Петр I(правление с 1689 по 1725г.) и Екатерина II(правление с 1762 по 1796г.) – одни из самых заметных фигур мировой истории. Не даром они получили внароде звание Великие.
Реформы,проводимые обоими императорами, до сихпор вызывают множество споров и разных, часто противоречивых, точек зрения.
Несомненно, можно провести много аналогий и различиймежду реформами Петра Iи Екатерины II, ноодно остается
неизменным: во всехначинаниях и преобразованиях чувствуется любовь к России и желание вывести странуиз нищеты и необразованности.
Анализируя, историю преобразований Петра IиЕкатерины IIсразу бросается в глаза, что они оба были заЕвропеизацию.
Петр Iв 1697 году едет в Европу всоставе Великого Посольства под именем Петра Михайлова. Целью посольства былозаключение союза с Европейскими странами против Турок. Этой цели достичь неудалось, но другая, не явная цель – знакомство с Европейской культурой, наукой,промышленностью, мастерством европейцев в разных делах и в кораблестроительствеособенно – была выполнена.
Завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы –Санкт-Петербурга, активное вмешательство в Европейскую политику – сталодействительно «окном в Европу». Деятельность Петра создала все условия дляболее широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиямиевропейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процессаломки норм и представлений Московской Руси.
Екатерина II– урожденная СофьяФредерика Августа Анхальт-Цербсткая происходила из бедного немецкого княжескогорода. В 1745 году, приняв православную веру, была выдана замуж за будущегоПетра III. Но будучи по происхождению немкой, Екатерина понимала, чтоимператрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала отэтого правила.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире.Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнегомирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт дляреформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазногогражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитоегосударственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Петр Iсчитаетсяидеологом абсолютизма. В 1721 году Петр Iменяет титул Российского монарха на императора, а страна сэтого момента называется Российская империя.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенногоабсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следованияидеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторыенаиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторонубуржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способнымпреобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIIIвеке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма,вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещениявынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма вРоссии приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходекоторой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютноймонархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословноеразмежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняяполитика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиямипредшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,выдающимися военными событиями и значительными территориальнымиприсоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военныхдеятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А.Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Е.II активно участвовалав государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом еедеятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности быладворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своейполитики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Этуже цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французскимиэнциклопедистами и щедрые денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себетак: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввестидобрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдатьзаконы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужноспособствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделатьгосударство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В реальнойжизни декларации императрицы часто расходились с делами.
ИПетр I и Екатерина II вводили реформыгосударственного управления.
С 1708 г. Петр Iначал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате кконцу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра I, которыйпосле завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был созданновый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший изначительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника — Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществленияисполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставленгенерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всехправительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции«ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров,назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системепрокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всехзлоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие вразное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определеннойотраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг — коллегии входили вопросыторговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс — коллегия — расходами, аРевизион — коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей,налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных имсумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, — дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всемпосадским населением; ему подчинялисьмагистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по темвопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий былосоздано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которыхбыли также четко разграничены. Одни изних, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия,ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие — Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. — подчинялись одной из коллегий.
В 1708 — 1709 гг. быланачата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так,Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались отсовременных областей, а Московская губерния охватывала весьгустонаселенный центр, территориюсовременных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей,на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошлиПетербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть.При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялосьтем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, числокоторых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией принем. Провинции, в свою очередь, делилисьна уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра Iуездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местныхдворян или отставных офицеров. Его функцииограничивались сбором подушной подати, наблюдением завыполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбиратьпо 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, апосле введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшиев них воинские части наблюдали за сборомподатей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащеголюда. Все новые учрежденные должности — все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих,- выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов.Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворнойслужбе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги ивыслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. Водной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, чтознатность рода сама по себе, без службы,ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породыникакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг непокажут.
С момента восшествия на престол и до коронацииЕкатерина IIучаствовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно.В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов сострого определенными функциями и под руководством генерал-прокурора,назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственногоаппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции -законодательной инициативы,она фактически перешла к императрице.
В1775 году, чтобы легче было управлять государством Екатерина II, издалаУчреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат властина местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию -не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составлялинаместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II изрусских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора быливице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернскоеправление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала КазеннаяПалата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всемисудебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемогоправительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены вуездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собраниемкапитан исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе -высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобыудобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система сословного суда: для каждого сословия(дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. Внекоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.
Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпаланеобходимость в ряде коллегий -они были упразднены;остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.
Созданнаягубернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864года, а введенное ею административно-территориальное деление -до Октябрьской революции.
Дворянство было признано особым главным сословием. Такжеособыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны былинести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане -заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые областираньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новоезаконодательство было введено повсеместно.
Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма Петр Iспособствовал упрочнению экономического иполитического положения дворянства. В начале XVIIIвека происходит окончательное формирование дворянскогосословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения.Петр Iвнушал поданным, что только тотдворянин достоин почитания, который служит.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785году вышла Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности ипреимущества благородного российского дворянства” представляла собой своддворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерина II от21/04/1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другуюслужбу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничитьэту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не срядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу.Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или неслужить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждаласьсвобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имелосмысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленныхлюдей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) самидворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливатькровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земельхозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны.Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение ккрестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайногоуправляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не былиразорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословиемв государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнутьтелесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели правовладеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своихимениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободныот постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право насамоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлосьдворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшеегубернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитанисправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотойдворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При ЕкатеринеII дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти.Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства изакрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующегокласса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины,Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлениироссийского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обостренияклассовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующеесословие в государстве.
В Петровскую эпоху российскаяэкономика, и прежде всего промышленностьсовершила гигантский скачок. В то жевремя развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями,намеченными предыдущим периодом. ВМосковском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия — Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокойстепенью применения командных и протекционистских методов.
Всельском хозяйстве возможностисовершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а такжеболее интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье дляроссийской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна иконопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712г. предписывал создавать коневодческиехозяйства в Казанской, Азовской иКиевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
ВПетровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны веденияфеодального хозяйства — неурожайный Север, где феодалы переводили своихкрестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другиесельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, гдедворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Такжеусиливались государственные повинности крестьян. Их силами строилисьгорода (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старыеденежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все времяявлялось получение как можно больших денежных и людских ресурсов длягосударственных нужд.
Былипроведены две переписи — в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицейобложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости отвозраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (сгосударственных крестьян — 1 руб. 10коп. в год).
Это упорядочило податнуюполитику и резко подняло доходы государства(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новыхмануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была такженаправлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции состороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, ноиспользование на ней преимущественно труда крестьян — посессионных, приписных,оброчных и др. — делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того,чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникамбыло предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием(посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписныхкрестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживалитяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. Накупеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкогопотребления, работали и посессионные, иоброчные крестьяне, а такжевольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра I вела к появлениюмануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:металлургические, оружейные, судостроительные, суконные,полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактурыили брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях — стекольной,
пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной,кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многихдругих. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральскихруд, строительство Вышневолоцкогоканала, способствовали развитиюметаллургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире вэтой отрасли.
К концу царствования Петра Iв России существовала развитая многоотраслеваяпромышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укреплениевсероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политикегосударства. Россия поставляла намировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ,пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучениеразным специальностям, и в свою очередь иностранцы — инженеры-оружейники,металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самымипередовыми технологиями Европы.
Врезультате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок быласоздана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем независящая от импорта.
В 1765 году, Екатериной II, в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическоеобщество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество(вольное — формально независимое от правительственных ведомств) было учрежденов Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка иторгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повыситьпроизводительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявленийполитики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлениемконкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) иприложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле лиего, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другоедля пользы общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранныхавторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова,критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитетаВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачисоциально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономическиевопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостныхотношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемноготруда в сельском хозяйстве.
ДеятельностьВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видовсельского хозяйства, развитию экономических отношений.
Вобласти промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, чтобыло выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовымиресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных исословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало напуть крепостнического предпринимательства -сталорасти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказалсяна руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику,стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то естьоснованных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочиезачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках.Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различныхвидах подневольного труда. В начале царствования Е. в России было 655промышленных предприятий, к концу -2294.
Большие различия видны в реформахкасающихся Армии и флота. Петр Iунаследовал большую военную силу. Московское государство XVIIвека могло выставить армию более чем в 200 тыс.человек. Петр в своей военной политике продолжил линию своих предшественников,только более энергично и последовательно. Основой новой армии сталиПреображенский и Семеновский полки, которые выросли из «потешных» отрядов и к1692 году были вполне сформированы и обучены. В 1705 году рекрутская системазакрепляется окончательно. Набор рекрутов на пожизненную армию проводился неежегодно, а по мере надобности. К концу царствования Петра Iв регулярной армии было более 200 тыс. солдат всехродов и войск и с выше 100 тыс. в нерегулярной казачьей коннице.
Поинициативе Петра Iоткрыты многие учебные заведения, открыта Академия наук, принята гражданскаяазбука. Но многие предписания Петра о развитии школ, науки, искусства былиполны утопических мечтаний. Средств, выделяемых на это, было ничтожно мало –все забирала война и постоянно растущий бюррократический аппарат.
Еще проживая в Москве, Екатерина IIпосле коронации, ознаменовала начало царствования великим идобрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находилиприют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либопогибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Тольконемногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В ВоспитательномДоме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” онивыходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе иотечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Екатерина II, как Государыня православного народа, всегдаотличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило многоправославных, которые подвергались гонениям со стороны польской католическойцеркви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не толькометодом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочьправославным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно.Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. Послемножества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставленыте же права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Онапостоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждыйзаболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы,продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаясяобязательной.
ЕкатеринаII путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышатьсвоими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только свельможами, но и с простыми крестьянами.
Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, воткрытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрицавелела открывать училища всюду: в больших городах -главные, в уездных -малые. Этобыло новое дело.
Императрицапокровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную ихудожественную литературу).
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы.Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдалэлементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытныеначальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народабыли сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, сталипокупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.
Сложно однозначно оценить итогицарствования Екатерины II и Петра I. Многие их начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широкимразмахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и частоошибочный результат. Можно также сказать, что они просто воплощали в жизньизменения, диктуемые временем, продолжая политику, намеченную в предыдущиецарствования. ЛИТЕРАТУРА
1Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ», Издательство Лениздат 1989
2Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», Издательство Панорама 1991.
4Казанцев Ю.И., Деева В.Г. учебник «История России», 2000
5Павленко Н.И. «Петр Великий», Издательство Мысль 1990
Вывод
Ясчитаю, что реформы Петра Первого и Екатерины Второй помогли дальнейшемуразвитию страны и сделать ее частью Европы
Вступление
Мало кто знает, что когда-то наша страна непренадлежала Европе, что картошку и табак завез в Россию Пётр Великий, а приютывпервые появились при Екатерине Великой. Кто эти люди, почему их называютВеликими и многое другое сильно заинтересовало меня, и я взялась раскрыть этутему.
Министерство РФ