ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕНЫХ НАУК
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедравсеобщей истории
КУРСОВАЯРАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ─ ЦИВИЛИЗАЦИЯ МУЖЧИН
Выполнил: студент 2 курса
группы И-22 Астротенко Р.В.
Научный руководитель:
к.и.н.Колесник Э.Г.
Красноярск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ИСТОКИВЗАИМООТНОШЕНИЙ
§1. Христианская модель –неполноценность женщины?..........................5
§2. Патриархальностьдревнего общества…………………………………9
ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПАТРИАРХАТ ИВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ…..17
§1. Женщина ─Прекрасная Дама или бесовское наваждение?................17
§2. Христианство ─вызов культуре взаимоотношений…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Выбор данной темыисследования обоснован актуальностью проблемы отношений между мужчиной и женщиной в историческом плане.Принципиальное значение имеют так называемый «женский вопрос» и«патриархальность средневековья». Поэтому тема исследований сводится не толькок доказательству тезиса «средневековье – цивилизация мужчин», но и крассмотрению положения мужчин и женщин, их правах, но, прежде всего, женщин,так как само понятие патриархальности сводится к контролю и подчинениюпоследних.
Ввиду специфики развитияевропейской цивилизации и формирования общественного сознания на основе трехосновополагающих элементах (Римской традиции, Германского субстрата ихристианства), большое значение придается предпосылкам, причинам сложившегосяпатриархата, а также нахождению аналогий в Древнем мире. Религии, как основномукомпоненту общественного сознания, также придается большое значение. Ведьименно в соотношении с языческими религиями и христианством формироваласьсредневековая культура, и надо заметить, что роль, сыгранная христианствомвесьма парадоксальна.
Существует много работ,посвященных проблемам взаимоотношений полов и патриархальности как явлениеразвития социума. В курсовой работе использованы обширные материалы известногомедиевиста А.Я. Гуревича, это «Категории средневековой культуры», «Проблемысредневековой народной культуры» и большое внимание уделено его работе«Культура и общество средневековой Европы глазами современников». Вместе сэлектронными ресурсами сайтов http://pravoslavie.ruи http://gumer.info, данныематериалы составили костяк работы. Большое значение имели также работыСвенцицкой И. С. «Женщина в раннем христианстве» и Жака ле Гофф «Цивилизациясредневекового Запада», хотя вышеуказанные проблемы не рассматриваются имидетально.
Вообще, историкипридерживаются мнения, что средневековье было временем патриархата (но не«скрытым матриархатом), другой вопрос – каковы его рамки и каково воздействиерелигии на строй общества и положение женщины в частности.
Ясин Расулов [13]показывает, какую роль отводят женщине религии, утверждая, что ислам кудалиберальнее в этом плане христианства. Неизвестный автор с сайта http://bern.ruнаряду с абсолютной мужскойдоминантой видит в средневековом обществе важную роль женщины в экономическихотношениях.
Профессор Г. Козловская[15], рассматривая женский вопрос на протяжении веков, замечает особенностиразвития общества и взаимоотношения полов в античной модели и христианской,высоко оценивая роль последней, несмотря на парадоксы времени.
А. Я. Гуревич [5],показывает взгляды духовенства и монашества на женский пол (демонстрируяпатриархальность нравов), в глазах которых человек – мужчина, а женщина –орудие дьявола, используемое в качестве средства совращения и погублениячеловека. Гуревич приводит многочисленные «примеры» — рассказы проповедников, вкоторых осуждались пороки женщин. Однако, по-видимому, взгляды духовенства и ихпаствы заметно расходились…
Целью настоящей курсовойработы является доказательство тезиса «средневековье ─ цивилизациямужчин. Задача – выявить специфику взаимоотношений мужчины и женщины в данныйисторический промежуток, значение религии, как основополагающего компонента,влияющего на отношения полов и выявление сути понятия патриархальности.
ГЛАВА 1. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ИСТОКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
§1. Христианская модель –неполноценность женщины?
Общераспространенномнение, что «средневековье было цивилизацией мужчин».
В то же время, рядисследователей доказывает, что средние века были скрытым матриархатом, акогда-то в давние времена существовало даже некое «царство женщин».
Что имели в видуисследователи?
Принадлежность к тому илидругому полу, как правило, альтернативна и пожизненна. Связь пола сиерархической социальной структурой возникает, аналогично возрастнойдифференциации, когда половые знаки приобретают социальные смыслы. Вцивилизованном обществе возникает социально привилегированный пол — мужчины, иподчиненный пол — женщины.
Идею о средних веках как о скрытом матриархатеобъясняют тем, что в сознании мужчин прочно сидела мысль, что женщины обладаютнекой тайной силой, знают будущее и могут влиять на него. По мнениюспециалистов, существование в давние времена матриархата подтверждаетсянекоторыми мифологическими сказаниями. Прежде всего, речь идет о встречающемсяво многих древних культурах почитании женского божества — великойбогини-матери, какой была, например, древнеегипетская Исида, или «женскойтриады» (праматерь — женщина — дочь), которая встречается в греческоймифологии (Рея, Деметра и Персефона).
Согласно мнению современногоправославного богослова диакона Андрея Кураева, свидетельство о первоначальном«матриархальном» характере отношений между полами встречается даже в… Библии! Именно так, считает отец Андрей, следует интерпретировать знакомуювсем фразу из второй главы ветхозаветной книги Бытия: «Оставит человек отцасвоего и мать свою, и прилепится к жене своей; будут два одна плоть» (Быт. 2:24). В словах о том, что именно мужчина оставляет семью и приходит в дом кженщине — а не наоборот, как было в большинстве последующих культур, — православный богослов видит указание на матриархальный порядок устройстваобщества [8].
Трудно сказать, насколькоправомочно подобное обобщение этого текста, однако вполне очевидно, чтобиблейский рассказ о сотворении человека не дает никаких оснований дляустоявшихся на бытовом уровне представлений об изначально бесправном положенииженщины. Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра — единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличаетсяособым остроумием. Остроумие — это ведь острота ума, а умному, образованномучеловеку пристало бы знать, что древнееврейское слово «цела», котороев русской Библии переведено как «ребро», означает не только«ребро», но и «часть», «грань». В данном конкретномслучае — эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию,которая отличает, прежде всего, женщину. Поэтому с помощью данного примераможно доказывать не столько превосходство мужчины, сколько обратное. Даже фактсоздания женщины вызван тем, что само по себе существование первого человека неявляется еще законченностью творения; нет пока полной гармонии: «Не хорошо бытьчеловеку одному» (Быт. 2:18).
И все же однозначно ижестко на «вопрос власти» ответить не так просто, ведь женщина изначальносотворена как помощник мужчине (И сказал Господь Бог: не хорошо человеку бытьодному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18)), поэтому ужездесь можно предположить определенную власть мужа над женой. Этот же мотивзвучит и в словах Адама:
«Она будет называтьсяженою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2:23).
Нельзя не согласиться смнением, что в библейском описании творения женщины нет оснований длятрадиционного в мифологическом мышлении полярного противопоставления мужскомуженскому.
Однако же некоторыебиблейские фразы приводят как доказательство обратного:
«Жены, повинуйтесь своиммужьям, как Господу, поэтому что муж есть глава семьи, как и Христос — главаЦеркви...» (Библия, Н.З., Послание к Ефесянам, 5).
Женщину обвинили в грехопаденииАдама, сославшись на христианскую религию, что привело к отрицательномуотношению к женщине по всей Европе и остальном христианском мире.
Некоторые поспешнозаявили, что «христианская религиозная философия однозначно и жестко закрепляетидею неполноценности женщины и определяет её положение похотливой и нечистой вовсех отношениях твари».
Итак, нормальные,идеальные, гармонические отношения, которые существовали между мужчиной иженщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшегоза ним изменения отношений первых людей друг к другу стали… зависть инелюбовь! Человеческое счастье в Эдеме «возбудило ненависть того, кто сделалсянеспособен любить и для кого ненависть составляет теперь существеннуюособенность его характера и служит началом всей его деятельности — ненавистьсатаны» [10, С. 16-17.]. Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизньчеловека.
В мире падшем,противоестественном (так как естественным для человека был мир до грехопадения,отношения до вкушения плода с древа) брак есть некий прообраз и предвосхищениенормальных, естественных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Прообраз,так как отношения в падшем мире облекаются в преходящую, временную форму ибудут преодолены.
Соответственно, уничтожениебрачных отношений – «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19:6) — есть, напротив, противоестественный, разрушающий норму поступок. И это непросто слова, а самая настоящая реальность: любое прекращение брачныхотношений, развод, есть разрыв живой ткани бытия, болезненное уничтожение той«плоти единой», которой стали мужчина и женщина в браке...
Библейский рассказговорит нам об изменившихся взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В новомтипе отношений женщина занимает положение подчиненное. Для тех, кто любитобвинять христианство в том, что сформированная им культура исходит ихнормативного бесправия женщины, надо заметить, что, по Библии, новое состояниежены не есть христианская модель взаимоотношений между полами. Напротив, всеэто стало возможным после грехопадения и из-за него. И эта модель должна бытьпреодолена, как должно быть преодолено само падшее состояние человечества.
Можно соглашаться или не соглашаться с библейскойинтерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной иженщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество- это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...
В этом легко убедиться.
§2. Патриархальностьдревнего общества.
«Нет ничего пагубнееженщины» (Гомер). Это краткая фраза легендарного древнегреческого поэта яркохарактеризует отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в древностибыла бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не моглараспоряжаться даже личным имуществом. По свидетельствам историков, женщинамогла «делить с мужем ложе, но не трапезу». В глазах мужчины женщина былавещью, мебелью, сувениром, товаром, но только не человеческим существом,достойным уважения. «Любовь к женщине — это яд», — говорил Сократ. Аристотель:«… женщина — это изуродованный от природы мужчина». Эзоп же был убежден что«огонь, женщина и море — три бедствия».
В древние времена женскоеначало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим.А искушение выступает тем, что сбивает с истинного пути.
В иудаизме женщинанаходится на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни иво всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, какправило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и всредневековом иудаизме.
Согласно Талмуду,еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой,если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину,красивее, чем его жена.
Иудаизм женщине отводитстрого подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может бытьсвидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. СогласноТалмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произноситмолитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной,а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее дляпослушания и подчинения мужчине.
С другой стороны, большимуважением пользуется женщина-мать (супруга, сестра) как хранительница очага ивоспитательница детей. Правда, исполнение этих функций не вменяется в заслугу,а является обязанностью. Женщина обречена страдать, в муках производя на светдетей (Быт. 3:16), но в этом же (деторождении) полагается и ее спасение, испасение всего человечества, так как семя жены поразит главу змея.
Именно поэтому рождение ивоспитание детей является принципиально важным и значимым для женщины. Вдеторождении Ветхий Завет усматривает не столько биологическую функцию продлениярода, сколько религиозную, спасительную функцию: от нее может произойти на светМессия, который восстановит райское состояние человека. Такая функция женщины,естественно, определяет во многом и отношение к ней.
Конечно, несмотря настоль высокое понимание предназначения женщины в ветхозаветной традиции, былобы неверно говорить о равноправном положении полов. Однако в других древнихкультурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма,положение женщины еще более бесправно. (В некотором роде исключением можетслужить древнеегипетская культура с ее почтительным отношением к женщине).
На Древнем Востоке отженщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы былисуровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко.Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, леньили отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее,отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этомчто бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогдакак он мог все. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости вродительский дом жену, если она пробыла там более четырех дней. При этом могеще и подвергнуть ее унизительному испытанию: заставить доказывать, что завремя своего отсутствия она не спала ни с одним мужчиной. Способ для этогоизбирался весьма оригинальный:
«Такую жену надлежитсвязать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна,и муж должен оплатить судебные издержки» [2, С. 179-180].
Ну, а если нет… Любоеподобное «доказательство» измены означало для женщины неминуемуюсмерть.
О каких-то иных правахженщины говорить вовсе не приходится. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи(1792-1750 гг. до Р.Х.), мужчина имел неограниченную власть над членами своейсемьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету онаявлялась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужаэти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу ипосле смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вестиденежные дела, ставить свою подпись — все делалось только через опекуна[1]. ВДревней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовойпроституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну истановились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, нераздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случаесмерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Этасвирепая традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней.
На островах Фиджи всякаяженщина становилась достоянием того, кто поймал ее во время состязаний на бегах.В это время собственность на женщину отменялась.
В Ниссау вдовы считалисьпринадлежностью всех своих односельчан. Нередко вдову искусственно откармливалии съедали как общественное добро.
У некоторых народовдрузья, родные жениха или приглашенные на свадьбу имели полное право наневесту, причем жених оказывался последним в очереди. Так было на Балеарскихостровах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и внастоящее время.
У многих древних народоввсякое должностное лицо, предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец,князь, или как бы он не назывался, пользовался по отношению к невесте правомпервой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция правапервой ночи существует и поныне. Подобная традиция была распространена и удагестанских народов до прихода Ислама.
В Северной Америкемужчина, вступающий в брак со старшей сестрой, брал в жены также и всех еесестер, как только они достигали определенного возраста. В Южной Америкеженщинам, согласно обычаям, деформировали головы. У мундугуморов мужчиныобменивали своих дочерей и сестер на новых жен.
У эскимосов былораспространено убийство младенцев-девочек, основывающееся на теории, чтодевочек слишком много.
В Древнем Китае сприходом невесты, в доме три дня соблюдался строгий траур и царило уныние, чтопсихологически должно было подавить ее чувство достоинства. Жена обязана былавсю жизнь скорбеть и печалиться о возможной утрате мужа. А для того чтобыобратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальныеправила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот,омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю,используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения.
В Египте муж немедленносжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии еслиженщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж соспокойной совестью отрубал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностьюв распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из егородственников.
В Древнем Перу красивыхдевочек делали наложницами знати, а остальных — ткачихами в больших женскихмонастырях. На Руси же брака не существовало вообще. Девиц доставали себеуводом и похищением в неограниченном количестве.
У арабов до приходаИслама часто хоронили живьем новорожденных девочек. У евреев до прихода Моисея(мир ему) всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известныйсрок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала,деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.
В Конго беременнойженщины сторонились как нечто отвратительного и мерзкого. Среди многих народовАфрики, Америки и Полинезии было принято — как обычай гостеприимства — отдаватьжен на временное пользование гостям или вообще проезжим путешественникам,остановившимся неподалеку от поселка. В Финикии отцы отдавали своих дочерей впользование чужеземцам, как и мужья в Экваториальной Африке охотно предлагалисвоих жен богатым чужестранцам, ибо зарабатывали на этом неплохие деньги.
Кому-то может показатьсястранным, однако ни Древняя Греция, ни Древний Рим не были исключением в планеотношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественнойжизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имелигражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властьюраспоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекоймужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина,после замужества вся власть переходила к законному супругу.
Конечно, образ женщины вэпоху античности будет неполным, если ограничиться описанием женского социального бесправия и мужскогопроизвола. Древние памятники искусства и литературы свидетельствуют отом, что античный идеал красоты нашел свое отображение, в том числе и в женскихскульптурах, изображавших красоту и совершенство женского тела. Греки считали,что женщины способны вдохновлять мужчин, влиять на мужское поведение. Правда,большей частью это относилось к гетерам, «спутницам», которыеспециально привозились из других краев для увеселительных приемов греческихмужчин, чьи жены не имели возможности разделить мужское веселье. Кстатисказать, супружеская измена и в Древнем Риме каралась смертью. Естественно,если изменяла женщина. Мужчины, согласно римскому праву, имели полное право нажизнь и смерть своих жен, которых они продавали, покупали, а нередко и убивали.
Аристотель утверждаетнеравенство полов, замечает, что причиной этого является качественная разницамежду полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины:
"… есть ли уних добродетели, должна ли женщина бытьскромной, мужественной и справедливой?.. И если обоим этим существам должнобыть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз инавсегда властвовать, а другое — быть в подчинении?
И это отличие не можетосновываться на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому идругому существу, так как сами понятия «быть в подчинении» и«властвовать» отличаются одно от другого в качественном, а неколичественном отношении" [1, С. 399].
Иными словами, мужчина непросто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа apriori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщиныпобуждает ее подчиняться. В заключение данного сравнительного анализаАристотель цитирует трагика Софокла:
«И, например, слова поэтао женщине: «Убором женщине молчание служит» — в одинаковой степенидолжны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже неподходят»… [1, С. 400]
Такое отношение кженщине, а также постоянное пребывание мужчин в исключительно мужском обществепородило еще одну особенность греческой культуры — широко распространившийсягомосексуализм, высокая степень развития которого несколько непривычна даже внаше время.
Подлинной, действительноблагородной любовью греки считали лишь любовь мужчины к мужчине. О ней писалигреческие авторы, ее воспевали греческие поэты. Женщина же предназначена лишьдля рождения детей и ухода за мужчиной, но никак не для любви. Поэтической,высокой, красивой может быть лишь мужская любовь.
Чтобы убедиться в том,что греки действительно так считали, достаточно прочесть диалог Платона«Пир».
«Я, — говорит одиниз участников диалога, Федр, — по крайней мере, не знаю большего блага дляюноши, чем достойный влюбленный, а для влюбленного — чем достойныйвозлюбленный» [12, С. 87.].
Другой участник диалога,Павсаний, отделяя «Афродиту пошлую» от «Афродиты небесной»заявляет следующее:
"… Эрот Афродитыпошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которуюлюбят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чеммужчин… Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых,причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, отдаваяпредпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом" [12, С.90.].
Итак, любовь к женщинепошла, такое чувство могут испытывать лишь люди ничтожные, считали греки.
Греческий гомосексуализмбыл важной составной частью всей греческой культуры, в особенности — греческоговоспитания. Считалась вполне нормальной «любовь» между взрослыммужчиной и юношей 15-18 лет: именно в таких отношениях молодой человек получалвоспитание, а педофилия рассматривалась как самая совершенная, самая прекраснаяформа образования [11, С.56.].
Сегодня для большинстваиз нас все это звучит дико, хотя мы редко задумываемся о том, что нашеотношение есть следствие проникновения христианских ценностей в культуру.Будучи глубоко семейной религией, христианство сформировало новые семейныеценности. А правильнее сказать, семейные ценности как таковые, ведь в эллинскойкультуре все обстояло совсем не так просто. Женщина, в силу своего бесправногоположения, теряла власть над ребенком после того, как ему исполнялось 7 лет,отец всегда был занят более важными делами, чем возня с детьми, школа(образование), традиционно воспринимающаяся сегодня как второй после семьиобразовательный элемент, для греков таковой не являлась.
Перечисленных примероввполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.
В античной культуре, вчастности, не было даже оснований для будущего изменения положения, так каквремя греки и римляне представляли себе замкнутым на цикл, все повторялось,изменения не приветствовались. Необходима была «культурная революция»для того, чтобы не только мужчина, но и женщина смогла бы взглянуть на себя какна человека.
ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПАТРИАРХАТ ИВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
§1. Женщина ─Прекрасная Дама или бесовское наваждение?
В Средние века мужчинабыл объявлен высшей формой человеческой жизни, женщину, даже крещеную иногда дажене признавали человеком.
Долгое время христианскоедуховенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! Всередине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросоврассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенствакатегорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметьдушу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церквипризнал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-такиимеется некое подобие души.
Значительно позжепоявились попытки доказать с помощью науки приоритет мужчин во всем. Были дажеисследователи, которые были твердо убеждены, что материнское чрево – лишьвместилище, где развивается маленький человечек в виде семени-спермы.
Если говорить об эпохесредневековья, то первое, что приходит на ум, это, конечно же, рыцарскаякультура с ее почитанием Прекрасной Дамы, в основании которого — культБогородицы.
Куртуазная любовь – новоеявление, в результате которого в женщинах увидели объект, достойный любви.Когда сегодня мы говорим о рыцарском поведении, прежде всего, имеем в видуотношение к врагу и отношение к женщине. «Сражаться и любить» ─ вотлозунг рыцаря. Именно эти два компонента и формируют данный тип маскулинности.Отношение к врагу было очень показательным, поскольку славу рыцарю приносила нестолько победа, сколько поведение в бою, так как сражение могло без ущерба дляего чести кончиться его поражением и гибелью. Противника следовало уважать ипредоставлять ему, по возможности, равные шансы. Использование слабостипротивника не приносило рыцарю славы, убийство же безоружного покрывалопозором.
Отношение к даме сталонеобходимым компонентом рыцарского этоса и является таковым до сих пор. Бытьвлюбленным относилось к обязанностям рыцаря (безусловно, в Средние века Дамойявлялась только равная, но в последующей трансформации этого типа маскулинностичертами, присущими Даме, наделяется обыкновенная женщина). Рыцарь должен был выражать заботливость, обожание иверность, готовность в любую минуту встать на защиту чести своей Дамы и любой женщины.Именно из куртуазных романов пришло к нам так называемое «рыцарское поведение»по отношению к женщине, состоявшее из преклонения, почитания и уважения кженщине только поэтому, что она таковой является.
И здесь проявляется двойственностьфеномена рыцарства: с одной стороны, внешнее ритуальное уподобление монашеству(посвящение, лишение сана и т.д.), с другой — появление внецерковного, светскогоэлемента культуры. Наряду с экзальтированным почитанием абстрактной прекраснойдамы (Дон Кихот в романе Сервантеса как-то абсолютно «по-рыцарски»замечает Санчо Пансе, что для него не важно, существует ли Дульсинея на самомделе) существует презрительное отношение к женщине-жене, сестре и дажематери...
Несмотря на явлениекуртуазной любви, общество в целом, не разделяло подобных мнений в отношенииженщи. Средневековые мыслители обычно смотрели на них как на низшие существа,неспособные к образованию. Женщина воспринималась по-прежнему как почва,которую необходимо возделать. Фома Аквинский объяснял такую позицию тем, что посвоей природе «женщина несовершенна и появляется по ошибке; животворящая сила мужскогосемени производит совершенное подобие себе, тогда как дефект той силы или жевнешнее влияние, такое, например, как южный ветер, сырой по наблюдению философа, приводит к рождению женщины. Сдругой стороны, природный мир показывает, что появление женщины нельзя считатьошибкой, поскольку она включается в естественный распорядок, требующий сменыпоколений. После трех тысячелетий принижения женщина не могла, конечно же,рассчитывать на то, чтобы быть вознесенной над доблестными рыцарями. Женщинырадовались повышению своего статуса. А рыцари прославляли куртуазную любовь,дарившую им возможность очиститься и преисполниться благородства. В грубом,жестоком обществе, где почти невозможно было выдвинуться, рыцари моглигордиться тем, что они являются частью нравственной аристократии, открытой для представителя любого сословия.
Надо заметить, чтопривлекательной считалась именно добродетель женщины, а не ее личностные свойства.Женщина сама по себе, земная, телесная, каждая со своими талантами и своиминедостатками, наделенная чувствами и разумом, оставалась невостребованной.Рыцарь стремился добродетелью завоевать добродетель. Дама была символом, онапомогала ему на поле боя, в минуты слабости, припомнить, что есть добродетель,нащупать ее пульс, утвердить ее в своем сознании.
В то же время, удуховенства и монашества был свой взгляд на женский пол. Человек, с точкизрения проповедника, по преимуществу мужчина. Свой монастырский мирок – мужскуюобщину – он подсознательно принимает за модель общества вообще. Женщина вглазах проповедников – орудие дьявола, используемое в качестве средствасовращения и погубления человека. Неискоренимая подозрительность и прямаявражда пронизывает почти все «примеры» монашества и духовенства, в которыхфигурируют особы женского пола. Сфера же любви и влечения полов видитсяисключительно в качестве запретной, рождающей грех и сулящий гибель душивернее, чем что-либо ещё. Св. Тертуллиан говорил, что «… женщины являютсявратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти СынаБожьего. Он же сказал, что «истинная христианка должна ненавидеть своюпривлекательность, ибо она совращает мужчин». Св. Томас говорил «истинным христианиномможно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачиямогут нести святой Дух». В средние века христианские священники и монахисторонились даже тени женщины, чтобы не осквернить свою душу.
Отвращение монаха кженщине и его страх перед ней выдают его подавленное впечатление. Не отсюда литакие высказывания: подобно тому, как повар не моет долго стоять у огня, рискуяперегреться, и человек не в силах всевремя выносить солнечный жар, который его сожжет, так нельзя находиться и близженщины, — непременно случится нечто грязное.
Как птиц ловят с помощьюсокола, так дьявол улавливает людей, используя приманкой женщину. Один лишь видженщины приводит мужчину в возбуждение или в смятение, даже в тех случаях,когда он не знает, что такое женщина.
Страх монаха перед особойженского пола столь велик, что, перенося собственную мать через реку, отшельникобертывает руку в плащ, чтобы не прикоснуться ненароком к ее телу. Мать внегодовании: «Не мать ли я тебе?» Он: «Не гневайся, матушка, плоть женская –огонь». Приводя этот рассказ из житий отцов церкви, Жак де Витри заключает: «Даостерегутся братья-монахи от общения с сестрами-монахинями или инымиженщинами».
Свои аргументы подмужской шовинизм подводили и ученые. Казалось бы, у женщины в глазах богословаимеется немаловажное преимущество: согласно «Книге Бытия», она сотворена в раю,тогда как мужчина – вне рая, но, как писал Амвросий, сие лишь доказывает, чтони достоинство места, ни благородство происхождения в счет не идут, существеннаодна только добродетель, и поэтому мужчина выше женщины. Удел женщины – повиноватьсямужчине, и проистекает он не из природы, как утверждает Августин, а из ее вины– первородного греха, в который она вовлекла мужа.
Любовь внушает монахустрах и отвращение. Один отшельник не мог подавить в себе чувства к женщине,которое возникло еще в период его жизни в миру, даже и после того, как онаскончалась. У проповедника, естественно, не находится слов сочувствия кстрадающему от любви человеку. Смысл рассуждения – необходимость преодолетьбесовское наваждение. Чтобы победить искушение, тот отшельник пришел к могилевозлюбленной и, взяв часть ее останков, поднес их к носу, — только так сумел онизлечиться от соблазна.
Дьявол то и делоподвергает монахов и святых к искушению, подсылая им женщин, пытающихсясовратить их с пути добродетели. Успехом пользовалась история о распутнице,которая уговаривала святого человека согрешить с нею. Он привел ее вмноголюдный город, на рыночную площадь и предложил: «Давай совокупимся». Она:«Господин, здесь много народу, — увидят нас». А он: «Ты стыдишься согрешитьперед людьми, а я еще более стыжусь грешить с тобою в своем отшельничествеперед Богом и ангелами Его». В другом «примере» такого же содержания блудницапытается увести святого мужа во все более потаенны