Союз благоденствия также был конспиративной организацией иимел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения,—ликвидацию крепостногоправа и самодержавия. Первое время и этот Союз отстаивал идею созданияконституционной монархии, в которой права монарха ограничивались бы законами исуществовал бы представительный строй. Однако Союз благоденствия попыталсяяснее определить “средства” борьбы и овладеть той основной силой, которая, помнению декабристов, двигала историей. Что же это была за сила?
Последователи философов-просветителей XVIII в., декабристыполагали, что “миром правят мнения”. Общественное мнение — вот сила, которойнадо овладеть, Именно она свалит феодализм. Пестель полагал, что феодальнаяаристократия “общим мнением всегда потрясена быть может” (“Русская Правда”).Создание “общего мнения” и должно было предшествовать революции и стать еедвижущей силой. Исходя из этого понимания, декабристы выразительно называлиреволюцию “общим развержением умов...”
Для овладения общественным мнением Союз благоденствия долженбыл, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных)организаций и руководить ими. Было запроектировано создание повсюду литературных,научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружковмолодежи. Предполагалось издание журнала “Россиянин XIX века”. Купилилитографский станок для печатания материалов тайного общества, подлежащихраспространению, но сначала не сладили с его техникой, тогда крайне несовершенной.Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не толькодворяне, а также купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне.Предполагалось, что в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнениеи примерно около 1840 г. произойдет революция.
Число членов тайного общества действительно увеличилось: оновозросло раз в десять и превысило 200 человек. Передовая молодежь повсюдусмело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движениестраны вперед. Она всюду смело заявляла “слово истины”, как говорил декабристЯкушкин, и “гремела” в гостиных, театрах и клубах, выступая против Аракчеева,крепостного права, палок и военных поселений. Чацкий, произносящий жаркие речипротив старой жизни,— живая фигура того времени, а “Горе от ума” — великийпамятник эпохи.
Между тем процессы общественного брожения развивались вседальше. Хотя Александр I, открывая в 1818 г. варшавский сейм, и обещал дароватьконституцию всей России, обещания своего он не исполнил. Да этим обещаниям,собственно, никто и не верил.
В то время были распространены острые святочные политическиепесни под названием “ноэлей”. В этих песнях действующими лицами были младенецХристос, дева Мария и политические деятели эпохи. Молодой Пушкин, другдекабристов, сам член одного из литературных объединений Союза благоденствия —“Зеленой лампы”, в своем “ноэле”, написанном к рождеству 1818 г., высмеивалцарские обещания. Младенец Христос обрадовался, узнав, что царь обещаетконституцию:
От радости в постели
Запрыгало дитя:
— Неужто в самом деле,
Неужто не шутя? А мать ему:
“Бай-бай, закрой свои ты глазки,
Пора уснуть бы наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.
Эта песня стала широко известна. Ее распевали повсюду.
Далеко не все, задуманное членами Союза благоденствия, былоосуществлено — многое так и осталось в замысле. Но все же почти за три годасвоего существования (1818—1821) Союз благоденствия сделал немало. Преждевсего он оформился организационно и развернул большую работу над своейпрограммой, создал первую часть “Зеленой книги” — устава Союза, начал работатьнад второй частью, содержавшей изложение его сокровенной цели. Союз выросчисленно, создал ряд новых отделов. Главные управы, как показывает СергейМуравьев-Апостол, “находились в Петербурге, Москве и Тульчине”. Главная —Коренная управа общества находилась в столице — Петербурге. По показанию С.Трубецкого, управы Союза благоденствия были заведены в Полтаве, Тамбове иНижегородской губернии. Большую роль играла Кишиневская управа. По-видимому,существовала и Киевская управа. Всего известно около полутора десятков управСоюза благоденствия.
'Было организовано несколько обществ. Литературное общество“Зеленая лампа” являлось филиалом Союза благоденствия. Оно собиралось наквартире Никиты Всеволожского, в комнате, освещенной зеленой лампой. Послетого как найдена часть архива “Зеленой лампы”, нет сомнений в том, что еечленов интересовали не только литературные, но и политические проблемы. Толькочто рассказанная утопия Улыбышева “Сон” — из этого архива. В незаконченномпослании А.С. Пушкина к “Зеленой лампе” недаром упоминается и о лозунгеравенства, и о фригийском колпаке — символе революционной Франции:
Вот оп, приют гостеприимный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз,
Где дружбы знали мы блаженство,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое равенство...
Была попытка Николая Тургенева создать “Журнальное общество”,или, как он называл его, “Общество 19-го года и 19-го века”. В нем и былонамечено издавать журнал “Россиянин XlX века”, или“Архив политических наук и Российской словесности”. Уже готовился первый номержурнала, обсуждались на заседаниях написанные для него статьи. Но царскаяцензура свирепела день ото дня, было запрещено печатать что бы то ни было о крепостномправе. В этих условиях выход в свет задуманного журнала не мог состояться.
Значительна деятельность декабристов в “Вольном обществелюбителей Российской словесности” и особенно в “Вольном обществе учрежденияучилищ по методе взаимного обучения”, т.е. в организации, распространявшейланкастерскце школы. Ланкастерский метод был способом массового распространенияпросвещения. Его идеей была быстрая передача первоначальных знаний сразу большомучислу учеников: учитель давал бесплатный урок группе наиболее способныхучеников, которые немедля шли в группы еще не обученных и передавали им знания,полученные на уроке. Таким образом, обученные 10—15 человек сразу же моглиобучить более сотни других учеников. Председателем общества был член Союзаблагоденствия граф Федор Толстой, одним из его заместителей — Федор Глинка,одним из секретарей — В. Кюхельбекер. Общество действовало среди бедного люда.Большую роль ланкастерская система сыграла в армии — в Петербурге в училище длявзрослых при штабе гвардейского корпуса и в казармах лейб-гвардии Павловскогополка. Особенно велика была роль ланкастерского обучения на юге, в дивизиидекабриста Михаила Орлова. В Петербурге Союз благоденствия обучил около тысячилюдей, на юге — полторы тысячи.
Мы видим, что работа Союза благоденствия была немалой.
Особенно стремились члены Союза благоденствия привлечь к себемолодежь, оторвать ее от старого лагеря; они понимали, что надопротиводействовать “староверству закоснелого дворянства” и иметь возможностьвоздействовать “на мнение молодежи”. Члены Союза благоденствия открытопротестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военнымипоселениями, жестокой расправой с восстанием поселений в 1819 г.,мобилизовывали общественное мнение против мракобесов Магницкого и Рунича,защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков,освобождали от крепостной неволи талантливых самоучек, ратовали зараспространение ланкастерских школ.
Противоборство беззакониям царского суда также входило впрограмму Союза благоденствия. В результате этой работы Союза, по свидетельствуГлинки, “многие взяточники обличены, люди бескорыстные восхвалены, многиеневинно утесненные получили защиту; многие выпущены из тюрем… иные, ужевысеченные (по пересмотрении дел) прощены и от ссылки избавлены… купецСавастьев уже с дороги в Иркутск возвращен и водворен благополучно в семействе,а другой костромской мещанин, высеченный, лишенный доброго имени и сосланный вкрепостную работу,… найден невинным и освобожден от крепостной работы, ивозвращен восвояси, и отдано ему честное имя”.
Ряд членов Союза благоденствия писал обстоятельные записки дляподачи царю о вреде крепостного права, о необходимости его отменить, онеотложности реформ.
Пушкинская “Деревня” также призывала царя к освобождениюкрестьян. В последних строках знаменитого стихотворения гораздо болеетребования к царской власти, нежели надежды на нее:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Но заря не взошла. Стихи Пушкина были вручены Александру I,тот просил передать поэту благодарность — едва ли искреннюю. Но через несколькомесяцев царь сказал, что Пушкина надобно сослать в Сибирь, потому что “всяРоссия наводнена его возмутительными стихами”. Вскоре “по манию царя” Пушкинасослали — не в Сибирь, а на юг — в Кишинев
К значительной работе Союза благоденствия отнесем и двасовещания (“съезда”) его Коренной управы: Петербургское совещание 1820 г. новопросу о республике и Московский съезд 1821 г., которые повернули движение идекабристов на новую дорогу.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru