Реферат по предмету "История"


Софья Палеолог как феномен в жизни Москвы

Ее влиянию приписывали важнейшиегосударственные деяния. В.О. Ключевский считал: «Ей нельзя отказатьво влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворныеинтриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать тольковнушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана»
В феврале 1469 года в Москвуприбыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалосьсочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме, между прочим,упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) ужеотказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам — французскому королю и герцогуМедиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.
По представлениям того времени,Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительнокрасивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалосьпризнаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью,достойной византийской принцессы.
Софья (Зоя) Палеолог (ум.1503) — племянница последнего византийского императора Константина XIПалеолога, жена Ивана III Васильевича с 1472. Дочь Фомы Палеолога, которыйв 1453 году, после взятия турками Константинополя, бежал с семьей в Рим. После смертиотца жила на попечении папы римского, который по ряду своих соображений решил выдатьее замуж за овдовевшего в 1467 Ивана III, ответившего согласием. Родила в1479 сына, будущего Василия III Ивановича, и добилась объявления его великимкнязем вместо венчанного на царство внука Ивана III — Дмитрия. Брак с Софьей былиспользован Иваном III для укрепления международного авторитета Руси. Софья привезлас собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую иконуБожией Матери «Благодатное Небо». Икона находилась в местном чине иконостасакремлевского Архангельского собора. Правда, по другому преданию, эта икона былапривезена в древний Смоленск из Константинополя, а когда город захватила Литва,этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим московскимкнязем Василием I. Икона, которая сейчас находится в соборе, — список с того древнегообраза, исполненный по повелению Федора Алексеевича в конце XVII века. По традициимосквичи приносили к образу Божией Матери «Благодатное Небо» воду и лампадноемасло, которые исполнялись лечебными свойствами, поскольку эта икона обладала особой,чудодейственной целительной силой. И еще после свадьбы Ивана III в Архангельскомсоборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальникадинастии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждаласьпреемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследникамивизантийских императоров.
Софья Фоминична,как только переступила порог Успенского собора и стала женой великого князя, началадумать о том, как укрепиться в новом положении и стать настоящей царицей. Она понимала, что для этого ей нужно поднести великому князю такой подарок,какой не мог бы сделать ему никто иной в мире: она должна была родить ему сына — наследника престола. Однако же ее первенцем оказалась дочь, которая почтисразу же после родов и померла. Спустя год родилась ещеодна девочка, и она почти сразу же скончалась. Софья Фоминична плакала, молила МатерьБожию дать ей наследника-сына, горстями раздавала убогиммилостыню, кисами жертвовала на храмы — и услышала Пречистая ее молитвы: снова,в третий раз, в теплой тьме ее естества завязалась новая жизнь.
Кто-то беспокойный,пока не человек, а только еще неотторжимая часть ее тела,требовательно ткнул Софью Фоминичну в бок — резко, упруго, ощутимо. И похоже, это было и совсем не так, что случалось с нею уже дважды,и совсем иного порядка: сильно толкался младенец, настойчиво, часто.
«Мальчик,- уверовала она, — мальчик!» Ребенок еще не родился, а она уже начала великуюбитву за его будущее.
А когда, по известиюодной из московских летописей, «в лето 6987 (1479 от Рождества Христова) марта25 в восемь час ночи родился Великому князю сын, и наречено бытьимя ему Василий Парийский, и крести его архиепископ ростовский Васиян в Сергееве монастыре в Вербную неделю.
Софья могла внушитьто, чем дорожила сама и что понимали и ценили в Москве. Она могла привезти сюдапредания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, чтовыходит замуж за татарского данника. В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки,бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушиватьпо выражению ее внука «многие поносные и укоризненные слова» от строптивых бояр.Но в Москве и без нее ни у одного Ивана III было желание уменьшить все эти старыепорядки, столь несоответствующие новому положению московского государя, а Софьяс привезенными ею греками, видевшими и византийский, и римские виды могла дать ценныеуказания, как и по каким образцам вести желательные перемены. Ей нельзя отказатьво влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь московского двора, на придворныеинтриги и личные отношения, но на политические она могла действовать только внушениями,вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана III. Особенно понятливо моглабыть воспринята мысль, что она, царевна, своим московским замужеством делает московскихгосударей приемниками византийских императоров со всеми интересами православноговостока, какие держались за этих императоров. Поэтому Софью ценили в Москве и самасебя ценила не столько, как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская.Софья, как царевна, пользовалась в Москве правом принимать иностранные посольства.Таким образом, брак Ивана и Софьи получил значение политической демонстрации, которуюзаявили всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенеслаего державные права в Москву, как в новый Царьград, где и разделяет их со своимсупругом.
Почувствовав себяв новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров,Иван нашел тесный и некрасивой прежнюю обстановку Кремля, в какой жили его невзыскательныепредки. В след за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили ИвануУспенский собор (собор Василия Блаженного), Грановитую палату и новый каменный дворецна месте прежних деревянных хором. В это же время в Кремле при дворе стал заводитьсятот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и надменностьмосковской жизни. Точно так же, как и у себя дома, в Кремле, среди придворных слугсвоих Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних отношениях,особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилосьс плеч татарское иго, тяготевшее на северо-восточной Руси два с половиной столетия(1238-1480). В московских правительственных, особенно дипломатических бумагах, появляетсяновый, более торжественный язык, складывается пышная терминология.
Софью не любили в Москвеза ее влияние на великого князя и за перемены в московской жизни — »нестроениявеликие", как выразился боярин Берсень-Беклемишев. Она вмешивалась и во внешнеполитическиедела, настаивая, чтобы Иван III перестал платить дань ордынскому хану и освободилсяот его власти. И будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своейбогатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меняи детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Как отметил В.О.Ключевский, искусные советы Софьи всегда отвечали тайным намерениям ее мужа. ИванIII действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынскомдворе в Замоскворечье, где потом возвели Преображенский храм. Но и тогда народ «наговорил»на Софью. Перед выходом к великому стоянию на Угре в 1480 году Иван III отправилжену с малыми детьми на Белоозеро, за что ему приписали тайные намерения броситьвласть и бежать с супругой, если хан Ахмат возьмет Москву.
Освободившись от ханскогоига, Иван III ощутил себя полновластным государем. Стараниями Софьи дворцовый этикетстал напоминать византийский. Великий князь сделал жене «подарок»: онразрешил ей иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «дипломатическиеприемы» на своей половине. Она принимала иностранных послов и заводила с нимиучтивую беседу. Для Руси это было неслыханное новшество. Изменилось обращение ипри государевом дворе. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, пословам историка Ф.И. Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считатьсябоярам. Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возраженияи споры, но при Софье изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно,требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу. Эти напаститоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог. Между тем их семейная жизнь небыла безоблачной.
«Герцогиню» тутже обвинили в нарушении законного престолонаследия. В 1497 году недруги наговориливеликому князю, будто Софья хочет отравить его внука, чтобы посадить на престолсобственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и чтосам Василий участвует в этом заговоре. Иван III принял сторону внука, арестовалВасилия, ворожей велел утопить в Москве-реке, а жену от себя удалил, демонстративноказнив нескольких членов ее «думы». Уже в 1498 году он венчал в Успенскомсоборе Дмитрия как наследника престола. Ученые считают, что именно тогда зародилосьзнаменитое «Сказание о князьях Владимирских» — литературный памятник концаXV — начала XVI веков, где повествуется о шапке Мономаха, которую византийский императорКонстантин Мономах будто бы прислал с регалиями своему внуку — киевскому князю ВладимируМономаху. Таким образом, доказывалось, что русские князья породнились с византийскимиправителями еще во времена Киевской Руси и что потомок старшей ветви, то есть Дмитрий,обладает законным правом на престол.
Однако способность плестипридворные интриги была у Софьи в крови. Она сумела добиться падения Елены Волошанки,обвинив ее в приверженности ереси. Тогда великий князь наложил на невестку и внукаопалу и в 1500 году нарек Василия законным наследником престола. Кто знает, по какомупути пошла бы русская история, если бы не Софья!
Внимательный наблюдательмосковской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германскогоимператора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софиев своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияниена великого князя, который по ее внушению сделал многое. Как царевна, София, пользоваласьв Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной нетолько русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 годуСофия смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительствехрама святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников,контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софьюрешительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»).
Софья сумела привлечь вМоскву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних моглисделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержатьпрестиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не толькоВторому, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Руффо,Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату, Успенскийи Благовещенский соборына Соборной площади Кремля; завершилось строительство Архангельскогособора.
Все пять посольств, которыеотправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровожденииархитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружияи крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представителикоторой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.
Брак Ивана III и Софии Палеологнесомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий ТретийРим.
Прожив в России 30 с лишнимлет, родив мужу 12 детей, Софья Палеолог так и не смогла до конца понять чужую длянее страну, ее традиции и законы. Даже в официальных хрониках можно встретить записи,осуждавшие поведение княгини в некоторых сложных для страны ситуациях.
Софья скончалась 7 августа1503 года в Москве. Ее погребли в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля.
В декабре 1994 в связи сперенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельскогособора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен еескульптурный портрет.
софьяпалеолог московский двор
 

 
Литература
1.http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar06_02.htm
2.http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch26.htm
3.http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv05p2.htm
4.Карамзин Н.М. История государстваРоссийского. Том VI.Глава II. Продолжение государствования Иоаннова. Г.1472-1477
5.Ключевский В.О. Курс русской истории.Лекция XXVI.
6.Лурье Я. С. Первые идеологи моск.самодержавия (Софья Палеологи ее противники) // Ученые записки Ленинградского,гос. пед.ин-та им. А.И. Герцена. Л., 1948. Т. 78;
7.Панова Т.Д. Великая княгиня СофьяПалеолог. Монография
8.С.М. Соловьев. История России сдревнейших времен. Том 5.Глава 2.София Палеолог
9.Успенский Ф.И.Брак царя Ивана IIIВасильевича с Софьей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.