Реферат по предмету "История"


Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. CУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I
1.1 Реформы первой четверти XVIII в.
1.2 Реформы в экономике
1.3 Реорганизация государственногоуправления
1.4 Реформы в области образования икультуры
1.5 Значение и цена Петровскихреформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи
2. РОССИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХПЕРЕВОРОТОВ, 1725—1762 ГГ.
3. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙПОЛОВИНЕ XVIII В.
3.1 Реформы в царствование ЕкатериныВторой
3.2 Противоречия личности и политикаПавла I (1796—1801)
4.ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XIX В.
4.1 Правление Александра I
4.2 Правление Николая I
4.3 «Эпоха реформ» Александра II
4.4 Период «контрреформ» Александра III
4.5 Реформы в конце XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
В XVII в. в результате деятельности первыхпредставителей династии Романовых был преодолен социально-экономический иполитический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутноговремени. В конце XVII столетиянаметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущихПетровских преобразований. Среди них можно выделить следующие:
—тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земскихсоборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова«самодержец»;
— оформлениеобщегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.). Дальнейшеесовершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);
—активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российскогогосударства;
— реорганизацияи совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя,изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военныхкорпусов по округам;
—реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
—переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованиемэлементов наемного труда и простейших механизмов;
— развитиевнутренней и внешней торговли (принятие Уставной таможенной грамоты 1653 г.,Новоторгового устава 1667 г.);
— размежеваниеобщества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;
—появление национально-консервативного и западнического течений. Однако,несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России XVII в., в целом она значительно отставалаот уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая,финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться вовнешней политике ощутимых результатов. В это время на исторической аренепоявляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но ипониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией италантом преобразователя.
Помнению С. В. Бушуева, Петр 1 «… действовал в том направлении, которое вполнеопределилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикойисторического развития XVIIв. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как,например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительнаяполитика, тоже позаимствованы из предшествующего периода — все равно нельзяотрицать, что именно он стал создателем Новой России…царь смог статьсознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного небыло и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя нанововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальнуюстарину...»[1].
Актуальностьработы состоит в том, что реформы и контрреформы XVIII – XX вв. – это один изнаиболее важных вопросов, связанный с историей развития Российского государства.Реформы в России всегда были показателем преобразований законодательной властироссийского государства.
Цельданной работы – рассмотрение реформ и контрреформ в России в XYIII — XX вв. В связи с поставленной целью необходимо определить задачи,которые заключаются в том, чтобы рассмотреть исторические этапы реформ и контрреформв России в рассматриваемом периоде, выявить сущность и особенности ихпроведения и проанализировать их результаты.

1. CУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I
Вистории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г.
На первомэтапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первуюочередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны.Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активнымвмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли,промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформыносили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами ввойне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативногоаппарата власти.
На второмэтапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника,преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппаратавласти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производилипотребительские товары для населения, государственное регулирование экономикинесколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определеннаясвобода действий.
Анализируяпреобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления),исследователи обращают внимание на то, что в основном реформы были подчиненыинтересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию,благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
 Цельюреформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав,способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении.
Главным инструментомпроведения реформ было осознанно применяемое насилие, а создаваемое всоответствии с новейшими специальными и философскими теориями того временигосударство приобретало милитаристские черты.
Темпыпреобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей передгосударством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер ипроводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования частовызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило,требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур иучреждений.
В целом процессреформирования страны был связан с внешним фактором — необходимостью выходаРоссии к морям и с внутренним — процессом модернизации страны.
1.1 Реформыпервой четверти XVIIIв
Изучениереформаторской деятельности следует начинать с военной реформы, ибо,как отмечал В. О. Ключевский, «война была главным движущим рычагомпреобразований, а военная реформа — ее начальным моментом»[2].
Основнымсодержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русскоговоенно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Ранеесуществовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовалсядля новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства.
Новаявоенная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основной и высшейединицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады и дивизии не имели постоянногосостава. В военное время дивизия сводилась в армию. Артиллерия окончательнопревратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданыинженерные войска (в составе артиллерии). Для управления вооруженными силамивзамен приказов учреждены Поенная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введенадолжность главнокомандующего (на военное время). Была установлена единаясистема обучения II армии и нафлоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская,инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский иСеменовский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морскаяакадемия.
Ввойсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддержания которойшироко применялись телесные наказания. В армии и на флоте введена иерархиячинов и званий. Артикул воинский определял военно-уголовный процесс исистему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросыобучения, способы ведения боевых действий или законодательно закреплены вУставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.
В целомвоенные реформы Петра Iоказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явилисьодним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.
1.2 Реформыв экономике
 
 России охватывали сельское хозяйство,крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.
Сельскоехозяйство при Петре I развивалось медленно, в основномэкстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:
— Указом1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, атакже при уборке — грабли;
—вводились новые культуры — табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья,лекарственные растения, разводились новые породы скота — молочные коровы иовцы-мериносы;
—предприняты первые попытки государственной охраны лесов.
В сфереэкономики господствовала концепция меркантилизма — поощрения развитиявнутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение«полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промысловсочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.
Развитиепромышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и былоособой заботой Петра. За первую четверть XVHI в. было создано около 200 мануфактур. Главноевнимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленногопроизводства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широкимприменением принудительного труда на мануфактурах; использованием крепостных,купленных (посессионных) крестьян, а также труда государственного(черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянныйисточник 1 рабочей силы.
Реформыохватывали и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитиюремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. примануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах быловведено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избраннымстаростой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где онистановились мастерами, подмастерьями и учениками. Создание цеховсвидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и ихрегламентации.
Вобласти внутренней и внешней торговли большую роль игралагосударственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен,пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну.Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей —главного в это время вида транспорта. Велось активное строительство каналов:Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были начаты работы посооружению канала Москва—Волга.
Финансоваяполитика государствав годы правления Петра Iхарактеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета,необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики,достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов;
—специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискивались все новыеисточники доходов; вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати,вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до40 видов;
— нарядус указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские,корабельные и особые «сборы»;
— немалыедоходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в нейсеребра;
— поискиновых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы —введению подушной подати, заменившей подворное обложение. В результатетаковой, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений скрестьян. Во-вторых, податная реформа стала важным этапом крепостного права вРоссии, распространила его и на те слои населения, которые ранее былисвободными («гулящие люди») либо могли обрести свободу после смерти господина(кабальные холопы). В-третьих, вводилась паспортная система. Каждый крестьянин,уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметьпаспорт с указанием срока возвращения.
1.3 Реорганизациягосударственного управления
 
Укреплениеабсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизациивсей системы государственного управления, его высших, центральных и местныхорганов.
Во главегосударства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, чтоозначало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, —записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержавный и неограниченный.Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Богповелевает». Еще в 1704 г. был создан Кабинет — личная царскаяканцелярия.
В 1711г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министровбыл учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалосьразрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролироватьдеятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г.поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведенык присяге, текст которой написал Петр 1.
В1718—1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказногоуправления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и неимели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведаластрого определенной отраслью управления. Коллегия иностранных дел — внешнимисношениями. Военная — сухопутными вооруженными силами. Адмиралтейская— флотом. Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия —расходами государства. Вотчинная — дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия— промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия.Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавшийрусскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политическийсыск), Соляная контора. Медный департамент, Межевая канцелярия.
Наряду сукреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформаместных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708—1715 гг. былавведена губернская система управления. Первоначально страна быларазделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую,Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе ихстояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий.Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому, в свою очередь,делилась на провинции. Их было 50 (во главе стоял воевода). Провинции, в своюочередь, делились на уезды.
Такимобразом, сложилась единая для всей страны централизованнаяадминистративно-бюрократическая система управления, решающую роль в которойиграл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников.Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственномаппарате.
Церковьи ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая кконцу XVIII в. все еще сохраняла некоторуюполитическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главедуховенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом необлеченный патриаршими полномочиями. В 1721 г. Петр утвердил Духовныйрегламент, разработанный его сторонником псковским епископом ФеофаномПрокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа,ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству.Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежденаспециальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре для придания большегоавторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чистоцерковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковнойслужбе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебнымизаведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел такжефункции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковныхиерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. В 1722 г. длянадзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеровобер-прокурора, которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковныефискалы — «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за нейземли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненногоСиноду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству.
Социальнаяполитика. В 1714 г.был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось вправах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословийфеодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называтьдворянами. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместьяодному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу вармии, на флоте или в органах государственной власти.
В 1722г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную,гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные)подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, толькопройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежскийасессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так господствующий классукреплялся за счет включения и его состав наиболее талантливых представителейдругих сословий.
Остальноенаселение, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налоггосударству.
 
1.4 Реформыв области образования и культуры
 
 Политика государства была направленана просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение приэтом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиознымценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословскиепредметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике,астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появилисьНавигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинскоеучилище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковно-славянскийшрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие издательскоедело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.
Заложеныосновы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была созданаАкадемия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии иприродных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в1719 г. Кунсткамера — первый отечественный естественно-исторический музей.
С 1января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскомукалендарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление пелось отсотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России ужешло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила вовтором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить водном времени с Европой.
Продолжалосьвытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью»и рационализмом. (Указ 1718 г. о проведении ассамблей с обязательнымприсутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений,но и для деловых встреч.)
Петровскиепреобразования в сфере культуры, быта и нравов вводились зачастуюнасильственными методами и носили ярко выраженный политический характер.Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.
1.5 Значениеи цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи
 
ПравлениеПетра I открыло в русской истории новыйпериод. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообществанаций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населениябыли реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность иторговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.
ОцениваяПетровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи,необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:
1) реформыПетра I ознаменовали оформлениеабсолютной монархии в отличие от классической западной не под влияниемгенезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием,а на крепостническо-дворянской основе;
2) созданноеПетром 1 новое государство не только существенно повысило эффективностьгосударственного управления, но и послужило главным рычагом модернизациистраны;
3) посвоему масштабу и стремительности проведения реформы Петра 1 не имелианалогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории;
4) мощныйи противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующегоразвития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самогоцаря;
5) опираясьна некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный историческийпромежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превративРоссию в могущественную державу;
6) платойза эти радикальные изменения явилось дальнейшее укреплениекрепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношенийи сильнейший налоговый, податный нажим на население;
7) несмотряна противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественнойистории его фигура стала символом решительного реформаторства ибеззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.У потомков Петр I — практическиединственный из царей — по праву сохранил дарованный ему при жизни титулВеликого.
Преобразованияпервой четверти XVIII в. стольграндиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской ипослепетровской России. Петр Великий — одна из наиболее ярких фигур в русскойистории. Реформы неотделимы от личности Петра I — выдающегося полководца и государственного деятеля.
Петровскиепреобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудахисториков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение в историиРоссии. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю каквремя блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпамиэкономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. Дляэтой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими.Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожитькак государственный деятель.
С другойстороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т.е. государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке ишпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайновозрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства.
Идеаломгосударственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан —царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Толькотакое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительныхпреобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу.Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор. Нокакой ценойбыли достигнуты эти результаты?
— Многократноеувеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различныесоциальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстаниеказачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707—1708), на Украинеи в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько противметодов и средств их осуществления.
— Проводяреформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т. е. введениембюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинамии должностями стала национальным бедствием.
— Желаниедогнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурнойиндустриализации», т. е. за счет мобилизации государственных средств ииспользования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур быловыполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их отконкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.
— РезультатомПетровских реформ стало создание в России основгосударственно-монополистической промышленности, крепостнической имилитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества срыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представлялавоенно-полицейское государство с огосударствленной монополизированнойкрепостнической экономикой.
—Достижения императорского периода сопровождались глубокими внутреннимиконфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация Россиипринесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которыебыли восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народныхмасс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, междуинтеллектуалами и народом.
— Главнаяпсихологическая опора русского государства — православная церковь — в конце XVI1 в. была потрясена в своих основах ипостепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г.Церковная реформа начала XVIIIв. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии.В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась сверующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудиемвласти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековомуукладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
— Произошлообострение политических и социальных проблем. Упразднение Земских соборов(устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г.тоже создали политические затруднения.
—Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформПетра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программеевропеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступатьжестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция запретов стала привычной.Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные кругироссийского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенноготовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские реформы привели вдвижение политические силы, которые впоследствии правительство не смоглоконтролировать.
В Петремы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до концадоведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на двастолетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерновысока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарьотечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

2. РОССИЯВ ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ, 1725—1762 ГГ.
Смертьимператора Петра I в 1725 г.привела к длительному кризису власти. По образному выражению В. О. Ключевского,этот период нашей истории получил название «дворцовых переворотов». За 37 летот смерти Петра I до воцаренияЕкатерины II (1725—1762) трон занимали шестьцарствующих особ, получавших престол в результате сложных дворцовых интриг илипереворотов.
Висторических исследованиях период второй четверти—середины XVIII в. определяется как «эпоха временщиков»,«период политической нестабильности». Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32года приходилось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи послесмерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин.
Вистории русского государства началась своеобразная эпоха женщин-императриц. Этобыло время жены Петра IЕкатерины I, курляндской герцогини АнныИвановны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Ивановны, правнучки царя АлексеяМихайловича), дочери Петра 1 Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Анализируявнутреннюю политику Екатерины I, следует отметить ее основную черту — начало ревизииитогов петровских преобразований. В этот период времени происходило:
—сокращение чиновничьих структур;
—пересмотр таможенного тарифа;
—изменение дислокации армии и ее содержания;
—ликвидация системы самоуправления;
—восстановлениезначения уезда как основной территориально-административной единицы;
—изменение системы налогообложения, снижение подушной подати.
В целомдеятельность Екатерины I и ее«верховников» характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программыПетра I, снижением роли Сената. Торговля ипромышленность, лишившиеся в послепетровское время финансовой иадминистративной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятныеусловия.
Петр II(1727—1730).Непродолжительное пребывание у властиюного Петра IIне внесло существенных изменений вгосударственную и общественную жизнь российского общества. Переезд царскогодвора из Петербурга в Москву в конце 1727 г., упразднение в 1728 г. Главногомагистрата вряд ли можно рассматривать как действия, направленные противпреобразований великого реформатора. «В управлении государством, — отмечал С.Ф. Платонов, — не было никакой определенной тенденции — ни к возврату вдопетровские формы жизни, ни к продолжению преобразований Петра Великого»[3].
АннаИоанновна (1730—1740).Историкипо-разному оценивают правление Анны Иоанновны. Некоторые исследователи — В. О.Ключевский, С. Ф. Платонов — отмечают засилье иностранцев в структурахгосударственного управления, в командовании армией и флотом.
Основныенаправления внутренней политики:
— упразднение Верховного тайного советаи возвращение Сенату его прежнего значения;
— возвращениеПетровской системы размещения полков в губерниях и ответственность помещиков заплатежи своих крестьян;
—продолжениекарательной политики по отношению к старообрядцам;
—создание нового органа — Кабинета министров (1731);
—возобновление деятельности Тайной канцелярии;
—учреждение корпуса кадетов (1732), после окончания которого дворянские детиполучали офицерские чины;
— отменабессрочной службы дворян (1736). Кроме того, один из сыновей дворянской семьиосвобождался от службы для управления имением.
В периодцарствования Анны Иоанновны происходило укрепление самодержавия, сокращениеобязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами.
ЕлизаветаПетровна (1741—1761).В период правления Елизаветы были проведены определенныепреобразования:
— произошлозначительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. (учреждениедворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное правона винокурение и др.), укрепилось социально-экономическое и правовое положениерусского дворянства;
— сделанапопытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения,созданные Петром I. С этой цельюпроизошло упразднение Кабинета министров, значительно расширены функции Сената,восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, главный и городской магистраты;
— устраненымногие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования;
— созданновый высший орган — Конференция при высочайшем дворе (1756) для решения важныхгосударственных вопросов, которая вскоре превратилась в своеобразныйправительственный орган, во многом дублирующий функции Сената;
— императрицапыталась выработать и новое законодательство, собрав для работы по составлениюнового Уложения народных представителей. Однако и это начинание, и некоторыедругие остались неосуществленными (П. И. Шуваловым отстаивалась необходимостьвведения свободного крестьянского труда (1753), защищались права крестьянства вторговле);
— произошлоужесточение религиозной политики. Были приняты указы о выселении из России лициудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные.
В целомже правление Елизаветы не стало «вторым изданием» Петровской политики. Императрицав отличие от отца-реформатора не уделяла много времени государственным делам.Политика Елизаветы отличалась осторожностью, а в некоторых аспектах — инепривычной мягкостью. Отказываясь санкционировать смертные приговоры, онафактически первой в Европе отменила смертную казнь.
Помнению известного историка С. М. Соловьева, ее правление создало благоприятныеусловия для дальнейшего развития России, подготовило и воспитало новыхгосударственных деятелей, составивших в будущем славу Екатерине II[4].

3.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIВ
 
3.1Реформы в царствование Екатерины Второй
ПриЕкатерине IIбыла проведена широкая административнаяреформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20.Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.
Ведущейотраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдаетсярост крепостнических отношений. Они охватывают новые территории и новыекатегории населения. Основной путь развития сельского хозяйства — экстенсивный,за счет расширения новых площадей. Положение крепостных ухудшалось — помещикиполучили в 1765 г. разрешение ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, безсуда и следствия. Если крестьян признавали зачинщиками волнений, то указом 1763г. они сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений.В 1767 г. был издан указ, запрещающий жалобы крестьян императрице на своихпомещиков.
Гораздоболее высокими темпами, нежели сельское хозяйство, развивалась промышленность.Важное значение для развития отечественного промышленного производстваимело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном открытии промышленных предприятий представителямивсех слоев общества. В России вводилась свобода предпринимательства.
К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс.промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числомрабочих более 1200 человек.
В 1785г. было издано специальное Ремесленное положение, являвшееся частью Жалованнойграмоты городам. Важнейшей особенностью конца XVIII в. является увеличение вольнонаемной рабочей силыи капиталистических мануфактур. В 1775 г. был издан указ, разрешавшийкрестьянскую промышленность, что стимулировало развитие производства, повлиялона рост числа заводчиков из купцов и крестьян.
Важнымстимулом для промышленного предпринимательства явились льготы купечеству: в1766 г. — освобождение купцов от рекрутской повинности и замена ее уплатойфиксированного денежного взноса; провозглашение свободы предпринимательства в1775 г., заключавшееся в разрешении купцам заводить предприятия безсогласования с официальными инстанциями и отменявшее налог с каждого сана.
Вистории России XVIII в. былэпохой, когда начали создаваться банки как составная часть рыночнойсистемы, способствующая образованию рынка капиталов. Банки создавались казной. Укреплениеаппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственныенужды требовали больших денежных ресурсов. Хронический дефицит бюджетаЕкатерина II пыталась преодолеть традиционнымиприемами:
—во-первых, выпуском бумажных ассигнаций (1769);
—во-вторых, обращением к внешним займам: первый из них был сделан и 1769 г. вГолландии, второй — в следующем году в Италии.
К концу XVIII в. произошло укреплениесословного строя. Каждая категория населения (дворянство, духовенство,различные категории горожан, крестьян, казачество и др.) приобрела сословнуюзамкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии,зафиксированные в законах и указах. Укрепление сословного строя было одним изспособов удержать власть в руках дворянства.
Такимобразом, в конце XVIII в. процессскладывания капиталистических отношений в России стал необратимым. Однако вэкономике господствовали крепостнические отношения, оказавшие огромное влияниена формы, пути и темпы развития капитализма и определившие экономическоеотставание России от других европейских стран.
Как иПетр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствованиестало новой эпохой в истории России.
 «Манифестомо вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дворянству» (1785) Екатерина II окончательно закрепила привилегиидворянства. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметноувеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные идворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Период правления Екатерины II в исторической науке получилназвание золотого века российского дворянства.
Наоснове идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенноепредставление о том, что необходимо делать для процветания государства. Всоединении со знаниями российской действительности эти представления повлиялина формирование политической программы императрицы. Поскольку идейно этапрограмма, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались напринципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил влитературе название «просвещенный абсолютизм».
Итогицарствования Екатерины II.
1. Имперскиемероприятия во внешней и внутренней политике.
2.Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений инового административного устройства государства, защита монархии от любыхпосягательств.
3.Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны иокончательному оформлению и усилению дворян.
4. Либерально-просветительскиеначинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.
5.Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но дажеи к более умеренным реформам.
3.2 Противоречияличности и политика Павла I(1796—1801)
 
Павел I ввел в стране военно-полицейскийрежим, регламентировал все, от мундиров до употребления отдельных слов, ивместе с тем вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко, положил началооснованию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сиротвоенных в Петербурге), амнистировал живых пугачевцев. Идеалу либеральнойполитики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях,Павел I противопоставлял идеал попечительнойполитики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своем народе.
В целомполитика Павла I была, несмотряни на что, прямым продолжением екатерининского правления. «Контрреформы»касались большей частью второстепенных моментов. Это видно, в частности, изследующего:
1) в1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялсяуказ о престолонаследии. Указ утверждал преемственность власти в правящейдинастии по мужской нисходящей линии. Эта позиция определяла отказ от предшествующейпрактики императорских советов и стремление царя к максимальной централизациивласти;
2) насмену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришламинистерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означалопотерю роли Сената. Павлом был разработан план учреждения семи министерств —юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции игосударственного казначейства, однако полностью он был осуществлен после егосмерти;
3) проведенагубернская реформа. 40 губерний, существовавших при Екатерине, былипреобразованы в 41, появилась область войска Донского. При этом управление окраинныхгуберний строилось с учетом национальных традиций и местных особенностей;
4) перестройкагосударственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла засобой ущемление дворянского самоуправления. Из ведения дворянскихсобраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. вообщебыли упразднены губернские дворянские собрания;
5) в1798 г. отменены верхние земские суды. Указом от 23 августа 1800 г. aннулировалось право дворянскихобществ избирать заседателей в судебные органы — участие выборныхпредставителей дворянства в судопроизводстве ограничивалось нижним земскимсудом;
6) социальнаяполитика Павла свидетельствовала о его способности к гибкому маневрированиюи приспособлению к потребностям времени, не затрагивала при этом самих устоевфеодально-абсолютистского государства. В ней соединились попытки частичноослабить путы, давившие крестьянство, и старания удержать в повиновениикрестьянскую массу, обеспечив от нее наибольшую отдачу землевладельцам игосударству. Так, 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневнойбарщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян неболее трех раз в неделю. Однако пожелания носили рекомендательный характер, ина практике редко кто из помещиков соблюдал «рекомендацию» царя;
8) складывалисьпротиворечивые тенденции — беспрецедентная раздача за неполные пять летв частное владение 600 тыс. дущ государственных крестьян (Екатерина II за 34 года раздала 800 тыс.крестьян), жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ; это по существуявлялось логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II;
9) борясьс влиянием Французской революции, Павел I ввел жесточайшую цензуру и запретил все частныетипографии;
10) поотношению к дворянству в политике Павла также сталкивалисьпротиворечивые тенденции. С одной стороны — забота царя об укреплении экономическогоположения дворянства, которая выразилась в материальной помощи черезкредитно-банковскую систему, создание режима максимального благоприятствованиядворянства по службе (указы 1797 и 1798 гг.). Другая тенденция проявилась в ограничениисословного самоуправления и его поглощении бюрократическим аппаратом.

4. ЭВОЛЮЦИЯГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XIXВ
 
4.1Правление Александра I
Россияэтого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всюсистему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслейуправления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отецнации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранительзаконности.
В началеXIX в. инициатором преобразований всфере государственного устройства и социальных отношений выступил император АлександрI(1801— 1825).
Исследователивыделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабныепреобразования либеральной направленности;
2) 1814—1825гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативныетенденции.
Реформаторскаяполитикав России всегда была обусловленацелым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общиехарактерные черты:
—реформы инициировались «сверху» — самодержцем;
— реформаторскаядеятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной«контрреформаторской партии»;
— судьбареформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских иконтрреформаторских сил;
—влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным.Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционныепотрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.
Реформыв области государственного управления:
1) в1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главнымиорганами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта меразавершила процесс разграничения функций органов государственного управления.Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальностина единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором,усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстроскладываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя иполучаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств:военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народногопросвещения и др.;
2) в1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующиморганом в системе государственного управления. Его участие и законотворческойдеятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления»императору по поводу устаревших законов.
Постепенношел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда инадзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган.Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судовгуберний.
Реформыв социальной сфере:
1)восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
2)расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать упомещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владениеземлей;
3)улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше,ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указаниеосвобождать своих крепостных обязательно с землей.
4) указы1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндскойи Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Ониобъявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинностификсировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление икрестьянские суды.
Реформыв областиобразования:
1) в1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогическийинститут в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельскийлицей;
2) изданряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений.Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкуюсамостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3)созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль ввыработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственногостроя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийсягосударственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований«Введение к Уложению государственных законов», по которому:
— рекомендовалосьдать стране конституцию при сохранении института самодержавия;
— важнейшимихарактеристиками политической системы должны были стать законность, выборностьопределенной части чиновников и их личная ответственность;
— расширялисьполитические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду сдворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительныеволостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;
— предусматривалосьпрактическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкоеразграничение функций между законодательными, исполнительными и судебнымиучреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах.Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные,губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат.Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственныйсовет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные исудебные функции и который становился связующим звеном между императором ивсеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначалисьцарем.
Из всехпредложений Сперанского были приняты лишь несколько:
— в 1809г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворене давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаныпоступить на гражданскую или воинскую службу;
— все чиновникидолжны были иметь соответствующее образование — знать право, историю,географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в томслучае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены«на чин»;
— в 1810г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, ивысшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
— с 1811г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципыорганизационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общееучреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскуюреформу 1802 г.;
При всейсложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики исследователь В. В. Тот считает,что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральныереформы, основой которых должна была стать дарованная Конституция и отменакрепостного права. Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственныхреформ первой четверти XIX в.учеными выдвигаются различные версии:
1. Говоряо преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желалдостичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставитьнеизменной собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всехслоев России.
2. Моментдля преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия странапереживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинамевропейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства былоабсолютно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менятьсоциально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побежденныхею противников.
3. Императорне нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам.
4. Вподавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Невстретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказалисьнежизнеспособными.
5. Впроведении реформ Александр I могопереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельныхпредставителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александрне мог, опасаясь дворцового переворота.
6. Неопытностьреформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальнойбазы реформ в конечном счете могли принести страну к хаосу, распаду исоциальным катаклизмам.
 
4.2Правление Николая I
Вправление Николая I происходит количественный ростгосударственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек.Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной ролигосударства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокогоуровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.
Вцарствование Николая I былапроведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российскогозаконодательства.
Ключевымвопросом всей политики Николая 1 оставалась крестьянская проблема.Вего царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией«к постепенному освобождению крестьян».
Наиболеезначимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Киселева — реформауправления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала:равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежныйоброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ,больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. ПланКиселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личноеосвобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов иповинностей. Реформа Киселева наряду с положительными моментами усилилабюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимумудеятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полнуюзависимость от местной администрации.
Наиболеекрупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян сталразработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этомуУказу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.
Характернойчертой внутренней политики Николая I являлосьукрепление и консервация дворянского сословия. Важнейшими экономическими мерамиправительстваНиколая I была также финансовая реформа Е. Ф.Канкрина, осуществленная в 1839— 1843 гг.
4.3«Эпоха реформ» Александра П
 
 На внутреннюю политику России вовторой половине XIX в. оказываливлияние следующие факторы:
— поступательноеэкономическое развитие;
—изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев;
— мощныйподъем общественного движения.
Главнойцелью внутренней политики правительства было приведение экономической иполитической системы России в соответствие с потребностями времени присохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
60—70-егг. XIX в. — время коренных преобразований вРоссии, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества игосударства:
1) социально-экономическиереформы (ликвидациякрепостного права);
2) политическиереформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская,военная реформы);
3) реформыв области образования и культуры (школьная, университетская, печати).
Большинствоисториков полагает, что Александр II (1855—1881) не только не имел программы преобразований, но и не былготов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли АлександраII в реформировании страны. Главная егозаслуга заключается в том, что он не только осознал необходимостьпреобразований, но и пошел на их осуществление.
Периодреформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка иосуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.
Ю. В.Тот, оценивая крестьянскую реформу, подчеркивал следующее: — во-первых, помнению большинства современных историков, крестьянская реформа сталарезультатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причеминтересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождениякрестьян, по-видимому, не было;
— во-вторых,условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречияи источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянскоемалоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененностькрестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствиемкомпромиссного характера реформы;
— в-третьих,реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имелиместо.
—в-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административныйстрой, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства.Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценныйкомплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую системугосударственного управления.
Продолжениемотмены крепостного права в России были развитие системы государственныхучреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель —привести государственный строй и административное управление в соответствие сновой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.
Такимобразом, реформы 60—70-х гг. XIX в.значительно продвинули Россию по пути экономической и политическоймодернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено.Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
Тем не менее,проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения.Александр II остался в сознании народа какцарь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы).Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном урадикальной молодежи, революционных демократов да ультраконсервативныхпомещиков. Либералы, получив поле деятельности — земства, суды, университеты, —смогли перейти от слов к конкретным делам.
Реформыпоказали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно нереволюционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточнопросвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти,характерный для Николаевской эпохи, по мнению И. Н. Ионова, сменился диалогомвласти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли быоткрыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформоказалась кратковременной.
4.4 Период «контрреформ» Александра III
Рассматриваяправительственный курс Александра III (1881—1894),следует иметь в виду, что он вошел в историю как период контрреформ.
Практическаяреализация нового курса сводилась к следующему.
1. Введенинститут земских начальников (1889). Они назначались министром внутреннихдел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейскийконтроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, вслучае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям.Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах ипрактически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.
2. ПроведенаЗемская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных отпомещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Длягородских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных открестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позициидворянства в местных органах самоуправления.
3. Городовоеположение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местныхторговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городскойнедвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии.Постановления городской думы санкционировались губернским начальством,ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправлениепрактически было под контролем правительства.
4. Измененияконсервативного характера вносились в судебную систему.
5. Помнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоямгосударства. Ужесточился административный контроль за высшими учебнымизаведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономиюуниверситетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала почтив два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор застудентами. Представителям «низших» сословий затруднялась возможность полученияобразования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал непринимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введеныВременные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий былзакрыт.
6. Всоответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности иобщественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявленочрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать«подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность ипередавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати,приостанавливать деятельность земств.
7. Вобласти культуры, идеологии, национальных отношений упор делался нарусскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения крелигиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославноговероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политикурусификации национальных окраин.
8. Крестьянскийвопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились наобязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение,понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), которыйдолжен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупкечастновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушнаяподать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельныхкрестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояниякрестьянского населения.
9. Регламентировалисьотношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон озапрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция длянадзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работанесовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальнаяпродолжительность рабочего дня; для взрослых мужчин она не должна былапревышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступокнарождавшемуся рабочему движению.
Такимобразом, в 80—90-е гг. XIX в.во время правления Александра IIIпроисходит отход от главных целей и принципов реформаторских преобразованийпредыдущего периода. Вместе с тем сам Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как былубежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Посвоим политическим симпатиям Александр III также отличался от предшественников. Он был

4.5Реформы в конце XIXвека
Важнаяроль в реформировании России на рубеже XIX—XX вв.принадлежит С. Ю. Витте и П. А. Столыпину.
В целомпо инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
1) усилениероли государства в экономике:
— введение единых тарифов на железныхдорогах;
— государственноерегулирование внутренней и внешней торговли через систему налогов;
—сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;
— расширениегосударственного сектора в промышленности;
—активизация деятельности Госбанка;
—введение государственной монополии на торговлю спиртным;
2) укреплениечастного предпринимательства:
— гибкое налоговое законодательство;
— борьбас дефицитом бюджета;
 —укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм иввела золотой эквивалент рубля);
—умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.
Несмотряна далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое дляпревращения России в индустриальную страну. При нем было развернутостроительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенноукрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета.
Властине хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществитьполитическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России былапроизведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.
Послереволюции была сделана попытка разрешить противоречия путем постепенногореформирования страны. Определяющим моментом реформаторской деятельности сталаперестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не наликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частнойкрестьянской собственности на землю путем разрушения общины. Попыткуреализовать запланированное на практике предпринял П. А. Столыпин.
9 ноября1906 г. был издан, указ, позволявший крестьянам закреплять за собой свой надели разрешавший им выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выходобязательным. Началась столыпинская аграрная реформа. Основной ее цельюбыло создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельнойсобственности. Это дало бы возможность, во-первых, успокоить Россию,избежать новой революции, расширить социальную опору власти, и, во-вторых,обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.
Ваграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:
1) разрушениеобщины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина сземлею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделениес переносом усадьбы на новое место).
Избавляясьот общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительногосевооборота, т. е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи),крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрениюраспоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.
Государственныеорганы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездахсоздавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводомучастков выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформапринесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативныекрестьянские сходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получализемли больше, чем у них было до реформы; эти излишки передавалисьсамостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам. В годы реформы изобщин выделилось около 2 млн хозяйств, в основном зажиточных. Это был несомненныйуспех политики Столыпина;
2) реорганизациякрестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа ихв руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагиваяинтересы крупных собственников.
3) поощрениепереселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России наокраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию).
Сложнаяполитическая ситуация в стране и непоследовательность самого Столыпинаопределили компромиссный, половинчатый характер реформ. Тем не менеепреобразования — особенно в аграрной сфере — способствовали постепенномурешению многих актуальных проблем общественной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИсторияРоссии дает три модели реформ и их идеологического обоснования, направленных намодернизацию социальных отношений. Первая состоит в ускоренном догоняющемразвитии, осуществляемом исключительно путем административного регулирования,нацеленного на быстрое достижение практических целей. Лучшим примером этогослужат преобразования Петра I,которому в короткие сроки удалось создать промышленность, налоговую систему,образование, армию и флот. Выбору подобного варианта способствует рядисторически сложившихся предпосылок; слабость общества, авторитетгосударственной власти, не имеющей противовеса в виде сословно-представительскихинститутов развитый бюрократический тип управления. При таком варианте быстрыхреформ государство до предела напрягает общественные ресурсы, полностьюперекрывая для этого механизмы социального контроля. Это приводит к отчуждениювласти от народа и порождает огромный резерв для контрреформ. Проведение такоймодернизации, подавляя демократические начала саморегуляции общества, вдлительной, перспективе ведет к обратному результату.
Другаямодель модернизации представлена Великими реформами 1860—70-х гг., опиравшимисяна поддержку относительно широких кругов общества, которым присуще осознаниенеобходимости преобразований. Отличительной особенностыо данной модели реформявлялось то, что она сразу законодательно провозгласила коренное социальноепереустройство, что способствовало вовлечению в реформационный процесс всехслоев общества, открыло возможности для участия в преобразованиях, имевшихцелью создание гражданского общества и правового государства. Ликвидациякрепостничества. введение земского самоуправления, реформы в области суда,образования и печати служили реальным основанием постепенной рационализации иевропеизации общественных отношений в стране, освобождения от традиционныхинститутов.
Третьямодель связана с формированием достаточно широкого социального движения,способного инициировать проведение реформ в направлении гражданского общества иправового государства. Анализ российского либерализма и конституционализма концаXIX — нач. XX вв. показывает, что они формировались в рамках определеннойболее широкой социальной системы, являясь в то же время ее важнойсамостоятельной частью и стабилизирующим фактором.
Спецификароссийской ситуации по сравнению с государствами Западной Европы усматриваетсяв сочетании аморфного общества и сильного государства, которое таит в себебольшой конфликтный потенциал, но в то же время содержит инструмент выхода изкризиса.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  Бушуев С. В., Миронов Г. Е. Историягосударства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 2: XVII-XVIII вв. М., 1994.
2.  История России с начала XVIII до конца XIX в. / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М., 1996.
3.  История России: Учебник для вузов /Под ред. М. И. Зуева, А. А. Чернобаева. М.,2001.
4.  Кириллов В. В., Кулагина Г. М. История Отечества с древнейших времендо наших дней. М., 2000.
5.  Ключевский О. В. Курс русскойистории. Т. 1. М., 1987.
6.  Мунчаев М. М., Устинов В. М. История России. М., 1997.
7.  Платонов С. Ф. Лекции по русскойистории. СПб., 1997.
8.  Покровский М. Н. Русская история. В 3 Т. СПб, 2002..
9.  Российская история: Учебник для вузов/ Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, Н. В. Кривцова и др; под ред. акад. Г. Б. Поляка.М., 2007.
10.  Соловьев С. М. Обзор истории новойРоссии. XVII- XVIII вв. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.