Оглавление
Введение
Глава I. Истоки современной войны в Чечне
1.Кавказская война 1817 –1864 гг.
2. Взаимоотношения российскогогосударства и народов Кавказа
Глава II. Первая Чеченская война (1994 – 1996 гг.)
1. События 1994 – 1996гг.
2. Новый мученик за Христа
3. Пленники в Чеченской республике
Глава III. Вторая Чеченская война
1. Пришествие ваххабизма
2. События 1998 – 2001 гг.
3. Крупнейшие теракты на рубеже ХХ – XXI веков
Заключение
Литература
Введение
Чеченский конфликт –глобальная проблема не только России, но и всего мирового сообщества. Насовременном этапе беспорядки в Чеченской республике повлекли за собой бурноеразвитие международных террористических структур. Поэтому исследование этоговопроса совершенной исторической наукой важно не только для решениявнутриполитических проблем российского государства, но и проблемымеждународного терроризма.
Территория ЧР (Ичкерия),с её беспорядками, явилась своеобразным плацдармом для мощного развитиямеждународного терроризма. Этому способствовали следующие предпосылки:
1) отсутствиеКонституции в независимой Чеченской республике Ичкерия;
2) захват властибандитскими формированиями, финансируемыми международными террористическимиструктурами;
3) отсутствие четкойполитической власти в стране; вседозволенность;
4) массовоеобнищание и деградация населения республики.
В связи с этим можновыделить следующие задачи для подробного и всестороннего изучения данноговопроса:
1) Изучить историческиепредпосылки взаимоотношений на Кавказе;
2) Рассмотретьпредпосылки войны на Территория ЧР (Ичкерия);
3) Изучить ипроанализировать исторические факты чеченских войн;
4) Проследить связьчеченских банд-формирований с международными террористическими структурами.
Цель: систематизировать исторические исовременные материалы, способствующие объективному пониманию чеченскогофеномена в истории Кавказа, Российского государства и международногосообщества.
Предмет: историяРоссии.
Объект: обобщение, систематизация, анализ.
Исторические сведения.
1. Работы историков,историографов об истории чеченского государственного образования.
2. Государственныедокументы, регламентирующие развитие Чечни.
Актуальность проблемы.
1. Роль чеченскогофеномена в жизни чеченского народа, народов Кавказа, России в международныхотношениях.
2. Познавательноезначение.
3. Осознаниеантигуманной сущности чеченского феномена.
4. Необходимостьприобретения опыта мирного разрешения внутригосударственных имежгосударственных национальных, этнических и религиозных конфликтов.
I. Истоки современной войны в Чечне
1. Кавказская война1817 – 1864 гг.
Для российского обществаХIХ век прошел под знаком войны наКавказе. Это была одна из самых продолжительных и кровопролитных войн России.
Более 77 тыс. человекпотеряла русская армия в ходе боевых действий на Кавказе в ХIХ веке. Такого количества боевыхпотерь она не знала со времен Отечественной войны 1812 г. Россия была вынуждена держать на Кавказе значительные воинские соединения, численность,которых на заключительном этапе войны превысила 200 тыс. человек.
Историки выделяютследующие причины Кавказской войны в 1817 – 1864 г. ХIХ веке. Прежде всего,геополитические: Россия, Турция и Персия претендовали на владычество надКавказом, который издавна считался воротами из Азии в Европу. В начале ХIХ века Россия активизировала своюполитику в этом регионе. Христианские народы Кавказа – армяне и грузинынастойчиво искали у российского императора защиты от истребительного натискатурок, персов и набегов горских народов. Грузинский царь Георгий ХII обратился к российскомуправительству с просьбой о покровительстве. В 1801 г. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи, что привело к резкому обострениюотношений между Россией, Персией и Турцией. В конце концов Россия в двух войнахс Персией (1804-1813гг. и 1826-1828гг.) и двух с Турцией (1806-1812 гг. и1828-1829гг.) сумела отстоять свои права на Закавказье. В результате народыСеверного Кавказа как бы отошли автоматически к России. Её намерения, казалось,были самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение,прекратить на Кавказе междоусобицы, набеги, работорговлю. Но одновременно горцыбыли вынуждены покидать удобные равнинные земли, привычные пастбища. Этовызвало их недовольство и сопротивление [13, С. 150].
Когда один из русскихгенералов пытался объяснить черкесам, что русский царь получил Кавказ в дар оттурецкого султана, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дереваптичку и сказал: «Дарю тебе её. Возьми, если сможешь». Этой фразой России былочетко сказано, что война на Кавказе неизбежна.
Сопротивление горцевсначала носило характер партизанской войны, в которой они применяли неожиданныенабеги, внезапные стычки, засады. В 1823 г. кабардинские князья в отместку за выселение людей из своих аулов, расположенных между реками Малкой и Кубаньюразорили селение Круголесское, а в 1825 г. – станицу Солдатскую.
Богатое ставропольскоесело Круголесское было практически уничтожено. Имущество крестьян разграблено.Закубанцы угнали восемьсот голов крупного рогатого скота и шестьсот лошадей.Девяносто человек было убито, 342 захвачены в плен и проданы в рабство.
Трагедия, к сожалению, повторитсяв ХХ веке – в Буденновске.
По свидетельству историкаН.А Смирнова, начиная с XVIвека, турки ежедневно вывозили с Кавказского побережья более 12 тысяч рабов. Наневольничьих рынках за девушку платили от 800 до 1500 рублей серебром, а замальчика – от 200 до 500 рублей. Этот бесчеловечный промысел – торговля людьми– стал для горцев традиционным источником средст к существованию.
В этот период генералА.П. Ермолов стал проводить тактику окружения горных районов сплошным кордоном,прорубая просеки в лесах, разоряя дотла непокорные аулы и переселяя горцев наплоскогорье под контроль русских горизонтов.
Попытки кавказскихфеодалов объединиться в борьбе с русскими захватчиками закончились разгромом;были ликвидированы ханства Шакинское, Ширвансоке, Карабахское. Первый имам(духовный лидер мюридов – борцов за веру) аварец Газа-Магомед в 1828 годуобъявил газават (священную войну против неверных), требовал введениямусульманских законов – шариата.
Он попытался взятьстолицу Аварии Хунзах, потерпел неудачу, а затем ушел в Северный Дагестан. Сгорсткой верных бойцов – мюридов Гази – Магомед отправился в свой родной аулГимры и там погиб при взятии его штурмом русскими солдатами. Войска имама былирассеяны, десятки аулов стерты с лица земли.
В повести «Хаджи-Мурат»Л.Н. Толстой так описывал чувства жителей разоренного аула: «О ненависти крусским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы, от мала довелика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а не признание русскихсобак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед жестокостью этихсуществ, что желание истребления их, как желание истребления, ядовитых пауков икрыс, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения [13, С.151].
Вторым имамом стал горецХамзат-бек, который захватил Хунзах, перебил всю ханскую землю, но был убит вмечети феодалами – заговорщиками. Третьим имамом избрали Шамиля (1834). Втечение двух лет русские войска не вели боевых действий, что дало возможностьновому имаму укрепить свою власть. Таким образом, Шамиль стал имамом Дагестанаи Чечни.
Шамиль родился в аварскомауле Гимры в семье узденя (свободного крестьянина). В юные годы он стремился кфизическому совершенству, научился бороться, бегать, прыгать, плавать лучшевсех. Его умение владеть шашкой и на всем скаку попадать в цель поражалосовременников. В то же время он серьезно занимался образованием. Шамильотправился в аул Унцукуль, где успешно изучал арабский язык, логику, риторику,арабскую литературу и философию.
Став имамом, Шамильначал вводить в горах мусульманское право. Он видел, что существующие обычаи неосуждают пьянства, грабежей, своеволия, невежества и кровожадности. Сдержатьраспространение этих пороков можно было, как он считал, железной рукой.
Имам повелел каратьсмертью не только тех, кто совершал обман, измену, разбой и грабеж, но также итех, кто оказывал сопротивление мюриду, не совершая пяти положенных молитв вдень, и не отдавал часть своего имущества в пользу бедных. Одновременно Шамильввел наказания за такие нарушения шариата как занятия музыкой и танцами,курение трубки. Танцорам пачкали лицо сажей и возили их по селению на ишакелицом к хвосту. Курильщику продевали сквозь ноздри бечевку и привязывали к нейтрубку. По шариату за пьянство положены 40 ударов палкой. Среди важнейшихсоциальных преобразований Шамиля в Дагестане и Чечне была отмена крепостногоправа, противного, по мнению имама, мусульманской идее о равенстве всех людей.К 60-м гг. XIX века его законы представляли собойуже целый кодекс, охватывавший почти все стороны жизни горцев.
В 1837 году Шамильподчинил себе горную Чечню и почти всю Аравию. В 1839 году против имамадвинулись два крупных русских отряда, один из которых усмирял Южный Дагестан, адругой осадил резиденцию имама Ахулью. После артиллерийского обстрела она былавзята штурмом. Раненый Шамиль с семьей и несколькими мюридами укрылся в однойиз окрестных пещер, откуда бежал в Чечню.
В 40-х годах Шамильсобрал 20-тысячную армию, вновь захватил большую часть Дагестана. Ему удалосьсоздать военно-теократическое государство – имамат. Именно в эти годы горцыдостигли наибольших успехов в войне с русскими. У Шамиля появился замечательныйвоенный специалист из Египта – Гаджи-Юсуф. Он помог Шамилю организоватьпостоянное войско, подразделявшееся на десятки и сотни (так учили арабскиекниги по военному искусству). Кроме того Гаджи-Юсуф стал посредником междуШамилем и турецким султаном, обещавшим горцам помощь. У отрядов имама появиласьи собственная артиллерия: умелый кузнец Дженбраиль Унцукульский научилсяотливать надежные пушки [13, С. 160].
Русские войска продолжалисовершать карательные экспедиции – с виду успешные, но, по сути, совершеннобесполезные. Как только русские приближались, горцы бесшумно исчезали, сновасобирались уже в других местах и вновь совершали нападения. На черноморскомпобережье пали четыре русских укрепления. Солдаты сражались и умиралигероически. Именно они вынесли всю неимоверную тяжесть этой безжалостной, незнающей правил, изнурительной войны.
В 1845 году командующийОтдельным Кавказским корпусом М.С.Воронцов потеснил Шамиля, разрушил резиденциюимама аул Дарго. Однако русские войска были окружены и понесли тяжелые потери –убито 1,6 тыс. человек (в том числе 3 генерала), 3,5 тыс. человек ранено. Горцызахватили три горных орудия и весь обоз.
Позже Воронцов перешел кермоловской тактике и начал сжимать имамат кольцом укреплений. К весне 1853года отряды Шамиля были вытеснены из Чечни. Во время Крымской войны командующийна Кавказе А.Н.Муравьев не дал соединиться турецким войскам и горцам Шамиля,разбил турок, взял крепость Карс.
В конце концов, ресурсыимамата были истощены. Начавшиеся неудачи, злоупотребления наибов привели котходу горцев от движения. Новый наместник Кавказа князь А.И.Барятинский умелосочетал последовательную наступательную тактику с хорошим знанием местныхобычаев и традиций, способность договариваться с горской знатью и старейшинами.
В 1859 году рисскиевойска заняли Нагорный Дагестан и почти всю Чечню. Главные силы Шамиля былиразбиты в дагестанском ауле Гуниб. В роще, недалеко от аула Шамиля встретилкнязь А.И.Барятинский. К нему имам обратился со следующими словами: «Я тридцатьлет дрался за религию, но теперь народы мио изменили мне, а наибы разбежались,да и сам я утомился; я стар, мне 63 года. Не гляди на мою черную бороду – ясед. Поздравляю вас с владычеством над Кавказом и от души желаю государюуспехов в управлении горцами для блага их».
Так закончилось имамствоШамиля. Казалось, Кавказ успокоился. Но в 1862 году ряд горских племен вновьподнял восстание против русских переселенцев. Многотысячные отряды горцевнападали на укрепления, посты, станицы в течение всего лета и осени. В концеконцов, восстановления были оттеснены к морю и загнаны в горы.
21 мая 1864 года русскиевойска заняли урочище Кбаада. Горцы капитулировали. Сухумутский округ вошел всостав России. Это событие считается официальным окончанием Кавказской войны.Однако отдельные вооруженные выступления горских племен вспыхивали время отвремени вплоть до 1884 г.
Война заставилароссийскую администрацию в течение последующего периода в значительной степениучитывать специфику региона: воздерживаться от русификации и насильственнойхристианизации [13, С. 160].
Кавказская война вместе сКрымской подорвала мощь Российской империи Николая I. Она утратила статус сверхдержавы и вынуждена была перейти кгражданским реформам 60-70 гг. XIX в.
События Кавказской войныдо сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов СеверногоКавказа, являясь одним из факторов, существенно влияющих на современноесостояние конфликта в Чеченской республике.
2. Взаимоотношенияроссийского государства и народовКавказа.
Проблема взаимоотношений«центра» с «периферией» существует практически в любом сколько-нибудьзначительном государстве. Всегда присущая и России, она приобрела особуюактуальность с образованием империи – колоссальной по протяжности, пестрой вэтническом, конфессиональном, экономическом, культурно-цивилизованном плане.
Исторические аспектымногоплановой проблемы «Россия-Кавказ» часто сводят к поиску однозначногоответа на вопрос – «присоединение» или «завоевание»? Между тем такаяформулировка некорректна по существу. Сложенная, динамическая структурарусско-кавказских отношений знала все: ненависть и приязнь, насилие и добруюволю, подозрительность и доверие, противоречия и компромиссы, откровеннуюглупость и нечаянные заблуждения. Общая тенденция политики России по отношениюк Кавказу выражалась, в конечном счете, в преобладании первых над вторыми, азатем превращение Кавказа в достаточно ограниченную (хотя и самобытную) частьогромного государства.
Едва ли не самойвзрывоопасной частью этой суперлиберальной философии была политикасуверенизации национальных республик бывшего СССР. Возникнув как средствоподкупа местных элит и народов еще в период борьбы с М.Горбачевым, она вкраткосрочной перспективе имела для Б.Ельцина желаемые, предсказуемыепоследствия (свержение противника), но в более долгосрочной – нежелательные инепредвиденные [2, С.453].
Этого и следовалоожидать: посеянный ветер рано или поздно приносит бурю. Если возглавляемоеЕльциным «национально-освободительное» движение против «советской империи» (тоесть против Горбачева), долго благодатные результаты, то почему бы не пойтидальше, осенив такой же благодатью «угнетенные» народы. Российской Федерации?!Кремль сделал все мыслимое и немыслимое, чтобы чеченский лидер Д. Дудаевглубоко проникся этой логикой. Но когда он «взял» для Чечни (и для себя,конечно) обещанный суверенитет, Ельцин усмотрел в этом в первую очередьпокушение на свою верховную власть, а затем уже – на целостность России. Настроптивую политику Дудаева, к которой его вынуждали из Москвы, Б.Н. Ельцин, вконце концов, ответил применением оружия, приведшее к полномасштабной войне.Возможно, помимо заверений о легкой победе, исходивших от придворной«экспертной» камарильи, его вдохновлял уже имевший место в октябре 1993 г. «успешный» прецедент вразумления своих заблудших соратников из Белого дома, вздумавшихограничить его власть.
Если уж в самом центреМосквы, на глазах у всего мира танковая артиллерия стала главным«педагогическим» аргументом «демократии», то чего ради церемониться с заштатнымГрозным, где живут какие-то «чечены?»
Таким образом, весьрусский народ узнал об истории и культуре чеченского народа. Но какой ценой!Если в отношении других народов Кремль изберет войну в качестве познавательнойметоды, то, что тогда останется от России?
Политика РФ привела квозникновению политического, экономического и военного конфликтов.
II. Первая Чеченская война (1994 –1996)
1. События 1994 –1996гг.
В 90-е годы национальныеотношения в России значительно обострились. В национальных республикахобострилось положение русского населения, активизировался национализм.Отсутствие у федеральных властей продуманной политики отрицательно сказалось наполитической стабильности на Северном Кавказе. В частности в Чеченскойреспублике. В конце 1991 года там были разогнаны законно избранные органывласти. К руководству в Чечне пришел генерал Д.М.Дудаев. В республикеутвердился открыто выраженный криминальный режим. Дудаев провозгласилнезависимость Чечни, которую никто не признал, но никто с середины 1994 года неборолся. Пользуясь попустительством властей в Москве, Дудаев захватилзначительную часть имущества и вооружений российских войск в Чечне, вплоть доавиации. В самой Чечне началась борьба за власть, которая при вмешательствефедеральных властей вылилась в 1994 году в гражданскую войну. Территорияреспублики стала базой, с которой преступные группировки проводили криминальныеоперации в России. Оказались перерезанными железная дорога и нефтепровод изБаку в Новороссийск, что создало угрозу экономическим интересам экспортныхпредпринимателей. Договориться с Дудаевым не удалось. В конфликт в Чечневмешались федеральные войска и превратили его в полномасштабную войну смногочисленными жертвами среди мирных жителей и военных [6, С. 543].
До июня 1995 годафедеральные силы стремились подавить сопротивления сторонников Дудаева чистовоенными действиями и средствами. После нападения Ш. Басаева на городБуденновск в июне 1995 г. начались мирные переговоры, не давшие результатов. 17декабря в Чечне прошли выборы в Государственную Думу, которые пытались сорватьсторонники Дудаева. Новым главой правительства Национального возрождения Чечнистал бывший первый секретарь чечено-ингушского обкома партии, бывшийпредседатель Верховного Совета Чечено-Ингушетии Доку Завгаев, получивший навыборах 17 декабря более 90% голосов избирателей Чечни.
В феврале – марте 1996года обстановка на Северном Кавказе еще больше накалилась. В феврале былапроведена операция федеральных сил по ликвидации дудаевских боевиков в поселкеНовогрозненский на востоке Чечни. В начале марта обстрелу и бомбежкеподверглась станица Серновск. С 6 по 9 марта в Грозном начались кровопролитныеуличные бои между просочившимися в город боевиками (до 1000 человек) ивоеннослужащими ВДВ и внутренних войск, а также сотрудниками внутренних дел.
11 марта бывшийкомандующий Северной группировкой войск в Чечне председатель комитета Госдумыпо обороне Лев Рохлин назвал позором то, что произошло в мартовские дни вГрозном, когда проникшие в него боевики, по сути, вновь вынудили федеральныевойска освободить город. Лев Рохлин обвинил в непрофессионализме силовыхминистров, высказавшись одновременно против каких-то переговоров с Дудаевым.
Понимаябесперспективность военного пути решения этой старейшей проблемы, Б.Н.Ельцинпринял 5 марта 1996 года решение о создании при президенте РФ рабочей группы позавершению боевых действий и урегулированию ситуации в Чечне. Руководителемэтой группы он назначил члена Президентского совета Эмиля Паина. Через 10 днейСовет безопасности России утвердил программу урегулирования чеченского кризиса.
Однако обстановка всеболее обострялась, противостояние федеральных войск и чеченских боевиковусиливалось, боевые действия не прекращались. Они еще более усилились послеубийства Д. Дудаева.
Многие политики требовалипринять решительные меры по прекращению кровопролития в Чечне. Планполитического урегулирования в Чечне, объявленный президентом Б.Ельциным еще в1996 году, предусматривавший ведение переговоров через посредников, реализованне был. После смерти Д.Дудаева Б.Ельцин заявил о своем решении вести переговорыс его преемником, З. Яндарбиевым. 27 мая 1996 года в Москву для переговоровприбыла чеченская делегация во главе с Яндарбиевым. В тот же день в Кремле былподписан документ о прекращении огня в Чечне с 1 июня 1996., об освобождениивсех насильственно удерживаемых лиц и о возобновлении работы двустороннихКомиссий, созданных летом 1995 года.
Следует заметить, чтоминистр обороны РФ генерал П. Грачев на этих переговорах не присутствовал, чтодало основание некоторым иностранным и российским политикам высказатьпредположение о том, что П.Грачев выразил, таким образом, свое несогласие сподписанным документом.
В связи с этимсоглашением многие политические деятели, прежде всего из оппозиции, поставиливполне правомерный вопрос – почему такое соглашение не могло быть подписанораньше, и таким образом не были спасены жизни десятков тысяч российских солдат.Однако столкновения между федеральными войсками и чеченскими боевыми формированиямипродолжались.
В августе 1996 годаСекретарем Совета безопасности РФ А. Лебедем и представителем Чечни А. Масхадовымбыли подписаны так называемые Хасавюртовские соглашения о прекращении военныхдействий. А 23 ноября 1996 года, спустя два года после начала чеченской войныв Москве председатели Российского и Чеченского правительств Виктор Черномырдини Аслан Масхадов подписали временное соглашение о взаимоотношениях Федеральногоцентра и Чечни, действие которого было рассчитано на двухмесячный период.
В этот же день президентБ.Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению дальнейшего мирногоурегулирования в Чеченской республике», предусматривающий вывод с территорииЧечни последних подразделений МВД РФ и Министерства Обороны.
Таким образом, к 27 января 1997 г. – дню выборов в Чечне президента и парламента, на территории Чечни недолжно остаться ни одного российского подразделения. Чеченское руководство,которое добивалось полного вывода всех российских войск и составило этот вопросв ходе всех этапов переговоров, добилось удовлетворения своих требований [6, С.549].
Большинство политиковрасценило это событие как полное окончание чеченской войны.
Правительство РФзапоздало заявило о своем решении вести переговоры, но реально ни одно издоговоренностей выполнено не было. У федеральных властей отсутствовалакакая-либо продуманная политика. Конфликт не был разрешен, а только затянулся.
2. Новыймученик за Христа.
Чеченская война 1994 –1996 гг. не прошла бесследно не только для государства, но и для тысяч матерей,потерявших своих сыновей в этой кровопролитной резне.
О мученическом подвиге19-летнего воина – пограничника Евгения Родионова из Подмосковья сообщалось вжурнале «Русский дом» (№ 1, 1999г.), и многие православные откликнулись на этоисключительной важности сообщение.
25 июня 1995 года Женя впоследний раз ушел из дома, из поселка – его взяли в армию. Идти в армию нехотелось, но долг – это все. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос нестоял.
Служить Женя попал впограничные войска, чем очень гордился. Три месяца учебки, три месяцаспецподготовки, а потом всех из воинской части отправляли в «горячие точки»: вТаджикистан, в Дагестан, в Ингушетию, в Чечню.
13 января 1996 года Женяулетел в командировку под командование Назранского погранотряда, воинская часть2038.
Командировка быларассчитана на 6 месяцев, хотя все ребята задержались там почти на девять. Участи к Родионову не было никаких претензий, он все выполнял оченьдобросовестно, прилежно. Из него получился очень хороший, ответственный солдат[7, С. 171].
В ночь с 13 на 14 февраля1996 года тогда еще 18-летний Евгений Родионов, вместе с тремя своимиоднополчанами (Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев), нескараульную службу на незащищенном открытом посту на чечено-ингушской границе.Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего замесяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять напоражение – только после предупредительного выстрела вверх. Все это в условияхчеченского беспредела.
Ребята были взятыбандитами, проезжавшими на санитарке, вооруженными до зубов чеченцами. В пленони попали по халатности офицеров. Тех офицеров, которые прежде, чем обеспечитьбезопасность солдат, первым делом построили баню. Первой задачей для офицеровдолжно быть – обеспечить безопасность солдат. К сожалению, ничего они несделали, но в последующем за что-то получили награды.
Застава стояла наединственной в горах «дороге жизни», которая позволяла боевикам провозить поней оружие, боеприпасы, пленных, то есть, был очень ответственный участок.Контрольно-регистрационный пункт, где как раз Женя и попал в плен, находилсяметрах в двухстах от заставы. На дороге стояла будка без света, без связи, безкакой-либо огневой поддержки.
После того, как Женювзяли в плен, все изменилось. Будку отодвинули вглубь дороги, выкопали по окопувозле нее, наверху на будке поставили пулемет, а рядом – БТР для огневойподдержки. Почему надо было потерять четырех солдат, чтобы поступить именнотак, как надо было поступить с самого первого дня? Страшно и то, что, чтобыкак-то уйти от ответственности за судьбу солдат, дали телеграмму матери ЕвгенияРодионова, о том, что ее сын самостоятельно оставил часть и что они просятпринять меры для го возвращения. А дома у пленного и по подвалам милиционерыстали искать дезертира.
Когда мать ЕвгенияРодионова приехала в часть, перед ней извинились и сказали, что в суматохе неразобрались сразу, погорячились. На самом деле там было все настолько очевидно,что даже спустя две недели после случившегося снегом не до конца засыпало пятнакрови на дороге. Видны были следы борьбы. Как потом рассказывал наблюдающий, онвидел, как в три часа подъехала машина, он даже слышал крик: «Помогите!» Послеэтого – тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят потревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а когда пришли, их уже небыло.
Начался трехмесячныйплен, в течение которого пленным предлагали принять магометанскую веру. НаЕвгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставалсяникогда. Это вызвало особую ярость, от него требовали снять крест, то естьсознательно отречься от Христа. За окончательный и бесповоротный отказ снять ссебя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в самый деньсвоего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгенийбыл обезглавлен.
Независимой группойчеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемкиказни наших пленных солдат боевиками. На этих сатанинских кадрах видно, какрасстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливаютголову. Скорее всего, такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказпринять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр.Евгений за отказ снять крестильный крестик принял особую муку [7, С. 233].
Две недели в майскую жарутела их оставались непогребенными. Потом, мать Евгения, пройдя все круги ада,заплатив огромные деньги чеченским полевым командирам, нашла могилу, и 23октября 1996 г. тела всех были эксгумированы. Голову Евгения за особую платувернули матери 6 ноября на праздник иконы Божией Матери и Всех СкорбящихРадость».
Тело Евгения былопривезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучениковМелитинских. Они были воинами – христианами Римской армии, и за отказ отречьсяот Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носит имяЕвгений.
Летом 1999 года приналете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцаЕвгения. Он был убит на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений итрое других солдат.
А в начале осени пришлоизвестие о смерти самого Хойхороева. 23 августа 1999 года (ровно через три годаи три месяца после смерти Евгения) он был убит вместе со своими головорезами –телохранителями в Грозном, во внутричеченской бандитской «разборке».
Позднее воин ЕвгенийРодионов был канонизирован русской Православной Церковью. На его могилу приезжаютлюди из разных уголков страны, чтобы поклониться и попросить о заступничестве.
Факты мученической гибелироссийских воинов не единичны. В период двух чеченских войн погибли десяткитысяч военнослужащих.
Недопустимым, по мнениюполитологов, всех граждан РФ, является участие россиян в гражданской войне.
Принято решение:
Запретить призыв солдатсрочной службы для прохождения её в Чеченской республике. Службу в зонеконфликта будут проходить только лица имеющие военный опыт и подписавшиедобровольный контракт.
3. Пленникив Чечне.
На пороге третьеготысячелетия в самом центре Грозного, в районе так называемой площади «Трехбогатырей», несколько лет, вплоть до осени 1999 года, исправно работалкрупнейший на Северном Кавказе рынок, где за сходную цену можно было купитьраба на любой вкус. И торг здесь был вполне уместен. Даже местные дети знали:самый выгодный товар это «нечеченец». Так что с иностранцами, независимо от ихполитических симпатий, в «свободолюбивой» Ичкерии особо не церемонились.«Свобода – это, конечно, хорошо, — утверждали работорговцы, – но ею сыт небудешь».
Пленники в Чечне давнорассматривались в качестве предмета купли-продажи. Их можно выгодно сбытьзаинтересованным лицам, можно на время одолжить соседу за оказанную услугу,можно, наконец, обменять на заключенного под стражу в России родственника.Вариантов иного плана. Как и положено любому товару в условиях рынка, пленникиделились по категориям: социальному статусу и материальному положению.
По высшей шкале ценилисьиностранцы, известные журналисты и политики: за них можно было получить крупныесуммы – до нескольких миллионов долларов. Содержались такие пленные вотносительно нормальных условиях. Это, правда, не касалось порядков банды АрбиБараева, где мучили всех пленников, даже «сверхприбыльных».
Похитители попрощепредпочитали «работать» с гражданскими специалистами. А так как в Чечне ихбыла нехватка, заложников вылавливали в соседних республиках - Ингушетии,Дагестане, Северной Осетии, Кабардино — Балкарии. За них не обязательно бралидолларами, договаривались об обмене на стройматериалы, автотранспорт,продовольствие.… Так что многие чеченцы, проживавшие в других республиках,ездили за дешевым сахаром или лесом на свою историческую родину [9, С. 231].
Самой «мелкой монетой» наневольничьем рынке платили за российского солдата. В силу разных обстоятельстви причин товар этот после Хасавюрта не защищался ни федеральной властью, никазначейством. Правда, отдельные регионы порой пытались вытащить своихземляков из плена. Так, например, администрация Краснодарского края заплатилаза прапорщиков Солтукова и Москалева 50 тысяч долларов, а за освобождениерядовых Бережного и Ватутина краснодарцы отдали 40 тонн муки. Но эти фактыскорее исключения из правил.
Сотни российских офицерови солдат несколько лет гнули спины на чеченских хозяев. В Веденском иИтуш-Калинском районах они выращивали горный чай; у селения Анлеройобрабатывали маковые плантации, в Ножай-Юртовском районе пасли скотт, многиестроили дорогу на Шатили. Их содержали в ужасных условиях: каторжная работа отзари до зари, холод, голод, побои… Не все выдерживали такие испытания. Какзаметил один из работорговцев: «Попавшие в плен будут сидеть долго…если,конечно: за десять месяцев из чеченского плена был отпущен только одинвоеннослужащий, принимавший участие в боевых действиях», а ведь вХасавюртовских соглашениях предусматривалась выдача всех пленных.
К сожалению, российскихвоеннопленных, годами томившихся «во глубине чеченских руд», так и не удалосьвызволить. Их стоны не услышали ни в Грозном, ни в Москве. Аслан Масхадовпытался спасти имидж Ичкерии перед Западом, некоторые высокопоставленные членыМВД примеривали на себя тесноватые мундиры миротворцев, а некоторые ведущиеполитики поднимали рейтинги перед очередными парламентскими и губернаторскимивыборами. А рядовые солдаты оставались в их глазах теми пешками, которыми можнопожертвовать, чтобы выиграть партию. И никто из участников политических игрищне вспомнил об известном принципе: «Война продолжается до тех пор, пока изплена не вернулся последний солдат».
Держава, умеющая начинатьвойну, должна уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за нее впредь никто нестанет воевать. Между тем новая война назревала. Фактическая независимостьЧечни обернулась разбоем, разрухой и всеобщим обнищанием рядовых жителей.Благоденствовали только бандитские стаи, прикрывавшие свои постыдные деянияваххабитской риторикой.
Убийства, грабежи,наркомания и проституция стали в «правоверной мусульманской» республикеобыденными явлениями. Молодых и голодных волчат Ичкерии уже не сдерживали нидобрые традиции отцов и дедов, ни суровые законы шариата [9, С. 235].
Местная интеллигенцияпротив такой независимости «проголосовала руками и ногами». Многие талантливыеученые, врачи, инженеры, преподаватели вынуждены были покинуть родные места.Чеченский народ оказался в тяжелом положении: реальной стала угроза деградации,всеобщая разруха, нищета, массовая безработица. Старики годами не получалипенсии. А убийцы, преступники жили в роскошных домах и ни в чем не испытывалинужды.
Главной мишенью ошалевшихот вседозволенности сепаратистов стали «инородцы»: 350 тысяч русских, побросавгодами нажитое, покинули Чечню. Те же, кто остался, сполна испил горькую чашу.
А здесь своя чудовищнаяхроника. Зверски убит атаман Сунженской линии Подкоязин, отрублены головы всемказачьим старейшинам в Червленной, публично растерзан в Улус-Мартане настоятельправославной церкви отец Анатолий. Тысячи русских подвергнуты избиениям,изощренному изнасилованию… Летом 1999 года зверски замучен последний русскийжитель станицы Шелковской. Девяностолетнего старика молодые «дипломированные»террористы из учебных лагерей после долгих пыток зарезали ножницами для стрижкиовец.
За последние годычеченские бандиты захватили более 100 тысяч квартир и домов, принадлежавшихрусским, дагестанцам, людям других национальностей. Почти 50 тысяч своихсоседей чеченцы обратили в рабство. А сколько «рабов» гнули спины настроительстве высокогорной дороги через Главный Кавказский хребет в Грузию,работали на самодельных нефтеперегонных заводах, обрабатывали маковые иконопляные плантации. И тут невольно напрашивается вопрос: почему к вопросамгеноцида так безучастны были наши правозащитники – профессионалы Боннэр, Шабад,Ковалев и другие? Наверное, защита русских не входит в их планы.
На гербесамопровозглашенной республики Ичкерия красовался одинокий волк. Он считаетсяна Кавказе самым зловещим хищником, опасным как для своих, так и для чужих.Кровь – его стихия. Волков на кавказских кручах отличается беспощаднаяжесткость к человеку. Именно эти качества становятся родовыми для чеченскихголоворезов – сепаратистов, воюющих под «волчьими» знаменами.
Государство, умеющееначинать войну, должно уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за такое государствовпредь никто не станет воевать. А новая война уже назревала.
III. Вторая Чеченская война.
1. Пришествиеваххабизма.
В исламе оченьраспространен культ святых, о существовании которых не было и речи в годысоставления Корана при жизни пророка Мухаммеда. С расцветом такого культапоявилось множество братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютнымавторитетом и неограниченной властью, стало считаться, что именно этирелигиозные лидеры являются носителями небесной благодати, способной передаватьсяот основателя к его приемнику (чаще всего к сыну или другому близкомуродственнику) легендами, деяния приукрашивались и превращались в чудодеействия,а места захоронения становились святыми местами, объектом паломничества.Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой,излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как насвятилища, они превращались в объекты иступленного почитания. Их посещениесчиталось богоугодным делом.
В ХI веке культ святых стал распространятьсяпо всему исламскому миру, а в некоторых районах, как у берберов в севернойАфрике, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха – настолькораспространилось и заняло первостепенное место почитания святых и их мазаров.Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его отсамозваных святых, в ХVIIIвеке аль-Ваххаб и его последователи – ваххабиты, суровый аскетизм некоторыхисключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как противразвлечений, так и против посредников – духовников во взаимоотношенияхмусульманина с Аллахом. Ваххабиты выступили против всего, что противоречило ихубеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много вдревней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада иразгромив ряд аравийских городов, ваххабиты в начале XIX века основали здесь Эмират, потомки главы которогоСауды правят Саудовской Аравии и поныне [7, С. 104].
К началу ХХ векаваххабизм был распространен еще в Северной Африке. На современном этапеваххабизм – «учение об очищенном, неискаженном» исламе. Ваххабиты выступают затеократическую мусульманскую монархию, консервативный уклад жизни, простотубыта.
В настоящее времяарабская династия продолжает объединение стран под флагом ваххабизма. СултанАбдель Азиз, ставший в 1926 году королем объединенной Саудовской Аравии, сделалваххабизм государственной религией этого государства. Ваххабиты выступаюткатегорически против любых перемен в Саудовской Аравии и за распространениепорядков, принятых в этой стране, центре мусульманского мира, на другиеисламсике страны. При финансовой поддержке их Саудовской Аравии ваххабистскиеорганизации были созданы даже в России. Близкие к ваххабизму режимы победили вСудане и Афганистане («талибы»). Наиболее радикальные сторонники ваххабизмаобратились к террористическим методам борьбы. Во время войны в Персидскомзаливе Саудовская Аравия вступила в качестве союзника США, что вызвало гневрадикальных ваххабитов, которые враждебно относятся к любым элементам западнойкультур, и считают все государства Европы и Америки следующими по «путидьявола». Ваххабиты считают самой близкой себе организацию «Аль Канда», котораяразвернула компанию терактов, направленных против США. Ваххабиты активноучаствуют в организации террора на Кавказе – в Дагестане и Чечне.Экстремистский ваххабизм стал частью международной террористической сети [1, С.148].
Все 90-е годы в Чечненабирало силы новое религиозное течение – ваххабизм, и очень скоро оно обрелочеткую политическую окраску. Чечня все больше превращалась в своеобразныйинкубатор по выращиванию ваххабитов. Их представители укрепляли свои позиции увласти.
А. Масхадов, поначалуборовшийся с «радикалами», вынужден был смириться с религиозным экстремизмом,по крайней мере на деле. А те, все активнее расширяли свое влияние и к концу1997 года уже не скрывали своих претензий на приход к власти в Дагестане идругих северокавказских республик.
В многонациональномДагестане ваххабиты появились после первых массовых паломничеств местныхмусульман к святым местам в Ликке и Медине. И хотя их учение чуждорелигиозному мировоззрению дагестанских мусульман суитов, община из «чистыхмусульман» росла как на дрожжах, на «долларовых дрожжах» из Саудовской Аравии –государства, где ваххабизм является официальной идеологией.
Надо заметить, чтоаравийские шейхи сделали удачный геополитический выбор. Массовая безработицасреди молодежи, утрата достойных жизненных ориентиров, унизительноематериальное положение – все это создавало благоприятную почву для любыхразновидностей радикализма. К тому же еще каждый новообращенный на первых порахполучал от бородатых ваххабитов подарок в тысячу долларов. Пять тысяч доллароввесила премия за приобщение к новой вере еще пятерых человек. Ежемесячнаязарплата активистов составляла от 300 до 700 долларов. Только в 1955 годувсевозможные исламские затратили на пропаганду ваххабизма на Северном Кавказе17 миллионов долларов. Ведь традиционный для Кавказа ислам суннитского толка негодился для наступления сепаратизма и экстремизма.
Лидера «Исламскогосообщества Дагестана» («Джамаат»), созданного ваххабитами, своей конечной целине скрывали – выход из состава России и построение совместно с Чечнейисламского государства нового типа. Ожидалось, что немедленную военную помощь –открыто или тайно – окажут повстанцам Пакистан, Саудовская Аравия, а такжеТурция, заинтересованная в транзите каспийской нефти через свою территорию.
Для реализации своихпланов «Джамаат» имел свои «боевые соединения». Около шестисот боевиков этогоотряда получили крещение во время первой чеченской войны. Почти все они воевалипод началом полевого командира Эмира Хаттаба. Наиболее способные террористыпрошли стажировку в Пакистане: утром штудировали Коран, днем и вечером повышалидиверсионное мастерство [9, С. 367].
Лидеры Ичкериивосстанавливали свою армию в диверсионных школах, находившихся и на территорииЧечни, где разворачивалась подготовка будущих сепаратистов.
В середине 1997 годасостоялся выпуск в одной из таких школ в Грозном. Перед выпускниками выступилРадуев С. с весьма символичный речью, носящей программный характер.
«Братья, сегодня вывыходите из стен нашей школы. Четыре месяца ваши учителя обучали вас искусствудиверсий, подкупа, распространения слухов, многому другому. Все принималиучастие в святой войне за независимость Ичкерии, и не важно, что среди вас нетолько чеченцы. Ичкерия стала для вас настоящей родиной, в борьбе занезависимость которой вы проливали кровь. Живите по законам Шариата!»
Сейчас Москва пытаетсяубедить нас в том, что подарила нам мир. Я этому не верю, как не верит в это ниШамиль, ни Аслан. Все обещания Москвы о финансировании – не более чем разговорыдля дураков. Аслан молодец, он водит Ельцина за нос и, наверное, сможетполучить деньги за наш национальный банк. А если даже не получим, ничегострашного. Нам русские деньги не нужны. Нам дадут некоторые европейские страны,а также Пакистан, Афганистан и Иран…
Наши требования:
— полная политическаянезависимость Ичкерии;
— Россия, как проигравшаявойну, должна выплатить контрибуцию, всю до копейки;
— с теми, кто в войнеподдержал Москву разберемся по законам Шариата.
Уже завтра некоторые извас приступят к выполнению своих заданий. Ваша задача – снять смертный страх иужас среди тех, кто продал Аллаха. Они каждый час должны чувствовать холоднуюруку смерти. Захватывайте их в заложники и убивайте. Аллах все простит, а накрики политиков внимания не обращайте – это не более чем шумовая завеса…»
Ваххабиты обычно ведутаскетическую походную жизнь. «Война с неверными а также плохими мусульманами»до победного конца. Но когда разговор заходит об Эмире Хаттабе, лица суровых«моджахедов» светлеют: это их путеводная звезда. На каждой машине ваххабитовХаттаб велел установить черные флаги – знаки священной войны с неверными.Публично он выступал крайне редко, но накануне вторжения в Дагестан объявил этуреспублику очередным фронтом, где развернется «газават» (священная война).
Чечня давно привлекалавнимание другого арабского террориста – Усамы Бен Ладена. Во-первых – масхадовская оппозиция в лице Удугова, Басаева, Яндарбиева, готова была на альянс с любым,кто оказывал материальную поддержку, если он борется с «евреями икрестоносцами» (христианами).
Во-вторых, здесьобосновалось немало друзей Усамы по Афганистану, и другим «горячим точкам» [10,С. 353].
Весной 1999 года впакистанском Пешаваре прошли переговоры Радуева и людей Бен Ладена. А вскоре встолицу афганских талибов прибыл представитель «чеченского МИДа», которыйобсуждал вопрос приезда в Чечню саудовского миллионера – террориста. По мнениюиздающейся в Лондоне арабской газете «Ханят», в случае необходимости проблемапредоставления убежища Бен Ладену была решена.
Именно Усама больше всехприложил руку к агрессии чеченских ваххабитов на Дагестан. Его тесть – муллаОмар – дал «фетву» (благословление) на нападение. Сам Бен Ладен не толькоперевел Басаеву и Хаттабу более 30 миллионов долларов, но и лично посетилдиверсионные лагеря под чеченским селением Саржень-Юрт. Об этом со ссылкой наведущих американских экспертов сообщила газета «Филадельфия инкуайр».
Масхадов, как президентЧечни, два года боролся с ваххабизмом, дошло до вооруженных стычек, афедеральные власти Москвы ничего не сделали чтобы ему помочь.
Таким образом, на югеРоссии были созданы все условия для распространения ваххабизма по всемуКавказу. Все было готово для войны.
2. События 1998 –2001 гг.
В начале августа 1998года ваххабитские боевики пересекли федеральную границу с Дагестаном ивторглись на его территорию. Во главе боевиков выступали полевыми командирамиШ.Басаевым и Э.Хаттабом блокировали населенные пункты Ботлих, Агвани, Хунзах. Врезультате боевых столкновений с федеральными войсками Э.Хаттаб был ранен. Боевики пытались уйти обратно на территорию Чечни. Весь август на территорииДагестана велись ожесточенные бои. Силами федеральных войск нападение боевиковудалось подавить, и многие из них были уничтожены. Но некоторым, в том числе иих лидерам удалось бежать в Чечню.
В начале 1999 годаваххабиты, чеченские боевики и наемники снова вошли в села ботлихского районаДагестана. Реакция местного населения на захват чеченскими бандитамивысокогорных аулов Рахата, Ансалта, Тандл, Шадрода была крайне отрицательна.Сразу после входа в населенные пункты Басаев сразу же предложил местномунаселению эвакуироваться. Когда первые автомобили, в которых находились дети иженщины, выходили из населенных пунктов боевики выдвигались под их прикрытиемна боевые позиции.
27 августа, уже послепроведения боевых действий, были обнаружены трупы наемников из Средней Азии,Ближнего Востока, а также из Африканского континента. Словом, на территорииДагестана уже был международный бандитский синдикат.
Боевые действия велись вселах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района Дагестана. 3 сентября 1999 годаруководителям оперативного штаба – командующим Объединенной группировкойфедеральных сил в республике Дагестан был назначен генерал Г.Трошев,руководивший боевыми действиями еще в первой чеченской войне 1994-1996гг. И к14 сентября 1999 года была разгромлена мощная группировка боевиков из 1000человек [5, С. 171].
Потерпев поражение,лидеры бандформирований начали новую подготовку на приграничные с Чечней районыДагестана.
Наиболее мощныебоеспособные отряды подчинялись Э.Хаттабу (до 2000 человек), Ш.Басаеву (до 1500человек), С. Радуеву – (около 500 человек). В остальных бандгруппах – от 100 до300 человек.
К ноябрю 1999 года былаосвобождена вся горная и равнинная территория Дагестана. Началась операция поосвобождению территории Чечни.
В течение нескольких днейс минимальными потерями был блокирован второй по величине город чеченскойреспублики Гудермес. К этому времени в руководстве бандформирований возниклиразногласия. Многие боевики переходили на сторону федеральных войск.Показательным примером в этом могут служить братья Ямадаевы. Они были одним изпервых, кто во вторую чеченскую войну пришел на помощь федералам и открытовыступил против ваххабитов.
22-23 ноября былиосвобождены населенные пункты Аргун и Аллерой.
В декабре 1999 года отбоевиков была освобождена вся равнинная часть территории Чечни. Боевикисосредотачивались в горах, но значительная их часть сосредоточилась в Грозном.
В середине январяпроходила операция по уничтожению бандформирований в Грозном, гдедислоцировались отряды Ш.Басаева и И. Таяхадова.
17 января штурмовыеотряды с двух сторон вошли в Грозный. Далее уничтожение бандитских группировокпроходило в горных районах Чечни.
В самом конце зимы 2000года недалеко от горного селения Урус-Керт приняла неравный бой с почтидвадцатикратно превосходящим врагом 6-я парашютно-десантная рота 76-й псковскойдивизии ВДВ.
29 февраля, когдаосновные силы 6-й роты находились на высоте 776,0 разведгруппа из пяти человекпод командованием А.Воробьева уже почти достигшая высоты Исты-Корд, былаобнаружена передовым дозором из 202 наемников, тем самым, вызвавшая приказЭ.Хаттаба начинать боевые действия. Билась рота отчаянно, но прорваться квысоте 776,0 смогла только к утру 2 марта.
Только четверодесантников остались в живых после этого жесточайшего боя. Хоттабовцы так и несмогли прорваться к Сельментаузену и дальше – на Ведено. В бою погибло 84человека. Там, на высоте 776,0 бок о бок воевали люди разные – христиане,мусульмане, разных национальностей – русские, татары, украинцы и евреи… Там былпредставлен весь бывший Советский Союз. Но сколько ни пытались хаттабовцыразмыть нравственные ориентиры в армии, им это не удалось [5, С. 237].
В результате бандиты быливынуждены скитаться одичалыми шайками по лесу. А через несколько днейкапитулировал крупный отряд террористов – свыше 70 боевиков.
В марте 2000 года отрядамполевого командира Руслана Гелаева было захвачено село Комсомольское. Но уже 20марта село было освобождено от боевиков. А уже к 18 апреля федеральнымивойсками были блокированы Вертхой, Верхнее и Нижнее Ца-Ведено, Первомайское.
Таким образом,контртеррористическая операция продолжалась до конца 2001 года, и привела кдальнейшему усилению развития международного терроризма.
3. Крупнейшиетеракты на рубеже ХХ – XXIвеков.
На рубеже ХХ – ХХI веков международный терроризм сталодной из мощнейших и глобальных угроз всему человечеству.
Терроризм – (от лат. Terror – ужас) – нелегальные насильственныедействия, направленные на уничтожение политических противников и дестабилизациюполитического положения.
В январе 1997 годаА.Масхадов провозгласил независимость чеченской республики Ичкерия. Но реальнаявласть в республике оказалась в руках бандформирований, пользующихся поддержкоймеждународных экстремистских организаций. Они насаждали в Чечне террористическиепорядки, с ее территории, захватывались заложники. Чеченские террористыорганизовали взрывы в российских городах, покушения на кавказских политиков.
Всентябре 1999 годаотряды Басаева и Хаттаба взорвали мощные бомбы в Москве, Каспийске, Волгодонске.К этому времени в России изменилось отношение к проблеме в Чечне, большинствополитиков осознали, что концепция мирного сосуществования с ней себя неоправдала. В результате терактов погибли сотни людей.
В октябре 2002 годабоевики захватили около 800 заложников в театральном центре на улице Дубровка.Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Большинствозаложников было спасено, но все же погибло более 100 невинных людей. В 2004году 9 мая на торжественном митинге по случаю Дня Победы над фашистскимизахватчиками в результате теракта погиб президент Чечни А.Кадыров [17, С. 71].
Самыми крупнымитеррористическими актами в мировой истории являются атаки террористов –смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 20001 года.
Утром 11 сентябрязахваченные террористами пассажирские самолеты врезались в две башнимеждународного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона (министерстваобороны США).
Еще один самолет такжебыл захвачен террористами, но упал в штате Пенсильвания, не долетев до цели.Считается, что самолет потерпел поражение из-за борьбы, начавшейся на борту. Надругих самолетах пассажиры не оказали сопротивления террористам – самоубийцам,и замысел организаторов теракта удался: после непродолжительного пожара башниздания Пентагона рухнули. Погибло около трех тысяч человек.
Спецслужбы США объявили,что теракт организован террористической структурой «Аль-Каида». Ее глава УсамаБен Ладен, находившийся в то время в Афганистане не признал своюответственность за теракт, но одобрил его.
Теракты оказали большоевоздействие на мировую экономику и политику. Это способствовало началу давноназревавшему экономическому спаду.
В США было созданоминистерство национальной безопасности, следившее за въезжающими в странулюдьми. Одновременно США нанесли удар по Афганистану, где находился Бен Ладен.Но «Аль-Каида» сохранилась. Теракты показали всему миру, насколько опасенсовременный терроризм [8, С. 3].
Таким образом, содержаниеработы позволяет раскрыть понятие «чеченский феномен». Можно предположить, чтоон заключается:
1. В роли «чеченского феномена» в жизничеченского народа, народов Кавказа, России, международных отношениях.
2. В оказании антигуманной сущности«чеченского феномена».
3. В необходимости приобретения опытамирного разрешения внутригосударственных и межгосударственных, национальных,этнических и религиозных конфликтов.
Заключение
В работе рассмотреныфакты исторических предпосылок войны в Чечне, в частности события Кавказскойвойны 1817-1864 гг., а также современные предпосылки войны в Чечне.
Подробно рассмотренысобытия Первой и Второй чеченских войн, а также терроризм, в его международныхмасштабах, как последствие провозглашения независимости республики Ичкерия.
В заключение следуетотметить 1945 год, когда советские солдаты, освободив СССР отнемецко-фашистских захватчиков, продолжали освобождать и Европу. Фашисты,возможно и сейчас терзали бы соседние страны. Похожая ситуация и здесь, наКавказе. Тема раскрыта.
В главе I рассмотрены вопросы возникновенияистоков современных войн в Чечне.
В главе II изложены материалы возникновенияПервой Чеченской войны (1964 – 1996г).
В главе Ш основноевнимание уделено анализу Второй Чеченской войны (1998 – 2001г), а так жетерроризму в его международных масштабах.
Раскрытию темы способствовалоиспользование методов, четкое определение цели и задач, теоретического,событийного материалов.
Исследование темыподчеркивает актуальность проблемы.
Практическая значимостьработы: познавательное значение. Войну в Чечне нужно закончить до конца, илиже республика станет пристанищем для всех мировых бандитов, которые постояннобудут терзать международное сообщество.
Многие русские, чеченцы,армяне, евреи, которые покинули республику перед войной, запомнят Чечню, преждевсего мирной, и для каждого по-своему дорогой родиной, которую обязаносохранить российское руководство, прежде всего для сохранения мира на Земле.
Литература
1. Авторханов А.В. Империя Кремля. –Минск, 1991.
2. БСЭ. – Минск, 1965.
3. Васильев Л.С. История религийВостока. — М.,1983.
4. Всемирная история 10т.// Под ред.Баранова Б.А. – М., 1998.
5. Дегаев В.В. Большая игра наКавказе.- М., 2003.
6. Корнева Т.Р. Исламскийфактор в межнациональных конфликтах. М., 2004.- 118 с.
7. Кудрявцев Л.В. Исламна Северном Кавказе. М., 2001. – 204 с.
8. Лайпанов Б. Ислам вистории. М., 2001. – 177 с.
9. Ляхов Е.Г. Политика терроризма –политика насилия и агрессии.- М., 1997.
10. Мировая история. Хроникачеловечества. ХХ век. Кн.2. — М.: «Олма-Пресс», 2005.
11. Мировая история. Новейшаяистория. ХХ век. Кн.2. - М.: «Олма – Пресс», 2005.
12. Мировая история. История России.ХХ век. Кн.2. - М.: «Олма – Пресс», 2005.
13. Максуд Р. Ислам. М.,2000. – 296 с.
14. Массе А. Ислам (пер.с франц.). М., 1982.
15. Михайлов П. Ислам вРоссии. М., 2993.
16. Перепелицин А.И. История России.- Пятигорск, ПГЛУ, 1997.
17. Печенев В.А. Заметки о выходе изчеченского кризиса. «Свобода мысли» — 1996г. — № .5
18. Радугин А.А. История мировыхцивилизаций. — М., 2001.
18. Словарь иностранных слов.- М.: Академия,2002.
19. Тайм Ньюс. Лондон 5.04.04.«Международная тер. организация Аль Каида».
20. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченскийдневник окопного генерала. - М.: «Вагриус», 2004.
21. Трошев Г.Н. Чеченский рецидив. — М.: «Вагриус», 2005.
22. Уроки чеченского кризиса.- М.:«Диалог», 1995.
23. Шитов А.В. Тайны Кавказскойвойны. - М.: «Вече», 2005.
24. Щапова Я.Н. Религии мира. - М.:«Просвещение», 1994.