Содержание
Введение
1. Личность Е.Ф. Канкрина
1.1 Краткая биография
1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина
2. Деятельность Е.Ф. Канкрина напосту министра финансов
3. «План финансов» М.М. Сперанского
4. Финансово-кредитная реформа1839-1843 гг.
4.1 Причины и цели реформы
4.2 Проведение реформы
5. Дальнейшая судьба преобразований
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Тема моего реферата –Финансово-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина. Для меня она представляетопределенный интерес, так как в курсе истории экономики она рассматриваетсямало и не так широко известна, как, например, финансовая реформа С.Ю.Витте илиаграрная реформа П.А.Столыпина.
Исходя из этого, целимоего реферата будут следующие: во-первых, осветить саму реформу, выяснить еёпричины, этапы проведения и значение; во-вторых, раскрыть вопросы, так илииначе связанные с этой реформой: «План финансов» М.М. Сперанского, экономическиевзгляды министра финансов Канкрина, а также последствия проведенной им реформы.
В начале XIX в. положение России в финансовомотношении было довольно тяжелым. С каждым годом увеличивалась денежная массанаходившихся в обращении бумажных ассигнаций (в 1802 г. обмен их даже на медные деньги был окончательно приостановлен), росли темпы инфляции,увеличивались государственные расходы, что приводило к хроническому дефицитубюджета. Возникла реальная угроза полногорасстройства денежной системы страны. Необходимо было принимать срочные меры. Вэтой ситуации спасительным стало назначение министром финансов Егора ФранцевичаКанкрина.
/>1. Личность Е.Ф. Канкрина/> 1.1Краткая биография
Немец по происхождению,Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для негородиной. Приехав в 1797 г. в Россию, где тогда служил его отец, он вынужден былдобывать себе средства к существованию разными способами и нередко терпелнужду. Карьера Канкрина началась в 1800 г. с должности помощника управляющего Старорусским соляным заводом. Затем он занимал различные должности поведомству министерства внутренних дел. В качестве советника по отделениюсоляных дел Экспедиции государственной экономии он совершил несколько служебныхпоездок, которые помогли ему изучить страну.
Написанная Канкриным в 1809 г. работа, посвященная военному делу, была замечена военным министром Барклаем-де-Толли, апроект «О средствах продовольствия больших армий» заслужил одобрениеимператора. Указом Александра I вфеврале 1811 г. Канкрин был назначен помощником генерал-провиантмейстера в военномдепартаменте, в 1812 г. генерал-интендантом – 1-й западной армии, а в 1813 г.– генерал-интендантом всей действующей армии. Деятельность в этой области выявила егоадминистративные и хозяйственные способности.
В апреле 1820 г. по собственному прошению, Канкрин был уволен от должности генерал-интенданта, а затемназначен членом Военного совета, участвовал в работе различных комитетов. В 1821 г. Канкрина назначают членом Государственного совета по департаменту государственной экономии. А22 апреля 1823 г. был подписан указ императора о его назначении министромфинансов. В этой должности он пробыл до 1844 г. В следующем году Е.Ф. Канкрина не стало.
/>1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина
По своим взглядамКанкрин, безусловно, был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е.сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резкихперемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признаваянесовершенство многих из существовавших общественно-политических иэкономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, производимоеочень осторожно и без спешки.
Настоящим богатством,настоящим капиталом Канкрин считал металлические деньги. Однако при достаточновысоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги,которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей». Посравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ. Они болееподвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление ивосполнение обходятся государству значительно дешевле. Бумажные деньги такжеискусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможностидля развития производства и торговли.
Но они имеют и серьезныенедостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практическиопределить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природебумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишнийвыпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монетавытесняется из обращения, курс бумажных денег падает.
По мнению Канкрина,обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственнойточки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий.Бумажные деньги должны быть обеспечены неприкосновенным разменным фондом, состоящимне из государственных имуществ и бумаг, а из монеты. Новые их выпуски следуетпроизводить на умеренную сумму и постепенно. Вновь выпущенные суммы нельзяиспользовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах.
В случае войны лучшеприбегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства испециальным налогам и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. Апо окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры кподдержанию их курса.
Канкрин отрицательноотносился к заключению займов на погашение ассигнаций. Наиболее разумным онсчитал поддержание постоянного курса ассигнаций. Канкрин был явным противникомнегосударственного, коммерческого кредита. Он заявлял: «Частные банки,выпускающие какие-либо кредитные бумаги, не должны быть даже терпимыправительством».
Взгляды Е.Ф. Канкрина,конечно же, не могли не отразиться на проводимой им политике. Они такжеопределили направление его реформы.
2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов
Приняв на себя управлениероссийскими финансами, Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицитгосударственного бюджета стал хроническим явлением; обыкновенныегосударственные доходы снизились с 447 млн. руб. в 1820 г. до 391 млн. руб. в 1822 г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывалисьза счет средств, полученных от внешних займов и позаимствований изгосударственных кредитных и других учреждений.
Неустойчивость финансовойсистемы была во многом связана с находившимися в обращении бумажными деньгами –ассигнациями. Они были введены еще Екатериной II в 1768 г. для частичной замены обесценившейся медной монеты.Выпуск все новых и новых ассигнаций стал легким способом покрытия любыхгосударственных расходов, и число их в обращении быстро росло, а стоимостьпадала, приводя к дороговизне всех предметов потребления.
У Канкрина были своивзгляды на пути преодоления кризиса. Он не считал нужным выкупать ассигнации,заключая займы или экономя средства из бюджета. По его мнению, изъятиеассигнаций нужно было отложить на длительное время – до тех пор, пока не будетнакоплен достаточный фонд серебряных монет. До этого же следовало прекратитьновые выпуски, закрепив тем самым стоимость уже циркулирующих бумажных денег.Этот план Канкрин выполнил с удивительным умением: за все его управление небыло выпущено ни одного ассигнационного рубля, стоимость же бумажного рублядержалась в пределах 25-27 коп. серебром.
В своей деятельностиКанкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российскойэкономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а такженауки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственныхфинансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи онпостоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения красходованию финансовых ресурсов.
Государственные расходы идоходы в период Е.Ф.Канкрина[1] 1823 и 1833 гг. млн.рублей в ассигнациях, 1843 г. серебряных. 1823 1833 1843 Расходы, всего в том числе: 479,1 495 740,3 военное и морское министерства 222,3 208,1 287 платежи по госдолгу 66,3 73,6 94,5 Доходы, всего в том числе: 463,4 501,7 777,7 Обыкновенные из них: 407,2 471,8 690,6 прямые налоги 133,2 121,0 161,7 питейные 131,2 116,9 190,8 таможенные 41,2 81,8 103,3 Займы 51,3 27,0 78,7
Стремясь выполнить двеглавные задачи – ликвидировать дефицит бюджета и создать денежные запасы – Канкринприменял некоторые экономические меры, которые и сам в принципе не одобрял.Так, в 1827 г. он ввел откупную систему в винную торговлю, взамен казенногоуправления, сопровождавшегося большими расходами казны и злоупотреблениямичиновников. Введя откупы, Канкрин не ошибся: доходы от продажи вина заметновозросли.
Другой мерой,осуществляемой при непосредственном участии Канкрина в 1822 г. было повышение сниженных за три года перед этим ввозных таможенных пошлин, в результате чегодоходы казны возросли в несколько раз. Рост доходов был главной, но неединственной целью: увеличивая пошлины, Канкрин понимал, что протекционизм вданный период полезен для развития слабой отечественной промышленности.
Важным мероприятиемЕ.Ф.Канкрина, расширившим возможности иностранной и отечественной торговли,стимулирующим поиск новых форм, стала гильдейская реформа (1824). Онаограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-й гильдии и расширялаправа среднего городского купечества, ставила в определенные рамки торговлюкупцов 3-й гильдии, стимулируя их переход в более высокую гильдию разрешениемрасширения предпринимательства. Улучшались торговые возможности крестьянства, втом числе крепостного, при условии уплаты всех налогов и пошлин. Тем самымукреплялась мелкая торговля в городах и обеспечивался дополнительный доход вгосударственный бюджет страны. К недостаткам гильдейской реформы можно отнеститот факт, что она не использовала систему прогрессивного подоходного налога, очем много писали экономисты того времени, то есть налог брался с перечисленноготовара, а не с обращающегося в торговле капитала. Улучшение организацииторговли занимали помыслы Канкрина и в дальнейшем: в 1832 году был принят новыйустав о векселях, уставы о торговой несостоятельности, о коммерческих судах, опетербургской бирже.
Канкрин скептическиотносился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредитане только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и ксберегательным учреждениям.
Годы, когда Канкринуправлял финансами, были отягощены многими чрезвычайными расходами. Так, в1827-1829 гг. требовались расходы на персидскую и турецкую войны, в 1830 г. – для подавления восстания в Польше; в 1830 г. в стране свирепствовала холера, в 1833 г. – вызванный неурожаем голод. Особенно тяготили министра военные расходы.
Все это время Канкринготовил проект финансово-кредитной реформы, которая должна была улучшитьсостояние российских финансов. Но реализовать реформу на практике ему удалосьтолько в 1839-43 гг.
/>3. «План финансов» М.М. Сперанского
При подготовке реформыЕ.Ф. Канкрин обратил особое внимание на работу М.М. Сперанского «Планфинансов».
В 1809 г. известный в то время государственный деятель М.М. Сперанскийпо поручению императора занимался подготовкой проекта реорганизациигосударственного управления империи. «План финансов», предполагавшийреформирование финансового управления, занял важное место в разработанной импрограмме.
«План финансов» состоялиз двух частей. Первая включала первоочередные меры, которые следовало провестив 1810 году. Во второй рассматривались принципы организации финансовой системыв целом. Значительное внимание уделялось вопросам государственного бюджета, егосбалансированности.
В плане Сперанскогоразвивалась мысль, что ассигнации, масса которых постоянно растет, превратилисьв своеобразный налог, с разной степенью тяжести ложившийся на различные частиобщества. Главные потери от него несли: 1) казна, получавшая фиксированныеподати, в сумме которых не компенсировалось падение курса ассигнаций, арасходовавшая все больше из-за повышения товарных цен; 2) все те, кто получалот казны жалованье, пенсионы и другие фиксированные выплаты, так как онивыплачивались ассигнациями по их номинальной цене; 3) частные лица, вступившиев договоры и давшие деньги взаймы, так как условия, составленные по одной ценеассигнаций, будут выполняться по другой, значительно понизившейся, поэтомуреальная плата будет ниже, чет обусловленная договором. И если такое положениедолго сохранится, все части государственного устройства будут расстроены.
Сперанский считал, чтодля устойчивого улучшения финансов необходимы равновесие в бюджете,бережливость в расходах и упорядочение долгов государства. Прежде всего,следовало добиться сокращения государственных расходов и «привести их внадлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управленияистинный разум доброй экономии», а также прекратить выпуск ассигнаций.
По «Плануфинансов» предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия иуничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения новогоэмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра дляобеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того,предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой долженбыл стать серебряный рубль. Из положений «Плана финансов» следовало,что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считалнеобходимым ликвидировать их обращение в стране. «Ассигнации, — писал он,- суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственнойдостоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги».
После долгих колебанийправительство приступило к претворению некоторых положений «Планафинансов». Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращениеассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатствомРоссийской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпускаассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалосьзаключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило обувеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственногобюджета.
Для постепенногопогашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей.Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигациивыпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 летс уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплатадохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственнойкомиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского.Однако заем провалился, он был реализован лишь на 3,2 млн. рублей. Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в странесвободных денежных капиталов долгосрочного вложения. Ведь именно они являлисьодной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.
Е.Ф. Канкрин с уважениемотносился к М.М. Сперанскому и его работам о деньгах, он внимательно изучил их,о чем свидетельствует специальная работа**, а также схожие методы, используемые Канкринымпри проведении финансово-кредитной реформы.
/>4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг./>4.1 Причины и цели реформы
Целями финансово-кредитнойреформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранениеиз обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широкомсмысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Была иболее конкретная причина проведения реформы – это разные курсы рубля:вексельный, податной, таможенный, биржевой и простонародный. Они менялись повремени и местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Так, разница междубиржевым и простонародным курсами достигала 18%. Попытки устранить этот лажделались и до реформы. В 1837 г. было запрещено оформлять сделки на монету попростонародному курсу. Но это особого эффекта не дало./>4.2 Проведение реформы
1 июля 1839 г. вышел манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки с 1 января 1840 г. должны были заключаться только на серебро. Основной денежной единицей провозглашалсясеребряный рубль с содержанием 4 золотника 21 доли (18г) чистого серебра.Ассигнациям отводилась роль «вспомогательного знака ценности» с постояннымкурсом 3 руб. 50 коп. за рубль серебром. Простонародный лаж прекратил своесуществование. Ассигнации были отменены не сразу. После выхода манифестапоступления в казну и выдачи денег из нее должны были определяться в серебряныхрублях, но сами платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и вассигнациях.
В один день с манифестомбыл опубликован указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты приГосударственном Коммерческом Банке». Население сдавало в Депозитную кассусеребро и золото, а взамен получали депозитные билеты. Они обращались наравне ссеребром и менялись на серебро рубль за рубль. Номиналы депозитных билетов былиустановлены в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Уже через год накопился разменныйметаллический фонд в 38 млн. руб. Этот фонд продолжал расти, так как депозитныебилеты пользовались большой популярностью среди населения, особенно когда поПетербургу разнесся слух о том, что серебряные рубли скоро совсем отменят.Депозитные билеты эмитировались осторожно, в той мере, в какой накапливалсяметаллический разменный фонд; их не хватало для потребностей товарооборота иобеспечения всех финансовых потоков; ассигнации продолжали обращаться.
Кроме депозитных билетовв 1841 г. были выпущены также кредитные билеты Сохранных Казен Воспитательныхдомов и Государственного заемного банка. Билеты выдавались под ссуды, выдаваемыепод залог имений; размер эмиссии не должен был превышать 30 млн. рублей. Билетысвободно разменивались на звонкую монету и обращались как обычное платежноесредство. Как и депозитные, кредитные билеты были, в сущности, квитанциями насеребро. Они носили исключительно временный, переходный характер. Конечнойцелью реформы был выпуск полноценных кредитных билетов.
1 июня 1843 г. в манифесте «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами»сообщалось о начале выпуска кредитных билетов, обеспеченных «всем достояниемгосударства». На 1/6 суммы эмиссии кредитные билеты покрывались фондом звонкоймонеты. Новые кредитные билеты, заменявшие все прочие виды бумажных денежныхзнаков (ассигнации, депозитные билеты, кредитные билеты сохранных казен), можнобыло разменивать на серебро и золото, но с определенным ограничением. Обменом с 1843 г. занималась Экспедиция государственных кредитных билетов;Государственный ассигнационный банк и Депозитная касса были упразднены. Билетывыпускались нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей.
Новые кредитные билетывместе со звонкой монетой стали средством обслуживания денежного обращения.
/>5. Дальнейшая судьба преобразований
Таким образом, врезультате реформы была создана новая денежная система, в которой ведущую рольиграли кредитные государственные билеты, обеспечивавшиеся прежде всего черезсистему государственных банков. В первые годы реформы значительный разменныйфонд в монетах и слитках, с избытком перекрывавший сумму, на которую быливыпущены кредитные билеты, надежно обеспечивал их устойчивость. Но впоследующие годы эмиссия пошла ускоренным темпом, а возможности разменакредитных билетов на звонкую монету не поспевали за ней. Разницу правительствопыталось покрыть за счет долговременных ссуд и внутренних займов у населения.Также широко практиковались займы банков у частных лиц.
Крымская война 1853-1856гг. подорвала стабильную систему серебряного стандарта, созданную с такимтрудом. Война потребовала резкого увеличения эмиссии и вызвала падение курсакредитных билетов. Всего с 1853 г. по 1 января 1858 г. общая сумма кредитных билетов возросла с 311,4 млн. руб. до 735,3 млн. руб. В 1854 г. правительство было вынуждено прекратить размен кредитных билетов на золото. Наплыв кредитныхбилетов привел к потере доверия к ним, их стали усиленно менять на серебро.Поэтому в 1858 г. размен на серебро был также прекращен. В России началсядлительный процесс инфляции бумажных денежных знаков.
/>Заключение
Денежная реформа,проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839 – 1843гг. впервые установила в Россиисеребряный монометаллизм. Главной платёжной монетой была утверждена серебряная(российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль. Государственныеассигнования становились вспомогательным знаком ценности.
Реформа имела важноезначение для стабилизации денежного обращения в стране. Она уничтожиларазличные курсы рубля, оставив один, по которому совершались все обменные ирасчетные операции; вывела из обращения большое количество бумажной денежноймассы; разрешила свободный обмен кредитных и депозитных билетов на звонкуюмонету.
Заслуживает внимания иполитика Е.Ф. Канкрина в будущность его министром финансов. Он сумел добитьсябездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в использованиигосударственного кредита и установлении новых налогов, опираясь, главнымобразом, на бережливость и экономию в государственных расходах (прежде всего повоенному ведомству) и способствуя развитию отечественной промышленности (впервую очередь горнодобывающей) через таможенную политику протекционизма иупорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких торговцев в системуналогообложения. Не меньшее значение имело наведение порядка в организациисчётной и казначейской работы и устранение злоупотреблений в сборегосударственных налогов.
В общем финансоваяреформа, а также политика Канкрина были лишены радикально реформирующегохарактера, что обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизниего.
Список использованной литературы
1. Белоусов Р.А. «Экономическая историяРоссии: XIX век» Кн. 1, М: 2000
2. Грузницкий Ю.Л. «Первая банковскаяреформа в России», «Финансы и кредит», №11, 2003
3. Караваева И.П. «Государственныефинансы России. XIX – пер.четверть XX вв.», М: 2003
4. Мельникова А.С. «Деньги в России:История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г.», М: 2000
5. Муравьева Л.А. «Экономика и финансыРоссии во второй четверти XIXв.», «Финансы и кредит», №11, 2001
6. «Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв.», М: 1994
7. Юровский В.Е. «Министр финансов Е.Ф. Канкрин»,«Вопросы истории», №1, 2000.