Содержание:
Введение
Глава 1. Творчества Е.В. Тарле на ранних этапах
Глава 2. Второй период творчестваТарле
Заключение
Список литературы
Введение
ЕвгенийВикторович Тарле был выдающимся историком. Его творческое наследие громадно.Исследователи до сих пор точно не установили число работ, написанных им. Понекоторым данным оно превышает 1000. только монографий Евгений Викторовичопубликовал 50, не считая более 120 переизданий. Но количество трудов неглавное, а главное – их качество. Его труды по истории международных отношений,экономики, политики, общественной мысли, культуры разных стран и народов получилипризнание не только у нас в стране, но и за рубежом. По справедливому признаниюмногих советских историков, исследования Тарле отличали не только научнаяглубина, но и блестящая литературно-художественная обработка.
Литературао жизни и творчестве Тарле немногочисленна, таким образом можно говорить обактуальности данной работы. Из произведений биографического жанра внимание читателеймогут привлечь книги Е.И. Чапкевича. Автор много и плодотворно работал надбиографией выдающегося историка. Ещё известен Б.С. Каганович, которыйобстоятельно рассмотрел все этапы его научного становления, дал характеристикуглавных работ историка и привёл отзывы на них как отечественных, так изарубежных исследователей.
Предмет исследования – творчествоЕвгения Викторовича Тарле.
Цель работы – изучениетемы «Творчество Евгения Викторовича Тарле». Поставленная цель определяетзадачи исследования:
-рассмотретьтеоретические проблемы темы «Творчество Евгения Викторовича Тарле»;
-выявить основнуюпроблему темы «Творчество Евгения Викторовича Тарле» в современных условиях;
-показать пути решениявыявленных проблем и сделать расчет путей их решения;
-провести, обозначитьтенденции развития тематики «Творчество Евгения Викторовича Тарле».
Работа состоит извведения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.
Во введении обоснованаактуальность выбора темы, определены предмет, цель и соответствующие ей задачи,охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная ипрактическая значимость.
В обеих главахрассмотрена творческая деятельность Евгения Викторовича на определённых этапахжизни.
Глава 1. Творчества Е.В.Тарле на ранних этапах
Е.В.Тарле был одним из самых популярных и самых плодовитых советских историков. Еготруд был велик, выполнен на протяжении 60 лет творческой жизни. Этот труд,воплощенный в ряде крупных исследований, в многочисленных статьях и рецензиях,количественно исчисляется, вероятно, более чем в тысяче названий общим объемомв несколько сот печатных листов.
Ещебудучи учеником старших классов, он поражал своих учителей и сверстниковисключительной памятью, большой начитанностью и познаниями в области истории ирусской литературы. Предметом его юношеского увлечения был в то время Карлейль,кумир английской аристократии и буржуазии, воспевавший «героическую личность»как созидателя истории. Трудно сказать, что именно привлекало к нему симпатиихерсонского юноши,— вероятно, литературные качества и занимательностьисторического изложения. К счастью, молодой Тарле вскоре освободился от своегоувлечения Кардейлем. Этому способствовало то, что, окончив в 1892 г, гимназию,он в возрасте 17 лет поступил на историко-филологический факультет Киевскогоуниверситета, где сразу отдался серьезным и глубоким занятиям в области историисредних веком под руководством выдающегося ученого профессора И.В. Лучицкого.
Являясьнаряду с Н.И. Кареевым и М.М. Ковалевским одним ив наиболее крупныхпредставителей «русской исторической школы», И.В. Лучицкий глубоко иплодотворно разрабатывал историю аграрных отношений во Франции накануне и впериод буржуазной революции XVIIIв., основываясь при этом на огромном новом документальном материалепровинциальных архивов Франции. Благотворное влияние замечательного киевскогоученого на молодого Тарле трудно переоценить. Уже в те годы, постоянно углубляясвои знания, расширяя свой исторический кругозор и научные интересы, Е.В. Тарлеприобрёл навыки первооткрывателя архивных источников, высокую К технику ихобработки и исследований, мастерство в изложении своих выводов и взглядов.Влияние И.В. Лучицкого первоначально не могло не сказаться и на формированииэтих выводов и взглядов, на общем направлении научных интересов Е.В. Тарле. Если первая статья Е.В.Тарле «Бегины и бегарды»[1],появившаяся в начале 1896 г., представляла собой лишь реферат исследованияанглийского историка Робинсона по истории религиозных союзов XIII в., то следующая статья, «Крестьянев Венгрии до реформы Иосифа II»,уже являлась самостоятельным научным исследованием. Едва ли, однако, можносомневаться в том, что обнаружившийся интерес в этой работе начинающегодвадцатилетнего ученого к истории крестьянства на Западе был пробужден И.В.Лучицким; его влияние заметно также в освещении некоторых важных вопросов,например в оценке общего состояния Франции накануне буржуазной революции XVIII в. Взгляды И.В. Лучицкогосказывались и на более поздних работах Е.В. Тарле. Высоко оценив кандидатское сочинениеЕ.В. Тарле на тему «Пьетро Помпонацци и скептическое движение в Италии в началеXVI века», представленное при окончанииуниверситета в 1896 г., И.В. Лучицкий оставил своего ученика при университете дляподготовки к ученому званию. Через двагода, в 1898 г., Е.В. Тарле впервые выехал за границу для научной работы в архивах,и с тех пор, продолжая свои изыскания в различных направлениях, он ежегодносовершал посадки в страны Западной Европы, пока вспыхнувшая в 1914 г. мироваяимпериалистическая война не лишила его этой возможности.
С первыхже шагов своей самостоятельной научной деятельности Е.В. Тарле обнаружилбольшую разносторонность научных интересов. В больших журнальных статьях икритических обзорах, в кратких рецензиях и энциклопедических заметках онкасался самых различных тем по истории стран Западной Европы: дело Бабефа,Чарльз Парнель, иезуиты, немецкий гуманизм, Леонардо да Винчи, умственная жизньевропейского общества в новое время, история города Афин в средние века,общественное движение в Европе XIX в.,ницшеанство и ого отношение к политическим и социальным теориям европейскогообщества — таковына выборку взятые темы его занятий того периода.
Некоторыеиз его работ, например «История Италии в средние века» и «История Италии вновое время», не являлись результатом большого самостоятельного исследования:несмотря на интересную форму изложения и ряд ценных замечаний, имеющихся в них,эти книги являлись скорее живо, но не очень глубоко написанными очерками,составленными на основе доступной в то время общеисторической литературы.
Гораздобольшее значение для формирования Е.В. Тарле как историка имела его работа«Чарльз Парнель». Она характерна во многих отношениях. Во-первых, уже в этойранней работе Е.В. Тарле показал, что ему совершенно чуждо узкое крохоборчествов науке. Занимаясь специальными вопросами глубоко и конкретно, Е.В. Тарле ужетогда начал подходить к ним с более широких позиций, вырабатывая определенныйвзгляд на исторический процесс развития человеческого общества. Изучая в товремя историю средних веков, он, побуждаемый к тому общественными интересами,одновременно стал заниматься изучением нового и новейшего времени, обращаясь квопросам, которые ему представлялись наиболее важными и актуальными. С тех порэто стало, можно сказать, правилом его творческой жизни. Он всегда обращался ктемам, которые должны были иметь, по его мнению, общественное звучание. Вданном случае ему представлялось весьма поучительным осветить судьбы аграрногодвижения в Ирландии, его успехи и неудачи, осветить национально освободительнуюборьбу ирландского народа против Англии. Во-вторых, в работе «Чарльз Парнель»Е.В. Тарле показал себя подлинным мастером исторического портрета.Впоследствии, совершенствуя это мастерство, он написал биографии Гамбетты,Каннинга, Наполеона I, Талейрана,Витте и наряду с ними создал целую галерею ярких зарисовок — Лассаля и Бисмарка,Бабефа и Гарибальди, Ришелье и Марата, Карла XII и Петра I, Пушкина и Лермонтова, Герцена и Шевченко, Ушакова и Нахимова, Николая I и Пальмерстона, Вильгельма II и Пуанкаре и многих других.
В своемподходе к созданию этих биографий, портретов и зарисовок Е.В. Тарле ничегообщего не имеет ни с Карлейлем, отрывавшим «героев» от «толпы», ни с современнымиавторами психологизированных биографий или биографических романов типа АндреМоруа. Уже работая над биографией Чарльза Парнеля, молодой Е.В. Тарле (емутогда исполнилось 23 года) понял, что эта биография может представлять научныйи общественный интерес только при том условии, если автору удастся решитьглавную задачу — показать, «какие силы создалиблагоприятную почву для деятельности Парнеля и дали этой деятельности смысл ицель». Е.В. Тарле считал, что этими силами являлись «глубокое и хроническоерасстройство Ирландии в экономическом отношении, расовый антагонизм инеобыкновенная яркость социальных контрастов в этой стране», и к своей работеон стремился доказать, что как бы ни были значительны «усилия разума и порывычувства» политического деятеля, они потерпят крах, «если только реальные;общественные силы не могут доставить им достаточной поддержки». Таким образом,приступив на пороге XX в. к созданиюсерии исторических портретов, он справедливо рассматривал эти биографии какочерки и характеристики из истории европейского общественного движения в XIX в.
Было бы,однако, неправильно предполагать, что, разрабатывая биографиизападноевропейских буржуазных государственных и политических деятелей, Е.В.Тарле упускал из виду массовое движение рабочего класса и крестьянства. Но егооценки крупнейших исторических событий как бы раздваивались. С одной стороны,он явно проявлял большой интерес к формам и методам парламентской борьбыбуржуазно-либеральной оппозиции в странах Западной Европы, пытался в каждомконкретном случае проанализировать цели этой борьбы, с удовлетворением отмечаяее успехи и с горечью — ее неудачи. В этом, по-видимому, сказывались егополитические настроения того периода. С другой стороны, как ученый он понималрешающую роль массовых движений в поступательном ходе исторического процесса. Вэтом, по-видимому, сказывались его формировавшиеся в тот период,методологические взгляды. Но эти взгляды также были еще довольно неустойчивы ив некоторых случаях даже противоречивы.
В статье«К вопросу о границах исторического предвидения» Е.В. Тарле пытался доказать,что общая историческая концепция основоположника «научного коммунизма К. Марксаякобы претерпевала ряд глубоких изменений не только в своих отдельныхположениях, но и в своей принципиальной основе, что идея неизбежностиреволюционного преобразования общества под влиянием объективно сложившейсяисторической действительности якобы должна была уступить дорогу идее мирнойэволюции. Но и эту идею, как считал в то время Е.В. Тарле, не следует признаватьвсеобъемлющей и всеобщей в тех «границах исторического предвидения», которыемогут быть установлены наукой об обществе. В конце концов, подводя общий итогсвоих рассуждений на эту тему, Е.В. Тарле пришел к выводу, исполненному,казалось бы, безотрадным скептицизмом: он считал, что до тех пор, пока не будутвыработаны «новые точки зрения и отправные пункты при постановке прогнозов» ипока соответственно не будут добыты новые, доказательные материалы в областистатистики, социальной психологии и т.д., «до тех пор каждый добросовестныйсоциолог признает почти полное свое бессилие, подавляющую ограниченностьпределов предвидения, сводящую почти к нулю практическое значение социальныхпредсказаний». Но в это время в России уже начинался подъем массовогодвижения, революционный марксизм как теория научного социализма стал широкораспространяться в передовых кругах рабочего класса и интеллигенции, многие ужежили в атмосфере предчувствия приближающейся революционной грозы. В этихусловиях статьи Е.В. Тарле, проникнутые духом эволюционизма и скептицизма,свидетельствовали лишь о том, что ее автор подпал под влияние П.В. Струве,перенесшего реформистские идеи Бернштейна на почву российской действительности.
Но в тоже время Е.В. Тарле как историк обнаружил и более глубокое, и более правильноепонимание марксизма как науки: в условиях, когда марксистская литература быланелегальной, он нашел способ приблизиться к мысли о том, что изучениезакономерностей исторического развития имеет большое практическое значение вборьбе прогрессивных сил за победу новых форм общественной и политическойжизни. В одной из забытых ныне статей «Чем объясняется современный интерес кэкономической истории»[2]Е.В. Тарле еще ставит под сомнение значение и ценность историческогоматериализма как философской системы, но уже полным голосом утверждает, чтомарксизм «как метод… дал и продолжает давать весьма плодотворные результаты».И далее, признавая, что именно марксизм выдвинул вопрос о первенствующемзначении исследования экономических закономерностей развития человечеcкого общества, Е.В. Тарле писал:«Очень любопытное в сущности в истории мысли явление: одна из старейшихсокровищниц человеческого знания — история — до последних десятилетий былалишена или почти лишена гнетуще необходимого вклада; она не давала понятия отом, как жили, чем питались, в чем друг от друга зависели сотни и сотнимиллионов, которые в течение (исторических) тысячелетий, собственно, и «делали»историю»[3].Разумеется, Е.В. Тарле тут имел в виду старую буржуазную историографию.«Теперь,- заключал он, этот бьющий в глаза пробел начал заполняться...»[4]Нужно добавить, что впоследствии сам Е.В. Тарле приложил немало труда, чтобысвоими исследованиями экономической истории нового времени по ряду вопросов заполнитьэтот пробел. По нужно отметить еще два важных обстоятельства. По мерных, ужетогда Е.В. Тарле приблизился к мысли, что именно народные массы — «сотни и сотни миллионов», — собственно, и «делали» историю, т.е. являлись ее настоящимитворцами. Во-вторых, он понял общественно-политическое значение исследований вобласти истории, в особенности экономической истории. От ученых «ищут света, — писал он, — который озарилбы не только темные, глухие дебри прошлого, но хоть отчасти бросил бы отблеск ина еще более темное будущее. В этой области, —заключал он, — люди знания и люди практическойдеятельности особенно солидарны»[5].
Такимобразом, от скептицизма, как мы видим, в этой статье не осталось и следа.Наоборот, молодой Е.В. Тарле проникнут здесь живой верой в творческую силу масскак созидателей истории, проникнут пониманием общественно-политическогозначения исторической науки. Понимание того, что «общественные науки, по самойприроде своей, тесно связаны с общественной жизнью и практически итеоретически»[6],привело его к размышлению о связи общественных дисциплин, в частностиисторической науки, с деятельностью публициста, «желающего прийти к твердым иобоснованным выводам относительно хаотической массы явлений текущейдействительности»[7].Еще в 1902 г. Е.В. Тарле выступил со статьей «Из истории обществоведения вРоссии», в которой стремился доказать необходимость этой теснейшей связи.«Публицист, широко глядящий вперед, и, прежде всего, искренно, а нена бумаге только волнующийся противоречиями и несообразностями жизни, всегдасклонен,— писал он,— на помощь себе привлечь социологию» (он имел в видусовокупность общественных наук). Он считал, даже, что в некоторых случаяхпублицистика выступает не в качество пассивного ученика общественных наук, а вкачестве активной силы, помогающей этим наукам и во всяком случае идущей «рукаоб руку с ними». И далее с молодым задором он издевался над теми, кто, считаясебя жрецами науки, отрицает связь с ней публицистики: «Иное «ученое» ничтожество,—писал он,— с важностью заявит, чтопублицист не способен оказать науке услуги уже потому, что он «публицист»(самое это слово тут приобретает сугубо презрительный смысл); будет упомянуто о«коренной разнице» между «природой» публициста и «природой» ученого и т. д.»[8].Приведя в качестве примера имена крупных ученых, которые были и учеными, ипублицистами (Моммзена, Вирхова, Ламанского, Кавелина и др.), он отмечает, что«никакой «двойственности» в их природе констатировать нельзя, никакого ущербанауке от этих публицистических занятий не произошло… Но так уж,— писал ондалее, повелось на свете: Моммзен публицистикой не брезгует, а какое-нибудьничтожество, всю свою жизнь излагающее Моммзена с кафедры своими словами,топорщится от пренебрежения при одном упоминании о «публицисте» [9].В заключение Е.В. Тарле утверждал, что «между наукой и публицистикой существуетне случайная, но глубокая и органическая связь при всём видимом различии в поленаблюдения и методах работы», и призывал к тесному содружеству междупублицистами и тружениками обществоведения, «одинаково дорогого и нужного и им,и ему» [10].
Следуетотметить, что на протяжении всей своей деятельности Е.В. Тарле следовал этомупризыву: многие его научные работы написаны в духе лучших традиций русскойпублицистики. Е.В. Тарле был, в частности, отличным знатоком Герцена, и, чтохарактерно для его литературных вкусов, так же безмерно его любил, как и М.Ю.Лермонтова.
Неприходится сомневаться в том, что на формирование идейных взглядов того периодаи на публицистичность многих-работ Е.В. Тарле немалое влияние оказало егоучастие в начавшемся тогда революционном движении. Трудно сказать, состоял лиЕ.В. Тарле в революционной организации. По свидетельству его сестры М.В.Тарновской, он был в то время связан с социал-демократическими кружками.Однажды он был арестован царскими властями; не имея, однако, против негосерьезных улик, они были вынуждены его освободить, хотя и продолжали считать«неблагонадежным». Не став на позиции последовательного, революционногомарксизма, Е.В. Тарле, тем не менее, испытывал влияние марксизма и техподнимающихся общественных сил, которые явились носителями социалистическихидей. Все это пробудило у него интерес к истории социалистических идей, начинаяс их наиболее ранней, угони ческой стадии развития.
Работаяв Британском музее в Лондоне, а также в университетских библиотеках Киева и Варшавы, Е.В. Тарле обратился кизучению «Утопии» Томаса Мора, поставив перед собой задачу «хоть немногопосодействовать более твердой постановке этого трудного вопроса об отношенияхмежду исторической практикой и теорией...». Он стремился далее показать, чтоидея «Утопии», в осуществимость которой сам Томас Мор никогда не верил, имелаглубокие корни в экономической жизни Англии той эпохи. Изучение этих реальныхисторических связей между экономическими условиями развития общества исоциалиста ческой идеей, даже утопического характера, он рассматривал каксерьезную задачу актуального значения: «При свете изучения эпохи и деятельностиТомаса Мора, — писал он, — историки и обществоведы могут добыть некоторые методологическиенити, которые хоть отчасти в состоянии будут помочь трудному делу анализапричин изменений в сложных общественных учениях прошлого и настоящего» [11].Таковы были мотивы, побудившие Е.В. Тарле написать труд «Общественные воззренияТомаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени». Этот труд,представленный в качестве магистерской диссертации, вначале вызвал серьезныенарекания в университетской среде.
Критикабросила автору ряд упреков по линии использования им источников. Диссертациявсе же была защищена (в 1901 г.) в Киевском университете. Опубликованная в видеотдельной книги, она вызывала живой общественный интерес. Л.Н. Толстой в письмек Е.В. Тарле дал ей высокую оценку.
Черездва года, в 1903 г., Е.В. Тарле стал приват-доцентом С.-Петербургскогоуниверситета, в стенах которого, с некоторыми перерывами, он проработал почтидо конца своих дней. Здесь в полной мере раскрылся его ораторский талант. Еголекционные курсы, являвшиеся результатом большой самостоятельнойисследовательской работы, яркие по форме, своеобразные по манере изложения,неизменно привлекали огромную аудиторию студенческой молодежи всех факультетов.Читая лекции в свободной манере, как бы ведя беседу с аудиторией, Е.В. Тарлепоражал слушателей своей эрудицией и памятью; он легко и просто называл новые иновые факты, цитировал тексты документов в их порой неожиданных сочетаниях ипротивопоставлениях. Никогда не прибегая к каким-либо внешним ораторскимэффектам, он умел захватывать слушателей живым, волнующим рассказом, будившимих мысль и раскрывавшим широкие и неизведанные исторические горизонты. Егоречь, вовсе не гладкая, но всегда образная и точная, изобиловала деталями,которые в совокупности создавали общую картину, наглядную и убедительную. Так,слушатели подготовлялись к обобщениям и выводам, которые, казалось им,рождались в их голове сами собой.
В периодпервой русской революции 1905—1907 гг. Е.В. Тарле читал курсы, особенносозвучные настроениям студенчества,— курсы по истории французской буржуазнойреволюции XVIII в. и по истории чартистского движенияв Англии. 18 октября 1905 г. вместе со студенческой молодежью он участвовал вдемонстрации и оказался среди жертв в результате нападения царских войск: получивудар саблей по голове, облитый кровью, он был отвезен в больницу. В Петербургеразнесся тогда слух, что Е.В. Тарле убит, и в одной из газет появился далеенекролог, к счастью, весьма и весьма преждевременный. Поправившись послеранения, Е.В. Тарле снова приступил к чтению лекций, носивших явнопропагандистский характер, и в то же время стал печатать ряд яркихпублицистических работ на исторические темы. Его очерки «Падение абсолютизма вЗападной Европе» и его статьи о декларации прав человека и гражданина, оботделении церкви от государства во Франции, о роли студенчества в революционномдвижении Европы в 1848 г. и другие — все это являлось боевыми выступлениямипередового представителя русской университетской науки, все это имелоопределенную целенаправленность в борьбе против царского самодержавия.
То былпериод, когда российский рабочий класс, проявив высокую сознательность ипролетарскую организованность, своими героическими выступлениями показал миру,что центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию.Нельзя утверждать, что Е.В. Тарле тогда понимал всемирно-историческую рольроссийского пролетариата, и тем более что он разделял последовательно-революционныевзгляды его авангарда — партии. Но он был первым представителем русскойуниверситетской науки, который в период народной революции 1905—1907 гг.задумался над исторической ролью рабочего класса и понял, как важно исследоватьисторию этого революционного класса, начиная с первых шагов его формирования. Ис этого времени Е.В. Тарле надолго посвятил себя изучению истории и предысториипролетариата; в особенности его заинтересовал вопрос о положении и ролирабочего класса Франции в период буржуазной революции XVШ в. Он отправляется во Францию, работает там во многихархивах, извлекает новые документы и уже в 1907 г. публикует исследование«Рабочие национальных мануфактур во Франции в эпоху революции (1789—1799 гг.)».Через два года (в 1909 г.) он публикует первую часть нового, еще более крупногоисследования «Рабочий класс во Франции в эпоху революции», исследования,которое в 1911 г. завершается изданием второй части. В том же году он блестящезащищает это двухтомное исследование как диссертацию и получает звание доктораисторических наук.
Ужепервая из этих работ привлекла к себе внимание как в России, так и за рубежом.Это объяснялось прежде всего новизной темы и направлением исследования. Правда,вопрос о национальных мануфактурах во Франции, в частности в период буржуазнойреволюции XVIII в., уже был разработан в историческойлитературе (например, исследования Henry Havard'a и М. Vachon'a, Lacordaire, Gamier), однако вопрос о положении рабочих в национальныхмануфактурах в лучшем случае освещался лишь косвенно, с точки зрениятехнической. Заслуга Е.В. Тарле в данном случае состояла в том, что он,тщательно изучив огромный, никем не использованный архивный материал, впервые висторической литературе разработал этот вопрос в целом. Заполнив, таким образомизвестный пробел, он выполнил важную задачу, носившую, однако, частный характер.Тем большее научное и принципиальное значение имела его вторая работа «Рабочийкласс во Франции в эпоху революции».
Значениеэтой работы заключалось в том, что в отличие от своих предшественников — И.В.Лучицкого, Н.И. Кареева и М.М. Ковалевского, этих блестящих представителей«русской исторической школы», разрабатывавшей преимущественно историю аграрныхотношений и крестьянства во Франции накануне и в период буржуазной революции XVIII в., — Е.В. Тарле в центре своегоисследования поставил изучение истории нового класса, предпролетариата ипролетариата. Было бы неверно утверждать, что этим самым он отошел от традиций«русской исторической школы»[12].Наоборот, будучи учеником И.В. Лучицкого, о котором он всегда сохранялблагодарную память, он самым тесным образом примыкал к ней; свидетельством томуявляется его постоянный интерес к проблемам экономической истории социальныхдвижений во Франции в эпоху буржуазной революции XVIII в., а также усвоенная им высокая техника исследованияи обработки новых исторических документов, которые он умел искать и находить внедрах французских архивов, парижских и провинциальных. Но Е.В. Тарле пошелдальше своих предшественников. Последние усматривали свою наиболее актуальнуюзадачу в исследовании истории аграрных отношений. Только некоторые из них (М.М.Ковалевский) частично касались и вопросов, связанных с историей французскогорабочего класса в период буржуазной революции XVIII в. И в западноевропейской историографии (исследованияЛевассера, Жореса и др.) эти вопросы находили частичное или косвенноеосвещение. Заслуга Е.В. Тарле заключалась в том, что он впервые в историческойнауке на основе тщательного изучения огромных пластов вновь открытых им архивныхисточников создал большую специальную монографию о положении рабочего класса воФранции в ту историческую эпоху, когда буржуазия была еще способна совершитьсвою великую революцию. Таким образом, выйдя за рамки проблематики «русскойисторической школы», Е.В. Тарле тем самым внес свой крупный вклад в развитиеэтой школы. Еще более важное значение, имело то, что в отличие от своихпредшественников Е.В. Тарле писал эту работу, испытывая влияние методологиимарксизма. Однако в ряде общих и конкретных вопросов он явно находился такжепод влиянием «русской исторической школы», следуя которой, он, например,преувеличивал роль мелкого производства им Франции накануне революции. С точкизрения современного уронив исторических знаний и марксистско-ленинской методологиив труде Е.В. Тарле «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» имеются идругие спорные или устаревшие положения. Тем не менее, этот труд, являвшийсяпервым большим и серьезным монографическим исследованием на эту тему, до сихпор сохраняет свое не только историографическое, но и научное значение.
Едвазакончив этот труд, Е.В. Тарле приступил к изучению истории Франции и Европы впериод господства Наполеона.
Приближаласьстолетняя годовщина Отечественной войны русского народа против Наполеона, и Е.ВТарле, всегда чуткий к общественным интересам читателей, отозвался на юбилей1812 г. рядом исторических статей («Возвращение Наполеона» в многотомномсборнике «Отечественная война и русское общество», «Экономические отношенияФранции и России при Наполеоне I» идр.). Но главные его усилия были направлены в это время на монографическуюразработку экономической истории Европы в эпоху наполеоновского владычества.Проявляя необычайную энергию, он интенсивно работает и Национальном архиве вПариже, в архивах департаментов Устья Роны и Нижней Сены и Роны, в архивеЛионской торговой палаты, в лондонском «Record office», в Гаагском государственном архиве, вГосударственном архиве в Гамбурге, в рукописном отделе Гаагской королевскойбиблиотеки, в Гамбургской коммерческой библиотеке, в Национальной библиотеке иПариже, в Британском музее и в королевской библиотеке и Берлине. На основанииогромного добытого им материала Е.В. Тарле опубликовал в 1913 г. новый большойтруд «Континентальная блокада», в котором дал глубокий и всесторонний анализсостояния промышленности и внешней торговли Франции в период, когда Наполеонстремился подорвать экономическую мощь Англии и тем самым утвердить гегемониюфранцузской буржуазии на европейском континенте. При этом Е.В. Тарле показал, каковыбыли экономические причины, определившие крах наполеоновской системыконтинентальной блокады. И эта фундаментальная работа, единственная в своемроде в мировой историографии вопроса, привлекла к себе внимание как в России,так и за рубежом.[13]
В 1913г., выступив на международном конгрессе историков в Лондоне с докладом на тему«Экономические последствия континентальной блокады», Е.В. Тарле как бы подвелитог своим только что завершенным исследованиям в этой области, и тотчас женачал готовить новые работы по смежным темам. Накануне первой мировой войны онуспел опубликовать в Германии небольшое исследование о германско-французскиххозяйственных отношениях во времена Наполеона и уже во время войны (в 1916 г.)завершил этот цикл исследований новой монографией «Экономическая жизнькоролевства Италии в царствование Наполеона I». В совокупности эти труды следует расценивать как крупныйвклад русской науки в мировую историографию вопроса. Но этим их значение неограничивается: время показало, что эти исследования Е.В. Тарле поэкономической истории Франции и Европы в период наполеоновского владычестваоказались фундаментом, опираясь на который он мог создать и ряд блестящих работпо политической, дипломатической и военной истории того периода.
Следуетотметить еще одну важную черту в деятельности Е.В. Тарле: углубляясь вмонографическую разработку какого-нибудь большого исторического вопроса, онникогда не прерывал своей педагогической деятельности: с 1913 г., оставаясьприват-доцентом С.-Петербургского университета, он стал профессоромуниверситета в Юрьеве (ныне Тарту), пока в 1917 г. не был избран профессоромПетроградского университета. При этом он находил время, чтобы выступать впечати с работами на самые разнообразные темы: «Была ли екатерининская Россияэкономически отсталой страной?», «Политические движения в Испании и Италии в1820—1823 гг.», «Статьи Добролюбова об итальянских делах», «ВосстаниеНидерландов против испанского владычества (1567—1584)», о романе Э. Золя«Ругон-Маккары» — таковы некоторые из многочисленных тем, которыми он занималсянакануне войны 1914 г.
Но вотначалась первая мировая война, и в творческой жизни Е.В. Тарле выявляются новыечерты и новые интересы. Завершая свой ранее начатый большой труд поэкономической истории Европы в период континентальной блокады, Е.В. Тарлеодновременно все больше начинает интересоваться вопросами истории международныхотношений и внешней политики европейских держав. В самом начале войны онвыступает со статьей.
Кистории русско-германских отношений в новейшее время», печатает острую рецензиюна книгу реакционного немецкого публициста Шимана, близкого к руководящимкругам «Пангерманского союза», затем печатает статьи по истории военных блоков«перед великим столкновением», по вопросу о роли эльзас-лотариыгского вопросав возникновении войны 1914 г. и др. В 1917 г., после Февральской революции нРоссии, он на основе обнаруженной переписки Вильгельма II с Николаем II(1904—1906 гг.) пишет статьи по дипломатической истории русско-германскихотношений в период русской революции 1905 г. Во всем этом проявляется, преждевсего, его публицистический темперамент. По самому характеру своему Е.В. Тарлепросто не мог не отозваться на событие такой огромной исторической важности,каким явилась всемирная война 1914—1918 гг., поглотившая миллионы человеческихжизней.
Нужно,однако, констатировать, что как историк и публицист Е.В. Тарле в то время ещене понял ни подлинного характера войны, ни тех исторических путей, которыемогли привести к ее прекращению и к предотвращению новой войны. Он не понималеще тогда, что война, вспыхнувшая в 1914 г., носила империалистический характерсо стороны обоих воюющих лагерей как австро-германского блока, так и англо-франко-русскойАнтанты, и что имелся только один путь — революционный путь борьбы противимпериалистической войны и ее поджигателей. Избежав крайнего шовинизма ианнексионизма, Е.В. Тарле разделял настроение буржуазно-либеральнойинтеллигенции и стоял на позициях оборончества. Его статьи того времени былипроникнуты не антиимпериалистическим, а односторонне-антигерманским духом. Ониотнюдь не свидетельствовали о том, что автор был подготовлен к правильномувосприятию и глубокому пониманию величайшего события, вырвавшего Россию изпучины кровопролитнейшей войны, освободившего ее от оков империализма иоткрывшего новую эпоху во всемирной истории человечества.
Глава2. Второй период творчества Тарле
Когдагрянула Великая Октябрьская социалистическая революция, в России среди деятелейуниверситетской науки было немного людей, которые подобно К. Тимирязеву,замечательному естествоиспытателю и мыслителю, сразу, решительно и сознательновстали бы на сторону победившего пролетариата и трудящегося крестьянства. Е.В.Тарле не был в их числе. Не являясь сторонником революционного марксизма, незнакомый с ленинизмом, он первое время находился в состоянии некоторогосмятения, а его творчество как бы вступило в полосу кризиса. Замечательный ивсегда деятельный исследователь, блестящий публицист, он в течение несколькихлет после революции не мог найти ни одной крупной темы, достойной разработки, ав течение 1920 г.— единственный случай в его биографии — он вообще ничего непубликует, если не считать текста лекции на тему «Национальный архив в Париже».
В 1921г. Е.В. Тарле избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, ипоследующие несколько лет продолжают быть для него годами большой внутреннейработы, колебаний и исканий, когда он то пытается понять смысл и величиесобытий, происходящих в России, сопоставляя их с событиями буржуазной революцииXVIII в. во Франции, то публикуетисторические статьи и подборки документов, столь тенденциозные, что, нетсомнения, он и сам впоследствии никогда не счел бы возможным их переиздать. Вте годы Е.В. Тарле никак не предполагал, что именно тогда, когда он, преодолеввнутренние смятения и сомнения, окончательно встанет в ряды деятелей новой,социалистической культуры, именно тогда в его жизни начнется большая, самаясчастливая полоса: его творчество, обогащенное новым идейно-политическимсодержанием и отданное служению народу, расцветет с новой силой, приобрететновый смысл и получит признание самых широких кругов советского народа.
Внутреннийкризис преодолевался медленно, но все же преодолевался. Теперь, обозревая трудыЕ.В. Тарле первых послереволюционных лет, можно почти наглядно проследить,каковы были те проблемы, на разработке которых совершился новый взлет еготворчества в советский период. Находясь под свежим впечатлением мировойимпериалистической войны 1914— 1918 гг., стремясь осмыслить ее результаты,возмущенный Версальским империалистическим миром, в системе которого, как онпонимал, уже была заложена и тлела опасность новой империалистической войны, онобратился к изучению самых актуальных, самых жгучих проблем международнойжизни.
В 1922г. он публикует небольшую работу «Три катастрофы»[14],в которой проводит интересное сопоставление Версаль ского мира с Тильзитским иВестфальским. Тут сказался историк и публицист одновременно. Вслед за этимпоявляются его несколько статей по дипломатической истории нового времени. Вкратком популярном очерке он стремится дан. широкому читателю общеепредставление об исторических судьбах Европы на протяжении столетия — отВенского конгресса до Версальского мира. Он откликается на самые последниесобытия в международной жизни Европы, стремится дать историческую оценкусобытиям, связанным с политикой французского империализма, направленной к расчленениюГермании путем захвата Рура, событиям, происшедшим в Германии в связи с рурскимкризисом, и многим другим. Одновременно он интенсивно занимается изучениемновых документов, извлекаемых из советских архивов, по истории международныхотношений в период первой мировой войны и ее подготовки. Работая в «Библиотекевеликой войны», в Венсенском замке (близ Парижа), где была собрана огромнаялитература источников по истории первой мировой войны и послевоенного периода,он задумал написать очерки (в нескольких частях) но истории Европы напротяжении от 70-х годов XIX в.до последнего времени (т. е. 1928 г.) и отдельную монографию по историирабочего движения во время мировой войны 1914 — 1918 гг. Полностью осуществитьэту задачу ему не довелось, но и то, что было сделано, являлось большим вкладомв советскую историческую науку: его труд «Европа в эпоху империализма 1871 —1919 гг.» является обобщением огромного фактического материала о первой мировойимпериалистической войне, ее исторических корнях и зловещих итогах.
В этойкниге имеется ряд спорных и даже неверных положений, одни из которых связаны стем, что автор не до конца продумал, понял и усвоил ленинскую теориюимпериализма, а другие — с тем, что автору еще не были известны многие архивныедокументы и публикации. Нельзя, однако, забывать, что книга Е.В. Тарле былапервой и до сих пор остается единственной в советской историографии книгой, вкоторой дается яркое, живое и последовательное повествование о событиях,представляющих и в паше время большой актуальный интерес: народы должны знать,говоря словами В.И. Ленина, ту тайну, «в которой война рождается» [15].И хотя Е.В. Тарле не удалось в этой книге в полной степени раскрыть глубокиеэкономические и классовые пружины, породившие первую мировую империалистическуювойну, но он сумел обнажить многие стороны империалистической дипломатии,показать те методы, которые применялись ею в ходе подготовки и развязываниявойны, а также в ходе самой войны за передел мира. Книга «Европа в эпохуимпериализма 1871 — 1919 гг.» (в особенности второе дополненное издание,вышедшее в свет в 1928 г.) являлась свидетельством продолжающегося процессаглубокой идейно-политической перестройки Е.В. Тарле путем активного,творческого вторжения в разработку вопросов новой и новейшей истории,представлявших самый актуальный, животрепещущий интерес.
Важнымсвидетельством творческого обновления Е.В. Тарле после нескольких летразмышлений и колебаний явилось и то, что, вернувшись к своей старой теме,—истории французского пролетариата, он задумал исследовать не только егоэкономическое положение, но и истоки, и формы его массового революционногодвижения. В 1928 г. Е.В. Тарле избирается действительным членом Академии наукСССР. В том же году он публикует монографию «Рабочий класс во Франции в первыевремена машинного производства...». Эта работа, являющаяся продолжением егоработ о рабочем классе во Франции в эпоху буржуазной революции XVIII в. и соответствующих частей егокниги о континентальной блокаде, охватывает период от конца Империи довосстания ткачей в Лионе — первого самостоятельного восстания рабочих воФранции.
ИсторияЛионского восстания тогда еще не была разработана советскими исследователями, идаже во французской историографии история рабочего класса во Франции в периодРеставрации, Июльской революции и восстания в Лионе осталась обойденной. Е.В. Тарлеявился первооткрывателем сокровищ, хранящихся во французском Национальномархиве по этому вопросу, сокровищ, о которых, как он установил, никто изписавших о французских рабочих не имел никакого представления. На основе этихновых исторических документов он воссоздал картину промышленного развитияФранции в первой трети XIXв., картину страшных страданий рабочего класса, придавленного чудовищнойэксплуатацией, голодом и нищетой, показал выступления рабочих против машин,начальные формы и уровень рабочего движения в провинции и в Париже,политические настроения рабочего класса и его первые организации, и, наконец,показал не понятое никем из современников значение революционного выступлениялионского пролетариата и в 1831 г. Таким образом, исследование Е.В. Тарле нетолько выполнило брешь в историографии вопроса, но и раскрыло принципиальнуюисторическую важность разработанном им темы. «Не забудем,— писал он,— что французскомурабочему классу выпала на долю громадная роль во всех революционных движенияхсредних десятилетий XIX века; не забудем огромною значенияпервого во всемирной истории чисто рабочего революционного восстания в Лионе в1831 г. Не зная сколько-нибудь точно и обстоятельно истории рабочего класса воФранции, нельзя ровно ничего понять ни в Лионском восстании, ни в историисоциализма, как он сложился во Франции к тридцатым годам и в начале тридцатыхгодов XIX в., нельзя просто попять всейфранцузской истории, поскольку рабочий класс столицы оказывался всегдаавангардом революции»[16].Отныне наряду с историей международных отношений и дипломатии капиталистическихдержав история массовых революционных выступлений пролетариата ипредпролетариата становится ведущей темой научно-исследовательской ипедагогической деятельности Е.В. Тарле.
Наиболеекрупным достижением в этом направлении, несомненно, является небольшая, ноочень насыщенная материалом монография «Жерминаль и Прериаль», посвященнаяпоследним массовым выступлениям «плебейских» предместий Парижа в эпохуфранцузской буржуазной революции XVIIIв.Даже среди других работ Е.В. Тарле эта работа отличается своимивысокими художественными достоинствами. Но ее главное достоинство состоит вновом подходе к характеристике, анализу и оценке массовых выступлений рабочих иплебейских масс; это свидетельствовало о том, насколько сильно и благотворностало влияние на творческую деятельность Е.В. Тарле марксистско-ленинскойметодологии и идей научного коммунизма. Отмечая, что революционные массы втрагические дни Жерминаля и Прериаля не имели «чего бы то ни было похожего насвою рабочую партию, на свою политическую организацию, своих классовых вождей,на свою планомерную тактику», Е.В. Тарле далее писал: «Но в истории мировогопролетариата эти дни занимают огромное и навеки памятное место, хотя, конечно,это было вовсе не чисто пролетарское восстание: это было восстание столичнойплебейской массы, в которую рабочие входили лишь как одна из составных частей.За всю историю французской революции нельзя назвать ни одного революционноговыступления, которое до такой степени было бы именно выступлением (изначительным по своим размерам выступлением) неимущих против имущих». Отмечая«резко классовый характер» выступления неимущих и показав, почему этовыступление было обречено на неудачу, Е.В. Тарле заключает: «В дни победрабочий класс не должен забывать историю своих героических поражений».
Так могписать лишь ученый, окончательно понявший всемирно-историческую миссию рабочегокласса, ученый, который свой собственный труд стал рассматривать как посильныйвклад в великое дело, осуществляемое под руководством рабочего класса и егопартии.
Научнаяи публицистическая деятельность Е.В. Тарле в этот период свидетельствует о том,что он жил напряженной жизнью советского народа, его буднями и радостями, еготревогами и постоя иной готовностью к борьбе. Когда советская научнаяобщественность отмечала 150-летие французской буржуазной революции XVIII в., Е.В. Тарле выступил с докладамии статьями, в которых на исторических примерах показал, какую великуюспасительную роль может играть революционная энергия масс, помноженная насвященную силу патриотизма. Вместе с академиком В.П. Волгиным он возглавилкрупное научное начинание — подготовку большого коллективного труда советскихученых «Французская буржуазная революция 1789—1794 гг.». Когда широкие массысоветского народа обсуждали проект Конституции Советского Союза, Е.В. Тарле всвоих статьях и докладах, проводя интересные исторические сопоставления,убедительно доказывал преимущество социалистической демократии над буржуазнойдемократией. Когда начала надвигаться угроза со стороны немецкого фашизма, Е.В.Тарле считал своим патриотическим долгом активно содействовать разоблачениюфашистской идеологии и тех исторических «концепций», которые создавались вцелях апологии или прикрытия фашистской агрессии и подготовки новой войныпротив народов Советского Союза и других миролюбивых народов, европейских инеевропейских. С трибуны научной сессии, посвященной 120-летней годовщине содня основания Ленинградского государственного университета, он выступил (вапреле 1939 г.) с докладом о фашистской фальсификации исторической науки вГермании. Вслед за этим он выступил с большой работой «Восточное пространство»и фашистская геополитика», в которой ил большом материале немецко-фашистской«геополитики» разоблачил методы и цели этой лженауки, тем более вредной иопасной, что она пыталась теоретически и практически обосновать агрессивныепланы германского империализма в интересах утверждения его господства в Европеи во всем мире.
Ещераньше (в 1936 г.) Е.В. Тарле опубликовал свою книгу «Наполеон», согретуючувством глубокого патриотизма и любовью к русскому народу, поднявшемуся паборьбу против французского завоевателя. Эта книга, как и его другая книга«Нашествие Наполеона на Россию», имела особое значение во многих отношениях.Написанные ярко, талантливо, с огромным знанием общих и конкретных историческихпроблем и с великолепным ощущением всей атмосферы той эпохи, обе эти книгистали пользоваться большим и шумным успехом, как в Советском Союзе, так и зарубежом. Они во многом отличаются от того, что было создано буржуазнойисториографией о Наполеоне и наполеоновских войнах. Нужно было пробить толщуреакционных легенд и лакированной лжи, созданную в течение многих и многихдесятилетий, чтобы, дав справедливую историческую оценку Наполеона как военногодеятеля, раскрыть контрреволюционную и захватническую сущность его политики. Сдругой стороны, нужно было преодолеть те сухие, безжизненные, социологическиесхемы, которые одно время бытовали в советской исторической науке, Е.В. Тарлекак историк всегда был не только чужд, но и враждебен ко всяким проявлениям«социологизма», в особенности вульгарного. Он всю жизнь работал на конкретномисторическом материале, его силы казались неистощимыми, когда дело шло орозыске нового материала, он умел даже, казалось, в мертвый, покрытый архивнойпылью исторический документ вдохнуть живую жизнь и представить читателямрезультаты своих исследований как увлекательное историческое повествование.
Старый иопытный мастер исторического портрета, он и в этих книгах создал целую галереюпортретов исторических деятелей — от Наполеона и Кутузова до начальникапартизанского отряда крестьянина Ефима Четвертакова. Как настоящий художник онсумел в этих портретах воплотить не только присущие им личные черты. Точно также, как в эпизодических фигурах Четвертакова или Курина нетрудно увидетьприродный ум, простоту и удаль русского крестьянина, готового отдать своюжизнь, чтобы постоять за Родину, в фигуре Наполеона со всеми присущими емуличными качествами, положительными и отрицательными, можно увидеть то, что былоприсуще молодой, пришедшей к власти, французской буржуазии, самоуверенной,умной, охваченной страстью к обогащению, завоеванию и господству. И тем неменее в портрете главного персонажа книги 0 Наполеоне имеется существенныйизъян: автору не удалось избежать некоторой идеализации французского императора.Этот изъян является результатом двух влияний: во-первых, сложившихся традицийбуржуазной историографии и, во-вторых, той атмосферы культа личности, в которойписались эти работы. Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, книги«Наполеон» и «Нашествие Наполеона на Россию» сыграли большую положительную рольв патриотическом воспитании широких кругов советского народа. Они напоминали инапоминают о великих уроках истории и о судьбе, которая неминуемо ожидает всех,кто одержим безрассудной идеей покорить народы России. Эти книги имели и до сихпор имеют большое политическое звучание.
Неменьшее значение имеют работы Е.В. Тарле, посвященные разоблачению буржуазной иимпериалистической дипломатии. Блестящие по форме, каждая из них заключает всебе острую идею, которая разит врагов. Апологеты буржуазной дипломатии немалопотрудились над тем, чтобы поднять Талейрана па высокий исторический пьедестал.Воспевая дипломатические подвиги и мудрость непревзойденного ренегата, онипризывают современную империалистическую дипломатию учиться у пего. КультТалейрана, созданный французской буржуазной историографией, впоследствиираспространился и в американской историографии, и Е.В. Тарле показал, в чемпричины этого явления: «Деятельность Талейрана,— писал он, — принадлежит нетолько истории, но и современности. На мировой арене действует еще дипломатия,до сих пор… признающая (и очень откровенно при случае провозглашающая) князяТалейрана достойным образчиком для подражания. И не только практическаядипломатия, но и историческая наука в Европе и Америке не устает популяризоватьэтот культ»[17].В своей книге «Талейран» Е.В. Тарле развенчал этот культ и не только низвергэтого отца буржуазной дипломатии с пьедестала, но и до конца обличил этурастленную историческую фигуру, показав, кого буржуазная дипломатия избраласвоим героем, Тем самым он нанес удар по беспринципности и своекорыстию,которые составляют классовую суть и современной империалистической дипломатии. Е.В.Тарле отлично понимал, что времена безраздельного господства буржуазнойдипломатии уже отошли и что в мире все более возрастающее влияние принадлежитдипломатии нового типа, выражающей интересы социалистического общества ипостроенной на иной, противоположной принципиальной основе. «Советская дипломатия,- писал Е.В. Тарле, — выводящая мировую международную политику на совсем новые,светлые пути, боролась в прошлом и продолжает бороться в настоящем заустранение из практики международных отношений того принципа вечной «войны всехпротив всех», который лучше всего выражается лаконическим афоризмом ТомасаГоббса: «Человек человеку волк» (homo homini — lupus est). Талейран — деятель того времени, когда этот принципеще вполне и невозбранно господствовал. Буржуазная революция 1789 г., стольмного изменившая, этого принципа традиционной дипломатии ничуть не пошатнула ине могла пошатнуть. Менялись постепенно цели, по-своему «совершенствовались»методы, но принципы оставались в полной силе, потому что не менялись основыдипломатической борьбы при господстве социально-экономического строя классовогообщества» [18].
Какпостепенно менялись эти цели в политике и дипломатии европейских держав впериод домонополистического капитализма, от начала наполеоновских войн иВенского конгресса до франко-прусской войны и франкфуртского мира 1871 г., Е.В.Тарле показал в написанных им работах коллективного труда советских историков«История дипломатии» (т. I).Что касается методов буржуазной дипломатии, то Е.В. Тарле этому большому исложному вопросу посвятил специальный раздел («История дипломатии», т. III, глава «О приемах буржуазнойдипломатии»). При этом он справедливо напоминает, что «как и в военном деле, вдипломатии капиталистического мира стратегия и тактика необычайно разнообразныи индивидуальны. Если не очень легко определить основные линии даже обширной,рассчитанной на более или менее длительный период дипломатической стратогемы,то подавно трудно проследить порой весьма причудливые извивы и задачидипломатической тактики, меняющейся не только каждый день, но иногда и втечение нескольких часов». Характеризуя лишь основные приемы, Е.В. Тарле паконкретных исторических фактах и материалах убедительно показал, как буржуазнаядипломатия прикрывала агрессию в одних случаях мотивами «обороны», а в другихслучаях якобы «бескорыстными», «идейными» мотивами. Он показал, как маскамиролюбия используется в империалистических целях и как агрессивные замыслымаскируются пропагандой борьбы против «мирового коммунизма» и Советского Союза.Он показал, что, выдвигая тезис о «локализации» военных конфликтов, буржуазнаядипломатия стремится облегчить агрессию, облегчая таким образомпоследовательный разгром намеченных жертв. Он показал далее приемы, при помощикоторых империалистическая дипломатия стремится вмешиваться во внутренние деладругих государств или стремится использовать борьбу двух политических лагерей водном государстве в целях осуществления своих собственных агрессивных замыслов.И хотя работы Е.В. Тарле писались на основании опыта и материалов периодапервой мировой войны и ее подготовки, а также периода, предшествующеговозникновению второй мировой войны, приемы империалистической дипломатии,применяемые агрессивными державами на современном историческом этапе, толькоподтверждают правильность его заключений и наблюдений[19].
Еще доначала Великой Отечественной войны Е.В. Тарле приступил к созданию нового большогофундаментального труда «Крымская война». С этой целью он использовал наряду согромным количеством печатных источников и литературы, изданных в нашей странеи за рубежом, неопубликованные матери альт многих архивохранилищ. Такова была,как и в предшествующих крупных работах, требовательность исследователи потношении материала. Но общее значение его двухтомной монографии, конечно, неограничивается тем, что он извлек и обработал большой новый материал.
Главнаятема этой монографии — дипломатическая история Крымской войны. Главная, по неединственная. Как исследователь Е.В. Тарле не мог бы осветить и оценить вседипломатические перипетии, связанные с возникновением войны, ее ходом иисходом, если бы не дал анализа экономического и финансового положенияниколаевской России, состояния армии, крестьянского движения, которое то здесь,то там прорывалось из-под гнетущей тяжести крепостнических порядков и тупоговоенно-полицейского режима царского самодержавия, настроений, сложившихся вразличных общественно политических кругах России — от реакционногославянофильства до революционной демократии, наконец, общих политических целей императоравсероссийского Николая I. «В том,что Николай I,— пишет Е.В. Тарле,— былнепосредственным инициатором дипломатических заявлений и действий, поведших квозникновению войны с Турцией, не может быть, конечно, сомнений. Царизм начал ион же проиграл эту войну, обнаружив свою несостоятельность и в дипломатическойобласти и в организации военной обороны государства, страдавшего от техническойотсталости и от общих последствий господства дворянско-феодальногокрепостнического строя. Однако война была агрессивной не только со стороныцарской России». И в своем исследовании Е.В. Тарле посвящает много страниц,раскрывающих агрессивные, реваншистские цели турецкого правительства, котороестремилось вернуть под свое господство северное побережье Черного моря, Кубаньи Крым. Еще больше места он уделяет характеристике сложных политических целей западноевропейскихдержав, прежде всего Англии и Франции, а также и Австрии и Сардинии. Этиразделы представляют исключительный интерес, не меньший, чем те, которыепосвящепы характеристике политических целей николаевской России. В нихпоказано, что дипломатические шаги и военные действия Англии и Франции былипродиктованы вовсе не их стремлением оказать помощь Турции, а стремлением «спредельной щедростью вознаградить себя (за турецкий счет) за эту услугу ипрежде всего не допустить Россию к Средиземному морю, к участию в будущемдележе добычи...»[20].В них показаны и другие мотивы, которые, с одной стороны, выражали глубокиеэкономические и политические противоречия между западными державами, а сдругой, побуждали их временно объединиться, чтобы «не выпускать Россию из войны»[21],затеянную российским самодержцем. Е.В. Тарле подчеркивает, что все сказанное имоб агрессивных целях англо-франко-турецкой коалиции «ничуть, конечно, несмягчает губительной роли Николая и николаевщины в трагической истории Крымскойвойны». Автор подробно живописует и страшную картину эксплуатации, тупости,лихоимства, казнокрадства, всех преступлений николаевского режима. «За тяжкиеперед народом преступления и политику царизма,— пишет Е.В. Тарле,— пришлосьрасплачиваться потоками крови самоотверженных русских героев на МалаховомКургане, у Камчатского люнета, на Федюхиных высотах». С большим мастерством илюбовью автор описывает выдающуюся деятельность Корнилова, Нахимова, Тотлебена,солдат и матросов — героев Севастопольской обороны. Е.В. Тарле сумел раскрытьвсю глубину исторического трагизма гибели простых в своем героизме инравственной силе русских людей, гибели ради осуществления чуждых им целейцарского самодержавия. Однажды он сказал автору этих строк, что только Шекспирмог бы навеки запечатлеть всю трагическую бессмыслицу жертвенной гибели русскихвойск при Черной речке 4 августа 1855 г.
Монографическоеисследование истории Крымской войны Е. Г. Тарле завершил уже в годы ВеликойОтечественной войны, когда советский народ, сплоченный чувствами патриотизма иморально-политического единства, показал всему миру, на что способен свободныйнарод, защищающий свои социалистические завоевания, независимость и честь. Каки все деятели советской пауки и культуры, Е.В. Тарле в эти годы был с народом.В тяжелые дни вторжения и нашествия орд гитлеровской армии он не на один деньне оставлял своего разящего пера. Уже одно из своих первых публицистическихвыступлений этого времени, напечатанное в журнале «Большевик», он озаглавил —«Начало конца», и тем самым исторически правильно оценил неизбежные результатывероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Этой великойверой в победу над врагом была проникнута вся его кипучая публицистическая ипропагандистская деятельность, которой он всецело отдался в годы войны. Онпишет статьи о Кутузове, о Нахимове, об исторических заслугах Красной армии игероических традициях русского флота, о тевтонских рыцарях и их «наследниках»,о Сталинградской битве и многие, многие другие. Он совершает большуюпропагандистскую поездку по городам и селам Советского Союза; в Москве,Ленинграде, на Волге, на Урале, на Кавказе — везде он выступает с лекциями,докладами на патриотические темы, по актуальным вопросам войны и международногоположения Советского Союза. В 1943 г. он выступает на сборе фронтовых агитаторовс лекциями об Отечественной войне 1812 г. В сентябре того же года он выступаетна общем собрании Академии наук СССР с большим докладом «О преступленияхгитлеровской Германии и об их подготовке». В течение всей войны, продолжаявести большую научную, пропагандистскую и публицистическую деятельность, онработал и в качестве члена Чрезвычайной государственной комиссии порасследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Но ипосле окончании войны и победы над гитлеровской Германией и милитаристской ЯпониейЕ.В. Тарле, несмотря на уже преклонный возраст, продолжает спою активную деятельностькак ученый, публицист и педагог. Он читает курсы лекций, ведет специальныесеминары и руководит аспирантами в Ленинградском университете им. А.А. Жданова,в Московском университете им. М.В. Ломоносова, в Институте международныхотношений в Москве. В течение первых трех послевоенных лет он публикует новыеисследования по истории внешней политики России и военно-морской истории России:«Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769—1774, «Роль русскоговоенно-морского флота во внешней политике России при Петре I», «Адмирал Ф.Ф. Ушаков наСредиземном море в 1789—1800 гг.», «Об изучении внешнеполитических отношенийРоссии и деятельности русской дипломатии в XVIII—XXвеках». Спустя несколько лот он опубликовал еще одно исследование — «Экспедицияадмирала Д.Н. Сенявина в Средиземное море (1805—1807)» и таким образом, издалцикл работ по истории русского военно-морского флота в XVIII и в начале XIX вв. Эти работы, написанные, как всегда, ярко и на основе тщательного изучениянеопубликованных источников, по-новому освещают важные страницы отечественнойистории. Вместе с тем они во многом пересматривают ряд положений старойдворянской и буржуазной историографии, например, в оценке событий, связанных сЧесменским боем, и роли в этих событиях тех или иных исторических личностей. «Втом-то и был,— пишет Е.В. Тарле,— один из вреднейших пороков русскойдореволюционной историографии, что ею без тени критики часто принималисьсвидетельства именитых карьеристов, лгавших напропалую, и без всякихзатруднений эти преуспевшие аристократы возводились в ранг «сподвижников» прирассказе о великих исторических событиях вроде Чесменского боя»[22].
Нанеся этойисториографии сильный удар, по-новому поставив ряд важных исторических вопросови правильно осветив забытые, по поучительные страницы истории русскоговоенно-морского флота, Е.В. Тарле, однако, сам в некоторых случаях не полностьюпреодолел влияние этой историографии. Как справедливо отметила критика, Е.В.Тарле в этих работах не провел четком грани между вопросом о замечательныхподвигах русских моряков и вопросом о завоевательской сущности политики,дипломатии и войн царских властей, в частности Екатерины II. В целом эти работы были воспринятыширокими кругами советских читателей с большим интересом.
Впослевоенные годы Е.В. Тарле задумал новый большой труд трилогию «Русский народв борьбе с агрессорами в XVIII—XX веках». Замысел был таков: показатьпатриотические усилия русского народа в острые критические периоды его истории:в период шведского нашествия 1708—1709 гг., наполеоновского нашествия 1812 г. инемецко-фашистского нашествия 1941 г. В полной мере осуществить этот огромныйзамысел Е.В. Тарле не удалось. Он завершил лишь первую часть трилогии (онавключается в настоящее собрание сочинений) и успел опубликовать из неенебольшой отрывок. Он успел также расширить и дополнить новыми материаламиработу «Нашествие Наполеона на Россию», которая должна была послужить основойдля второй части трилогии. К последней части задуманной трилогии он так и неуспел приступить. В то же время Е.В. Тарле продолжал работу и в другихнаправлениях. В частности, посетив в 1953 г. Венгерскую Народную Республику,это была его последняя поездка за границу, он, как бы вернувшись к одной из темсвоей ранней молодости, выступил с научным докладом по истории венгерскогокрестьянства в XV и XVI вв.
Непрекращал Е.В. Тарле и своей публицистической деятельности, продолжая освещатьактуальные вопросы современной истории. На протяжения всех послевоенных лет —до конца своих дней — он публику с г ряд статей («О Западном блоке», «По поводуречи Черчилля» и др.), и которых разоблачает агрессивные замыслы новыхпретенденток па мировое господство, реакционную политику руководящих кругов СШАи других империалистических держав, угрожающих миру атомной войной. В рядестатей Е.В. Тарле раскрывает основные принципы внешней политики СоветскогоСоюза и ту роль, которую он играет в современной истории («За мир, достойныйвеликой победы», «Великая заслуга Советского Союза перед историейчеловечества», «Борьба за мир и демократию»). Свое острое оружие — перо и слово— Е.В. Тарле отдал служению делу борьбы за всеобщий мир.
Ученый,публицист и общественный деятель, Е.В. Тарле до последнего дня отдавал своисилы общему делу советского народа — борьбе за мир. Он был участником Вроцлавскогоконгресса деятелей культуры и активным членом Советского комитета защиты мира.Уже пораженный тяжелым недугом, находясь в больнице, Е.В. Тарле написал статью«Наша дипломатия», в которой показал, что, начиная с ленинского декрета о мире,принятого 8 ноября 1917 г., дипломатия Советского государства осуществляетновые, подлинно демократические принципы в области внешней политики и чтоименно поэтому «сотни миллионов людей доброй воля во всех концах нашей планеты»поддерживают советскую дипломатию, «направленную на создание коллективнойбезопасности и укрепление сотрудничества между всеми государствами». Эта статьябыла напечатана посмертно. Е.В. Тарле умер 6 января 1955 г. на восьмидесятомгоду своей жизни.
Заключение
Большой и сложный путьпрошел Евгений Викторович Тарле за шестьдесят лет своей творческой жизни. Начавсвой путь в конце XIX в. подвлиянием «русской исторической школы» и ее народнических настроений, а затемиспытав и отразив в своих работах некоторое влияние марксистской методологии,он оставался долгое время на позиции левого крыла буржуазно-либеральнойисториографии. Затем после Великой Октябрьской социалистической революции, вособенности в конце 20-х и в начале 30-х годов, пережив серьезную и глубокуюидейно-политическую перестройку, Е.В. Тарле стал активным деятелем советскойнауки, культуры и общественной жизни.
Е.В.Тарле прожил большую и, можно сказать, счастливую жизнь: он познал радостьогромного творческого труда, радость первооткрыватели новых историческихматериалов, радость публициста, отдавшего свое перо служению советскому народу.И Советское правительство высоко оценило этот труд, наградив Е.В. Тарле тремяСталинскими премиями и высшими орденами Советского Союза. И за рубежом научнаядеятельность Е.В. Тарле получила широкую известность: многие его работыпереведены на иностранные языки; он был избран почетным доктором Сорбонны,университетов в Брно, Осло, Алжире и Праге, членом-корреспондентом Британскойакадемии для поощрения исторических, философских и филологических наук,действительным членом Норвежской академии наук.
Историческиеи публицистические работы Е.В. Тарле привлекают, и еще долго будут привлекать ксебе внимание и интерес не только специалистов-историков, но самых широкихкругов читателей. Несомненно, это является одним из выражений их научной илиисториографической ценности. Ведь история учит, что самым трудным, но и самымверным испытанием ценности работ историка является сама история.
Литература:
1. ЗайдельГ.С. Классовый враг наисторическом фронте: Докл. Зайделя и М. Цвибака о Тарле и Платонове и их школахи прения на объединен, заседании Ин-та истории при ЛоКа и Ленингр. отд-ния о-ваисториков-марксистов. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1931.-232 с.
2. Из литературного наследия академикаЕ.В. Тарле / Пре-дисл. В.А. Дунаевского и др. — М.: Наука, 1981. — 392 с:портр.
3. Историографический сборник: Межвуз.науч. сб. Вып. 6. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1977. — 184 с: ил.
4. Каганович Б.С. Евгений ВикторовичТарле и петербургская школа историков. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. -135 с:портр.
5. Проблемы истории международныхотношений: Сб. ст. памяти акад. Е.В. Тарле / Редкол.: отв. ред. В.И. Рубенбурги др. — Л.: Наука, 1972. — 427 с: портр.
6. Евгений Викторович Тарле / Вступ.ст. А.И. Молока. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — 68 с.
7. Тарле Е.В. Избранные сочиненияакадемика Е.В. Тарле: в 4 т. / Сост. B.C. Савчук. — Ростов н/Д.: Феникс,1994.
8. Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т. /Редкол.: А.С. Ерусалимский и др. — М.: Изд-во АН СССР, 1958 — 1962.
9. ЧапкевичЕ.И. Евгений ВикторовичТарле. — М.: Наука, 1977. — 127 с. — (Сер. «Биогр. и мемуары»).
10. Чапкевич Е.И. Пока из рук невыпало перо...: Жизнь и деятельность Е.В. Тарле. — Орел: Полигр.-изд. Предприятие«Орел», 1994.-189 с.