Саудовская Аравия в Новое время
План
1. Северная иЦентральная Аравия до возникновения первого Саудовского государства
2. Ваххабитское учение
3. Борьба ваххабитов за Персидский залив
4. Борьба ваххабитов за Ирак и Сирию
5. Мухаммед Али в Аравии (1813—1815 гг.)
6. Египтяне в Аравии (1818—1840 гг.)
7. Рост Шаммарского эмирата
1. Севернаяи Центральная Аравия до возникновения первого Саудовского государства
ГосударствоСаудидов возникло в Аравии в XVIII в. врезультате движения мусульманских реформаторов-ваххабитов. Это государствоохватило большую часть аравийского полуострова (центральные, северные ивосточные области, носившие древние названия Неджд, Хиджаз и Эль-Хаса). Современ пророка Мухаммеда и до появления ваххабизма Аравия не знала единойвласти, стабильности и мира. На протяжении веков она была раздроблена на мелкиеи мельчайшие оазисы-государства или их объединения, кочевые племена или ихконфедерации. Экономическая разобщенность отдельных оазисов и племен, этихсамостоятельных хозяйственных единиц, и размеры пустынного полуострова, гдеостровки человеческой жизни были порой разделены сотнями километров,действовали как факторы децентрализации. Объединению также препятствовалиплеменные и местнические различия аравийского населения, диалектальныеособенности языка, пестрота и противоречивость религиозных верований ипредставлений.
Огромнуюроль в истории Аравии сыграло то обстоятельство, что на территории Хиджазанаходятся священные города ислама Мекка и Медина, являвшиеся на протяжениистолетий центрами ежегодного хаджа (паломничества) миллионов «правоверных» совсего мира. Религиозные обстоятельства способствовали тому, что в Мекке инекоторых других районах Хиджаза еще с X в. установилась власть шерифов (шарафа — честь) —правителей, претендовавших на происхождение от пророка Мухаммеда, через еговнука Хасана сына Али и Фатимы. Борьба различных группировок, представителикоторых претендовали на такое происхождение и власть, составляла внутреннююполитическую историю Мекки до завоевания арабских стран турками.
Мусульманскиеимперии, возникавшие и распадавшиеся на Ближнем и Среднем Востоке, прямо иликосвенно оказывали воздействие на Аравию. Начиная с XVI в. Постоянным фактором аравийской политики стали турки.Вскоре после захвата ими Египта наступила очередь Хиджаза, Йемена, Эль-Хасы идругих районов Аравии. При этом огромное значение для последующей историимусульманского мира имело то, что вхождение в Османскую империю священныхгородов Хиджаза позволило турецким падишахам принять также титул религиозногоглавы всех мусульман — халифа.
Вотдельные области Аравии были назначены представители турецкой администрации — паши.Небольшие турецкие гарнизоны временами находились в Мекке, Медине, Джидде инекоторых других пунктах. Из Стамбула в Мекку и Медину посылали отдельныхчиновников. Все же власть турок в «сердце Аравии» Хиджазе была большеноминальной, и местные правители во внутренних делах, как правило, пользовалисьширокой автономией.
В Меккеудерживали власть соперничающие кланы шерифов, которые посылали паше Египта исултану деньги и дорогие подарки. Но Мекка была особым городом и жила за счетпаломников и благотворительных пожертвований мусульманского мира.Могущественные султаны и благочестивые мусульмане жертвовали на содержаниемечетей, на создание каналов и вообще на благотворительные цели. Часть этихденег оседала в городе и нередко попадала в казну шерифов. Мекка была важной,но слишком отдаленной провинцией для турок, чтобы они смогли удержать ее подпрямым господством, и в ней предпочитали сохранять местных правителей. Дляполитических интриг Порты всегда были наготове шерифские семьи, жившие вСтамбуле.
Нарубеже XVI—XVII вв., в период смут и волнений, охвативших Османскуюимперию, Центральная и Восточная Аравия обрела фактическую независимость оттурок, хотя наместники Багдада и Басры вплоть до конца XVII в. продолжали оказывать влияние на ход событий вЭль-Хасе и Неджд е.
В началеXVIII в. Аравийский полуостров не имелединой государственной организации. Его население — как бедуины степей, так иоседлые земледельцы оазисов — распадалось на множество племен. Разъединенные,враждующие между собой, они непрестанно вели междоусобные войны из-за пастбищ,из-за стад, из-за добычи, из-за источников воды… И так как эти племена былипоголовно вооружены, то междоусобицы принимали особенно ожесточенный и затяжнойхарактер.
Феодально-племеннаяанархия кочевых районов дополнялась феодальной раздробленностью оседлыхрайонов. Почти в каждом селении и городе был свой наследственный правитель; всяоседлая Аравия представляла собой груду мелких и мельчайших феодальныхкняжеств. Подобно племенам, эти княжества не прекращали междоусобиц.
Структурафеодального общества Аравии была довольно сложной. Власть над кочевыми племенамипринадлежала шейхам. В иных племенах шейхи еще избирались бедуинской массой, нов большинстве своем они уже стали наследственными правителями. Наряду с этойфеодальной аристократией пустыни и возглавляемыми ею свободными, «благородными»племенами существовали «вассальные», подчиненные племена, а также зависимоеоседлое и полуоседлое население. В городах и земледельческих районах феодальнаязнать (например, шерифы, сейиды) и богатое купечество противостояли мелкимторговцам, ремесленникам и феодально-зависимому крестьянству.
Классовыеотношения феодального общества опутывались в Аравии патриархально-родовымиотношениями и осложнялись наличием рабства, которое было сравнительно широкораспространено как у кочевников, так и у оседлых. Невольничьи рынки Мекки,Хуфуфа, Маската и других городов снабжали аравийскую знать большим числомрабов, использовавшихся в быту и на тяжелых работах.
Города иселения Аравии постоянно подвергались разорительным бедуинским набегам. Набегии междоусобицы вели к разрушению колодцев и каналов, к истреблению пальмовыхрощ. С этим надо было покончить — того властно требовали насущные экономическиепотребности оседлого населения. Отсюда вытекала тенденция к объединению мелкихкняжеств Аравии в одно политическое целое.
Общественноеразделение труда между оседлым и кочевым населением Аравии влекло за собойрастущий обмен земледельческой продукции оазисов на животноводческую продукциюстепей. Кроме того, и бедуины степей, и земледельцы оазисов нуждались в такихпривозимых извне полуострова товарах, как хлеб, соль, ткани. Вследствие этогорос обмен, росла караванная торговля между Аравией и соседними странами —Сирией и Ираком. Но феодальная анархия и бедуинские разбои тормозили развитиеторговли. Вот почему потребности растущего рынка (так же как и необходимостьразвития поливного земледелии) толкали княжества Аравии к политическомуобъединению.
Наконец— и это было также важным стимулом для объединения — феодально-племеннаяраздробленность Аравии облегчала иностранным завоевателям захват полуострова.Без особого сопротивления турки заняли в XVI в. красноморские области Аравии: Хиджаз, Асир иЙемен. Начиная с XVI в. англичане,голландцы и португальцы создали свои базы на восточном побережье Аравии. В XVIII в. персы захватили аль-Ха-су, Оман иБахрейн. Только Внутренняя Аравия, окруженная кольцом пустынь, оставаласьнедоступной для захватчиков.
Поэтомув приморских областях Аравии объединительное движение приняло форму борьбы синоземными захватчиками. В Йемене оно возглавлялось зейдитскими имамами и уже вXVII в. завершилось изгнанием турок.Имамы сосредоточили в своих руках всю населенную (горную) часть страны. ВХиджазе турки сохранили лишь номинальную власть; реальная власть принадлежалаарабским духовным феодалам — шерифам. Из Омана персы были изгнаны в середине XVIII в.; с Бахрейна — в 1783 г.; там также утвердились арабские феодальные династии. Напротив, во Внутренней Аравии, вНеджде, где не приходилось бороться с внешними врагами, объединительное движениеприняло наиболее четкую и последовательную форму. Это была борьба за единствоарабских племен, за централизацию княжеств Неджда, за собирание «земельаравийских» в одно целое, что, впрочем, также предполагало антиосманскуюнаправленность. В основу этой борьбы была положена новая религиозная идеология,названная ваххабизмом.
2. Ваххабитскоеучение
Основоположникомваххабитского учения был недждийский богослов Мухаммед ибн Абдальваххаб изоседлого племени бану тпамим. Он родился в 1703 г. в Уяйне (Неджд). Его отец и дед были улемами. Так же, как и они, готовясь к духовной карьере,он много путешествовал, бывал в Мекке, Медине, по некоторым сведениям, даже в Багдадеи Дамаске. Всюду он изучал богословие у виднейших улемов, принимал активноеучастие в религиозных диспутах. Возвратясь в начале 1740-х годов в Неджд, онвыступил перед своими сородичами с проповедью нового религиозного учения. Онобрушился с резкой критикой на распространенные среди арабов остатки первобытныхверований, на почитание фетишей — скал, камней, источников, деревьев, напережитки тотемизма, на культ святых. Хотя формально все арабы исповедовалиислам и считали себя мусульманами, фактически в Аравии существовало множествоместных племенных религий. Каждое арабское племя, каждая деревня имели своифетиши, свои верования и обряды. Это многообразие религиозных форм,обусловленное примитивным уровнем общественного развития и раздробленностьюАравии, было серьезным препятствием на пути к политическому единству. Этомурелигиозному полиморфизму Мухаммед ибн Абдальваххаб противопоставлял единуюдоктрину — таухид (т. е. «единение»). Формально он не создавал новых догматов,но лишь стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальнойкоранической «чистоте».
Большоеместо в учении ваххабитов отводилось вопросам морали. Последователи этогоучения, выросшие в суровых условиях пустыни, должны были соблюдать строгуюпростоту нравов, граничащую с аскетизмом. Они запрещали пить вино и кофе,курить табак. Они отвергали всякую роскошь, запрещали петь и играть намузыкальных инструментах. Они выступали против излишеств, против половойраспущенности. Не случайно поэтому ваххабитов назвали «пуританами пустыни».Само название — «ваххабиты» — распространилось в Европе с легкой руки великогопутешественника И. Букхардта, посетившего Аравию в 1814—1815 гг., сами жепоследователи учения назвали и называют себя «единобожники» или просто «мусульмане»и никогда — «ваххабиты». Видимо, этим они еще раз хотят подчеркнуть чистотусвоей веры.
Ваххабитыборолись с пережитками местных племенных культов, разрушали гробницы, запрещалимагию, ворожбу. Вместе с тем, их проповедь была направлена против официального,по их мнению, «отюреченного» ислама. Они выступали против мистицизма идервишизма, против тех форм религиозного культа, которые были у турок и которыевырабатывались веками. Они призывали беспощадно бороться с отступниками от веры— персами-шиитами, османским султаном-лжехалифом и турецкими пашами.
Антитурецкаянаправленность ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение иобъединение арабских стран под знаменем «чистого» ислама.
Во главеобъединительного движения стали феодальные правители небольшого недждийскогокняжества Даръийя — эмир Мухаммед ибн Сауд (умер в 1765 г.) и его сын Абдальазиз (1765— 1803), принявшие ваххабитское учение и в 1744 г. вступившие в союз с Мухаммедом ибн Абдальваххабом. С тех пор в течение сорока с лишним лет ихпоследователи вели упорную борьбу за объединение Неджда под знаменемваххабизма. Они подчиняли себе одно за другим феодальные княжества Неджда; ониприводили к повиновению одно за другим бедуинские племена. Иные селенияподчинялись ваххабитам добровольно; другие — наставлялись «на путь истинный»оружием.
К 1786 г. ваххабизм одержал полную победу в Неджде. Мелкие и некогда враждовавшие между собойнедждийские княжества образовали сравнительно крупное феодально-теократическоегосударство во главе с династией Саудидов. В1791 г., после смерти основателяваххабизма Мухаммеда ибн Абдальваххаба, саудидские эмиры объединили в своихруках светскую и духовную власть.
Победаваххабизма в Неджде и возникновение саудовского государства не создавали новогообщественного строя, не выдвигали к власти новый общественный класс. Но они вконечном счете ослабляли феодальную анархию и раздробленность Аравии, и в этомбыло их прогрессивное значение.
Однаковаххабиты еще не сумели создать централизованное государство с четкойадминистративной организацией. Во главе покоренных городов и селений ониоставляли прежних феодальных правителей — при том условии, что те принималиваххабитское учение и признавали ваххабитского эмира своим сюзереном и духовнымглавой. Поэтому ваххабитское государство было в XVIII в. крайне непрочным. Оно потрясалось постояннымифеодальными и племенными мятежами. Не успевали ваххабитские эмиры присоединитьк своим владениям один округ, как начинался мятеж в другом. И ваххабитскимвойскам приходилось метаться по всей стране, жестоко расправляясь повсюду с«вероотступниками».
3. Борьбаваххабитов за Персидский залив
В конце XVIII в. ваххабитское государство,объединившее под своей властью все провинции Неджда, перешло от обороны к наступлению.В 1786 г. ваххабиты совершили свой первый набег на побережье Персидского залива— на область аль-Хасу. Семь лет спустя, в 1793 г., эта область была завоевана ими. Так начался период ваххабитских завоеваний за пределамиНеджда. После смерти Абдальазиза ими руководил эмир Сауд (1803—1814), создавшийбольшое арабское государство, объединившее почти весь Аравийский полуостров.
Вслед зааль-Хасой ваххабиты распространили свое влияние по всему Персидскому заливу. В 1803 г. они заняли Бахрейн и Кувейт; к ним присоединились города так называемого Пиратскогопобережья, располагавшие сильным флотом. Население внутренних районов Омана всвоей значительной части также приняло ваххабизм.
Напротив,правитель Маската сейид Султан, вассал Англии, решил сопротивляться ваххабитам,против которых он выступил со своим флотом в 1804 т. Эта попытка закончиласьдля него плачевно: флот и султан погибли. Но его сын Саид по наущению Ост-Индскойкомпании продолжал борьбу.
В 1806 г. Ост-Индская компания послала свой флот в Персидский залив и вместе с кораблями своегомаскатского вассала блокировала ваххабитское побережье. Борьба закончиласьвременным поражением ваххабитов. Они были принуждены вернуть находившиеся вплену английские корабли, обязались уважать флаг и собственность Ост-Индскойкомпании. С тех пор английский флот постоянно оставался в Персидском заливе,сжигая ваххабитские города, пуская ко дну их корабли. Но действия англичан наморе не могли поколебать преобладания ваххабитов на суше. Все аравийскоепобережье залива по-прежнему находилось в их руках.
Одновременнос борьбой за побережье Персидского залива ваххабиты стремились присоединить ксвоему государству Хиджаз и побережье Красного моря.
Начинаяс 1794 г. они из года в год совершали набеги на степные окраины Хиджаза и Йемена,захватывали расположенные близ границы оазисы, обращали в свою веру пограничныеплемена. В 1796 г. шериф Мекки Галиб (1788—1813) выслал против ваххабитов своивойска. Война продолжалась три года, и неизменно ваххабиты наносили пораженияшерифу. На их стороне было моральное превосходство: четкая организация войска,железная дисциплина, вера в правоту своего дела. Кроме того, они имелимногочисленных сторонников в Хиджазе. Многие хиджазские феодалы, убежденные внеобходимости единства Аравии — правители Таифа и Асира, шейхи ряда племен,брат самого шерифа, — примкнули к ваххабизму. К 1796 г. на сторону ваххабитов перешли все племена Хиджаза, кроме одного. Побежденный шериф должен былпризнать ваххабизм ортодоксальным течением ислама и уступить ваххабитам земли,фактически завоеванные ими (1799 г.). Но ваххабиты в своем стремлении кединству Аравии не могли ограничиться этим. После двухлетней передышки онивозобновили борьбу с мекканским шерифом. В апреле 1803 г. они захватили Мекку. С усердием принялись они истреблять все проявления фетишизма иидолопоклонства. Кааба была лишена своего богатого убранства; могилы «святых»были разрушены; муллы, упорствовавшие в старой вере, были казнены. Эти мерывызвали восстание в Хиджазе, и ваххабитам пришлось временно эвакуироваться изстраны. Однако уже в 1804 г. они захватили Медину, а в 1806 г. вновь взяли и разграбили Мекку. Весь Хиджаз был присоединен к их государству. Теперь онопротянулось от Красного моря до Персидского залива. Оно включало в свои пределыпочти весь полуостров: Неджд, Шаммар, Джауф, Хиджаз, аль-Хасу, Кувейт, Бахрейн,часть Омана, Йеменскую и Асирскую Тихаму. Даже в тех частях полуострова,которые не были заняты ваххабитами, — во внутреннем Йемене и в Хадрамауте — ониимели множество сторонников; их влияние было решающим.
Объединивпочти всю Аравию, ваххабиты стремились теперь включить в свое государстводругие арабские страны, прежде всего Сирию и Ирак.
4. Борьбаваххабитов за Ирак и Сирию
саудовское государствоваххабитский шаммарский эмират
Ещеосновоположник ваххабизм а Мухаммед ибн Абдаль-ваххаб мечтал об освобожденииарабов Сирии и Ирака от турецкого гнета. Он не признавал турецкого султанахалифом. Он считал всех арабов братьями и призывал их к единству. В дни егопроповеди, когда вся Аравия представляла собой аморфную массу племен икняжеств, охваченных междоусобной борьбой, идея всеарабского единства быладалекой утопией. Но в начале XIX в.Аравия была объединена; и теперь, казалось, наступало время претворить этуутопию в жизнь.
Одновременнос первыми набегами на Хиджаз ваххабиты начали действия на границах Ирака. Здесьони не сумели достигнуть больших успехов. Правда, они громили войска багдадскихпашей каждый раз, когда те покидали родную почву и вторгались на полуостров. Нона территории Ирака ваххабиты не завоевали ни одного города или селения. Здесьим пришлось ограничиться лишь набегами и сбором дани. Даже самый крупный набег— на Кербелу (апрель 1801 г.), — прогремевший на весь мир, закончилсябезрезультатно. Уничтожив сокровища шиитских мечетей Кербелы, ваххабитывернулись назад в свои степи. После объединения Аравии, в 1808 г., ваххабиты организовали большое наступление на Багдад, но оно было отражено. Так жебезрезультатны были их походы на Дамаск, Алеппо и другие города Сирии. Имудавалось собирать дань с этих городов; но они не смогли закрепиться здесь.
В Сириии в Ираке ваххабиты сражались не хуже, чем в Омане или в Хиджазе. Они были также организованны, дисциплинированны, храбры, так же горячо верили в своюправоту. Но в Аравии они встречали поддержку племен и передовых элементовфеодального класса, так как потребность в единстве страны объективно назрела,коренилась в условиях экономического развития; и в этом был секрет их побед.Для объединения же Сирии и Ирака с Аравией еще не было объективных предпосылок;жители Сирии и Ирака рассматривали ваххабитов как чужеземных завоевателей иоказывали им сопротивление, всеарабское единство было такой же далекой утопиейв дни ваххабитских походов на Багдад и Дамаск, как и в те дни, когдаваххабитское движение только зарождалось. Но зато реальным результатомполувековой борьбы ваххабитов была единая Аравия.
Такимобразом, на заре XIX столетиявоинственному эмирату Саудидов, используя цепи интриг и кровавую агрессию,удалось присоединить к себе Хиджаз. Объединив под своей эгидой почти всюАравию, ваххабиты достигли не только военной и политической победы. Сутверждением в священных землях ислама решительные правители молодогогосударства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманскоммире.
Известиео взятии ваххабитами Мекки в 1803 г. и Медины в 1804 г. повергло османские власти в панику и уныние. Османов беспокоило не столько насильственноеотторжение от их «Богом хранимого» государства бедных полупустынных земель —это наносило их престижу и духовному авторитету сокрушительный удар. Ведь в тоймере, в какой падал в глазах миллионов правоверных престиж Сиятельной Порты, втакой же увеличивалось значение и могущество новых покровителей Мекки и Медины— Саудидов. Вот почему османские султаны рассматривали растущее ваххабитскоегосударство как серьезную угрозу своему господству, особенно в арабскихстранах.
Однаковсе их попытки подавить ваххабизм были безрезультатны. Занятая внутреннимираспрями, балканскими войнами и противостоянием с Россией, Порта не моглавыделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Единственная реальнаявозможность разгромить ваххабитов заключалась в привлечении к этой «богоугодноймиссии» Мухаммеда Али — могущественного вассала Османского султана и правителяЕгипта.
Утвердившисьво власти в 1805 г., новый османский паша Египта приступил в первую очередь крешению насущных задач — укреплению основ своего будущего безраздельногомогущества, ликвидации соперников, борьбе с мамлюкской оппозицией, защитеЕгипта от британских притязаний, интенсивным внутренним реформам. Поэтомусамовластный вассал не сразу откликнулся на просьбу своего султана, но с конца 1809 г. Мухаммед Али вплотную занялся аравийскими делами и начал серьезную подготовку военной экспедиции.
ЖеланиеПорты было не главной и не единственной причиной, толкнувшей практическинезависимого правителя
Египтана долгую и дорогостоящую кампанию в Аравии. Его глобальные планы включалисоздание собственной арабо-мусульманской империи. Поэтому завоевание Хиджаза сего священными городами должно было стать важнейшим шагом в осуществлении этойгеополитической сверхидеи.
3 сентября 1810 г. пашасозвал диван, и посланник султана Иса-ага в торжественной обстановке зачиталуказ о выступлении египетских войск в Хиджаз. Однако сама экспедиция началасьлишь спустя год, летом 1811 г. Во главе армии египетский паша поставил своегошестнадцатилетнего сына Тусун-бея, приставив к нему многоопытных советников. Вавгусте 1811 г. часть войск была направлена в Западную Аравию морем с цельюзахвата при помощи десанта порта Янбо, а кавалерия во главе с Тусуном выступилатуда же по суше. На исходе 1811 г. сухопутные войска соединились с морскимичастями, после этого Тусун повел египетскую армию на Медину. Решающее сражениепроизошло в декабре 1811 г. у селений Манзалат ас-Сафра и Джадида на пути вМекку. Египетская армия, насчитывавшая 8 тысяч человек, была наголовуразгромлена, потеряв более половины состава. Лишь увлеченность ваххабитовограблением покинутого противником лагеря избавила египетскую армию отпоголовного уничтожения, и остатки войск Тусуна с трудом добрались до Янбо.
Неудачипервых месяцев войны не лишили египтян уверенности в своих силах. Вынужденнуюпередышку они использовали для разложения ваххабитского тыла. Египетскиеагенты, не жалея денег и щедрых обещаний, сумели создать опору в хиджазскихгородах и привлечь на свою сторону шейхов крупнейших бедуинских племен. При ихподдержке они со свежими силами, прибывшими из Египта, перешли в наступление. Вноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. По поводу поступавших изАравии благоприятных вестей в Каире устраивались пышные празднества, фейерверкии иллюминация. Мухаммед Али был осыпан драгоценными подарками, а его сын Тусунполучил Ранг паши Джидды. Однако даже после этих впечатляющих Успехов положениеегипетской армии нельзя было назвать благополучным. Она несла огромные потери,причем не столько в ходе военных действий, сколько из-за смертности врезультате непрекращающихся эпидемий, нестерпимой жары и голода. Когдаегипетский паша уже не досчитывался 8 тысяч человек, а ваххабиты усилили натискна Хиджаз, осадили Медину и развернули партизанскую войну на египетскихкоммуникациях, Мухаммед Али принял решение лично возглавить свои войска вАравии.
5. МухаммедАли в Аравии (1813—1815 гг.)
МухаммедАли понимал, что если он не одержит в Аравии решительной победы, его положениев Египте пошатнется. Нисколько не обескураженный преследующими его неудачами,он начал предпринимать решительные меры для продолжения кампании.Дополнительными податями были обложены египетские феллахи, новые подкрепления,боеприпасы, снаряжение поступили в Джидду, ставшую главным армейским складом.Прибыло несколько сот конников из числа ливийских бедуинов, преданных паше. Наруку египетскому правителю сыграла смерть энергичного эмира Сауда в мае 1814 г. Новым ваххабитским лидером стал Абдалла.
В конце 1814 г. — начале 1815 г. ваххабиты сконцентрировали у Басальи большую армию. Здесь в январе 1815 г. произошло сражение, победу в котором одержало войско Мухаммеда Али. Затем войсками паши былизахвачены Ранья, Биша и после утомительного перехода египтяне вышли накрасноморское побережье и овладели Кунфудой. В результате решительных действийпревосходящих сил Мухаммеда Али ваххабиты были разгромлены в Асире и встратегически важных районах между Хиджазом и Недждом. Это был серьезный ударпо могуществу ваххабитов на юге. Однако в мае 1815 г. Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию и выехать в охваченный волнениями Египет.
Весной 1815 г. был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабитысохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии — Неджд иКасым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернаторуМедины и признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечитьсо своей стороны безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитамив Мекке.
Однакоусловия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших ихунизительными, ни Османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидскогоэмирата, ни самого Мухаммеда Али, который уже добился побед, «сворачивая ковераравийских пустынь».
В 1816 г. кровопролитная война в Аравии возобновилась. В Хиджаз была послана египетская армия, которуюсопровождали иностранные военные инструкторы. Во главе ее был поставленприемный сын Мухаммеда Али-Ибрагим, полководец, обладавший железной волей. Онрешил во что бы то ни стало, ценой каких угодно потерь, проникнуть в сердцеваххабизма — во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом егоочаге. В течение двух лет войска Ибрагима осаждали один за другим важнейшиецентры провинций Касыма и Неджда. Они превращали цветущие оазисы в пустыню,разрушали колодцы, рубили пальмы, сжигали дома. Кому удавалось спастись отразящего египетского оружия, тот погибал от голода и жажды. При приближенииегипетских войск население поднималось с насиженных мест и искало спасения вотдаленных оазисах.
В 1817 г. в результате массированного наступления египтяне взяли укрепленные поселения Эр-Расс, Бурайдуи Унай-зу. В начале 1818 г. они вступили в Неджд, взяли город Шакру и в апреле 1818 г. подошли к Диръие — сильно укрепленной столице ваххабитов, расположенной в центре каменистойпустыни Неджда. Наступил последний акт трагедии первого Саудовского государстваАравии — битва за Диръию. Ваххабиты стекались туда для участия в последнемсражении. Собрались все, для кого ваххабизм и преданность дому Саудидов былиделом жизни.
15 сентября 1818 г. послепятимесячной осады Диръия пала. Египтяне не оставили там камня на камне, и онаисчезла с географических карт. Ваххабитский эмир Абдалла сдался на милостьпобедителей и был казнен в Стамбуле. Во всех городах Неджда срыли укрепления.Египтяне торжествовали победу, и, казалось, ваххабитское государство былопохоронено навсегда. В городах покоренного Неджда и Хиджаза обосновалисьегипетские гарнизоны. Но завоевателям так и не удалось подавить силысопротивления и прочно укрепиться в стране. Горы и пустыни Аравии служилиубежищем для недовольных и являлись очагами ваххабитских восстаний.
6. Египтянев Аравии (1818—1840 гг.)
Врезультате египетского завоевания почти вся Аравия вошла формально в составОсманской империи; на деле она принадлежала теперь Египту.
Хиджазбыл превращен в египетскую провинцию, здесь правил египетский паша, назначенныйМухаммедом Али. По его же усмотрению назначались и смещались шерифы Мекки,власть которых стала призрачной.
Неджд управлялся египетскими наместниками.С назначенным Ибрагимом эмиром Машари, младшим братом казненного Абдаллаха,никто не считался. Страна была разорена и испытывала страшные бедствия. Повсюдуцарили голод и запустение. Усилились феодально-племенные раздоры. В Шаммаре,Касыме и других районах местные династии сохранили значительную долю автономиии лавировали между египетскими властями и мятежными ваххабитскими эмирами издинастии Саудидов, которые не прекращали борьбы с оккупантами.
ЕдваИбрагим покинул Неджд, как в 1820 г. в Даръийе вспыхнуло ваххабитское восстаниево главе с одним из родственников казненного эмира. Восстание было подавлено. Вследующем, 1821 г. ваххабиты восстали вновь — на этот раз более успешно. Воглаве восстания стоял двоюродный дядя казненного эмира — Турки (1821—1834). Онсверг поставленного египтянами правителя и восстановил ваххабитскоегосударство. Свою столицу он перенес из разрушенной Даръийи в хорошоукрепленный Рийад (приблизительно в 1822 г.). Высланные против ваххабитов египетские войска погибли от голода, жажды, эпидемий и партизанских набегов. МухаммедАли был вынужден ограничить оккупацию Неджда районами Касыма и Шаммара. Весьостальной Неджд был очищен от египетских гарнизонов.
Восстанавливаясвои прежние владения, ваххабиты изгнали в 1827 г. египтян из Касыма и Шаммара, а спустя три года, в 1830 г., вновь заняли аль-Хасу.
В том же 1827 г. шериф Мекки поднял антиегипетское восстание, но неудачно. Египтяне,потерявшие Неджд, сумели подавить это восстание и удержаться в Хиджазе.
Греческиеи сирийские дела отвлекали внимание Мухаммеда Али от Аравии. Однако послезавоевания Сирии он решил вернуть себе Неджд. В противовес Турки он выдвинул вкачестве претендента на ваххабитский престол некоего Ма-шари ибн Халеда, которыйв 1834 г. с помощью египтян овладел Рийадом, убил эмира Турки и сел на егоместо. Однако торжество победителя длилось недолго. Через два месяца сын инаследник Турки эмир Фейсал смелым налетом захватил Рийад, расправился с Машарии провозгласил себя главой ваххабитского государства.
Этанеудача не обескуражила Мухаммеда Али. Он решил во что бы то ни стало довестидело до конца, вторично покорить Неджд и выйти к Персидскому заливу. В 1836 г. крупная египетская армия во главе с Хуршид-пашой вторглась в пределы Неджда. Длительная иупорная борьба закончилась победой египтян. В 1838 г. эмир Фейсал был взят в плен и отправлен в Каир. Египтяне овладели Рийадом, аль-Хасой, Катифоми даже попытались захватить Бахрейн.
Второеегипетское вторжение в Неджд и оккупация аль-Хасы обострили и без тогонапряженные отношения с Англией и были одной из причин Восточного кризиса 1839—1841гг. Втянутый в серьезный международный конфликт, Мухаммед Али в 1840 г. был вынужден отозвать свои войска и очистить Аравию. Этим воспользовались ваххабиты, которыесвергли эмира Халеда, привезенного в обозе Хуршид-паши, и восстановили своювласть в Рийад е.
Послетого как египтяне покинули Аравийский полуостров, страна вновь распалась на рядобластей. Но это были уже не мелкие города-государства (такая раздробленностьсохранилась лишь в Хадрамауте и кое-где у Персидского залива), а сравнительнокрупные феодальные объединения. На Красном море это были Хиджаз и Йемен; воВнутренней Аравии — ваххабитский Неджд, Касым и Шаммар; на Персидском заливе — Оман.За исключением Омана и Южной Аравии, все остальные районы полуострова формальнонаходились под турецким суверенитетом. Однако Турция держала свои гарнизонылишь в главных городах Хиджаза и в портах Тихамы. За пределами этих городовтурецкие паши не имели никакой власти. На деле все феодальные государстваАравии были независимы от Порты.
ВХиджазе реальная власть принадлежала, как в былые времена, шерифам Мекки. ВНеджде возродилось ваххабитское государство. Оно охватывало почти всюВнутреннюю Аравию, а также аль-Хасу. Только феодалы и купцы Касымасопротивлялись ему, отстаивая свою независимость. В то же время на севере Недждаобразовался новый эмират — Шам-мар. С течением времени он окреп и вступил вборьбу с Недждом за гегемонию в Северной Аравии.
Во главевосстановленного саудовского государства встал эмир Фейсал (1843 г.), бежавший из египетского плена. В сравнительно короткий срок ему удалось восстановитьфактически распавшийся эмират. Правда, до прежнего могущества было далеко. В 1846 г. обессиленная страна признала даже турецкий сюзеренитет, обязавшись выплачивать 10 тысячталеров ежегодно в качестве дани. Далеко не были восстановлены и прежниеграницы ваххабитского государства. Под властью риадского эмира находились лишьсобственно Неджд и аль-Хаса.
СтремлениеСаудидов восстановить свою власть в Касыме втянуло их в затяжную борьбу сХиджазом. Мекканских шерифов отнюдь не устраивала перспектива ваххабитскогогосподства в этом важнейшем торговом центре Аравии. Да и само купечество Касымабыло против ваххабитской власти. Оно быстро богатело на развивающейся аравийскойторговле. Касымские купцы сосредоточили в своих руках значительную долюрастущего товарообмена как между различными областями Аравии, так и с соседнимиарабскими странами. Касымские купцы тяготились феодальными поборами и суровымиобычаями ваххабитского государства. Они выступали за самостоятельность своихгородов-государств. Благодаря поддержке мекканских шерифов население Касыма вконечном счете успешно отражало все ваххабитские походы. В 1855 г. Фейсал даже признал независимость Анейзы и Бурейды. Дальнейшие попытки Саудидов подчинитьсебе касымские города ничего не давали. Лишь временами им удавалось принудитьих к уплате дани.
ВВосточной Аравии ваххабиты встречали противодействие Англии. Они дваждыпытались овладеть своими старыми позициями на берегах Персидского залива(1851—1852 гг. — Западный Оман, 1859 г. — Катар) и оба раза были отраженыанглийским флотом. Наконец, в 1866 г. по англо-недждийскому договору Саудидыотказались от попыток распространить власть на Договорный Оман и Бахрейн иограничились получением с них дани.
Внутренняяжизнь возрожденного ваххабитского государства была проникнута духомвоинствующего фанатизма. Религиозная нетерпимость достигла крайних пределов. Всередине XIX в. в Неджде действовал особыйтрибунал ревнителей веры, который строго карал за нарушение религиозно-бытовыхпредписаний. Провинившихся штрафовали и подвергали тяжелым телесным наказаниям.
Новомугосударству ваххабитов не хватало внутренней сплоченности. Центральная властьбыла слаба. Племена поднимали оружие не только друг против друга, но и противэмира. После смерти Фейсала (1865 г.) феодально-племенной сепаратизм дополнилсядинастическими распрями. Наследники Фейсала, который поделил Неджд между тремястаршими сыновьями, начали ожесточенную борьбу за единоличную власть.
Борьбапретендентов и феодально-племенные междоусобицы ослабляли и без того непрочноеваххабитское государство. Этим не преминули воспользоваться турки, захватившиеаль-Хасу, и шаммарские эмиры, которые боролись с Сауди-дами за гегемонию вСеверной Аравии. К 1870 г. риядский эмират распался.
7. РостШаммарского эмирата
Средифеодальных государств, на которые распалась Аравия после ухода египтян, особоезначение приобрел Шаммарский эмират. Его столицей был город Хаиль. Утвердившаясяздесь еще в 30-е годы XIX в.новая династия Рашидидов воспользовалась ослаблением Неджда, чтобы укрепитьсвою власть. Рашидиды признавали вассальную зависимость от Неджда, но всередине XIX в. эта зависимость стала чистономинальной. Как и Неджд, Шаммар был ваххабитским государством. Однако вотличие от Неджда правители Шаммара проводили политику широкой религиозной терпимости.
Шаммарскиеэмиры Абдаллах (1834—1847) и особенно его сын Талал (1847—1868) много сделалидля развития торговли и ремесла. Талал построил в Хайле рынки и склады,помещения для лавок и мастерских. Он приглашал в город купцов и ремесленниковкак из соседних аравийских областей, так и из Ирака. Он наделял ихвсевозможными льготами и привилегиями. Религиозная терпимость привлекала купцови паломников. Караваны, шедшие из Ирака, изменили традиционные маршруты и сталипроходить в Мекку через Хаиль, минуя фанатичный Неджд. Талал заботился об ихбезопасности. Он целиком прекратил разбои на дорогах, подчинил себе бедуинскиеплемена и заставил бедуинов платить налоги. Он покорил также ряд оазисов (Хайбар,Джоуф и др.), сместил непокорных феодалов и назначил всюду своих правителей.Рост торговли, политика эмира Талала привели к централизации и укреплениюШаммара.
Рийадскиеэмиры с недовольством смотрели на рост своего могущественного вассала. В 1868 г. Талал был вызван в Рий-ад и там отравлен. Однако его государство продолжало существовать и,пользуясь поддержкой турок, вступило в борьбу с Рийадом за гегемонию воВнутренней Аравии.
Джебель-Шаммардостиг пика своегомогущества в правление Мухаммеда Ааль Рашида (1871—1897). В 1870-х годах былизавоеваны Эль-Аль и селения в Вади-Сирхан вплоть до границ Вади-Хаурана. Продолжившийсяупадок Риядского эмирата и союз с Портой позволили Мухаммеду вначалераспространить свою власть на города Касима, а в 1884 г. во время обострения борьбы внутри семейства Саудидов стать правителем всей ЦентральнойАравии.
На весьостаток XIX в. Джебель-Шаммар как бы перехватилвласть у эмирата Саудидов. Однако этот эмират не смог сыграть роль устойчивогогосударственного объединения. Основанный на преобладании шаммаров, онрассматривался другими группами населения не как надплеменная общеаравийскаявласть, а как орудие для господства одной племенной конфедерации над другими.Попадая в конце XIX в. во всебольшую зависимость от Османской империи, Джебель-Шаммар становился проводникомтурецкого влияния на полуострове, поэтому недовольство и возмущение аравийскихарабов турецким правлением и политикой распространялись на хаильских эмиров. Великобритания,укрепляясь на побережье Персидского залива и препятствуя турецким попыткамвосстановить утраченные позиции, стала поддерживать соперников Джебель-Шаммара.Наконец, после смерти Мухаммеда Ааль Рашида правящая семья, погруженная враспри, не смогла выдвинуть ни одного сильного и энергичного правителя. А вот вклане утративших власть и земли Саудидов в 1880 г. родился очередной внук бывшего эмира Фейсал а Абдальазиз. С юных лет, проживая в эмиграции вКувейте, он стал готовить себя к роли будущего вождя. На грани XIX и XX столетий он возглавил клан в борьбе за создание третьегогосударства Саудидов — Королевства Саудовской Аравии.