Францияв 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы.Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичныепредельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшаявысоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутреннихпротиворечий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищетыпотрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периодаА.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многихдругих. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивыеметафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначениясущности «новых» господ и «героев» франции. «Мы-отвратительные варвары, живущие жизнью животных»,- с горечью писалМопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий отактивной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосферадуховного смятения породила именно во Франции бесконечное количестволитературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные,открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все женесомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами кдекаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своемисходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамкибуржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий,приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.
Реализмэтого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, скольковнутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалистыопирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже неучитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки ифилософии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергаянравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального«объективного» фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,-реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокоеизучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературыиграет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемлякрайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиямписателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняяперестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новыхсредств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляютсяосновные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,-расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высотуподнимаются жанры.
Ги де Мопассан
Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, былсуровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, доболезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой егокниги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь кбуржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя былихороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократическихслоях общества, во французском народе.
произведения: новеллы- «Пышка»,«Старуха Соваж», «Помешанная», «Пленные»,«Плетельщица стульев», «Папа Симона».
Альфонс Доде
Доде (1840-1897)- нескольконеожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесносвязанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,-как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многихвопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомоднойлитературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни,исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.
произведения: роман «Тартарен изТараскона», несколько небольших рассказов.
Ромен Роллан
Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенноособое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другиевеликие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала вплохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначалнозаключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило измира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.
произведения: роман «Жан Кристофф», повесть«Пьер и Люс».
Гюстав Флобер
Его творчество опосредствованноотражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия.Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальнымпессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можнонайти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении кискусству.
произведения: романы- «Госпожа Бовари»,«Саламбо», «Воспитание чувств», «Бувар и Пекюше» (не закончен), повести-«Легенда о Юлиане Странноприимце», «Простая душа»,«Иродиада», также создал несколько пьесс и феерию.
Стендаль
Творчество этого писателя открываетпериод классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство вобосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретическизаявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, ивскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романистатого времени.
произведения: романы- «Пармскаяобитель», «Арманс», «Люсьен Левен», повести- «ВитторияАккорамбони», «Герцогиня ди Паллиано», «Ченчи»,«Аббатиса из Кастро».