Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки типа "АГ" (Американский Голланд)

Подводныелодки типа «АГ» (Американский Голланд)
С началом первой мировой войны появилась срочнаянеобходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью былипредприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественныхпредприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовыхподводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодокфирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г.дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества«Ноблесснер» проинформировала Морское министерство о предложениифирмы «Electric Boat Company» поставить для русского флота три илипять подводных лодок «системы Голланда». Американская сторонаобязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранномвиде во Владивосток.
Окончательная сборка предполагалась на заводе«Ноблесснер». МГШ признал целесообразным приобретение лодок этоготипа. Однако, учитывая, что завод «Ноблесснер» в указанный периодстроил подводные лодки типа «Барс» и не справлялся с установленнымисроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок былапоручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок былзаключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа «602-F».Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных — в мае 1916 г.Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах «Монмигль»,«Коан мару» и «Гишен мару». Груз первого парохода былнеожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходомДобровольного флота «Тула». Из Владивостока секции лодок былиперевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодокначалась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы «Electricboat company» во главе с Э. Виллером.
В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные вконтракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США непроизводились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е.выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На водулодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились вКронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов изавершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта- подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американскихлагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили всентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимнийпериод на Ревельском заводе «Ноблесснер». Все пять лодок базировалисьна специально оборудованный транспорт «Оланд». 8 июня 1916 г. вселодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями«АГ-11», «АГ-12», «АГ-13», «АГ-14»,«АГ-15». Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка невернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскимивойсками пришлось взорвать вместе с плавбазой «Оланд» в Ганге(полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовойобстановки.
Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа«АГ», Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 — дляЧерноморского флота, 3 — для Балтийского флота и 3 — для флотилии Северногофлота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок«602-F» и относились к типам «602-GF» и «602-L»(Черноморские лодки) и «602-R».
Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились воВладивосток пароходами «Ункай мару», «Гарольд Доллар»,«Хазель Доллар», «Стрида» и «Арабиен». Сборкачерноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода.Сборка первой лодки началась 28 марта, второй — 30 марта, третьей — 29 апреля1917 г. Работами руководили представители фирмы «Electric BoatCompany» — Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А.Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморскогофлота под литерно-цифровыми обозначениями «АГ-21», «АГ-22»и «АГ-23». Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев,позднее были присвоены обозначения «АГ-24», «АГ-25» и«АГ-26». «АГ-21» вступила в строй в 1918 г.,«АГ-22» — в 1919 г., «АГ-23» — 21 октября 1920 г.
Подводные лодки «АГ-24», «АГ-25» и«АГ-26» достраивались после гражданской войны в условиях разрухи,нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок «АГ-24» и«АГ-25» начата 22 ноября 1919 г., а «АГ-26» — 26 октября1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С.Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был ибудущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа «М» П.И.Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественнойвойне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. Завремя службы в составе советского ВМФ лодки типа «АГ» неоднократнопереименовывались.
Сборка трех лодок для Балтийского флота («АГ-16»,«АГ-17» и «АГ-18») и трех лодок для Севера планировалась наБалтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржамипо внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовленыв США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономическойобстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировалаконтракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США поднаименованиями Н-4 — Н-9.
Конструкция подводных лодок типа «АГ» былаудачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всейдлине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевиднуюформу. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом,переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиесяносовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводыдвигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная надцентральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использоватьее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийныхситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения изцентрального отсека, второй — для наблюдения из рубки. На ходовом мостике междутумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурнуюпогоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубыосуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль,выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбитводонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального,имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выходаподводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотекомбалластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главныебалластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутрипрочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса,но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение.Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена ивозможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались завинтами, что увеличило их эффективность.
В целом подводные лодкитипа «АГ» хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действиямеханизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательныхсредств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодкинаходились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период ВеликойОтечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своемклассе в период первой мировой войны.
***
«АГ-11»
Тип«АГ»           Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранномвиде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге наБалтийский завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. Сдаточныеиспытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле в период с 24 августапо 2 сентября 1916 г. и закончились успешно. 2 сентября 1916 г. лодка вошла встрой. 6 сентября 1916 г. подводная лодка «АГ-11» поднялавоенно-морской флаг и начала кампанию.
Послеобучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовностив Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В зимнийпериод 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялисьзамечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.
Вкомпанию 1917 г. «АГ-11» осуществляла боевое патрулирование напозициях Балтийского флота. Совершила 5 боевых походов. В декабре 1917г. всебоевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками IVдивизиона и плавбазой «Оланд». 3 апреля 1918 г. германские корабли, струдом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Гангене было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобылодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-12»
Изготовленав 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петроград. Сборкасекций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 19 августа 1916 г. Сдаточныеиспытания проводились в Ревеле, куда лодка прибыла своим ходом 8 сентября. Встрой вступила 16 сентября 1916 г.
Послеобучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовностив Ревеле. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» вРевеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. Вкомпанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийскогофлота. Совершила 4 боевых выхода. В декабре 1917 г. все боевые выходы русскихподводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась наГанге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолевплотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не быловозможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодкане досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-13» («АГ-16»)
Изготовленав 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборкасекций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 31 августа 1916 г. Сдаточныеиспытания проводились в период с 24 сентября по 17 ноября в Кронштадте,Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревельосуществлялся только военной командой, по ходатайству флота на еще не принятойв состав флота лодке 11 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг. В стройвступила 17 ноября 1916 г.
Взимний период 1916-1917 на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялисьзамечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г.осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3боевых похода. 8 июля 1917 г. ПЛ «АГ-13» переименована в ПЛ«АГ-16». В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодокбыли прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге(Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотныельды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-затяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталасьГермании, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-14»
Изготовленав 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде.Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена в сентябре 1916 г.Сдаточные испытания проводились в период с 4 октября по 17 ноября 1916 г. вКронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда вРевель осуществлялся только военной командой по ходатайству флота на еще непринятой в состав флота лодке 19 октября 1916 г. был поднят военно-морскойфлаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.
Взимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревелеустранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. Вкомпанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийскогофлота. Совершила 3 боевых похода. 18 сентября 1917 г. лодка вышла в очереднойбоевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы).Возвращение лодки планировалось 23 сентября. Лодка из боевого похода невозвратилась. Командиром погибшей в боевом походе ПЛ «АГ-14» былстарший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын командующего Балтийским флотом адмиралаН.О. фон Эссена.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 ***«АГ-15»
Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном видедоставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийскийзавод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена всентябре 1916 г. Сдаточные испытания проводились в период с 14 октября по 14ноября 1916 г. в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переходиз Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой, по ходатайствуфлота на еще не принятой в состав флота лодке 30 октября 1916 г. был поднятвоенно-морской флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.
В зимний период 1916-1917 гг. на заводе«Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные припроведении сдаточных испытаний. Компанию 1917 г. начала с отработки боевойподготовки личного состава — 30-31 мая успешно совершила практический выход. 8июня лодка отошла от борта плавбазы «Оланд» и направилась в западныйрайон для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель«Ильмень». Придя в район, командир ПЛ «АГ-15» лейтенантМ.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минногозаградителя видел как ПЛ «АГ-15» начала погружаться с увеличивающимсядифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека.Трое из них — командир, боцман и рулевой — были подобраны с минного заградителя,а четвертый — штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии кместу гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит нагрунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым ирубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники,отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки былавыпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении вносовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана толькопутем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном«Волхов», вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварииспасательное судно «Волхов» находилось в Ревеле. По тревогеспасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту аварии былвозможен только на следующий день.
Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились насамостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л.Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленномотсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились наповерхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло вовремя этой совершенно нелепой аварии.
Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив визвестность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохопросматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду напогружение.
Спасательное судно «Волхов» прибыло к местуаварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодкусильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ.Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна«Волхов» по прямому назначению. 22 июня спасательное судно«Волхов» привело лодку в Ревель, где она силами мастерских судна втечение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй.
В декабре 1917 г. всебоевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период1917-1918 гг. базировалась в Ганге. 3 апреля 1918 г. германские корабли, струдом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Гангене было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола.Чтобы лодка не досталась Германии экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды
***«АГ-21»
Изготовлена в 1916 в Ванкувере (США). В разобранном видедоставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев.Сборка секций начата 28 марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского заводав Николаеве и производилась под руководством американских инженеров. На водуспущена в 1917 г. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. В стройвступила в 1918 г.
В декабре 1918 г. была захвачена англо-французскимивойсками в Севастополе. 26 апреля 1919 г. при уходе из Крыма была потоплена имина внешнем рейде Севастополя. В 1926 г. во время тренировочных спусков курсантыВодолазной школы обнаружили ПЛ «АГ-21». Она лежала на грунте наглубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. накорму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, акорма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатымспособом с использованием 400 — и 100-тонных понтонов. В кормовой части дляпротаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель.Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка,предпринятая 5 августа, оказалась неудачной — 400-тонный понтон выскользнул изстропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл наповерхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едвакасалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали доглубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей.Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г.лодка была поднята на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпуслодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками,остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 15.10.1928г. было принято решение об укомплектовании ПЛ личным составом и о присвоении ейнового наименования — «Металлист». После проведениявосстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка вновь вошла в строй. 8 июня1931 г. лодка вновь затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в результатенеправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем«Фрунзе». В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальнойэкипаж погиб. Через 2 дня лодка была поднята и после восстановительного ремонта1 января 1932 г. вновь вошла в строй.
15 сентября 1934 г. ПЛ «Металлист» переименованав ПЛ «А-5». В 1936-1938 гг. ПЛ «А-5» находилась вкапитальном ремонте. ПЛ «А-5» принимала активное участие в ВеликойОтечественной войне, совершила 12 боевых походов, потопила 4 транспортных ибоевых корабля противника. 11 июня 1942 г. лодка «А-5», маневрируя врайоне Одесской банки, обнаружила конвой противника в составе румынскоготранспорта «Ардеаль» (5695 брт), трех буксиров и двух самоходныхморских паромов. С дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой потранспорту «Ардеаль». Торпеда попала в цель, транспорт отвернул скурса и выбросился на мель. Корабли охранения атаковали лодку глубиннымибомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодкалегла на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасногорайона. На третий день «А-5» опять была обнаружена катером-охотникоми атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара. 25 июляв 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась наякорной контактной мине. Вышли из строя вертикальный и кормовые горизонтальныерули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, в пятый отсекстала поступать вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и налевом электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва. Появившиесясамолеты противника заставили «А-5» погрузиться. Вечером 26 июляпосле всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин,надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшинаС.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодкав это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольнорисковали жизнью ради спасения «А-5». Четверо суток экипаж во главесо своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу заживучесть лодки и победил. 29 июля лодка, которую считали уже погибшей,направилась в базу, куда пришла 4 августа.
14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, «А-5» потопилабыстроходную десантную баржу противника, а 25 апреля атаковала две вражескиеканонерские лодки. 11 мая «А-5» уничтожила самоходный паром ссолдатами. 12 мая 1944 г. потопила транспорт «Дуростор-2» (1200 брт)и шхуну «Зеепферд».
6 марта 1945 г. ПЛ «А-5» награждена орденомКрасного Знамени.
27 августа 1945 г. лодкуразоружили, исключили из боевого состава флота и переоборудовали в ПЗС. В марте1947 г. лодку сдали в ОФИ для разборки на металлолом.
Тактико-технические элементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды
***
«АГ-22»
Изготовленав 1916 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 30марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве ипроизводилась под руководством американских инженеров. В списки флота Черногоморя зачислена 21 августа 1917 г. На воду спущена в 1918 г. Сдаточные испытанияпроводились в июне-июле 1919 г. В строй вступила в конце июля 1919 г.Командование флота просило центр выслать 30 мин Уайтхеда калибром 45 см образца1912 г. с тем, чтобы лодка «могла выйти в море и прекратить хозяйничаньенеприятельского миноносца».
14ноября 1920 г. в составе большей части эскадры Черноморского флота, состоящейиз 150 вымпелов, ушла из Севастополя в Константинополь (Турция), затем ввоенно-морскую базу Франции в Бизерте (Тунис), куда эскадра прибыла 29 декабря1920 г. В 1921 г. в числе других кораблей «АГ-22» былаотремонтирована. В 1922 г. французские власти заставили сдать весь боевойзапас. После признания в сентябре 1924 г. Францией Советского государстваэскадру расформировали и передали в ведение начальника бизертскойвоенно-морской базы. 24 октября на кораблях эскадры были спущены Андреевскиефлаги. Начавшиеся переговоры о передаче кораблей эскадры не поддержал СенатФранции и они остались ржаветь в Бизерте. С 1930 г. Франция начала продаватькорабли на слом. ПЛ «АГ-22» была разобрана на металл, год неизвестен.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Пулемет 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-23»
Изготовленав 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 29апреля 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве. В спискифлота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. 1 июня 1920 г. в присутствииуполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского лодка была торжественно спущена наводу, и ей присвоено новое наименование «АГ-23 им. тов. Троцкого». 5июня начались сдаточные испытания, продлившиеся до 28 августа. 17 сентября сКаспия прибыли подводники с подводных лодок «Минога»,«Окунь», «Касатка» и «Макрель». 8 человек из нихбыли зачислены в экипаж «АГ-23». 22 сентября 1920 г. на первойсоветской подводной лодке в составе Морских сил Черного и Азовского морей«АГ-23» был поднят военно-морской флаг.
Выходиз Буга и Днепра был блокирован флотом Врангеля. ПЛ «АГ-23» 4-5октября 1920 г. сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева вОдессу. В Одессе лодку посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этомувремени 12 торпед с Балтики, лодка стала выходить на боевое патрулирование.Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезноевоздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевскогофлота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали режепоказываться у его берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, чтосоветская подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям данприказ в случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в ЛондонеЛ.Б. Красин ответил, что «Российская республика имеет право, подобнопрочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и береговвсе средства, какие знает техника военного и морского дела». С началаэвакуации войск белого движения из Крыма лодка выходила на перехватврангелевских судов в район Севастополя. 27 февраля 1921 г. атаковалафранцузский миноносец у берегов Кавказа.
1октября 1921 г. лодке был присвоен № 12. После подписания в 1921 г. договора одружбе с Турцией подводные лодки наряду с другими кораблями стали ходить свизитами в Турцию. В ноябре 1921 г. под литером «ПЛ-16» сопровождалаплавбазу подводных лодок «Георгий», на борту которой находиласьроссийская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун(Турция). 31 декабря 1922 г. «ПЛ-16» переименована в ПЛ«Незаможный», а 12 июня 1923 г. в связи с тем, что достраивавшийсяэсминец «Занте» был переименован в «Незаможный», лодкупереименовали в «Шахтер» №12. В 1928-1929 гг. и в 1932-1934 гг. лодканаходилась в капитальном ремонте.
3апреля 1930 г. в 2 ч. 19 мин. ПЛ «Шахтер», возвращаясь из похода, повине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом «Эльбрус». Врезультате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернутавлево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода«Эльбрус», а затем эсминца «Незаможный» и буксира«Язон» лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. Прибуксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец,в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивкуэсминца в районе 17-18 шпангоутов.
15сентябре 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив ей наименование«А-1». К началу Великой Отечественной войны «А-1»находилась в Севастополе в ремонте. 26 июня 1942 г., из-за невозможности выводалодки из Севастополя по техническим причинам, была взорвана экипажем по приказукомандования. В апреле 1945 г. лодку подняли и сдали в ОФИ на слом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-24»
Изготовленав 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода вНиколаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда началисьработы по возрождению флота. Сборка секций начата 1 июня в торжественнойобстановке в присутствии уполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского. Лодкебыло присвоено новое наименование «АГ-24 им. тов. Луначарского». На воду«АГ-24» спущена 2 апреля 1921 г. Сдаточные испытания проводились впериод с 17 мая по 7 июля 1921 г. 16 июля 1921 г. на лодке поднятвоенно-морской флаг, лодка вступила в строй.
1октября 1921 г. лодке присвоено новое наименование «ПЛ-17». В ноябре1921 г. «ПЛ-17» сопровождала плавбазу подводных лодок«Георгий», на борту которой находилась российская делегация во главес М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). Походы в Турцию лодкасовершала в 1922, 1923 и 1930 годах.
31декабря 1922 г. лодка переименована в «Коммунист» № 13. К подводнойлодке «Коммунист» был прикомандирован в качестве почетногокраснофлотца-подводника Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. В1927-1928, 1932-1934 гг. лодка находилась на капитальном ремонте.
15сентября 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование«А-2». В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила автономноеплавание, пройдя 1498,7 миль над водой и 100,2 мили — под водой, первой всоставе Черноморского флота вдвое превысила нормы автономного плавания. С 10февраля 1939 г. до начала Великой Отечественной войны находилась в капитальномремонте. В войне принимала активное участие. Совершила 17 боевых походов,потопила 1 большую десантную баржу. В период с 7 мая по 3 июля 1942 г.участвовала в прорывах подводных лодок с грузами в осажденный Севастополь, гдеполучила серьезные повреждения от вражеских авиационных бомб, но осталась встрою. В ночь на 3 июля, последней из прорвавшихся лодок, ушла из Севастополя.Вскоре после войны лодка была исключена из списков флота, как устаревшая ипередана в ОФИ на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-25»
Тип«АГ»           Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранномвиде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге наотделение Балтийского завода в Николаеве. Доставленные секции хранились на заводедо 1920 г., когда начались работы по возрождению флота. Сборка секций начата 11июля 1921 г. 1 октября 1921 г. лодке присвоено новое наименование«ПЛ-18». На воду лодка спущена 15 апреля 1922 г. Сдаточные испытанияпроводились в период с 5 мая по 24 мая. В строй лодка вступила 24 мая 1922 г.
«ПЛ-18»совершила походы в Турцию в 1922, 1923 и 1929 годах. 25 марта 1923 г.«ПЛ-18» переименована в «Марксист» № 14. 15 сентября 1934г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование «А-З».В 1934-1935 гг. «А-З» находилась в капитальном ремонте. В периодВеликой отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях.Совершила 19 боевых походов, потопила 3 транспортных и боевых корабляпротивника. Утром 29 мая 1942 г. «А-З» в 5 милях от Одессы обнаружилаконвой в составе двух транспортов и семи сторожевых катеров. Несмотря на малыеглубины, она проникла под водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовыхвыпустила две торпеды. Румынский транспорт «Сулина» (3495 брт),шедший из Констанцы в Херсон с боеприпасами на борту, получил удар торпеды изатонул. Атака была настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противникдаже не пытался преследовать лодку. 11 мая 1943 г. «А-З» атаковала ипотопила большую десантную баржу «MFP-130», а 12 мая — " MFP-241". 28 октября 1943 г. «А-З» не вернулась из боевого похода,она погибла в Каркинитском заливе.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
***
«АГ-26»
Изготовленав 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе воВладивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода вНиколаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда началисьработы по возрождению флота. Сборка секций начата 23 октября 1920 г. вприсутствии Главкома Вооруженных Сил Республики С.С. Каменева и Наркомаздравоохранения Н.А. Семашко. Лодке было присвоено наименование «АГ-26 им.тов. Каменева». 1 октября 1921 г. лодке было присвоено новое наименование«ПЛ-19». Сборка «ПЛ-19» задерживалась из-за отсутствияштатных дизелей, установленных в 1917 г. на подводный минный заградитель«Краб». На «ПЛ-19» пришлось устанавливать дизеля вдвоеменьшей мощности, по 120 л.с., доставленных из инженерной лабораторииТехнологического института в Петрограде. На воду лодка спущена 24 февраля 1923г. 15 мая 1923 г. «ПЛ-19» переименована в «Политработник» №15. 4 июля 1923 г. на ПЛ «Политработник» поднят военно-морской флаг,11 июля она вступила в строй.
Вавгусте-сентябре 1929 г. лодка посетила Стамбул. В 1930-1931 и в 1936-1938 гг.лодка находилась в капитальном ремонте. 15 октября 1934 г. переименована впоследний раз, лодке присвоено наименование «А-4».
Впериод Великой Отечественной войны принимала активное участие в боевыхоперациях флота. Совершила 15 боевых походов, принимала участие в снабженииосажденного Севастополя. В период ожесточенных боев на рубеже бухта Стрелецкая- мыс Фиолент «А-4» под командованием старшего лейтенанта С.А.Трофимчука трижды прорывалась в Севастополь с грузами для осажденного города. 6марта 1947 г. выведена из боевого состава флота и переоборудована в ПЗС.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Пулемет 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Материальная ответственность работников Трудовая дисциплина Индивидуальные трудовые споры
Реферат Личные права и свободы человека и гражданина в России
Реферат Либеральное и демократическое государство сравнительная характери
Реферат Материальные и процессуальные особенности рассмотрения судами уголовных дел о нецелевом расходовании
Реферат Міжнародне економічне право поняття принципи джерела
Реферат Місце інвестиційного права в системі права України
Реферат Локаут як правове явище
Реферат Міжнародне економічне право
Реферат Материальная ответственность работника 2
Реферат Льготы в системе налогообложения доходов физических лиц
Реферат Личные и имущественные права авторов произведений науки литературы
Реферат Міліція і населення - партнери, Ярмиш
Реферат Міжнародно-правове співробітництво держав з охорони повітряного простору та озонового шару
Реферат Міжнародні неурядові організації як субєкти міжнародного екологічного права
Реферат Материальная ответственность сторон трудового договора 2 Законодательная база