Учреждениеобразования
“Белорусскийгосударственный педагогический университет имени Максима Танка”
УДК 930.1(09)
Дядичкина
НатальяЕвгеньевна
Становлениеи развитие международного научного сотрудничества Академии наук БССР (втораяполовина 1950-х – 1980-е годы)
Автореферат
диссертациина соискание учёной степени
кандидатаисторических наук
поспециальности 07.00.02 – отечественная история
Минск, 2009
Работа выполнена в учрежденииобразования
«Брестский государственныйуниверситет имени А.С. Пушкина»
Научный руководитель – КорзенкоГеоргий Владимирович
доктор исторических наук,доцент, заведующий кафедрой политологии и права учреждения образования«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Официальные оппоненты: СоколовНиколай Константинович
доктор исторических наук,профессор, профессор кафедры истории Беларуси учреждения образования«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Борисенко Владимир Васильевич
кандидат исторических наук,доцент, декан исторического факультета учреждения образования «Могилёвскийгосударственный университет имени А.А. Кулешова»
Оппонирующаяорганизация –Белорусский государственный университет
Защита состоится 6 февраля 2008 г.в 16 часов на заседании совета по защите диссертаций К 02.21.03 при учрежденииобразования «Белорусский государственный педагогический университет имениМаксима Танка» по адресу: 220050, г. Минск, ул. Советская, 18, ауд. 482, тел.200-82-53, e-mail: bagdanovich.sovet@tut.by
С диссертацией можно ознакомитьсяв библиотеке учреждения образования «Белорусский государственный педагогическийуниверситет имени Максима Танка».
Автореферат разослан 5 января 2009г.
Ученый секретарь совета
по защите диссертаций И.И.Богданович
ВВЕДЕНИЕ
Исследование историимеждународного сотрудничества НАН Беларуси (в исследуемый период – Академиинаук БССР) представляется весьма актуальным. Располагаясь в центре Европы,Беларусь следует по пути научно-технического развития передовых стран, с учётомкачественно новых процессов интеграции научных знаний в инновации ипроизводственную деятельность. Они в значительной степени связаны с информационнойреволюцией, изменяющей облик современного производства и сам характер труда,расширением использования новых и высоких технологий. Эту задачу нельзя решить,не обращаясь к вопросам международного научного сотрудничества, котороеявляется важным компонентом научной деятельности, во многом определяющим еёэффективность.
Накопление и осмыслениеотечественного опыта в международном научном сотрудничестве, ведущую роль восуществлении которого играет Академия наук, необходимо Беларуси каксуверенному государству в целях формирования политики международного научногосотрудничества на современном этапе. Достижение поставленной цели настоятельнотребует реального взаимодействия науки с производством и образованием,ускоренной модернизации экономики, обеспечения конкурентных преимуществреспублики на внутреннем и внешнем рынках. Потребность научной разработкиданной проблемы связана с отсутствием специальных работ в отечественнойисториографии. Введение в научный оборот новых архивных материалов даётвозможность осветить многие малоизученные аспекты деятельности АН БССР намеждународной арене.
Ретроспективное изучениемеждународного сотрудничества академической науки актуально не только втеоретическом, но и практическом плане. Распространение инновационной деятельностидолжно помочь преодолеть барьеры, придать новые импульсы развитиюнаучно-технической деятельности и прогрессу общества в целом, и тем самымобеспечить место Беларуси в группе динамично развивающихся стран мира.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы скрупными научными программами и темами
Тема выполнена в рамкахГосударственной программы фундаментальных исследований “Исследование истории,искусства, фольклора, этнокультурных традиций Беларуси в контексте славянскихкультур, европейской цивилизации, глобального развития и этноконфессиональныхпроцессов в современном свете” (История и культура) в 2003–2005 гг.; задание №20021031 от 01. 04. 2002 г. Тема диссертационногоисследования утвержденаСоветом Брестского государственного университетаим. А.С. Пушкина 28 января 2002 г. (протокол № 7), формулировка темы уточненаСоветом Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина 20декабря 2006 г. (протокол № 5).
Цель и задачиисследования
Цель работы – раскрытиепроцесса становления и развития международного сотрудничества академическойнауки, роли АН БССР в системе взаимодействия республики с зарубежными странамиво второй половине 1950-х – 1980-е годы. Для осуществления поставленной целибыли определены следующие задачи:
– раскрыть важнейшие предпосылки,обусловившие формирование и динамику международных научных связей АН БССР;
– выявить основные этапыв развитии системы международного сотрудничества академической науки;
– определить формы инаправления международного сотрудничества белорусских учёных во второй половине1950-х – 1960-е гг.;
– показать ведущиетенденции совершенствования системы международного сотрудничества академическихучёных, качественные изменения, происходившие в процессе её развития в1970–1980-е годы;
– проанализироватьзначимость международного сотрудничества для развития академической науки инародного хозяйства республики.
Объектомдиссертационного исследования является система международного сотрудничества республики впослевоенный период. Предметом исследования –формы и направленияреализации международных связей АН БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.
Основные положениядиссертации, выносимые на защиту
1. Формирование системымеждународного сотрудничества АН БССР было обусловлено, прежде всего, действиемобъективных по своему характеру причин, определяемых интернациональнымхарактером науки, спецификой и потребностями развития научного производства,протекающего в условиях научно-технической революции. Государственнаянаучно-техническая политика в СССР и БССР была направлена на увеличениефинансирования, улучшение организации научной деятельности, внедрение научныхразработок в производство, участие в международном разделении труда. Наукарассматривалась в качестве определяющего фактора экономического роста. Эффективноеразвитие международного сотрудничества явилось следствием позитивных измененийв состоянии международного политического климата, либерализациивнешнеполитического курса и изменения внутриполитической ситуации в СССР после XX съезда КПСС. Новые возможности длярасширения зарубежных связей в сфере науки открыло вхождение республики вмежправительственные организации (ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО), а также образованиеСовета Экономической Взаимопомощи. Важнейшей предпосылкой развитиямеждународных контактов белорусских учёных стало интенсивное поступательноеразвитие отечественной академической науки в рассматриваемый период.
2. В развитиимеждународных связей АН БССР выделяются два этапа. Первый – охватывал вторуюполовину 1950-х – 1960-е годы и характеризовался становлением системымеждународного сотрудничества, формированием организационно-правовогомеханизма, возникновением форм международного взаимодействия, обеспечивавшихобмен научной информацией. Второй — пришёлся на 1970–1980-е годы и был этапомдальнейшего наращивания объёмов, обогащения новыми направлениями исследований иформами, в рамках которых осуществлялись совместные разработки. Во многом этобыло обусловлено значительным укреплением научного потенциала АН БССР. В отличие от предыдущего периода,когда международныенаучные связи академической науки были преимущественно эпизодическими, на этомэтапе они приобрели характер долгосрочного и стабильного сотрудничества, причёмкак в отношениях с социалистическими, так и капиталистическими странами.
3. Основными формамивзаимодействия учёных во второй половине 1950-х – 1960-е годы являлись: ихучастие в различных международных научных форумах, обмен публикациями черезсистему международного книгообмена, публикация работ в зарубежных изданиях,членство в редакционных коллегиях научных журналов, получение информациипосредством научно-технических выставок, командировок для ознакомления сорганизацией научно-исследовательских работ в специализированных центрах,взаимопомощь в подготовке научных кадров. Благодаря сотрудничеству удалосьдостигнуть определённых успехов в области математики, физики твёрдого тела,спектроскопии, оптики, тепло- и массообмена, механики металлополимеров, атомнойэнергетики, технической кибернетики, химии неорганических соединений,физиологии человека и животных, биологии и другим.
4. Процесс качественногосовершенствования международного сотрудничества академической науки активнопроисходил в 1970–1980-е годы. Возникли и получили развитие новые, болеепрогрессивные формы связей, посредством которых обеспечивалась координацияисследовательских планов и кооперация деятельности при решении научных проблем,осуществляемых как на двусторонней (в рамках межправительственных соглашений),так и многосторонней основах (по линии СЭВ, сотрудничества академий науксоциалистических стран, ЮНЕСКО, МАГАТЭ). АН БССР впервые начала проводитьработу по патентованию изобретений за рубежом и продаже лицензий на разработкиакадемических институтов. Интеграционные процессы усиливались путём реализации совместныхпроектов, которые в соответствии с мировыми тенденциями научно-техническогоразвития были связаны с решением глобальных проблем, требовавшихскоординированных усилий (материаловедение, квантовая электроника, прикладнаяматематика, биоорганическая химия, генетика, геология и другие). Значительныйрост масштабов международных контактов характеризовал динамику сотрудничествакак развившуюся по восходящей линии и свидетельствовал о расширении иуглублении взаимосвязей отечественной фундаментальной науки с мировым научным пространством.
5. Академия наук БССР играла ведущуюроль в развитии интернациональных связей республики с академиями наук и другиминаучными организациями зарубежных стран, в выполнении межгосударственныхнаучных и научно-технических программ и проектов, участвовала в деятельностимеждународных научных организаций. В 1989 г. институты АН БССР сотрудничали по 169 проблемам иотдельным темам с более 100 организациями стран – членов СЭВ, Китая, Югославии,Австрии, Бельгии, Великобритании, Индии, Испании, Италии, США, Финляндии,Франции, Германии, Швеции, Южной Кореи и Японии. Международное сотрудничество АН БССР позволялобелорусским учёным, рационально используя кадровые, материально-технические ифинансовые ресурсы, активизировать собственные научные работы, ускорять ихвнедрение в промышленное производство. Вместе с повышением уровня исследованийи разработок, получением доступа к новым технологиям, методам исследований иинформационным источникам сотрудничество приносило ощутимый материальный эффектакадемическим институтам. Тем не менее, уровень интеграции АН БССР в мировуюнаучно-техническую сферу оставался невысоким и не соответствовал уровню еёнаучного потенциала и потребностей. Это предопределило отставание республики вразвитии ряда направлений и новейших технологий (микроэлектроника,информационные и биотехнологии, вычислительная техника и т. д.).
Личный вкладсоискателя
Диссертационная работаявляется первым в белорусской историографии обобщающим исследованием проблемымеждународного сотрудничества Академии наук БССР во второй половине 1950-х –1980-е гг., где раскрыты важнейшие предпосылки, обусловившие формирование идинамику международных научных связей АН БССР, показаны основные формы, врамках которых они осуществлялись, выявлены этапы и качественные изменения,раскрыты ведущие тенденции его совершенствования, проанализирована значимостьмеждународного сотрудничества для развития фундаментальной науки и внедренияпрогрессивных новшеств в народное хозяйство республики. В процессе работы былизучен, систематизирован и проанализирован обширный фактический материал,который ранее не был введён в научный оборот.
Апробация результатовдиссертации
Основные положения работыбыли изложены в докладах и выступлениях на: республиканской научнойконференции, посвящённой 80-летию со дня рождения В. Колесника “Берасцейска-Пiнскае Палессе: мова, лiтаратура, гiсторыя” (Брест, 2002); V межвузовской научно-методической конференции молодых учёных(Брест, 2003); международной научной конференции студентов и аспирантов высшихучебных учреждений “Трансфармацыя культуры i грамадства Беларускага Палесся: мiнулае, сучаснасць, перспектывы” (Брест, 2003); VIII международныхобщественно-политических чтениях, посвящённых памяти К. Лыщинского “К.Лыщинский и современность” (Брест, 2003); международной конференции,посвящённой 210-летию восстания под руководством Т. Костюшко “Тадэвуш Касцюшка i яго час” (Брест, 2004);международной научно-практической конференции студентов и аспирантов “Асоба у гiсторыi: гераiчнае i трагiчнае” (Брест, 2004); международной научной конференции “Проблемы методологии исследований истории Беларуси”(Минск, 2006); научных чтениях “Праблемы айчыннай і сусветнай гісторыі (Да 60-годдзя доктара гістарычных навук, прафесара У.М. Міхнюка)” (Брест, 2007);Второй Международной научной конференции “Методология исследований историиБеларуси: проблемы, достижения, перспективы” (Минск, 2008).
Опубликованностьрезультатов диссертации
Материалы диссертациибыли опубликованы в 11 научных статьях общим объёмом 5,1 авторских листа, в томчисле 3 – в рецензируемых научных изданиях, остальные – в сборниках материаловнаучных конференций и сборниках научных статей.
Структура и объёмдиссертации
Диссертация состоит извведения, общей характеристики работы, трёх глав, заключения, приложений в виде5 таблиц (5 страниц) и библиографического списка (321 наименование, 19страниц). Общий объём диссертации составляет 141 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вовведении обосновывается актуальность темы диссертации, котораяв первую очередь определяется потребностью научной разработки проблемы,отсутствием специальных работ в отечественной историографии по данной тематике.Осмысление опыта международнойдеятельности академической науки необходимо Беларусикак независимому государству в целях формирования политики международногонаучного сотрудничества на современном этапе.
Впервой главе диссертации –“Историография, источники и методы исследования” рассматриваютсяосновные научные труды, в которых затрагиваются вопросы международного научногосотрудничества АН БССР во второй половине 1950-х –1980-е гг., а также основной комплекс источников по проблеме и методы, спомощью которых осуществлялось исследование.
Изучение деятельностиБССР на международной арене стало оформляться в самостоятельное направлениебелорусской исторической науки в 1960-е годы. Данная тематика занимаетзначительное место в структуре научных исследований белорусских историков.Наибольшее количество работ было посвящено изучению участия республики в общественно-политическом,экономическом, культурном и научно-техническом сотрудничестве СССР севропейскими странами социалистического лагеря.
Исследованиемдвухсторонних контактов БССР с европейскими социалистическими странамизанимались В.С. Толстой, Г.Г. Сергеева, Л.П. Мирочицкий, Д.Б. Мельцер, В.П.Голубович. В работах этих авторов приводятся некоторые примеры участияпредставителей академической науки в сотрудничестве БССР с отдельнымисоциалистическими странами в 1960-е – 1970-е гг. Их недостатком являетсяодносторонность, упрощённость, замалчивание одних и выпячивание другихисторических событий, определённая заданность результатов исследования, что,впрочем, было характерно для всей советской исторической науки, развивающейся вусловиях партийно-идеологического контроля.
Первой попыткойисследования обобщающего характера по сотрудничеству республики ссоциалистическими странами, была коллективная монография, авторами которойявлялись С.Д. Войтович, Н.С. Воробей и В.С. Толстой: “СотрудничествоБелорусской ССР с социалистическими странами” (Минск, 1970), в которойрассматриваются всесторонние связи республики с социалистическими государствамив 1945–1969 гг. Затронув проблему научных контактов республики, авторыограничились описанием отдельных примеров сотрудничества, не предпринимаяпопытки выявить основные формы, в рамках которых оно осуществлялось, итенденции его развития. Весомым вкладом в освещение международной деятельностиБССР явилась коллективная монография “Белорусская ССР и социалистические страны:Укрепление дружбы, сотрудничества, братства (1945–1987 гг.)” (Минск, 1987), гдеисследуется роль республики в осуществлении всестороннего взаимодействия СССР исоциалистических государств за четыре послевоенных десятилетия. Исследователиприводят ряд примеров, иллюстрирующих участие в научном сотрудничествереспублики АН БССР, однако, проблема международных контактов академическойнауки отражена фрагментарно. Названные обобщающие исследования, посвящённыеизучению всестороннего сотрудничества республики с социалистическими странами,выдержаны в рамках официальных политико-идеологических схем, господствовавших внауке в то время, когда они создавались. Для них характерно отсутствиекритического подхода к изучаемой реальности, желание показать преимуществосоциалистической системы. Внимание авторов сосредоточено на успехах, в то времякак трудности, недостатки и ошибки игнорировались. Анализ каких-либопроблемных, негативных моментов в работах полностью отсутствует. Бездостаточного внимания исследователей, на наш взгляд, остался и вопросформирования политики международного научного сотрудничества. Критическиоценивая работы советского периода, необходимо при этом отметить и ихположительное значение. Большой фактический материал, введённый в научный оборот,многие обобщения и оценки не потеряли своей актуальности на современном этапе иявляются фундаментом для изучения проблемы международного сотрудничестваакадемической науки.
В 1980-е годы появляютсяработы, посвящённые международной деятельности БССР в отдельно взятых сферахсотрудничества (общественно-политические, культурные связи), либо отдельнымпроблемам международной деятельности республики. Особого внимания заслуживаетисследование Л.В. Власовой “БССР в международном культурном и научном сотрудничестве:(Организационно-правовые вопросы)” (Минск, 1984), посвящённое изучению правовыхисточников, регулирующих участие республики в международном культурном инаучном сотрудничестве на двусторонней и многосторонней основах.
Единственной работой,целенаправленно посвящённой изучению научного сотрудничества БССР ссоциалистическими странами является монография Г.Г. Сергеевой “Белорусская ССРв научном сотрудничестве Советского Союза и социалистических стран (1945–1985гг.)” (Минск, 1986). Обобщая опыт участия БССР в научном взаимодействиигосударств социалистического содружества на протяжении четырёх послевоенныхдесятилетий, автор прослеживает динамику включения научного потенциалареспублики в научное взаимодействие социалистических стран, основные направленияи формы сотрудничества в различных научных сферах. Исследование Г.Г. Сергеевойявляется первой, и до сегодняшнего дня единственной, в белорусскойисториографии работой, где исследуется научное сотрудничество республики. Еёзначимость, безусловно, высока, однако, она носит некритический характер, чтоисключает всесторонний анализ, рассмотрения тех аспектов, которые могли бынегативно повлиять на имидж социалистической системы. Без достаточного вниманияавтора, на наш взгляд, остался и такой аспект проблемы, как формированиеполитики международного научного сотрудничества.
Одним из направленийисследований в области истории международной деятельности БССР стало изучениесвязей республики с капиталистическими и развивающимися странами. Единственнымисследованием, которое посвящено сотрудничеству с капиталистическими странами,является монография Н.С. Воробья “Участие Белорусской ССР в отношенияхСоветского Союза с капиталистическими странами (50–70-е годы)” (Минск, 1981), гдеанализируются основные направления и формы общественно-политических,экономических и культурных связей БССР с развитыми капиталистическими странамив послевоенный период. Автор ограничился описанием отдельных примеров научноговзаимодействия учреждений республики с зарубежными центрами, не рассматриваяпри этом такие аспекты, как предпосылки его развития, организационно-правовоймеханизм и масштабы сотрудничества.
Отдельные аспектыпроблемы международных научных связей республики затрагиваются в работах,посвящённых участию республики в деятельности международных организаций.Существует и довольно большой массив литературы, опубликованной советскими ироссийскими авторами в 1970–2000-е гг., которая посвящена участию вмеждународном научном сотрудничестве СССР и АН СССР. Они содержат анализ общихпринципов и тенденций развития международного научного сотрудничества.
Проблема международноговзаимодействия академической науки получила отражение и в работах, посвящённыхистории становления и развития Национальной академии наук Беларуси, её достижениямв различных областях знания. В числе наиболее информативных изданий следуетназвать крупные коллективные работы обобщающего характера. Это, прежде всего,“Академия наук Белорусской ССР” (Минск, 1979), освещающая историю АН БССР и еёнаучную деятельность за 50 лет существования. История академии за 60 летсуществования, её важнейшие достижения в различных научных областях, роль вускорении научно-технического прогресса рассматриваются в издании “Академиянаук Белорусской ССР. Краткий очерк” (Минск, 1989), подготовленном авторскимколлективом Института истории АН БССР. Основные этапы становления и развитияНациональной академии наук Беларуси за 70 лет её существования, важнейшиедостижения учёных в различных областях науки, их роль в развитии экономики икультуры Беларуси отражены в издании “Национальная академия наук Беларуси:1929–1999” (Минск, 1998), написанной авторским коллективом в составе Н.В.Токарева, П.Т. Петрикова, Г.В. Корзенко. Крупной обобщающей работой,посвящённой итогам развития и достижениям белорусской науки за прошедший век, являетсякнига “Наука Беларуси в XXстолетии” (Минск, 2001).
История становления идеятельность Национальной академии наук Беларуси также получила освещение впубликациях: В.Ф. Купревича, Н.А. Борисевича,А.П. Войтовича, П.Т. Петрикова, Г.В. Корзенко, Н.В. Токарева. Среди них следует особо отметить книгу В.Ф.Купревича “Академия наук Белорусской ССР. Исторический очерк” (Минск, 1957).Это была первая работа, в которой обобщался многогранный опыт деятельности АН БССР, в том числе и в сфере международной деятельности.Большое количество публикаций, посвящённых анализу состояния академическойнауки в республике и определению перспектив её развития, было подготовлено всвязи с празднованием 50–70-летних юбилеев Академии. В числе изданий юбилейногохарактера следует отметить фундаментальный биографический справочник“Национальная академия наук Беларуси. Персональный состав. 1928–1998” (Минск,1998) и сборник “Гуманiтарныяi сацыяльныя навукi на зыходзе XX стагоддзя” (Минск, 1998). Существуют также издания,посвященные отдельным учёным, внесшим весомый вклад в развитие академическойнауки. В них получил отражение и их личный вклад в развитие международноговзаимодействия. В целом же, в работах, посвящённых АН БССР, проблеме международного сотрудничества уделяется оченьнезначительное внимание.
Приобретение в начале1990-х гг. Республикой Беларусь независимости, формирование самостоятельнойвнешней политики содействовали усилению интереса к истории международныхотношений, стимулировали расширение исследований по проблемам международногосотрудничества уже на основе национально-государственной концепции историиБеларуси. В 1992 г. была издана монография Л.П. Мирочицкого“Белорусско-югославские культурные и научные связи”, в которой анализируютсяформы и содержание двусторонних белорусско-югославских культурных и научныхконтактов, исследуется круг их участников на государственном и общественномуровнях. Однако, поскольку это исследование было начато задолго до его публикации,оно не лишено некоторых субъективных подходов, существовавших в советскийпериод. В нём, к примеру, отсутствует достаточный анализ трудностейсотрудничества.
В 1990–2007-х гг. вбелорусской историографии появляется ряд новых исследований, посвящённых историимеждународной деятельности республики, которые интересны не только богатымфактическим материалом, впервые введённым в научный оборот, но и тем, чтолишены прежней идеологической заданности. Это диссертации П.В. Малашука, О.Н.Важник, Л.В. Ляхович, Л.Г. Королёнка, посвящённые двусторонним экономическим,научно-техническим и культурным связям Беларуси с Югославией, Польшей, Франциейи Великобританией соответственно. Исследованию экономических связей сзарубежными станами посвящена диссертация В.В. Борисенко “Участие Беларуси вовнешнеэкономических связях Советского Союза, 1971–1985 гг.” (2001).
Несмотря на то, чтотематика о международном сотрудничестве БССР занимает значительное место вструктуре научных исследований белорусских историков, до настоящего времени вотечественной историографии не существует ни одной обобщающей научной работы помеждународному сотрудничеству АН БССР. История международных связейакадемической науки не рассматривалась в историографии в качествесамостоятельной научной проблемы, поэтому и не осуществлялось её специальное изучение.В работах белорусских историков, затрагивавших вопросы международных связей АНБССР, не прослеживались причины формирования и эволюция системы сотрудничества,в полной мере не анализировались такие важные аспекты, как формированиеполитики международного научного сотрудничества на партийно-правительственномуровне и его организационно-правовые механизмы. В них отсутствует и анализ,безусловно имевших место, трудностей, проблем, недостатков и ошибок,существовавших в научных обменах. В недостаточной мере отражены научные связи скапиталистическими странами. Поскольку проблема международных связейакадемической науки в период второй половины 1950-х – 1980-е гг. не получиланаучного обобщения в отечественной историографии, это даёт основание заниматьсяеё исследованием и определяет научную актуальность такого исследования.
В процессе работы наддиссертацией были проанализированы документы, хранящиеся в фондах ПрезидиумаАкадемии наук, иностранного отдела, личных дел сотрудников, а также фондахотдельных институтов Центрального научного архива Национальной академии наукБеларуси. Особую ценность представляют ежегодные отчёты о научной деятельностиАкадемии наук БССР, отчёты о работе по осуществлению и развитиюнаучно-технических связей и сотрудничества с зарубежными странами, выполнениюпланов международного научно-технического сотрудничества и эффективностииспользования результатов сотрудничества, отчёты отдельных институтов, имеющиераздел о международных научных связях, где приводятся многочисленные примерыважнейших международных научных мероприятий, документы руководящего характера: постановленияи распоряжения ЦК КПБ, Бюро ЦК КПБ, Совета Министров БССР, Президиумов АН СССРи АН БССР о повышении эффективности и улучшении организации международныхнаучных связей, протоколы заседаний Бюро Президиума АН БССР, на которыхрассматривались вопросы планирования и другие аспекты международных научныхсвязей, различного рода справки: о мероприятиях по повышению эффективностимеждународных научных связей, о ходе выполнения постановлений Президиума АНБССР, связанных с вопросами международной деятельности и другие.
Материалы, относящиеся кдеятельности АН БССР содержаться и в Национальном архиве Республики Беларусь:фондах ЦК Компартии Белоруссии, Совета Министров БССР, Министерства иностранныхдел БССР. Наибольшую ценность представляют документы директивного характера:постановления и решения ЦК КПБ, Бюро ЦК КПБ, Совета Министров БССР и ПрезидиумаАН СССР по вопросам руководства научной деятельностью в республике имеждународным научным связям, позволяющие изучить государственную политику поразвитию науки в республике, в том числе и в аспекте её международных связей. Авторомизучались и другие документы: обращения Президиума АН БССР в ЦК КПБ с просьбамио разрешении организации и проведения тех или иных научных мероприятий, докладныезаписки, справки и т. д. Комплексный анализ опубликованных источников иархивных материалов позволил решить задачи, поставленные в диссертации.
Во второй главе –“Формирование системы международных связей АН БССР (вторая половина 1950-х –1960-е гг.)” рассматриваютсяпричины формирования системы международного сотрудничества АН БССР, намногочисленных фактах, большинство из которых впервые вводится в научныйоборот, показаны основные формы, в рамках которых осуществлялись международныеконтакты в различных научных сферах, а также динамика их развития и значимостьдля повышения эффективности академической науки.
Развитие международных связейакадемической науки было вызвано обозначившимся в середине 1950-х гг. курсомСоветского государства на наращивание научно-технического потенциала, чтодолжно было ликвидировать его отставание от США и стран Западной Европы по рядуэкономических показателей. Система международного сотрудничества академическойнауки призвана была содействовать развитию научных исследований и, тем самым,научно-технического прогресса страны.
Поскольку международныесвязи БССР являлись прерогативой общесоюзных ведомств, через посредничество которыхреспублика имела выход на международную арену, и так как научный потенциал БССРразвивался как неотъемлемая часть единого научного комплекса СССР,сформировалась жёстко централизованная система международного сотрудничестваакадемической науки Советского государства, в которой международноесотрудничество АН БССР выступало в качестве составной части. АН БССР неучаствовала в выработке стратегии взаимодействия с другими государствами, еёроль сводилась к подготовке планов и осуществлению непосредственногоруководства практическим воплощением связей.
В соответствии сраспоряжением Совета Министров БССР в 1960 г. было создано специальноеструктурное подразделение, непосредственно осуществлявшее организациюмеждународного сотрудничества – иностранный отдел, входивший в состав аппаратаПрезидиума АН БССР. Основной задачей отдела являлась организация и координациямеждународных связей в соответствии с постановлениями, решениями и указаниямисоюзных и республиканских директивных органов, Президиумов АН СССР и АН БССР,составление планов международных связей, обеспечение подготовки и организациявыезда учёных за границу, осуществление приёма зарубежных учёных, подготовкапредложений по изучению и использованию зарубежного научного опыта и др. АНБССР представляла проекты планов международного сотрудничества в Президиум АНСССР для включения их в планы научного сотрудничества АН СССР ссоциалистическими странами и планы научных связей с капиталистическими иразвивающимися странами.
И хотя при планированиисвязей в АН СССР недостаточно учитывались интересы союзных академий, а уровеньучастия отечественной академической науки в интеграционных процессах былнизким, тем не менее, благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегамибелорусским учёным удалось достигнуть определённых успехов по ряду научныхнаправлений, имевших важное значение для научно-технического прогресса страны иреспублики. Положительнаядинамика международных связей создала основу для совершенствованиясотрудничества в дальнейшем.
В третьей главе –“Совершенствование форм международного сотрудничества учёных АН БССР(1970–1980-е гг.)”рассматриваются причины совершенствования системы международного сотрудничестваакадемической науки, основные формы международного взаимодействия в различныхнаучных сферах, качественные изменения, происходящие в системе сотрудничества,динамика его развития и значимость для повышения эффективности исследований АН БССР и научно-технического прогрессареспублики.
Значительное усилениенаучного потенциала АН БССР, обеспечившее активизацию международных контактов,было следствием реализации государственной политики, направленной на развитиенаиболее значимых для научно-технического прогресса республики научныхнаправлений, совершенствование структуры научных учреждений, серьёзноеувеличение объема финансирования исследовательских работ и укреплениематериально-технической базы научных учреждений.
Руководствуясь решениямидирективных органов, а также постановлениями и распоряжениями Президиума АНСССР, Академия наук БССР проводила работу по совершенствованию своих международныхсвязей, увеличивая их масштабы, расширяя географию и реализуя сотрудничество врамках новых, более эффективных форм взаимодействия. Международные связиявлялись одним из важных рычагов повышения эффективности научных исследований инаращивания научно-технического потенциала республики. Однако, деятельность АН БССР, рассматриваемая в аспекте еёмеждународного сотрудничества, не в полной мере отвечала требованиям ускорениянаучно-технического прогресса, что предопределило, в итоге, отставаниереспублики, как и всего Советского Союза в целом, от мирового уровня в развитииряда научных направлений и новейших технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основныенаучные результаты диссертационного исследования
1. Становление и развитиесистемы международного сотрудничества АН БССР со второй половины 1950-х г. былообусловлено, прежде всего, действием объективных по своему характеру причин,определяемых интернациональным характером науки; спецификой и потребностямиразвития научного производства, протекающего в условиях научно-техническойреволюции. Кроме того, важнейшими предпосылками развития международных связейАН БССР в указанный период были позитивные изменения в состоянии международногополитического климата, либерализация внешнеполитического курса СССР, изменениевнутриполитической ситуации после XX съезда КПСС. Становление системымеждународного научного сотрудничества являлось следствием изменения стратегииразвития всей советской науки, в том числе и в аспекте её международных связей.Были осознаны наметившиеся отставание СССР в области научно-техническогопрогресса, а также малоэффективность тактики изоляции страны от развитиямировой науки, поэтому был взят курс на расширение международного научногосотрудничества. Одним из факторов развития международных связей СССР иреспублики был происходивший процесс социалистической реконструкции иустановление дружественных СССР режимов в ряде стран Восточной и ЦентральнойЕвропы, принадлежность к единому политико-экономическому и военному блоку,идеологическая общность и формированием принципиально близких по типу структурорганизации науки. Образование Совета Экономической Взаимопомощи расшириловозможности для развития связей в области науки на многосторонней основе.Международному сотрудничеству АН БССР способствовало членство республики вкрупных межправительственных организациях (ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО), деятельностькоторых в значительной степени была связана с наукой. Вступление Беларуси в этиорганизации открыло учёным дополнительные возможности для развития зарубежныхконтактов.
СССР заключилмногочисленные межправительственные соглашения, а затем, на их основе, исоглашения о сотрудничестве между АН СССР с зарубежныминаучно-исследовательскими учреждениями, приступил к согласованию и подписаниюпланов научного сотрудничества. Тем самым, была создана прочная правовая основадля широкого и стабильного сотрудничества академической науки.
ПослеВеликой Отечественной войны был восстановлен и стал в последующем неуклонновозрастать научный потенциал академической науки. Увеличение финансирования,повышение численности и квалификации научных кадров, укреплениематериально-технической базы Академии наук на протяжении исследуемого периодапревратили её в мощный комплексный научный центр, который получал научныерезультаты на мировом уровне. Был придан динамизм количественному икачественному росту академической науки, который продолжался вплоть до конца1980-х годов. Актуальность и достаточно высокий научный уровень проводимых в АНБССР исследований фундаментального и прикладного характера определяли взаимныйинтерес белорусских и зарубежных учёных к опыту решения аналогичных проблем исоздавали прочную основу для взаимовыгодного сотрудничества, необходимостьразвития которого настоятельно диктовали постоянно возрастающая сложностьнаучно-технических проблем и значительно увеличивающиеся материальные затраты,связанные с их разработкой.
Врамках международных связей советской науки со второй половины 1950-х г. сформироваласьи получила успешное развитие централизованная система международногосотрудничества АН БССР, посредством которой осуществлялось профессиональноеобщение белорусских учёных и сообществ научных деятелей других стран,обеспечивавшее движение научного знания между ними. В связи с тем, что научныйпотенциал БССР развивался как неотъемлемая часть единого научного комплексаСССР, белорусская наука и на международной арене выступала как составная частьсоветской науки. В организационном плане международное сотрудничествоакадемической науки выступало как особая подсистема в структуре общесоюзнойакадемической науки, являлась составным компонентом международногосотрудничества АН СССР. Международные связи академической науки осуществлялисьв основном через АН СССР, в соответствии с её планами сотрудничества сзарубежными странами. Определённая часть контактов (командировки в промышленныеи неакадемические учреждения) осуществлялась через Государственный комитетСовета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ [5, 6, 7, 9].
2. Первый этап в развитиимеждународных связей АН БССР начался во второй половине 1950-х и продолжался доконца 1960-х годов. Он характеризовался становлением системы международногонаучного сотрудничества академической науки, формированием еёорганизационно-правового механизма и возникновением форм международноговзаимодействия, обеспечивавшим обмен научной информацией между учёными АН БССРи их зарубежными коллегами. Дальнейшее поступательное развитие, совершенствованиесистемы международного сотрудничества академической науки в 1970–1980-е гг.было обусловлено значительным повышением научного потенциала АН БССР вследствиереализации постановлений ЦК КПБ и Совета Министров БССР “О мерах по дальнейшемуразвитию науки и укреплению её связи с производством” от 18 мая 1970 г. и “О мерахпо дальнейшему развитию материально-технической базы Академии наук” от 2 ноября1973 г., а также наработанным в предыдущий период опытом международногонаучного сотрудничества. Для международного взаимодействия академической наукистановится характерным не только динамично растущий обмен готовыми научнымирезультатами, но и совместная, координируемая деятельность по разработкеактуальных научных проблем. Переход к долгосрочному планированию связей учёныхпо ключевым направлениям научно-технического прогресса и постепенноепереключение на кооперацию сил при разработке совместных проблем в системедвух- и многостороннего сотрудничества стало характерной приметой деятельностиАН БССР в 1970 – 1980-е гг. В отличие от предыдущего периода, когда международные научные контакты носили в основномознакомительный, эпизодический характер, в этот период они приобрели характерстабильного, долгосрочного, систематичного сотрудничества, причём как вотношениях с социалистическими (на них приходится больший объём контактов), таки капиталистическими странами [1, 3, 4, 10].
3. Доминирующее положениев системе международного сотрудничества АН БССР с середины 1950-х г.принадлежало формам, связанным с обменом научной информацией и опытом.Взаимовыгодный международный научный обмен в основном осуществлялся путёмучастия учёных в различных международных научных форумах (конференциях,конгрессах, симпозиумах), организуемых различными международными организациямии научно-исследовательскими центрами за рубежом, мероприятиях, проводимых подэгидой международных организаций ООН, МАГАТЭ и ЮНЕСКО, проведения конференций сучастием зарубежных учёных на базе учреждений АН БССР. С основными выводами иновыми положениями, полученными в ходе исследований, белорусские учёныевыступали на престижных международных форумах. Аналогичные мероприятия сучастием крупных зарубежных специалистов проводились на базе учреждений АНБССР. Начался и получил активное развитие обмен научными публикациями черезсистему международного книгообмена, работы белорусских авторов публиковались зарубежом. Отечественные учёные принимали деятельное участие в работередакционных коллегий международных научных журналов. Плодотворный обменинформацией происходил во время научно-технических выставок, а также поездокспециалистов для ознакомления с состоянием научных исследований в зарубежныхисследовательских центрах. Возникли и получили развитие формы сотрудничества,которые обеспечивали взаимопомощь в подготовке научных кадров, повышении ихквалификации и осуществлении исследований (обмен специалистами для выступленияс докладами и лекциями, оказания консультативной помощи по отдельным вопросамнаучных исследований, стажировки).
Несмотря на имеющиесяпроблемы в организации международного научного взаимодействия, в целом оно,безусловно, способствовало повышению эффективности научных исследований АНБССР. Благодаря взаимодействию с мировой наукой белорусским учёным удалосьдостигнуть определённых успехов в исследованиях по математике, физике твёрдоготела, спектроскопии, оптике, тепло- и массообмену, механике металлополимеров,атомной энергетике, технической кибернетике, химии неорганических соединений,физиологии человека и животных, биологии и другим, имеющим важное значениенаучно-технического прогресса. Положительная динамика международных связейакадемической науки в 1950–1960-е гг. создала прочную основу дляусовершенствования сотрудничества в дальнейшем [1, 3, 4, 5, 6, 7,9, 10].
4. Совершенствованиесистемы международного сотрудничества академической науки происходило в1970–1980-е гг. Оно реализовывалось как на двусторонней (в рамкахмежправительственных соглашений), так и многосторонней (по линии СЭВ,сотрудничества академий наук социалистических стран, ЮНЕСКО, МАГАТЭ) основах. Вотличие от предыдущего этапа, когда международные связи академической наукиосуществлялись преимущественно на двусторонней основе, в этот периодмногостороннее сотрудничество приобретает гораздо большее значение. Получилиактивное развитие не только, ставшие уже традиционными, формы сотрудничества,обеспечивавшие обмен готовой научной информацией, и взаимопомощь в подготовкенаучных кадров, но и новые формы взаимодействия, обеспечивавшие проведениебелорусскими учёными совместных с зарубежными коллегами исследовательских работ(координация планов и кооперация деятельности при решении научных проблем). Аэто яркое подтверждение того, что международное сотрудничество АН БССРподнималось на качественно новый уровень своего развития. По мере перехода отнизших форм, связанных с обменом готовой научной информацией к высшим формам,обеспечивающим проведение совместных научных исследований, возрасталаэффективность сотрудничества. В рассматриваемый период АН БССР впервые началапроводить работу по коммерческой реализации своей научной продукции за рубежомблагодаря получившим развитие патентованию изобретений отечественныхисследователей за рубежом и продаже лицензий на разработки академическихинститутов. Обогащение международного взаимодействия прогрессивными“интегративными” формами, рост его масштабов характеризовалодинамику сотрудничества в целом как развивающуюся по восходящей линии, свидетельствовали о расширении иуглублении интеграцииотечественной фундаментальной науки в мировое научное пространство.
Международноевзаимодействие АН БССР в системе двух- и многостороннего сотрудничестваохватывало многие магистральные направления развития технических, естественныхи общественных наук. В их числе можно выделить такие научные направления, каквычислительная техника, материаловедение, тепло- и массообмен, квантоваяэлектроника, техническая кибернетика, прикладная математика, физика твёрдоготела, биоорганическая химия, генетика, геология, история, языкознание и др. [2,8].
5. Академии наук БССРпринадлежала ведущая роль в международном научном сотрудничестве республики и уровень её участия в международныхинтеграционных процессах повышался на протяжении всего рассматриваемогопериода. При этом, наибольшегоразвития научно-исследовательская интеграция и кооперация достигли вмногостороннем и двустороннем сотрудничестве с восточноевропейскимисоциалистическими странами, что позволяло решать важные научные задачи,вызванные научно-техническим прогрессом. Участие в международном сотрудничестве,получение оперативной информации о состоянии актуальных научных работ зарубежом (результатах, методиках исследований, экспериментальной аппаратуре)позволяло белорусским учёным, рационально используя кадровые,материально-технические и финансовые ресурсы, корректировать и активизироватьсобственные исследования: увеличивать или уменьшать объём тех или иныхисследований, сокращать сроки проведения исследовательских работ, избегатьпараллелизма и дублирования, проводить их на более высоком уровне, используянеобходимую информацию или уникальные экспериментальные установки, которых небыло в академических учреждениях, определять и развивать новые приоритетныенаправления в учреждениях АН БССР. Международные связи являлись одним из важныхрычагов повышения эффективности научных исследований, профессиональнойквалификации кадров, что, в свою очередь, обеспечивало наращиваниенаучно-технического потенциала республики.
Однако, деятельность АН БССР,рассматриваемая в аспекте её международного сотрудничества, не в полной мереотвечала требованиям ускорения научно-технического прогресса. Несмотря на ежегодное увеличение числа выезжавших в загранкомандировки учёных, их доляв отношении к общей численности научных сотрудников Академии на протяжениивсего рассматриваемого периода, всё же, оставалась невысокой. В 1950–1960-е гг. она не превышала 3 %. В последующий период этотпоказатель увеличился весьма незначительно, достигнув в 1987 г. 4,9 %. Это свидетельствует о том, что большая часть научныхработников не имела возможности полноценно участвовать в международныхконтактах. При планировании международных связейАкадемией наук СССР недостаточно учитывались интересы академий наук союзныхреспублик, поэтому не вполной мере задействовались потенциальные возможности АН БССР. Академические учреждения были слабо представлены всотрудничестве с передовыми в научно-техническом отношении странами мира.Эффективность международной активности снижали и другие недостатки, имевшиеся вего организации, и, прежде всего, то, что недостаточно внимания уделялосьсистематическому изучению состояния науки за рубежом. Уровень интеграции АН БССР в мировуюсистему международного научного сотрудничества оставался невысоким и несоответствовал уровню её научного потенциала и потребностей.
Отсутствие широкихконтактов с учёными индустриально развитых государств, жёсткаяцентрализованность, непозволявшая громоздкойсистеме оперативно реагировать на развитие научной инфраструктуры за рубежом,предопределили, в итоге, отставание Советского Союза в целом, а значит иреспублики от мирового уровня в развитии ряда научных направлений и новейшихтехнологий (микроэлектроника,информационные и биотехнологии, вычислительная техника и т. д.). АН БССР не удалось выйти на широкоепромышленное внедрение разработок, способных революционизировать производство [10].
Рекомендациипо практическому использованию результатов
Практическаязначимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней материалы ивыводы могут быть использованы при написании научной и учебной литературы поистории Беларуси, истории Национальной академии наук, подготовке лекций испецкурсов в вузах. Результаты исследования актуальны для учрежденийреспублики, занимающихся вопросами международного научного сотрудничества.
СПИСОКПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ
Статьи в научных изданиях
1. Дядичкина, Н. Міжнароднае супрацоўніцтва вучоных Акадэміінавук Беларускай ССР (1950–1980-я гады) / Н. Дядичкина // Беларускі гістарычнычасопіс. – 2005. – № 5(70). – С. 28–33.
2. Дядичкина, Н.Е. Научные связи АН БССР в 1970-е г. с учёными капиталистическихстран в сфере физико-математических наук. / Н.Е. Дядичкина // Веснік Брэсцкагауніверсітэта. Серыя гуманітарных і грамадскіх навук. – 2005. – № 3(35). – С.24–35.
3. Дядичкина, Н.Е. Становление и развитие международного сотрудничества АНБССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг. / Н.Е. Дядичкина // ВеснікБрэсцкага універсітэта. Серыя гуманітарных і грамадскіх навук. – 2005. – № 2(23). – С. 44–52.
Статьи в сборниках
4. Дядичкина, Н.Е. Международные научные контакты АН БССР: организация набазе академических учреждений научных форумов с участием учёных изкапиталистических стран / Н. Е. Дядичкина // Берасцейскі хранограф: зб.навуковых прац. Вып. 4 / УА “Брэсцкі дзяржаўны універсітэт імя А.С. Пушкіна”;рэдкал.: М. Э. Часноўскі [і інш.]. – Брэст, 2004. – С. 252–259.
Материалы конференций
5. Дядичкина, Н. Основные формы научных связей Академии наукБССР с капиталистическими странами в 50–60-е гг. XX ст. / Н. Дядичкина // Берасцейска-Пінскае Палессе: мова, літаратура,гісторыя: матэрыялы рэспубліканскай навуковай канферэнццыі, прысвечанай80-годдзю з дня нараджэння У. Калесніка, Брэст, 24–25 кастрычніка 2002 г. / УА“Брэсцкі дзяржаўны універсітэт імя А. С. Пушкіна”; рэдкал.: М.М. Аляхновіч [іінш.]. – Брэст, 2002. – С. 118–123.
6. Дядичкина, Н.Е. Научные связи Академии наук БССР с капиталистическимистранами в сфере физико-математических наук: основные формы сотрудничества(вторая половина 50-х – 60-е гг. XX в.)/ Н.Е. Дядичкина // Трансфармацыя культуры і грамадства Беларускага Палесся:мінулае, сучаснасць, перспектывы: матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыістудэнтаў і аспірантаў вышэйшых навучальных устаноў, 15–16 сакавіка 2002 г. /УА “Брэсцкі дзяржаўны універсітэт імя А. С. Пушкіна”; рэдкал. А.Ю. Бодак [і інш.].– Брэст, 2003. – С. 147–155.
7. Дядичкина, Н.Е. Становление научного сотрудничества АНБССР с учёными капиталистических стран / Н.Е. Дядичкина // V межвузовская научно-методическаяконференция молодых учёных, 29–30 мая 2003 г. Ч.1 / УО “Брестскийгосударственный университет имени А. С. Пушкина”; под ред. А.А. Горбацкого. –Брест, 2003. – С. 151–152.
8. Дядичкина, Н.Е. Научные контакты АН БССР с учёнымикапиталистических стран в сфере биологических наук в 1970-е – 80- гг. / Н.Е. Дядичкина// К. Лыщинский и современность: сборник материалов VIII международных общественно-политических чтений,посвящённых памяти Казимира Лыщинского, 23–24 мая 2003 г. / УО “Брестскийгосударственный университет имени А.С. Пушкина”. – Брест, 2003. – С. 53–59.
9. Дядичкина, Н.Е. Вклад академика АН БССР А.В. Лыкова вразвитие международных научных контактов / Н.Е. Дядичкина // Асоба ў гісторыі:гераічнае і трагічнае: матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыістудэнтаў і аспірантаў, 21–22 лістапада 2003 г. Ч.1 / УА “Брэсцкі дзяржаўныуніверсітэт імя А. С. Пушкіна”; рэдакц. рада: М.Э. Часноўскі [і інш.]. –Брэст, 2004. – С. 153–157.
10. Дядичкина, Н.Е. Совершенствование форм международногосотрудничества академических учёных Беларуси (вторая половина 1950-х – 1980-егоды) / Н.Е. Дядичкина // Проблемы методологии исследований истории Беларуси:материалы Международной научной конференции, 26–27 октября 2006 г. /Национальная академия наук Беларуси, Институт истории; редкол.: А.А. Коваленя[и др.]. – Минск: Бел. наука, 2008. – С. 154–157.
11. Дядичкина, Н.Е. Историографический аспект проблемымеждународного сотрудничества АН БССР второй половины 1950-х – 1980-х гг. /Н.Е. Дядичкина // Праблемы айчыннай і сусветнай гісторыі (Да 60-годдзя доктарагістарычных навук, прафесара У.М. Міхнюка): матэрыялы навуковых чытанняў, 28верасня 2007 г. / Брэсцкі дзяржаўны універсітэт імя А.С. Пушкіна; рэдкал. У.В.Здановіч, А.А. Савіч, І.І. Шаўчук. – Брэст: Выд-ва БрДУ, 2008. – С. 57–67.
РЕЗЮМЕ
ДядичкинаНаталья Евгеньевна
Становлениеи развитие международного научного сотрудничества Академии наук БССР (втораяполовина 1950-х –1980-е гг.)
Ключевыеслова: Академия БССР, Академия СССР, системамеждународного научного сотрудничества, формы сотрудничества.
Цельисследования: анализразвития международного сотрудничества АН БССР во второй половине 1950-х–1980-егг.
Методыи методология исследования. Диссертацияосновывается на принципах историзма и объективности в сочетании с историко-системным,историко-сравнительным,историко-генетическим иисторико-статистическим методами.
Научная новизнаисследования.Впервые в белорусской историографии предпринята попытка обобщающегоисследования проблемы международного сотрудничества Академии наук БССР вовторой половине 1950-х – 1980-е гг. В процессе работы был изучен,систематизирован и проанализирован обширный фактический материал, который ранеене был введён в научный оборот.
Рекомендациипо использованию результатов исследования. Содержащиеся вдиссертации материалы и выводы могут быть использованы при написании научной иучебной литературы по истории Беларуси, истории Национальной академии наук,подготовке лекций и спецкурсов в вузах. Результаты исследования актуальны дляучреждений республики, занимающихся вопросами международного научногосотрудничества.
РЭЗЮМЭ
ДзядзічкінаНаталля Яўгенаўна
Станаўленнеі развіццё міжнароднага навуковага супрацоўніцтва Акадэміі навук БССР (другаяпалова 1950-х — 1980-е гг.)
Ключавыясловы: Акадэмія навук БССР, Акадэмія навук СССР, сістэмаміжнароднага навуковага супрацоўніцтва, формы супрацоўніцтва.
Мэтадаследавання: аналізразвіцця міжнароднага супрацоўніцтва АН БССР у другой палове 1950-х –1980-е гг.
Метадыі метадалогія даследавання. Дысертацыя засноўваецца напрынцыпах гістарызму і аб'ектыўнасці ў спалучэнні з гісторыка-сістэмным,гісторыка-параўнальным, гісторыка-генетычным і гісторыка-статыстычным метадамі.
Навуковаянавізна даследавання. Упершыню ў беларускай гістарыяграфііажыццяўлена спроба абагульняючага даследавання праблемы міжнароднагасупрацоўніцтва Акадэміі навук БССР у другой палове 1950-х –1980-егг. Падчас працы быў вывучаны, сістэматызаваны і прааналізаваны шырокі фактычныматэрыял, які раней не быў уведзены ў навуковае абарачэнне.
Рэкамендацыіпа выкарыстанні вынікаў даследавання. Матэрыялы і высновы,якія змяшчаюцца ў дысертацыі, могуць выкарыстоўвацца пры напісанні навуковай івучэбнай літаратуры па гісторыі Беларусі, гісторыі Нацыянальнай акадэміі навук,падрыхтоўцы лекцый і спецкурсаў у вну. Вынікі даследавання актуальныя дляўстаноў рэспублікі, якія займаюцца пытаннямі міжнароднага навуковагасупрацоўніцтва.
Resume
DziadzichkinaNatallia Evgenievna
Foundationand development of the science collaboration of the Science Academy of the BSSR(the second half of the 1950th– 1980th)
The keywords:The Academy of the science, the academy of the USSR, the system ofinternational science collaboration, the forms of collaboration.
The goalsof research: the investigation of the international collaboration development theScience Academy of the BSSR (the second half of the 1950th – 1980th)
The methodsand mythology of research. The dissertation is based on the historicism principle andobjectivity in aggregate with historical-systematical, historical-comparative,historical-genetic and historical-statistical methods.
Thescientific novelty of the research. At the firsttime in theBelarusian historiography an attempt of the summary research of the ScienceAcademy of the BSSR in the second half of the 1950th – 1980th internationalcollaboration problem was made. The voluminous factual material wasinvestigated, systemized and analyzed during the work. This material was notset in the scientific circulation before.
Therecommendations on research results using. The materials andconclusionsincluded in the dissertation can be used for writing scientific and teachingliterature of the Belarusian history, the history of the Science Academy, forlectures preparation and special courses in the Universities. The researchresults are actual for republican institutions working with internationalscience collaboration problems.