Известный русский художник-универсал Ва-силий Кандинский (занимался живописью, графикой, проектированием мебели и юве-лирных изделий) присоединился к Баухаузу в 1922 году. Мастер преподавал в России в Госу-дарственных свободных художественных мас-терских и разделял взгляды Гропиуса на необ-ходимость синтеза всех искусств. Более того, его давней мечтой было работать «совместно с архитектурой». В своём доме Кандинский попытался создать эту особую, синтезирован-ную среду, расписав внутреннюю лестницу, тонировав настенные рельефы, собственно-ручно изготовив и раскрасив мебель. Яркая де-коративность интерьера придавала ему сход-ство с крестьянским искусством.
Идею слияния разных видов искусства в среде человеческого обитания Кандинский развивал и в теории. Его живописные абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способство-вать развитию композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза поручил художнику курс основ формообразо-вания, семинары цветоведения и аналитичес-кого рисунка, а также мастерскую настенной живописи. Таким образом в руках Кандинского оказался ключ к эстетике Баухауза.
Вместе с Л. Файнингером, немецким живо-писцем Паулем Клее и русским живописцем Александром Явленским Кандинский издавал альманах «Синий всадник» (1912,1914 гг.). На страницах этого издания (кстати, по типу тоже синтетического) настойчиво проводилась идея необходимости культурного синтеза. Публи-ковались материалы по всем видам искусства и всем его разновидностям: профессиональ-ной и народной, академической и авангард-ной, наивной и детской. Только понимание их глубинной взаимосвязи, полагали авторы альманаха, позволит открыть дор01у «велико-му синтезу», и тогда родится поистине анали-тическое искусство.
Эти мысли были использованы в Программе Баухауза. В. Гропиус верно угадывал в архи-текторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художествен-ного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. Руководство мастерской металла взял на себя венгерский живописец Ласло Мохой-Надь, создатель ком-позиций из металла, получивших название «телефонных». Он читал курс о свойствах ма-териалов -- металла, дерева, стекла, камня, а в серии «Книги Баухауза» впоследствии вышел его труд «От материала к архитектуре».
В 1925 году из Веймара Баухауз перебрался в Дессау--город молодой авиационной и хи-мической промышленности. Здесь В. Гропиус спроектировал новую резиденцию учебного центра и жилые помещения для преподавате-лей, после чего Баухауз смог просущество-вать как уникальная высшая художественная школа до 1932 года. С приходом к власти на-ционал-социалистов он был закрыт как рас-садник демократических идей, объединяв-ший к тому же мастеров разных националь-ностей. Некоторые его члены, в том числе и В. Гропиус, эмигрировали в США.
Принципы функционализма как нового под-хода к проектированию любого объекта закла-дывались в Баухаузе уже в процессе обучения. Таким образом воплощался в жизнь девиз: «Ис-кусству научить нельзя, а ремеслу -- можно». Студентов готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Следовательно от них требовалось знание производственного процесса от начала до конца. После тсоретического вводного курса шла практика в мастер-ской. Здесь учащиеся овладевали навыками ра-боты с деревом, металлом, текстилем--то есть собственно «деланием вещи».
В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: «уче-ник--подмастерье--мастер». На вооружение было взято содружество «искусство + наука + техника»-- как в средневековой гильдии, где давали навыки добротного мастерства. От учащегося требовался высокий современный уровень проектирования простой формы. Причём она должна была соединять в себе функциональность с красотой, улучшать эс-тетические качества жизни.
Что касается самой резиденции Баухауза в Дессау, то в ней сделана попытка наглядно во-плотить в жизнь принципы функционализма. Объёмно--пространственная композиция комплекса решена свободно, без стремления к парадности и с учётом предназначения каждого элемента. Основное здание произ-водственных мастерских не имеет главного фасада. Стены выполнены в виде стеклянного экрана (именно поэтому здание стали назы-вать «Аквариумом»). Подобный конструктив-ный приём, обеспечивающий максимальную освещённость помещения, впервые исполь-зовал наставник Гропиуса, известный немец-кий архитектор Петер Бернес в промышлен-ном строительстве.
Перекидной корпус-мост не только служил переходом, но и вместил в себя архитектурное отделение. Шестиэтажное общежитие для сту-дентов выглядело как современный дом с не-большими балконами. А неподалёку от глав-ного корпуса, среди сосен, располагались коттеджи для преподавателей и директора. И хотя все коттеджи были построены из одина-ковых кубов, в каждом случае эти фигуры со-единялись по-разному. В результате здания отличались сугубо индивидуальной «внешно-стью», а в некоторых своеобразное сочлене-ние объёмов даже позволило устроить на кры ше открытую террасу. В каждом из них размещались просторная мастерская, сообщающие ся гостиная и кабинет, спальня, рационально оборудованная кухня, санузел.
Интерьеры «до последнего гвоздя» были спроектированы самими обитателями. Например, две половины дома, в котором жили Кандинский и Клее, сообщались лишь через подвальное помещение. На половине Кандинского господствовала стильная холодность, у Клее-- атмосфера несколько мещанского уюта швей-царского бидермейера с массивной мебелью. Две стены гостиной на половине Кандинско-го были окрашены в светло-розовый, осталь-ные в чёрный цвет, всюду размещалась живо-пись хозяина. Известна теория Кандинского относительно воздействия на человеческое восприятие точек и линий. Об этом он писал в книге «Точка и линия на плоскости» (она тоже выходила в серии «Книги Баухауза»). И худож-ник учитывал свои изыскания в расположении декоративных элементов интерьера. Автором белого, покрытого лаком стола со стульями был Марсель Брейер--сначала ученик, а затем преподаватель Баухауза. Гропиус вспоминал, что Кандинский любил искусство многих эпох, и кочтедж стал своего рода музеем ин-дийской скульптуры, новгородских икон и трогательных произведений французского живописца-примитивиста Анри Руссо. Во-шедшему представлялось наглядное воплоще-ние идей «Синего всадника»: жилище Кандин-ского могло служить учебным пособием по созданию синтетической среды обитания. Студенты Баухауза специализировались на жилых и общественных зданиях массового характера. В стране шла индустриализация, ши-роко строилось жильё, поэтому принцип стан-дартизации становился особенно актуальным. Но для Баухауза важнее всего был поиск не просто функциональных, но одновременно динамичных форм. «Чем функциональней по-стройка -- тем красивее» -- этой заповеди в Баухаузе следовали неукоснительно.
Демонстрацией функционального решения и разнообразных качеств материалов стал проект «Экспериментального дома» Г. Мухе и А. Мейера (1923 г.). Дворик-атриум (комна-та дневного пребывания) освещался сверху, сквозь специальные проёмы. Со всех сторон его окружали вспомогательные помещения. Но настоящую гордость дома составляли ме-таллические конструкции: стальные оконные переплёты, дверные рамы, неприкрытые ра-диаторы, трубки светильников. Из металла и пластика были изготовлены все приспособ-ления и аксессуары в кухне и ванной. В мастерских Баухауза родились проекты компактного «Круглого дома» Карла Фигера и дома Ханнеса Мейера. Обе постройки соби-рались из предварительно заготовленных лёгких металлических деталей. А вот бревен-чатый дом в стиле народного искусства («Хай-матстиле») был украшен резным деревом и стеклянными цветными витражами в подра-жание национальной готике. Ею увлекался Йозеф Альберс, использовавший готические формы в своих проектах.
В формообразовании доминировал геометризм. Это проявилось, например, в дизайне мебели. Правда, она несла и отпечаток экс-прессионизма, но в целом отвечала специ-фике массового производства. «Визитной карточкой» стиля Баухауза стали кресла, сту-лья и табуреты Марселя Брейера из плавно изогнутых стальных трубок. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона. Подобные металлические стулья проектиро-вал и Мис ван дёр Роэ.
1. М.Брейер
стул “Василий”названный в честь Кан-динского. 1925
2. М.Брейер тележка с тремя колесами.
3. М.Брейер кресло
В некоторых проектах предметы мебели упо-доблялись архитектурным сооружениям. Та-ково, скажем, кресло со ступенчатыми бокови-нами, напоминающими фрагмент крепостной стены. Африканский стул М. Брейера со спин-кой, похожей на вход в хижину, и пёстрым мягким сиденьем тоже вполне архитектурой. Более конструктивны стулья со спинкой, ско-шенной назад (Пира Бюкинка), и сиденьем, приподнятым вверх (М. Брейера). Вся эта фее-рия силуэтов родилась в результате поиска связи между формой и функциональностью. Излюбленной темой мастеров Баухауза был дизайн осветительных приборов. Причём поиски в этой области в 1923-1932 годы сбли-зились с работами художников направления «Новая вещественность». Создаваемые предметы представляли собой «вещественно сконструированный объект». Таков, к примеру, светопространственный мо-дулятор Л. Мохой-Надя. Эта кинетическая конструкция из металла и пластика напоми-нала гигантский вентилятор. То была попытка соединить функциональную конструкцию с абстрактными элементами, инженерно-тех-ническую мысль с идеями супрематизма. На-стенные лампы-кронштейны впервые скон-струировал К. Дж. Джакер (192 3 г.). А лампы из стекла и металла А. Ван де Вельде имели фор-му шара или полусферы, заключённых в ме-таллический обод.
Т. Боглер,
Талантливые мастера работали также в худо-жественном текстиле. В рисунках гобеленов Гунты Штольц, Бениты Отте, Макса Пфайфе-ра преобладали клетки и полосы. Идеи живо-писца Оскара Шлеммера, увлекавшегося со-четанием синего и жёлтого и полагавшего, что оно благотворно действует на нервную систему, тоже воплощались в гобеленах. Цвет, орнамент, материал в этих изделиях увязаны в изысканное эстетическое целое.
Итак, мастера Баухауза были практиками высо-чайшего класса, хотя их проекты оставались зачастую лишь выставочными экспонатами. То были идеалисты в своих теоретических воззрениях. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек дол-жен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства -- эта заповедь их твор-чества живёт и поныне, продолжая питать ар-хитектурную и дизайнерскую мысль всего по-следующего времени.
Возрождение идей Баухауза.
Ныне в Германии действует Фонд Баухауза. Его руководитель доктор Вальтер Пригге считает, что «совре-менное окружение зачастую перегружено стилизациями и инсценировками, активно противопоставляющими себя живому че-ловеческому опыту». Идея проекта 1997 года, названного «Школа и центр во дворе Кранаха», заключалась в организации аб-солютно нового пространства за старин-ным фасадом XVII века.
Двор Кранаха--это исторический центр го-рода Виттенберга. Особенность работы за-ключалась в том, что в ней максимально ис-пользовались имеющиеся под рукой старые материалы, то есть свалка вышедших из строя, подлежащих утилизации предметов, арматуры и т. д.
Идея проекта - организация нового пространства за старым фасадом.
Часть стены в центре города Виттенберга
Всё это оказалось идеаль-ным набором для творчества. В международной студенческой творческой работе принимали участие студенты-дизай-неры и архитекторы университета Хамбер-сайд из Англии, художественной школы Вайсензее из Берлина и Московского Уни-верситета промышленного и прикладного искусства им. Строганова. Эксперимент продолжался в течение месяца.
Литература:
1. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. М.,1980
2. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.,1988
3. Глазычев В.Л. О дизайне. М., 1970
4. Гольдзамт Э.А. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. М.: Стройиздат, 1973
5. Дженкс. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.,1985
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Чистая монополия и монополическая власть |
Реферат | шпора |
Реферат | Шпаргалки по Правоведению |
Реферат | Шпаргалки по теории государства и права (60 вопросов) |
Реферат | Шпора по гражданскому праву (УГНТУ) |
Реферат | шпоры по правоведению |
Реферат | Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов) |
Реферат | Шпора по Теории Государства и Права |
Реферат | Шпоры к гос. экзамену СПБ УМВД РФ |
Реферат | Шпаргалки по КПЗС |
Реферат | Шпаргалки по теории государства и права (105 вопросов) |
Реферат | Цивiльний та арбiтражний процес |
Реферат | Шпоры по муниципальному управлению |
Реферат | Шпоры |
Реферат | Шпоргалки по ТГП |