людские ресурсы в погоне за ордынским троном, неприходилось им и отбиваться от захватнических притязаний Тимура и егопреемников, которых в первую очередь интересовали в этом районе города-крепостибассейна Сырдарьи. Все это обеспечило Шайбанидам возможность предъявить правана власть на территории Ак-Орды в противовес ханам из династийной линииОрда-Еджена и Тука-Тимура и изменить политическую карту Восточного Дешт-иКьпчака и позднее — Туркестана. Вначале в степной части территории Ак-Ордыукрепляются два политических объединения. Первое из них ранее обособившаяся наЯике (Урале) и к западу от него почти до Итиля (Волги), а к северо-востоку внаправлении к Тюмени — Ногайская (Мангытская) Орда. К востоку же от Яика, поИргизу, Илеку, Тургаю, Сарысу, верховьям Тобола и Ишима, усиливаются сначала, в20-х годах, многочисленные, Шайбаниды: Джумадук-хан между Сарысу и Эмбой, встепях северного Приаралья; Махмуд-Ходжа-хан — между Тоболом и Атбасаром,правым притоком Ишима; Мустафа-хан на левом берегу Атбасара и Ишиме; вождиплемени буркуг — в районе города Тара и др. Затем, в длительной борьбе с ними,занявшей почти два десятилетия, Шайбанид Абулхаир основывает ханство вцентральных, западных и северо-западных районах Казахстана. В историческойлитературе Ханство Абулхаира именуется еще как государство кочевых узбеков –Узбекское ханство. Ханство простиралось от Яика на западе до Балхаша навостоке, от низовий Сырдарьи, Аральского моря на юге до среднего течения Тоболаи Иртыша на севере.
Согласно Мас'у да бен Усмана Кухистани, авторуисторического сочинения под названием «История Абулхаирхана», Абулхаир родилсяв год дракона, в1412г. Он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомкаШибана, Джумадук-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи.Шестнадцатилетний Абулхаир-оглан был захвачен в плен, но по решению мангытскихбиев отпущен на свободу. После гибели Джумадука он довольно быстро сумел найтиподдержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428г. вобласти Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашенханом. В числе участвовавших в избрании Абулхаира ханом были не только султаны,предводители племени и родов, бахадуры, но и представители мусульманскогодуховенства. Абулхаирхан опирался не только на определенные круги Шибанидов, нои на мангытских эмиров, которые благодаря многочисленности своих улусных людей,играли заметную роль в политической жизни Узбекского улуса XV-нач. XVI вв. Если сын  мангытского эмира Едигея Мансурпринимал деятельное и, по-видимому, постоянное участие в мероприятияхБарак-хана, то внук того же Едигея, Ваккас-бий, сыграл важную роль в возвышенииАбулхаира. Молодой хан на первых порах был “в большой дружбе с сыном Нурад-Дина, Ваккас-бием”. “Рассказывают, — уверяет нас Кадырали-бек, — что они иходной чашки пили, один с одного края, второй с другого”. Однако впоследствииВаккас-бий покинул предводителя кочевых узбеков и даже сражался противАбулхаира, примкнув к его противнику по имени Мустафа-хан.
Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельнымкругам кочевого общества, Абулхаир должен был проводить политику, отвечающую ихинтересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны,покорять новые земли. “Менее всего затронутые городской культурой, — писал В.В.Бартольд о кочевых узбеках Восточного Дешт-и Кипчака, — потомки Шибана осталисьболее всего верны воинственным традициям кочевников и потому могли выступать вроли завоевателей в такое время, когда могущество династии Чингиз-хана почтивезде находилось в полном упадке”.
C воцарением Абулхаирхана политикав Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и егонаследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу запрестол Золотой Орды.
Хан Абулхаир соблюдал все мусульманские обряды имолитвы. Его армию называли Войском ислама. По его повелению все подданные егогосударства должны были жить по законам шариата, основанным на Коране, ивысказываниях Пророка Мухаммеда – суннах.
При хане Абулхаире среднеазиатские летописцы начинаютназывать тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казаками. Между тем, онипо-прежнему, считали себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами,карлуками, уйсунями, адаями. Кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами,но в отличие от своего хана не читали Коран и не признавали авторитета мулл иишанов и других служителей мечетей в суде над собой.
По законам шариата полагается наказывать человекаударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.
В середине XV в. многие тюркские племенаокончательно отказались подчиняться хану Абулхаиру. Они открыто отвергализаконы шариата и продолжали жить по тюркским законам Туру. Этих тюрков сталиназывать казаками.
Государственный иадминистративно-политический строй ханства Абулхаира.
Главойгосударства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямойлинии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традициисоблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью — беками,эмирами — и от их воли зависело, будет ли «поднят ханом» прямойнаследник, старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и властьхана всегда находилась в прямой зависимости от воли господствующего класса –феодалов. Предводители улусов и межплеменных объединений находились ввассальном подчинении у хана. Хан вручал им официальные документы, дающие правона управление страной и сбор налогов. Поэтому они были ответственны передханом. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должныбыли выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения,отдавать хану часть взимавшихся ими с подвластного населения налогов. Хан имелличную дружину из нукеров. Периодически проводилась перепись войск. Войскосоставляли десятки, сотни, тысячные и тумены. Основная часть войсккомплектовалась на базе упомянутых ополчений вассалов хана. Но эти войска былиненадежны, так как их военачальники в любое время могли увести подчиненные имотряды.
Представителикочевых феодалов и вельмож сами правили народом. Они одновременно являлисьисполнителями административно-политической и судебной власти. Пожалованиякочевых улусов вместе с земледельными территориями предоставлялись ханамиотдельным феодалам, вождям родов и племен не только за постоянную службу, но иза отдельные военные подвиги, за личные заслуги перед ханом.
В вассальныхотношениях ханов с феодалами в ханстве Абулхаира довольно широко практиковаласьсистема тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождалсяот налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, неделился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз.
Представителизнати в своем лице совмещали политические, судебно-административные функции иэкономическую власть над зависимым населением. Имея значительные военные силы ввиде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие еепредставители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали изсвоей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их. Обычно после смертихана начиналась борьба между его наследниками, и эти усобицы такжеподдерживались различными группировками знати.
Для решениявопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных изнати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главнойгосударственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговыхуправлений, канцелярий). Государственно-важные документы скреплялись печатью.Важнейшую роль в делах государства играл улусбек, который активно влиял нарешение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатическихотношениях с соседними государствами.  Для соблюдения порядка во времяпрохождения собраний, праздников выделялись специальные люди, называемыеесаулами.
Имелись высшиедолжностные лица, в частности, атабек (воспитатель, дядька наследника),обладавший большими полномочиями при хане, кукельдаш («молочный брат» ханскихсыновей). Лицо, имевшее титул кукельдаша, по своему положению было равноатабеку или аталыку. В ханстве Абулхаира кукельдаш выполнял обязанности атабека(аталыка), т.е. воспитателя наследника ханского трона. Когда же ханский отпрыскстановился самостоятельным правителем, кукельдаш продолжал оказывать большоевлияние на своего воспитанника.
Важным административнымлицом был даруга — правитель, ханский наместник в городе, области, управляющийделами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотрза порядком.
Масса оседлого икочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином «карачу»(«простолюдины», «чернь»).
Государственно-административнаясистема ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящейверхушки. Сложившаяся военно-ленная система с ее иерархией обеспечивали ейвозможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян. Новместе с тем она обеспечивала возможность сохранения целостности государства,защиты его территории во взаимоотношениях с соседними государствами, как этобыло в период реализации агрессивных устремлений их соседей.
Политическаявласть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода,базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционноеправо распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, накоторых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемымиучастками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владениягромадными стадами скота.
Этническийсостав населения состоял из тюркских родов и племен – кипчаков, найманов,уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. Уэтих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи итрадиции.
Что касаетсяназвания государства, созданного Абулхаирханом, то в источниках оно обычноименуется по традиции «Узбекским улусом», а также «улусомШайбана», «улусом Абулхаира». Термин «улус» иногдаприменяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным:«иль ва улус-и Абулхаирхан», или с обобщенным этнополитическимназванием подвластного населения «иль ва улус-и узбек» и т.д.Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием«дийар» — страна (Дийар-и узбек). В исторической литературегосударство Абулхаирхана именуется «Узбекским ханством»,«Государством кочевых узбеков», «Ханством
Абулхаира».Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территорииханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонентаузбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чемпишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной изкрупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государствоАбулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.
Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще болееусилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершалинападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времениправления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевыхплемен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба сТимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Последнее обстоятельство можетслужить показателем того, что улус Шибанидов вступил отныне в более тесныевзаимоотношения со Средней Азией, которые закончились на рубеже XV-XVIвв. окончательным завоеванием государства Тимуридов внуком АбулхаирханаМухаммадом Шайбани. Связи же с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенноослабевали, хотя, по словам автора «Тарих-и кассира», власть Абулхаира в годыего могущества распространялась вплоть «до пределов Булгара».
Внутриполитическое положение государства, несмотря насорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не сталоцентрализованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий,этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь периодправления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему  пришлось вести упорную иожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховнуювласть. Уже  в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом,Абулхаир вынужден был выступить в поход для «приведения в повиновение»Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола.После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде,что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбуневозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира. А женуМахмуд-Ходжа-хана, по имени Аганак-бике, которая по красоте своей «спорила слуной, Абулхаир по мусульманскому обычаю взял в жены». Богатство и военнаядобыча, которые достались от противника, были поделены между воинами. «Всехвысокопоставленных султанов и славных эмиров он отличил и одарил дорогимивещами, поясом и высокими должностями». Так на берегу Тобола было покончено спритязаниями Махмуд-Ходжа-хана, но явились другие претенденты, наиболеевлиятельные из числа которых были Махмуд-хан и Ахмад-хан.
Следующим шагомАбулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательноподготовленный поход против упомянутых ханов. Поход против Махмуд-хана иАхмад-хана был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбековиз низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главнымгородом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главнойпричиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийнаяборьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи иПриаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана,столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибанидуи на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местностиИкри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили. По рассказу Мас'уда бен Усмана Кухистани, тука-тимуриды потерпели полный разгром,«Махмуд-хан и Ахмад-хан… отказались от [дальнейшего] сражения и, бросив[всякое] притязание на верховную власть и государство, обратились в бегство отвойска [Абулхаира]». Было захвачено большое число пленных и добычи(«беспредельное богатство и многочисленное имущество», среди которогоавтор перечисляет «быстроногих лошадей, вереницы верблюдов, палатки ишатры на повозках, оружие»). Абулхаир овладел Орду-Базаром (так называлисьставки ханов).
 ПобедаАбулхаира нашла сильную поддержку со стороны влиятельных групп феодалов кочевыхплемен, способствовала укреплению власти, подняла авторитет хана в глазах своихподчиненных. Также победа доставила Абулхаирхану возможность овладетьОрду-Базаром, “который был столицей Дешт-и Кипчака”, где была прочитана хутба(проповедь, читавшаяся в мечети по пятницам, в которой произносилось моление заправящего государя) на его имя и выбиты монеты с его именем. Затем на короткоевремя Абулхаирхан завладел «троном Саин-хана» (Бату). Однако вскоре Махмуд-хануи Ахмед-хану удалось вернуть свои владения. «Вместе с тем, — пишет по этомуповоду Махмуд б. Вали, — во времена правления Абулхаирхана после смертиМухаммад-хана сыновья последнего – Махмуд – хан, Ахмад – хан, Джувак – султан иБашлык – султан, — вступили в войну с Абулхаирханом. Потерпев поражение, оникочевали в тех краях, пока, некоторое время спустя, не взошли вновь наунаследованный престол».
Следующая победаАбулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленнымвойском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг.
Молодой и честолюбивыйАбулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что емуудастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить ВосточныйДешт –и Кипчак в единое «кочевое государство» и в течение сорока лет правитьэтим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболеевлиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса,первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферувлияния Абулхаира  в степи. Многие Джучиды, среди них – Джанибек-султан и Гирей– и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватилряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау – Сыгнак, Аркук, Сузак,Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак сдался добровольно: «Когда хаким [города]Сыгнака увидел многочисленность и величественность войска хакана[Абулхаирхана], то, выйдя к нему с повиновением и послушанием, вручил городэмирам и слугам хакана, подобного Сатурну, и Ак-Курган, и Аркук, и Сузак, иУзгенд также подчинились деснице власти и завоевания [его] наместников».Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура,затем  Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды,могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районовгосударства. Взятие сырдарьинских городов — ремесленных и торговых центров, ккоторым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, моглосущественно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется стольбыстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался назначительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленнуюим за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, чтоправящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготыдлительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-иКипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки однойстороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городамбезопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнениюВ. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье  — наиболее важное длядальнейшей истории узбеков событие его царствования.
Враждебныеотношения между родственными племенами улуса Шайбана и улуса Орды в связи спередвижением Абулхаира в район Присырдарьи еще более усугубились, так какзанятие Абулхаиром городов и их оазисов задевало интересы Джанибека и Гирея иих подданных казахов, кочевавших в Присырдарье и районе Каратау. Это послужилонемаловажной причиной обострения борьбы между ними и последующей откочевкиказахских султанов и подвластных им родов и племен. В дальнейшем Абулхаирохотно вмешивался в династические распри Тимуридов, чтобы иметь своегоставленника в Мавераннахре. Он предпринимал неоднократные попытки оказатьдавление на правителей Средней Азии как вооруженным путем (походы на Хорезм,захват городов Туркестана в 1446 г., поход 1451 г. на Самарканд), так и путемподдержки кого-либо из враждующих Тимуридов. Успеху экспансии Абулхаираспособствовало соглашение его с местными феодалами, одному из Тимуридов АбуСа'иду, он помог в 1451 г. захватать власть в Самарканде.
Однако ни победа над Мустафа-ханом, ни значительноерасширение владений завоеваниями присырдарьинских городов-крепостей непредотвратили жестокого поражения Абулхаира в войне с калмаками (ойратами). Впрежние времена восток – западные склоны Хантайских гор, юг – пустыню Гоби,запад – территорию Моголистана, север – междуречье Енисея и Иртыша населяликочевые народы, называемые ойратами. Крупные феодалы ойратов из-за пастбищсовершали частые походы в Моголистан, Семиречье и Среднюю Азию.  Битва войскАбулхаира и калмаков во главе с Уз-Тимур-тайши произошла около Кок-Кашане, вокрестностях Сыгнака, в 1457 г., по словам Кухистани, предводитель калмаковпредпринял поход на Сырдарьинскую область с целью грабежа. Когда Уз-Тимур-тайшиуслышал, что Абулхаирхан собрал большое богатство, пишет он, то «запылал огоньзависти в груди» у него, и он  приказал, чтобы  воины привели в порядок своёоружие и явились к его двору. Ратники собрались и отправились с жёнами идомочадцами в поход. Когда орда достигла берегов реки Или, воины оставили здесьжен, домочадцев, обозы и отправились далее налегке и вскоре достиглиокрестностей Сыгнака, — столицы Шайбанидов. Выступило и войско Абулхаира. Предводителькалмаков послал одного из своих известных воинов, чтобы он, выйдя на серединуполя битвы, сообщил предводителю дештских племён послание согласия: «Пусть потне выступит из рубашек, пусть кровь не выступит из тела героев». Однако Джучидыпрезрительно отвергли предложение и тем зажгли огонь нападения и битвы. Оберати сошлись, смешались; взвилась на воздухе пыль от копыт и полилась по степикровь от мечей, секир и стрел. Длился этот бой и погром много часов; но вот«ветер победы подул» со стороны калмаков; Абулхаирхан был вынужден отступить иукрыться за стенами Сыгнака. Не встречая сопротивления, победители вступилиоттуда в окрестности Туркестана, Ташкента и Шахрухии, произвели повсюду гибельи насилие, грабёж и полон, увезли с собой всё захваченное. Перед уходомУз-Тимур-тайши заключил мир с Абулхаиром. По некоторым источникам условия этогомира были унизительными для Шайбанидов. Потерпев жестокое поражение от калмаковпод Сыгнаком, Абулхаир вынужден был оставить разоренные области Туркестана и уйтив Дешт-и Кипчак, где «долго потом пришлось ему успокаивать и приводить впорядок свои степи, столь сильно пострадавшие от такого погрома».
Причинапоражения Абулхаирхана от калмаков заключается главным образом во внутреннейслабости его государства. Постоянные династийные распри и междоусобицыЧингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племен, обострение противоречиймежду феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников,внутренние и внешние войны привели государство в состояние полной расшатанностии развала.
После этого поражения часть кочевого народа во главе сДжанибеком и Гиреем отмежевалась от Абулхаира, перешла в Моголистан и сталаобживать земли в поймах р. Чу и Козы-Баши. В 1468г. Абулхаир собрался в походпротив них, но в пути скончался.
После смерти Абулхаирхана государство распалось.Основными причинами распада были распри, усобицы за раздел территории,сопротивление эксплуатации рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массылюдей на другие территории.
Заключение.
 
Государственнаятерритория ханства Абулхаира в течение 40 лет его властвования в ВосточномДешт-и Кипчаке претерпела ряд изменений, и к концу его правления онапростиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи ипредгорий Каратау, где он удерживал города Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак, иот Яика (Урала) до Иртыша и северной части Прибалхашья, т.е. в пределахэтнической территории кочевых узбеков и казахов. Столицей этого государства впоследние два десятилетия был Сыгнак, а до этого г. Тура (Чимги-Тура), позже — Орду-Базар.
           
Врамках государств Ак-Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистанапоявились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условие дляполитического, хозяйственного и социального развития населения. Политическиобъединив этнические территории племен, упомянутые государства, каждый на своейтерритории явили собой, более прочную, этнически обособленную государственнуюорганизацию, обеспечившую входившим в него племенам и родам территориальное иполитическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирныхконтактов населения различных районов Казахстана.
Собразованием Казахского ханства власть Шайбанидов рода Абулхаира на территорииВосточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племенкипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв.в  Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под властьказахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбанидызахватили власть в Средней Азии.
Историческое значениеханствования Абулхаира (1428-1468), по словам В.В. Бартольда, определяется тем,что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно приего царствовании  среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, врезультате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами,отделились от остальной части народа.
Список использованной литературы:
1.   Берденова К.А. Общая иэкономическая история Казахстана. Алматы. Экономика, 1997
2.   Евразийство в экономической иэтнополитической истории Казахстана./ Под ред. Берденовой К.А. Алматы.Экономика, 1997
3.   Ибрагимов. Материалы по историиказахских ханств XV-XVIII веков.Алма-ата. Наука, 1969
4.   История Казахстана с древнейших времендо наших дней (очерк). Алматы. Дәуiр, 1993
5.   История Казахстана. Том 2. Алматы,1997
6.   Султанов Т.И., Кляшторный С.Г.Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы. Рауан, 1992
7.   Шахирмаден. Биографии историческихличностей Казахстана XIV-XIX веков.Алматы. ТОО Литера, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.