--PAGE_BREAK--
Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и Л.В.Черепин считали, что термин «людье» обозначает торгово-ремесленное население Киева.
Б.Д.Греков писал о том, что «движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс». В то же время он замечая: «Но не только в XI веке, а и позднее трудно отделить городскую народную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113 году в
Киеве». Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин:
«Кто были киевляне — «людьи кыевстии ?» Это не могли быть ни киевская боярская знать, ни воины киевского «полка», ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами «Повести временных лет» следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пешком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они- то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду «Повесть временных лет», говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев».
На Киевском вече, вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с врагом, правят посольства. В событиях
1068-1069 годов от Рождества Христова вече вырисовывается как верховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.
Что касается системы «старший город — пригороды», то первые ее проявления мы замечаем в начале XI века от Рождества Христова. Летописец сообщает: «Болеслав же винеде в Киев с Святополком. И рече Болеслав:
«Разведете дружину мою по городом на покоръм», и быть тако». Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города означает распространение власти и на пригороды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: «Елико ляхов по городам, избиваибте я. И избиша ляхы». В летописном рассказе о событиях 1068-1069 годов от Рождества Христова есть еще одна любопытная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав
Изяслава «киевляне двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью». Такого рода явления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений — своеобразной платы свободного населения за отправление ими общественных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. Все это способствовало выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мотивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием.
Итак, под 1068-1069 годами от Рождества Христова летописец разворачивает выразительную картину деятельности киевский волостной общины.
Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демократизма социально-экономических отношений. Не даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г. от
Рождества Христова «Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще:
«Поиде Кыеву, да поряд поло жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от поганых». Олег, «послушав злых советников», надменно отвечая: «Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом». Последняя фраза говорит о многом. Во-первых, она намекает, что за «людьми градскими» скрывались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее следует что князь приглашался в Киев не только для выработки совместных действий против
«поганых», но для разрешения межкняжеских споров, где «людям градским» наряду с епископами, игуменами и боярами предназначалось быть посредниками.
В дальнейшем «кыяне» переходят к активным действиям, указывающим на широкие полномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече в социально-политическом механизме Киевской волости в середине XII века от
Рождества Христова определяется не только его социальным составом но и тем кругом вопросов, который оно решало. В компетенции вече находились вопросы, касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенция распространялась даже на назначение судебно-административных «чинов».
Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и кассовой основе древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценить Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX века от Рождества Христова ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.
Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье — институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором «в обнаженной форме выступают отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность». В IX веке от Рождества
Христова формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные бояре. В X веке от Рождества Христова усиливается формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей. Феодальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалований, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников.
Феодализм также характеризуется и неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, останки укрепленных пригородных имений (вотчин) принадлежавших старшим дружинникам и боярам. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феодалы-князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не платили дани и имели другие привилегии. Таким образом, в
Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне
— общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы.
Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли «люди», то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин «люди» употребляется для наименования широких слоев сельского и городского населения. Сохранения в течение длительного периода времени этого термина в значении свободного населения указывает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраняли личную свободу.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XII веков от
Рождества Христова обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен.
Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа.
С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых разных точек зрения на данную категорию населения. Так, С.В. Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д. Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению
С.А.Покровского, «смерд Русской Правды, как простолюдин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в своей правоспособности человек». М.Б. Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых.
Распространенным термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин «закуп». Основным источником для изучения закупничества является Пространная редакция «Русской Правды»:
«Закуп — это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу». Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина». Но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.
Изгой — это человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.
Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои- вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои — выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники, в качестве феодально- зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII веках от Рождества Христова рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались «холопами».
Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве «видока». Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличие от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже обрастали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями княжеской власти на местах.
Будучи представителями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они судили, собирали дань и различные пошлины, ведали помещецкими делами. Посадники и волостели — управители сельскими волостями
— имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая- то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами.
Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного,
«обельного», холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская правда». В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кражах имущества.
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.
Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.
Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки.
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из
Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардорикой — страной городов.
Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и
Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалось частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051году от
Рождества Христова киевский митрополит был впервые избран не в
Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит
Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем. В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри.
Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.
Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI века от
Рождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что
«молитвами иноков (монахов) мир спасается». Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.
Рассуждая о политическом строе Киевской земли в «удельно-вечевой период», М.С.Грушевский утверждал, что «земская автономная, суверенная община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй.
Первый из этих элементов — общинный — вступает в рассматриваемый период в состоянии ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем возвращается к политической деятельности, но не создает для себя определенных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать, органом экстраординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный, причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются. Представления
М.С.Грушевского о политическом строе Киевской земли отрывают общинно- вечевую власть от княжеской власти, противопоставляя их друг другу, что неправомерно, поскольку этим разрушается единство социальной структуры киевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается в изолированном от земской среды положении, превращаясь в некую замкнутую надклассовую социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой социально-политической целостности, где вече — верховный орган власти, а князь — олицетворение высшей исполнительной власти, подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально- политической структуры. В XI — начале XII веках от Рождества Христова шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историографией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в потенциал монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили выход и возобладали, необходимы были иные социальные и политические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского периода отечественной истории.
Сохраняется прежняя суверенность и самостоятельность городской общины, проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изяслава Давыдовича:
«Послаша Кыяне Демьяна Каневского по Изяслава по Довыдовича». Понятно почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: «Посадили мя Кыяне».
Интересно, что в качестве посланца городской общины выступает епископ, видимо церковь становиться подручной общины. Сохраняются традиции прежней жизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьба князей за киевский престол сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольный город становится добычей соседних городов государств. Свидетельством этого служит ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинство враждебных городов-государств опустошило город: «Церквам горящим, крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры даху зряще матери своих и взяша именья множьство и церкви обнажиша иконами и книгами и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя не, и Суждльци и Черниговци». После упомянутого погрома политические силы киевской общины были надломлены, и она не смогла уже полностью оправиться от нанесенного ей удара. По разграблении Киева, его сын Мстислав Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевская община не сразу сдает свои позиции. Но, с возрастанием могущества пригородов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет себя довольно-таки инертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил.
После Олега (879-912 года от Рождества Христова) княжил. Игорь, которого называют Игорем Старым (912- 942 года от Рождества Христова) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно, очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись.
Дружинники Игоря пожаловались князю на то, что отроки Свенельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по настоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но при возвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта часть невелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставшимися пошел по дань вторично. Очевидно он нарушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей раз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников.
После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно- налоговая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и замене на систематической уплатой дани, которая собиралось в административных центрах
(погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила в
Константинополь в 955 году и приняла там христианство, однако она имела отношения и с западной церковью. Возможно, это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964 году от Рождества Христова Святослав «возмужал» и отстранил мать от власти. Святослав был прежде всего князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил
Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980 года от Рождества Христова). Своей главной задачей
Ярополк считал объединение всей державы, и всячески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осуществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с победившим братом
Ярополк бы убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем державы.
продолжение
--PAGE_BREAK--
________________________________
3. Расцвет государства Киевская Русь.
В княжение Владимира Святославича к Древнеруссому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны
Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. «Повесть временных лет» отмечает: «и стал Владимир княжить в
Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного
Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами и оскверняли землю жертвоприношениями своими». Послание другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства.
Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось за долго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло Киевскую
Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства. Прослеживается влияние христианства и на политическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесь отчетливо проявились противоречия между мероприятиями киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу
Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб Муромский и
Святослав Древлянский. Занимавший престол в Новгороде Ярослов Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против
Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав
Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-
1054годах) В 1024г. против Ярослава выступил его брат Мстислав
Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.
Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств
Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с
Русью.
Носители верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями.
Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по-старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше своих родичей. После смерти
Ярослава Мудрого, Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества-земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками
Ярослава Мудрого была еще борьбой направленной на поддержание принципа родового владения Русью.
Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями. Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях), соха (на севере).
Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья.
Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-
VIII веках. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX века сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками
(именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом «Баварском хронографе», составленном между 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и
Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным, но наиболее вероятно, что это название имеет местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в.
В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX веке от Рождества Христова включала помимо земли полян значительную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на Руси в IX-X веках от Рождества Христова скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII века от Рождества Христова) дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании
Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохраняется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании
Рюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул
«каган» («хакан»), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя («хан ханов»). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом «каган» именовался правитель Хазарии — государства, созданного в
VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками — хазарами.
Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства — Руси — от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с титулом кагана, и за киевским князем в IX — первой половине X веках от
Рождества Христова). IX-X века от Рождества Христова были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-
VII веках от Рождества Христова. К IX веку от Рождества Христова он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю «автономию», будучи обязан лишь выплачивать подать — дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза; такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X веке от Рождества
Христова в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме.
Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг
(эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства). Есть данные, что социальные процессы, свойственные среднеднепровской «Руси», происходили и в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки «своего» союза, переходе к эксплуатации «чужих» общностей. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого «града» «племенного» центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-
946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря
Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Для земель дреговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к
IX веку от Рождества Христова, второй — к концу X века от Рождества
Христова, вятичей — соответственно ко второй половине X и второй половине
XI веков от Рождества Христова (эта восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность). Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчинены
Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты тюркскими кочевниками — печенегами. Особый случай — включение в состав
Киевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX веке от Рождества
Христова сложилось полиэтничное политическое объединение, включившее помимо словен, часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в него также и переселенцы из Скандинавии.
Около 60-х годов IX века от Рождества Христова на княжение в это объединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной.
Его преемник Олег (по одной версии — скандинав, по другой — представитель местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII века от Рождества Христова скандинавские элементы) в 882 году от Рождества
Христова захватил Киев, центр «Руси». Но поскольку потенции государствообразования в этой последней были гораздо сильнее, чем в северном политическом объединении, во княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в территорию, зависимую от Киева, и обложение ее данью. С ликвидацией «автономии» восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военнодружинной знатью.
Теперь не было необходимости в полюдье — объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X веке от Рождества Христова носило название «Русь» (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и «Русская земля». Такая структура государства сложилась к концу X века от Рождества Христова, в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) — Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) — Изяслава, в
Турове (дреговичи) — Святополка, в земле древлян — Святослава, во Владимире-
Волынском (волыняне) — Всеволода, Смоленске (кривичи) — Станислава, Ростове
(земля финноязычного племени меря) — Ярослава, позже Бориса, в Муроме
(финноязычная мурома) — Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) — Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в
IX-X веках от Рождества Христова сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ
Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в
Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др.
Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом территории «Руси» в узком смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и
Переяславль на побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича
(1078-1093) на юго-западе Руси сформирова лись волости с центрами в
Перемышле и Теребовле. Главной формой эксплуатации земле дельческого населения в конце X — середине
XII в. оставалась государственная дань — налог. В то же время к данному периоду от носится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собствен ности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.
Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Правда Русская». В XI в. происходит складывание так называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных частей — «Древнейшей Правды» (или «Правды Ярослава») и
«Правды Ярославичей». Древнейшая Правда представляет собой кодекс, созданный Ярославом после победы над Святополком и предназначенный первоначально для новгородцев (оказавших ему поддержку в междоусобной войне): при этом в ней использовались уже существовавшие правовые нормы
(отчасти известные из статей русско-византийских договоров 911 и 944 гг.).
Так называемая Правда Ярославичей появилась, по мнению одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по мнению других — в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Киевской
Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была «молодшая дружина»; ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из «молодшей дружины», а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские. Члены «молодшей дружины» иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на севере Руси). Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII века от Рождества Христова все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.
Со складыванием к концу X века от Рождества Христова структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет
(дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников-наместников в городах; воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — мечников, вирпиков, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин — мытников, мелких должностных лиц — биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (с ХII века от Рождества Христова они включаются и в систему государственного управления). Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины «челядь» (единственное число:
«челядин») и холопы. Их не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности — предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды — группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть так же мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать — дань. Во второй половине XI века от
Рождества Христова появляется категория закупов — людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы.
После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Туровский князь Святополк (сын убитого в борьбе с Владимиром его старшего брата Ярополка, усыновленный великим князем) захватил киевский стол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми русскими святыми). В 1016 г. против
Святополка выступил княживший в Новгороде Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наемных варягов. В битве под Любечем (на Днепре выше Киева)
Ярослав одержал победу. Святополк бежал в Польшу к своему тестю польскому королю Болеславу Храброму.
В 1018 г. Болеслав выступил в социальное поход на Русь, разбил
Ярослава, занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в
Польшу, оставив за собой западную окраину русских земель (с городами
Перемышлем и Червенем — эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав, бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев, давших средства на найм новой варяжской дружины, и опять двинулся на Киев. На этот раз Святополк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая боя, и в 1019 г. подошел к столице теперь уже с печенежским силами. Войско Ярослава одержало победу, Святополк бежал на западные границы Руси и по дороге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав воевал со своим племянником Брячиславом
Изяславичем, княжившим в Полоцке. Тот претендовал на Новгород, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с киевским князем. В 1024 г. против
Ярослава выступил его брат тмутараканский князь Мстислав Владимирович.
Незадолго до этого Мстислав укрепил свое княжество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке касожского князя
Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился в
Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, вызванное голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с
Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ
Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дружину оставил в резерве. Мстислав выставилпротив варягов северян — ополчение из жителей
Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал
«самовластцем» Русской земли. В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострились русско- византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум.1052 г.), князем новгородским. Поход оказался неудачным — русское войско было разбито греческим флотом. После смерти Ярослава в 1054 г. и упомянутого выше раздела княжений между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи
— киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод — составляли правящий триумвират под главенством старшего Изяслава.
Разделение власти привело к временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых — Черниговской и Переяславской (упразднены в конце
70-х годов после смерти Святослава и Изяслава).
продолжение
--PAGE_BREAK--