Реферат по предмету "История"


Т.Б. Маколей об "идеальном" историке

Т. Б. Маколей об «идеальном»историке
Томас Бабингтон Маколейродился 25 октября 1800 года, в Ротлей – Темпле в Леспершире, в семье весьмасостоятельного предпринимателя и известного аболициониста и Захария Маколея.
Ребенок очень ранообнаружил все признаки замечательного ума. В три года он почти не разлучался скнигой. Он проводил за ней целые часы, лежа на ковре перед камином. Игры его неинтересовали. Его голова постоянно была занята прочитанным или собственнымифантазиями на прочитанное. Экономка и мать были постоянными слушательницамиэтих импровизаций, переписанных «печатным словом». Первым егочтением, по выбору родителей, были книги духовного содержания, а затем, повыбору самого ребенка – «Потерянный Рай» Мильтона, «Странствиепилигрима» Бэньяна, Вальтер Скотт и все, что давало пищу его воображению.Он постоянно жил в области вымыслов аллегорических фигур, деятелей прошлого.Ребёнка не устраняли от разговора старших, и мало по малу он тоже началпринимать участие в семейных дебатах и делах, что по моему мнению, и повлиялона дальнейшую судьбу и интересы Томаса.
Маколей учился вКембридже, но не удостоился каких – либо наград из- за своего равнодушия кматематике. После университета по желанию отца он поступил в практическую школуюристов и стал членом корпорации адвокатов. Однако и юриспруденция не привлеклаего, он продолжал литературные занятия, начатые еще на студенческой скамье.Главным образом Маколей сосредоточился на критических этюдах и исторической публицистике,что принесло ему общенациональную известность и место в парламенте, где онпроявил себя как выдающийся оратор. В 1847 году, проиграв выборы, решил целикоми полностью посвятить себя литературе и науке.историк маколей история англия
Среди ранних работМаколея есть статья под названием «История». Она была опубликована вмайском выпуске «Эдинбургского обозрения» за 1828 год и содержаламногие из теоретических предпосылок, которыми руководствовался Маколей принаписании «Истории Англии от восшествия на престол Якова II»
Маколея занимаетпроблема соотношения двух начал в истории: научного и художественного. Этапроблема интересует его с практической точки зрения: как написать безупречнуюисторию, которая не отклонялась бы ни в ту, ни в другую сторону, а именно –соединяла в себе научную точность и литературные достоинства. По мнениюМаколея, с подобной задачей способен справиться лишь идеальный историк.Перечислим основные черты, выделенные Маколеем для характеристики идеальногоисторика, и попытаемся сопоставить полученный портрет с самим автором.
Маколей проводитразличие между воображениями, необходимо для создания художественногопроизведения, и воображением историка. В статье «История» он пишет: «Идеальныйисторик должен обладать таким воображением, которое делало бы его повествованиеживописным и действующим на чувства. В то же время ему необходимо достаточноесамообладание, чтобы довольствоваться только имеющимися материалами иудерживать себя от восполнения недостающего из собственной фантазии». Ондолжен быть глубоким и изобретательным логиком и не поддаваться искушениюотбирать факты только в пользу собственной теории.
Как в теории, так и напрактике Маколей придавал особое значение изобразительности в истории. Длятого, чтобы передать «дух и характер времени», писал он, необходимы «живыеобразы, выступающие на каждой странице». Однако именно повествование, — это «умение затронуть чувства и дать пищу для воображения» — является, согласно Маколею, основой для хорошей истории. Если, с одной стороны,нынешние историки преуспели во всяческого рода доказательствах, то, с другой, — они чрезмерно пренебрегают самим искусством повествования, умением затронутьчувства и дать пищу для воображения. Похоже, историки страдают чем –то вродеаристократического презрения к авторам мемуаров, полагая, что для тех, ктопишет о судьбах целых народов, непристойно входить в такие подробности,которые, на самом деле, и составляют всю прелесть жизнеописаний.
Знание о прошлом неограничивается суммой фактов, не сводится к их запоминанию. Маколей выразил этоследующим образом: «Если идеальный историк вознамерится писать историюАнглии, он, конечно, не упустит ни сражений, ни переговоров, ни мятежей, нисмены министерств. Но при этом он сопроводит их такими подробностями, которыепридают неповторимое очарование историческому роману.»
Для того чтобы увидетьвозвышенное, историк, согласно Маколею, должен «пережить» описываемыесобытия и заставить читателя «пережить»их. Когда историку удаетсявстать вровень с событиями, он становится частью прошлого. Вместе с тем на немлежит ответственность за настоящее, поскольку созданные нравственные образцыимеют своей целью направлять и воспитывать читателя.
А смог ли сам Маколейреализовать заявленные требования «идеального» историка в своем основномтруде «Истории Англии» (1849-1861), охватывающая события 1685 –1702гг? Является ли он сам идеальным историком?
«История Англии»занимает промежуточное место между научным исследованием и историческимроманом.
«Идеальный историкпоказывает в миниатюре дух и характер века». В данном высказывании, какмне представляется, показана одна из особенностей подхода Маколея к написаниюистории. Этот подход в полной мере проявлялся в «Истории Англии».Выполненные им наброски отличаются краткостью содержания, но вместе с темвполне исчерпывают предмет. Он не позволит себе сослаться ни на один факт иливысказать какое – либо суждение, которые не подтверждены убедительнымисвидетельствами. Но зато благодаря взвешенному отбору и расположению материалаон придает истине привлекательность. В его повествовании соблюдается должнаясоразмерность: одно выходит на первый план, другое отступает в тень, но лишь оттого, насколько они характерны для состояния общества. Он показывает и двор, ивоенный лагерь, и сенат, но в то же время и всю нацию в целом. Даже устныерассказы, особенности нравов или пословицы не покажутся ему незначительными прирассмотрении законов, религии и просвещения. Вот тогда люди прошлого и станутвоистину близки тем кто будет знакомиться с историей.
Для того, что быувязать сжатость изложения с полнотой изображения, историк прибегает к отборуматериала. Теоретическое обоснование подобно подхода Маколей дает в ужеупоминавшейся мною статье об истории: «Он (идеальный историк) не позволитсебе сослаться ни на один факт или высказать какое – либо суждение, которое неподтверждены убедительными свидетельствами. Но зато благодаря взвешенномуотбору и расположению материала он придает истине привлекательность,свойственную одному лишь вымыслу».
Рассуждения Маколея овоображении, а также отмеченные особенности его работы над «Историей»позволяют сделать первое замечание. Эстетика в «Истории» — ненеобходимость пользоваться фантазией в отсутствие достаточного количестваматериалов. Напротив, историк предстает перед нами в качестве писателя там, гдеобилие достоверного материала дает ему возможность пустить в ход воображение инарисовать яркую картину прошлого. Важно подчеркнуть, что изобразительныйуровень, играющий огромную роль в «Истории», не оттесняет на заднийплан повествовательные задачи. Он хочет проследить ход этой истории и записатьее основные события.
«История»заключает в себе двойную систему видения: видение прошлого и настоящего. Неставя перед собой задачу принизить значение прошлого, Маколей восхваляетнастоящее, берущее свое начало в истории. Историк хочет «представитьангличанам XIX века истинную картинужизни предков». Он восстанавливает прошлое во всех подробностях, и онооживает, становится актуальным, превращается в «нереальную»реальность- в «роман, основанный на фактах».
Чтобы показатьсвоеобразие описываемой эпохи, Маколей пытался выявить характерные черты,присуще ей, и типическое, связанное с повторяющимся, общим, позволило историкуприблизиться к пониманию сущности эпохи, которая заключается, по его мнению, вкрупных исторических личностях.
Историк убежден, чтовыдающегося человека можно понять посредством знакомства с эпохой, в которую онжил.
Задача, которую ставитперед собой историк, не сводится к тому, чтобы рассмотреть личность на фонеэпохи как своего рода иллюстрацию для ее лучшего понимания. Маколей пытаетсяпредставить саму эпоху, отразившуюся в индивидуальной судьбе человека. Впрочем,персонификация – не единственное условие исторических образцов, созданныхМаколеем. Картина прошлого вырастает в «Истории» и вне всякой связи сличностным началом. В предисловии к «Истории» он пишет: «Япопытаюсь рассказать историю народа наравне с историей правительства,проследить развитие полезных и изящных искусств, описать возвышение религиозныхсект и перемены литературных вкусов, изобразить нравы сменяющих друг другапоколений и не оставить без внимания даже перевороты, которые произошли водежде, обстановке, еде и общественных увеселениях». В этом отношенииинтересна третья глава «Истории», в которой автор рассматриваетвопросы, связанные с особенностями повседневной жизни англичан последней четвертиXVII века. Он знакомит читателей сустройством городов, центральных и провинциальных, перечисляет название улиц,местечек и площадей, описывает их застройку. Отдельно осматривает каждый районЛондона. Пишет о состоянии дорог и придорожных гостиниц, о работе почты и т. п.Маколей прослеживает развитие науки и литературы, упоминая при этом обособенностях мужского и женского образования. Историк рассказывает о бытесельских джентльменов и городских обитателей, аристократов и бедняков.
Подробности повседневнойжизни призваны создавать ощущение реальности всего происходящего в «Истории»;великие события также реальны как предметы обихода.
В «Истории Англии»сосуществуют два плана повествования – фактологический и образный. Этадвусоставность повествования имеет определенные теоретические основания:представления Маколея об истории как науке и истории как процессе. История какнаука, согласно Маколею, научной строгости и художественной выразительности.Подобно литературе, история является искусством подражательным. Отличиезаключается в том, что литература создает мир вымышленный, нереальный, тогдакак история имеет дело с объективно существующим миром прошлого. Историю какпроцесс можно представить в виде последовательно сменяющих друг другазаконченных картин, которые не зависят от исследователя, но доступны длянаблюдения. Задача историка – как можно точнее воспроизвести готовые образцы.Но его мастерство не сводится к механическому копированию: метафоричностьизучаемого им языка, а также искусная группировка материала придают историиобразность, свойственную художественным произведениям.
Следует отметить, чтоприступая к созданию «Истории Англии», Маколей изучил огромноеколичество опубликованных и архивных материалов не только официальногохарактера, но также мемуары, письма, народные песни, памфлеты и сатиры.Татаринова, например, пишет о том, что Маколей лично познакомился со всемиместностями связываемые с событиями описываемой эпохи. У него не былонедостатка в сведениях, скорее перед ним стояла проблема отбора. И Маколейвыбирает, самые яркие черты, наиболее характерные оттенки предмета, господствуетнад обширным материалом, упорядочивает его.
Безусловно, Маколейвыполняет многие, свои же пожелания для «идеального историка», нобыть по настоящему великим историком есть редчайшее свойство ума. Томас Маколейжил в эпоху романтизма, а романтические настроения действительно стимулировалиинтерес к историческим исследованиям и повысили восприимчивость общества к ихрезультатам. Более того, наблюдался значительно больший, чем раньше, интерес кэкономическим явлениям как таковым. «История Англии» лорда Маколеяпревосходно иллюстрирует то, что подразумевается под «живописной»историей: историю, сосредоточенную на красочных военных и политических событияхи повествующую о них только с точки зрения их эмоционального воздействия. Но уМаколея имеются главы, описывающие экономические и социальные условия, которыеявляются эффектными картинами, но совершенно другого рода.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тактика следственных действий
Реферат Расчет системы отопления и вентиляции промышленного здания
Реферат Интернет протоколы
Реферат Діагностика фінансово економічного стану підприємства
Реферат Функции белков
Реферат Эффективные педагогические условия проведения внеклассной работы в школе
Реферат Dante S Inferno Essay Research Paper In
Реферат Конституционные основы защиты экономических прав
Реферат Анализ результатов работы педагогического коллектива мдоу центра развития ребёнка детского сада №35 за 2010-2011 уч. Год
Реферат Jungle 5 Essay Research Paper The Jungle
Реферат Інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь да 2011/2012 навучальнага года
Реферат Уральский край в составе русского государства XVII в.
Реферат А. В. Кобелев, А. С. Николаев, В. Н
Реферат 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Социальная поддержка населения Иркутской области" на 2009 2013 годы
Реферат Оценка масштабов бюджетной централизации финансовых ресурсов в Российской Федерации, её влияние на экономическое развитие общества