Чехия и Словакия в середине 40-х — конце 90-х гг.
План
1 Чехословакия в период выбора путей послевоенного развития
1945-1948гг.
2 Экономическое развитие Чехословакии
3 Политическое развитие Чехословакии.
4 Режим “нормализации” 70-80-х гг.
5 Чехи и словаки в 1990-е гг.
1 Чехословакияв период выбора путей
послевоенногоразвития. 1945-1948 гг.
Кошицкаяпрограмма была результатом компромисса основных политических сил, боровшихся залидерство в послевоенной Чехословакии. Умеренная программасоциально-экономических преобразований также была более понятна широким слоямобщества, участвовавшим в национально-освободительной борьбе. Бенеш и егосторонники предполагали восстановить Чехословакию на несколькомодернизированных довоенных основах, расширив правящую элиту за счеткоммунистов. КПЧ же ориентировалась на обеспечение для себя ведущих позиций вгосударстве и обществе, что являлось необходимым условием движения страны ксоциализму.
Экономическаячасть документа предусматривала национализацию предприятий и конфискацию земельколлаборационистов, немцев и венгров. Позиции национальной буржуазии, незапятнавшей себя сотрудничеством с оккупантами, оставались практическинетронутыми. Программа определяла политику по отношению к немецкому ивенгерскому населению. За исключением антифашистов оно подвергалось депортациии лишалось гражданства.
В Кошицкойпрограмме были сформулированы основные принципы народно-демократическогогосударства. Национальный фронт чехов и словаков определялся как формавзаимодействия всех общественных классов и групп, представленных политическимипартиями и массовыми национальными организациями. На мартовских 1945 г.переговорах двух центров эмиграции в чешских землях были воссозданы 4политические партии (КПЧ, социал-демократы, национальные социалисты и Народнаяпартия). В Словакии первоначально действовали лишь две партии (Коммунистическаяпартия Словакии и Демократическая), к которым в 1946 г. прибавились еще две — Партия труда и Партия свободы. Все они разделяли платформу национально-демократических преобразований.
Между темвопрос о путях дальнейшего развития страны оставался в Кошицкой программеоткрытым. Политические силы, участвовавшие в ее выработке, были едины толькотогда, когда речь шла о национальном аспекте социально-экономическихпреобразований (борьба с коллаборационистами, выселение немцев и венгров ит.д.). В остальном каждая партия связывала с Национальным фронтом собственныерасчеты. Коммунисты и левые социал-демократы рассматривали его создание какисходный пункт на пути движения общества к социализму. Другие партии,составлявшие либерально-демократический лагерь, не были сторонниками такойперспективы.
Смысломпервых трех лет существования послевоенной Чехословакии была борьба за выборпути дальнейшего развития, разворачивавшаяся в условиях неустойчивогоравновесия политических сил. Многое зависело от того, кому удастся завоеватьбольшинство народа на свою сторону. Сильным дополнительным козырем коммунистовбыла их активная поддержка Советским Союзом, много сделавшим для восстановленияЧехословакии в довоенных границах, кроме Подкарпатской Руси, население которойвысказалось в 1945 г. за воссоединение с Украиной.
Спецификаполитической борьбы в Чехословакии в этот период заключалась в том, чтоиспользовались главным образом парламентские методы борьбы и лишь в Словакииимели место методы вооруженного террора, в том числе и со стороны украинскихнационалистов.
Наиболееупорное противостояние развернулось по вопросу о национализации промышленности.Партии либерально-демократического толка стремились не допустить выходанационализации за рамки Кошицкой программы и растянуть ее во времени.Коммунисты же не только наставивали на ее безотлагательном проведении в жизнь,но и требовали углубления ее антимонополистического содержания. После майскогодекрета 1945 г. о конфискации имущества оккупантов и коллаборационистов поднапором рабочего движения в октябре того же года последовал декрет онационализации банков, страховых компаний и более 25 отраслей промышленногопроизводства. Сюда были отнесены предприятия с числом занятых более 500человек. Эти декреты уже выходили за рамки Кошицкой программы. Решающие позициив экономике стали принадлежать госсектору, который охватил в итоге около 61%всей промышленности с числом занятых около 80%. На этом этапе национализации вруки государства переходила собственность монополий и крупной буржуазии.Предприятия средней буржуазии оставались пока не тронутыми. Декреты подрывалипозиции финансовой олигархии и монополий, создавали основу для последующегоэтапа национализации.
В мае 1946г. состоялись первые послевоенные выборы в парламент. В них приняли участие вселегальные чешские и словацкие политические партии. Самой сильной стала КПЧ (более 38% голосов), получившая широкую поддержку в Чехии, Моравии и Силезии. ВСловакии успех был за Демократической партией, получившей 62% голосов. Закоммунистов в Словакии было отдано 30,4% голосов. В Национальном собраниикоммунисты располагали 114 мандатами, национальные социалисты — 55, Народаяпартия — 47, словацкие демократы — 44, социал-демократы — 36. По 2 мандатаполучили словацкие Партия свободы и Партия труда (последняя объединяла техсоциал-демократов, которые не поддержали слияния словацких коммунистической исоциал-демократической партий в ходе Словацкого национального восстания).
Возглавилправительство лидер КПЧ Клемент Готвальд (1896-1953). В руках компартииоказались важнейшие посты — министров внутренних дел, финансов, сельскогохозяйства и др. После майских выборов КПЧ взяла курс на дальнейшее углублениереволюции. Ею были выдвинуты в качестве первоочередных две задачи: принятиеновой конституции, а также двухлетнего плана восстановления народногохозяйства. С их реализацией коммунисты рассчитывали на более успешноепродвижение страны к социализму.
Вопрос одвухлетке сразу же оказался в центре политической борьбы. В противовескоммунистам, которые настаивали на расширении государственного сектора вэкономике, другие партии высказывались за упрочение позиций частного сектора.Заметное обострение борьбы, наблюдавшееся со второй половины 1947 г.,сопровождалось усилением процесса размежевания политических сил.
Внутриполитическоеположение в стране существенно осложнилось в результате небывалой засухи 1947г. Росли цены на товары первой необходимости, процветал черный рынок. Дляборьбы с последствиями засухи коммунисты предложили обложить дополнительнымналогом миллионеров, которых тогда по некоторым данным насчитывалось около 35тыс. человек. Эта инициатива натолкнулась на отпор со стороны других партий, нополучила поддержку большинства населения. Последнее свидетельствовало о том,что симпатии большинства общества оказались в тот момент на стороне КПЧ, что сней оно связывало надежду на лучшее будущее после потрясений и лишений военноговремени. Росту поддержки коммунистов частью крестьянства способствовалопринятие по их инициативе закона о проверке (ревизии) закона 1919 г. обаграрной реформе.
Осенью 1947г. коммунистам удалось ослабить позиции Демократической партии в Словакии. Еепредставителям в словацком правительстве был выражен вотум недоверия в связи стем, что партия якобы бойкотировала национализацию и ревизию закона 1919 г. обагарарной реформе, а также сотрудничает с антигосударственным подпольем.Словацкий национальный совет и Корпус уполномоченных были вынуждены подать вотставку, и в новом правительстве, сформированном лидером словацких коммунистовГуставом Гусаком (1913 -), Демократическая партия потеряла 3 места и ведущиепозиции.
К началу1948 г. КПЧ, исходя из анализа внутриполитической ситуации в стране и установоксовещания Коминформбюро в Шклярской Порембе в сентябре 1947 г., сформулироваларяд требований по дальнейшему углублению социально-экономических преобразований(национализация внутренней оптовой и внешней торговли, а также всехпредприятий, на которых было занято более 50 рабочих). Кроме того, предусматривалосьуглубить аграрную реформу, ограничив земельный максимум в 50 га, аконфискованные земли разделить среди малоземельных крестьян. Эти предложенияоказались совершенно неприемлемыми для партий либерально-демократическойориентации. В стране назревал политический кризис. Конфликт в правительственныхкругах усугубляло также стремление коммунистов превратить Национальный фронт вблок не только политических, но и массовых общественных организаций (в томчисле профсоюзов), против чего возражали другие партии, не имевшие влияния вэтих организациях.
Межпартийныеотношения достигли критической точки после того, как из органов безопасности вфеврале 1948 г. по инициативе КПЧ были уволены 8 представителейнекоммунистических партий (их заменили коммунистами без ведома правительства).На заседании правительства министру внутренних дел было поручено добитьсяотмены этого решения. Но он не торопился это делать. Тогда представители национальныхсоциалистов предложили остальным членам правительства в знак протеста подать вотставку. Партии либерально-демократической ориентации поддержали эту идею, и20 февраля 12 министров из 26 заявили о своей отставке. Акцию не поддержалисоциал-демократы. Поскольку большинство членов кабинета продолжало выполнятьсвои обязанности, КПЧ предложила президенту Э.Бенешу принять отставкуучаствующих в акции протеста министров и вместо них назначить других. Оппозицияже рассчитывала, что “отставка двенадцати" повлечет за собой падение всегоправительства во главе с К.Готвальдом, что создаст условия для формированиянового кабинета, уже без коммунистов.
Но ихнадежды не оправдались. КПЧ смогла развернуть за несколько дней массовоедвижение в поддержку своих требований и за отставку буржуазных министров.Важную роль в организации давления на президента сыграл съезд заводских советовтрудящихся, открывшийся 22 февраля в Праге. По решению 800 его делегатовсостоялась одночасовая всеобщая забастовка в поддержку требований КПЧ. Насъезде была также принята резолюция с требованием дальнейшей национализациипромышленности. По инициативе КПЧ в стране создавались так называемые Комитетыдействия Национального фронта, которые осуществляли чистку руководящих органовполитических партий и государственных учреждений и фактически брали власть наместах в свои руки. С помощью органов безопасности на предприятиях была созданаопора КПЧ — Народная милиция.
Послевсеобщей политической стачки, состоявшейся 24-25 февраля 1948 г., Э. Бенешпринял отставку «двенадцати», а состав правительства был дополнен за счеткандидатов от тех же, но прошедших чистку, партий. Большинство помещенийсекретариатов партий либерально-демократического толка было занято отрядамиНародной милиции. Прокоммунистические фракции в них создали Комитеты действия иподдержали обновленное правительство во главе с Готвальдом. Недавние партнерыКПЧ по Национальному фронту капитулировали. Социал-демократическая партия былавскоре поглощена коммунистической, а национальные социалисты, переименовавшиесебя в социалистическую партию, и народная партия сохранили организационнуюсамостоятельность. Таким образом главный вопрос — вопрос о власти — инаправлении дальнейшего развития страны был решен в пользу КПЧ.
В Словакии25 февраля 1948 г. подали в отставку министры от Демократической партии, но их функциистали исполнять другие члены правительства. В марте 1948 г. был сформированновый Корпус уполномоченных, во главе которого встал Г.Гусак.
В числепричин поражения либерально-демократического лагеря в Чехословакии в 1948 г.часто называется то, что и Бенеш, и лидеры партий допустили ряд серьезныхпросчетов и не противопоставили КПЧ линию активной защиты парламентскойдемократии. Однако нельзя игнорировать и того обстоятельства, что на результатыборьбы политических сил за влияние в обществе в первые послевоенные годывоздействовала общая атмосфера тех лет. И ее определял не только террор органовбезопасности против инакомыслящих, прежде всего в Словакии, но и надежды наскорое построение общества социальной справедливости, и еще свежая память огодах правления партий либерально-демократической направленности,завершившегося мюнхенской национальной катастрофой. КПЧ в этот периодпользовалась широкими симпатиями, а массовый прилив в нее новых членов, в томчисле и из-за корыстных побуждений, придавал ей характер общенациональной силы.События февраля 1948 г. в Чехословакии не были просто путчем: активноебольшинство народа поддержало в критический момент предлагавшуюся КПЧ программуразвития страны, в которой все еще доминировали демократические постулаты.
Национальноесобрание, число депутатов которого сократилось на 70 человек, так как многиетогда покинули республику, не примирившись с создавшейся обстановкой, вскоревыразило поддержку новому правительству и его программе. Бывший министриностранных дел, сын первого президента ЧСР Ян Масарик решился (как считается)на крайнюю форму протеста — самоубийство. Президент Бенеш демонстративноудалился в свое поместье близ Праги.
Парламентскаядемократия в Чехословакии во второй раз в ХХ в. прекратила свое существование.И на этот раз под давлением как внешних, так и внутренних сил. тоталитарногоили военного времени".
2 Экономическоеразвитие Чехословакии
Установлениемонопольной власти КПЧ в результате февральских событий определило характерпоследующих коренных преобразований общества. С весны 1948 г. началасьреализация второго этапа национализации. В ходе его была ликвидированаэкономическая основа существования средней буржуазии. К концу 1948 г. в странене осталось частных предприятий с числом занятых более 20 человек. Началпроводиться в жизнь принятый по инициативе коммунистов новый закон об аграрнойреформе, по которому ликвидировались все хозяйства размером свыше 50 га. Нокрестьяне так и не воспользовались до конца ее результатами, так как в 1949 г.началась подготовка к сплошному кооперированию сельского хозяйства. В 1949 г. былпринят закон о единых сельскохозяйственных кооперативах, который воплощался в ходетрех этапов: 1949 — 1952 гг.; 1953-1954 гг. Завершающим стал этап, начавшийся в1955 г., когда сопротивление крестьянства кооперированию было сломлено.
На1949-1953 гг. пришлась первая пятилетка развития народного хозяйства.Выдвигалась задача модернизации экономики и преимущественного развития тяжелой промышленности,а также ускоренного развития экономики Словакии. В целом же предусматривалосьсоздание материально-технической базы социализма. Экономика должна быласоответствовать новой внешнеполитической ориентации. В 1949 г. Чехословакия сталачленом СЭВ, одной их опор экономического блока стран советского типа. Долясоциалистических стран во внешнеторговом обороте возросла с 40% в 1948 г. до80% в 1953 г. Рост достигался главным образом за счет экстенсивного развития. Этатенденция была характерна и в последующие годы. Преобладали административныеметоды управления. На экономике сказывались также трудности политическогохарактера, связанные, в частности, с ограничением самостоятельности Словакии иусилением централизаторских тенденций. Страна прежде всего развивала машиностроение,играя, наряду с СССР, роль мастерской и донора для проведения индустриализациив других странах советского блока. До минимума были ограничены экономическиесвязи с Западом, в том числе и из-за вводимых развитыми капиталистическимигосударствами ограничениями и запретами на торговлю с союзниками СССР. Ноглавное упущение состояло в том, что экономика утрачивала свою первостепенную функциюудовлетворения насущных потребностей населения.
Лишь в 1953г. наблюдается определенное снижение темпов роста тяжелой промышленности впользу производства товаров широкого потребления и повышения уровня жизни. Кэтому вынудили события в ходе проведения грабительской денежной реформы летом1953 г., когда на 128 предприятиях страны состоялись забастовки. Выступлениерабочих в г.Пльзень было подавлено с помощью армии и милиции.
Втораяполовина 50-х гг. характеризовалась углублением коллективизации деревни, пришедшимсяна 1957-1958 гг. В 1960 г. в деревне осталось лишь несколько десятков тысячединоличных хозяйств, в которых было занято около 2,6% от общей численностиэкономически активных жителей села. Коллективизация неблагоприятно сказалась наразвитии сельского хозяйства. По объему валовой продукции к концу 50-х гг. оно таки не достигло довоенного уровня. Складывалась огромная диспропорция междуразвитием сельского хозяйства и промышленности.
Третийпятилетний план развития на 1961-1965 гг. намечал построение развитогосоциализма. Сначала была разработаны реальные социально-экономическиепоказатели, но на партконференции 1960 г. план этой пятилетки был пересмотрен всторону повышения контрольных цифр. Имела место некомпетентная оценка сил и реальныхвозможностей страны.
Проблемы с выполнениемнамеченных планов обозначились уже в 1961 г. На XII съезде КПЧ было решеноперейти с пятилетнего плана на годовые. Из-за недостатка информации населениестраны даже не смогло осознать всей серьезности положения. Впервые запослевоенные годы произошло снижение уровня национального дохода. Так, например,в 1963 г. объем национального дохода снизился на 2%, а производительность трудаупала на 2,1%. Руководство республики пыталось объяснить трудностивнешнеполитической обстановкой, разрывом в 1962 г. КНР долгосрочного соглашенияс Чехословакией. Чехословацкая техника растянулась в эшелонах от Чопа до Китая.Лишь часть ее удалось сбыть, остальное пошло на переплавку. Начались сложностисо снабжением продовольствием, прежде всего мясными продуктами. В условиях, когдахозяйство было не в состоянии удовлетворить растущие запросы общества, наблюдалсяразмах теневых сфер экономики и связанной с этим коррупции.
Непрерывнонарастающие трудности в экономике, снижение жизненного уровня населения,катастрофическое старение машинного парка и все большее отставание ЧССР отразвитых государств мира поставили ее руководство перед необходимостью поискапутей повышения эффективности хозяйственной деятельности. Особые надеждысвязывали с экономической реформой, программа которой была разработана в 1965г. Ждали оздоровления народного хозяйства и отхода от административных методовуправления им. Активное участие в разработке реформы принимал О.Шик (директорИнститута экономики АН ЧССР, член экономической комиссии ЦК КПЧ). В основуреформы была положена идея создания социалистической конкуренции и рынка.Предприятия должны были стать автономными и управляться менеджерами илисоветами трудовых коллективов. Цены должны были заставлять предприятиесовершенствовать и рационализировать производство.
Однакополностью внедрить экономическую реформу в жизнь и тем самым подтвердить илиопровергнуть ее правильность и эффективность не удалось.
3 Политическоеразвитие Чехословакии
Февральскиеперемены были закреплены майской конституцией 1948 г. В соответствии с нейформально продолжали существовать дофевральские институты власти, но ихположение и полномочия были существенно ограничены. Вся полнота властиконцентрировалась в руках руководства КПЧ. Бенеш отказался подписать текстконституции, а в июне 1948 г., будучи тяжело болен, вынужден был уйти вотставку. Избрание президентом республики К.Готвальда подытожило триумф КПЧ, втечение более 40 последующих лет державшей в своих руках нераздельную власть.Установлению, как декларировалось, народно-демократической власти, а фактическирежима тоталитарного типа способствовала поддержка народных масс. Сохранившиесяв политической системе так называемые союзнические партии — (народная, социалистическаяи др.) полностью подчинялись КПЧ и не могли выдвигать своих независимыхкандидатов на парламентских выборах. Парламентская система становиласьформальностью.
В период до1950 г. в пропаганде еще говорилось о поисках своего специфического путиразвития, собственной концепции социалистических преобразований. Однако на практикевоплощались в жизнь сталинские директивы. В начале 50-х гг. всякие поискиспецифики развития были отвергнуты. Основные преобразования шли по советскоймодели. В государственных органах все большую роль играли советские спецы-советники..
Неприятиечастью населения нового курса было сломлено с помощью политических процессов и другихмер (создание лагерей на урановых рудниках, лишение имущества, денежная реформаконфискационного характера и т.д.). Первым нашумевшим политическим процессомстал суд над депутатом парламента от национально-социалистической партии М.Гораковой, в годы второй мировой войны проведшей пять лет в нацистскомконцлагере. В 1950 г. она была приговорена к смертной казни. После этогосостоялся процесс над рядом деятелей Народной партии, имевшей католическуюориентацию. Главный удар при этом был нацелен против церкви, основныепредставители которой, включая архиепископа Й.Берана, были осуждены как«агенты Ватикана». В Словакии пострадали деятели Демократическойпартии. Был репрессирован также ряд социал-демократов. В 1952 г. был осужденодин из лидеров КПЧ Р. Сланский, бывший незадолго до этого генеральнымсекретарем партии, а с ним еще 14 человек, в том числе и лидер словацкихкоммунистов Г.Гусак. Полные данные о жертвах сфабрикованных политическихпроцессов отсутствуют. Общее число предполагаемых жертв репрессий составляет200-280 тыс. человек. Процессы пошли на убыль лишь после смерти И.В.Сталина иК.Готвальда в 1953 г.
Приход квласти в СССР Н.С. Хрущева привел к некоторой политической оттепели и вЧехословакии. Эта тенденция развития сохранялась в какой-то мере и в 60-е гг. Оживиласьдеятельность профсоюзов, молодежных организаций, а также католической церкви. Возросприем членов в некоммунистические партии. Свои требования формулировало студенчество.Оппозиционные настроения особенно сказались на работе II съезда союза писателейв апреле 1956 г. В ряде выступлений прозвучала открытая критика положения встране. После съезда заметно возрос престиж писателей, их стали рассматривать вобществе как совесть народа.
Однакопольские и венгерские события 1956 г., а также реакция на них советскогоруководства позволили догматическому крылу в руководстве КПЧ не толькосохранить часть своего влияния, но и начать идеологическую кампанию противлитераторов. Вскоре было прекращено обсуждение решений XX съезда КПСС. Часть деятелейКПЧ была ответственна за прошедшие политические процессы, поэтому онастремилась затянуть работу специальной комиссии по реабилитации пострадавших.Но победа консерваторов не могла уже быть полной. Именно во второй половине50-х гг. заговорили о необходимости децентрализации власти и на время дажерасширили полномочия словацких государственных органов.
Медленныесдвиги продолжались в политической сфере, звучала, пусть и умеренная, критика официальногорежима. События 1956 г. в соцлагере стали уроком, они сказались на настроенияхмасс, а также части членов КПЧ, ставших более трезво оценивать происходящее.Все заметнее проявлялось разочарование в социализме.
В июле 1960г. парламентом была принята новая конституция, в которой констатировалось, что всеосновные задачи переходного периода были выполнены и построено социалистическоеобщество. В этом, безусловно, проявилась переоценка партийным и государственнымруководством достигнутых страной результатов. Ее следствием стал определенныйавантюризм в планировании темпов и приоритетов последующего социально-экономического развития. В соответствии с конституцией страна получила названиеЧехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР).
Предпринятаяв 1965 г. хозяйственная реформа дала некоторые положительные результаты.Постепенно сглаживались различия между городом и деревней, повышался уровеньжизни различных слоев населения. Удавалось сдерживать рост цен. Однако темпыпреобразований по-прежнему были низкими. Сторонники А.Новотного, с 1954 г.занимавшего пост руководителя КПЧ и президента республики, опасались, как быновый стиль руководства экономикой не ослабил позиции партии в государстве. Остраядискуссия по этим вопросам вылилась в политический конфликт, в которомпоследователи преобразований в экономике столкнулись с А.Новотным и егоокружением.
Важную рольв политическом развитии Чехословакии после 1956 г. сыграл словацкий вопрос,острота которого возрастала по мере роста национального самосознания словаков инекоторой либерализации режима. Национально-политические чаяния словаковвступали в противоречие с националистической позицией чешского партийногоруководства. Словацкие коммунисты, выступавшие в 40-е гг. за претворение в жизньпринципа равноправия в отношениях чехов и словаков, в начале 50-х гг. былиобвинены в буржуазном национализме, а затем осуждены. Конституция 1960 г. усиливалапражский централизм. Права словацких органов власти существенно ограничивались,а высший орган исполнительной власти в Словакии — Корпус уполномоченныхликвидировался. Эти перемены демагогически выдавались за свидетельство успеховпроцесса взаимного сближения и слияния двух народов, якобы полностьюотвечавшего интересам словацкого народа. Бурю негодования вызвало заявлениепартийных лидеров в 1963 г. о том, что даже нечего думать об отмене приговора«словацким буржуазным националистам». Тогда были освобождены иззаключения Г.Гусак и Л.Новомеский, словацкие жертвы процессов 50-х годов,посмертно реабилитирован В.Клементис. Проблема конституционного положения Словакиив чехословацком государстве активно обсуждалась в словацкой партийной печати.Некоторые поступки А.Новотного расценивались как оскорбление национальногодостоинства словаков.
В этойобстановке руководство словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком (1921-1992)открыто выступило против группировки А.Новотного. Совершенно очевиднойстановилась необходимость существенной корректировки курса в областинациональных отношений чехов и словаков и преодоления ведущих свою традицию ещеиз межвоенного периода чехословакистских взглядов. Прага же считала, что длярешения словацкой проблемы достаточно будет подтянуть уровень развития Словакиидо уровня чешских земель. Словацкая оппозиция в партии и обществеспособствовала ослаблению позиций А.Новотного, расценивавшего оправданные требованиясловаков как проявления национализма и сепаратизма.
В 60-е гг.заметные признаки оттепели наблюдались также в общественной и культурной жизни.Людей покидало чувство страха, появились новые журналы либеральной ориентации.Многие театры, как, например, популярный у пражских зрителей«Семафор», живо откликались на злобу дня. В первой половине 60-х гг. вчешской и словацкой культуре на первый план выходят деятели нового поколения,творчество которых не укладывалось в рамки прежних, предписываемых официальнойидеологией схем. Важнейшим фактором общественного развития в этот периодстановилось общественное мнение, сдерживаемое многие годы. На него главнымобразом и опирались в то время реформаторские усилия. С отдельными проявленияминонконформизма можно было справиться, однако в целом прежние методы воздействиябыли уже немыслимы. Трибуной формирующейся оппозиции режиму стали такиеиздания, как «Литерарни новины» (“Литературная газета” ) и«Культурны живот»(“Культурная жизнь”). В октябре 1967 г. произошелоткрытый конфликт с властями пражских студентов. Для подавления организованнойими демонстрации была использована сила, что вызвало резкое осуждениеобщественности и ряда партийных функционеров.
Важнымрубежом в развитии кризиса можно считать IV съезд писателей в июне 1967 г., вылившийсяв открытую критику существующего режима. Вслед за этим последовали конфискацияиздания «Литерарни новины» и преследования самых смелых из критиков.
Вобстановке отчетливого кризиса политической системы первоочередной становиласьзадача активного поиска выхода из него. Авторитет и влияние КПЧ к этому временизаметно упали, чего не могли не видеть ее руководители. В партийных рядах шлонапряженное осмысление всего сделанного после 1948 г. На пленуме ЦК КПЧ воктябре 1967 г. А.Дубчек впервые неожиданно для А.Новотного выступил собвинениями в его адрес. Дубчека поддержал ряд членов ЦК, критиковавшихсосредоточение функций руководителя партии и президента республики в однихруках. Новотный избрал тактику проволочек и попытался заручиться поддержкойМосквы.
Надекабрьском пленуме ЦК КПЧ 1967 г. критика А.Новотного усилилась. ЦКпрактически раскололся на два лагеря. Впервые было выдвинуто предложение отстранитьНовотного с занимаемого поста в партии. Но окончательного решения не былопринято, работа пленума была прервана без каких-либо конкретных результатов.Решение всех животрепещущих вопросов жизни государства и партии отложили доянваря 1968 г.
Январскийпленум 1968 г. стал важным шагом в разрешении кризиса в партии. Новым ееруководителем был избран А.Дубчек. А.Новотный, сохранивший за собой постпрезидента, и его сторонники сохраняли еще значительную власть и влияние и нетеряли надежды, что перемены ограничатся только вопросами внутрипартийнойжизни.
Однакопредставители реформаторского крыла полагали, что сутью перемен должна статьликвидация деформаций социализма и демократизация не только партийной, но иобщественной жизни. В качестве неотложных мер назывались решение словацкого вопроса,изменение отношения партии к интеллигенции и прежде всего последовательнаяреабилитация всех пострадавших в ходе политических процессов.
Для решениявсех этих задач был избран путь, учитывавший внутренние условия развитияЧехословакии. После январского пленума у реформаторов появилась возможностьперейти в организованное наступление против консерваторов в партии с помощьюдавления как “сверху”, так и “снизу”, используя доступные средства массовойинформации. В начале марта 1968 г. практически была отменена цензура и на обществообрушился поток критики и разоблачений недавнего социалистического прошлого.Все это способствовало постепенному формированию гражданского общества вЧехословакии. Появился целый ряд новых общественных организаций: Клуб активныхбеспартийных (КАН), К-231 — организация жертв политических процессов (по статьесоответствующего параграфа уголовного кодекса), готовилось воссозданиесоциал-демократической партии.
В ходекампании отчетных партконференций реформаторские силы взяли верх в руководствемногих районных парторганизаций. Подлинным центром реформаторских сил сталпражский горком КПЧ, проводивший организационную, политическую и идейнуюкоординацию их деятельности. К моменту созыва апрельского 1968 г. пленума ЦК реформаторызаняли решающие посты в президиуме и секретариате ЦК КПЧ, на местах. В марте 1968г. президентом республики был избран генерал Л.Свобода, организаторчехословацких воинских частей в СССР в годы войны, также пострадавший в периодрепрессий. Председателем парламента стал Й.Смрковский, а премьером О.Черник. Квесне 1968 г. в стране сложилось массовое движение, выступавшее под лозунгамисоциалистического обновления страны.
Подрывпозиции консерваторов в обществе сопровождался стремлением к восстановлению вполитической системе принципов демократии. Контуры обновления политическойсистемы были намечены в «Программе действий” компартии. В ней быласформулирована задача создания плюралистической модели социализма,подчеркивалась необходимость автономного положения в обществе науки и культуры.Важным пунктом программы были обещание впредь уважать гражданские права, атакже заявление о необходимости введения федеративного устройства республики.
Но стержнемобщественной консолидации стал другой документ — “Манифест 2 000 слов”. Онпоявился 27 июня 1968 г. и отражал неудовлетворенность общества недостаточнымотпором консервативным силам со стороны реформаторов. Его автором был писательЛ.Вацулик. Манифест прямо призывал граждан республики к устранению всехпрепятствий на пути реформ на местах. Партийные и государственные органыотвергли манифест как документ, призывающий к разрушению существующейполитической системы. Но на общество он произвел необычайно сильноевпечатление. Почти половина районных партконференций Чехии и Моравиивысказалась в ходе выборов делегатов на партийный съезд за манифест.Реформаторами было многое сделано для завоевания большинства делегатов напредстоящем съезде КПЧ.
К лету 1968г. о руководящей роли КПЧ в стране трудно было уже говорить. Общественностьвыступала за демократизацию Национального фронта, за реализацию на делепринципов плюрализма и парламентской демократии, за свободную конкуренцию всехполитических сил. Звучали требования перестроить Национальный фронт напринципах партнерских отношений, разрешить деятельность оппозиционных КПЧпартий.
Кардинальныепреобразования начались в массовых общественных организациях. В ходе выборов взаводские комитеты профсоюзов создавались профорганизации нового типа. Былопубликован новый проект профсоюзной программы. Произошла небывалая активизациямолодежного движения. В марте 1968 г. был распущен единый Чехословацкий союзмолодежи, а на его месте появилось около 20 самостоятельных молодежныхорганизаций, сотни различных клубов по интересам.
Развернувшиесяв ЧССР политические преобразования вызвали настороженность партнеров посоветскому блоку. Был проведен ряд совещаний партийных и государственныхруководителей государств Варшавского договора в Праге, Дрездене, Софии, Москве,Варшаве, где ставился вопрос об отказе от избранного чехословацкими лидерамикурса. Но реформаторов во главе с А.Дубчеком так и не удалось сломить, хотяпоследнего обвиняли в тактике компромиссов, проволочек в исполнении обещаний идаже в искажении результатов переговоров с союзными государствами. Общественноемнение Чехословакии поддерживало реформаторский курс, а давление извне толькоприводило к росту антисоветских настроений.
В условияхпоявления серьезных разногласий между ЧССР и партнерами по советскому блокуглавной задачей внутренней политики Чехословакии стала защита суверенитетастраны. В этом А.Дубчеку и его сторонникам помогала значительная частьобщества. Движение массовой поддержки достигло своего апогея во времяпереговоров советской и чехословацкой делегаций в Чиерне-над-Тиссой в конце июля-началеавгуста 1968 г.
Ноодновременно росло давление партнеров ЧССР по Варшавскому договору, особенноруководителей ГДР, требовавших решительной борьбы с “антисоциалистическимисилами”. Пытаясь ослабить этот натиск, А.Дубчек на встрече в Братиславе в августе1968 г. согласился подтвердить декларацию о единстве социалистических стран вборьбе против империализма и признал, что защита общесоциалистических ценностейявляется общей интернациональной обязанностью всех государств, но это неудовлетворило союзников. На этой основе для предотвращения возможного выходаЧехословакии из советского блока было решено ввести в республику войска рядагосударств Варшавского договора.
КурсА.Дубчека на построение “социализма с человеческим лицом” наталкивался наопределенное сопротивление и в рядах самой КПЧ. 20 августа 1968 г. состоялосьзаседание президиума ЦК КПЧ, на котором несогласные с проводимой политическойлинией члены партийного руководства предприняли неудачную попытку перехватитьвласть в стране.
В ночь с 20на 21 августа 1968 г. войска СССР, Болгарии, Венгрии, Польши и ГДР приступили коккупации Чехословакии, положившей начало свертыванию процесса демократизации.Они не встретили вооруженного сопротивления и довольно быстро заняли всюстрану. Рано утром 21 августа первый секретарь ЦК КПЧ А.Дубчек, председательправительства О.Черник, председатель Национального собрания А.Смрковский,председатель Национального фронта Ф.Кригель, секретарь горкома КПЧ в ПрагеБ.Шимон и секретарь брненского обкома КПЧ Й.Шпачек подверглись аресту, а затембыли увезены в СССР.
Вторжениевызвало волну недовольства чехословацкой общественности. Исчезли таблички сназваниями улиц и транспортные указатели, в городах появилось множествоплакатов и надписей на стенах домов, содержавших протест против грубого насилияи высмеивавших “братских союзников”. После занятия войсками зданий редакцийрадио, телевидения и газет сторонникам реформ удалось наладить передачи издругих мест, и даже выпуск газет. Общественность в ходе собраний и демонстрацийвыражала полную поддержку руководству страны и осуждала интервенцию.
Попытки приподдержке советской стороны создать так называемое “рабоче-крестьянское”правительство во главе с А.Индрой потерпели провал. Добиться одобрения акциистран Варшавского договора со стороны органов власти не удалось. Против нее уже21 августа 1968 г. высказались в своем заявлении президиум ЦК КПЧ, парламент,правительство. Министр иностранных дел Чехословакии А.Гаек осудил ввод войск всвоем выступлении в Совете Безопасности ООН. В Праге спешно, в нелегальныхусловиях был созван XIV чрезвычайный съезд КПЧ, получивший по месту проведенияназвание “высочанского”, хотя и без участия словацких делегатов. Около 1200ранее избранных делегатов съезда одобрили протест президиума ЦК КПЧ противоккупации. Был также избран новый ЦК. Несмотря на сопротивление частипрезидиума ЦК КПС, под влиянием событий в Праге в Братиславе был созванчрезвычайный съезд компартии Словакии.
С 23 по 26августа 1968 г. в Москве проходили переговоры с насильно депортированными вСССР чехословацкими руководителями. В их ходе чехословацкой стороне был навязанпротокол, в котором было зафиксировано стремление сторон к нормализацииобстановки в ЧССР путем сворачивания начатых политических и экономическихреформ. После этого чешские и словацкие лидеры вернулись в страну и приступилик исполнению своих обязанностей.
Участникмосковских переговоров Г.Гусак добился принятия чрезвычайным съездом компартииСловакии решения считать ”высочанский”съезд КПЧ неправомочным из-за отсутствияна нем словацкой делегации. Съезд КПС также решительно потребовалпереустройства ЧССР на федеративной основе.
Решение офедеративном устройстве ЧССР было принято 28 августа 1968 г. Оно вступило всилу 1 января 1969 г. Чехословацкая Социалистическая Республика вплоть доначала 90-х годов состояла из Чешской и Словацкой социалистических республик.
В связи сизменением устройства государства с унитарного на федеративное, произошлареорганизация высших органов государственной власти. Вместо Национальногособрания был создано Федеральное собрание, которое в структурном отношениисостояло из двух палат: палаты народа и палаты национальностей. Носителемзаконодательной власти в Чешской Республике был Чешский национальный совет, а вСловакии — Словацкий национальный совет. Компартия же оставалась единой.
Решениесловацкого вопроса положило начало серьезным изменениям в национальной политикев ЧССР. До 1968 г. национальные проблемы, как правило, не ставились и нерешались. В период “пражской весны” превалировал принцип — сначаладемократизация, затем федерализация. Последующий ход событий заставилотказаться от такого подхода и вплотную заняться нормализацией межнациональныхотношений в стране. Уже в октябре 1968 г. был принят важный закон о положениинациональностей в ЧССР, существенно изменявший их статус. Закон впервыеофициально признавал существование национальных меньшинств и их права,гарантировал свободу национального развития. На его основе с конца 60-х гг.стали создаваться культурные объединения и общества граждан немецкой,венгерской, украинской и польской национальности. Самым многочисленным быловенгерское меньшинство (по данным 1983 г. — более 580 тыс. человек, чтосоставляло около 4 % всего населения Чехословакии), компактно проживающее в основномв Южной Словакии. Несмотря на принятое в 1945 г. решение о депортации немцев ивенгров, последние в основной своей массе остались в Чехословакии.
А.Дубчек иего окружение с помощью ряда компромиссов пытались удержаться у власти и спастиглавное дело своей политики, от которого зависело будущее страны — экономическую реформу, начатую в 1965 г. Однако сделать этого они не могли,поскольку потеряли доверие Москвы. Съезд словацкой компартии после подписаниямосковского протокола не только отказал в правомочности “высочанскому” съездуКПЧ, но и аннулировал все постановления, принятые в начале его собственнойработы. Первым секретарем КПС был избран Г. Гусак. Такой поворот дела повлиял ина расстановку сил внутри ЦК КПЧ. 31 августа 1968 г.он одобрил результатымосковских переговоров. Генерал Л.Свобода и Г.Гусак были введены в составпрезидиума ЦК КПЧ. На пленуме ЦК КПЧ в ноябре 1968 г. удалось провестирезолюцию, осуждавшую роль реформаторов в доавгустовский период. Против ведущихдеятелей “пражской весны” стала разворачиваться кампания жесткой критики.
Всколыхнутьобщественность на решительную поддержку курса реформ пытался студент Я. Палах,прибегший 16 января 1969 г. к самосожжению на главной пражской площади.Похороны Палаха вылились в мощную демонстрацию против интервенции. После этихсобытий, а также издания так называемой “Черной книги” об августовской агрессиисоцстран усилилось советское давление на А. Дубчека.
Поводом длянаступления противников А.Дубчека в президиуме ЦК КПЧ стала демонстрацияболельщиков в связи с победой национальной сборной по хоккею над советскойкомандой в марте 1969 г. и нападение на представительство “Аэрофлота”. Протестсоветской стороны повлиял на ход апрельского пленума ЦК КПЧ, окончательноизменившего соотношение сил. Первым секретарем ЦК КПЧ на нем был избранГ.Гусак, лидер так называемых “здоровых сил” в партии. Активизировался процесс“нормализации” обстановки и замены реформаторов на руководящих постах в партиии государстве их политическими оппонентами.
На майскомпленуме ЦК КПЧ 1969 г. были намечены меры по дальнейшему “исправлению”положения, а также приняты директивы развития партии в период до XIV съезда.Сентябрьский 1969 г. пленум ЦК аннулировал все решения “высочанского” съездаКПЧ. В 1970 г. началась чистка партийных рядов. Более 20 % членов КПЧ пришлосьпокинуть ее ряды. В декабре 1970 г. был обнародован документ, на многие годыставший догмой — “Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIIIсъезда КПЧ”. Он явился своеобразным манифестом консервативных сил, почти втечение двух последующих десятилетий задававших тон в партийной игосударственной жизни.
Произошли измененияв высших эшелонах государственной власти. Председателем Национального собраниястал А.Индра, премьером — Л.Штроугал. Труднее всего шла “нормализация” впрофсоюзном движении, закончившаяся только к середине 70-х гг.
Первыеитоги реализации нового курса были подведены на легальном XIV съезде КПЧ в мае1971 г., выдвинувшем в качестве основной задачи построение развитого социализмаи завершение “нормализации” на тех участках, где она все еще наталкивалась натрудности.
4 Режим “нормализации” 70-80-х гг.
Со второйполовины 1969 г. начался постепенный возврат к централизованным методамуправления экономикой. Был принят специальный закон о правилах формированиягосбюджета. Вновь условия развития экономики стали диктоваться политическимисоображениями. Поскольку добиться успехов в процессе “нормализации” можно былолишь повышая уровень жизни населения, то в первой половине 70-х гг. эту задачурешали прежде с помощью “замораживания”цен, а не роста производительноститруда, а также советских кредитов и поставок сырья и материалов по льготнымценам. В итоге, пятилетка 1971-1975 гг. была самой удачной за весь периодстроительства социализма. Реальные доходы населения возросли на 28 %. Выросласредняя зарплата трудящихся, при сохранении стоимости жизни на уровне 1970 г.
Всоответствии с социальной программой, выработанной XIV съездом КПЧ в 1971 г.были значительно увеличены пособия матерям, введены льготные государственныезаймы молодым семьям и пособия при рождении ребенка. Все эти мерыспособствовали значительному приросту населения в 1973-1975 гг. В 1976 г.вступил в силу новый закон о пенсионном обеспечении, согласно которому был увеличенразмер пенсии трех миллионов человек.
Возврат кплановым принципам руководства экономикой в начале 70-х годов позволилнаправить огромные средства на строительство ряда объектов, ставшихсвоеобразным символом периода построения развитого социализма в Чехословакии.Это прежде всего скоростная автомагистраль Прага — Брно — Братислава; перваяочередь пражского метро, пущенная при советской помощи; строительство пражскогоДворца культуры (по образцу и подобию Дворца съездов в Москве). В Словакииприметой этого времени стала ускоренная реконструкция Братиславского града иоткрытие современного моста через Дунай в Братиславе.
Но в конце70-х гг. вновь стали сказываться трудности экономического развития. Особеннозаметными они были в основных отраслях машиностроения. Освоение широкогоассортимента продукции порой было не по силам небольшой стране, вынужденной ктому же возрастающие потребности в сырье и энергии компенсировать за счетимпорта. Усиливалось техническое отставание по сравнению со странами Запада, аиз-за недостаточной надежности партнерских отношений с предприятиямисоциалистических стран возрастала стоимость произведенной продукции и ее конкурентоспособностьна мировых рынках. Проявились также последствия односторонней ориентациивнешней торговли и упущения в структуре капиталовложений в народное хозяйство,особенно в Словакии. Там было налажено обширное производствовоенно-промышленного комплекса на ввозной сырьевой и энергетической базе.Колоссальные отчисления делались на строительство атомных электростанций и гидрогигантаГабчиково-Нодьмарош на Дунае. В то же время теплоэлектростанции, работающие наугле, настолько обострили состояние окружающей среды, что общественностьоткрыто заговорила о непосредственной угрозе здоровью нации. В отличие отдругих соцстран, Чехословакия остерегалась огромных внешних займов. С другойстороны, значительные средства шли на промышленное развитие неевропейских странсоциализма, а также на инвестиции и поставку промышленной продукции вгосударства, которые были не в состоянии заплатить долги. Положение спасали вкакой-то мере лишь экспорт вооружений и взрывчатых веществ в страны третьегомира, а также продажа продукции по демпинговым ценам, экспорт древесины иредких видов сырья.
С 70-х гг.,а точнее с апрельского 1969 г. пленума ЦК КПЧ, происходило насильственноевозрождение прежних методов управления во всех сферах общественной жизни.Причины, породившие чехословацкий кризис 60-х гг., не могли быть устраненыадминистративным путем. Нужны были структурные изменения, но для них в партийноми государственном руководстве не было ни понимания, ни политической воли.Главной задачей было сохранение и упрочение существующего режима. В процессе“нормализации” особенно пострадала гуманитарная интеллигенция, активнопроявившая себя в период “пражской весны”. Ее участники лишились занимаемыхпостов и престижной работы. Пострадали также все те, кто не пожелал считатьбратской помощью вторжение извне. Разумеется, возврат к политике жесткихрепрессий образца 50-х гг. в условиях Чехословакии, когда и сам Г.Гусак являлсяих непосредственной жертвой, был невозможен.
Результатыпервых парламентских выборов после свертывания “пражской весны” в ноябре 1971г. вселили в сторонников “нормализации” надежду, что самое трудное для них ужепозади: за кандидатов от КПЧ было отдано почти 100 % голосов. Скорее всего, этобыла вынужденная манифестация большинства населения своей лояльности режиму,хотя нельзя отрицать и того, что рабочие и крестьяне проявили в событиях 1968г. меньшую активность, чем интеллигенция и молодежь. А ставшее в начале 70-хгг. достаточно заметным повышение жизненного уровня именно этих слоев населенияобеспечивало их лояльность режиму.
В 1975 г.вместо восьмидесятилетнего Л.Свободы пост президента республики занял Г.Гусак,ставший во многом олицетворением режима “нормализации”. В его руках вплоть до1987 г. были сосредоточены функции президента, первого секретаря ЦК КПЧ ипредседателя Национального фронта.
В декабре1980 г. Федеральное собрание приняло три конституционных закона, изменявших идополнявших закон о федерации 1968 г. Вновь проявились тенденции к усилениюцентрализма, расширению полномочий центральных федеральных органов за счетущемления реальных прав республик. Многие из назревших уже тогда вопросовнациональных взаимоотношениий чехов и словаков оставались нерешенными. Преждевсего это были экономические проблемы развития республик
Снаступлением в СССР периода гласности и перестройки атмосфера застоя вобщественной и политической жизни ЧССР стала постепенно меняться. Большое вниманиепривлекали успешная экономическая реформа в соседней Венгрии. Чехословацкаяобщественность возлагала большие надежды на демократизацию политической жизни всвязи с визитом М.С.Горбачева и последовавшим в конце 1987 г. избранием первымсекретарем ЦК КПЧ М.Якеша. Однако он не оправдал связывавшихся с ним надежд.Зато активным сторонником реформирования экономики зарекомендовал вновьназначенный премьер-министром правительства ЧССР Л.Адамец. Им была предпринятапопытка сформировать реформаторское крыло из членов президиума ЦК КПЧ. Быланачата политика перемен, однако весьма половинчатых из-за сопротивлениягруппировки Я.Фойтика и Якеша (последний в 1969-1970 гг. руководил чисткойКПЧ). Консерваторы с недоверием отнеслись к советской “перестройке”, посколькуопасались, и не без оснований, своего политического банкротства.
Между темобщество постепенно освобождалось от чувства страха: прошли несанкционированныедемонстрации в центре Праги в связи с 20-летием интервенции 1968 г., а такжедемонстрация в честь дня национальной независимости 28 октября 1988 г… Всеболее заметным становилось влияние на общественную жизнь правозащитнойорганизации “Хартия-77”, возникшей в 1977 г. Это неформальное объединениеследило за выполнением обязательств, принятых на себя властями ЧССР вХельсинки, по соблюдению прав человека в стране и информировало собственную имировую общественность о нарушениях в этой сфере. Возглавляли организацию поочереди известный философ Я. Паточка, бывший в 1968 г. министром иностранныхдел Й.Гаек, и драматург Вацлав Гавел. К концу 1977 г. хартию подписали,несмотря на преследования, 800 человек.
Поинициативе членов “Хартии-77” в 1978 г. был создан комитет в защитунесправедливо преследуемых. Он информировал общественность о случаяхнезаконного преследования граждан и распределял материальную помощь семьямпострадавших. В 1979 г. аресту подверглись 10 активистов, шестеро из них, в томчисле В.Гавел, были осуждены на различные сроки заключения. Однако деятельностьКомитета продолжалась.
К концу80-х гг. возросло число различных неформальных организаций, группировавшихсявокруг Хартии-77. В начале 1989 г. их насчитывалось более 35. Была проведенакампания протеста против церковной политики государства, поддержаннаякардиналом Томашеком. Под петицией, которая содержала требование уваженияконституционных прав верующих, было собрано более 600 тыс. подписей. Имелиместо и другие выступления верующих как в чешских землях, так и в Словакии.Поддержкой этому движению явилась канонизация папой Яном Павлом II 12 ноября1989 г. чешской святой Анежки. Был также развернут сбор подписей заосвобождение В.Гавела.
Особенномассовый характер приобрела кампания по сбору подписей в поддержку воззвания“Несколько слов”, адресованного властям. В нем содержался призыв к органамвласти начать диалог с оппозицией о демократических преобразованиях.
Процессуроста политической активности общества не могли помешать ни разгон ряданесанкционированных демонстраций, ни усиление гонений, прежде всего насторонников “Хартии-77”. В конце 1988 г. власти вынуждены были разрешитьдемонстрацию в Праге в связи с международным днем прав человека, приуроченную квенской конференции ОБСЕ. Акция получила большой резонанс в обществе. Вотставку был вынужден уйти один из самых одиозных деятелей курса ”нормализации”В.Биляк, выступивший против принятия ЧССР достигнутых в Вене договоренностей вобласти прав человека.
Однакоразгон силами безопасности демонстрации в память Я. Палаха в январе 1989 г. ипоследовавшие затем аресты ее организаторов показали, что власти не намеренывести диалог с оппозицией. Вновь был арестован В.Гавел. В развернувшейся акциисбора подписей за его освобождение, приняли участие не только диссиденты, нотакже известные деятели культуры и науки. В июне 1989 г. состоялся съезд организацийклуба “Возрождение”, выдвинувший требования освобождения политзаключенных,предоставления свободы деятельности независимых организаций, а также открытойдискуссии по ключевым вопросам национальной истории. Возросло число подписавшихвоззвание “Несколько слов”, к осени оно составляло уже более 40 тыс. Оппозициясмогла организовать также демонстрацию в память о вторжении советских войск 21августа и в день независимости республики 28 октября.1989 г.
Переломныммоментом в развитии ситуации стал разгон студенческой манифестации 17 ноября1989 г., показавший, что власти перешли к конфронтации. Известие о насилии надмолодежью вызвало бурю возмущения в обществе. Все пражские театры прекратилиспектакли и объявили в знак солидарности со студентами забастовку, массовыедемонстрации протеста состоялись в центре Праги.
19 ноября1989 г. на базе ряда неформальных организаций было создано движение“Гражданский форум” (ГФ), во главе которого стал В.Гавел. На ГФ было возложеноруководство стихийными акциями протеста. В Словакии подобное гражданскоедвижение возглавила возникшая тогда же организация “Общественность противнасилия” (ОПН). В стране прошли сотни демонстраций. На 27 ноября была назначенадвухчасовая всеобщая забастовка с требованиями отставки неспособного к диалогуруководства страны, гарантий гражданских прав и свобод и наказания виновниковрасправы с демонстрантами. Манифестации шли беспрерывно каждый день, привлекаясотни тысяч участников. Театры превратились в политические дискуссионные клубы.На сторону демократического движения перешел ряд газет. Объективную информациюо событиях 17 ноября передавали радио и телевидение.
Событияпринимали лавинообразный характер. 21 ноября 1989 г. начались переговорыпредседателя Федерального правительства Л.Адамеца с представителем“Гражданского форума” В.Гавелом, в ходе которых была достигнута договоренностьо разрешении конфликта демократическим путем, с помощью диалога собщественностью. 24 ноября подали в отставку первый секретарь ЦК КПЧ М. Якеш идругие члены партийного руководства. Решительную поддержку “Гражданскомуфоруму” выразили участники массовой демонстация в Праге, а также всеобщейполитической стачки. 3 декабря 1989 г. подал в отставку президент Г.Гусак,предварительно объявив об отставке правительства. Был сформирован новыйкабинет, в котором 16 мест из 21 заняли коммунисты. Но новая волна демонстрацийвынудила его подать в отставку 7 декабря.
10 декабрябыло сформировано правительство “национального согласия” во главе с С.М.Чалфойот КПЧ. Его состав определился в ходе длительных переговоров ряда политическихпартий и всех общественных движений. В кабинет вошли 10 министров от КПЧ, 2 — от социалистической партии, 2 — от народной партии и семеро представителей“Гражданского форума” и “Общественности против насилия”. В тот же день намитинге на Вацлавской площади в Праге на пост президента республики былавыдвинута кандидатура В. Гавела.
19 декабряФедеральное правительство Чалфы обнародовало заявление, в котором было выраженосогласие на проведение свободных демократических выборов и постепенный переходк рыночной экономике и парламентской демократии. Спустя несколько дней составФедерального собрания был дополнен новыми членами вместо ряда отозванныхдепутатов. Председателем парламента в конце декабря был избран герой “пражскойвесны” А. Дубчек. 29 декабря Федеральное собрание единогласно избралопрезидентом республики В. Гавела. Полным ходом шла подготовка к парламентскимвыборам 1990 г. В новогоднем приветствии президента В.Гавела особо подчеркивалось,что эпоха деформированного развития общества закончилась и наступили временастроить жизнь без какого-либо вмешательства извне. Формирование демократическихинститутов происходило с учетом результатов сходных процессов в другихевропейских странах и специфики национального развития, богатых историческихтрадиций чехов и словаков.
5 Чехи исловаки в 1990-е гг.
ВступлениеЧехословакии в новый этап развития сопровождалось коренными преобразованиямипрактически во всех сферах жизни. В области экономики ставка была сделана наприоритетное развитие частной собственности, предпринимательства и конкуренциипри существенном сокращении доли государственных затрат.
Началотрансформации отношений собственности было положено в 1990 г. в связи среализацией программы чековой приватизации, предложенной министром финансовВацлавом Клаусом. За сравнительно небольшую сумму граждане страны получаливозможность приобрести чековую книжку, посредством которой могли статьсовладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия. Уже первыйэтап чековой приватизации продемонстрировал поддержку нового курса широкимислоями населения, около 70 % жителей стали акционерами. Быстрыми темпамиформировался рынок ценных бумаг. Преобразованию централизованной экономики врыночную способствовала также развернувшаяся после революции так называемая“малая” приватизация, в ходе которой из государственной собственности быливычленены и проданы на аукционах небольшие магазины, предприятия сферы бытовыхуслуг и т.д. Началась реституция, то есть возврат бывшим владельцам некогданационализированного имущества.
Успехкоренных экономических преобразований с адресной, а не анонимной ориентацией (вчастности, купонные чековые книжки оформлялись на конкретное имя) бесспорноспособствовал популярности реформаторов и их победе на первых после “бархатной”революции выборах в законодательные органы, состоявшихся в июле 1990 г.Движения “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” завоевалиподавляющее большинство голосов избирателей. Помимо них влиятельной частьюполитического спектра стали также Христианско-демократическая уния,Моравско-силезское движение, Христианско-демократическое движение в Словакии,партия зеленых и т.д. Именно эти организации составили основу правительственнойкоалиции. С ними солидаризовался и президент Гавел. Своеобразным закреплениемитогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела президентомЧешской и Словацкой Федеративной Республики (таким стало официальное названиеЧехословакии с весны 1990 г.).
Впослевыборный период движениям “Гражданский форум” и “Общественность противнасилия” в сложных условиях коренных преобразований не удалось справиться собстановкой и ростом национальных противоречий чехов и словаков. Эти движенияпредставляли собой скорее свободный конгломерат антикоммунистическихорганизаций и групп, имевших различные подходы к решению практических проблемгосударственного строительства. Вскоре после выборов в парламент “Гражданскийфорум” распался на ряд политических партий.В их числе наиболее влиятельным былолиберальное по ориентации “Гражданское движение”, а также самая крупная почисленности Гражданская демократическая партия (ГДП), исповедывавшая идеологиюсовременного реализма. Ее лидер В.Клаус, прагматик-технократ, отстоял собственнуюконцепцию радикальной экономической реформы, состоявшей в ускореннойприватизации и ослаблении экономической роли государства. Третьей силой,выделившейся из “Гражданского форума”, стал “Гражданский демократическийальянс” (ГДА), исповедовавший ценности западного консерватизма.
Последствияреформ в экономике неблагоприятно сказались в большей мере на положенииСловакии. Целые словацкие регионы оказались в состоянии экономическойдепрессии. В этих условиях после распада словацкой ОПН массовой поддержки добилсяизвестный политик Владимир Мечиар, председатель партии Движение задемократическую Словакию (ДЗДС). Правые силы в Словакии не получили поддержки.Мечиар возглавил движение словаков за национальный суверенитет в противовессторонникам чехо-словацкой федерации. За независимость Словакии выступили исловацкие эмигранты из рядов Словацкой Лиги в Канаде и США, а также Всемирныйсловацкий конгресс. Требование полной независимости Словакии поддерживалавначале незначительная часть словацкого общества. Лишь после выборов 1990 г.это требование стало программным в деятельности Словацкой национальной партии иряда других партий и группировок.
В начале90-х гг. словацкая сторона усиливала давление на Прагу, добиваясь от неегарантии равных возможностей в федерации. Обострение межнациональных отношенийстало заметным уже весной 1990 г., когда в федеральном собрании обсуждалсявопрос о смене названия государства. Словацкая сторона упорно настаивала наизменении написания названия страны на Чехо-Словакия. Тогда же в Братиславесостоялись первые демонстрации с требованием полного суверенитета Словакии.После принятия компромиссного названия Чешская и Словацкая ФедеративнаяРеспублика началась новая тяжба о повторном разделении компетенций междучешским правительством П.Питгарта и словацким правительством В.Мечиара.Временным компромиссом явилось принятие в декабре 1990 г. закона окомпетенциях, существенно ограничивавшего полномочия федеральных органоввласти.
Весной 1991г. правительство Мечиара вынуждено было подать в отставку, его заменил кабинетво главе с Я. Чарногурским. Он выступил с инициативой заключения особогочешско-словацкого договора, пока не будет принята конституция. Это требованиебыло принято чехами. Но тем временем в Словакии все шире укреплялся лозунгсоздания суверенной республики. Словацкая сторона долгое время рассчитывала нато, что чехи пойдут на образование конфедерации, однако большинство чешскихполитических партий уже накануне выборов 1992 г. в парламент отвергли этотвариант как неприемлемый. Таким образом вопрос о будущем федеративногогосударства был предрешен, хотя это вовсе не означало фатальной неизбежностираспада Чехословакии в 1992 г. Камнем преткновения для чешской стороны сталонастоятельное требование Словакии предоставления ей самостоятельности ввопросах внешней политики.
Затянувшаясяконфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республикеуспеха добилась Гражданская демократическая партия (около 30 % голосов), вСловакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе сВ.Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические иэкономические цели, и создание полноценного в функциональном отношениифедерального правительства было проблематичным. В такой обстановке победившие навыборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделефедерации. 25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращениифедерации двух народов. Спустя три недели Чешский национальный совет узаконилконституцию Чешской Республики.
С 1 января1993 г. на карте Европы вместо бывшей чехословацкой федерации появились двановых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика. Их территория игеографическое положение остались прежними, однако геополитическая ситуация иусловия государственного развития претерпели существенные изменения.