Введение
РаннееСредневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности кСредневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Нетолько варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели кгибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем ударывестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследиявраждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против культуры вёл ПапаГригорий I. Он запретил чтение книг древних авторови изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством.Важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжёлые времена.Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество – матьистинного благочестия».*2
Поистине невежество царило в Западной Европе в 5-10 вв. Грамотныхлюдей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати.Многие рыцари ставили вместоподписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписидощечкой, на которой было вырезано его имя. До конца жизни так и не смогнаучится писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий. Ноимператор был явно не равнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал куслугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карлбережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, и всвободное время с усердием учился выводить буквы. Государь покровительствовалучёным. Карл издал указ о создании школ при монастырях, а затем – капитулярийоб образовании, где предписывалось обязательное обучение детей свободных. Этоне было выполнено за отсутствием достаточного количества грамотных людей. Придворе была организована особая школа, где готовились люди для управления государством.Карл приглашал к себе со всей Европы образованных людей и ставил их на высокиегосударственные и церковные должности. Многие из них составляли учёный кружок,названный Академией по названию философской школы древнегреческого философа Платона.Эта академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом,где в свободной беседе, на пиру обсуждались философские и богословские вопросы,сочинялись и читались латинские стихи.
Членыакадемии носили особые прозвища, в которых ярко проявлялось соединение античныхи христианских идей во взглядах Карла и его окружения. Сам Карл имел прозвищеДавид, в честь библейского царя Давида, прообраза всех богалюбивых монахов.
Поего приказу был возведён собор в Ахене. Он приказал составить грамматикуфранкского языка, и собирать германские песни. Его двор в Ахене стал центромобразования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель Алкуин(Флакк Альбин, ок. 735-804, англосаксонский учёный, автор богословскихтрактатов, учебников философии, математики и др.; деятель «Каролингскоговозрождения», советник Карла Великого, аббат Турского монастыря), которыйобучал сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Ахен приезжалинемногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. Попримеру древности общество учёных собравшихся при дворе стали называтьАкадемией. Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Святого Мартина в городеТуре, где также основал школу, многие ученики которой позднее стали известнымиучителями монастырских и церковных школ Франции.
Культурныйподъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, получилназвание «каролингского возрождения». Однако он был недолгим. Вскоре культурнаяжизнь снова сосредоточилась в монастырях.
Монастырскиеи церковные школы представляли собой самые первые учебные заведенияСредневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ейостатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в нихпродолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.
Новремя шло. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё большеобразованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя.
Пришёлчерёд образования высших школ – университетов.
Средневековые университеты
ВXII веке в Европе начали появляться первые вмире высшие школы — университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье,Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны вXII — XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке,Орлеане были основаны позднее — в XIV — XV веках.
Давайтепредставим, что мы находимся в аудитории средневекового университета. Онанапоминает аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами,расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоитчитающий лекцию профессор. Некоторые студенты напряжённо слушают и время отвремени что-то пишут грифелем на навощенных дощечках. Другие же перешёптываютсяили, утомившись дремлют. Бросается в глаза пестрота аудитории: разнообразныекамзолы, плащи, береты. Видны семнадцатилетние юноши и начинающие лысетьмужчины. Присмотревшись, можно увидеть людей разной национальности: испанцев,немцев, французов, англичан.
Странно:слушатели говорят на разных языках, а тем не менее всё понимают. Почему? А делов том, что для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языкомнауки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школьников были обязаны учитьлатынь в то время. Многие не выдерживали и убегали от зубрёжки и побоев. Но длятех, кто всё-таки выдерживал, латынь становилась привычным и понятным языком, ипоэтому лекция на латинском языке была понятна слушателям из разных стран.
Напрофессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромнаякнига. Слово “лекция” означает “чтение”. Действительно, средневековый профессорчитал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книгистудентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том,что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому былопо карману купить её.
Тысячилюдей стекались в город, в котором появлялся прославленный учёный. Например, вконце XI века в городе Болонье, где появилсязнаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний. Постепенноэта школа стала Болонским университетом. То же было и с Салерно — другимитальянским городом, который прославился как главный университетский центрмедицинской науки. Открытый в XII векеПарижский университет завоевал признание как главный центр богословия. Вслед занесколькими высшими школами XII в.большинство средневековых университетов возникло в XIII и XIV вв. в Англии, Франции, Испании,Португалии, Чехии, Польше и Германии.
Нередкоиноземному студенту было трудно договориться с местными жителями. Продавцы,трактирщики и хозяева гостиниц обсчитывали пришельцев, а стража и судьисмотрели на это сквозь и пальцы и даже… подвергали студентов несправедливымнаказаниям!
Борьбаза защиту своих прав заставляла сплотиться студентов и преподавателей. Так,возмущённые обидами и притеснениями, студенты и профессора на 10 лет покинулиБолонью, и город разом утратил не только славу, но и доходы, которые приносилему университет. Торжественное возвращение университета последовало лишь послетого, как город признал его полную независимость. Это означало, что профессора,студенты и служащие университета подчинялись не городским властям, а выборнымдеканам факультетов и ректору.
Современем в средневековом университете появились факультеты: юридический,медицинский, богословский. Но обучение начиналось с “подготовительного”факультета, где преподавали так называемые “семь свободных искусств”. И так какпо-латыни искусство — “артес”, то и факультет назывался артистическим. Студенты- “артисты” изучали сначала грамматику. потом риторику, диалектику (под которойподразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике,геометрии музыке и астрономии. “Артисты” были молодыми людьми, и поуниверситетскому уставу их можно было пороть, как и школьников, тогда как болеестаршие студенты не подвергались таким наказаниям.
Средневековуюнауку называли схоластической (дословно — школьной). суть этой науки и еёосновной порок выражала старинная пословица: “Философия — служанка богословия”.И не только философия, но и все тогдашние науки должны были каждым своимвыводом, каждым своим словом укреплять истины религии, слепое доверие к учениюцеркви.
Вучебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. Натак называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивалих в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, онзаставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями “отцов церкви”, спостановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспутакаждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступлениязаключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника ктакому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственнымутверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что былоравносильно обвинению в ереси.
Нои в средние века находились люди смелой мысли, не желавшие изо дня в деньповторять одни и те же церковные истины. Они стремились вырваться из оковсхоластики, открыть для науки более широкий простор.
ВXII веке против профессора Парижскогоуниверситета Гильома Шампо выступил молодой учёный Петр Абеляр. В завязавшихсяострых спорах профессору никак не удавалось взять верх над юным соперником.Шампо потребовал изгнать Абеляра из Парижа. Но и это не остановило Абеляра. Онобосновался в пригороде Парижа и продолжал следить за каждым словом профессора.После каждой лекции в стужу и дождь, зимой и осенью неутомимые студентыодолевали за сутки не меньше 30 км, пробирались из Парижа в пригород и обратно,чтобы сообщить Абеляру всё сказанное Шампо и поставить последнего в тупик передновыми возражениями Абеляра. Этот спор, длившийся месяцами, закончилсяблестящей победой Абеляра. Убелённый сединами профессор признал не толькоправоту молодого противника, но и посчитал необходимым передать ему своюкафедру.
Абеляране удовлетворяло мнение схоластов, считавших, что “вера предшествуетразумению”. Он утверждал, что “веровать можно лишь такой истине, котораястановится понятной для разума”. Тем самым отвергалась вера в непонятные,бессмысленные и фантастические вещи. Абеляр учил, что “благодаря сомнению мыисследуем, а благодаря исследованию познаем истину”.
Всмелом учении Абеляра церковь усмотрела опасную угрозу, так как незыблемыеистины церкви, так называемые догматы, не выдержали бы испытания сомнением икритикой.
Тяжкийпуть прошёл Абеляр. Физически искалеченный своими врагами, изгнанный из Парижа,он оказался в отдалённом монастыре. Под конец жизни он был осуждён церковнымсобором как еретик, над ним постоянно нависала угроза казни.
Носо времен Абеляра аудитории средневековых университетов всё чаще становилисьареной борьбы за разум и науку.
Начинаяс 13 века школа выступает как университет. Universitas — типичный продукт средневековья. Если моделью школ былиантичные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чём-то ихобновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративныхформаций и свободный ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями,установленными программами, дипломами, званиями, — не видала античность ни назападе, ни на востоке.
Самтермин «университет» первоначально не указывал на центр обучения, скорее,корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был некий«синдикат», охраняющий интересы определённой категории лиц. Париж – модельорганизации, на которую, более или менее, ориентировались другие университеты.В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум», объединеннаякорпорация магистров и студентов. Особым превосходством в 12 веке отмеченаКафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концовЕвропы, и ставшая в скоре объектом внимания римской курии. Автономизация шлапод прямой опекой короля, епископа и его канцлера. Факт, достойный упоминания,состоит в том, что стремление к свободе преподавания в противовес давленияместных властей, нашло ощутимую поддержку в виде папской протекции.
2. Университет и его смягчающие эффекты
Дваэффекта сопровождали деятельность университетов. Первый – это рождение некоегосословия учёных, священников и мирских людей, коим церковь доверяла миссиюпреподавания истин откровения. Историческое значение этого феномена состоит втом, что и по сегодняшний день официальная доктрина церкви должна и может бытьдоверена лишь церковным иерархам. Магистрам официально разрешалось обсуждатьвопросы веры. Святой Фома, Альберт Великий и Бонавентура будут названы позже«докторами церкви». Наряду с традиционными двумя властями – церковной исветской – явилась третья – власть интеллектуалов, воздействие которых насоциальную жизнь со временем становилось всё ощутимее.
Второйэффект связан с открытием Парижского университета, куда стекались студенты ипреподаватели всех сословий. Университетское общество с самого начала не зналокастовых различий, скорее, оно образовывало новую касту гетерогенных социальныхэлементов. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократическиечерты, средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьяни ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение ибесплатное жильё) становились студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств,неизбежных на этом тернистом пути. Голиарды и клерки составляли как бы мир всебе. «Благородство» их не определялось более сословным происхождением, нозавесило от наработанного культурного багажа. Появился новый смысл понятия«благородства» и «утончённости» в значении аристократизма ума и поведения,тонкости психики и рафинированности вкуса. Справедливо выскажется по этомуповоду Бокаччо: «образован не тот, кто после долгого обучения в Париже готовпродать свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот, кто умеетдознаваться до причин всего в самых истоках»
Общая характеристика ПарижскогоУниверситета
Всезанятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы моглислушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники.На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынужденыбыли вступать в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров исдатчиками жилья. Последние, разумеется, не знали латыни и были не прочьобсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не моглирассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местнымижителями, они в месте с преподавателями объединялись в союз, который иназывался «университет». В Парижский Университет входили около 7 тысячпреподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза –книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев,чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими властями,которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры покидалиненавистный город и переселялись в другое место), университет добилсясамоуправления: теперь он имел выборных руководителей и собственный суд.Парижскому Университету независимость от светских властей была дарована в1200г. грамотой короля Филиппа II Августа.
Нелёгкойбыла жизнь школяров – выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:
Прервавнад логикой усердный труд,
Студентпарижский рядом с нами плёлся.
Едваль беднее нищий бы нашёлся… Выносить
Нуждуи голод приучился стойко,
Поленоклал он в изголовье койки.
Емумилее двадцать книг иметь,
Чемплатье дорогое, лютню, снедь...*5
Ностуденты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться отдуши. Особенно это касается вагантов – бродячих школяров, переходящих из городав город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Частоим не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты насвоих пирушках:
Бросимвсе премудрости,
Побокуучение!
Наслаждатьсяв юности –
Нашеназначение.*6
Преподавателиуниверситета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стоялидеканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета.Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический,философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юристаили медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых15.
Однакопрежде чем поступить на один из трёх факультетов, студент должен был закончитьподготовительный – артистический – факультет (на нём изучали «семь свободныхискусств»; от лат. «артис» – «искусство»). На занятиях студенты слушали изаписывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Учёностьпреподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его ссодержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Помимолекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие понакалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.
В14 – 15 вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала такназывали общежитие студентов. Со временим в них также стали проводиться лекциии диспуты. Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французскогокороля, — Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всемуПарижскому Университету.
ПРАЖСКИЙУНИВЕРСИТЕТ был самой крупной школой Средневековья. В начале 15 века студенты вЕвропе посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79.*7 Наибольшейславой среди них пользовались: Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский,Пражский, Каковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясьсвоей богатой историей и бережно сохраняют старинные традиции.
XIIIвек: Парижский университет и егопереводы.
А)Доминиканцы и францисканцы
Всредневековых школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторыеиз этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе,приходили в упадок и прекращали своё существование. Другие сталиуниверситетами.
Стечением времени, однако, некоторые центры учёности, имевшие факультетытеологии, права и медицины, стали университетами в другом смысле: они имелихартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессоры имели правоучить повсеместно. Парижский университет вырос из кафедральной школы собораПарижской Богоматери, и хотя датой его основания часто называют 1215 г., когдаего уставы были утверждены папским легатом Робертом де Курконом, ясно, что этиуставы существовали и прежде. В Парижском университете сложилась системаколлегий, контролируемых докторами или преподавателями. В XIII веке Парижский университет, несомненно,занимал передовые позиции в области теологии и спекулятивной философии. Важнымсобытием в жизни этого университета было устроение учебных заведений,создаваемых новыми монашескими орденами. Орден проповедников, широко известныйкак доминиканский, проявил понятный вполне интерес к изучению теологии. Носв.Франциск Ассизский с его приверженностью буквальному следованию Христу иапостолам по пути бедности даже не помышлял, чтобы его последовали владелиучебными заведениями и библиотеками и преподавали в университетах.*8 Однакопревращение первоначальной общины последователей, или собратьев этого святого ворганизованное сообщество, членами которого были священники, сделалонеобходимой заботу об учёбе. Кроме того, Святейший Престол быстро оценилпотенциальные возможности новых пылких нищенствующих орденов. В частности,Григорий IX, который в бытность свою кардиналомзаботился о развитии образованности среди францисканцев, делал всё возможное,чтобы внедрить доминиканцев и францисканцев в жизнь Парижского университета иукрепить там их позиции. В 1217 г., доминиканцы обосновались в Парижскомуниверситете, а 1229 г. получили там кафедру теологии. В том же годуфранцисканцы, обосновавшиеся в Париже несколько позже, также получили кафедру,а их первым профессором был англичанин Александр из Гэльса.
Проникновениемонашеских орденов в Парижский университете происходило не без серьёзногопротиводействия со стороны духовенства. С точки зрения орденов этопротиводействие, несомненно, являлось выражением предрассудка и желаниязащитить свои узаконенные имущественные права. С точки же зрения их оппонентов,монахи претендовали на неоправданные льготы и привилегии. Противодействиемонашеским орденам длилось довольно долго, переходя иногда в нападки на самумонашескую жизнь. Но доминиканцы и францисканцы пользовались защитой СвятейшегоПрестола, и хотя противодействие, с которым они столкнулись, было сильным, новсё же было преодолено. Знамениты философы XIII века в подавляющем большинстве были членами монашеских орденов.
Учебныйкурс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходилиболее молодые студенты, чем сегодня.*9 Так в XIII веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультетеискусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать навторостепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать,пока ему не исполнится двадцать лет. Содержание учебного курса составляли«свободные искусства»; литература практически не изучалась, зато большоевнимание уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главнымобразом логику Аристотеля, хотя изучалось также и «Введение» Порфирия.
Какуже говорилось, курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однакоимел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств инескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два –изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром ив течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года – по«Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре – пятьлет.
Некоторыестуденты, конечно, выдерживали столь долгую учёбу в надежде на продвижение поцерковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован напреподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение«искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, котораясчиталась царицей всех наук, то получение степени магистра или докторатеологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось каквершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиесямыслители средневековья были теологами.
Б)Запрещение Аристотеля на факультете искусств
Огромноевлияние на интеллектуальную жизнь XIII векаоказало приумножение знаний об аристотелизме. Благодаря переводам Аристотельпревратился из более или менее чистого логика в создателя всеохватывающейсистемы. Поскольку эта система явно ничем не была обязана христианству, онастала, можно сказать, воплощением философии, автор же её был известен какФилософ. Вполне естественно, что Аристотеля читали в свете комментариев и исследований,написанных исламскими и иудейскими мыслителями.
В1210 г., местный Собор в Париже под угрозой отлучения запретил использовать нафакультете искусств с сочинения Аристотеля по «Естественной философии» – будьто публично или приватно. В 1215 г. незадолго до того утверждённый уставПарижского университета запретил профессорам факультета искусств читать лекциипо сочинениям Аристотеля, посвященным метафизике и философии природы, или по ихизложениям. В 1231 г. папа Григорий IX издалбуллу, в которой заявил, что сочинения запрещённые в 1210 г., не должныиспользоваться в Париже до тех пор, пока не будут очищены от всехподозрительных мест.
В1245 г. Иннокентий IV распространил запреты 1210 и 1215 гг. Науниверситет в Тулузе, который ранее так гордился своей свободой. Но ясно, что вПариже эти законы какое-то время соблюдались. Однако, начиная примерно с 1255г. в Париже читались лекции по всем известным сочинениям Аристотеля – факт темболее удивительный, что в 1263 г. Урбан IV подтвердил буллу Григория IX и в том, что касалось поддержки запретов 1210 г. Этот фактобъясняли по-разному; в частности, было выдвинуто предложение, будто папапереиздал буллу своего предшественника, не обратив внимания, что это означаетповторение запрета 1210г. Звучит это странно. Но подтверждение запрета страннои само по себе, поскольку Урбан IV, должно быть,прекрасно знал, что Вильям из Мербеке переводит Аристотеля при его собственнойкурии. Как бы то ни было, в 1263 г. лекции об Аристотеле в Париже читалисьсвободно.
Всёдело было в том, что философия Аристотеля в целом представлялась всеобъемлющейнатуралистической системой и что, в частности, некоторые теории Аристотеля былине совместимы с христианской теологией. Другими словами, аристотелизмвоспринимался некоторыми умами как потенциальная угроза для христианской веры.Профессорам теологии можно было доверить исправление всех ошибок илизаблуждений. Преподавателям же факультета искусств нельзя было позволитьвнушать своим молодым питомцам известные доктрины или сеять сомнения. Таково,видимо, наиболее правдоподобное объяснение.*10
Величиеи слабость университетской политики
Послеотъезда многих англичан во время Столетней войны и многочисленных немцев впериод Великой Схизмы Парижский университет становится всё более французским посвоему составу. По крайней мере, со времени правления Филиппа Красивого ониграет значительную политическую роль. Карл V называл его старшей дочерью Короля.*11 Университет официальнопредставлен в национальных соборах французской церкви, на ассамблее Генеральныхштатов. Он выступает как посредник во время борьбы двора и парижан,возглавляемых Этьеном Марселем, во время восстания майотенов; подписьпредставителя университета стоит под договором в Труа.
Престижуниверситета огромен. Он объясняется не только числом студентов ипреподавателей, но и всех оканчивавших его магистров, которые занимаютпервостепенные должности по всей Франции и за её пределами, сохраняя тесныесвязи с университетом.
Вто же время он связан и с папским престолом. К тому же все авиньонские папы –французы, они явно покровительствуют университету, привязывают его к себещедрыми дарами. Каждый год в Авиньонский дворец отправляется свиток с именамимэров, для которых университет милостиво просит папу о кормлении или церковномбенефиции. Если он был старшей дочерью Короля, то он был также первой школойЦеркви и играл роль международного арбитра в богословских вопросах.*12
Схизмапоколебала это равновесие. Поначалу университет встал на сторону Авиньонскогопапы, но затем, устав от всё растущего лихоимства папы, заботясь овосстановлении единства церкви, университет оставляет решение за королёмФранции, а сам неустанно призывает к соборному воссоединению, чтобы положитьконец расколу путём отречения соперничающих первосвященников. Одновременноуниверситет отстаивает верховенство Собора над папой, относительнуюнезависимость национальной церкви от Святого престола, т.е. галликанство. Ноесли первое требование подняло престиж университета в христианском мире, товторое привело к охлаждению в отношениях с папством и к растущему влиянию нанего монархии.
Казалось,был достигнут полный успех. Собор в Констанце, где университет сыграл рольлидера, освящает этот триумф. Кстати, на нём заметны любопытные позиции частиуниверситетских мэтров. Английские мэтры становятся на сторону папства повопросу о вручении бенефицией. Они думают о собственных интересах, а их лучшеобслуживала эта сторона.
Вте времена разыгрался сугубо французский кризис, который подорвал позициипарижского университета.
Послевосстания Париж становится столицей английского короля. Конечно университет несразу перешёл на сторону бургундцев, да и перешедшие составляли его часть.Герцог опирался на нищенствующие ордена, с которыми университет традиционно неладил. Университет осудил и подверг преследованию Жана Пти, апологета убийствагерцога Орлеанского. В момент взятия города англичанами многие мэтры покинулиПариж. Но те, что остались в Париже обургундились и подчинились воле англичан.Самым известным эпизодом этого английского периода Парижского университета былиего действия против Жанны д’Арк. Заявляя о своей к ней враждебности,университет хотел не только угодить своему иностранному хозяину. Он следовалздесь и за народным мнением, которое было чрезвычайно враждебно к ОрлеанскойДеве. Известно, что университет руководил процессом против Девы и снескрываемым удовлетворением сообщил о её осуждении английскому королю.
Пепелкостра в Руане запятнать престиж университета. Отвоевав Париж, Карл VII, а за ним Людовик XI с недоверьем относятся к«коллаборионисту», хотя университет стоял на стороне их галликанской политикии решительно поддержал прагматическую санкцию.
В1437 г. король лишает университет налоговых привилегий и принуждает внести свойвклад в повышенные подати для отвоевания Монтеро. В 1445 г. у него отнятасудебная привилегия, он становится подвластным решениям парламента. Корольподдерживает реорганизацию университета, осуществляемую папским легатом,кардиналом д’Этутвилем, в 1452 г. В 1470 г. Людовик XI обязывает мэтров и студентов из Бургундии присягать ему наверность. Наконец, в 1499 г. университет теряет право на забастовку. Отныне онв руках короля.
Чтостало с духом образования на протяжении всех этих сражений? Образованиепретерпело двоякую эволюцию, которая позволит нам лучше понять отношение междусхоластикой и гуманизмом, разглядеть нюансы в этой оппозиции, проследитьпередачу факела разума на переходе от одного периода к другому.
Вывод
Итак,мы знаем, что вплоть до XIII века, когданачинается формирование университетов, школы были: монастырскими (приаббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными(«палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварскихнашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, местизготовления списков; епископальные школы были местом преимущественноначального обучения. Однако н6аибольшее оживление в культурную жизнь вносилапридворная жизнь. Итак, директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский(730-804), советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования.Было организовано трёхступенчатое обучение:
чтение,письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление оБиблии и литургических текстах;
изучениесеми свободных искусств ( сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затемквартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки;
углублённоеизучение священного писания.
Духсвоих новаций Алкуин сформулировал смело: «Так взрастут на земле франков новыеАфины, ещё более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотвореныХристовым учение, а потому превзойдут в мудрости Академию».*13
Способенли он был реализовать свою программу вполне или нет, но его заслуга написания иподготовки учебников по каждому из семи свободных искусств вне всяких сомнений.
ЛишьСкот Эриугена восстановил диалектику и философию во втором поколении в своихправах через включение свободных искусств в контекст теологии. Из форм эрудицииони превратились в инструмент исследования, постижения и разработкихристианских истин в целом. В этом смысле допустим термин «первая схоластика»,очерчивающий период от Скота Эриугены до Ансельма, от философов Шартской иСен-Викторской школы до Абеляра.
Парижский университет
Итаксемь свободных искусств были включены в контекст теологии. Теология выделиласебя в отдельны факультет Парижского университета. Парижский университет –самый крупный университет средневековья. Университет – это объединённаякорпорация магистров и студентов. В Парижском университете были факультеттеологии и искусств, причём второе служило подготовкой к первому. Универсальныйязык – латынь. В XIII веке сыграл важную роль в политике.Второе название – Сорбонна.
В1970 году реорганизован в самостоятельную сеть университетов. К 1985 году в нихнасчитывалось 230 тысяч студентов.
Сноски
*1– Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр. 350
*2- Энциклопедия: «Всемирная история.» Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр. 351
*3- Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.351
*4– Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реалеи Дарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
*5- Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*6- Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*7- Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*8– «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997год. Стр.182
*9– «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997год. Стр. 183
*10– «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997год. Стр. 187-188
*11– «Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный1997 год. Стр. 185
*12- «Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный1997 год. Стр. 186
*13- Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реалеи Дарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
Список литературы
Энциклопедия:«Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997год.
Западнаяфилософия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале и ДариоАнтисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год.
«Историясредневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год.
«Интеллектуалыв средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997 год.
«Историясредних веков» А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. Москва, ИНТЕРПРАКС 1995 год
Энциклопедия:«Из истории человеческого общества». Том 8. Академия педагогических наук СССР.Издательство «Просвещение» Москва 1967 год
БольшаяСоветская Энциклопедия. Москва «Большая Энциклопедия». Гл. Редактор А. М.Прохоров. Москва1989 год.