Реферат по предмету "История"


Фёдор Солнцев - создатель археологической живописи

Фёдор Солнцев — создатель «археологической живописи»
Аксенова Г. В.
В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая по своим размерам картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г. выпускником Академии художеств в качестве программы на Большую золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил Большую золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог представить, тогда в 1824 г., что с этой незамысловатой работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Это Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – выдающийся русский художник-график, о котором критик В.В. Стасов сказал, что это «один из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь».
Он родился 14 апреля 1801 г. в с. Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 г. его определили в Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание Президент Академии художеств, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин. Алексея Николаевича Оленина современники называли «любителем и знатоком древностей». Он был одним из образованнейших людей своего времени. Широко эрудированный в вопросах литературы и искусства Оленин систематически занимался изучением истории, занимался археологией и этнографией, был автором ряда работ, посвященных историческим темам. Он стал привлекать его для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. А.Н. Оленин способствовал становлению и формированию уникального исторического живописца, знатока археологии и истории России, что было обусловлено ростом интереса русского общества к родной истории и необходимостью создать настоящую историческую мастерскую в стенах Академии художеств.
Подлинное сотрудничество Ф.Г. Солнцева с А.Н. Олениным и его археологическая живопись началась со Старорязанской находки и работы над ней.
В 1822 г. тремя крестьянами в земле при починке дороги на месте Старой Рязани, бывшей столице удельного Рязанского княжества, был найден уникальный золотой клад, завернутый в кожаный мешок. Вещи клада несомненно принадлежали великокняжеской семье и были зарыты перед нашествием монголо-татарских орд, разоривших Старую Рязань в 1237 г. Найденные золотые изделия были созданы рязанскими мастерами в XII в. Всего в кладе было 45 предметов, в основном, это украшения женского парадного платья. Так, например, найдено было 13 золотых блях разного размера, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом (бляхи несколько схожи с нынешними панагиями, носимыми обыкновенно архиереями), бармы- украшения царской или великокняжеской одежды, разные кольца, перстни и другие вещи.
Этой находкой заинтересовался А.Н. Оленин и подготовил научное описание рязанского клада. Для создания рисунков – точных копий с найденных предметов, президент Академии художеств привлек художника Ф.Г. Солнцева. Но решение привлечь молодого художника к исполнению достаточно сложных работ пришло не сразу. Об этом сохранилось несколько разных свидетельств, в том числе и нижеследующее, сохранившееся в архиве Вельтмана: «Действительный Тайный Советник Алексей Николаевич Оленин в продолжение деятельной и полезной своей жизни в особенности занимался изданием в свет древних русских произведений искусства, как древнейших путеводителей деяний прошедших времен для живописцев и ваятелей, и для составления к означенному своему предприятию рисунков приглашал многих художников; но это издание не осуществлялось по не отысканию способных сотрудников, а в 1829 году поручено от него академику Федору Григорьевичу Солнцеву, воспитывавшемуся в Императорской Академии Художеств, по окончании курса наук и художеств выпущенному с чином 14 класса, сделать акварелью рисунки с найденных близ старой Рязани старинных русских вещей. Солнцев исполнил это поручение и Его Высокопревосходительство в рисунках сих нашел ту отчетливость, которой он давно отыскивал. Рисунки представлены были на высочайшее воззрение и Его Императорское Величество во внимание отличной способности Солнцева к занятию в означенном роде живописи указом».
В 1829 г. Ф.Г. Солнцев выполнил для него рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Об этой работе Ф.Г. Солнцев впоследствии вспоминал: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать «рязанские древности». Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы — М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: «Неужели это нарисовано!» По этому случаю Алексей Николаевич заметил: «Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать»».
Работа над Рязанскими древностями окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией: современники называли его исключительно художником-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского Археологического общества.
С конца 20-х гг. XIX в. главным помощником А.Н. Оленина в издании археологических трудов стал Ф.Г. Солнцев. В своих мемуарах много лет спустя после смерти президента Академии художник написал: «После того как я нарисовал “Рязанские древности”, А.Н. Оленин поручил мне рисовать “Керченские” и “Фанагорийские древности”. При этом Алексей Николаевич сказал, что когда я изготовлю несколько рисунков, то надобно будет попытаться издать их в Париже. Однако же намерение это не исполнилось. Попытались мы издать рисунки здесь, в Петербурге, но и тут ничего не вышло. В начале 1830 г. я окончил рисунки керченских и фанагорийских древностей. Некоторые вещи я рисовал на камне. Алексей Николаевич остался чрезвычайно доволен моими рисунками и представил их, вместе с некоторыми другими, императору Николаю Павловичу». К слову сказать, А.Н. Оленин скончался в 1843 году. Многие труды его, имеющие огромное научное значение, остались неизданными. В 1873 г. при Императорском Русском Археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов, под председательством Н.И. Стояновского, для издания многочисленных трудов Оленина. Часть из них опубликовали уже 1877 г. 100 иллюстраций, вошедших в «Археологические труды», принадлежали Ф.Г. Солнцеву. (Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. Рис. Ф.Г. Солнцева. СПб., 1854. 2 тт.; Оленин А.Н. Археологические труды в 4-х тт. под ред. Н.И. Стояновского со 100 снимками Ф.Г. Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882.)
Оленин, содействуя развитию художественных способностей Солнцева, привлекал его к самым разнообразным работам. В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин, занимавший одновременно несколько важных государственных постов и славящийся как человек любящий во всем порядок, считал необходимым иметь служащим официальную форму. Идеи о создании форменной одежды для государственных служащих А.Н. Оленин высказал в 1810-е гг. В 1826 г. проект был осуществлен с некоторыми изменениями. При подготовке в 1814 г. к открытию Публичной Библиотеки Оленин разработал официальную форму одежды для ее служащих: по его рисункам и описанию были утверждены праздничный и повседневный мундиры.
Возраст и занятость на государственной службе не позволяли А.Н. Оленину самостоятельно работать над всем, что он задумывал. Поэтому и к работам по созданию проектов различной форменной одежды был привлечен Ф.Г. Солнцев. «Я зашел к Алексею Николаевичу, — написал в 1876 г. художник. — Он принял меня радушно и сказал: “Вот кстати пришел; мне нужно нарисовать академические мундиры, так как нынешние предполагается изменить. Сделай мундиры”. Мундиры я нарисовал очень скоро. Алексей Николаевич остался рисунком доволен и назначил мне за работу 300 руб.».
Работы над проектами мундиров и выполнение заказов по копированию и срисовыванию различных предметов старины прививали молодому художнику вкус и интерес к тончайшему исследованию нравов, обычаев и одежды русского народа.
30-е годы XIX века стали новым этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева. Он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делая акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для работ русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских — Ивана Михайловича Снегирева, занимавшегося исследованием российских древностей. В 40-е годы XIX века увидела свет книга И.М. Снегирева о памятниках Московской древности, посвященное императору Николаю I. Издатель Август Семен написал к книге вступительную статью, в которой говорилось следующее:
«Описание древностей первопрестольной, царственной столицы русской, достойное величия предмета и благоговейного внимания русских людей и русской земли к святыни и памятникам московским, давно было общим желанием всех просвещенных людей. Изучение памятников Отечественных есть обязанность каждого любящего свою Отчизну. Сохранение их в описаниях и изображениях от случайной гибели и разрушения времени должно быть почитаемо заветом нашего уважения к предкам и чести народной.
Счастливым случаем, давно желанное предприятие нашло себе ревностного покровителя в бывшем, незабвенном навсегда градоначальнике Москвы, князе Дмитрии Владимировиче Голицыне. Описание памятников Московской древности препоручено было ученому знатоку русских древностей И.М. Снегиреву, члену сего общества, уже много лет посвятившему себя на обозрение и исследование древней Москвы. Любопытные описания господина Снегирева обогатились рисунками превосходного изографа русских древностей, академика Ф.Г. Солнцева.
Изящество отделки рисунков и полнота и отчетливость описаний возбудили согласные похвалы всех наших не только русских, но и иностранных газет и журналов, которые единогласно признали Памятники Московской древности первым великолепным изданием, из всех доныне вышедших в России.»
Этот совместный труд выдающихся русских исследователей И.М. Снегирева и Ф.Г. Солнцева наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф.Ф. Рихтера и «Русской стариной» А.А. Мартынова и И.М. Снегирева внес большой вклад в дело образования русских зодчих по части национального наследия.
В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям», находившихся в Москве и хранившихся в Оружейной палате. Работе Солнцева в Кремле и в Оружейной палате помогали выдающиеся общественные и государственные деятели XIX века: митрополит московский Филарет (Дроздов), президент московской дворцовой конторы князь В.В. Юсупов, историк М.П. Погодин и, конечно же, президент Академии художеств А.Н. Оленин. Благодаря профессиональным советам А.Н. Оленина и М.П. Погодина Федор Григорьевич Солнцев не только отобрал богатый материал для срисовывания, но научился отличать подлинник от подделки, правильно датировать предметы старины и систематизировать их.
Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. Это пожертвование императора на подобную публикацию вызвало живой отклик в общественных и научных кругах России. В журнале «Москвитянин» выдающийся русский историк М.П. Погодин отмечал, что «любители Отечественной древности и истории благословляют царскую щедрость» и «с нетерпением ожидают великолепного издания».
При подведении некоторых итогов развития исторических и археологических знаний в России в 1871 году, М.П. Погодин дал должную оценку «Древностям Российского государства», созданных на основе рисунков академика живописи Ф.Г. Солнцева. В работе «Судьбы археологии в России» он написал: «Важнейшее и вместе великолепнейшее издание наших памятников, собственно археологических, заключается в «Древностях Российского государства» (1849-1853 гг.). Государь Император Николай Павлович высочайше повелеть соизволил, чтобы все, заслуживающее внимания и составляющее материал истории или предмет археологической любознательности ученых и художников, было срисовано со всею отчетливостью, описано и издано в свет. Исполнение этого Высочайше возложено было на президента Академии художеств А.Н. Оленина, а изображение памятников русской старины поручено академику Ф.Г. Солнцеву. В продолжение нескольких лет, совершая ежегодные поездки по России, Ф.Г. Солнцев срисовал значительное количество русских древностей во всех родах. Целью Оленина было точнейшее исследование нравов, обычаев и одежды или костюма русского народа от VI до XVIII века по Р.Х., особенно для художников. Смерть застигла Оленина в самом начале предприятия.
Государь Император повелел учредить в Москве особый комитет под председательством графа С.Г. Строганова. Комитет распорядился о составлении нового проекта издания и решился печатать акварельные рисунки академика Солнцева посредством литохромии масляными красками, в Москве, по мысли А.Ф. Вельтмана, который был главным действующим лицом при этом издании, и которого кстати мы имеем честь видеть здесь председателем собрания. Издание, состоящее из 500 рисунков большого формата, распределено, по содержанию своему, на шесть отделений, с соответственным описанием.
Богатое пособие получила археология в этом великолепном издании!»
В.В. Стасов, произнося речь памяти Ф.Г. Солнцева, высоко оценил именно «Древности Российского государства». Он сказал: «Книга пришлась по общему вкусу, она составила эпоху в русском историческом самосознании и имела громадное влияние на рост всех последних художественных поколений наших».
Трудам Ф.Г. Солнцева всячески содействовал император Николай I, который на первый план были выдвинул национальные традиции. Среди них определенное внимание стали уделять русским историческим реликвиям. Государь «любит все русское, он ставит новые памятники и бережет старые», – написал В.А. Жуковский.
В связи с проведением охранительной политики, заботясь о сохранении памятников культуры, в годы своего царствования Николай I отдал ряд распоряжений, связанных с отечественной стариной. В Киеве в 1832 г. были раскрыты остатки Золотых ворот, а с 1835 г. действовала специальная Комиссия изыскивания древностей. Собранные коллекции поступили в Киевский университет, где 17 марта 1837 г. открылся археологический музей. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», а в 1848 г. – «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии». Большая часть зданий и вещей, которые были описаны в «Обозрении Киева», представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева.
Именно Ф.Г. Солнцеву принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI в. в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 г. никто не подозревал. «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи,» — запишет протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 г. Но это была лишь часть 8-вековых фресок, которые необходимо было еще искать на всех стенах Собора. В 1843 году, «когда в алтаре предела преподобных Антония и Феодосия, после случайного опадения штукатурки, оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве, академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства, как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; при чем, согласно с высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева».
Реставрируя фрески и раскрывая мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал с ювелирной тщательностью его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Археологическое общество согласилось взять на себя труд издания, приняв решение литохромировать и гравировать рисунки. При этом последовало распоряжение императора о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Но из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» — «Киевский Софийский собор».
С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киева-Успенском Лаврском и в Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.
Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком», – говорится в «Записке о службе и работах художника Федора Григорьевича Солнцева» от 1848 г.
В 1836 г. Ф.Г. Солнцев за свои труды был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что в получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.
Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом Священного Синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию «Жития святых, чтимых православной церковью» Ф.Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан Антиминс. С его иллюстрациями вышли книги «Пояснения на литургию» Дмитриевского, «Пояснения на литургию» Н.В. Гоголя и др.
Начиная работу с памятниками древнерусского искусства и бытовыми предметами, изучая памятники русской старины, Ф.Г. Солнцев постоянно соприкасался с русскими рукописными книгами, из которых черпал сведения, необходимые для датировки исследуемых предметов, для определения места их создания и предназначения. Среди рукописных памятников были уникальные книги и грамоты, созданные в разное время, в разных мастерских. Срисовывая предметы русской старины в Оружейной палате Московского Кремля, он не мог обойти стороной такие шедевры русской книжности как Изборник Святослава 1073 г., Царские грамоты. В Московской Синодальной типографии он обратил внимание на уникальное Юрьевское Евангелие, на старопечатные книги. Понимая задачу, четко сформулированную А.Н. Олениным, создать полный курс истории, своего рода исторический атлас, не чуждый русской старине, Ф.Г. Солнцев копировал наиболее интересные материалы: заставки, заглавные буквы, образцы письма различных эпох, т.е. все то, что могло пригодиться художнику для понимания, характеристики и воспроизведения той или иной эпохи. Можно предположить, что Ф.Г. Солнцев мыслил создание альбома по истории русского книжного орнамента, то есть он думал о том, что было реализовано в последней трети XIX в. в трудах В.И. Бутовского, В.В. Стасова и Г.Г. Гагарина.
С конца 30-х годов, когда Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг. Это молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».
Книга была написана Ф.Г. Солнцевым в 1850 г. полууставом на 18 листах бумаги для рисования. Переплет сделан из картона, оболоченного фиолетовым бархатом. Тексты молитв, тропарей, кондаков на дни святых, тезоименитых особам царского дома, Ф.Г. Солнцев поместил в художественные рамки, напоминающие либо иконостас, либо врата храма, либо произведения древнерусского прикладного искусства. Многочисленные миниатюры книги являются неотъемлемой частью рамок, внутри которых написан текст. Живопись в книге пышная, многоцветная, яркая, с применением твореного золота.
Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев выполнил следующие работы: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III».
В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом» написана на 215 страницах пергамена, вставленных наподобие альбомных карточек в бумажные паспарту. Переплет сделан из досок в малиновом шелковом плюше, обрез позолочен. Все листы книги, на которых написаны молитвы утренние и на сон грядущим, молитвы при Божественной литургии и избранные молитвы, украшены миниатюрами и орнаментом, выполненными золотом и различными красками. В книге 59 страничных миниатюр, но есть и небольшие миниатюры, как бы вкомпонованные в орнаменты, обрамляющие тексты молитв: это изображения Иисуса Христа, икон Богоматери, святых, ангелов, евангельских сюжетов.
Особого внимания заслуживает Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. О Месяцеслове книги в 1917 г. в журнале «Столица и усадьба» было написано следующее: «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины — изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».
Помимо Ф.Г. Солнцева в создании книги приняла участие и сама княгиня Мария Петровна Волконская, а также профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова и выдающийся русский художник П.В. Басин. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть — П.В. Басиным.
Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.
В «Отчете Императорской публичной библиотеки за 1887 год», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1890 г. говорилось: «Евангелие от Иоанна, писанное славянским шрифтом княгинею Л.Н. Меншиковой, рожденной княжной Гагариной, замечательное по художественной орнаментации рукописи. Каждая страница текста помещена в рамке, рисованной красками. В рукописи нет ни одной рамки, рисунок которой хоть бы раз в ней повторился. Композиция рисунков для этих рамок по большей части принадлежит известному нашему археологу, профессору Ф.Г. Солнцеву (преимущественно в русском стиле), который иногда рисовал сам всю рамку, а иногда лишь угол рамки, а княгиня уже сама дорисовывала остальную часть рамки. Весьма любопытна рамка, в которой читается: Леонилла Николаевна Меншикова. Ф.Г. Солнцевым исполнена также большая часть миниатюр с изображениями событий Евангельской истории на отдельных листах или в медальонах рамок. На одной миниатюре находится подпись и год 1854 г. Одна рамка с небольшой миниатюрой исполнена иконописцем М.С. Пешехоновым. Над некоторыми рамками работали французские художники. Рисунок, изображающий будуар княгини с ее любимой ангорской кошкой, выполнен известным нашим акварелистом, профессором Премацци. С большой вероятностью можно полагать, что несколько рисунков принадлежат руке бывшего вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. Есть рамки, скопированные самою княгиней из рукописей, преимущественно средневековых французских».
Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.
В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева.
Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь — почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, приходили и уходили цари, правители, «всесильные временщики», «властители дум и сердец». А художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждала «русский стиль», отстаивала всеми своими деяниями художественное понимание значимого для России и русского народа триединства: «Православие, самодержавие и народность».
В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками”.
В наше время, когда восстанавливаются и строятся Православные храмы, когда мы с особым интересом и желанием глубокого познания обращаемся к русской истории, к истокам российской государственности, становится необходимым осмысление наследия художника Солнцева, стоявшего в XIX веке у истоков русского стиля. --PAGE_BREAK--Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.