3
Гуманитарный факультет
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
«История мировой культуры»
На тему:
«Античная культура как основа европейской цивилизации»
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Понятия «культура» и «цивилизация»
Античная культура
· Понятие «античная культура»
· Происхождение греков и римлян
· Миф и религия в античной культуре
· Культура Древней Греции
· Причины культурного взлета Древней Греции
· Древний Рим
· Строительство и архитектура в Древнем Риме
Список литературы
Понятия «культура» и «цивилизация»
Термин «культура» происходит от лат. cultura -- возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor -- возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако, так же переводится и другой латинский термин «культ» - cultus, а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование -- поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а «культура» - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам религиозный культ). Культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп.
Родственный понятию «культура» термин «цивилизация» позволяет рассматривать культуру в ее глобальных последствиях и результатах. Цивилизация -- данное понятие происходит от лат. civilis -- гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, преимущества жизни в гражданском обществе (civitas), комплекс человеческих достижений, подобающих городскому (civilitas) состоянию, черты поведения, такие как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о полисной -- городской жизни, о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство -- это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона, были лишены добродетелей свободного человека -- мужества, справедливости, человеческого достоинства. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения -- это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.
Таким образом, если «культура» предполагает акцент на внутренний мир человека, на его образованность, воспитанность, на совершенствование его души как качества автономного индивида, отличного от других, не сливающегося с другими, то «цивилизация» (как термин) обращает внимание на человека как на члена общества, как на гражданина, живущего интересами этого общества.
Античная культура
1) Понятие «Античная культура»
Особая роль в истории культуры отводится античной (греко - римской) культуре. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.
Термин «античность» (от лат. Antiguus - древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции (Эллады), ее фундаментальное значение в развитии человечества. И литература и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии мировой и, в частности европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Греция создала науку и философию. Целый ряд блестящих имен: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот и Фукидид, философы Демокрит, Платон и Аристотель -- дала миру Древняя Греция.
Культура же Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала греческую традицию, но в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.
2) Происхождение греков и римлян.
Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путем. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Ощущая стесненность в территории, греки колонизировали едва ли не все побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), т.к. греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств (полисов), которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщенно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.
Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племен. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава.
3) Миф и религия в античной культуре.
Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нем сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры.
Античная религия является продолжением мифов. Найти четкую грань, где кончается миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется от него. В сущности, религия это та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врожденных источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается в доантичные времена, а в эллинскую эпоху она оформляется в своем классическом виде.
Религия греков - это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими.
Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили молитвы, посвящали празднества.
Римская религия сродни греческой. В них много общего. Главные боги - это по существу латинизированные эллинские боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх. У римлян богов было даже больше. Римляне обожествляли все, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. Но, в отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами.
Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.
4) Культура Древней Греции.
В развитии культуры Древней Греции выделяют четыре этапа. Первый этап получил название гомеровского (ХI -- IХ в.в до н.э.) и является непосредственным предшественником античной культуры.
Своеобразие гомеровской эпохи состоит в том, что основное развитие происходит в индивидуальных, личностных нормах культуры. Происходит распад родоплеменного общества. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность -- воинская доблесть (арете)- это не сословное достояние, получаемое от бога, а приобретаемая человеком личная добродетель, которая затем стала расцениваться и как общественная, в соответствии с ней устанавливается общественный статус индивида. Достижение арете регламентируется «героическим кодексом»: достижение славы, вслед за которым идет чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» - непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы. Подвиги греческих героев - аристократов воспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение греческого героя Одиссея домой, на Итаку -- в «Одиссее».
Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснованное и соответствующее самосознание, боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен рационально строить с ними отношения. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (агон) как норму культуротворчества и закладывает фундамент всей европейской культуры.
С VIII до конца VI в.в. до н.э.- архаический этап. Именно в это время происходит формирование основных элементов античной культуры. За сравнительно короткий отрезок времени древние греки создали цивилизацию, не имеющую тогда себе равных по своим достижениям. Архаическая эпоха демонстрирует результат нового типа общественных связей - закон (номос). Номос - это разумные установления, принятые всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Формируются полисы (независимые друг от друга города -- государства), окончательно развившиеся в последующие века и определившие особенности общественной, политической и культурной жизни древних греков, а также их быт и менталитет. Полноправными гражданами полиса являлись члены общины. Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки, и каждый гражданин полиса имел право на земельную собственность. Полис защищал граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. Греки, жители полисов, лично разрешали дела, касавшиеся общественных интересов. Они выслушивали ораторов и подавали свой голос на общественной площади, куда приходили как для принятия какого-нибудь постановления или закона, так и для продажи вина и оливок. Собрание простым большинством голосов могло решать любые проблемы безо всяких правовых ограничений. Кроме того, житель полиса бывал судьей в гражданских, уголовных и религиозных делах или выступал в качестве защитника и обязан был сам отстаивать в суде свое дело. Каждый грек обязан был нести воинскую повинность. Жизнь в полисе определенным образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принимать решения, свободные от механического следования догматическим образцам.
Полисный характер греческой жизни, место, которое в ней занимали народное собрание, публичные ораторские состязания и т.д., объясняют доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) - постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизики (учения о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни, роль личностного начала нашли свое обоснование в этике (уже практической науке, ориентирующей человека на определенный тип поведения), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру в человеческой жизни.
Эпоха классики (VI- IV в.в. до н. э.) -- этап, когда древнегреческая культура достигла расцвета во всех областях: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Формируется представление о человеке как о самостоятельной личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит его саморазвитию.
Последний этап в истории древней Греции, начавшийся в конце IV века до н.э. -- эллинистический. В древнегреческую культуру в это время проникает культурное влияние Востока. Эллинизм-это смешение древнегреческой и восточных культур при преобладании древнегреческой.
Во II--I вв. до н.э. древнегреческие государства были покорены Римом и вошли в состав древнеримского государства.
Одним из важнейших достижений древнегреческой культуры является признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.
5) Причины культурного взлета Древней Греции.
Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев классической.
Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлет? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.
Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;
Во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;
В-третьих, интенсивный характер экономики, ее многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;
В-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжелой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;
В-пятых, природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;
В-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;
В-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;
В-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, ее сменяемость и ответственность перед народом, контроль за ее деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения;
В-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;
В-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала по отношению к остальному.
И, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.
Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.
6) Древний Рим.
В VIII в. до н.э. Римом называлась итальянская деревушка на Палатинском холме, состоявшая из хижин с соломенной кровлей. За полтысячелетия эта деревушка превратилась в столицу государства, подчинившего себе большую часть Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.
Изначально Рим существовал как разбойничье государство. Первоначально жившие в Риме разбойничьи пастухи принимали к себе всех желающих и туда стекался весь сброд. Пункт на холме на берегу реки был выбран очень удачно с точки зрения убежища для всяких преступников.
Очень рано в Риме сложилось различие между патрициями и плебеями. Патриции - это основатели Рима - разбойничьи пастухи, к которым впоследствии были присоединены жители взятых и разрушенных городов. А более слабые и более бедные лица, позднее поселившиеся, оказавшиеся в зависимом по отношению к основателям государства положении, и составили группы плебеев.
Борьба между патрициями и плебеями на долгие годы стала источником всех противоречий в новом государстве. Около трехсот лет в Риме был царский период, но в 509 г. до н.э. был изгнан последний царь, и установилась республика. Римская республика имела ярко выраженный аристократический характер. Власть в ней принадлежала двум консулам, первоначально называвшимся преторами (идущими впереди). Только патриции имели право занимать эти должности.
С 471г. до н.э. в римской истории появляется такое явление как, плебисциты - плебейские собрания, решение которых было обязательно только для самих плебеев. По мере того, как роль плебеев в римском государстве возрастала, а их положение становилось все более бесправным, противоречия между патрициями и плебеями обострялись. Плебеи стали требовать законодательной защиты от произвола патрициев, а также политических прав и своей доли в раздаче завоеванных земель.
Политизированность - характерная черта римской культуры. Если в маленьком греческом полисе многие вопросы можно было решить непосредственно при помощи общего собрания граждан, то управление огромной Римской империей потребовало создания детально разработанной системы государственных органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство и т.д.
Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры. Римское право навсегда стало основой всех последующих правовых систем. В нем четко оговорены взаимоотношения учреждений и чиновников, сената, магистратур, консулов, префектов, прокураторов и др.
Римское право просуществовало 13 столетий. За это время право небольшого города и полиса превратилось в высокоразвитую правовую систему общества и оказало огромное влияние на юридическую практику и правовую культуру последующих эпох. Самое совершенное, созданное культурой древних римлян - это их право, покорившее мир.
7) Строительство и архитектура в Древнем Риме.
Римская цивилизация прошла через несколько исторических периодов, для каждого из которых архитектура имела свою специфику.
Римляне овладели искусством бетонирования, что позволило с V в. в сооружениях применять чисто римские архитектурные изобретения - арку и купол. Римскую архитектуру от греческой отличали высокие подиумы, на которые ставили здания, своды, широкие лестницы, большие террасы.
Существуя на протяжении тысячелетий, многие древнеримские сооружения служили примером для зодчих последующих поколений многих стран мира. Их элементы, замыслы, методология и другие характеристики заимствовались и воплощались в национальной архитектуре и строительстве.
* * *
При всем различии этих двух великих народов сила воздействия их культуры на последующую культуру Европы и мира была столь велика, что это позволило их объединить в одном общем прекрасном понятии «Античность». Оба этих народа внесли равновеликий вклад в последующее развитие культуры, задав высоту, ниже которой подлинная культура не имела права опускаться, оставив наследникам богатейшее мифотворчество, опыт демократического общества, богатство философских идей, величайшие произведения литературы, архитектуры, скульптуры, законы рационального логического мышления, законы гармонии и красоты человеческого тела, законы трагедии, военного искусства и правовые нормы. Взаимодействие этих элементов, взаимодействие римской и греческой культур создали европейскую цивилизацию и европейца как социокультурный феномен, для которого важны одинаково слово и дело, гармония и польза, идея и ее воплощение.
Список литературы
1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Под ред. Г.В. Драча. Ростов- на-Дону: Феникс. 2004.
2. История мировой культуры. А.И.Чернокозов. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
3. История цивилизаций. Л.А.Моисеева. Ростов-на Дону: Феникс. 2000.
4. История античной культуры. Ф.Ф.Зелинский. Санкт-Петербург: Марс. 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |