Реферат по предмету "История"


Формирование кыргызского народа

Бактыгулов Дж.
Проблемаформирования кыргызского народа сложна и многогранна, в ней много дискуссионныхвопросов. Уже более двух тысяч лет тому назад в письменных источникахвстречаются этнонимы и топонимы, относящиеся к древним предкам современногокыргызского народа. Следовательно, истоки сложения кыргызского этноса уходятсвоими корнями в эту древность и непосредственно связаны с территориямиВосточного Туркестана, Центрального Тянь-Шаня, Памиро-Алтая, Семиречья иЦентральной Азии. Не только историкам, но и всем обществоведам широко известнакрылатая фраза академика В. В. Бартольда: «Киргизы (кыргыз) принадлежат кчислу древнейших народов Средней Азии» [1].
Внастоящей статье, используя материалы, полученные нами в экспедициях,летописные сведения, различные источники и исследования других специалистов, мыпредлагаем свое видение на предмет формирования кыргызского народа.
Преждевсего вкратце рассмотрим историю сложения специфических черт кыргызского языка- главного определителя этноса. В свою очередь по своему происхождению онвходит в семью тюрских языков. Общеизвестно, что тюркские, монгольские,тунгусо-маньчжурские языки входят в так называемую алтайскую ветвьдальнеродственных языков. С XIX в. в науке прочно утвердились понятия«алтайские языки», «алтайская семья народов», под которымиимели в виду все тюркские языки, в том числе и кыргызский. Сущность объединенияалтайской ветви дальнеродственных языков понимается разными ученыминеодинаково. Одни языковеды считают алтайские языки языковым союзом, т.е.языковой общностью, образовавшейся в результате постоянных контактов живших пососедству носителей тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков. Другиеже лингвисты полагают, что алтайские языки связаны генетически и образовалисьиз одного праязыка, дивергенция которого произошла, однако, весьма давно — непозднее 10-8 тысячелетий до н.э.[2] Прародину алтайского этноязыковогоединства, как правило, ищут (те, кто его признает) где-то в Средней Азии и впримыкающих районах Северного Ирана, где распались тюркские, монгольские итунгусо-маньчжурские языки, сейчас сказать трудно, скорее всего это произошловосточнее места распада алтайского праязыка. Сложно также определить место ивремя выделения из алтайской семьи языков этноязыковой общности тех ее ветвей,которые позже приняли участие в сложении корейцев и японцев [3].
Во2 — 1 тыс. до н.э. на обширной территории Восточного Туркестана, Южной Сибири,Монголии, Маньчжурии со временем сложились пратюрко-монгольские ипратунгусо-маньчжурская языковые общности. Внутри пратюрко-монгольской общностис середины 1 тыс. до н.э. началось сложение прототюрских и протомонгольскихязыков. Племена — носители прототюрских языков консолидировались в Центральнойи Внутренней Монголии, от Байкала до Ордоса, а племена — носителипротомонгольских языков — в Северной Маньчжурии и Северо-Восточной Монголии[4]. В VII-VI вв. до н. э. китайцы уже выделяют этническую разницу между ними.Кочевники, населявшие Центральную Азию в это время, именуются Сыма Цянем жун иди; позднее их стали называть ху. В ту же эпоху в степях Внутренней Монголии,Южной Маньчжурии и в отрогах Большого Хингана жили шаньжуны (горные жуны) идунху (восточные варвары) [5]. Видимо, жуны — это прототюрки, а дунху — протомонголы того времени. Они не были политически объединены, «все онибыли рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей, и хотя нередкособирались свыше ста (племен) жунов, они не сумели объединиться в одноцелое» [6].
Источникисообщают, что главным их занятием было кочевое скотоводство: «Переходят соскотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянногопребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку.Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей. Ктохрабр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами.Наследственного преемника у них нет. Каждое стойбище имеет низшего начальника.От ста до тысячи юрт составляют общину. От старейшин до последнего подчиненногокаждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют другдруга в услужение. В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела самирешают. Войну ставят важным делом » [7]. Такой же «варварский»образ жизни вели и древние кыргызы.
Впериод отделения племен — носителей тюркских языков от алтайской языковойобщности и складывания общетюркских (близкородственных) признаков появляютсявсе новые и новые понятия и термины, связанные с кочевым образом жизни,освоением новых пастбищ с новыми фауной и флорой, развитием скотоводства иземледелия, возникновением домашних промыслов и.т. д. Постоянное общениекочевых племен- носителей протюрских языков содействовало выработке сходныхэлементов в языке, что нашло отражение в грамматике и отчасти в словаресовременных близкородственных (тюркских) языков.
Чтокасается кыргызского языка, то в древности и раннем средневековье в егоразвитии можно выделить два этапа:
1.III в. до н.э. — VIII в.н.э. Этот древнекыргызский этап истории кыргызских чертязыка территориально протекал в Восточном Туркестане, Тенгир-Тоо(Притяньшанье), в Минусинской котловине и в близлежащих районахСаяно-Алтайского нагорья.
2.IX — XIII вв. в этот период вполне сложились общенародные черты в кыргызскомязыке, составляющие его специфику и диалекты. Кыргызские кочевые племена восновном сформировались в народность.
Древниекыргызы (цзяньгуни), обитавшие во второй половине I тыс. до н.э. на территорииВосточного Туркестана, Тенгир-Тоо (Притяньшанье), принимали активное участие вполитических событиях того времени. По сведениям Сыма Цяня, в эпоху Чжаньго(403-221 гг. до н.э) сложилась новая политическая ситуация в ВосточномТуркестане, Средней и Центральной Азии. Вместо некогда сильных жунов на севереи западе образуется мощные объединения кочевых племен дунху (хунны) и юэчжи(тохары). У кочевых племен дунху появился единый правитель и они достигли«расцвета» [8].
Досих пор науке не известно происхождение сюнну. Согласно Сыма Цяню,«родоначальником сюнну был отпрыск правителей рода Ся по имениШуньвей». Правление этой династии относится к первой половине 2 тыс. дон.э. первые достоверные сведения о сюнну датированы лишь концом III в. до н.э.за эти полутора тысяч лет, как ни странно, об этом народе нет никаких сведений.В VII-V вв. до н.э. его предки жили к востоку и юго-востоку от современнойМонголии в степных и лесостепных районах Маньчжурии и частично во ВнутреннейМонголии. В IV-III вв. до н.э. сюнну переместились к западу и занялипространства между Забайкальем и Ордосом (излучина р. Хуанхе). Здесьобразование и возвышение племенного союза во главе сюнну (хуннов) связано сименем шаньюя Маодуня. Он стал верховным вождем сюнну (хуннов) осенью 209 г. дон.э. на востоке он разбил наголову соседние кочевые племена, известные подсобирательным термином «дунху» (восточные варвары), в которыхсовременные исследователи видят предков позднейших монголов. Затем на западе оннапал и покорил юэчжей (тохаров), на юге присоединил ряд районов, где кочевалиплемена лоуфань и баяйн.
Изэтих событий можно сделать следующие выводы. Во-первых, история сюнну (хунну)свидетельствуют, что сформировалась первая известная исторической наукетюркоязычная этническая общность. Во-вторых, сюнну (хунну) создали впервые вмире древнейшую кочевую империю, традиции которой в значительной меренаследовали все последующие (Сяньбийская, Тюркская, Уйгурская, Кыргызская,Монгольская, Джунгарская) империи. Западная граница ее была в ВосточномТуркестане, Притяньшанье. В третьих, эта кочевая империя, возникшая в конце IIIв. — середине II в. до н.э., занимала огромную территорию в Центральной Азии,населенную тюркскими, монгольскими и иранскими народами. В-четвертых, этогосударство позволило устранить барьеры на пути этнических и культурныхконтактов, привело к образованию новых форм материальной культуры иобщественных отношений. В-пятых, именно с государством сюнну связанапроисхождение многих племен и народностей более позднего времени.
В203-202 гг. до н.э. основатель хуннской державы Маодунь подчинил племена Саян,Алтая и верхнего Енисея. В 176-165 гг. он и его наследник Лаошан нанеслипоражение юэчжам (тохарам). Юэчжи вторглись в Семиречье и на Тянь-Шань.Впоследствии они продвинулись далее на юго-запад и в Бактрии создали условиядля возникновения мощного Кушанского государства. Хунну установили контроль надбогатыми оазисными государствами бассейна Тарима. Безраздельное политическоевлияние хуннов в Восточном Туркестане длилось свыше полувека. По мнению С.Г.Кляшторного, вышедшие из среды позднехуннских племен, переселившихся вВосточный Туркестан, тюрки оказали особенно значительное влияние на судьбыВосточного Туркестана.9
Вовторой половине I тыс. до н.э. — первой половине I тыс. н.э. древние кыргызы-цзяньгуни обитали на территории Восточного Туркестана, Притяньшанья. Согласносведениям ханьских источников, собранным Ю.С. Худяковым, цзяньгуни проживали ксеверу и западу от усуней, севернее уцзе, южнее динлинов, восточнее кангюев[10].
Самыеранние письменные сообщение о древних кыргызах содержатся в «Ши-Цзи»(«Исторические записки») Сыма Цяня. В рассказе о событиях,относящихся к 201 г. до н.э., мы читаем: «Впоследствии на севере они(хунны. — Бактыгулов Дж.) покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь иЦайли» [11]. По мнению ряда исследователей, в их числе академика В. В.Бартольда, само название «Гэгунь» (есть вариант «Гяньгунь»)является китайской транскрипцией слова «кыргыз». В свою очередь«кюеше» — это кыпчаки. Это древнейшее государство кыргызов(«Владение кыргыз») возникло одновременно с хуннской империейМаодуня. К сожалению, исследователи не располагают данными, относящимися к егоместорасположению, территории, границам. Академик В. В. Бартольд считал, чтооно находилась в районе оз.Кыргыз-Нур в Западной Монголии. В этом выводе онопирался на китайский источник, в котором утверждалось, что «ВладениеКыргыз» располагалось на 7 тысяч ли к западу от ставки шаньюя хуннов и на5 тысяч ли к северу от государства Чеши. Естественно перед академиком возникломного вопросов: Какова была фактическая величина китайской меры длины ли вконце III и во II в. до н.э.? В разное время оно менялось от 0,3 до 0,5 км. Откакой ставки шаньюя вести отсчет? Их было несколько. Какое государство Чеширасполагалось в 5 тысячах неизвестной длины ли к югу от «ВладенияКыргыз»? Их было два — Восточное Чеши и Западное Чеши. Видимо, В.В.Бартольд принял на веру так подходящее к случаю название озера в Монголии — Кыргыз-Нур [12].
Современныеподсчеты, сделанные синологом Л.А.Боровковой, привели к неожиданнымрезультатам: «Владение кыргыз» в III в. до н.э. находилось не где-тона просторах Центральной Азии, а рядом с границей Кыргызской Республики — Восточном Туркестане. По ее мнению, район обитания кыргызов локализуется ксеверу от хребта Боро-Хоро и к западу от пустыни Дзосотын-Элисун [13].
Судяпо китайским источникам, именно на территории Восточного Туркестана древниекыргызы-гэгуны (гяньгуны, цзяньгуни) были покорены хуннами в III и I вв. дон.э. В начале I в. до н.э. древние кыргызы обитавшие на северо-востокеТенгир-Тоо (Притяньшанье), имели особый статус подвластного хуннов пограничногосеверо-западного удела, управляемого наместником, назначенным шаньюем хунну. Всередине I в. до н.э. древние кыргызы отделились от хунну и создали своенезависимое государство, которое просуществовало до прихода Чжи-Чжи-шаньюя в 49г. до н.э.[14]
Впервой половине I тыс. н.э. в ходе войн с хуннами и жужанями древниекыргызы-цзяньгуни вошли в состав союза телесских племен — гаогюйскихдинлинов.[15] В VI в. н.э., вероятно, в результате войны между жужанями ителесцами, многие древние кыргызы Восточного Туркестана пересилились на Енисей,а оставшиеся продолжали жить по законам и обычаям своих предков. После разгромаУйгурского каганата (840 г.) экспансия енисейских кыргызов была направлена наВосточный Туркестан. Тогда же они продвинулись в районы Восточного Тянь-Шанявслед за бежавшими с территории распавшегося уйгурского каганата и другимителесскими племенами.
Китайскийисторик, кыргыз по-национальности, Анвар Байтур в своей книге «Кыргызтарыхынын лекциялары» («Лекции по истории кыргызов», Бишкек,1992) сообщает много нового о кыргызах, обитавших в Кыргызстане во временараннефеодальных тюрских каганатов. Он отмечает, что под властью караханидскихкаганов кыргызские племена обитали на Тянь-Шане, в Памиро-Алае, Иссык-Кульскойкотловине, Талаской долине [16].
Историки-специалистыначало тюркского этногенеза, как правило, связывают с распадом кочевой империихуннов и появлением в Центральной Азии неизвестных ранее племенных групп.Ранний этап тюркского этногенеза зафиксирован в генеалогических легендах опроисхождении племени ашина появлении под его руководством тюркского племенногосоюза. В этих легендах также обнаруживаются истоки еще трех племенных традиций,связанных начальными этапами этногенеза кыргызов, кыпчаков, теле (огузов) [17].В этих легендах отражены события IV-V вв., происходившие на Восточном Тянь-Шанеи Саяно-Алтае. В границах раннефеодальных тюркских государств VI-X вв. четыреосновные группировки тюркоязычных племен превратились в очаги формированияновых этносов.
Вышеизложенноепозволяет сделать вывод о том, что Тенгир-Тоо (Притяньшанье), Памиро-Алай,Восточный Туркестан явились важными регионами в сложении кыргызского народа.Древние кыргызы-цзяньгуни, обитавшие в этих местностях, составили основное ядров этногенезе кыргызской народности. Об этом свидетельствует наличие крупныхкыргызских племен, живших на территории современного Кыргызстана и ВосточногоТуркестана в древности и раннем средневековье, судя по данным Анвара Байтура,приведенным в его «Лекциях по истории кыргызов».
Теперьрассмотрим историю енисейских кыргызов. В течение VI-VIII вв. кыргызы,переселившиеся из Восточного Туркестана, жили в Минусинской котловине. Онинаходились в орбите бурных политических событий, происходивших тогда вЦентральной Азии. Основываясь на китайских иточниках, большинствоисследователей едины в мнении, что енисейские кыргызы произошли от динлинов (вXV в. до н.э. они населяли области между Гоби и Хуанхе), смешавшихся околоначала н.э. с тюрками и гяньгунями (кыргызами) [18]. В.В.Бартольд подчеркивал,что было бы неправильно считать, что гянгуни (кыргызы) издавно обитали, нарядус динлинами на Енисее.
В40-е годы до н.э. шаньюй Чжи-Чжи покорил гяньгуней и утвердился на их землях.Хунны пришли в немалом числе. Двигаясь к гянгунам, Чжи-Чжи присоединил к своемувойску 50 тыс. воинов разбитого им Илиму-шаньюя. Нашествие многотысячной ордывызвало значительное вытеснение гянгуней из их кочевий. Они покинули своюстрану и, прикрываясь горами, перешли на Енисей, где смешались с динлинами. Чтокасается языка, то победителем вышел язык тюркоязычных гянгуней. С тех поркитайские источники связывали гянгуней (кыргызов) с Енисеем. Так сформировалосьновая этническая общность — енисейский кыргызы.
Вэпоху «кыргызского великодержавия» (IX-X вв.) кыргызы обитали натерритории, простиравшейся от Байкала до Иртыша — с севера-востока на запад, отАнгары до Восточного Туркестана — с севера на юг. По мнению В.М.Плоских идругих исследователей, в результате смешения местного населения, и енисейскихкыргызов образовался ряд (по археологическим данным — шесть) новых субэтносов.Значение термина «кыргыз» изменилось: он становится не только этнонимом,но и этнополитонимом, т. е. кыргызами стали называть себя и не кыргызские попроисхождению племена, находившиеся в политической зависимости от енисейскихкыргызов.
ДоX в. географическое распространение имени «кыргыз» было гораздо шире,чем этническое ядро с этим названием. После X в. число племен, участвовавших впроцессе этногенеза кыргызского народа, было значительно шире, чем территория,к которой был привязан этноним «кыргыз».
ВVI-VII вв. сложилась административно-военная система государства енисейскихкыргызов, верховный правитель которого носил титул ажо. Вся территория делиласьна 6 округов (багов), возглавляемых крупными феодалами (бегами). Подвластныеплемена занимали разные места в кыргызском обществе.
Вконце VII — начале VIII в. государство енисейских кыргызов возглавил Барс-бег.Он вел упорную борьбу с тюрками за господство в Центральной Азии. Эта его идеябыла воплощена в жизнь после разгрома енисейскими кыргызами Уйгурского каганата(IX в.), в то время енисейские кыргызы создали огромное государство вЦентральной Азии.
Досих пор история этногенеза кыргызов на Среднем Енисее изучена недостаточно.Археологические источники свидетельствуют, что начиная с середины VIII в.происходил наплыв в Минусинскую котловину близкородственных кыргызам разноязычныхплемен, что стимулировало процесс этногенеза в среде минусинских кыргызов. Наоснове археологических материалов исследователь А.М.Илюшин проследилнаправления, откуда приходили мигранты на Средний Енисей. По его мнению, однимиз таких направлений являлись регионы Средней Азии и Семиречья, где происходилпроцесс окончательного крушения евразийского господства тюрок под ударамивнутренних коллизий и внешней агрессии арабов, китайцев, уйгуров. Потерявполитическое господство в этих регионов, часть наиболее крупных плементюргешей, карлуков и древних кыргызов Притяньшанья вынуждены были мигрироватьна степные и лесостепные территории Западной и Южной Сибири. Второе направлениемигрантов в Минусинские степи исходило из регионов Верхней и Средней Оби, где проживалисамодийскоязычные племена «бома». Об участии «бома» вэтногенезе енисейских кыргызов свидетельствует комплекс археологическихматериалов, объединяющих культуры двух этих племен. Наконец, на фазекыргызского культурного подъема в процессе этногенеза на Енисее приняли участиеи аборигены красноярской лесостепи [19]. Таким образом, в этногенезе енисейскихкыргызов участвовали многочисленные разноязычные племена. Они приняли язык,культуру, обычаи и традиции кыргызов.
Судяпо источникам, контакты енисейских кыргызов с населением Тянь-Шаня относятся кначалу VIII в., когда кыргызы искали союзников в борьбе против Уйгурскогокаганата, главным из которых стали тюргеши и карлуки. По заключениюД.Г.Савинова, события, связанные с падением Уйгурского каганата, повлекли засобой широкое расселение енисейских кыргызов, но не всего этноса (поэтому о«переселении» енисейских кыргызов на Тянь-Шань не может быть речи), аотдельных воинских формирований, быстро распространившихся и затем, очевидно,адаптировавшихся в местной среде [20].
Насегодня существуют следующие точки зрения по проблеме переселения енисейскихкыргызов на Тянь Шань:
1.Часть кыргызов переселилась в I в. до н.э. или на рубеже н.э. с Енисея наТянь-Шань в составе хуннов и пополнилась оттуда дополнительными группами впоследующее время (А.Н.Бернштам).
2.Кыргызская народность формировалась на базе енисейских кыргызов, переселившихсяна Тянь-Шань в IX-XX вв. (В.В.Радлов, О.К.Караев).
3.Кыргызы переселились на Тянь-Шань в период монгольского нашествия в XIII в. илинесколько позднее (В.В.Бартольд, Г.Е.Грумм-Гржимайло).
Несмотряна различные точки зрения по вопросу о переселении енисейских кыргызов наТянь-Шань, бесспорен тот факт, что они составили важный компонент вформировании кыргызского народа.
ИсследователиК.И.Петров, С.Г.Кляшторный, А.М.Мокеев, В.П.Мокрынин полагают, что на Алтае иПрииртышье кыргызы были ассимилированы кимаками. Этот новый этнос сохранилсамоназвание «кыргыз», и он впоследствии продвинулся в районыТянь-Шаня.
Обобщаябольшой конкретно-исторический материал, К.И.Петров пишет: «Кыргызымеждуречья Енисея — Оби конца I тыс. н.э. представляли собой конгломератплемен, отдельные группы которых существенно отличались друг от друга. Срединих имелись, в частности, две: группа собственно приенисейско-минусинскихкыргыз и отдельная приобская группа кимакско-кыргызских племен, из которойвыделилось основное ядро современной кыргызской народности. Передвижения племенэтой группы на Тянь-Шань не было до монгольского завоевания» [21].
В.П.Мокрынини В.М.Плоских уточняют, что один из шести кыргызских субэтносов образовался наАлтае и в Джунгарии в IX-X вв. Здесь енисейские кыргызы в результате длительныхвзаимосвязей с численно преобладающими местными народами, входившими вкимако-кипчакское объединение, приобрели новое этническое лицо (включая язык),но сохранили этноним «кыргыз» [22].
А.М.Мокеевдоказывает, что часть енисейских кыргызов в результате расширения территориисвоего каганата во второй половине IX — начале X в. расселилась на Алтае и вПрииртышье, а затем в течение двух-трех столетий здесь шел процессвзаимовлияния и интеграции кимакско-кипчакского и тогуз-огузского населения впереселившимися сюда племенами енисейских кыргызов. В ходе этого процессакыргызы полностью адаптировались в новой среде. Прежнее местное население Алтаяи Прииртышья восприняло самоназвание господствующей племенной группы, т.е.кыргызов. Предки современного кыргызского народа генетически связаны преждевсего с теми кыргызскими племенами, которые, как особая этническая общность,сформировались в X — XI вв. в обширном регионе Алтая и Прииртышья в результатесмешения пришлых кыргызских племен с тюркоязячным населением этих областей[23]. Эти кыргызы под нарастающим давлением калмаков с востока уже в первой половинеXV в. стали передвигаться в южные и западные районы Моголистана. Во второйполовине XV в. основная масса кыргызских племен окончательно покинула Алтай иПрииртышье ради богатых пастбищ Центрального Тянь-Шаня [24].
Следовательно,алтайские кыргызы, сформировавшиеся в X-XII вв. в особую этническую общность,составили последний весомый компонент в образовании современного кыргызскогонарода.
Подведемнекоторые итоги. В этногенезе современного кыргызского народа принялинепосредственное участие три большие группы кыргызских кочевых племен,различающиеся друг от друга уровнем развития производительных сил, разнымиполитическими условиями, этническим составом, обстоятельствами и факторами. Этигруппы кыргызских племен:
I.Древние и раннесредневековые кыргызы Притяньшанья, Памиро-Алая и ВосточногоТуркестана.
II.Енисейские кыргызы.
III.Алтайские кыргызы.
Врезультате смешения и ассимиляции эти три этнические группы племен составилиосновное ядро в формировании кыргызского народа, образовали новый этнос. Кромених, в сложении современного кыргызского народа приняли участие другие местныеплемена Кыргызстана домонгольского нашествия и многие племенацентрально-азиатского происхождения.
Вначале I тыс. до н.э. на основе конгломерата племен эпохи бронзы возникла новаяэтническая общность — саки. Она сопровождалась появлением кочевого скотоводства- нового способа производства материальных благ. Многие ученые относят саков ксевероиранским (восточноиранским) племенам. Это было собирательное имя многихкочевых племен. На сегодня нет конкретно-исторического материала дляопределения этнических особенностей отдельных племен. По свидетельствуГеродота, кроме общего имени у каждого племени было свое особое имя.
Сакскийплеменной союз (VIII-III вв. до н.э.) осваивал все ландшафтные районы,пригодные для кочевого хозяйства. Усуньский племенной союз (III-I вв. до н.э.),сменивший саков, занял господствующее положение в Кыргызстане. В его составвошли местные племена саков, а также юэчжи. Это свидетельствует о том, что вэто время Семиречья и Тянь-Шаня состояло из племен разного этническогопроисхождения. Многократные вторжения извне — усуней, хуннов, юэчжей, хионитов,кидаритов, эфталитов и других — сдерживали этническое сплоченние местныхплемен. В целом до VI в. н.э. в Средней Азии, в том числе ее северо-восточнойчасти, исключительное большинство составляло ираноязычное кочевое население.Положение коренным образом изменилось в период политического господствараннефеодальных тюркских каганатов (VI-X в.в.). В результате продолжительногосмешения местных и пришлых (тюргешских, карлукских и других) племен местныекочевники были тюркизированы. В Кыргызстане, как и по всей Средней Азии,сформировалось тюркоязычное население. Остается фактом, что в VI-X в.в., т.е. впериод возникновения и развития тюркских каганатов сложилось ядро современныхтюркоязычных народов Средней Азии, в том числе и кыргызского.
Монголоязычныеплемена (баргуты, ойрот-монголы и другие), жившие в Приенисейскои районе и наАлтайско-Хангайском нагорье, а также кидане, баарины, баруласы, дуглаты,джалаиры, найманы, кераиты, меркиты и другие монгольские племена,переселившиеся в больших размерах в период каракитайского вторжения (конецпервой трети XII в.) и нашествия полчищ Чингиз-хана и господства его потомков(чингизидов) в Средней и Центральной Азии (XIII в.), постепенно вошли в составкыргызского народа.
Нашествиетатаро-монгольских орд в XIII в. разрушило земледельческую жизнь и городатогдашнего Кыргызстана, разорило местные скотоводческие хозяйства, привело вупадок самобытную культуру, губительно отразилось на судьбе населенияТянь-Шаня. В первой половине XIII в. на Восточный Тянь-Шань и Притяньшаньепереселилось до 200 тыс. монголов. В 50-е гг. XIII в. произошло еще однопереселение монголов и групп енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Захватываялучшие пастбища, монголы вытесняли местные скотоводческие племена с Тянь-Шаняна Памиро-Алай, в Восточный Туркестан. Многие поселения и стойбища были имиразрушены. В то время в Кыргызстане не было центральной власти, способнойорганизовать население на борьбу с монголами. В XIII-XIV вв. тянь-шаньскиемонголы составляли значительную часть правящей верхушки. Эти монголывпоследствии вошли в состав кыргызского народа.
Кыргызыбыли одним из многих племен, входивших в состав государства Моголистан. Этовремя характеризуется постоянной борьбой кыргызов за независимость. Кыргызылавируют между казахскими ханами и узбеками-шейбанидами, пытаясь сохранитьсамостоятельность, активно участвуют в политических событиях во владенияхсоседних правителей, во внутриполитической борьбе государства Моголистан.
Государствомоголов, приходившее в упадок по мере нарастания феодальной раздробленности,было окончательно подорвано погромами войск Тимура (Тимур-Ленга). Кыргызскиеплемена пострадали в меньшей степени, так как они находились в большом удаленииот владений Тимура. В конце XV — начале XVI в. окончательно распалосьгосударственное объединение тимуридов на территории Кыргызстана и сопредельныхстранах. Во второй половине XV в. создаются благоприятные политические условиядля дальнейшей консолидации притяньшаньских кыргызов.
Впоследней четверти XV в. на Тянь-Шане и Прииссыккулье образовалось кыргызскоеханство во главе с Мухаммедом-кыргызом (он умер после 1533 г.). Он является тойже личностью, которая известна в кыргызских исторических преданиях под именемТагай-бия [25]. Им велась упорная борьба с могольскими ханами за независимость.С конца XV — начала XVI вв. кыргызские феодалы вышли на широкую политическуюарену на Тянь-Шане после вытеснения отсюда в Кашгар большинства могольскихфеодалов. В первой четверти XVI в. кыргызы заняли Чуйскую и Таласскую долины,Центральный Тянь-Шань и Памиро-Алай.
Процессформирования кыргызского народа шел с III в. до н. э. и завершился к XVI в.н.э. В этом процессе приняли участие местные, автохтонные (в том числе древниекыргызы Восточного Туркестана, Притяньшанья и тюркизированные ираноязычные) ипереселившиеся с Саяно-Алтая (Енисея) и Центральной Азии этносы. Заключительнымэтапом явилось образование дуальной этнополитической организации правого (онг)и левого (сол) крыла с примкнувшей к ней группой ичкилик [26].
Считаемсвоим долгом обратить внимание читателя на некоторые недостатки специальнойлитературы. В книге «Кыргызы и их предки» (Бишкек, 1994) в разделе«предки кыргызов» имеются подтемы: первобытный человек, народ саки,усуни, страна небесных скакунов, владение древних киргизов (с, 14-19). И все.Разве они являются предками современных кыргызов? Никоим образом. Причем, владениедревних кыргызов отнесено к Западной Монголии (район оз.Кыргыз-Нур). В данномслучае район обитания кыргызов находился севернее хребта Боро-Хоро и западнеепустыни Дзосотын-Элисун, т.е. в Восточном Туркестане. Авторы этого разделаизвестные историки В.П.Мокрынин и В.М. Плоских. В целом содержание книги несоответствует ее названию. Эти же авторы пишут о царях саков, о государствеусуней [27]. Они утверждают: саки сумели создать самые первыераннегосударственные образования на территории Кыргызстана[28], вопреки историческимфактам, что существовали союзы племен саков, их сменили союзы племен усуней.
Молодойисторик Т.К.Чороев пишет: «Древние кыргызы восстановили своюгосударственность на новой территории — на Енисее (VI-XIII вв.). Их миграция ссеверо-востока Тенгир-Тоо (Притяньшанья) на Енисей относится к V в. н.э.»[29] Во-первых, древние кыргызы-цзяньгуни Восточного Туркестана и Притяньшаньяпереселились на Енисей (конечно, не все) в VI в. н.э. Во-вторых, они невосстановили свою государственность на Енисее. Здесь создали своюгосударственность енисейские кыргызы, сформированные в первой половине I тыс.н.э. в результате смешения местных (динлины) и пришлых (кыргызы и др.) племен.Это совершенно новая этническая общность. Она резко отличается от древних кыргызов-цзяньгунейВосточного Туркестана и Притяньшанья. Далее: «С середины IX в. до серединыXIII в. большая часть кыргызов Енисея, Северо-Запдной Монголии и Алтая тремяосновными волнами мигрировала обратно в Тенгир-Тоо...» [30] Речь здесьдолжна идти о енисейских кыргызах как о новой этнической общности, а не одревних кыргызах Притяньшанья. Наконец, Т.К.Чороев утверждает, что в горнойсистеме Тенгир-Тоо «проходил заключительный этап сложения современнойкыргызской нации в XIII-XV вв.» [31]. Во-первых, такой поспешный вывод несоответствует исторической действительности. Тогда еще не сложились условия дляформирования кыргызской нации. Нация — это продукт капитализма. Во-вторых,современная кыргызская нация сформировалась за годы Советской власти, которуючасто критикует автор.
Вновейших публикациях содержатся и другие неверные обобщения и выводы. О них вдругой раз.
Список литературы
[1]Бартольд В.В. Киргизы. Истор. очерк. — Фрунзе, 1943. — С. 13; Бартольд В.В.Сочинения. Т.2. Ч.2. — М., 1963. — С. 474.
[2]См.: Исчезнувшие народы. — М., 1988. — С. 9.
[3]Там же. — С.10
[4]Введение в историю кыргызской государственности. Курс лекций для вузов. — Бишкек, 1994. — С.15.
[5]Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии.- М., 1992. — С.117.
[6]Таскин В. С. Материалы по истории Сюнну (по китайским источникам). М., Вып.I. — 1968. — С.36.
[7]Бичурин Н.Я.(Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии вдревние времена. Т.I. — М.-Л. 1950. — С.142-143.
[8]Таскин В.С. Указ. работа. С.36
[9]Кляшторный С.Г. Хунны и тюрки… — В кн.: Восточный Туркестан в древности ираннем средневековье: этнос, языки, религии. — М., 1992. С.121.
[10]Худяков Ю.С.Кыргызы в Восточном Туркестане. С.110.
[11]Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии вдревние времена. Ч.I. Хунну. — СПб., 1851. С.17.
[12]Введение в историю кыргызской государственности. С.20-21.
[13]См.: Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во II веке до н. э. — VII веке н.э.-М., 1989.С.99.
[14]Происхождение кыргызов.-Бишкек, 1995. С.15.
[15]Худяков Ю.С. Кыргызы в Восточном Туркестане. С.110.
[16]Байтур Анвар. Кыргыз тарыхынын лекциялары. Кн.2-я. — Бишкек, 1992, С.14.
[17]Происхождение кыргызов. С.46.
[18]Огородников В.И. Очерк истории Сибири. Ч.I — Иркутск, 1920. С.163; Киселев С.В.Древняя история Южной Сибири. 2-е издание. — М.,1951. С.459.
[19]Происхождение кыргызов. С.38-39.
[20]Там же, С.69.
[21]См., История Киргизии. Т.I — Фрунзе, 1963. С.234.
[22]Койчуев Т., Мокрынин В., Плоских В. Кыргызы и их предки. — Бишкек, 1994. С.40.
[23]Мокеев А.М. О локолизации алтайских кыргызов в IX-XIV веках. — В кн.:Происхождение кыргызов. — Бишкек, 1995. С. 8-9.
[24]Там же., С. 9-10.
[25]Подробно см.: Аттокуров Сабыр. Тагай бий (тарыхый очерк).- Бишкек, 1994.
[26]См.: Бактыгулов Дж. С., Галицкий В.Я. История. — В кн.: Иссык-Куль. Нарын:Энциклопедия.-Фрунзе: Гл ред. КСЭ, 1991. С.73.
[27]См.: Введение в историю кыргызской государственности. — Бишкек, 1994. С. 9-11.
[28]Там же, С.10.
[29]Чороев Т.К, Тенгир-Тоо (Притяньшанье) как регион этногенезиса кыргызскогонарода. — В кн.: Происхождение кыргызов. — Бишкек, 1995. С.16.
[30]Там же.
[31]Там же. С.16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Местное самоуправление теория история современная практика осуществления
Реферат Економічна роль держави в ринковій економіці
Реферат 11. 12. 09 г. Обзор алкогольных событий- заметки дежурного эксперта Центра «цифрра» вино –69 Мы- за Интернационал союзов!
Реферат Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА
Реферат Естествознание и история на почтовых марках
Реферат Расчеты при проектировании висячего авто-пешеходного моста в г.Ярославле
Реферат Автоматическое управление листовой офсетной печатной машиной и ее обслуживание
Реферат Восток и запад противостояние или диалог культур
Реферат Man Is Evil The Lord Of
Реферат Drinking And Driving Essay Research Paper
Реферат Дюма Александр
Реферат Изучение конъюнктуры мирового рынка зерновых культур
Реферат Корпорация Apple
Реферат ASP.NET: пример построения круговой диаграммы
Реферат Американская нацистская партия