Реферат по предмету "История"


Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты

Министерствообразования Республики Беларусь
Белорусскийгосударственный университет
Факультетмеждународных отношений
Реферат попредмету «Новейшая история стран Азии и Африки»
 
«Сунь Ятсен.Его единомышленники и оппоненты»
Выполнилстудент 1 курса
МО 2 группы
Николаев Василий
Минск
2007

                                        Содержание
 
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа……………..4
Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь сСунь Ятсеном……………………………………………………………...…………...10
Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за«новую культуру»……………………………………………………………………..…..14
Заключение…………………………………………………………………..…...19
Библиография………………………………………………………………...…..20

                                 Введение
 
В начале ХХ века Китайпредставлял собой колосса на глиняных ногах: иностранцы из западных стран жилив стране едва ли не лучше, чем местная знать, а послы европейских державтребовали себе всё больших привилегий от имперского правительства.
Китай сотрясали народныеволнения и революции, внутренние проблемы фактически не решались из-заумопомрачительных масштабов коррупции среди чиновничества. Вдобавок и ближайшиесоседи посматривали на Поднебесную как на возможность увеличения своихтерриторий…
В стране явственноназревал революционный взрыв. Стало очевидно, что династия Цинь не в состояниисправиться с задачей защиты национальных интересов от могучей Европы. В этойситуации политическая оппозиция разделяется на леворадикальную иправоцентристскую части. Остальные же – ультралевые (анархисты, коммунисты) иярые монархисты-консерваторы – не пользовались большой популярностью вобществе.
Самым яркимпредставителем левой оппозиции являлся участник восстания в Гуаньчжоу,непримиримый противник маньчжурской династии Сунь Ятсен. В сущности, эта работапосвящена именно ему по ряду причин.
Во-первых, Сунь Ятсенимел наиболее четкую программу действий (знаменитые «3 народных принципа»).Во-вторых, он пользовался большой поддержкой и авторитетом, как в средереволюционеров, так и у населения.
Историческую значимостьСунь Ятсена трудно переоценить. Он сумел консолидировать разрозненнуюреволюционную оппозицию, добиться победы над конституционалистами, наладилвыпуск популярнейшего журнала «Миньбао», а также оставил потомкам своеполитическое завещание в виде трех книг: «Духовное строительство»,«Материальное строительство»,  «Общественное строительство»и ряда сочинений.
Не обойдена вниманием иправая оппозиция, а также ряд сторонников Сунь Ятсена и представителей т. н.«новой культуры». В работе дан анализ основных политических мировоззрений до- ипослесиньхайских периодов. 

Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическаяпрограмма
 
Особенностьюидеологического развития Китая было то, что революционная идеология, по меретого как она оформлялась рядом с реформаторской, сразу принималадемократически-мелкобуржуазный характер.
Оформление теченияобщественной мысли, содержащего идеи буржуазно-революционной демократии икрестьянского народнического «социализма», связано с именем Сунь Ятсена(другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь). Восприняв то прогрессивное, чтосодержалось в идеях реформаторов, Сунь Ятсен унаследовал революционный дух итрадиции тайпинов и других народных восстаний.
Сунь Ятсен (1866-1925)происходил из той же местности, что и Кан Ювэй, из того же уезда, что и ЧжэнГуаньин. Отец Суня был крестьянином, старший брат эмигрировал на Гавайскиеострова и там разбогател. Сунь Ятсен получил образование в английской школе вГонолулу, затем в основанном Хэ Ци медицинском институте в Гонконге. Западноеобразование соединялось у Сунь Ятсена со знанием жизни китайского крестьянства.С детства он задумывался над тяжелой жизнью народа, слушал рассказы стариков,участников тайпинского восстания.
В годы учебы вмедицинском институте Сунь Ятсен проявлял большой интерес к агрономии,разрабатывал планы подъема земледельческого хозяйства в Китае. Он опубликовалнесколько статей, две из которых его земляк Чжэн Гуаньин включил в свой сборник«Смелые речи в веке процветания» (1892).
В первый периодформирования взглядов Сунь Ятсена, от франко-китайской до японо-китайской войны(1885-1894 гг.), который позже Сунь Ятсен назвал в своей биографии«периодом революционных дискуссий», Сунь дискутировал со своимидрузьями о целях, задачах и методах революции, но не отказывался и отреформаторских методов — от петиций властям, от мирной просветительскойдеятельности.
Переломным моментом сталаяпоно-китайская война. В 1894-1895 гг. Сунь Ятсен организовал первую в Китаереволюционную партию Союз возрождения Китая (Синчжунхой).
Декларация Союза,принятая в Гонолулу в 1894 г., еще не отличалась существенно от выступленийреформаторов, в ней ничего не говорилось о борьбе против маньчжурскогоправительства, на первое место выдвигался момент национального бедствия,внешней угрозы.
 «Обязуюсь бороться за изгнание татар,восстановление суверенитета Китая, создание демократического правительства».
                                                                                           Клятва хуэйдана
Форму клятвы Сунь Ятсензаимствовал у традиционных тайных союзов (хуэйданов), с которыми был связан сюных лет, но, в то время как тайные союзы, которых всегда много было в Китае,имели лишь лозунг замены маньчжур китайской династией, Сунь Ятсен выдвигалтребование республики.
После неудачной попыткивооруженного восстания в Гуаньчжоу Сунь Ятсен, заочно приговоренный к смертнойказни, бежал за границу. В Англии и других европейских государствах онзанимался самообразованием, знакомясь с основными течениямиобщественно-политической мысли Запада, с трудами Руссо, Сен-Симона, Фурье, Риккардо,Мальтуса, Дарвина, Спенсера, Прудона, с идеями и деятельностью русскихнародовольцев, с произведениями Генри Джорджа, оказавшими влияние на разработкуСунь Ятсеном теории национализации земли. Он также был знаком с социализмом.
 «То, что я увидел иуслышал за эти два года, значительно обогатило мои знания, расширило мойкругозор. На примере великих европейских государств я впервые понял, что одноголишь превращения страны в богатую и могучую державу и одного лишь развитиянародовластия еще недостаточно, чтобы дать народу полное счастье. Вот почемусреди мыслящих людей Европы растет движение за социальную революцию. …Намереваясьразом покончить со всеми задачами, я включил в свое учение и принцип народногоблагосостояния, чтобы разрешить эту проблему одновременно с национальным вопросоми вопросом народовластия. Так сложилось учение о трех народных принципах в его законченномвиде».
                                                                                                    Сунь Ятсен
Большое влияние накитайских революционеров оказала революция 1905-1907 гг. в соседней России. Неслучайно именно 1905 год стал годом дальнейшего оформления партии Сунь Ятсена ипровозглашения основных принципов его учения. В 1905 он создает «Тунмэнхой»,более массовую революционную организацию.
Еще в 1903 г. при открытии им нелегальной революционной военной школы в Токио вступившие в школу даликлятву, которая стала затем клятвой при вступлении в революционную партию:изгнание татар (т. е. маньчжуров), восстановление суверенитета Китая,учреждение республики и уравнение земли. В программе революционеров появилсятаким образом пункт о «земельном уравнении», т. е. к национальнымтребованиям и требованию политической демократии добавился антифеодальныйлозунг экономического характера, имевший в виду интересы крестьян.
Свои основные идеи,получившие наименование «трех народных принципов» (национализм,народовластие, народное благоденствие), Сунь Ятсен изложил в речи на митингекитайских студентов и молодежи в Токио в июле 1905 г., затем в статье, помещенной в первом номере органа революционной партии – журнала«Миньбао» («Народ»), – вышедшем 26 ноября 1905 г.
Смысл «трех народныхпринципов», по мнению Сунь Ятсена, кратко можно выразить формулойФранцузской революции:   «Свобода,  равенство,  братство».
Национализм. Для Сунь Ятсена этот принципзаключался прежде всего в возрождении национального духа и сверженииманьчжурской династии. Борьба за это, в понимании Сунь Ятсена, есть продолжениетрадиционной борьбы китайского народа за возрождение своей родины. Вместе с темборьба за национальное возрождение в новых условиях носит иной характер, онанаполнена демократическим содержанием:
 «Предшествующиереволюции были революциями героев, нынешняя же совершается всей нацией».
                                                                                                    Сунь Ятсен
Объективно принципнационализма был направлен и против иностранного империализма, так каксвержение маньчжуров должно было заложить основу сильного Китая, недоступногодля захватнических поползновений империалистов. Но Сунь Ятсен не выдвигал в тотпериод антиимпериалистических лозунгов: революционеры, как и реформаторы,опасались, как бы в момент революции не произошла интервенция и не последовалполный раздел Китая между державами.
Принцип народовластия, по мнению Сунь Ятсена, составляетоснову политической революции:
 «Несколькотысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправныеграждане не могут терпеть в своей стране подобный режим. Чтобы его уничтожить,одной национальной революции недостаточно…Следует подчеркнуть, что присуществующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бынеобходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец».
Идею созданиядемократического правительства Сунь Ятсен выдвигал еще в 1895 г. как один из пунктов присяги при вступлении в члены Союза возрождения Китая. Это положениезатем в 1903 г. было уточнено в лозунге учреждения республики.
До созданияконституционной и парламентской республики, по мнению Сунь Ятсена, должнопройти три периода:
·             Первый период – управление на основе законоввоенного времени (три года).
·             Второй – управление на основе временнойконституции (шесть лет). После отмены законов военного времени власть на местахпередается в руки местного населения, которое избирает членов местныхучреждений парламентского типа и чиновников местной администрации.
·             Третий – управление на основе постояннойконституции. Военное правительство слагает с себя военную и административнуювласть. Вырабатывается постоянная конституция для всей страны, все гражданеизбирают президента и депутатов парламента.
 «Такое постепенноеосуществление программы дает возможность гражданам нашей страны научитьсяпользоваться свободой и равенством. Это заложит основы китайской республики».
Кроме исполнительной,законодательной и судебной власти, обычных для Европы и США, Сунь Ятсен предлагалеще две: независимые экзаменационную и контрольную власти. Попытки Сунь Ятсенапри помощи экзаменационной системы и независимого государственного контрольногооргана устранить ограниченность буржуазного республиканского государства вдействительности не достигали цели. Экзаменационная система для подборагосударственных административных должностных лиц, в сущности, не отличалась отобразовательного ценза, принятого в ряде буржуазных государств; наличие жеконтрольного органа, составленного из служителей той же буржуазии, не меняло составполитической элиты государства.
Принцип народногоблагоденствия, пословам Сунь Ятсена, содержал учение о социализме. Могущество капиталистическихстран, считал он, не дало счастья народу, развитие производительных сил неизбавило народные массы Европы и Америки от обнищания, и Китаю не следовалоидти по их стопам.
Сунь Ятсен считал, что,поскольку в Китае капитализм еще не укрепился, машинного производства нет иэкономика основана на земледелии, социализм может быть введен в этой странескорее, чем где бы то ни было. По мнению Сунь Ятсена, в Китае эксплуатацияимела место лишь в земледелии. Он считал, что в стране нет крупныхкапиталистов, что для Китая характерна всеобщая бедность, а аграрный вопросможно разрешить уравнением прав на землю.
«Все граждане имеютравные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшитьэкономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране.Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца.Дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества послереволюции, поступит в распоряжение государства и… станет общим достояниемнарода. Так будет заложен фундамент государства социальной справедливости, вкотором каждая семья будет жить в достатке и каждый будет получать то, что емуположено».
                                                            Декларация Объединенного союза
Требование уравнения правна землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. В«Миньбао» прямо разъяснялось, что предстоит борьба за«национализацию земли».
Сунь Ятсен развивалмысль, что в Китае цена на землю еще очень низка, за исключением Гонконга иШанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, сразвитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельнуюренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передатьгосударству в виде единой ренты-налога. Это мероприятие Сунь Ятсен рассматривалкак «мирную социальную революцию», предотвращающую необходимостьвторой революции, неизбежной в развитых капиталистических странах. «Послеосуществления социальной революции в Китае, – писал Сунь Ятсен, – частным лицамне нужно будет платить налогов. Наше государство, собирая одну только земельнуюренту, станет самым богатым в мире… Нынешние непосильные налоги будутотменены, цены на товары – снижены, народ станет зажиточным, и политикезлоупотреблений, царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придетконец…
Государство с такимобщественным строем будет недосягаемым для других стран. Такая социальнаяреволюция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».
 «Экономическаяреволюция Сунь Ятсена сводилась к передаче ренты государству, т. е. кнационализации земли посредством некоего единого налога в духе Генри Джорджа.
Теория эта, еслирассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазногосоциалиста-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что можно«предупредить» капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости,легче [пройдет] социальная революция…
…С другой стороны, изсубъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на делеполучается программа изменения всех правовых основ одной только недвижимойсобственности — программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации».
                                                                                                   В. И. Ленин
Коренная экономическаяслабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоениегосударством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистическойэкономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистическогоразвития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельнаярента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывалкрестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образомпредстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгомземельного уравнения, т. е. как конкретно демократическое государство смогло быраспределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность всехэтих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопическиечерты.
В послесиньхайские годыСунь Ятсен и его ближайшие сторонники, из которых самым видным в областиидеологической работы был Чжу Чжисинь, продолжали разработкуреволюционной теории. В 1917 г. Сунь Ятсен приступил к написанию давнозадуманного фундаментального труда, в котором ставил целью дать развернутуюпрограмму будущего революционного преобразования Китая. Работа называлась«План национального строительства» и состояла из трех книг:«Духовное строительство», «Материальное строительство» и«Общественное строительство». Она была закончена лишь в 1919 г., отдельные части публиковались в 1918 г. на страницах созданного Сунь Ятсеном журнала«Цзяньшэ» («Строительство»).
В первой книге этоготруда, обобщившего идеи Сунь Ятсена, отстаивалось философское положение«Трудно познать – легко действовать», направленное противтрадиционной китайской феодальной доктрины «Легко познать – труднодействовать», воспитывающей созерцательность, пассивность. МировоззрениюСунь Ятсена был еще присущ дуализм, сочетание элементов материализма идиалектики с идеализмом и метафизикой. Но он понимал возможность познанияистины, возможность активной деятельности человека по преобразованию мира иобщества, роль революционной теории в руководстве революционным движением. Онкритиковал мальтузианство и «социальный дарвинизм», хотя не былсвободен от влияния позитивизма и теории эволюции.
Во второй книге,представлявшей собой программу экономического строительства, выработанную вусловиях относительного роста китайского национального капитала в годыимпериалистической войны, предусматривалось дальнейшее быстрое развитиепромышленности и транспорта.
Прогрессивность программыпромышленного развития ослаблялась отсутствием, как и прежде, конкретнойпрограммы решения аграрного вопроса и подъема сельского хозяйства. Между тембез этого в условиях Китая невозможно было решить проблему индустриализации,подъема всей экономики. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развитияв Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистическийхарактер. Под впечатлением доктрины Вильсона автор надеялся на широкий притокиностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировойвойны. В то же время в экономической программе Сунь Ятсена отсутствовалитребования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широкихмасс народа, повышение покупательной способности населения.
Третья часть труда СуньЯтсена – «Социальное строительство», или «Первый шаг косуществлению демократических прав», – написана с целью научить народпользоваться элементарными демократическими правами. Значительную часть книгиСунь Ятсен отвел популярному изложению форм и структуры различныхгосударственных и общественных правовых институтов. Однако в области перспективполитического преобразования Китая Сунь Ятсен ограничивался выдвижением лозунгавосстановления законного парламента и республиканской конституции, принятой в 1912 г.
Глава II.Выдающиеся леворадикальныеоппозиционеры и их связь с
Сунь Ятсеном
Вторым по известностипосле Сунь Ятсена среди мыслителей и практических участников демократическогодвижения в начале XX в. был ЧжанБинлинь (1869-1936). Сын шэньши, до 25-летнего возраста он обучался втрадиционной китайской школе. Наряду с конфуцианской литературой изучалпатриотическое произведение Ван Чуаньшаня «Хуань шу» («Желтаякнига»). В 30 лет начал  изучать буддийскую литературу.
После поражения Китая вяпоно-китайской войне 1894-1895 гг. Чжан Бинлинь стал интересоватьсяполитическими вопросами, знакомиться с западной литературой, переведенной накитайский язык, в 1895 г. вступил в реформаторскую организацию «Союзусиления государства» («Цянсюэхуэй»), сотрудничал вредактируемой Лян Цичао газете «Шиу бао». В статье «Страны Азиисвязаны друг с другом, как губы и зубы» Чжан Бинлинь пропагандировалхарактерный для китайских реформаторов взгляд о необходимости союза с Японией,которую считал образцом успеха буржуазных преобразований.
Чжан Бинлинь, как и КанЮвэй, предлагал практиковать массовый перевод японской литературы и посылкукитайских студентов в Японию. Только реформы, полагал автор, дадут возможностьКитаю устоять перед иностранной агрессией. В другой статье Чжан Бинлиньпризывал «обуздать революцию при помощи реформы», суть же реформывидел в «благородном воспитании народа и собирании талантов».
В 1898 г. взгляды Чжан Бинлиня начинают меняться, возможно, под воздействием радикального крылареформаторов, последователей Тань Сытуна.
 «Наш народ уже 300лет находится под гнетом маньчжурских аристократов, которые едят его мясо ипьют его кровь, как мясо и кровь фазанов и зайцев. Какой может быть разговор олюбви к родине, если враг еще не отомщен до девятого колена? Лишь послесвершения революции можно рассуждать о любви к родине».
                                                                               Чжан Бинлинь (1898 г.)
Несмотря на такие речи,Чжан Бинлиня в это время нельзя считать сторонником революции, он еще искалсвой путь. После поражения реформаторов статьи, написанные им, отражают егореформаторские взгляды, но автор расходится с Кан Ювэем по поводу культаКонфуция, считая, что поддержка такого культа привела бы к «религиознойопасности».
В 1899 г. Чжан Бинлинь познакомился с Сунь Ятсеном и под его влиянием стал постепенно переходить нареволюционные позиции. В 1900 г., когда революционеры готовили восстание вЦентральном Китае, Чжан Бинлинь резко выступил против сотрудничества с КанЮвэем. С суровой критикой конституционных монархистов выступал он и впоследующие годы. В 1902-1903 гг. Чжан Бинлинь, возглавив шанхайскую газету«Субао», сумел превратить ее в революционный орган, публиковавшийантиманьчжурские статьи. Вскоре «Субао» была закрыта, а Чжан Бинлиняприговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он эмигрировал в Японию,где был восторженно встречен революционной эмиграцией и стал одним из редакторовжурнала «Миньбао».
 «Национализм – врожденноесвойство всех народов, населяющих землю. Дух национализма диктует необходимостьизгнания маньчжурских завоевателей. Уже в глубокой древности в сознании первобытногочеловека были заложены основы национализма, хотя расцвет национализма относитсяк нашему времени. Кан Ювэй пугает тем, что революция, проводимая непросвещеннымнародом, вызовет смуту. Но ум и мудрость развиваются в процессе борьбы,революция откроет простор творчеству, поднимет интеллектуальную и духовнуюкультуру. …Революция – действительно всемогущее целебное средство».
   «Письмо скритикой взглядов Кан Ювэя на революцию», дек. 1902 г.
Еще в конце 1902 – начале 1903 г. в опубликованном в «Субао» памфлете (см. выше) Чжан Бинлиньизложил свои взгляды на пути развития Китая. По отношению к державам Чжанрекомендовал революционерам проводить тактику лавирования, чтобы не допуститьиностранной интервенции, которая могла бы помешать решению первоочереднойзадачи – свержению маньчжурской династии.
В раннем произведении«Размышления и советы» (1902 г.) Чжан Бинлинь предлагал «уравнение земель». Земля, которую хозяин не в состоянии обработатьсобственными силами, подлежит продаже частному покупателю или при егоотсутствии – местной власти. Высказав, таким образом, идею «уравненияземель» в печати раньше, чем Сунь Ятсен, Чжан Бинлинь отмечал в то жевремя, что идея эта принадлежит Сунь Ятсену.
Взгляды Чжан Бинлиня выражалиреволюционный оптимизм, веру в силу и разум народных масс. Но его теория нациии национализма была далека от науки, в основу понятия нации Чжан клал лишькровное родство; понятие национальной революции он сводил подчас к мести,недостаточно говорил о борьбе против феодалов. С позиций шовинизма он предлагалприсоединить к Китаю Вьетнам, Корею и Бирму.
В работах, написанныхнезадолго до революции 1911 г., все больше обнаруживались слабые стороныидеологии Чжан Бинлиня. Он упорно пропагандировал тезис возрождениянациональных китайских наук, противопоставлял древнюю культуру Китая не толькоиспорченной якобы культуре периода маньчжурского господства, но и современнойзападной науке. Чжан Бинлинь подвергал основательной критике несовершенствабуржуазного парламентаризма, но делал вывод, что парламентская система якобы «создастклассы в бесклассовом обществе [Китая] и причинит вред безупречным природнымкачествам китайцев».
«Не являясь сторонникомреспубликанского строя, я согласен только на выборы президента, но я противсоздания парламента». Эти идеи Чжан Бинлиня, по существу, признаны былиподготовить умы к диктаторскому, антинародному режиму, который должен сменитьманьчжурскую династию. Чжан Бинлинь иногда говорил даже, что его не интересует,каким будет государственный строй, лишь бы власть была возвращена китайскомународу.
Несмотря на всю ограниченностьвзглядов Чжан Бинлиня, его ненависть к циньской монархии, его революционнаяпропаганда сыграли в то время большую положительную роль.
Другом и единомышленникомЧжан Бинлиня и Сунь Ятсена был Цзоу Жун (1885-1905), член «Союзастудентов-патриотов», созданного Чжан Бинлинем и Цай Юаньпэем. Цзоу Жунбыл автором брошюры «Армия революции», вышедшей в 1903 г., в разгар движения против оккупации Маньчжурии царской Россией. Брошюра быстро получилаширочайшую популярность. Аннотация и рецензия на нее были напечатаны в«Субао».
Цзоу Жун клеймилзлодеяния маньчжурских захватчиков в Китае за 260 лет, но подчеркивал, чторабское положение китайского народа – результат не только чужеземногогосподства маньчжуров, но всего феодального общественно-политического строя,существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жунстремился противопоставить господствующую в США, Франции и другихкапиталистических странах буржуазную демократию. Автор прославлял«Общественный договор» Жан-Жака Руссо и «Дух законов» ШарляМонтескье за провозглашенные в них принципы свободы, равенства и братства. ЦзоуЖун выдвинул лозунг «цивилизованной революции» («вэньмингэмин»), подчеркивая тем самым созидательные задачи революции – созданиенезависимого республиканского демократического государства без каких бы то нибыло привилегий для иностранных государств.
Политические взгляды ЦзоуЖуна были непоследовательны и ограниченны, он не выдвинул требований,направленных на удовлетворение интересов основных масс китайского народа – крестьянстваи других слоев трудящихся, тем не менее, брошюра его, проникнутая революционнойстрастью, имела огромный успех. Когда газета «Субао» была закрытавластями, Цзоу Жун был арестован. Умер в тюрьме в 1905 г.
К молодым революционерам,сыгравшим выдающуюся роль в распространении революционной идеологии, активносотрудничавшим с Сунь Ятсеном, принадлежал также Чэнь Тяньхуа(1865-1905). Обладая необычайным пропагандистским талантом, он оказывал влияниена молодежь своими брошюрами «Набат» (1903), «Очнитесь»(1903), написанными простым, доходчивым языком.
«Для успешногосопротивления империалистическим агрессорам, подчеркивал автор, необходимо,прежде всего, свергнуть предательское правительство цинской династии, ставшееорудием угнетения китайского народа империализмом».
                                                                                Чэнь Тяньхуа,«Набат»
В отличие от Цзоу Жуна ЧэньТяньхуа считал, что для спасения Китая надо мобилизовать широчайшие слоинарода, воспитывать народ в духе готовности жертвовать «личностью во имяобщества», «настоящим во имя будущего», окружить общественнымпрезрением трусов и капитулянтов, всех, кто «пресмыкается перединостранцами».
Ратуя за народовластие,за демократическое обновление, Чэнь Тяньхуа считал, что путь к демократии будетподготовлен «просвещенным абсолютизмом», т. е. фактически соглашалсяв этом пункте с конституционалистами. Он стоял за «народнуюреволюцию», за внедрение идей революции в «социальные низы», носчитал надежной опорой и ведущей силой революции «средний слойобщества», то есть мелкобуржуазную интеллигенцию. Страстно призывая кборьбе против империалистов, он в то же время выступал против «варварскогосопротивления» (разрушение и поджог христианских церквей, убийствомиссионеров, купцов), ратовал за «культурное сопротивление», за«несотрудничество и неповиновение в рамках международного права», неподвергая опасности жизнь и  имущество  иностранных подданных. Чэнь Тяньхуанедооценивал значения социальных проблем. Признавая суньятсеновские принципынационализма и народовластия, он выступал против принципа «народноеблагоденствие», не поддерживал программного требования «равных правна землю».
В 1905 г., когда японские власти стали преследовать китайских революционеров-эмигрантов, Чэнь Тяньхуапокончил жизнь самоубийством.
Из теоретиков, вышедшихиз партии Сунь Ятсена накануне революции 1911 г., можно выделить Сун Цзяожэня (1881-1913). Он разработал тактический план революции, настаивал на том,чтобы центром восстания сделать долину Янцзы. По своим взглядам Сун Цзяожэньбыл умереннее Сунь Ятсена. Он стоял за революцию типа младотурецкой, которая невсколыхнула бы глубокие социальные низы. Он высказывался против социализма, подкоторым, как и другие, понимал радикальное разрешение социальных проблем, вчастности осуществление «земельного уравнения». По его мнению, этазадача не соответствовала объективным условиям Китая того времени.
Наибольшее внимание СунЦзяожэнь, будучи правоведом по образованию, обращал на государственноестроительство будущей буржуазно-демократической республики. После поражениявосстания в Гуанчжоу, в котором он принимал активное участие, Сун Цзяожэньприбыл в Гонконг, где занимался составлением проекта декларации будущегореволюционного правительства, проекта временной конституции, проектов устройства центрального и местных органов власти. В общей сложности этидокументы составили три тома. Вся эта деятельность прежде всегосвидетельствовала о несокрушимой вере автора в неизбежную близкую победуреволюции. Перечисленные работы  Сун Цзяожэня  оказались весьма полезны вовремя Синьхайской революции.
                                          ***
Чжан Бинлинь, Цзоу Жун иЧэнь Тяньхуа, при всем различии между ними, были выразителями того течениякитайской буржуазно-революционной идеологии, которое носило менее демократичныйи народнический характер, чем идеи Сунь Ятсена. Видимо, следует признатьособенностью Китая то обстоятельство, что это течение, безусловногосподствовавшее в начале XXвека в национально-освободительном движении других восточных стран (например,Турции), в Китае оформилось позже, чем революционно-демократическоенаправление, и занимало по отношению к нему скорее подчиненное положение. Общейбазой национально-освободительной борьбы, особенно после слияния в 1905 г. китайских революционных организаций в Революционную лигу, были признаны «три народныхпринципа» Сунь Ятсена.

Глава III.Политические оппоненты СуньЯтсена. Движение за
«новуюкультуру»
Обострение классовойборьбы в Китае и влияние революций, развертывающейся в соседней России,содействовали распространению революционной идеологии. Но конституционныемонархисты не собирались без боя уступить революционерам руководящую роль средипередовой китайской интеллигенции. Началась острая полемика междуреволюционными и либеральными органами печати (издававшимися в эмиграции – вЯпонии). Полемика достигла наибольшего размаха в 1905-1908 гг., то быланастоящая битва за умы, в которой со стороны конституционных монархистов главнуюроль в полемике играл Лян Цичао.
Либералы, прежде всего,оспаривали революционные методы борьбы, утверждали, что всякое восстаниевыходит за намеченные рамки, зачинщики теряют контроль над стихийной вспышкойстрастей. Если установится республика, заявляли они, разрушительные мятежибудут постоянно повторяться при выборах президента и губернаторов провинций.Революция не может не затронуть также иностранные интересы в Китае, что вызоветимпериалистическую интервенцию и полную потерю независимости.
Либеральные авторы умелоотыскивали слабые места во взглядах Сунь Ятсена и его сторонников. Безусловно,сосредоточение всей революционной пропаганды на лозунге свержения маньчжуровотражало слабость китайской революции, ее недостаточно глубокий народныйхарактер. Лян Цичао доказывал, что маньчжурский вопрос преувеличенреволюционными теоретиками, подчеркивал, что маньчжуры быстро ассимилируютсякитайцами. Он, однако, в свою очередь преуменьшал реальность маньчжурскогогнета; революционные авторы приводили в ответ факты, показывающие, чтоманьчжуры занимают большую часть важных государственных постов.
Критикуя принципнародного благоденствия, Лян Цичао исходил из того, что национализация земли неприведет ко всеобщему благосостоянию; чтобы разрешить социальный вопрос, нужнопрежде всего решить вопрос о капитале. До этого же, по мнению Лян Цичао,китайское общество не доросло. Лян понимал, что национализация земли непрепятствует, а способствует развитию капитализма. Положение крестьян она неулучшит, крестьянину все равно – платить ли ренту помещику или государству.Государство же, если оно не будет взимать с крестьян высокую ренту, лишитсяисточников накопления для индустриализации страны.
Метко направляя удары всамые уязвимые места программы своих оппонентов, Лян Цичао и его сторонники немогли, однако, противопоставить их программе собственную позитивную программу.Упрекая Сунь Ятсена в том, что его план не может разрешить аграрного вопроса,либералы выступали за неприкосновенность помещичьей собственности, исходя из«священного принципа» частной собственности. Подмечая в программереволюционеров отдельные недемократические черты, Лян Цичао и его сторонникипредлагали нечто худшее – сохранение реакционной монархии Циней.
Годы полемикиреволюционеров с реформаторами не прошли даром: самая активная часть китайскойинтеллигенции приняла платформу революционеров, которая, хотя и туманно, все жерисовала перед Китаем новый путь, тогда как конституционно-монархическаяидеология, по существу, не указывала выхода совсем.
Когда вспыхнула революция1911-1913 гг., Сунь Ятсен стал первым президентом республики, а его партия навыборах в первый парламент получила большинство. Сдвиги, происшедшие видеологии китайского общества после революции 1911-1913 гг., особеннопримечательны. Революция ничего не принесла, кроме свержения монархии. Китайраспался на фактически обособленные владения генералов-милитаристов, властьиностранного капитала усилилась, путь к экономическому прогрессу не был открыт.Казалось, предсказания Лян Цичао о гибельности для Китая революционного путиоправдались. Однако, несмотря на наступивший кризис революционной идеологии иреволюционной партии, либеральное идеологическое течение в эти годы не тольконе усилилось, но, наоборот, быстро пришло в упадок.
Если буржуазно-либеральнаяидеология в Китае накануне новейшего периода всемирной истории терпит крах, тобуржуазно-революционная идеология переживает кризис.
Первые симптомы этогокризиса возникли еще перед 1911 г., когда Чжан Бинлинь и другие представителиумеренно-революционного крыла отошли от Сунь Ятсена. Некоторые, например ВанЦзинвэй, обратились к методам индивидуального террора. Возникло течениеанархизма, к которому примкнули отдельные члены Революционной лиги, жившие во Франциии в Японии. Они выступали против национальных государств, против буржуазнойдемократии. Эти лозунги, несмотря на крайний радикализм исходных принципов, наделе затрудняли борьбу против империализма и маньчжурской монархии.
Анархист Лю Шипэйсоздал теорию возникновения классов из почтения к начальству и веры в Бога. ЛюШипэй ссылался на древнюю книгу «Чжоу ли», подтверждавшую якобысуществование в прошлом общества всеобщего равенства имуществ и «уравнениятруда всех людей» (впоследствии Лю Шипэй изменил революционному движению).
Радикальные демократыподвергли взгляды анархистов критике. В статье Е Сяшэна разъяснялось,что анархисты – противники политической борьбы, противники всякого государстваи законов, революционные же демократы – за политическую борьбу, за завоевание ииспользование государства и законов. Анархисты заявляли, что воры и бандиты непреступники, что они лишь применяют одну из форм возвращения принадлежащих имправ и имущества. Сторонники политической революции, наоборот, считают воров играбителей врагами общества, которые должны быть наказуемы законом. Уанархистов есть только план уничтожения, нет позитивного строительного плана,
 «Разве безстроительства может быть революция? …Методы борьбы у анархистов иреволюционеров также различны. Анархисты считают, что революция совершаетсяпосредством взрыва бомбы, сторонники политической революции стоят засправедливую войну народа против правительства
…Анархисты пытаютсяосуществить коммунизм при помощи индивидуальной морали – это утопический идеал. Вотпочему я защищаю социализм».
                                                                                   Е  Сяшэн, «Миньбао»
Статья Е Сяшэна интереснатакже тем, что служит одним из ярких свидетельств внимания революционныхдемократов Китая уже в то время к социалистическим идеям. Автор упоминал оборьбе внутри рабочего движения в капиталистических странах, образованииМеждународного товарищества рабочих в Лондоне, о роли Маркса, о борьбе сразличными течениями внутри IИнтернационала, особенно с анархизмом Бакунина.
О популярности в Китаетермина «социализм», хотя  лишь немногие сколько-нибудь вернопонимали значение этого термина, свидетельствует попытка организовать в Шанхаев период революции Социалистическую партию, программа которой, впрочем,содержала буржуазно-демократические требования. Почетным председателем партиибыл избран Сунь Ятсен, фактическим лидером стал Цзян Канху, активнымидеятелями были Ша Цзин, Е Сяшэн. В 1913 г. от партии откололись радикальные элементы, создавшие Истинную социалистическую партию воглаве с Ша Цзинем. Вскоре обе партии были запрещены Юань Шикаем.
В годы первой мировойвойны началось идеологическое оформление нового революционно-демократическогодвижения за «новую культуру», которому суждено было сыграть затемисключительную роль в духовной жизни Китая. Центрами этого движения были Пекини Шанхай. Впервые одним из передовых бастионов идеологической борьбы сталастолица Китая, а не только приморские города.
К движению за «новуюкультуру» принадлежали Ли Дачжао (1888-1927), Чэнь Дусю(1880-1942), Юнь Дайин, Лу Синь (с 1918 г.), У Юй, Гао Ихань. К нему примыкали также ректор Пекинского университета, впрошлом один из лидеров буржуазно-революционного движения, Цай Юаньпэй,профессора Ху Ши, Цянь Сюаньтун. Борьба за «новуюкультуру» стала знаменем общественно-политического журнала, начавшеговыходить в сентябре 1915 г. в Шанхае под названием «Циннянь»(«Молодежь»), а в 1916 г. переименованного в «Синь циннянь»(«Новая молодежь»). Редактировал журнал Чэнь Дусю; с осени 1916 г. в журнале принимали участие многие видные представители китайской интеллигенции. Он сталсамым популярным органом передовой интеллигенции и студенческой молодежи.
Главным содержаниемдвижения за «новую культуру» была «борьба за науку идемократию», т. е. за современное естествознание, против невежества,суеверий и мистицизма, за народовластие и демократические свободы, противабсолютизма и автократии. Наиболее четко эти лозунги были сформулированы вредакционной статье «Синь циннянь» в январе 1919 г.: «Чтобы защищать демократию, нельзя не вести борьбу против конфуцианства, против егоэтикета и обрядов, против его понятий о честности и целомудрии, против старойморали и старой политики. Чтобы защищать науку, нельзя не вести борьбу противрелигии и старого искусства. Борьба за демократию и науку невозможна без борьбыпротив традиционной школы и против старой литературы».
Содержание движения за«новую культуру» выходило далеко за рамки одной культуры. Речь шла обуржуазно-демократических преобразованиях в стране, о победе буржуазнойпросветительской идеологии. Идеологическая борьба против старых формгосударственных и политических институтов, против суеверий, дискриминации иугнетения, против канонов и конфуцианского морального кодекса, за доступныйнароду язык и литературу, за лозунги равенства и личной свободы, заимствованныеу западных просветителей, отражала стремительный рост демократическогосознания.
В движении за «новуюкультуру» наметились три основные, но окончательно не размежевавшиесягруппы.
Ли Дачжао, Юнь Дайинь, Лу Синьбыли наиболее радикальны в своих взглядах, выступали не только противмонархизма, но и против бюрократии, а также критиковали отдельные недостаткибуржуазной демократии (от идеализации которой в целом они не освободились). Ониразоблачали иностранных агрессоров, выступали за рост национальногосамосознания. Ли Дачжао критиковал буржуазные упадочнические идеи, фатализм,теории американских философов, обосновывавших реставрацию монархии в Китае. Вмиросозерцании представителей этой группы зрели элементы материализма инаучного метода мышления. Их идеи и действия были проникнуты революционнымдухом.
Самыми умеренными вдвижении были Ху Ши (1891-1961) и его единомышленники. Ху Ши прославляламериканский образ жизни, считал его образцом для Китая, пренебрежительноотзывался о китайской национальной культуре. Философия американскогопрагматизма, буржуазное реформаторство, индивидуализм и космополитизмпротиворечиво сочетались у этой группы с идеями китайского буржуазногонационализма. Но и Ху Ши с его последователями играли в то время прогрессивнуюроль в борьбе против феодальной культуры, особенно в сфере языкознания.
Чэнь Дусю, Гао Ихань, У Юй, ЦайЮаньпэй считали своим идеалом принципы Французской революции XVIII в. Не понимая новой обстановки, онивыступали в поддержку Антанты в первой мировой войне. Резко критикуяконфуцианство, они стояли за преобразование Китая по западному образцу, завнедрение западной культуры. Мировоззрение их было эклектическим. К этому,третьему направлению можно отнести большинство участников движения за«новую культуру».

                           Заключение
 
Борьба идеологий принеслаСунь Ятсену безоговорочную победу. Его сторонники множились, а Гоминьданприобретал массовую поддержку в широких слоях населения, особенно на юге Китая.
Однако некотораяполитическая пассивность (в частности, и во избежание гражданской войны состоронниками Юань Шикая) предопределила его уход из большой политики 1 апреля1912 года.
Отойдя отнепосредственного влияния на развитие Китая (Сунь Ятсен занимал постгенерального директора китайских железных дорог), он уже не смог предотвратитьустановление режима личной диктатуры Юань Шикая.
Летом 1913 года лидерреволюционных демократов призвал своих сторонников ко «второй революции» дляборьбы с Юань Шикаем, но время было упущено и его призыв уже не получил широкойподдержки.
В октябре 1913 г. Юань Шикай становится постоянным президентом Китайской Республики и его в этом качествепризнают западные державы. В ноябре он распускает парламент и запрещаетдеятельность Гоминьдана. В следующем году были распущены провинциальныесовещательные собрания и принята новая конституция, по которой президентполучал огромные полномочия и возможность бесконтрольного руководства страной.
Сунь Ятсен вновь былвынужден эмигрировать в Японию. Таким образом он в ходе синьхайской революциипотерпел сокрушительное поражение от более ловкого Юань Шикая, которыйрассматривал союз с революционными демократами как еще одну ступеньку кустановлению своего единовластия. 

                          Библиография
 
1.Xейфец А. Н. Революционные народы России и Китаяв начале XX века. Вопросы истории. М.: 1956.
2.Сунь Ятсен Избранные произведения. М.: 1964.
3.Родригес А. М. Новейшая история стран Азии иАфрики. М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Синьхайская революция 1911-1913 гг. Сборникдокументов и материалов. М.: 1968.
 «Вокруг Света» – первыйпознавательный портал [Electronic resource]
Энциклопедия «Кругосвет» [Electronic resource]
 «Википедия» – свободная многоязычнаяэнциклопедия [Electronic resource]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.