Реферат по предмету "История"


Современная историография истории испанских пограничных областей

Евдокимова Н.В., СГУ, Ставрополь
Современная историография историииспанских пограничных областей
Для историографии двадцатого столетияхарактерна тенденция исследования истории пограничных областей. Современныхисториков все более привлекают локальные объекты исследования: изучение историикоренного населения и их взаимоотношений на пограничных территориях. В областикультурной истории становятся все более приоритетными исследования порегиональной истории с многослойными контактными зонами. История пограничныхобластей является актуальной темой в настоящее время, поскольку ученые-историкиранее занимались изучением  политических вопросов на государственном,широкомасштабном уровне. На сегодняшний день интерес исследователей привлекают аспектырегиональной истории и  истории жизни простого населения. Основоположником теориипограничных областей является американский исследователь Герберт Юджин Болтон,  которыйза основу своих исследований брал испанские пограничные области (5).
Долгое время Испанияуправляла большей частью американского Юга и всего американского Запада. Этобыл период расширение испанской Америки на север. Историки определяют этутерриторию как границу испано-индийского контакта, и как перемещающуюсяпограничную область, где испанцы соперничали за контроль над континентом сфранцузами, англичанами, американцами, и даже с русскими. До 1821г. Испанияпродолжала управлять существенной областью той территории, которая впоследствиистала современными Соединенными Штатами (на территории которых намного позжефранцузские и английские конкуренты оставили свои колонии).
До недавнего времени,американцы видели свое национальное колониальное прошлое как движение на западот Атлантического побережья, а не с севера, от Карибского моря или от Мексики.Пренебрежение американцев их испаноговорящим прошлым некоторые исследователиобъясняют тем, что большая часть их исторического знания происходила из НовойАнглии и государств центральной Атлантики. Многие историки называли историюиспанских пограничных областей «историей сироты, потому что никто долгое времяне рассматривал полную историю испанских пограничных областей как отдельнуюисторию»(2, С. 203).
В Соединенных Штатах,несколько поколений ученых пробовали сделать «историю сироты» одной изнациональных историй, но они практически не имели успеха до 1990-х гг. Ковремени  пятисотой годовщины открытия Колумбом Америки произошел новый всплескизучения междисциплинарной истории, истории испанских пограничных областей.Один том, в трехтомном исследовании  Дэвида Харста Томаса «Значение Колумба»,содержит почти сто оригинальных статей, основанных на археологических иисторических источниках испанских пограничных областей (3). Исследователь такжеотредактировал двадцать семь работ по этой проблеме, которые были составлены изкниг первоисточников.
Эти и другие работы поистории пограничных областей появились в благополучное время. К 1990-м гг.,изменилась интеллектуальная мода, изменилась и демографическая ситуация, чтоповлияло на изменение роли пограничных областей в академической среде. Ониначинают занимать центральное место в исследованиях историков колониальныхСоединенных Штатов. Так,  студентка Северной Америки, Элена Вол, отметила в1997 году: «Изменяющаяся политика, население, и интеллектуальный климатСоединенных Штатов требуют, чтобы мы заново проанализировали наше прошлое, ибогатое наследие испано-американской истории помогает нам сделать это» (4,С. 2). Исследования в этом направление действительностановились требованием нового времени, так как постепенно, население Штатоввозрастало, латиноамериканцы стали более многочисленными, иногда и болееобразованными, а также политически более мощными. Особенно эти факторы имелиместо в южном регионе Соединенных Штатов от Флориды до Калифорнии. Историяиспанских пограничных областей была частью их истории. В то же самое время,центральное население Соединенных Штатов дрейфовало на юг, где англо-американцыобнаружили, что эти тринадцать колоний и движущееся на запад расширение представлялисобой только часть истории колониального происхождения Америки.
Термин «испанскиепограничные области» был введен историком Гербертом Юджином Болтоном,который он использовал в своей книге «Испанские пограничные области: хроникастарой Флориды и Юго-запада», изданной в 1921г. (5). Болтон и его преемники освещалииспанцев в очень благоприятном свете, вследствие чего многим исследователям казалось,что их интерпретации часто испытывали недостаток в подлинности. Однако историкиписали об истории пограничных областей и вне традиции Болтона. Известным срединих был Шербурн Кук, который критиковал испанских миссионеров в Калифорнии в1943 г. и в заключении сделал вывод, что их миссии были своеобразной западней,которая являлась летальной для индейцев (6).
Куксчитал, что в результате испанского влияния, у  индейцев постепенно увеличиласьуязвимость к европейским болезням. Используя демографические данные из многихисточников, он обнаружил высокие показатели индийской смертности в тот период.С тех пор, как в 1976 году работа Кука появилась в печати, его отрицательныйвзгляд на миссионерское воздействие испанцев на калифорнийских индейцев былподтвержден в работах многих других ученых, особенно  в работах РобертаДжексона и Эдварда Кастайла.
Против школы Кука однимиз первых выступил историк Фрэнсис Густ, который предложил рассматриватьповедение миссионеров в контексте с мировой историей, и современноепредставление о них, по его мнению,  должно складываться на основеэтнографического анализа, который ученые применяли к  индейцам (7).
В работах Стивена Хакэляи Джеймса Сандоса о Калифорнии, Гэри Андерсона о Штате Техас, и Эми Бушнелла оФлориде, главная тенденция изучения миссии идет вне защиты или нападения намиссионеров. Эти авторы рассматривают миссию с положительной точки зрения,поскольку миссионеры, по их мнению, использовали индейцев для их же собственныхцелей: для сохранения или для воссоздания своих общин перед лицом колониализма,для получения прибыли от колониальной экономики, и для принятия новыхрелигиозных символов в основу старых верований. Андерсон рассказывает, какнекоторые индейцы искали убежище от изнурительных болезней или войн умиссионеров в Сан-Антонио. После выздоровления они покидали миссионеров, чтобы«возвратиться к более мобильной жизни в сельской местности». Другиеже индейцы остались в миссиях Сан-Антонио и их потомки, постепенно слились в испаноговорящееобщество (8, С.67).
После того, какисторическая интерпретация испанского миссионерского процесса, затронутаяБолтоном,  была отодвинута на второй план, живой интерес среди исследователейстала вызывать тема интерпретации испанского общества и испанских учреждений.Самой популярной книгой по теме этого исследования, была книга РамонаГутиерреса о социальной истории колониального Нью-Мексико (9). В своемвсестороннем труде он рассматривал  способы, с помощью которых испанскаяцерковь и государство использовали институт брака, для того, чтобы принудитьиспанцев к социальному порядку. Автор повествует о том, как элитные испанскиемужчины старались выдерживать, так называемое, «социальное расстояние» от болеебедных испанцев и индийских рабов, даже при эксплуатации их в качестве рабочейсилы и при использовании их женщин как объектов сексуального удовольствия. Егоисследование разрушило привлекательные образы, созданные Болтоном, т.к. оностало своеобразной картиной гордой, показной, лицемерной и эксплуатационнойиспаноговорящей элиты – среди которой были и францисканские миссионеры.
Трещины в техпривлекательных образах стали появляться и в историографии Нью-Мексики с 1940года, когда Франк Сколас, другой историк, работающий вне традиции Болтона, описалборьбу представителей церкви и государства (10). Но книга Гутиерреса сделалаогромный всплеск в истории. Он писал талантливо и с большим воображением,используя междисциплинарные и межкультурные подходы. Гутиеррес поднял вопросы овласти и мощи, о взаимоотношениях полов, о родственных связях и о многомдругом, что сделало его популярным среди читателей и ученых Латинской Америки иСоединенных Штатов. Подобно Лорэл Тэтчер, он показал, что можно изучитьпериферийные места от Штата Мэн до Юкатан и сделать их основополагающими висследованиях ученых.
Таким образом, двигаясьвне традиций Болтона, ученые пограничных областей изображали индейцев какосновоположников событий, а не как сильных дикарей или беспомощных жертв. И этоне было новшеством. Две самые ранние основополагающие работы по этноисториипоявились в 1960 г и 1962 г. соответственно: «Апачи, племя наваха и испанцы», историка Джека Форбеса и «Периоды завоевания» антрополога Эдварда Спайсера (11). Все это свидетельствуето том, что к концу столетия рассмотрение испано-индийских отношений сталосвоеобразной тенденцией, наравне с  историей европейцев.
Несколько позже, чемисторию индейцев, ученые пограничных областей стали восстанавливать потеряннуюисторию чернокожих и черных общин. В работе  Джейн Ландерс, изданной в 1999,«Черное Общество в испанской Флориде», автор исследует африканское населениеФлориды, включая креолов, рожденных и в испанских и во французских колониях,карибских и прежних рабов, которые сбежали из британских плантаций, чтобы найтизащиту во Флориде. Большая часть чернокожего населения Флориды была порабощена,но, несмотря на это, рабы могли добиться свободы законным путем. В 1821г., когдаСоединенные Штаты овладели Флоридой, свободные чернокожие присоединились киспанцам, отказываясь от колонии.  Под крылом же Испании они чувствовали себя вбезопасности,  зная, что американцы будут отрицать их права (12).
Многие работы очернокожих, также характеризуют тот факт, что свободные чернокожие и черныерабы гораздо лучше чувствовали себя под испанской защитой, чем под влияниемФранции до 1763 года, или под влиянием Соединенных Штатов, после приобретенияими Штата Луизиана в 1803 году.
В своем труде, изданном в1997 году, исследователь Кимберли Ханг рассказывает о положении свободных чернокожихв испанском Новом Орлеане.  Он описывает их юридические права, возможныезанятия, а также их социальное положение, которое они получили под защитойИспании (13). Ревизионист Гильберт Дин, проведя анализ испанских конструкцийрабства, которые появились в 1999 году, утверждает, что испанские законыпредложили защиту свободы черных рабов. Хотя многие испанские губернаторыпроводили в жизнь эти законы весьма неравномерно, в зависимости от ихиндивидуальных отношений с плантаторским классом, тем самым, желая сохранитьболее резкую французскую систему (14).
Следует отметить, что историография испанских пограничных областейв Северной Америке, конечно же, не была посвящена только расовым  проблемам илипроблемам класса, рода, идентичности. Помимо этого многие работы были обращенык другим темам, очень часто это были биографии участников событий и т.д.Некоторые из них — биография одного из основателей первой испанской колонии вНью-Мексико, написанная Марком Саймонсом, а также биография офицера О`Конора,посланного Испанией для того, чтобы остановить ограбления индейцев освещалижизнь реальных участников тех событий (15).
В заключении, можносказать, что историография испанских пограничных областей является весьмаобширной и многообразной. И именно она стала основоположником историипограничных областей юго-западных штатов Америки и республик Северного Кавказа.Историография пограничных областей задает вопросы о характере и культуре общества,и в какой-то степени она представляет собой сравнительную историю происхождения многих народов (в том числе и колониальных), которые на сегодняшний день составляютопределенную национальную культуру.
Список литературы
1.   Испанские пограничные областиСеверной Америки: историография
2.   Дэвид Дж. Вебер // Организация американскихисториков.  2000.
3.  
4.  LightT. Cummins, «Getting Beyond Bolton: Columbian Consequences and the SpanishBorderlands, Review Essay,» New Mexico Historical Review 70 (April 1995).P. 203.
5.  DavidHurst Thomas, ed., Columbian Consequences, 3 vols. (Washington, DC: SmithsonianInstitution Press, 1989); and David Hurst Thomas, ed., Spanish BorderlandsSourcebooks, 27 vols. (New York: Garland, 1991).
6.  HelenaM. Wall, «Confessions of a British North Americanist: BorderlandsHistoriography and Early American History,» Reviews in American History 25(March 1997).P. 2.
7.  HerbertE. Bolton, The Spanish Borderlands: A Chronicle of Old Florida and theSouthwest, foreword by Albert L. Hurtado (1st ed., 1921; Albuquerque: University of New Mexico Press, 1996), xlv-xvi.
8.  SherburneF. Cook, The Conflict Between the California Indians and White Civilization(1st ed., 1943-1946; Berkeley: University of California Press, 1976).
9.  FrancisF. Guest, Hispanic California Revisited, ed. Doyce B. Nunis (Santa Barbara, CA:Santa Barbara Mission Archive Library, 1996).
10.                                             GaryClayton Anderson, The Indian Southwest, 1580-1830: Ethnogenesis and Reinvention(Norman: University of Oklahoma Press, 1999). P. 67.
11.                                             RamónA. Gutiérrez, When Jesus Came, the Corn Mothers Went Away: Marriage,Sexuality, and Power in New Mexico, 1500-1846 (Stanford: Stanford UniversityPress, 1991).
12.                                             FranceV. Scholes, Church and State in New Mexico, 1610-1650, Historical Society ofNew Mexico, Publications in History, vol. 7 (Albuquerque: University of NewMexico Press, 1937).
13.                                             JackD. Forbes, Apache, Navaho, and Spaniard, 2nd ed. (1st ed., 1960; Norman: University of Oklahoma Press, 1994); and Edward H. Spicer, Cycles of Conquest: TheImpact of Spain, Mexico and the United States on the Indians of the Southwest,1533-1960 (Tucson: University of Arizona Press, 1962).
14.                                             JaneLanders, Black Society in Spanish Florida (Urbana: University of IllinoisPress, 1999).
15.                                             KimberlyS. Hanger, Bounded Lives, Bounded Places: Free Black Society in Colonial New Orleans, 1769-1803 (Durham: Duke University Press, 1997).
16.                                             GilbertC. Din, Spaniards, Planters, and Slaves: The Spanish Regulation of Slavery in Louisiana, 1763-1803 (College Station: Texas A & M University Press, 1999).
17.                                             MarcSimmons, The Last Conquistador: Juan de Oñate and the Settling of theFar Southwest (Norman: University of Oklahoma Press, 1991); Mark Santiago, TheRed Captain: The Life of Hugo O'Conor, Commandant Inspector of the InteriorProvinces of New Spain (Tucson: Arizona Historical Society, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.